Учебное пособие»Гимнастика с методикой преподавания»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
имени академика И.Г. Петровского
Кабинет физической культуры
С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДОВАНИЯ
Хурса Е.Г. Методическое пособие «Гимнастика с методикой преподавания»: Учебное пособие для профильных классов. — Брянск: Издательство БГУ, 2005
В методическом пособии рассматриваются: классификация строевых упражнений, схема общеразвивающих упражнений, акробатические упражнения, опорные прыжки и методика обучения им. Пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и преподавателей физического воспитания различных учебных заведений. Может быть использовано широким кругом читателей.
ВВЕДЕНИЕ
Строевые упражнения и общеразвивающие упражнения являются одними из основных средств гимнастики. Они занимают ведущее место на уроке физической культуры, особенно в начальных классах. Несмотря на кажущуюся простоту, нельзя переоценить их значение и при других формах занятий. Однако неправильное их применение при занятиях физической культурой с различным контингентом снижает интерес у занимающихся к этим упражнениям, что в свою очередь требует хорошей профессиональной подготовки преподавателей. В этой связи необходимо пересмотреть отношение к этим упражнениям, так как заменить их другими видами двигательных действий практически невозможно.
В методическом пособии представлена классификация строевых упражнений, схема и требования к проведению общеразвивающих упражнений, терминологическая запись упражнений, техника и методика обучения акробатическим упражнениям и опорным прыжкам.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИИИ
Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы.
I — строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Становись!». «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить! Разойдись!», повороты на месте и расчет.
II — построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
III — передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п.
IV — размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ ПРИЁМАМ
Основным правилом для определения этих точек является то, как строится класс перед началом урока. Обычно это одна из длинных сторон в зале. Если окна расположены только с одной стороны, то класс строится спиной к ним. При этом сторона зала, где построен класс, будет называться правой, а противоположная — левой. Сторона, где находится направляющий, является верхней, а та, где замыкающий, — нижней. Строевые упражнения, как правило, выполняются посредством команд, которые подразделяются на предварительные и исполнительные части. Например: «Шагом— марш!», «Кру-гом!». Но есть команды, которые содержат только исполнительную часть «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Прямо!» и т. п.). Чтобы привлечь внимание учащихся перед исполнительной командой, можно добавить слово «класс» («отделение», «группа»). Предваварительная часть команды подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы учащиеся могли приготовиться к выполнению. Исполнителъная команда подается после небольшой паузы, более отрывисто и энергично. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если команда «Смирно!» подается, то она должна быть выполнена безупречно. При подаче команды учитель должен быть в положении основной стойки. В некоторых случаях команды целесообразно заменять распоряжениями. Например, вместо того, чтобы классу, сидящему на полу, подать команду «Налево!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево». Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» — движения в указанную сторону с одновременным поворотом, «влево» — движение в указанную сторону без поворота, т. е. боком. Например: «Направо на два шага разомкнись!» и «Вправо приставными шагами сомкнись!». При размыканиях следует указать направление, величину интервала и способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разомкнись!». При подаче команд перестроения необходимо назвать строй, затем направление движения и способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре поворотом в движении команду подают так: «В колонну по четыре, налево — МАРШ!». В командах слово «шагом» опускается, если класс уже находится в движении. Например: «По диагонали — МАРШ!». При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, объяснения и практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении используется целостный метод и метод расчлененного разучивания. Целостным методом в основном обучают выполнению строевых приемов. При использовании расчлененного метода упражнение выполняется по счету. Например: «Поворот направо делай — раз!» (учащиеся, сохраняя стойку «смирно», поворачиваются на левом носке и правой пятке и выдерживают паузу), по команде «Делай — два!» приставляют левую ногу к правой. После нескольких повторений этого приема делается поворот в целом по команде «Напра-во!» или «Нале-во!».
В целях быстрого освоения различных построений и перестроений, особенно в начальных классах, желательно использовать специальные разметки на полу. Например, для освоения построений в шеренгу и колонну делается разметка на одной из сторон зала в виде точек, нанесенных мелом или краской на расстоянии 40 см друг от друга. Для перестроений с определенным интервалом и дистанцией при выполнении общеразвивающих упражнений также можно сделать соответствующую разметку в виде звездочек или точек. Для быстрого выполнения различных построений и совершенствования строевых упражнений желательно использовать игровые задания типа: И. п. — построение в одну шеренгу; 1-2 — приставной шаг левой вперед.; 3-4 — поворот направо; 5-6 — приставной шаг правой в сторону; 7-8 — поворот налево — и подвижные игры (»У ребят порядок строгий», «Быстро стройся», «Делай, как я» и др.).
Для успешного проведения строевых упражнений учителю необходимо:
— знать методику обучения;
— знать команды и уметь правильно их подавать (точность команды, интонация и громкость голоса, умение держаться перед классом);
— правильно выбирать свое место перед строем (на месте, в движении);
— следить за осанкой и точностью исполнения строевых упражнений (проявлять требовательность);
уметь осуществлять подсчет и проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
При обучении строевым упражнениям применяются в основном методы показа, рассказа и по разделениям. Упражнения, освоение которых вызывает у занимающихся трудности, как правило, разучивают по частям.
