Международный зал славы спортивной гимнастики

Содержание
  1. Справочный материал
  2. Международный зал славы гимнастики
  3. Оглавление
  4. история
  5. Прием новых членов
  6. Категория гимнастка
  7. Категория пожизненных достижений
  8. В «Международный зал славы гимнастики» были введены в должность.
  9. Алексей Немов и Оксана Чусовитина вошли в Международный зал славы гимнастики
  10. Спортивная гимнастика. Леонид Аркаев войдет в Международный зал славы
  11. История спортивной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы
  12. История возникновения гимнастики
  13. Древняя Греция
  14. Лаконика
  15. Афины
  16. Древний Рим
  17. Древний Китай
  18. Древняя Индия
  19. Первые труды о гимнастике
  20. Развитие гимнастики в Новое время
  21. Жан Жак Руссо
  22. Иоганн Генрих Песталоцци
  23. История национальных систем гимнастики
  24. Немецкая система гимнастики
  25. Герхард Ульрих Антон Фит
  26. Иоганн Христофор Гутс-Мутс
  27. Иоганн Фридрих Людвиг Кристофер Ян
  28. Адольф Шписс
  29. Французская система гимнастики
  30. Шведская система гимнастики
  31. Австрийская и датская система гимнастики
  32. Сокольская система
  33. Становление спортивной гимнастики
  34. Чемпионы Европы

Справочный материал

Международная федерация гимнастики (Federation Internationale de Gymnastique, FIG) – образована в 1897 году, правопреемник Европейской гимнастической ассоциации (1881).

FIG объединяет национальные федерации более 120 стран мира, входит в состав Генеральной ассоциации международных спортивных федераций, признана Международным олимпийским комитетом (МОК).

По своей структуре FIG состоит из исполнительного комитета и подчиненных ему технических комитетов (по спортивной гимнастике, художественной гимнастике, спортивной аэробике, общей гимнастике), а также комиссий (по акробатике, прыжкам на батуте и медицинской). Руководящий орган FIG – ежегодный конгресс; текущая работа осуществляется исполкомом. За региональную политику FIG отвечают соответствующие союзы: Европейский, Азиатский, Африканский и Панамериканский.

В разное время в структуре FIG работали представители советской гимнастики: Таисия Демиденко, Людмила Турищева, Валентина Батаен, Николай Миронов, Николай Попов, Валентин Муратов, Борис Шахлин.

Двадцать лет FIG возглавлял выдающийся советский гимнаст, абсолютный чемпион СССР, Европы и мира, олимпийский чемпион Юрий Титов. Возглавив FIG в 1976 году, Юрий Титов четырежды переизбирался на этот пост (1980, 1984, 1988 и 1992).

Читайте также:  Тренировка с использованием вертолета

В 1996 году президентом FIG был избран Бруно Гранди (Италия), находящийся на этом посту в настоящее время.

Федерация спортивной гимнастики России – образована в 1991 году, объединяет спортивные организации 71 субъекта Российской Федерации.

Президент – А.Л. Костин.

Международный зал гимнастической Славы (International Gymnastics Hall of Fame)

– основан в 1986 году в Калифорнии (США). С 1997 года размещается в Музее науки города Оклахома-Сити. В IGHF введены 64 знаменитых гимнастов мира, среди которых 17 представителей советской и российской гимнастики (на 2008 год).

Международный комитет Фэйр Плэй (CIFP)

– Международная неправительственная организация. Создана в 1963 году. Основатели: Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирный совет физического воспитания и спортивной науки (СИЕПСС), Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и известный французский теннисист середины XX века Жан Боротра. Цель организации: во всемирном масштабе постоянно способствовать воплощению в жизнь присущих спорту принципов Фэйр Плэй (англ. fair play – справедливая игра).

Действующий президент Комитета – известный венгерский фехтовальщик и спортивный деятель Енё Камути. В состав Комитета входят 130 коллективных членов (национальные олимпийские комитеты, в том числе ОКР, международные спортивные федерации, другие организации) и индивидуальные члены. Руководящие органы Комитета – Генеральная ассамблея, в которой могут участвовать все члены CIFP, и Административный совет из 30 членов. С 2003 по 2012 год в Административный совет входил председатель Российского комитета Фэйр Плэй В.С. Родиченко.

