- Методика тренировок юных футболистов
- Cтруктура и содержание подготовки юных футболистов на базовом этапе.
- Технико-тактическая подготовка
- Групповые технико-тактические действия
- Символическая сборная ошибок
- Психолого-педагогические аспекты подготовки юных футболистов на базовом этапе
- Система личностных смыслов
Методика тренировок юных футболистов
Российский Футбольный Союз
Общероссийская общественная организация
- Новости
- Сборные
- РФС
- Регионы
- Массовый футбол
- Футбол России
- Болельщики
- Расписание сборных
- Билеты
- Магазин
- Правила поведения
- СМИ
- Аккредитация
- Дайджест
- Медиа
- Фото
- Видео
- Соцсети
-
- Мужская сборная
- Чемпионат мира
- Чемпионат Европы
- Лига наций
- Чемпионат Европы U-21
- Чемпионат Европы U-19
- Чемпионат Европы U-17
- Женская сборная
- Чемпионат мира
- Чемпионат Европы
- Чемпионат Европы U-19
- Чемпионат Европы U-17
- Мини-футбол
- Чемпионат мира
- Чемпионат Европы
- Чемпионат Европы (Ж)
- Пляжный футбол
- Суперфинал Евролиги
- Чемпионат мира
- Межконтинентальный кубок
- Всемирные пляжные игры
- Европейские игры
- Всемирные пляжные игры (Ж)
- Турниры клубов
- Бетсити Кубок России
- Тинькофф РПЛ
- Олимп-ФНЛ
- Олимп-ФНЛ-2
- Чемпионат России жен.
- Кубок России жен.
- Чемпионат России по мини-футболу
- Чемпионат России по пляжному футболу
- Виды и дисциплины
- Футбол
- Мини-футбол
- Пляжный
- Женский
- Женский чемпионат России
- Футбольная семья
- Академия РФС
- Судейство
- Селекция
- Наука
- Безопасность
- Медицина
- Антидопинг
- Реестр тренерских лицензий
- Подготовка резерва
- «Наша смена»
- Премия «Первая пятерка»
- Соревнования
- Массовый
- Кожаный мяч
- Детская футбольная лига
- День массового футбола
- Играй в футбол!
- Детско-юношеский
- Ветераны
- Футбол для всех
- Интерактивный
Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., Котенко Н.В.
Уважаемые тренеры! Российский футбольный союз выпустил второе издание, переработанное и дополненное, «Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет». Данная программа, разработанная творческим коллективом под руководством профессора Марка Годика, в ближайшее время будет разослана в российские ДЮСШ и центры подготовки специалистов в сфере футбола.
Познакомиться с программой вы также можете здесь.
Мы используем cookies для улучшения работы сайт, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на «Я согласен», вы соглашаетесь с нашей политикой использования cookies. Вы можете прочитать нашу политику здесь.
Источник
Cтруктура и содержание подготовки юных футболистов на базовом этапе.
Технико-тактическая подготовка
7-10 лет – это индивидуальные технико-тактические действия. Нельзя ребенка обучать диктанту, если он не знает букв, не умеет формировать слова и словосочетания. В футболе то же самое: мы зачастую просим делать различные упражнения, когда дети не имеют малейшего представления о них, не понимают силу возрастных особенностей. Поэтому основное, на чем нужно акцентировать внимание – это индивидуальные действия. Если мы говорим о тактике, то это тактика обороны, тактика атаки. Безусловно, очень важным моментом является работа с мячом. Что касается тактики и техники, основные направления – это удары по мячу, ведение, финты, отбор мяча. Анализ заключается в проблемных зонах.
Каждый тренер дает упражнения на ведение, на взятие у ворот, игровые упражнения. Но как показывает практика, многие не понимают, из чего состоит сама игра в футбол, хладнокровно относятся к анализу тренировочной и игровой деятельности. Если тренер научился анализировать, он не будет стоять на месте, а будет развиваться. Только глупец не признает, что он не ошибается ежедневно. Тот, кто умеет анализировать, принимает ошибку и думает, что сделать, чтобы ошибку исправить, всегда выигрывает.
Групповые технико-тактические действия
Все зависит от формата соревнований, в которых мы принимаем участие. С 10-летнего возраста и Россия, и Европа переходит на формат игры 10+1 – увеличиваются размеры полей, требования к технико-тактической, физической, психологической подготовке. В связи с этим, необходимо проанализировать, что же мы тренируем.
