- Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
- Связь физической культуры с эстетическим воспитанием
- Задачи эстетического воспитания во время занятий физической культурой
- Готовые работы на аналогичную тему
- Средства и методы эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой
- Компоненты эстетического воспитания в процессе занятий физической культуры
Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
Светлана Черникова
Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду.
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственныхкачеств использую разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание, положительный пример детей, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа).
Пользуясь методом убеждения, разъясняю правила поведения, побуждаю детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
Словесные воздействия только тогда убедительны,когда они подкрепляются примерами: в своей работе отмечаю положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.
Накопление морального опыта и закрепление его осуществляю методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры.
В процессе физического воспитания развиваю у детей волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (ходьба по гимнастической скамейки, прыжки в высоту с разбега идр.) При этом необходимость выполнения, правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.
Обучение физическим упражнениям сочетаю с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др., с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Организую целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений. Например, объясняя технику метания в цель, указываю на сходство и различие ее с техникой метания на дальность. В ходе обучения использую также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений.
Давая различные задания, способствую проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, предлагаю своим воспитанникам придумать, как пролезть в обруч, как двум детям, стоящим на бревне, разойтись, не сходя с него.
Знания о физическом воспитании дети приобретают как в процессе занятий физическими упражнениями, так и во время бесед, при чтении книг, просмотре диафильмов, кинофильмов.
Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей и т. д.).
На занятиях физическими упражнениями решаю и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Разъясняю, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Обращаю внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания.
Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.
Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания привлекаю детей к подготовке к занятиям, к уходу за физкультурным инвентарем, к ремонту его. При формировании трудовых навыков показываю и рассказываю, как нужно выполнить задание, оцениваю качество выполнения, поощряю внесению элементов творчества, использую положительный пример детей, взрослых.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна. Самомассаж, бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным коврикам.
На базе ДОУ педагогами разработана целевая программа “Здоровый ребёнок”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на пять лет.
Система физкультурной работы включает в себя:
Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
Проведение двигательных разминок между занятиями;
Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
Организация динамического часа в конце прогулки ;
Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
Гимнастика после дневного сна;
Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
Организация досугов, праздников;
Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
Организация работы с семьёй.
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Варианты проведения утренней гимнастики:
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражненияс постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Общеразвивающая физическая подготовка носила системный характер, разработали план,ориентируясь по дням недели:
– понедельник – различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;
– вторник – занятие на развитие двигательных физических качеств;
– среда – игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;
– четверг – летние забавы (игры со скалками, игра в «классики»);
– пятница – различные походы, развлечения.
Этот план педагоги корректируют, учитывая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу; включают спортивные упражнения на велосипедах, самокатах, народные игры и др.
Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.
Нестандартное физкультурное оборудование Всем известно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования,.
Источник
Связь физической культуры с эстетическим воспитанием
Вы будете перенаправлены на Автор24
Задачи эстетического воспитания во время занятий физической культурой
Интерес к прекрасному у человека наблюдается с древних времен. В глубокой древности, люди стремились к красоте. Именно поэтому красота до сих пор отождествляется с чем-то естественным и природным. Естественная красота – это пропорции, симметрия, сочетание цвета, грация, пластичность и т.д. В древности люди выделяли красоту только лишь в природе (красочный заказ, красивое дерево или птица, журчание ручья, ракушки, камушки и т.д.). С течением времени люди стали выделять и тянуться к красоте в своем теле. На сегодняшний день уделяется большое внимание эстетике в области физической формы тела, что приводит к популяризации занятий физической культурой и спортом. Тем самым физическая культура и спорт выступают как одно из средств эстетического воспитания личности.
Эстетическое воспитание предполагает формирование у человека восприятия и отклика на прекрасное, умение находить его в разнообразных проявлениях, окружать себя красотой и стремится к искусству в целом.
Эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми сторонами воспитания, в том числе и с физической культурой. В процессе занятий физической культурой создаются благоприятные условия для эстетического воспитания ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения физических упражнений формируется красивая осанка, происходит гармоничное и пропорциональное развитие всего тела, развивается изящность движений. Именно это способствует воспитанию эстетических вкусов и чувств, а также представлений о том, как должен себя «держать» человек в обществе. Помимо этого, занятия физической культурой способствуют возникновению положительных эмоций, оптимизма и жизнерадостности.
Готовые работы на аналогичную тему
Связь эстетического и физического воспитания основана на единении их цели – формирование личности ребенка, совершенствование его физической формы, которая является составляющей частью эстетики человека.
Во время решения задач физического воспитания одновременно решается и ряд эстетических задач:
- Развитие эстетического вкуса и эстетических чувств, которые проявляются в процессе выполнения физических упражнений.
- Формирование верного понимания внутренней и внешней красоты человека.
- Формирование представлений о единстве этического, эстетического и нравственного.
- Становление понимания физического совершенствования как фундамента гармоничного развития личности ребенка.
- Понимание и восприятие красоты спорта, спортивных зрелищ, традиций и т.д.
Для достижения общей цели и решения задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой педагог (тренер) должен обладать необходимыми знаниями и разбираться в особенностях эстетического воспитания личности.
Средства и методы эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой
К средствам эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой относятся:
- Использование в процессе физических занятий разнообразных приемов и упражнений, при выполнении которых учитель или тренер указывает на моменты прекрасного.
- Проведение спортивных праздников и выступлений, которые сами по себе несут в себе множество эстетических моментов, основанных на красивых выступлениях спортсменов, красивых спортивных костюмах, оформлении и т.д.
- Природные и гигиенические условия проведения занятий физической культурой. Особенно актуальны занятия на природе (пробежки, плавание и т.д.).
- Специальная обстановка во время занятий физической культурой – музыкальное сопровождение с использование произведений искусства.
Данные средства должны использоваться не по отдельности, а в совокупности, только тогда можно говорить об эффективно организованном воспитательно-образовательном процессе, имеющем своей целью не только физическое воспитание, но и эстетическое.
К методам эстетического воспитания, в процессе занятий физической культурой, относятся:
- Эмоционально-выразительное объяснение (образное слово) порядка выполнения физических упражнений,
- Технически совершенный и эмоционально-выразительный показ выполнения упражнения.
- Собственный пример, вдохновляющий на поступки и действия.
- Приучение к красоте в двигательных упражнениях и в целом при занятиях физической культурой.
Для того, чтобы данные методы были действенными педагогу (тренеру) необходимо обладать специальными знаниями и умениями в области методологии. Необходимо понимать не только методологию физического воспитания, но и достаточно хорошо разбираться в методологии эстетического воспитания.
Компоненты эстетического воспитания в процессе занятий физической культуры
К основным компонентам эстетического воспитания в рамках занятий физической культурой относятся:
- Сформированные эстетические представления о красоте во время выполнения физических упражнений и занятиях спортом. Данные представления являются предпосылкой к полноценному восприятию эстетических проявлений в их многообразии.
- Устойчивая эстетическая оценка критериев проявления прекрасного в физической культуре и спорте.
- Эстетический вкус. Именно сформированный эстетический вкус свидетельствует о духовном богатстве личности. Хорошо развитый вкус оказывает влияние на восприятие, освоение и оценки красивого и безобразного в окружающей действительности.
- Эстетика деятельности. Данный компонент выражается во внешнем виде, культуре поведения, поступках и т.д.
- Эстетическое восприятие реальной действительности. В рамках занятий физической культурой, формирование эстетического восприятия окружающей действительно возлагается на учителя (тренера). Во время занятий формирование и развитие данного компонента является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.
Все обозначенные компоненты должно постоянно развиваться и совершенствоваться в процессе эстетического воспитания и обучения.
Источник