Методика тренировки по тактической подготовке

Методическая подготовка (стр. 5 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Организация занятий по тактической подготовке отделе­ния. Тактическая подготовка отделения проводится в соот­ветствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск, курсов, наставлений, программ боевой подготовки, ротного расписания занятий и других руководящих документов.

Одиночное обучение солдата тактической подготовке осуществляется в ходе подготовки вновь прибывшего пополне­ния. Основной формой обучения при этом являются тактико-строевые занятия, на которых отрабатывается техника вы­полнения приемов и способов действий солдата в бою.

В тактической подготовке отделения используются следующие формы обучения: тактико-строевые занятия, такти­ческие занятия, а также боевая стрельба в составе отделе­ния. Совершенствование боевого слаживания отделения осу­ществляется в составе взвода, на полевых выходах, ротных, батальонных, полковых и дивизионных тактических уче­ниях.

Тактико-строевые занятия являются первона­чальной формой обучения солдата и первой ступенью боевого слаживания отделения.

Основным методом обучения на тактико-строевых заня­тиях является упражнение (тренировка) в выполнении при­емов и способов действий, при необходимости могут приме­няться объяснения и показ. Каждый прием и способ действий сначала отрабатывается по элементам в замедленном темпе, затем слитно в пределах установленного нормативами вре­мени. Не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный во­прос, не следует переходить к отработке следующего.

Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыс­лом. Она должна быть несложной, но вместе с тем обеспе­чивать качественную отработку учебного вопроса.

Продолжительность тактико-строевых занятий с отделе­нием Обычно составляет 3 часа и включает отработку двух-трех вопросов.

Читайте также:  Лучшее время для тренировки для набора мышечной массы

Тактические занятия предназначены для боевого слаживания отделения, совершенствования навыков команди­ров отделений в организации боя и управлении подчиненными при выполнении боевых задач. В ходе занятий учебные во­просы отрабатываются в строгой последовательности во вре­мени и темпе, присущих характеру изучаемого вида боевых действий, на фоне единой тактической обстановки.

Боевая стрельба в составе отделения яв­ляется высшей формой обучения отделения в условиях, ма­ксимально приближенных к боевым. Она предназначена для обучения командира отделения и личного состава ведению боевых действий с реальным ведением огня из всех видов штатных огневых средств. Проводит боевую стрельбу отделе­ния командир взвода.

Основным методом обучения на тактических занятиях и на боевой стрельбе является практическая работа обучаемых по выполнению ими своих должностных и функциональных обязанностей, в том числе и практическим решением огневых задач.

Подготовка района и средств материально-технического обеспечения организуется после проведения рекогносцировки района занятия, там же определяется объём работ, потребность материально-технических средств.

О порядке подготовки учебного поля к занятию даются конкретные указания помощника по обозначению противника и указывается, когда, где, что подготовить, по каким сигналам и какие действия обозначить.

Как и при отработке вопросов одиночной подготовки важное значение для предпочтительности занятия и качества его проведения имеет умелый выбор участка местности, однако в отличие от занятий по одиночной подготовке он должен быть более емким, позволяющим успешно действовать на установленных уставами интервалах не только отделению, но и взводу. Кроме того участок местности по возможности должен иметь разнообразные формы рельефа, которые способствовали поучительности отработке учебных вопросов. Например, для обучения отделения действиям в наступлении местность должна позволять скрытно выдвигаться на рубеж перехода в атаку, развертываться из походного в предбоевой и боевой порядок, стремительно атаковать на БТР (БМП), осуществлять маневр подразделениями. По темам оборонительного боя местность должна позволять производить отрывку окопов, способствовать скорому размещению БТР (БМП) и др. огневых средств.

Рекогносцировка района занятия производится в целях уточнения намеченного плана занятия и решения других вопросов, связанных с проведением занятия.

Руководитель занятия выбирает местность для занятия и уточняет тактическую обстановку. В ходе рекогносцировки определяет порядок отработки учебных вопросов и в соответствии с этим порядок обозначения противника, что необходимо сделать при подготовке учебного поля к занятию, уточняет расчет времени, необходимого на отработку учебных вопросов, на разбор, движение к месту занятия и обратно.

2. Практическая разработка план-конспекта по тактической подготовке.

На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в наступлении» обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий: переход в атаку из траншеи; выдвижение и развертывание отделения из колонны в цепь и свертывание в колонну; спешивание, развертывание в цепь и посадка на БМП (БТР); атака; преодоление различных заграждений и препятствий под огнем противника; осуществление различных видов ма­невра при бое в глубине обороны противника; отражение контратаки: дей­ствия по сигналам оповещения; действия при ядерном взрыве; мероприя­тия по ликвидации последствий применения противником оружия массово­го поражения, зажигательных веществ и многие другие.