Цепочка игрока с момента зачисления в спортивную школу имеет свои особенности. Начинается все с индивидуальных действий, затем основная масса работы идет в групповые, но группа – понятие растяжимое. С 10 лет необходимо переходить на обучение в малых группах (двойках-тройках). Если вдуматься глобально, то любые комбинации состоят из микромалых групп. Малые группы состоят из индивидуальных действий. Все действия, на протяжении взросления футболиста проходят через его индивидуальные действия. Если уровень группы соотносится, то к 14 годам мы должны перейти к средним.
“В ЧЕМ СОСТОИТ ОСНОВНОЕ ФОРСИРОВАНИЕ СОБЫТИЙ? МЫ НАЧИНАЕМ ЗАНИМАТЬСЯ КОМАНДНЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА, УБИРАЕМ КОЛИЧЕСТВО ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ОТДЕЛЬНО-ВЗЯТЫХ ФУТБОЛИСТОВ. МЫ МОЖЕМ ВЫИГРАТЬ СОРЕВНОВАНИЯ В 10-11 ЛЕТ, ПОБЕЖДАТЬ В ОТДЕЛЬНО-ВЗЯТЫХ МАТЧАХ, НО, КОГДА ДЕТИ ВЗРОСЛЕЮТ, ЧТО-ТО У НИХ ТЕРЯЕТСЯ. ВЫХОДЯ НА БОЛЬШОЕ ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ, МЫ НАБЛЮДАЕМ НЕДОСТАТОК ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ. ПОЭТОМУ В 17 ЛЕТ МЫ НАЧИНАЕМ ОБУЧАТЬ, ПОТОМУ ЧТО В 10 ФОРСИРУЕМ СОБЫТИЯ, ЗАНИМАЕМСЯ ГРУППАМИ.“
Основные проблемные зоны связаны с тем, что каждый из тренеров дает технические комплексы – в двойках, тройках, четверках. Что в 8 лет, что в 17 упражнения не отличаются, в том числе и качество выполнения.
Далее ведение с последующим ударом по воротам: необходимо научить футболиста «рваной» работе. Футбол состоит из взрывов, которые мы должны тренировать в упражнениях, а у нас технические комплексы состоят из равномерного выполнения.
Удары-передачи: здесь должно быть обучение, а не возгласы «точнее, выше, сильнее». Обучение состоит в том, чтобы мы, как тренеры, видели детали выполнения. Именно от этого зависит футбольное образование, шанс в профессиональном футболе. Ребенок не понимает этих вещей, поэтому их необходимо сказать, донести. Из этого вытекает вторая проблема – словесное донесение, где надо всего лишь один раз показать. Тренер должен уметь показывать простейшие приемы, потому что наглядность определяет понимание, особенно ребенку, который еще формирует образы. Но самое главное – как ребенок все, что показано, будет выполнять во время тренировочных упражнений.
Что касается игровых упражнений, основные ошибки. Например, 3×1, 4×4, 5×3: если мы ставим задачу на линию передачи, то это упражнение решает ее. Но когда мы говорим о совершенстве игровых взаимодействий, то это передача ради передачи.
Мы должны понимать, из чего состоит игра, вырабатывать алгоритмы действий. Надо выяснять, почему игрок не может это выполнить на поле, если в условиях тренировочной деятельности выполняет. Психология, цена ошибки, тренерское или родительское давление – уже второй момент. Еще одна ошибка распространенная – лимиты взятия ворот, например: набрав 15 передач – можете забить гол. Если вы хотите перенести зеркально задачу, которую мы ставим перед тренировкой, надо мотивировать двойным успехом: гол за два, за три. Нельзя отбирать чувство гола.
Символическая сборная ошибок
- Некорректно поставленная задача с учетом возраста. Не хватает сегодня свободного футбола на тренировочных полях. Если мы в 9 лет совершенствуем групповые взаимодействия, почему в 11 лет нельзя делать передачу? Поэтому необходимо учитывать возраст и уровень подготовленности группы. Если есть возможность отбирать – это один материал, а набирать – другой.
- Подбираемые средства не соответствуют поставленным задачам. Для того, чтобы решить задачи, необходимо через тренировку их пропустить. Каждое упражнение должно четко определять задачу. Не надо ничего изобретать, лучше дать игру в футбол.
- Погоня за количеством упражнений в тренировке. За среднее время 90 минут может быть 8-12 упражнений, по 4-6 минут на каждое. Что за это время можно сделать? Лучше сделать меньше, но качественнее. Не надо стесняться требовать.