Основные направления деятельности Комитета: пропаганда принципов честности и благородства в спорте и ежегодное присуждение наград. В числе наград международный приз Фэйр Плэй Пьера де Кубертена – за поступок в духе Фэйр Плэй, совершенный спортсменом или командой; международный приз Фэйр Плэй Жана Боротра – присуждается за соблюдение принципов Фэйр Плэй на протяжении всей спортивной карьеры; международный приз Фэйр Плэй Вилли Дауме, бывшего президента CIFP, организатора Игр 1972 в Мюнхене, – за пропаганду Фэйр Плэй. Присуждаются также дипломы CIFP и направляются его поздравительные письма.

Первый приз Пьера де Кубертена был присужден в 1964 итальянскому бобслеисту Эудженио Монти, отдавшему на Олимпийских зимних играх важнейшую деталь своего боба главному сопернику, который благодаря этому победил. В последующем было присуждено более 500 призов и дипломов спортсменам и командам. Регулярно присуждались также награды за пропаганду принципов Фэйр Плэй.

В период до 1992 среди спортсменов СССР награды получили олимпийская команда 1976 по хоккею, борец Александр Медведь, советско-канадская трансарктическая экспедиция, журналист Н. М. Долгополов. С 1992 награды получили россияне: Приз Пьера де Кубертена – выдающаяся лыжница Раиса Сметанина; дипломами награждены юный футболист Сергей Будаев, фехтовальщик Станислав Поздняков, лыжник-паралимпиец Ирек Маннанов, батутистка Ирина Караваева, мастер спорта по спортивному ориентированию Светлана Швецова, вице-президент ОКР В.С. Родиченко.

Европейское движение Фэйр Плэй (The European Fair Play Movement, EFPM)

– Ассоциация неправительственных организаций национального уровня, преимущественно национальных олимпийских комитетов. Создана в 1994. Российскую Федерацию в составе EFPM представляет ОКР. Основная цель – пропагандировать и развивать Фэйр Плэй в спорте и образовании, преимущественно на территории Европы.

Высшим органом EFPM является ежегодная Генеральная Ассамблея, на которой представлены организации – члены из 36 стран Европы (данные на конец 2003). Один раз в 4 года Генеральная Ассамблея избирает Исполнительный комитет из 9 человек. Действующий президент EFPM – Карлуш Гонсалвиш (Португалия). Членом Исполкома являлся председатель Российского комитета Фэйр Плэй, пожизненный почетный вице-президент ОКР В.С. Родиченко. Общее число международных наград, полученных россиянами начиная с 1992 года, достигло 19.

Источник

Международный зал славы гимнастики

Международный Гимнастика Зал славы является зал славы и музей для тех , кто участвует в гимнастике в Оклахома — Сити .

Оглавление

история

Международный зал славы гимнастики был основан в 1972 году Фрэнком Уэллсом. Уэллс был членом Национальной гимнастической клиники , год в США проводил Конгресс для гимнастов, родителей и тренера по гимнастике. Ольга Корбут как первая участница была занесена в Международный зал славы гимнастики. Когда в конце 1970-х годов Национальная гимнастическая клиника распалась, это также означало временный конец Международного зала славы гимнастики. Лишь несколько лет спустя эту идею снова подхватил Гленн Сандби, редактор гимнастического журнала International Gymnast . В 1986 году Сундби основал Международный зал славы гимнастики в здании своего издательства в Оушенсайде , который существует и по сей день. В 1988 году Ольга Корбут снова была принята в первый состав. После того, как Sundby продал свой журнал International Gymnast в 1996 году , музей ненадолго закрылся и переехал в Оклахома-Сити в начале 1997 года .

