Методика стрельниковой дыхательная гимнастика при заикании

Дыхательная гимнастика при заикании у детей

Время чтения — 14 минут

Опубликовано 7 июн. 2020 г.

Заикание сопровождается нарушением ритма и темпа речи у детей вследствие спазма мышц языка, губ, неба и гортани. Патология мешает ребенку нормально общаться, расти и развиваться. Лечение комплексное, с учетом индивидуальных особенностей организма. В том числе применяется дыхательная гимнастика при заикании. Об особенностях и технике упражнений расскажем в статье.

Чем помогает дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения при заикании у детей расслабляют и придают тонус мышцам, участвующим в артикуляции. В результате:

  • ребенок начинает правильно дышать, соблюдая темп вдоха и выдоха;
  • проходит страх перед артикуляцией;
  • проходит спазм мышц, который мешает держать темп речи;
  • головной мозг получает больше кислорода, за счет чего улучшается его работа;
  • укрепляются мышцы диафрагмы, брюшной полости, носоглотки.

В логопедии используются следующие методики:

  1. Традиционная — направлена на тренировку пресса, диафрагмы, контроль дыхания при разговоре, общее укрепление организма;
  2. дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н — направлена на восстановление дыхания при заикании, а также помогает устранить другие расстройства речи (дислалию, алалию, общее недоразвитие речи).

Правила выполнения

Гимнастика при заикании у детей нужно выполнять согласно определенным правилам, чтобы не допустить ухудшения состояния маленького пациента.

Ниже приводим список требований:

  1. Нужна предварительная консультация врача, особенно это важно в отношении детей, у которых есть сопутствующая патология. Перед началом занятий нужно урегулировать нагрузку, или выявить противопоказания, если таковые имеются;
  2. Малыш должен заниматься с удовольствием, что возможно, когда у него хорошее настроение, он сыт и у него есть силы. Уставший, голодный ребенок будет капризничать, и от такой гимнастики, кроме вреда, ничего не будет;
  3. Начинайте с коротких занятий, не более 10 минут. Следите за реакцией малыша: если ему стало некомфортно, лучше отложить урок;
  4. Постепенно прибавляйте продолжительность, но занятия должны длиться не более 30 минут;
  5. Если малышу стало трудно дышать, сбился ритм дыхания, он начал паниковать — прервите занятие;
  6. При желании используйте музыку — это поможет поддержать ритм движений;
  7. Вдох всегда резкий, шумный, через нос, выдох спокойный, без усилий, через рот.
Читайте также:  Йога для позвоночника как называется

Кому нельзя делать дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения при заикании у детей требует концентрации, четкого соблюдения техники, поэтому его нельзя выполнять до 3 – 4 лет.

Существуют и другие противопоказания:

  • дискомфорт или болевые ощущения любой локализации при выполнении — головные боли, в грудной клетке, суставах. Лучше обратитесь к врачу, чтобы выяснить причину таких симптомов;
  • неврологические заболевания — гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, объемные образования головного мозга, эпилепсия;
  • болезни сердечно-сосудистой системы — врожденные пороки, пролапс митрального клапана;
  • перенесенные травмы позвоночника, головы, грудной клетки, рук, ног;
  • мочекаменная болезнь, гидронефроз;
  • любое тяжелое хроническое заболевание с нарушением общего состояния.

Это не весь перечень противопоказаний. Следует проконсультироваться с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы выяснить возможность выполнения заданий.

Заболевания в острой форме — простудные, воспалительные, инфекционные, являются временным противопоказанием к сеансам. После нормализации состояния и хороших результатах анализов выполнение гимнастики возможно. Сроки воздержания определяет специалист.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Гимнастика по Стрельниковой с успехом используется с конца XX века. Автор разработала методику и применяла ее для восстановления голоса певцов, ораторов. Со временем выявили положительный эффект при лечении заикания и других нарушений речи.

Методика основана на динамических дыхательных движениях через сопротивление мышц диафрагмы. Во время вдоха грудная клетка сжимается (через охват руками или за счет наклонов и поворотов туловища), выдох происходит спокойно, без усилий.

