Методическая подготовка (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 |
Организация занятий по тактической подготовке отделения. Тактическая подготовка отделения проводится в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск, курсов, наставлений, программ боевой подготовки, ротного расписания занятий и других руководящих документов.
Одиночное обучение солдата тактической подготовке осуществляется в ходе подготовки вновь прибывшего пополнения. Основной формой обучения при этом являются тактико-строевые занятия, на которых отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий солдата в бою.
В тактической подготовке отделения используются следующие формы обучения: тактико-строевые занятия, тактические занятия, а также боевая стрельба в составе отделения. Совершенствование боевого слаживания отделения осуществляется в составе взвода, на полевых выходах, ротных, батальонных, полковых и дивизионных тактических учениях.
Тактико-строевые занятия являются первоначальной формой обучения солдата и первой ступенью боевого слаживания отделения.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий, при необходимости могут применяться объяснения и показ. Каждый прием и способ действий сначала отрабатывается по элементам в замедленном темпе, затем слитно в пределах установленного нормативами времени. Не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего.
Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Она должна быть несложной, но вместе с тем обеспечивать качественную отработку учебного вопроса.
Продолжительность тактико-строевых занятий с отделением Обычно составляет 3 часа и включает отработку двух-трех вопросов.
Тактические занятия предназначены для боевого слаживания отделения, совершенствования навыков командиров отделений в организации боя и управлении подчиненными при выполнении боевых задач. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности во времени и темпе, присущих характеру изучаемого вида боевых действий, на фоне единой тактической обстановки.
Боевая стрельба в составе отделения является высшей формой обучения отделения в условиях, максимально приближенных к боевым. Она предназначена для обучения командира отделения и личного состава ведению боевых действий с реальным ведением огня из всех видов штатных огневых средств. Проводит боевую стрельбу отделения командир взвода.
Основным методом обучения на тактических занятиях и на боевой стрельбе является практическая работа обучаемых по выполнению ими своих должностных и функциональных обязанностей, в том числе и практическим решением огневых задач.
Подготовка района и средств материально-технического обеспечения организуется после проведения рекогносцировки района занятия, там же определяется объём работ, потребность материально-технических средств.
О порядке подготовки учебного поля к занятию даются конкретные указания помощника по обозначению противника и указывается, когда, где, что подготовить, по каким сигналам и какие действия обозначить.
Как и при отработке вопросов одиночной подготовки важное значение для предпочтительности занятия и качества его проведения имеет умелый выбор участка местности, однако в отличие от занятий по одиночной подготовке он должен быть более емким, позволяющим успешно действовать на установленных уставами интервалах не только отделению, но и взводу. Кроме того участок местности по возможности должен иметь разнообразные формы рельефа, которые способствовали поучительности отработке учебных вопросов. Например, для обучения отделения действиям в наступлении местность должна позволять скрытно выдвигаться на рубеж перехода в атаку, развертываться из походного в предбоевой и боевой порядок, стремительно атаковать на БТР (БМП), осуществлять маневр подразделениями. По темам оборонительного боя местность должна позволять производить отрывку окопов, способствовать скорому размещению БТР (БМП) и др. огневых средств.
Рекогносцировка района занятия производится в целях уточнения намеченного плана занятия и решения других вопросов, связанных с проведением занятия.
Руководитель занятия выбирает местность для занятия и уточняет тактическую обстановку. В ходе рекогносцировки определяет порядок отработки учебных вопросов и в соответствии с этим порядок обозначения противника, что необходимо сделать при подготовке учебного поля к занятию, уточняет расчет времени, необходимого на отработку учебных вопросов, на разбор, движение к месту занятия и обратно.
2. Практическая разработка план-конспекта по тактической подготовке.
На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в наступлении» обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий: переход в атаку из траншеи; выдвижение и развертывание отделения из колонны в цепь и свертывание в колонну; спешивание, развертывание в цепь и посадка на БМП (БТР); атака; преодоление различных заграждений и препятствий под огнем противника; осуществление различных видов маневра при бое в глубине обороны противника; отражение контратаки: действия по сигналам оповещения; действия при ядерном взрыве; мероприятия по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, зажигательных веществ и многие другие.
На рекогносцировке, проводимой командиром взвода, командир отделения уточняет места и порядок отработки учебных вопросов, время на их отработку и порядок обозначения противника.