Прием новых членов

Спортсмены, а также официальные лица или тренеры могут быть приняты в Международный зал славы гимнастики. Кандидатуры могут подавать ежегодно ассоциации-члены Всемирной федерации гимнастики, Fédération Internationale de Gymnastique или непосредственно правлением Международного зала славы гимнастики. Правление также принимает решение о том, кто будет принят из номинантов. Летом каждого года чествуют или принимают от четырех до шести новых членов.

Категория гимнастка

Чтобы попасть в Международный зал славы гимнастики, спортсмен должен выиграть как минимум одну олимпийскую медаль в личном зачете. Кроме того, он должен был играть активную роль в продвижении и развитии гимнастики на национальном или международном уровне в течение как минимум 10 лет.

Категория пожизненных достижений

В этой категории также могут быть отмечены не спортсмены, такие как тренеры или официальные лица. Обязательным условием является то, что вы оказали значительное влияние на развитие гимнастики в вашей стране и на ее международное участие в течение 20 лет.

В «Международный зал славы гимнастики» были введены в должность.

  • Имя: дает имя спортсмена.
  • Страна: указывает страну, в которой спортсмен начинает старт. В случае спортсменов, гражданство которых изменилось в ходе их карьеры, указывается страна, из которой спортсмен стартовал в последний раз.
  • родился: указывает год рождения спортсмена.
  • Год: Год введения в Зал славы.
  • ОС: указывает количество золотых, серебряных и бронзовых медалей летних Олимпийских игр (индивидуальных и командных). (Статус: 2006 г.)
  • WM: указывает количество золотых, серебряных и бронзовых медалей чемпионатов мира по гимнастике (индивидуальных и командных). (Статус: 2007)
  • КМ: указывает количество золотых, серебряных и бронзовых медалей в континентальных чемпионатах (индивидуальных и командных). Сюда входят медали, завоеванные на чемпионате Европы по гимнастике среди европейских гимнасток, на Панамериканских играх среди североамериканских гимнасток и на Азиатских играх среди азиатских гимнасток. (Статус: 2007 г.)
  • Примечания: указывает на особенность члена.

Источник

Алексей Немов и Оксана Чусовитина вошли в Международный зал славы гимнастики

МОСКВА, 21 мая — Р-Спорт. Четырехкратный олимпийский чемпион россиянин Алексей Немов и чемпионка Игр 1992 года в составе Объединенной команды Оксана Чусовитина вошли в Международный зал славы гимнастики (IGHOF).

Как сообщается на официальном сайте зала славы, церемония зачисления в его ряды новых членов состоялась в субботу в Оклахома-Сити (США). Помимо Немова и Чусовитиной в Международный зал славы гимнастики вошли японец Сун Фудзимото (олимпийский чемпион 1976 года) и американка Алисия Сакрамоне (серебряный призер Игр 2008 года).

На Олимпиаде-1996 в Атланте Немов завоевал золотые медали в командных соревнованиях и опорном прыжке, а спустя четыре года в Сиднее первенствовал в многоборье и на перекладине, став четырехкратным олимпийским чемпионом. В активе Алексея также две серебряных и шесть бронзовых олимпийских наград, пять золотых медалей с чемпионатов мира.

Карьера Чусовитиной началась еще в сборной СССР в 1990 году и продолжается по настоящее время. На Олимпиаде 1992 года в Барселоне в составе Объединенной команды (сборной СНГ) она стала олимпийской чемпионкой в командном первенстве. Впоследствии выступала за сборные Узбекистана и Германии. Чусовитина – трехкратная чемпионка мира, также на ее счету серебро ОИ-2008 в опорном прыжке. Кроме того, 41-летняя Чусовитина занесена в Книгу рекордов Гиннеса как единственная в истории гимнастики участница семи Олимпийских игр.

Всего за последние двадцать лет в IGHOF, который был основан в 1987 году, вошли 91 спортсмен из 22 стран мира.