- Игнорирование паузы отдыха – взаимосвязанный фактор. Сегодня одно из главных требований – высокая интенсивность выполнения упражнений. Только через стресс можно развиваться, но необходимо подбирать не только фон нагрузки, но и контролировать паузу отдыха. Каждому человеку свойственно уставать.
- Преобладание словесного метода при объяснении. 80% индивидуальных действий должны быть заложены. При этом 65-70% донесения информации происходит словесным методом – от 2 до 6 минут мы объясняем упражнение. Но давно доказано, что при обучении наглядное восприятие воспринимается качественнее. Слово нужно дополнять, создавать благоприятный фон.
- Неучитывание двигательной плотности при конструировании упражнений. Когда мы занимаемся в средних группах, наполняемость групп от 20 человек. Если есть возможность разделения, этим необходимо пользоваться. Но зачастую нет возможности второго специалист: 15 человек стоит в очереди, чтобы выполнить 4-секундное упражнение. Поэтому главное контролировать качество выполнения. Также есть такое понятие, как правильно организованный возврат, чтобы априори выполнялось то количество касаний, которое необходимо делать – как минимум 150 касаний за тренировку. Тогда тренировочное воздействие будет максимально эффективным.
- Контроль/требования за техникой выполнения и устранением ошибок. Суть заключается в том, в какой фазе двигательного действия футболист выполняет ошибку. Задача квалифицированного тренера увидеть именно это. Переключение – необходимый элемент, который надо тренировать.
- Отсутствие необходимого количества повторений. Для создания навыка мы должны создать повторность, как в отдельно взятом занятии, так и в цикле. Уже придумана блочная система, поэтому мы должны понимать, что приемы связаны между собой. Необходимо создавать количество повторности в отдельно взятых упражнениях – минимум 8-12 раз, если это закрепление – до 16. Дозировка упражнений должна варьироваться, исходя из возрастных особенностей.
- Неучитывание возрастных особенностей при подборе дозировки. Есть такое понятие, как фокус внимания. Монотонные упражнения неинтересны детям. Необходимо чередовать эмоциональный игровой фон с процессами обучения. Очень важно чередовать упражнения и помнить о возрастных особенностях. Если возраст 7-10 лет, то за 8-12 минут должно быть выполнено определенное количество раз. С 11-летнего возраста можно увеличивать до 12-15 минут. Одна-две минуты прибавляются за счет соревновательного аспекта, достижения цели и т.п. Всегда интересно выполнять упражнение, когда тренер находится рядом.
- В упражнениях нет взаимосвязи с игрой. Мы часто тренируем то, что потом игроки в игре не делают.
- Доминирование изолированных упражнений над игровыми. В наших тренировочных занятиях 68% мы занимаемся изолированными упражнениями: конверты, ромбы и т.п. Зато, как только возникает игровая ситуация, мы не можем выполнить действие. Упражнения должны быть правильно организованы, отображать игру в футбол, а не противоречат ей. Главный тренер – время, отведенное для игры в футбол во время тренировочного занятия. В идеале эти цифры должны доходить до 30 минут: априори нужно убирать количество упражнений.
Подводя итоги, следует отметить, что футболистов нужно обучать искусству комбинировать, а не уметь производить комбинации. Необходимо воспитывать игрока с изобретательностью и фантазией. Не надо тренировать действия, надо тренировать умение, как применять это действие в условиях игры.
Психолого-педагогические аспекты подготовки юных футболистов на базовом этапе
“Мотивированы на результат мы все – ребенок, тренер. Игрок в 7-10 лет должен быть увлеченным, увлекаться футболом. Невозможно привить групповые командные действия. Разве не захочешь закончить с футболом, если нужно совершенствование групповых и командных технико-тактических действий при реализации быстрого нападения с выходом группы игроков в активно выгодные позиции в возрасте 8 лет и формате соревнований 4 на 4? Нужно просто играть в футбол, увлекаться.“
Далее в 10-11 лет должен появиться стойкий интерес к занятиям, тренировкам, чтобы лучше играть. В 11-13 лет ребенок должен подойти к сознательности выполнения определенных действий, потому что в конце он выходит на большое поле. Он должен сознательно выполнять действия, которые нужно реализовать. 13-14 лет – конечный этап большого пути, реализация в тренировках и играх. Мы должны понимать, что тренировочный процесс для нас с точки зрения педагогики и психологии, а игра для них. Но тренировки должны быть с удовольствием.
На этом возрастном этапе важно внимание к словам, средствам, методам. Достичь этого можно только своим образом и знаниями. Также нужна память – тренируйте ее у себя, в первую очередь, а уже потом у игроков. Еще одно – воображение. Игрок должен представить то действие, которым он будет реализовывать себя – для этого и нужны внимание и память.