После проведения рекогносцировки разрабатывается план проведения тактико-строевого занятия. В плане указываются тема, учебные цели, время и место проведения занятия, руководства и пособия, учебное материально-техническое обеспечение и излагается ход занятия.
План проведения тактико-строевого занятия за один-два дня до начала занятия представляется сержантом командиру взвода на утверждение. При этом он должен быть готов доложить командиру взвода порядок проведения занятия и при необходимости получить от него методические советы по отработке учебных вопросов и материально-техническому обеспечению занятия.
3. Организация и методика проведения занятий с отделением по оборонительной тематике.
Подготовка тактико-строевых занятий. Тактико-строевые занятия занимают важнейшую роль в тактической выучке отделения и требуют от его командира больших теоретических знаний, высокого методического мастерства и особой ответственности за подготовку занятий.
В ходе боевой учебы выработана такая последовательность подготовки занятий: личная подготовка командира отделения; уяснение исходных данных; рекогносцировка и разработка плана проведения занятия; подготовка личного состава отделения, материальной части и учебной материально-технической базы.
Подготовка командира отделения к проведению занятия осуществляется на показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах, но основным методом остается самостоятельная подготовка.
Готовясь к занятию, сержант под руководством командира взвод, уясняет изложенные в расписании занятий роты исходные данные: тему и учебные вопросы, отрабатываемые нормативы и время, а также расход моторесурсов и имитационных средств. Затем он изучает соответствующие разделы и статьи Боевого устава Сухопутных войск, часть III (взвод, отделение, танк), положения Методики тактической подготовки мотострелкового отделения и взвода и Сборника нормативов по боевой подготовке.
Уясняя содержание того или иного учебного вопроса, командир отделения уточняет, какие приемы и способы действий будут отрабатываться на занятии и в какой последовательности.
План проведения тактико-строевого занятия за один-два дня до начала занятия представляется сержантом командиру взвода на утверждение. При этом он должен быть готов доложить командиру взвода порядок проведения занятия и при необходимости получить от него методические советы по отработке учебных вопросов и материально-техническому обеспечению занятия.
В ходе подготовки личного состава к занятию командир отделения изучает с ним статьи Боевого устава Сухопутных войск, содержание других документов, а также нормативов, знание которых необходимо при отработке учебных вопросов. Командир отделения знакомит подчиненных с теми приемами и способами действий, которые им предстоит отработать на занятии, доводит до них меры безопасности.
Накануне занятия командир отделения проверяет исправность, машин учебно-боевой группы, мишеней и указок, а в день занятий получает у старшины роты или у заместителя командира взвода установленное количество холостых патронов, учебных имитационных ручных гранат сигнальных и осветительных патронов.
Проведение тактико-строевых занятий.
На занятие в поле отделение выходит в составе взвода. Перед выходом на занятие командир отделения проверяет наличие и экипировку личного состава, оружие, средства учебного материально-технического обеспечения, а также знание подчиненными мер безопасности при применении сигнальных и имитационных средств. При передвижении к месту занятия и обратно могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы (например, передвижение на поле боя различными способами, действия по сигналам оповещения), проводиться физические тренировки.
После выхода взвода в район занятия и объявления командиром взвода темы, учебных, целей и мест занятия для каждого отделения командиры отделений следуют с личным составом к указанным местам и приступают к отработке учебных вопросов.
Тактико-строевые занятия могут проводиться пеший по-машинному или на БМП (БТР). На начальной стадии обучения отделения занятия проводятся пеший по-машинному.
Командир отделения проводит занятие примерно в такой последовательности. В исходном положении он объявляет отделению первый учебный вопрос и порядок его отработки. Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и приступает к отработке первого приема. Если при подготовке к занятию ознакомление с отрабатываемыми приемами не проводилось, то командир отделения показывает новый прием в целом и первый отрабатываемый его элемент, а если личный состав был ознакомлен с приемом ранее, то руководитель занятия только поясняет порядок его отработки по элементам и приступает к тренировке.
Источник
Энциклопедия
Обобщенное название форм обучения военнослужащих, подготовки и слаживания органов управления (штабов), подразделений (формирований), воинских частей и соединений.
3. по Б.п. подразделяются: по организации работы обучаемых — под руководством обучающего и самостоятельную подготовку; по объекту обучения — на коллективные и индивидуальные; по целевому назначению — на учебно-плановые и контрольно-проверочные; по характеру учебной деятельности — на теоретические и практические; по месту проведения — на классные, на местности (объектах полевой и приказарменной учебно-материальной базы, на пунктах управления, боевых постах, вооружении и военной технике.