Источник

Спортивная гимнастика. Леонид Аркаев войдет в Международный зал славы

Легендарный российский тренер Леонид Аркаев будет принят в Международный зал славы спортивной гимнастики, который находится в американском городе Оклахома-Сити. Как сообщили в министерстве спорта, физической культуры и туризма Мордовии, церемония состоится в предстоящую субботу 14 мая. В число лауреатов этого года также входят Александр Ткачев (Россия), Ливиния Милосович (Румыния), Штеффи Крекер (Германия), Мишель Леглиз (Франция).

Леонид Аркаев — заслуженный тренер СССР и России, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Он больше 30 лет возглавлял сборную нашей страны, выводил команду на семи Олимпиадах, воспитал около 50 олимпийских чемпионов.

В конце декабря 2005 года Аркаев переехал в Корею, где работал главным тренером женской команды и консультантом мужской. По окончанию контракта из всех предложений, в том числе и зарубежных, Аркаев выбрал предложение поучаствовать в становлении спортивной гимнастики в Мордовии. 29 марта 2009 года в Саранске был введен в эксплуатацию «Гимнастический центр Леонида Аркаева», где Леонид Яковлевич работает старшим тренером.

Среди российских и советских гимнастов в церемонии награждения в разные годы принимали участие Ольга Корбут, Лариса Латынина, Людмила Турищева, Нелли Ким, Юрий Титов, Николай Андрианов, Любовь Бурда, Полина Астахова, Борис Шахлин, Дмитрий Билозерчев, Александр Дитятин, Елена Шушунова, Светлана Богинская, Валерий Люкин, Владимир Артемов, Наталья Кучинская, Елена Давыдова, Лилия Подкопаева, Виктор Чукарин, Виталий Щербо, Юрий Королев, Михаил Воронин, напоминает ИТАР-ТАСС.

Источник

История спортивной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы

Спортивная гимнастика — это многоборный вид спорта. Мужчины выполняют опорные прыжки и упражнения — вольные, на коне, кольцах, брусьях, перекладине. Женщины — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, гимнастическом бревне и вольные. Чтобы стать Олимпийским видом спорта, спортивной гимнастике пришлось пройти длительный путь развития.

История возникновения гимнастики

Во времена первобытного общества, в тяжелых условиях борьбы с природой, все движения человека были подчинены рациональным целям. Добывание пищи, постройка жилья, изготовление одежды — все это требовало большой двигательной активности.

Причем в процессе жизнедеятельности людям приходилось использовать множество самых разных движений: бег и ходьба, прыжки, лазание по деревьям, подтягивание, преодоление различных препятствий. Многие из этих движений позже стали основой спортивной гимнастики.

Древняя Греция

Лаконика

Древнегреческое государство Лаконика широко известно прежде всего своим главным городом Спартой и знаменитыми воинами-спартанцами. Выносливых солдат начинали готовить еще с раннего детства путем изнурительных тренировок и сурового воспитания.

С 7 лет мальчиков отдавали в специальные школы с жесткими условиями жизни. Ученикам приходилось спать на твердом тростниковом ложе, ходить босыми и полуголодными. Все это закаляло характер будущих воинов.

Помимо искусства владения различными видами оружия спартанская школа большое внимание уделяла развитию физических качеств (сила, ловкость, быстрота). В качестве тренировок использовали бег, кулачный бой, борьбу, форсирование различных препятствий с применением гимнастических элементов.

Афины

В Афинах придавали одинаково большое значение развитию как интеллектуальных, так и физических качеств человека. С 7 лет дети занимались в платных мусических школах, где преподавались научные дисциплины и изучались искусства. А с 12-13 лет начиналось обучение в государственных школах — палестрах (от слова «палее» — борьба).

В палестре обучались обращению с оружием: лук и стрелы, дротики, копье и т. д. А в качестве укрепления тела широко использовались физические упражнения, в том числе гимнастические. Ученики состязались в перетягивании каната, преодолении препятствий, тренировали чувство равновесия и координацию.

Древний Рим

Римская империя известна своими военными победами, а в определенный период ее армия была просто непобедимой. Это стало возможным в немалой степени благодаря отличной физической подготовке солдат.

Процесс тренировки римских легионеров включал значительные беговые нагрузки, прыжки (в том числе с шестом), игры с мячом и т. д. Гимнастические элементы применялись при форсировании препятствий, упражнениях на деревянном коне.