На рекогносцировке, проводимой командиром взвода, командир отде­ления уточняет места и порядок отработки учебных вопросов, время на их отработку и порядок обозначения противника.

После проведения рекогносцировки разрабатывается план проведения тактико-строевого занятия. В плане указываются тема, учебные цели, время и место проведения занятия, руководства и пособия, учебное материально-техническое обеспечение и излагается ход занятия.

План проведения тактико-строевого занятия за один-два дня до нача­ла занятия представляется сержантом командиру взвода на утверждение. При этом он должен быть готов доложить командиру взвода порядок про­ведения занятия и при необходимости получить от него методические со­веты по отработке учебных вопросов и материально-техническому обеспе­чению занятия.

3. Организация и методика проведения занятий с отделением по оборонительной тематике.

Подготовка тактико-строевых занятий. Тактико-строевые занятия за­нимают важнейшую роль в тактической выучке отделения и требуют от его командира больших теоретических знаний, высокого методического мас­терства и особой ответственности за подготовку занятий.

В ходе боевой учебы выработана такая последовательность подготовки занятий: личная подготовка командира отделения; уяснение исходных данных; рекогносцировка и разработка плана проведения занятия; подго­товка личного состава отделения, материальной части и учебной матери­ально-технической базы.

Подготовка командира отделения к проведению занятия осуществляет­ся на показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах, но основным методом остается самостоятельная подготовка.

Готовясь к занятию, сержант под руководством командира взвод, уясняет изложенные в расписании занятий роты исходные данные: тему и учебные вопросы, отрабатываемые нормативы и время, а также расход моторесурсов и имитационных средств. Затем он изучает соответствующие разделы и статьи Боевого устава Сухопутных войск, часть III (взвод, от­деление, танк), положения Методики тактической подготовки мотострел­кового отделения и взвода и Сборника нормативов по боевой подготовке.

Уясняя содержание того или иного учебного вопроса, командир отде­ления уточняет, какие приемы и способы действий будут отрабатываться на занятии и в какой последовательности.

План проведения тактико-строевого занятия за один-два дня до начала занятия представляется сержантом командиру взвода на утверждение. При этом он должен быть готов доложить командиру взвода порядок про­ведения занятия и при необходимости получить от него методические со­веты по отработке учебных вопросов и материально-техническому обеспечению занятия.

В ходе подготовки личного состава к занятию командир отделения изучает с ним статьи Боевого устава Сухопутных войск, содержание дру­гих документов, а также нормативов, знание которых необходимо при отработке учебных вопросов. Командир отделения знакомит подчиненных с теми приемами и способами действий, которые им предстоит отработать на занятии, доводит до них меры безопасности.

Накануне занятия командир отделения проверяет исправность, машин учебно-боевой группы, мишеней и указок, а в день занятий получает у старшины роты или у заместителя командира взвода установленное количество холостых патронов, учебных имитационных ручных гранат сигналь­ных и осветительных патронов.

Проведение тактико-строевых занятий.

На занятие в поле отделение выходит в составе взвода. Перед выходом на занятие командир отделения проверяет наличие и экипировку личного состава, оружие, средства учеб­ного материально-технического обеспечения, а также знание подчинен­ными мер безопасности при применении сигнальных и имитационных средств. При передвижении к месту занятия и обратно могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), по­вторяться отработанные ранее тактические приемы (например, передвиже­ние на поле боя различными способами, действия по сигналам оповеще­ния), проводиться физические тренировки.

После выхода взвода в район занятия и объявления командиром взво­да темы, учебных, целей и мест занятия для каждого отделения командиры отделений следуют с личным составом к указанным местам и приступают к отработке учебных вопросов.

Тактико-строевые занятия могут проводиться пеший по-машинному или на БМП (БТР). На начальной стадии обучения отделения занятия проводятся пеший по-машинному.

Командир отделения проводит занятие примерно в такой последова­тельности. В исходном положении он объявляет отделению первый учеб­ный вопрос и порядок его отработки. Затем напоминает приемы и дей­ствия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и приступает к отработке первого приема. Если при подготов­ке к занятию ознакомление с отрабатываемыми приемами не проводи­лось, то командир отделения показывает новый прием в целом и первый отрабатываемый его элемент, а если личный состав был ознакомлен с при­емом ранее, то руководитель занятия только поясняет порядок его отра­ботки по элементам и приступает к тренировке.