Первый день выполните первые 3 упражнения, повторяя их по 8 раз. Каждый последующий день прибавляете к основному комплексу еще одно упражнение.

Упражнение «Ладошки»

Задание выполняет роль разминки. Пациент должен 4 раза сделать резкий вдох носом, потом пауза 4 секунды и опять серия вдохов. Руки перед собой, по сторонам от тела, ладони сжимать в кулак на каждый вдох. Плечи расслаблены. Выполняется стоя, но если есть головокружение, или трудно стоять по другим причинам, то можно сесть или даже прилечь.

После вдоха нужно выдохнуть. Повторить 32 раза.

Упражнение «Обними плечи»

Спина прямая, положение сидя или стоя. Руки нужно поднять до уровня плеч, согнуть в локтевых суставах, ладонями вниз, одно предплечье на другом (как будто малыш сидит за партой). Короткий и шумный вдох — и обнять плечи с силой, сжимая грудную клетку. Перед лицом должен получиться треугольник. При выдохе силу обхвата ослабить и руки развести.

Выполните 8 раз. Затем пауза, и повтор. Таких повторений должно быть 12.

Упражнение «Погончики»

Ребенок стоит, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях, прижаты к животу, ладони сжаты. Делает резкий вдох, в это время резко толкает кулаки и тянет плечи вниз, расправляет ладони, что позволяет пройти воздуху глубже и в большем количестве, чем обычно. Затем нужно выполнить выдох.

Вдох и выдох чередуются, таким образом выполняется 8 серий. После этого несколько секунд передышки и новый подход. Всего нужно выполнить 4 подхода.

Упражнение «Насос»

Также выполняется стоя, ноги расставлены, руки вдоль тела. На вдохе ребенок должен согнуться вперед, округляя спину и изображая насос. Руки доходят до колен, голова опущена вперед. Вход закончился — нужно выдыхать и возвращаться в исходное положение. Всего положено выполнить 8 подходов.

Есть и другие упражнения при заикании: «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Малый маятник», «Перекаты», «Шаги», «Кошка». Их вы будете осваивать позже, когда выработаете правильные алгоритм выполнения предыдущих упражнений.

Зачем нужны движения при дыхании

В результате выполнения упражнений дыхание при заикании становится брюшным, или диафрагмальным. До этого оно грудное поверхностное и носит судорожный характер вследствие недостаточного развития брюшных мышц. Особенно это выражено у тех пациентов, которые не приемлют спорт ни в каком виде и болезнь у них диагностирована давно.

При таком типе дыхания возбудимость дыхательных и речевых центров головного мозга повышается, что негативно влияет на темп речи: ребенок быстро говорит, и начинает запинаться.

Тренировка брюшных мышц, мышц диафрагмы и формирование стереотипа глубокого брюшного дыхания позволяют устранить эти нарушения. Также увеличивается жизненная емкость легких, из-за чего малыш начинает эффективнее использовать дыхание при разговоре: голос не прерывается, становится ровным и выразительным.

Кроме того, гимнастика — это движение. А при движениях повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между левым и правым полушариями. У ребенка улучшаются когнитивные процессы, он легче начинает усваивать новую информацию. Это особенно заметно, если дополнить задания обычными физическими упражнениями.

Как повысить эффективность гимнастики

Результат дыхательная гимнастика при заикании будет выше, если следовать следующим правилам:

  1. Необходимы комфортные условия для занятий. Для этого нужно предварительно проветрить комнату, не допуская холодной или наоборот, слишком теплой температуры в помещении;
  2. Если малыш занимается со специалистом, между ними должен установиться эмоциональный контакт, иначе это стресс для пациента и он будет отказываться от занятий;
  3. Желательно, чтобы первые несколько занятий провел логопед и показал, как правильно выполнять движения. Неправильная техника может усугубить заикание;
  4. Гимнастика не отменяет другие виды коррекции — занятия с логопедом, психологом, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру, а только дополняет их. Следуйте рекомендациям вашего врача и не пропускайте прием лекарств и другие процедуры;
  5. Занятия должны проходить регулярно, не менее 2 раз в день.
  6. Для уроков выберите утренние или дневные часы — в это время дети бодры, полны сил и энергии;
  7. Во время курса гимнастики при заикании у детей нужно обеспечить малышу достаточный сон и отдых, избегать физического и эмоционального перенапряжения;
  8. Сочетайте логопедическую коррекцию с обычными спортивными занятиями. Подойдут любые формы активности в домашних условиях: прыжки, отжимания, приседания, занятия на тренажерах (если они есть);
  9. Чаще бывайте на свежем воздухе. Обычные прогулки, подвижные игры, бег, езда на велосипеде не только тренируют дыхательную мускулатуру, но и создают хорошее настроение, насыщают организм кислородом, укрепляют организм;
  10. Выработайте правильное пищевое поведение: в рационе должно быть много свежих овощей и фруктов, еда должна быть в умеренных количествах;

Помните, что один из важный факторов, который влияет на результат лечения заикания — доброжелательность и принятие со стороны родителей. Дети тонко чувствуют атмосферу в доме и отношение к себе. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите малыша, особенно перед чужими людьми.

Радуйтесь его успехам, хвалите, любым способом показывайте, что вы рядом с ним и любите его независимо от того, есть у него заикание или нет. Это — дополнительный стимул для него: он будет больше стараться, прикладывать усилия, и результат не заставит ждать.

Источник

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой при заикании
консультация по логопедии

Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой специальный комплекс упражнений, направленный на повышение эффективности процессов дыхания, насыщения клеток и тканей кислородом, восстановление функций легких и бронхов. В основе гимнастики лежат движения, сжимающие грудную клетку, сопровождающиеся коротким, резким вдохом. Активно раздражаются рецепторы, расположенные на слизистой оболочке носа, улучшается обоняние.

Скачать:

Вложение Размер
dyhatelnaya_gimnastika_strelnikovoy_pri_zaikanii.docx 136.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой при заикании»

Заикание (логоневроз) – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи, сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука.

Заикающиеся дети – довольно частое явление в современном обществе. Сильная информационная перегрузка нервной системы с помощью усиленной компьютеризации и модернизации жизни только усложняет развитие нормальной артикуляции речи у детей.

Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда, детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы, которые могут нарушать речь (опухоли, воспаления и др.). Для логоневроза применяются следующие методы коррекции:

  • Традиционные. Используются комплексы упражнений, которые устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.
  • Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах, патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.
  • Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного тормозящего медиатора нервной системы – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.

Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом, преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстниками

А.Н.Стрельникова (1912—1989) — певица, педагог, автор комплекса дыхательной гимнастики, известном как «гимнастика Стрельниковой». У Александры Стрельниковой было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

«Будучи молодой певицей, я потеряла голос. И мама стала для меня искать способ его восстановить. Так постепенно была изобретена гимнастика».

Эффективность гимнастики по Стрельниковой

Голос и речь формируются при прохождении потока воздуха через заданное голосовыми связками отверстие, после чего вступают в роль язык и мышцы губ для воссоздания необходимых звуков. Заикание может быть результатом патологии органов дыхания, недостаточном объеме легких. Поэтому программы предусматривают проведение дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой.

Преимуществом комплекса при заикании у детей является выполнение глубокого вдоха (авт. «в спину») на высоте исполняемого упражнения. Сочетание вдоха и физической нагрузки максимально задействует диафрагму (основную дыхательную мышцу) и межреберные мышцы, повышая эффективность дыхания. Авторская система упражнений применяется для лечения органов дыхания у детей и подростков, для реабилитации после травм.

Выбор метода дыхательной гимнастики обусловлен технической простотой. Для проведения комплекса упражнений требуется квадратный метр площади и свежий воздух.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой

Занятия стоит начинать с первых трех упражнений комплекса.

