Особенности занятий физическими упражнениями с людьми пожилого возраста
Физическая культура в настоящее время представляет собой многогранное явление, имеющее целый ряд направлений, видов и форм занятий. Наиболее значительное место в ее структуре занимает базовая физическая культура, обеспечивающая базовый уровень физической подготовки.
Мотивы, привлекающие к занятию физическими упражнениями уже не молодых людей, сводятся к желанию укрепить свое здоровье и силы, улучшить работоспособность, сохранить бодрость. Задача занятий с данным контингентом заключается в том, чтобы с помощью физических упражнений предупредить наступление или ослабить влияние уже наступивших возрастных изменений. Могут решаться и такие частные задачи, как поднятие тонуса центральной нервной системы, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, улучшение обмена веществ, увеличение подвижности суставов, укрепление мышечной системы, улучшение координации движений и равновесия, общей подвижности занимающихся, повышение тренированности организма.
Большой фактический материал, которым в настоящее время располагает физиология мышечной деятельности, позволяет рассматривать двигательную активность не только как средство общей стимуляции организма, но и как фактор регулирования функций стареющего организма.
С возрастом человек все более существенно ощущает недостаток в движении. При дряблых скелетных мышцах с большим количеством разрушившихся волокон и капилляров ухудшается микронасосная работа внутримышечной периферии, она становится плохой помощницей сердца. Возрастные изменения организма, происходящие в пожилом и старческом возрасте, оказывают значительное влияние на методику проведения занятий, что требует акцентировать внимание на оздоровительных аспектах физической культуры.
Организация занятий в группах здоровья показывает необходимость работы тренера (преподавателя) в тесном контакте с врачом. Преподаватель группы здоровья должен и сам владеть простейшими методами медицинских исследований, умело оценивать полученные данные и использовать их для коррекции учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, целью данной работы является раскрытие важнейших моментов проведения занятий физической культурой с людьми пожилого возраста. Достижение данной цели подразумевает использование существующей методики проведения занятий, использующей наработки спортивной медицины, лечебной физкультуры и физического воспитания. В связи с этим, на мой взгляд, в курсовой работе необходимо выделить ряд конкретных задач:
- определение возрастных изменений различных систем организма у людей пожилого возраста;
- организация занятий физическими упражнениями с людьми пожилого возраста;
- определение принципов комплектования групп здоровья;
- раскрытие общего содержания занятий и их основные методические принципы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_zanyatiy.doc | 524.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности занятий физическими упражнениями
с людьми пожилого возраста»
Глава 1. Определение возрастных изменений различных систем организма
у людей пожилого возраста………………………………………………………5
Глава 2. Определение принципов комплектования групп здоровья………….11
Глава 3. Раскрытие общего содержания занятий
и их основные методические принципы………………………………………..14
Глава 4. Результаты исследования в группе здоровья для женщин,
относящихся к старческой возрастной категории……………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….26
Физическая культура в настоящее время представляет собой многогранное явление, имеющее целый ряд направлений, видов и форм занятий. Наиболее значительное место в ее структуре занимает базовая физическая культура, обеспечивающая базовый уровень физической подготовки.
Мотивы, привлекающие к занятию физическими упражнениями уже не молодых людей, сводятся к желанию укрепить свое здоровье и силы, улучшить работоспособность, сохранить бодрость. Задача занятий с данным контингентом заключается в том, чтобы с помощью физических упражнений предупредить наступление или ослабить влияние уже наступивших возрастных изменений. Могут решаться и такие частные задачи, как поднятие тонуса центральной нервной системы, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, улучшение обмена веществ, увеличение подвижности суставов, укрепление мышечной системы, улучшение координации движений и равновесия, общей подвижности занимающихся, повышение тренированности организма.
Большой фактический материал, которым в настоящее время располагает физиология мышечной деятельности, позволяет рассматривать двигательную активность не только как средство общей стимуляции организма, но и как фактор регулирования функций стареющего организма.
С возрастом человек все более существенно ощущает недостаток в движении. При дряблых скелетных мышцах с большим количеством разрушившихся волокон и капилляров ухудшается микронасосная работа внутримышечной периферии, она становится плохой помощницей сердца. Возрастные изменения организма, происходящие в пожилом и старческом возрасте, оказывают значительное влияние на методику проведения занятий, что требует акцентировать внимание на оздоровительных аспектах физической культуры.