Древний Китай

В Древнем Китае гимнастика известна под названием ушу. Она разделялась на два направления — солин и тай-цзи.

Солин предназначалась для тренировки воинов — включала упражнения на развитие силовых качеств, скорости. Значительное место это направление ушу уделяло искусству верховой езды, начальное обучение предполагало отработку элементов на деревянном коне.

Тай-цзи, в отличие от солин, носила скорее оздоровительный характер и состояла из комплекса плавных, медленных движений. В настоящее время тай-цзи приобрела популярность не только в современном Китае, но и в Западном мире.

Древняя Индия

В Древней Индии зародилось свое особое направление гимнастики — йога. Это большой комплекс психофизических упражнений, предполагавший развитие не только тела, но и духа.

Йога зародилась еще в III тысячелетии до нашей эры и с тех пор совершенствовалась, вбирая новый опыт и знания. Упражнения способствуют развитию гибкости, выносливости, имеют оздоравливающий эффект.

Первые труды о гимнастике

Сведения о развитии гимнастики средневекового периода можно почерпнуть из трудов французского писателя Франсуа Рабле (1494-1553 гг.). Он рассказывает о системе физического воспитания в дворянских школах Европы, включавшей в себя упражнения с гантелями и на перекладине, акробатические элементы, лазание по канату и шесту.

Большую ценность для истории гимнастики имеет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606 гг.) «Об искусстве гимнастики» в 6 томах. Он выделил три направления в гимнастике — военное, врачебное и атлетическое. Меркуриалис попытался возродить популярность гимнастики древних времен, но ему это не удалось, в немалой степени из-за возникшего тогда в обществе увлечения акробатическими упражнениями.

Арканджелло Туккаро (1538-1616 гг.) стал автором первого практического пособия по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Книга была издана в 1599 году во Франции. Туккаро описал все известные на то время акробатические упражнения с пояснениями по технике исполнения.

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) — чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель. Известен как популяризатор гимнастики, внесший большой вклад в разработку методики гимнастики. Им были выдвинуты принципы, заложившие основу физического воспитания: сознательность и активность, наглядность, постепенность, систематичность, многократное повторение.

Епифаний Славинский (1600-1675 гг.) — иеромонах Русской православной церкви, русский богослов, философ и переводчик, известный своими учеными трудами. Он рассматривал физические упражнения с точки зрения их воспитательной ценности, в том числе подверг педагогическому анализу многие гимнастические упражнения.

Джон Локк (1632-1704 гг.) — английский педагог и философ, считал, что познания об окружающем мире человек получает через ощущения, и поэтому важно развивать органы чувств. Также им был предложен спортивно-игровой метод для быстрого освоения знаний учащимися. Особую роль Джон отводил закаливанию и воспитанию дисциплины.

Развитие гимнастики в Новое время

В Новое время гимнастика продолжила активно развиваться. Ее внедрение в систему физического воспитания способствовало широкому распространению в обществе. Идеи Локка и Коменского о гармоничном развитии человека реализовывались на практике с помощью обучения детей и юношества гимнастическим упражнениям.

Жан Жак Руссо

Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) полагал, что подготовка ребенка к жизни должна включать в себя тренировку духа и тела с помощью закаливания, физических упражнений.

Большое значение философ придавал развитию функций органов чувств, приобретению ребенком двигательного и нравственного опыта, испытанию силы воли. Среди практических мер реализации своих идей Руссо предлагал физическую нагрузку: гимнастику, бег, прыжки. А для повышения мотивации и заинтересованности детей использовать игры и состязания.

Иоганн Генрих Песталоцци

Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) видел своей миссией просвещение и развитие детей из бедных семей. Для упрощения обучения Песталоцци во всех областях знаний выделял немногие главные элементы, отталкиваясь от которых, давал уже более широкую картину.