Источник

Энциклопедия

Обобщенное название форм обучения военнослужащих, подготовки и слаживания органов управления (штабов), подразделений (формирований), воинских частей и соединений.

3. по Б.п. подразделяются: по организации работы обучаемых — под руководством обучающего и самостоятельную подготовку; по объекту обучения — на коллективные и индивидуальные; по целевому назначению — на учебно-плановые и контрольно-проверочные; по характеру учебной деятельности — на теоретические и практические; по месту проведения — на классные, на местности (объектах полевой и приказарменной учебно-материальной базы, на пунктах управления, боевых постах, вооружении и военной технике.

Под руководством обучающего проводятся все занятия, за исключением самостоятельной подготовки. Самостоятельная подготовка организуется для обучения всех категорий личного состава, а для офицеров и прапорщиков она является основным способом повышения уровня знаний и индивидуальных практических навыков. Порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет каждый военнослужащий, исходя из поставленных перед ним задач, должностных и специальных обязанностей и уровня обученности (для военнослужащих, проходящих службу по призыву порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет непосредственный начальник). Организуется и контролируется самостоятельная подготовка непосредственным начальником.

При проведении коллективных занятий объектом обучения является воинский коллектив, при проведении индивидуальных занятий — отдельный военнослужащий.

Учебно-плановые занятия проводятся по единым учебным программам и планам боевой подготовки и обеспечивают организацию систематического предметного обучения военнослужащих. Учебно-плановые занятия проводятся в форме теоретических, практических занятий и тренировок.

Цель теоретических занятий — усвоение общественных знаний, теоретических основ тактик современного боя, физических основ и принципов работы ракетного и специального вооружения, военной техники и оружия, изучение теории стрельбы и материальной части оружия и т.п.; к ним относятся лекции, семинары, беседы, классно-групповые занятия, инструктажи (инструктивные занятия), а также самостоятельная подготовка. Проводятся, как правило, в учебных классах.

Лекция проводится с целью устного изложения основных, наиболее сложных положений темы или разделов программы. Главное назначение лекции — помочь обучаемым в их последующей самостоятельной работе.

Семинар проводится с целью обсуждения и выработки единого понимания изучаемых вопросов, проверки, углубления и закрепления, полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний обучаемых, развития у них самостоятельного мышления. Цели семинара достигаются активным обсуждением содержания изучаемой темы, вопроса.

Беседа (рассказ-беседа) проводится с целью передачи знаний руководителя занятия обучаемым именно по тем вопросам, по которым обучаемые недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам. В ходе беседы для руководителя занятия главным является установление личного психологического контакта с обучаемыми, изучение личности обучаемых, поиск индивидуального подхода к каждому из них. Беседа имеет максимальную результативность, если она проводится с одним военнослужащим или группой, имеющей небольшую численность.

Классно-групповое занятие проводится с целью изучения учебных вопросов и углубления знаний по отдельным вопросам, в специально подготовленном и оснащенном всем необходимым учебным оборудованием и пособиями учебном классе (кабинете, зале, помещении). В ходе классно-группового занятия руководитель может использовать элементы лекции, беседы, показа, обсуждения.

Инструктаж (инструктивное занятие) проводится с целью доведения (напоминания) военнослужащим порядка и правил выполнения должностных и специальных обязанностей в процессе предстоящей работы или решения запланированных задач.

Практические занятия — основной метод обучения. Цель практических занятий — формирование и совершенствование практических навыков военнослужащих в ведении боевых действий; самостоятельной работе на вооружении и военной технике, совершенствования приемов и методов работы на них; умений и навыков командиров и штабов в организации и обеспечении боевых действий и управлении войсками; совершенствование полевой выучки и слаживание подразделений и воинских частей. Проводятся, как правило, на местности (в поле), боевой стартовой позиции (БСП), в позиционном (полевом) районе, на полевой позиции, учебном полигоне, автодроме, войсковом стрельбище, в парке, специально оборудованных классах и городках, боевых постах.

К ним относятся: тактические (тактико-специальные) занятия (ТЗ, ТСЗ), тактико-строевые занятия (ТСтр.З), полевые поездки, полевые выходы, проигрыш (ситуационный проигрыш) действий, групповые упражнения, тактические летучки, штабные тренировки, командно-штабные тренировки. Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого. Отработка нормативов в ходе практических занятий является обязательным требованием при обучении личного состава.