Организация занятий в группах здоровья показывает необходимость работы тренера (преподавателя) в тесном контакте с врачом. Преподаватель группы здоровья должен и сам владеть простейшими методами медицинских исследований, умело оценивать полученные данные и использовать их для коррекции учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, целью данной работы является раскрытие важнейших моментов проведения занятий физической культурой с людьми пожилого возраста. Достижение данной цели подразумевает использование существующей методики проведения занятий, использующей наработки спортивной медицины, лечебной физкультуры и физического воспитания. В связи с этим, на мой взгляд, в курсовой работе необходимо выделить ряд конкретных задач:
- определение возрастных изменений различных систем организма у людей пожилого возраста;
- организация занятий физическими упражнениями с людьми пожилого возраста;
- определение принципов комплектования групп здоровья;
- раскрытие общего содержания занятий и их основные методические принципы.
Глава 1. Определение возрастных изменений различных систем организма у людей пожилого возраста
Организм человека является динамической системой, в процессе деятельности которой наблюдаются разнообразные изменения: до 25 лет функции совершенствуются, а с 25-30 лет в них отмечается обратный процесс [1] .
При этом все возрастные сдвиги в организме развиваются неравномерно. Ряд жизненно-важных показателей организма, таких, как частота дыхания, сокращения сердца, уровень сахара в крови, солевой состав крови, внутриглазное давление, в старости изменяются не резко.
Одни системы с возрастом изменяются быстрее, другие — медленнее.
Если бы все процессы при старении происходили равномерно, то это привело бы к стремительному угасанию жизнедеятельности организма. Именно неравномерность обеспечивает поддержание деятельности стареющего организма. Ослабление одних звеньев регулирования и мобилизации других — ведущий фактор адаптации организма при старении.
Механизм возрастных изменений в деятельности центральной нервной системы был раскрыт в работах И.П. Павлова и его учеников. Они показали [2] , что в старости страдают сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Старение более всего сказывается на тормозных процессах, как наиболее трудно вырабатываемых. Ослабление тормозного процесса отражается на эмоциональной сфере, психике старого человека.
При старении изменяются зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовая и температурная чувствительность.
Изучение возрастных особенностей психической деятельности человека показало, что временные показатели психических реакций нарушались в большей степени, чем показатели качественные, многословность с возрастом неуклонно повышалась и меняла свой характер, то есть процесс активного (условного) торможения прогрессивно ослабевал. Известно, что различные типы памяти могут претерпевать различные изменения: логическая память снижается от 20 до 50 лет на 35-40 %, в то же время отмечено ослабление в первую очередь ее механического компонента, смысловой же сохраняется значительно дольше. В старости наступает снижение памяти на старые даты, на текущие события, при сохранности ее на события прошлого.
Изменения, происходящие в центральной нервной системе с возрастом, оказывают большое влияние на функции всех органов и систем.
Касаясь физической работоспособности людей старших возрастных групп, следует рассмотреть функциональное состояние физиологических систем, обеспечивающих организм кислородом. Среди них главную роль, как известно, играет сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Сердечно-сосудистая система в период старения претерпевает значительные изменения, касающиеся как сердечной мышцы, так и кровеносных сосудов.
С увеличением возраста уменьшается вес сердца и его объем при одновременной гипертрофии левого желудочка, часть мышечных волокон сердца укорачивается и суживается, несколько изменяется его конфигурация.
Характерной особенностью сердца старых людей является увеличение в мышце жирового слоя и эластической ткани, уплотнение клапанов.
Обнаружено изменение обмена веществ миокарда, связанное с понижением потребления кислорода и усиление процессов гликолиза.
Существенно изменяются с возрастом и кровеносные сосуды.
Изменениям подвергаются все оболочки, но наиболее — внутренняя оболочка, где происходит увеличение числа и толщины эластических волокон и соединительной ткани. Вся кровеносная система в старости становится менее лабильной, уменьшается ее способность приспосабливаться к условиям внешней среды.
Функции сердечно-сосудистой системы состоит в обеспечении различных органов кровью, богатой кислородом и питательными веществами. Важным показателем ее деятельности является артериальное давление. По сравнению с молодыми, кровяное давление у старых здоровых людей обычно бывает несколько повышенным. Систологическое давление нарастает больше, чем дистологическое. Пульсовое давление — разница между систологическим и дистологическим — с возрастом растет, причем у женщин резче, чем у мужчин [3] .