В системе физического воспитания педагог в качестве такого простого основополагающего элемента считал сустав, для каждого из которых разработал упражнения. Начиная с загрузки одного сустава, Песталоцци постепенно подключал упражнения с одновременным участием остальных суставных элементов. По сути это было развитием координации, что является главной целью гимнастики.

История национальных систем гимнастики

Немецкая система гимнастики

Среди немецких ученых, оставивших заметный след в развитии гимнастики, можно выделить Фита, Гутс-Мутса, Яна, Шписсса.

Герхард Ульрих Антон Фит

Учитель немецкого языка и гимнастики, Герхард Ульрих Антон Фит (1763-1836 гг.), собрал и систематизировал всю известную на то время информацию из области физической культуры. Результаты свой работы он изложил в фундаментальном труде «Опыт энциклопедии физических упражнений». Также ученый предложил определение понятия «физическое упражнение».

«Физическое упражнение — это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего».

Герхард Ульрих Антон Фит

Фит внес значительный вклад в разработку методики проведения занятий. В частности, он предложил тренировку элементов вольтижировки с помощью упражнений на деревянном коне и брусьях.

Иоганн Христофор Гутс-Мутс

Немецкий педагог, Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759-1839), развивал свою систему гимнастики под влиянием поражения Пруссии в войне с наполеоновской Францией.

Поэтому спортивная подготовка сочеталась с военной (маршировка, специальные военные упражнения). В системе использовались прыжки (в длину, высоту, с шестом), длительная ходьба, бег с препятствиями, метания предметов, лазания по канату, упражнения на бревне. Важным элементом обучения были наглядность и участие в соревнованиях.

Идеи Гутс-Мутса использовались не только при развитии немецкой, но и шведской системы гимнастики.

Иоганн Фридрих Людвиг Кристофер Ян

Фридриха Людвига Яна (1778-1852 гг.) считают «отцом современной гимнастики». Своей системе он дал название «турнен», что переводится с немецкого как «изворотливость». Ученый разработал 24 группы упражнений, как со снарядами, так и без них.

Обязательной частью системы стала состязательность, что повысило интерес к гимнастике среди молодежи. Ян большое внимание уделял технике выполнения упражнений, требуя от учеников точности, четкости движений, правильности линий тела. Носки ног должны быть оттянуты, а осанка сохраняться прямой. Тем самым зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики делился на два периода:

  • Первый период был подготовительным и включал общеразвивающие упражнения. Ученики занимались ходьбой, бегом, лазанием, тренировкой на снарядах, подвижными играми. Нагрузки увеличивались постепенно и сочетались с необходимым восстановительным отдыхом. Кроме физических способностей, обращали внимание и на развитие волевых качеств. Практиковался индивидуальный подход.
  • Второй период состоял уже из разучивания более сложных упражнений. Тренировка состояла из самостоятельной части, где ученики сами определяли, чем заниматься (тренеры лишь контролировали). Потом учитель показывал новые упражнения, которые необходимо было повторять многократно (более 100 раз).

Адольф Шписс

Гимнастика в стране набирала популярность, желающие заниматься организовывали союзы и общества. Правительство сочло нужным ввести занятия гимнастикой в практику школьного обучения.

На этом шаге активно настаивал Адольф Шписс (1810-1858 гг.) — преподаватель гимнастики, истории и пения. Он разделял идею Песталоцци о том, что занятия гимнастикой способствуют выработке трудовой дисциплины у детей.

Шписс обобщил опыт предшественников и выпустил собственный труд «Учение о турненском искусстве», где описал, в том числе, разработанные им самим упражнения в висах и упорах.

Занятия проходили под музыкальное сопровождение, что делало уроки более увлекательными. Упражнения строились с расчетом загрузки всех групп мышц при возрастающей сложности. Для каждого ученика устанавливалась своя норма, с учетом его сил и возможностей.

Французская система гимнастики

Гимнастика во Франции получила развитие благодаря возросшей привлекательности армии. Гимнастические упражнения начали использоваться в качестве подготовки к военной службе. Французская молодежь объединялась в команды, которые занимались спортом, организовывали военизированные игры.