Также нужно восприятие. Что мы сделали для восприятия игрока? Возвращаемся к памяти: есть зрительная, а есть слуховая. В возрасте 7-14 лет преобладает зрительная память, поэтому воздействие с первой секунды матча не представляет ничего полезного. Лучше просто посмотреть игру и записать определенные моменты. Когда вы начинаете подсказывать, вы сами хотите играть, а игрок видит матч по-другому, т.к. у него другая психология. В игре нужно просто наблюдение, чтобы потом донести то, что нужно. Чтобы была слуховая память, нужно говорить образами. Задайте себе вопрос: что вы помните, какое количество информации, которую вам говорят? Ребенок хочет жить футболом – это надо понимать.
Для того, чтобы мы тренировали внимание, мы должны направить усилия на сосредоточенный труд ребенка и повысить его ответственность при выполнении упражнений, тренировке, игре. Ребенок должен быть сосредоточен, у него должна появиться ответственность – чем дальше, тем больше. И перед собой, и перед партнером. Затем концентрация – полная дисциплина. Фотографируйте, когда объясняют тренеры – и увидите, что большая часть ребят вообще не слушают тренера. Должна быть концентрация и самодисциплина. Нужно изучать юного футболиста, иначе он становится не нашим соратником. Но необходимо понимать, что у него есть индивидуальные особенности: один воспринимает беседы, другой – давление.
Еще одна составляющая – интерес. Если его нет, ребенок не будет внимателен. Нужна детализация интереса: к футболу, тренировке, амплуа. Интерес должен распространиться не только на упражнения.
Почему мы говорим, что надо изучать игрока? Потому что у каждого индивидуальный тип нервной системы, своя манера поведения. Если мы это не учитываем на тренировке и в игре, то можем нанести непоправимый вред футболисту. Дисбаланс отношения игрока порождает неадекватное поведение, ведь ни один из нас не любит, когда его ругают при всех. Также и с коммуникацией: один замкнутый, а другой наоборот – очень общительный и в тренировках, и в играх. Это надо учитывать при выборе амплуа.
Нужно анализировать и эмоции игрока – при выигрыше, на тренировке и т.п. В игре зачастую могут спровоцировать. Мы часто пропускаем эмоции игрока, обращенные, например, к судье. Нужно это контролировать даже в раздевалке, потому что они разные, как и нервная система.
ёЧего хочет игрок? Ему нужны:
- утверждение среди сверстников;
- оценка успехов, причем желательно положительная, чтобы получить путеводное направление;
- проверка тренера на знания. В любом возрасте присутствует желание играть, поэтому дети хотят манипулировать, а не тренироваться;
- влияние внешней среды: телевизора, прически Роналду и т.п.
Система личностных смыслов
ТРЕНЕР-ИГРОК
Как живет игрок?
Помещаем себя в систему «игрок-тренер». Кто мы с ними? Есть собственное существование игроков, поэтому однажды мы становимся соперниками. Они могут видеть, что мы в чем-то уступаем их жеваниям и потребностям. Можем быть и друзьями, но с каждым другом стать нельзя, в лучшем случае – партнером для исполнения мечты игрока и устремлений тренера по карьере. Дети хотят использовать тренера в своих целях – такой тривиальный взгляд.
Существует и система личностных смыслов тренера и игрока, начиная от поездок и заканчивая наградами. Но как бы ни зависел от тренера игрок, он всегда хочет быть независимым, ему нужна собственная независимость. Поэтому происходит раздражение, когда игрок начинает проверять тренера. Нужно учиться, обогащаться знаниями, чтобы быть интересными футболисту. Следующий элемент цепочки после собственной независимости – познание своих возможностей. Необходимо постоянное общение, потому что никто точно не скажет, что помогает игроку стать футболистом главной команды. Мы должны точно понимать возможности игрока и при этом быть объективными – точно говорить, что, например, в этом сегменте можно достичь высот.