Обучая сложным строевым упражнениям целесообразно сочетать рассказ с показом, создавая таким образом более полное представление об упражнении.
Строевая стойка является исходным положением для правильного выполнения всех строевых упражнений.
Рассказ. Строевая стойка — это стойка, при которой нужно стоять прямо, пятки вместе, носки разведены в стороны на ширину стопы. Кисти слегка сжаты в кулаки и прижаты к бёдрам, плечи развёрнуты, голова приподнята,
Показ, выполняет преподаватель в анфас и профиль
1 — развернуть плечи.
2 — приподнять грудь.
3 — подобрать живот.
1-тяжесть тела сместить на переднюю часть стоп.
2 — развернуть плечи, приподнять грудь, подобрать живот.
1 — строевая стойка.
2. Показ выполняет преподаватель или подготовленный ученик.
3. И.п. — о.с. (кисти слегка сжаты в кулак).
1 -левая рука назад, правая перед грудью (на ширину ладони выше пояса и ширину ладони от туловища).
2-й.п. (руки опускаются расслабленно).
3-4-то же с правой руки.
4. И.п. — о.с. (кисти слегка сжаты в кулак).
1 — левая вперёд книзу стопа параллельна полу (высота -15-20 см.), левая рука назад, правая рука перед грудью (на ширину ладони от туловища и выше пояса).
2- Шаг левой, руки вниз расслабленно, правая назад на носок.
3-4 — приставляя правую о.с.
5-8 — то же с правой.
5. Упражнение №4 без остановки с постоянным продвижением вперёд под счёт.
6. Строевой шаг в полной координации,
Повороты на месте
Поворот налево. 1.Рассказ. Поворот выполняется на левой пятке и правом носке. Руки прижаты к бёдрам, ноги не сгибать.
левая на пятку, правая на носок, делай раз
поворот налево, делай два.
Приставить правую, делай три.
1 -левая на пятку, правая на носок с поворотом налево, делай раз; 2 -приставить правую, делай два.
5. Выполнение поворота в полной координации под счёт.
Обучение повороту направо аналогично повороту налево, только поворот осуществляется на правой пятке и левом носке.
Поворот кругом выполняется через левое плечо на 180 градусов. Обучение аналогично повороту налево.
При поворотах на месте обратить внимание на положение рук и ног. Руки должны быть прижаты к бёдрам, ноги в коленных суставах не
Повороты в движении
Поворот направо .1. Рассказ. Исполнительная команда при повороте направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся делают шаг левой вперёд, поворачиваются на носке левой ноги и с правой начинают движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево аналогичны.
2. Показ выполняет преподаватель, можно применять любые доступные средства.
3. Выполнить упражнение по разделениям:
— шаг левой с поворотом на носке левой ноги
3. Ходьба по квадрату 5×5 рис. 42. Ходьба начинается с правой ноги. 1- шаг правой, 2- шаг левой, 3- шаг правой, 4- шаг левой с поворотом направо и т.д.
4. Выполнение поворота в движении по команде «Напра — во!».
Рис. 1. Разметка для обучения поворотам направо и налево в движении.
— шаг правой с поворотом налево
1.Первое упражнение выполняется по разделениям: 1. Ходьба по квадрату 5×5. Ходьба начинается с левой ноги. 1-шаг левой, 2- шаг правой, 3- шаг левой, 4- шаг правой с поворотом налево и т.д.
2.Выполнение поворота в движении по команде «Нале — во!».
1. Рассказ. Для выполнения поворота кругом в движении подаётся команда: «Кругом — Марш!». Исполнительная команда «Марш!» подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся делают шаг левой вперёд, полшага правой, и поворачиваются на носках обеих ног через левое плечо, и с левой ноги начинают движение в новом направлении.
2. Показ выполняет преподаватель, можно применять другие
3. Выполнение поворота кругом в движении по разделениям
— полшага правой, встать на носки
— поворот кругом, левая вперёд книзу
4.Выполнение поворота под счёт, Счёт «один» можно заменить
командой «Марш!». («Марш!» — 1, 2, 3, 4).
5.Поворот кругом по команде (занимающиеся стоят в шереножном строю). Повороты кругом при движении в колонне выполняются на этапе совершенствования.
Перестроение из одной шеренги в две
Рассказ. После предварительного расчёта по два подаётся команда для расчёта: “В две шеренги — стройся! 1 ‘. По этой команде вторые номера делают шаг левой назад, правой, не приставляя её, шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.
Показ любыми доступными средствами.
Выполнить расчёт по два. Обратить внимание стоящих в строю на их номера.
4. Выполнение перестроения по разделениям.
И.п. — о.с. в одношереножном строю.
— шаг левой назад
— шаг правой в сторону
Обратное перестроение. О.с. — в двухшереножном строю.