На основе этих команд Наполеон создал школьные батальоны, ставшие армейским резервом. Это начинание не угасло и после окончательного поражения Наполеона.

Развитием гимнастической подготовки во французской армии занялся полковник Дон Франциско Аморос (1770-1848 гг.). В 1830 году он выпустил «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному», а также атлас с комплексами упражнений. Система гимнастики Амороса продолжала и развивала идеи Локка, Руссо, Песталоцци.

Шведская система гимнастики

Развитию гимнастики в Швеции положил начало Пер Хенрик Линг (1776-1839 гг.). Он обучался в Институте для детей и взрослых в Копенгагене, который был первым учебным заведением по физическому воспитанию. Получив большие знания и опыт в этой области, Линг в 1813 году открыл в Стокгольме Центральный Королевский институт гимнастики. Заслуги Линга признала Шведская академия, избрав его в 1835 году своим членом.

Сын Пера Хенрика Яльмар пошел по стопам отца. Именно ему принадлежит изобретение знаменитой шведской стенки и идея других снарядов: плинт, специальная скамейка, двойной бум.

Занятия по системе Лингов делились на 16 частей, которые шли в строго установленной последовательности. Тренировка содержала разные по направленности упражнения: для мышц ног и живота, на формирование правильной осанки, для развития равновесия и укрепления дыхательной системы.

Главной целью своей системы Линги считали достижение гармонии человеческого тела. Среди плюсов шведской гимнастики можно выделить ее явный оздоровительный эффект, большое разнообразие упражнений, возможность воздействовать на определенную группу мышц. Благодаря своим достоинствам и новизне система Лингов быстро распространилась во многих европейских странах.

Однако некоторые специалисты отмечали минусы шведской гимнастики. Так, Лесгафт и Демени, считали, что данная система не вполне учитывает анатомию и физиологию человека, не несет воспитательную функцию.

Австрийская и датская система гимнастики

В Австрии один из самых известных специалистов по физическому воспитанию Карл Гаульгофер (1885-1941 гг.) совместно с Маргаритой Штрайхер разработали одну из самых совершенных систем школьной гимнастики. Она учитывала пол и возраст детей, преследовала, прежде всего, оздоровительные и общеукрепляющие цели.

Датская система гимнастика, созданная Нильсом Буком (1880-1950 гг.), вобрала в себя шведский опыт. Нововведением здесь стал поточный метод выполнения упражнений, повысивший тренировочную нагрузку.

Сокольская система

Данная система появилась в 1860-х годах в Чехии. Гимнастика была создана обществом «Сокол», которое считалось центром борьбы за освобождение из-под власти Австро-Венгерской империи. В «Соколе» занимались воспитанием патриотического духа чешской молодежи, укреплением физической формы. Одним из средств служила гимнастика.

Сокольская система создавалась профессором Пражского университета Мирославом Тыршом (1832-1884 гг.). Он преподавал эстетику, поэтому в разработанных им гимнастических упражнениях прослеживается стремление к красоте формы и стиля. Элементы объединялись в комбинации с резкими прямолинейными движениями. Тырш уделял внимание красоте переходов из одного положения в другое.

В Сокольской гимнастике более активно задействовались предметы: палки, булавы, гантели — у мужчин; ленты, шарфы — у женщин. Гимнастические занятия, по сути, превращались в красочные увлекательные представления. Упражнения выполнялись под музыку, зачастую принимая среднюю форму между спортом и танцами.

Гимнасты носили одинаковую спортивную форму. Таким образом, Сокольская система способствовала развитию не только координации, быстроты, ловкости, но также эстетики, стиля.

Занятия включали четыре группы упражнений:

  • без снарядов;
  • упражнения на снарядах (брусья, перекладина, деревянный конь, кольца);
  • групповые упражнения;
  • упражнения в сопротивлении (единоборства, фехтование).

Начинались занятия с разминки (ходьба, бег, махи руками и ногами), а завершались обязательно восстановительными простыми упражнениями, дыхательной гимнастикой.