Под руководством обучающего проводятся все занятия, за исключением самостоятельной подготовки. Самостоятельная подготовка организуется для обучения всех категорий личного состава, а для офицеров и прапорщиков она является основным способом повышения уровня знаний и индивидуальных практических навыков. Порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет каждый военнослужащий, исходя из поставленных перед ним задач, должностных и специальных обязанностей и уровня обученности (для военнослужащих, проходящих службу по призыву порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет непосредственный начальник). Организуется и контролируется самостоятельная подготовка непосредственным начальником.
При проведении коллективных занятий объектом обучения является воинский коллектив, при проведении индивидуальных занятий — отдельный военнослужащий.
Учебно-плановые занятия проводятся по единым учебным программам и планам боевой подготовки и обеспечивают организацию систематического предметного обучения военнослужащих. Учебно-плановые занятия проводятся в форме теоретических, практических занятий и тренировок.
Цель теоретических занятий — усвоение общественных знаний, теоретических основ тактик современного боя, физических основ и принципов работы ракетного и специального вооружения, военной техники и оружия, изучение теории стрельбы и материальной части оружия и т.п.; к ним относятся лекции, семинары, беседы, классно-групповые занятия, инструктажи (инструктивные занятия), а также самостоятельная подготовка. Проводятся, как правило, в учебных классах.
Лекция проводится с целью устного изложения основных, наиболее сложных положений темы или разделов программы. Главное назначение лекции — помочь обучаемым в их последующей самостоятельной работе.
Семинар проводится с целью обсуждения и выработки единого понимания изучаемых вопросов, проверки, углубления и закрепления, полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний обучаемых, развития у них самостоятельного мышления. Цели семинара достигаются активным обсуждением содержания изучаемой темы, вопроса.
Беседа (рассказ-беседа) проводится с целью передачи знаний руководителя занятия обучаемым именно по тем вопросам, по которым обучаемые недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам. В ходе беседы для руководителя занятия главным является установление личного психологического контакта с обучаемыми, изучение личности обучаемых, поиск индивидуального подхода к каждому из них. Беседа имеет максимальную результативность, если она проводится с одним военнослужащим или группой, имеющей небольшую численность.
Классно-групповое занятие проводится с целью изучения учебных вопросов и углубления знаний по отдельным вопросам, в специально подготовленном и оснащенном всем необходимым учебным оборудованием и пособиями учебном классе (кабинете, зале, помещении). В ходе классно-группового занятия руководитель может использовать элементы лекции, беседы, показа, обсуждения.
Инструктаж (инструктивное занятие) проводится с целью доведения (напоминания) военнослужащим порядка и правил выполнения должностных и специальных обязанностей в процессе предстоящей работы или решения запланированных задач.
Практические занятия — основной метод обучения. Цель практических занятий — формирование и совершенствование практических навыков военнослужащих в ведении боевых действий; самостоятельной работе на вооружении и военной технике, совершенствования приемов и методов работы на них; умений и навыков командиров и штабов в организации и обеспечении боевых действий и управлении войсками; совершенствование полевой выучки и слаживание подразделений и воинских частей. Проводятся, как правило, на местности (в поле), боевой стартовой позиции (БСП), в позиционном (полевом) районе, на полевой позиции, учебном полигоне, автодроме, войсковом стрельбище, в парке, специально оборудованных классах и городках, боевых постах.
К ним относятся: тактические (тактико-специальные) занятия (ТЗ, ТСЗ), тактико-строевые занятия (ТСтр.З), полевые поездки, полевые выходы, проигрыш (ситуационный проигрыш) действий, групповые упражнения, тактические летучки, штабные тренировки, командно-штабные тренировки. Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого. Отработка нормативов в ходе практических занятий является обязательным требованием при обучении личного состава.
ТСтр.З предназначены для отработки тактических приемов и способов действий солдат и подразделений (формирований) со строгим соблюдением принципа «от простого к сложному» В ходе ТСтр.З учебные вопросы (задачи, действия) отрабатываются сначала по элементам в медленном темпе, а затем слитно в пределах установленного нормативами времени; вначале без оружия, экипировки, техники («пеший — по машинному»), затем на машинах при полной экипировке; в начале в простых условиях, затем на сложном тактическом фоне с обозначением действий противника; в начале днем, затем ночью. Отработка приемов и способов действий или учебного вопроса в целом повторяется до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно и в нужном темпе. Только после этого отрабатывается следующий учебный вопрос.