По мнению большинства исследователей, в возрасте после 60 лет ритм сердечных сокращений замедляется, развивается «ригидность» сердечного цикла. Происходит замедление пульса — брадикардия, при которой его частота снижается до 36-60 уд/мин. Это значит, что у пожилых и старых людей сердце не так быстро реагирует на различные изменения деятельности организма.
Возрастные изменения отчетливо сказываются и на органах дыхания.
Наиболее рано возникающим и прогрессивно нарастающим возрастным изменениям со стороны дыхательной системы является уменьшением с годами жизненной емкости легких. С возрастом величина ЖЕЛ снижается. Так, если в 20-29 лет ЖЕЛ равна в среднем 4,5 л., а в 30-39 — 4,2, то после 50 — уже 3,3 л. Объясняется это ограничением экскурсии грудной клетки вследствие окостенения реберных хрящевых соединений, ригидностью и атрофическими изменениями в мышцах диафрагмы и брюшной стенки, а нередко и обильным отложением жира, ограничивающим диафрагмально-брюшное дыхание.
Кровообращение и дыхание взаимосвязаны в достижении одного результата — обеспечения окислительно-восстановительного процесса в тканях.
В связи с этим между ними существуют компенсаторные взаимодействия.
Понижение функций всех органов и систем организма с возрастом ведет к понижению обмена веществ. Перестройка обменных процессов начинается в возрасте 40-50 лет, а иногда и раньше. В отношении обмена веществ наиболее характерными для старости можно считать: а) падение активности окислительных процессов; б) общее падение активности ферментов; в) сдвиги в белковых фракциях крови и тканей; г) процессы трансминерализации.
Двигательный аппарат, как и все системы организма, подвержен общим законам старения. Наиболее характерным старческим поражением кости является остеопороз. Сущность его заключается не в потере кальция или недостатке его отложений, а в превращении плотного вещества кости в губчатое.
Возрастные изменения костно-суставного аппарата начинаются с хрящевой ткани, в частности, ребер и межпозвоночных хрящей. Хрящ теряет свою эластичность, сморщивается, уплотняется, пропитывается солями, объизвествляется и постепенно окостеневает. К числу ранних симптомов относится снижение подвижности шейных отделов позвоночника. Суставные сумки теряют свою эластичность, синовиальные складки и все места прикрепления связок окостеневают. Именно этим объясняется уменьшение гибкости позвоночника, уменьшение роста человека и уменьшение экскурсии грудной клетки при вдохе и выдохе. Все перечисленные изменения вызывают в суставах болевые ощущения, развитие воспалительных процессов – артриты и артрозы.
Возрастные изменения в мышечной ткани выражаются прежде всего в ограничении ее способности к сокращению и растягиванию. Выделяются две главные черты старческой мышцы: утомляемость и атрофия [4] .
Старческая атрофия протекает неравномерно. С возрастом меняется толщина мышечного волокна. Количество соединительной ткани при старении увеличивается, заполняя пространство между отдельными пучками мышечных волокон. Возрастные изменения двигательной функции организма выражаются в снижении показателей силы, гибкости, скорости, выносливости, ловкости и др.
Особое внимание следует уделить вопросу об особенностях реакции организма людей старшевозрастных групп на нагрузку. Установлена зависимость между интенсивностью нагрузки и величиной реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем у людей разного возраста. У молодых людей выявлена четкая зависимость между этими параметрами, в то же время у пожилых людей зависимость отмечается до определенного предела, после чего увеличение интенсивности работы приводит к снижению показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Специальный анализ эргограммы пожилого человека обнаружил отдельные перерывы в работе — так называемый «феномен обрыва», который связан с развитием тормозного процесса в центрах и имеет приспособительное развитие.
Ухудшение приспособляемости организма на начальном этапе занятий физическими упражнениями, называемое «барьером адаптации», и снижение интенсивности восстановительных процессов являются характерными особенностями стареющего организма.
Таким образом, в любом сомнительном случае, безусловно, необходима врачебная консультация. Не следует выполнять специальные физические упражнения без совета врача. Целесообразнее спросить его специфическом воздействии того или иного упражнения, которое собираетесь использовать, на организм, чем выслушать общие рекомендации о пользе физической активности. Известно, что индивидуальные возможности человеческого организма весьма различны, так же как индивидуальная потребность в физической активности.
Однако, необходимо избегать резких, непривычных энергичных упражнений, которые действительно могут оказаться опасными, но регулярные занятия с медленно возрастающей интенсивностью, к которым организм постепенно привыкает, принесут только пользу.