Становлению гимнастики как вида спорта способствовали соревнования, которые в Чехии стали проводиться с 1862 года. Постепенно совершенствовались программы выступлений, правила состязаний. Помимо собственно гимнастических упражнений, соревнования включали легкоатлетические виды: бег на спринтерскую дистанцию, различные прыжки, толкание ядра и другие.

Становление спортивной гимнастики

  • 23 июля 1881 года. Бельгия, Льеже. Создание Европейской гимнастической ассоциации по инициативе президента Бельгийской гимнастической ассоциации Николаса Куперуса. Страны-участники — Бельгия, Нидерланды, Франция. Позже реорганизовалась в Международную федерацию гимнастики (FIG, ФИЖ).
  • 1896 год. Соревнования по гимнастике включены в программу I Олимпийских игр.
  • 1903 год. Бельгия, Антверпен. I чемпионат мира по спортивной гимнастике. Дисциплины — командное и индивидуальное первенства, перекладина, параллельные брусья, конь, кольца. 4 страны-участника — Франция, Люксембург, Нидерланды, Бельгия. Победители: командное первенство — Франция (золото), Бельгия (серебро), Люксембург (бронза); индивидуальное первенство — Жозеф Мартинес (Франция).
  • 11-12 июня 1934 год. Венгрия, Будапешт. На XX Чемпионате мира впервые соревновались женщины. Соревнования проходили в командном и индивидуальном многоборьях. Победители: команда гимнасток их Чехословакии, абсолютная чемпионка — Власта Деканова (Чехословакия).
  • 10-11 апреля 1955 год. ФРГ, Франкфурт-на-Майне. I Кубок Европы среди мужчин. В 1969 году получил статус I чемпионата Европы. Дисциплины — индивидуальное первенство, вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, брусья, перекладина. Абсолютный чемпион — Борис Шахлин (СССР).
  • 25-26 мая. 1957 год. Румыния, Бухарест. Первый Кубок Европы среди женщин. В 1969 году получил статус I чемпионата Европы по спортивной гимнастике среди женщин. Участвовали 19 гимнасток из 10 стран. Дисциплины — индивидуальное первенство, вольные упражнения, опорный прыжок, брусья, бревно.
  • 1982 год. Образуется Европейский гимнастический союз — союз национальных гимнастических федераций стран Европы. С этого времени чемпионаты Европы проводятся под эгидой Европейского гимнастического союза. Насчитывает 50 национальных федераций (на 2020 год).
  • 1993 год. Нидерланды, Валкенсвард. Соревнования по спортивной гимнастике включены в программу II летних Европейских юношеских Олимпийских дней. В 1999 году переименованы в Европейский юношеский Олимпийский фестиваль.
  • 1994 год. Единственный раз, когда на чемпионате мира соревнования в личном и командном первенстве проводились в разное время и разных странах. Командные соревнования прошли в ноябре в Дортмунде (Германия), индивидуальные — Брисбене (Австрия).
  • 2005 год. Мужчины и женщины впервые соревновались вместе на чемпионате Европы по спортивной гимнастике и только в личных первенствах.
  • 2006 год. На чемпионате мира введена новая система начисления баллов.
  • 14-20 июня 2015 года. Азербайджан, Баку. Спортивная гимнастика включена в первые Европейские игры. Разыграли 14 комплектов медалей. Участвовали 172 спортсмена.
  • 23 июня-1 июля 2019 год. Венгрия, Дьер. I Первенство мира по спортивной гимнастике. В соревновании приняли участие девушки 14-15 лет и юноши 16-17 лет. Победители: в общекомандном медальном зачете — сборная России, в командном первенстве — девушки из России, юноши из Японии, в индивидуальном первенстве — Шинноске Ока (Япония), Виктория Листунова (Россия).
  • 1 апреля 2020 года. Европейский гимнастический союз переименован на Европейская гимнастика. В ее состав входят 50 национальных федераций (на 2020 год).

Чемпионы Европы

Лариса Латынина завоевала 5 золотых медалей во всех дисциплинах: многоборье, опорный прыжок, брусья, бревно, вольные упражнения.

Источник

Оцените статью