ТЗ, ТСЗ предназначены для слаживания (боевого слаживания) воинских частей (подразделений), практической отработки в комплексе мероприятий плана боевых действий (плана применения), оценки уровня подготовки воинских частей (подразделений). Проводятся с подразделениями и ракетными полками в целом, тактико-специальные занятия — с подразделениями и частями специальных войск и тыла в целом. На ТЗ, ТСЗ отрабатываются учебные задачи в условиях, максимально приближенных к боевым, без пауз и перерывов, с воинской частью (подразделением) в полном составе со штатным вооружением, средствами управления и связи, необходимым количеством боевой техники, обеспечивающими качественную отработку учебных вопросов.
Полевая поездка является формой оперативно-тактической подготовки, тактической (тактико-специальной) подготовки офицеров и предназначена для практической отработки учебных вопросов непосредственно на маршрутах движения, участках местности, полевых позициях и районах, где планируются действия (марши) воинских частей и подразделений при выполнении боевых задач.
Полевой выход предназначен для повышения полевой выучки воинских частей и подразделений. В ходе полевого выхода воинские части и подразделения выводятся на длительное время в позиционный (полевой) район, на полевые позиции, учебный полигон, участок местности. В ходе полевого выхода на фоне единой тактической обстановки проводятся тактические (тактико-специальные) учения, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные) занятия, стрельбы, занятия по вождению, тренировки по различным предметам обучения, учебным вопросам и нормативам, а также отрабатываются вопросы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения.
Проигрыш (ситуационный проигрыш) действий проводится с целью обсуждения порядка выполнения практических задач на предстоящем тактическом (тактико-специальном) учении или занятии. Проигрыш проводится с посредническим аппаратом, командирами, офицерами на картах, макете местности или непосредственно на местности. В ходе проигрыша обучаемые докладывают предлагаемый порядок выполнения задач и действий подразделений, свое место и место подчиненных, возможные действия противника, вопросы, подлежащие контролю, особенности отработки и оценки тактических и специальных вводных.
Групповое упражнение проводится с целью углубления знаний, полученных офицерами в процессе командирской подготовки, совершенствования практических навыков по управлению соединениями, воинскими частями и подразделениями при несении боевого дежурства, подготовке и ведении боевых действий, возникновении чрезвычайных ситуаций. Основа группового упражнения — групповым способом добиваться правильных действий, в первую очередь, по оценке обстановки, принятию решения и организации их практического выполнения.
Тактическая летучка предназначена для проверки и совершенствования знаний и практических навыков офицеров по отдельным вопросам управления войсками, оценки обстановки, проведения оперативно-тактических (тактических) расчетов и обоснований, принятия решений и постановки задач подчиненным воинским частям и подразделениям в ограниченное время. Основным методом проведения летучки является тренировка с последующим разбором. Тактическая летучка может проводиться на местности и в классе с использованием топографических карт, схем, макетов местности, комплектов документов управления.
Штабная тренировка предназначена для приобретения и совершенствования офицерами знаний и навыков по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе органов управления, а также слаживания отделений, служб и штаба в целом. В ходе тренировки обучаемые приобретают навыки в разработке боевых документов, проведении оперативно-тактических расчетов, развертывании и маневре войск и пунктов управления. Штабные тренировки, исходя из учебных целей и привлекаемых подразделений, могут быть раздельными или совместными и проводиться на местности, картах, рабочих местах, учебных и боевых постах.
Командно-штабная тренировка предназначена для совместного обучения командиров, штабов, служб, групп боевого управления старших и подчиненных звеньев управления. В ходе командно-штабной тренировки последовательно отрабатываются вопросы перевода войск с мирного на военное время; подготовка и ведение боевых действий с применением обычных и ядерных средств поражения, мероприятия по приведению войск в высшие степени боевой готовности, минуя промежуточные; управление войсками в ходе подготовки и ведения боевых действий. Командно-штабные тренировки проводится, как правило, на пунктах управления с использованием средств боевого управления и связи.
К формам обучения, проводимым как теоретически, так и практически, относятся классно-групповые, показные, инструкторско-методические занятия и самостоятельная подготовка.