“НЕ НАДО ОБМАНЫВАТЬ ФУТБОЛИСТА: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДО 14 ЛЕТ МОЖНО МАНИПУЛИРОВАТЬ И РОДИТЕЛЯМИ, И ФУТБОЛИСТАМИ, ВЕДЬ НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАКИМ БУДЕТ ИГРОК. ВСЕ ОШИБАЮТСЯ, НО НУЖНО ПОЗНАВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОКА, ЧТОБЫ ОН ПРОЯВИЛ ИХ В СВОЕЙ СРЕДЕ. ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА – ЭТО ВСЕ, ЧТО ОКРУЖАЕТ ФУТБОЛИСТА. В ЭТОЙ СИСТЕМЕ НАДО СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ И ТОЧНО ПОНИМАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СУЩЕСТВУЕТ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЕ: С РОДИТЕЛЯМИ, ШКОЛОЙ И Т.П. НУЖНО ОБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НАМИ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ РЕБЕНКА С УЧЕТОМ ЕГО ИНТЕРЕСОВ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ВАЖНО НАПОМИНАТЬ РЕБЕНКУ СВОИ ЦЕННОСТИ: ЦЕННОСТИ КЛУБА, ЖИЗНИ, ПОРЯДОЧНОСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ВЗАИМОПОДДЕРЖКИ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ОКАЗЫВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ.“
Что должен делать тренер?
- Положительно относиться к усилиям футболиста для себя. Это тяжело, но необходимо. Часто мы не замечаем юного футболиста, успокаивая себя тем, что не мешали ему, чтобы он развивался сам, без рамок тренировочного процесса. Надо относиться к любым усилиям футболиста положительно.
- Быть доброжелательным. Необходимо улыбаться, прививать жизнерадостность и оптимизм, без которых невозможен футбол. Нужно доброжелательное отношение даже к поражению, без которого не бывает побед. Когда вы относитесь к футболисту по-своему, вы должны точно понимать, как бы вы отнеслись к подобному воздействию на вас.
- Проводить совместный конкретный анализ трудностей. Трудности возникают всегда, каждый день, но если есть совместного и конкретного анализа, а есть одни общие слова – ничего не будет. Наш футбол – это совокупность сложнейших связных двигательных умений и навыков, комплексный вид спорта по движению. Есть мяч, соперник, понимание, куда отдать и что делать, жесточайший мыслительный процесс, требующий быстрейшей переработки информации.
- Способы улучшения результата действия. Игрок ждет совета, как улучшить себя. Нужно предлагать конкретные способы совершенствования постоянно. Тренеры, как скульпторы, должны лепить спортсменов, ведь на игроков смотрит весь мир.
Чего мы хотим?
- Организации взаимоотношений – чтобы отношения были такими, которые позволяли тренеру и игроку понимать друг друга. Нужно анализировать среду игрока, чтобы понять его. Все это влияет на подготовку игрока – и это сложное педагогическое воздействие.
- Управление – это главное. Это организованность, ответственность, дисциплина, которая потом переносится в игру. Игрокам предстоит серьезная работа. Где мы управляем? В тренировочном процессе. В раздевалке. В ходе игры уже ничего не изменишь – все уже заложено во время тренировок. В быту – надо жить интересами игроков, жертвовать собой. Если вы живете их интересами и подготовкой, спортсмены тоже будут жертвовать ради этого – здоровьем, личной, жизнью, интересами, чтобы совершенствовать свое мастерство.
Чем мы управляем?
- Интересами. Мы не хотим, чтобы спортсмен становился плохим человеком, хотим заинтересовать клубом, футболом, жизненной позицией, поступками других людей.
- Поведением, но это полностью не получается никогда, ведь есть 20 разных психотипов людей. Зато нужно к этому стремиться, чтобы совершенствовать свое мастерство.
- Ожиданиями. «Я буду тренировать – он достигнет высот». Мы хотим управлять ожиданиями в плане совершенствования и просто жизни. Потому что тренер – это пример. Игрокам позволено то, что делает тренер.
- Последствиями, чтобы в дальнейшей жизни игрок был благодарен тренеру за то, что он сделал жизнь лучше, исполнил мечты и желания.
Как мы управляем? В сотрудничестве:
- с родителями – они оказывают непомерное давление, которому трудно противостоять;
- с друзьями, с которыми общается футболист;
- с партнерами, потому что они тоже оказывают давление и могут что-то подсказать;
- с внешней средой. Для этого надо самообразовываться каждый день;
- с известными футболистами – они могут рассказать путь преодоления трудностей, ошибок, которые помогают воспитывать пацанов;
- с самим собой – необходимо найти для себя консенсус с самим собой, чтобы найти путь управления футболистом.
Подводя итоги, следует отметить, что если тренер не разобрался в источниках проблем игроков, то он не может подвергать их критике, не может предложить путь исправления ошибок, совершенствования действий. Нужно учиться управлять собой, искать пути исправления, совершенствоваться, обогащаться, общаться друг с другом, а не критиковать себя и игроков.
Источник