1. Думать только про вдох носом. Тренировать только вдох. Вдох – резкий, короткий, шумный (хлопок в ладошки).
2. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный. Шума при выдохе быть не должно!
3. Одновременно со вздохом делаются движения, и ни как иначе!
4. В дыхательной гимнастике Стрельниковой движения – вдохи выполняются в ритме стороевого шага.
5. Счет выполняется мысленно, и только на 8.
6. Упражнения разрешено выполнять в любом положении – стоя, лежа, сидя.

Дыхательные упражнения Стрельниковой

1. Упражнение «ладошки»

И.п. (исходное положение) – стоя:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса».

Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения.

Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос.

Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

2. Упражнение «погончики»

И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.

При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу).

Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п.

Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.

3. Упражнение «насос» («накачивание шины»)

И.п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. – основная стойка).

Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос.

Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон + вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле.

Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках – не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать. Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

4. Упражнение «кошка» (полуприсед с поворотом)

И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются).

Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

Потом тоже самое с поворотом влево.

Выдохи выполняются самопроизвольно.

Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто).

Руки слева и справа выполняются хватательные движения.

Спина прямая, поворот в районе талии.

В норме упр. выполняется 12 раз.

5. Упражнение «обними плечи»

И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч.

Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи.

И с каждым движением делается вдох.

Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ.

Можно выполнять в разных исходных положениях.

Ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт, врожденный порок сердца,– при данных заболеваниях не рекомендовано делать это упражнение. Начать его следует со 2 недели занятий. Если состояние тяжелое, то выполнять нужно вдвое меньше вдохов (по4, а можно даже и по 2). Беременным примерно с 6 месяца (беременности) в этом упражнении назад голову не откидывать, упражнение выполняют только руки, ровно стоять и смотреть вперед.

6. Упражнение «большой маятник»

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть.

Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть.

Выдыхать произвольно между вдохами.

В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков. При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного. Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным. Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

7. Упражнение «повороты головы»

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос.

Тоже самое влево.

Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

8. Упражнение «ушки»

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево.

Немного покачать головой, взгляд направлен вперед.

Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями.

Выдыхая, не открывать рот широко!

9. Упражнение «маятник головой» (вниз и вверх)

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох.

Поднять голову вверх (смотреть в потолок) — вдох.

Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия,повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно-грудного отдела. При данных заболеваниях не стоит делать головой резких движений в таких упражнениях как «Ушки», «Повороты головой», «Маятник головой». Поворот головы выполняйте небольшой, но вдох – шумный и короткий. Делать упражнения можно сидя.

10. Упражнение «перекаты»

1) И.п. – стоя, левую ногу вперед, правая – назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу.

Корпус и нога – прямые.

Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит).

Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить).

Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).

1 – приседания делается вместе со вдохом;

2 – центр тяжести переносить на ногу, на которой выполняется приседание;

3 – после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.

2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.

Данное упражнение делается только в положении стоя.

11. Упражнение «шаги»

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть.

После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение.

Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

В норме: 8 раз – 8 вдохов.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

Ишемическая болезнь сердца, заболевания сердечно-сосудистой системы, перенесенный инфаркт, врожденные пороки. В данных случаях не рекомендуют высоко поднимать ногу. При наличии травм ног и тромбофлебитах выполнять упражнение нужно сидя и лежа, очень аккуратно. Паузу можно увеличить до 10 сек. При таком заболевании необходима консультация хирурга! При беременности и мочекаменной болезни колено не поднимать высоко!

И.п. — то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение – выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.

В норме: 4 раза – 8 вдохов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание метода Стрельниковой и внедрение его в режимные моменты детского сада .

Данная презентация подготовлена для проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н., в которой расписана суть данной методики и подробное описание каждого упражнения с использованием демонстра.

доклад на педсовете.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой подходит для ребятишек 3-4 лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения все.

Метод А.Н. Стрельниковой стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что в отличие от традиционных под.

Полезен материал в первую очередь для воспитателей групп компенсирующей направленности.

Источник

Оцените статью