В ходе классно-группового занятия при наличии учебно-тренировочных средств обучаемые для более полного закрепления полученных знаний могут отрабатывать отдельные действия практически.
Показное занятие проводится с целью усвоения военнослужащими установленной последовательности и наиболее рациональных приемов выполнения действий на вооружении и технике, доведения передовых и наиболее качественных способов и методов решения, поставленных перед соединением, воинской частью, подразделением задач. На показном занятии обучаемые наблюдают образцовые действия специально подготовленных подразделений, военнослужащих, осматривают и при необходимости практически опробывают образцово подготовленные объекты, агрегаты, системы, документы.
Инструкторско-методическое занятие проводится с целью овладения офицерами, прапорщиками и сержантами правильной методикой подготовки и проведения занятий по конкретной теме и передовыми, наиболее рациональными способами и приемами работы в качестве руководителей предстоящих занятий.
Тренировки — занятия, предназначенные для выработки, поддержания и совершенствования у личного состава общих и специальных навыков, необходимых для выполнения должностных и специальных обязанностей, слаженных действий по выполнению боевых (поставленных) задач подразделениями и воинскими частями. К ним могут привлекаться как отдельные военнослужащие (индивидуальная тренировка), расчеты, смены, отделения (групповая тренировка), а также подразделения и воинские части в полном составе. Тренировки (тренажи), как правило, носят кратковременный характер. На тренировках отрабатываются один, иногда два учебных вопроса.
Контрольно-проверочные занятия проводятся командирами (начальниками) с целью определения уровня обученности подчиненного личного состава, подразделений, воинских частей и соединений. К контрольно-проверочным занятиям относятся: командно-штабные учения, тактические (тактико-специальные) учения, контрольные (зачетные) занятия, учебно-боевой пуск, состязание (конкурс).
Командно-штабное учение предназначено для достижения оперативности и слаженности работы командиров и органов управления, совершенствования в организации боевых действий и непрерывном управлении войсками, определения уровня подготовки командиров и органов управления, проверки основных положений уставов, наставлений и других нормативных документов, совершенствования методов и способов управления войсками, формирования у обучаемых необходимых боевых и морально-психологических качеств, повышения индивидуальной подготовки обучаемых.
Тактическое (тактико-специальное) учение проводится с целью слаживания (боевого слаживания) органов управления, дежурных сил (смен), подразделений и воинских частей при выполнении поставленных задач в условиях, максимально приближенных к боевым, совершенствования навыков командиров и органов управления в подготовке, организации и ведении боевых действий и их всестороннего обеспечения, проверки реальности планов боевых действий (планов применения), обучения и оценки войск по предметам боевой подготовки, исследования и отработки новых способов боевых действий и более полного освоения возможностей ракетного комплекса.
Контрольное занятие проводится командиром (начальником) с целью определения уровня обученности личного состава подразделений (воинской части) по предмету обучения, слаженности подразделения, знаний и умений военнослужащих выполнять свои должностные и специальные обязанности. Контрольные занятия могут проводиться в ходе тактических (тактико-специальных) учений, ТЗ (ТСЗ). Зачетное занятие (зачет) проводится в ходе учебного процесса для определения уровня полготовки личного состава по отдельным темам или разделам Программ боевой подготовки.
Состязание (конкурс) проводится для определения лучших в объединении, соединении и воинской части подразделений, смен, расчетов, военнослужащих по полевой выучке, тактической (тактико-специальной), специальной подготовке и другим предметам обучения.
Учебно-боевой пуск проводится с целью совершенствования практических навыков личного состава и проверки боевой готовности соединений и воинских частей. Подготовка и проведение пуска осуществляется в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учебно-боевых пусков.
По структуре 3. по Б.п. в большинстве случаев делятся на три методические части: вступительная (вводная), основная и заключительная. Вступительная (вводная) часть занятия предназначена для постановки перед обучаемыми учебной задачи, психологической подготовки их к активной и напряженной работе на занятии по овладению изучаемым материалом, проверки готовности обучаемых и материального обеспечения. Основная часть занятия предназначена для отработки (раскрытию содержания) учебных вопросов, в ходе которой руководитель занятия обучает личный состав, осуществляя доведение до него учебного материала спланированными приемами и способами. Заключительная часть предназначена для подведения итогов занятия.
Для проведения 3. по Б.п. в РВСН существует соответствующая учебно-материальная база и необходимые учебно-тренировочные средства.
Источник