ТСтр.З предназначены для отработки тактических приемов и способов действий солдат и подразделений (формирований) со строгим соблюдением принципа «от простого к сложному» В ходе ТСтр.З учебные вопросы (задачи, действия) отрабатываются сначала по элементам в медленном темпе, а затем слитно в пределах установленного нормативами времени; вначале без оружия, экипировки, техники («пеший — по машинному»), затем на машинах при полной экипировке; в начале в простых условиях, затем на сложном тактическом фоне с обозначением действий противника; в начале днем, затем ночью. Отработка приемов и способов действий или учебного вопроса в целом повторяется до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно и в нужном темпе. Только после этого отрабатывается следующий учебный вопрос.

ТЗ, ТСЗ предназначены для слаживания (боевого слаживания) воинских частей (подразделений), практической отработки в комплексе мероприятий плана боевых действий (плана применения), оценки уровня подготовки воинских частей (подразделений). Проводятся с подразделениями и ракетными полками в целом, тактико-специальные занятия — с подразделениями и частями специальных войск и тыла в целом. На ТЗ, ТСЗ отрабатываются учебные задачи в условиях, максимально приближенных к боевым, без пауз и перерывов, с воинской частью (подразделением) в полном составе со штатным вооружением, средствами управления и связи, необходимым количеством боевой техники, обеспечивающими качественную отработку учебных вопросов.

Полевая поездка является формой оперативно-тактической подготовки, тактической (тактико-специальной) подготовки офицеров и предназначена для практической отработки учебных вопросов непосредственно на маршрутах движения, участках местности, полевых позициях и районах, где планируются действия (марши) воинских частей и подразделений при выполнении боевых задач.

Полевой выход предназначен для повышения полевой выучки воинских частей и подразделений. В ходе полевого выхода воинские части и подразделения выводятся на длительное время в позиционный (полевой) район, на полевые позиции, учебный полигон, участок местности. В ходе полевого выхода на фоне единой тактической обстановки проводятся тактические (тактико-специальные) учения, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные) занятия, стрельбы, занятия по вождению, тренировки по различным предметам обучения, учебным вопросам и нормативам, а также отрабатываются вопросы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения.

Проигрыш (ситуационный проигрыш) действий проводится с целью обсуждения порядка выполнения практических задач на предстоящем тактическом (тактико-специальном) учении или занятии. Проигрыш проводится с посредническим аппаратом, командирами, офицерами на картах, макете местности или непосредственно на местности. В ходе проигрыша обучаемые докладывают предлагаемый порядок выполнения задач и действий подразделений, свое место и место подчиненных, возможные действия противника, вопросы, подлежащие контролю, особенности отработки и оценки тактических и специальных вводных.

Групповое упражнение проводится с целью углубления знаний, полученных офицерами в процессе командирской подготовки, совершенствования практических навыков по управлению соединениями, воинскими частями и подразделениями при несении боевого дежурства, подготовке и ведении боевых действий, возникновении чрезвычайных ситуаций. Основа группового упражнения — групповым способом добиваться правильных действий, в первую очередь, по оценке обстановки, принятию решения и организации их практического выполнения.

Тактическая летучка предназначена для проверки и совершенствования знаний и практических навыков офицеров по отдельным вопросам управления войсками, оценки обстановки, проведения оперативно-тактических (тактических) расчетов и обоснований, принятия решений и постановки задач подчиненным воинским частям и подразделениям в ограниченное время. Основным методом проведения летучки является тренировка с последующим разбором. Тактическая летучка может проводиться на местности и в классе с использованием топографических карт, схем, макетов местности, комплектов документов управления.

Штабная тренировка предназначена для приобретения и совершенствования офицерами знаний и навыков по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе органов управления, а также слаживания отделений, служб и штаба в целом. В ходе тренировки обучаемые приобретают навыки в разработке боевых документов, проведении оперативно-тактических расчетов, развертывании и маневре войск и пунктов управления. Штабные тренировки, исходя из учебных целей и привлекаемых подразделений, могут быть раздельными или совместными и проводиться на местности, картах, рабочих местах, учебных и боевых постах.

Командно-штабная тренировка предназначена для совместного обучения командиров, штабов, служб, групп боевого управления старших и подчиненных звеньев управления. В ходе командно-штабной тренировки последовательно отрабатываются вопросы перевода войск с мирного на военное время; подготовка и ведение боевых действий с применением обычных и ядерных средств поражения, мероприятия по приведению войск в высшие степени боевой готовности, минуя промежуточные; управление войсками в ходе подготовки и ведения боевых действий. Командно-штабные тренировки проводится, как правило, на пунктах управления с использованием средств боевого управления и связи.