Существует целый круг пожилых людей, которые перенесли различные заболевания, такие, как артрит, паралич конечностей и сердечно-сосудистые заболевания. Они не могут заниматься физкультурой наравне со здоровыми.
Некоторым же заниматься оздоровительными упражнениями мешает излишний вес.
Однако, для этих людей все же необходимо включать какую-либо форму физической активности в повседневную жизнь. Даже если она будет сводиться к упражнениям рук и плеч, их следует выполнять. Это усилит кровоток и таким образом укрепит сердечно-сосудистую систему, улучшит кровообращение и благоприятно повлияет на физическое и психическое состояние. Для выполнения таких упражнений не требуется специальной экипировки.
Существует немало способов включить физические упражнения в повседневную жизнь. Это повысит независимость, позволит самим себя обслуживать, не полагаясь на постороннюю помощь. Независимость это самое ценное, чем располагает человек, однако по мере ослабления физических сил он рискует ее потерять.
Работая с людьми старших возрастов необходимо знать, что с возрастом изменяется возможность освоения новых двигательных навыков, в то же время двигательный стереотип характеризуется непрочностью. Исходя из того, что двигательные и вегетативные функции взаимосвязаны и взаимообусловлены, учет динамики их взаимоотношений с возрастом — кардинальный вопрос методики занятий в группах здоровья.
Прогнозирование тренировочного эффекта должно предусматривать всестороннюю оценку развивающихся изменений с тем, чтобы все они обеспечивали не только высокую специализацию двигательной функции, но и — главное — более совершенное приспособление организма ко всей совокупности конкретных условий его жизни.
Глава 2. Определение принципов комплектования групп здоровья
Первые группы здоровья в России создавались еще в 70-х годах. Согласно Положению о физкультурно-оздоровительных группах Комитета по физической культуре и спорту ВЦСПС их организация рекомендовалась на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах, по месту жительства населения, в парках культуры и отдыха, Домах и Дворцах культуры, Дворцах спорта, на туристских базах, в летних и зимних лагерях, в домах отдыха и профилакториях.
Считалось, что организация групп здоровья — важный этап в работе физкультурной организации, предусматривающей решение ряда организационно-методических, финансовых и агитационно-пропагандистских вопросов.
Следует признать, что с тех времен многое изменилось в организации занятий физическими упражнениями как вообще, так и в организации работы с пожилыми людьми, в частности. Однако, практические основы комплектования групп остались прежние — результаты медицинского освидетельствования, пол, возраст, физическая подготовленность.
Допуск к занятиям в оздоровительную группу производится после полного клинического обследования по месту жительства или работы с учетом имеющихся противопоказаний.
Комплектование групп осуществляется с учетом возраста. Для мужчин группы формируются в следующем возрастном диапазоне [5] :
— средний возраст 40-49, 50-59;
— пожилой возраст 60-66, 67-75;
— старческий возраст – свыше 75 лет.
Для женщин рекомендуются следующие возрастные группы:
— средний возраст 35-44, 45-54;
— пожилой возраст 55-65, 66-75;
— старческий возраст – свыше 75 лет.
При наличии хорошей материальной базы комплектование групп может изучаться с направленностью изучения и совершенствования одного из средств физической культуры или вида спорта: волейбола, плавания, туризма, бадминтона, тенниса и др.
Количественный состав групп различен: первая медицинская группа насчитывает 20-25 человек, вторая и третья — 12-15 человек. Определенное влияние на комплектование групп здоровья оказывает физическая подготовленность. С этой целью используются контрольные упражнения на силу, гибкость, выносливость, ловкость.
Оценка физической подготовленности на этапах учебно-тренировочного процесса позволяет выявить эффективность влияния занятий на двигательную функцию занимающихся.
Наиболее распространенными в группах здоровья являются следующие физические упражнения:
— наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамейке – критерий – подвижность суставов;
— подъемы ног до прямого угла из положения лежа на спине, взявшись руками за нижнюю стойку гимнастической скамейки – критерий – сила мышц пресса;
— прыжки в длину с места – критерий – силу мышц ног;
— бег до 300 м. – критерий – выносливость;
— преодоление полосы препятствий – критерий – ловкость.
— метание в цель – критерий – меткость.
Ряд преподавателей оценку уровня развития основных физических качеств, проводят по выполнению серии из 30 гимнастических упражнений, включаемых в контрольный урок, проводимый в начале и в конце каждого года.
Повторные замеры выполнения контрольных упражнений следует проводить, по возможности сохраняя условия и требования к упражнениям.
Источник