К формам обучения, проводимым как теоретически, так и практически, относятся классно-групповые, показные, инструкторско-методические занятия и самостоятельная подготовка.

В ходе классно-группового занятия при наличии учебно-тренировочных средств обучаемые для более полного закрепления полученных знаний могут отрабатывать отдельные действия практически.

Показное занятие проводится с целью усвоения военнослужащими установленной последовательности и наиболее рациональных приемов выполнения действий на вооружении и технике, доведения передовых и наиболее качественных способов и методов решения, поставленных перед соединением, воинской частью, подразделением задач. На показном занятии обучаемые наблюдают образцовые действия специально подготовленных подразделений, военнослужащих, осматривают и при необходимости практически опробывают образцово подготовленные объекты, агрегаты, системы, документы.

Инструкторско-методическое занятие проводится с целью овладения офицерами, прапорщиками и сержантами правильной методикой подготовки и проведения занятий по конкретной теме и передовыми, наиболее рациональными способами и приемами работы в качестве руководителей предстоящих занятий.

Тренировки — занятия, предназначенные для выработки, поддержания и совершенствования у личного состава общих и специальных навыков, необходимых для выполнения должностных и специальных обязанностей, слаженных действий по выполнению боевых (поставленных) задач подразделениями и воинскими частями. К ним могут привлекаться как отдельные военнослужащие (индивидуальная тренировка), расчеты, смены, отделения (групповая тренировка), а также подразделения и воинские части в полном составе. Тренировки (тренажи), как правило, носят кратковременный характер. На тренировках отрабатываются один, иногда два учебных вопроса.

Контрольно-проверочные занятия проводятся командирами (начальниками) с целью определения уровня обученности подчиненного личного состава, подразделений, воинских частей и соединений. К контрольно-проверочным занятиям относятся: командно-штабные учения, тактические (тактико-специальные) учения, контрольные (зачетные) занятия, учебно-боевой пуск, состязание (конкурс).

Командно-штабное учение предназначено для достижения оперативности и слаженности работы командиров и органов управления, совершенствования в организации боевых действий и непрерывном управлении войсками, определения уровня подготовки командиров и органов управления, проверки основных положений уставов, наставлений и других нормативных документов, совершенствования методов и способов управления войсками, формирования у обучаемых необходимых боевых и морально-психологических качеств, повышения индивидуальной подготовки обучаемых.

Тактическое (тактико-специальное) учение проводится с целью слаживания (боевого слаживания) органов управления, дежурных сил (смен), подразделений и воинских частей при выполнении поставленных задач в условиях, максимально приближенных к боевым, совершенствования навыков командиров и органов управления в подготовке, организации и ведении боевых действий и их всестороннего обеспечения, проверки реальности планов боевых действий (планов применения), обучения и оценки войск по предметам боевой подготовки, исследования и отработки новых способов боевых действий и более полного освоения возможностей ракетного комплекса.

Контрольное занятие проводится командиром (начальником) с целью определения уровня обученности личного состава подразделений (воинской части) по предмету обучения, слаженности подразделения, знаний и умений военнослужащих выполнять свои должностные и специальные обязанности. Контрольные занятия могут проводиться в ходе тактических (тактико-специальных) учений, ТЗ (ТСЗ). Зачетное занятие (зачет) проводится в ходе учебного процесса для определения уровня полготовки личного состава по отдельным темам или разделам Программ боевой подготовки.

Состязание (конкурс) проводится для определения лучших в объединении, соединении и воинской части подразделений, смен, расчетов, военнослужащих по полевой выучке, тактической (тактико-специальной), специальной подготовке и другим предметам обучения.

Учебно-боевой пуск проводится с целью совершенствования практических навыков личного состава и проверки боевой готовности соединений и воинских частей. Подготовка и проведение пуска осуществляется в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учебно-боевых пусков.

По структуре 3. по Б.п. в большинстве случаев делятся на три методические части: вступительная (вводная), основная и заключительная. Вступительная (вводная) часть занятия предназначена для постановки перед обучаемыми учебной задачи, психологической подготовки их к активной и напряженной работе на занятии по овладению изучаемым материалом, проверки готовности обучаемых и материального обеспечения. Основная часть занятия предназначена для отработки (раскрытию содержания) учебных вопросов, в ходе которой руководитель занятия обучает личный состав, осуществляя доведение до него учебного материала спланированными приемами и способами. Заключительная часть предназначена для подведения итогов занятия.

Для проведения 3. по Б.п. в РВСН существует соответствующая учебно-материальная база и необходимые учебно-тренировочные средства.

Источник

Оцените статью