— шаг левой в сторону
— шаг правой вперёд
Выполнение перестроения под счёт. Название действия опускается и называется только счёт для прямого и обратного перестроения.
Выполнение перестроения после команды: » В две шеренги — Стройся!» — и ведётся подсчёт — «1, 2, 3,».
Методика обучения перестроению из одной шеренги в три аналогична перестроению из одной шеренги в две. Команды: «По три — рассчитайсь!», «В три шеренги — стройся!».
Перестроение из колонны по одному в колонну по два
Рассказ. После предварительного расчёта подаётся команда: «В колонну по два — Стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону, левой, не приставляя её, шаг вперёд и, вставая в одну линию с первыми номерами, приставляют правую. Перестроение в колонну по одному выполняется в обратной последовательности.
Выполнить расчёт по два. Обратить внимание стоящих в строю на их номера.
4. Выполнить перестроение по разделениям.
И.п. — о.с. в колонне по одному
— шаг правой в сторону
— шаг левой вперёд
— шаг правой назад
— шаг левой в сторону
5. Выполнить перестроение под счёт. Название действия опускается и называется только счёт. Для прямого и обратного перестроения.
6. Выполнение перестроения после подачи команды: «В колонну по два — стройся!» и ведётся подсчёт.
Методика обучения перестроению из колонны по одному в колонну по три аналогична перестроению из колонны по одному в колонну по два.
При перестроении из колонны по одному в колонну по два в движении подаётся команда: “В колонну по два — Марш!». Вторые номера, ускоряя ша, заходят справа от первых и продолжают движение,
Перестроение из колонны по одному
в колонну по три уступом
1. Рассказ. После предварительного расчёта по три подаётся команда «Первые номера два шага вправо, третьи номера два шага влево, приставными шагами шагом
Марш!». По этой команде занимающиеся делают указанное количество шагов.
Показ выполняют три подготовленных ученика.
Выполнить расчёт по три. Обратить внимание стоящих в
строю на их номера.
4. Выполнить перестроение по разделениям
И.п. — строй в колонну по одному. Подаётся команда: «Первые номера два приставных шага вправо, третьи номера, два приставных шага влево, делай раз-два, раз-два».
И.п. — строй в колонну по три уступом. После предварительной команды «На свои места шагом — Марш!», первые номера выполняют два приставных шага влево, вторые номера вправо (ведётся подсчёт раз-два)
5. Выполнение перестроения под счёт. Название действий
опускается, и после команды называется только счёт для прямого и обратного перестроения.
6. Выполнение перестроения после смены мест занимающимися.
Перестроение из одной шеренги в три уступом
1. Рассказ. После предварительного расчёта (четыре, два, на месте), подаётся команда: «По расчёту шагом — Марш!», Стоящие в строю выходят на положенное им по расчёту количество шагов. Преподаватель ведёт подсчёт на один больше максимального количества шагов. При расчёте (четыре, два, на месте) — до пяти.
Показ. Выполняют три подготовленных ученика.
И.п.- строй в одну шеренгу.
Выполнить расчёт четыре, два, на месте. Обратить внимание стоящих в строю на их номера.
Выполнить перестроение раздельно для всех номеров: четвёртые номера «Четыре шага вперёд шагом- марш!» — проследить за выполнением команды. Вторые номера «Два шага вперёд шагом- марш!», проследить за выполнением команды.
Рассказ. После команды «На свои места шагом — Марш!» все выходившие из строя делают поворот кругом и идут на свои места, дойдя до них, выполняют поворот крутом. Все действия выполняются под счёт «раз-два».
Показ. Показывает преподаватель или подготовленный ученик.
И.п. — три шеренги уступом
1- вторые номера после команды «На свои места шагом — Марш!» под счёт «раз — два» поворачиваются кругом и продолжают движение, пока не станут на линию шеренги, и на счёт «раз — два» поворачиваются кругом, занимая первоначальное положение;
2 — четвёртые номера выполняют задание -1 (задание для вторых и четвёртых номеров аналогичны);
3 — четвёртые и вторые номера после команды «На свои места шагом — марш!»,- поворачиваются кругом и идут на свои места, занимая первоначальное положение. Во время перестроения ведётся подсчёт «раз — два».
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении
1. Рассказ. После предварительного расчёта по два (три и т.д.) при движении группы налево в обход подаётся команда: «В колонну по два (три и т.д.) налево — Марш!». После поворота первой двойки (тройки и т.д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего (второго номера) на том же месте, что и первые. При передвижении необходимо соблюдать установленные интервал и дистанцию.
Показ осуществляется с помощью подготовленных учеников.
И.п. — строй в колонну по одному
1 — расчёт по два (три и т.д.).
— передвижение налево в обход и подача предварительной команды: «В колонну по два (три и т.д.) налево».
— преподаватель стоит на месте поворота и с хлопком по плечу второго номера подаёт исполнительную команду «Марш!». Второй номер повторяет команду вместе с преподавателем.
— выполнение перестроения после подачи команды без помощи преподавателя. Вторые номера самостоятельно подают исполнительную команду «Марш!».
Рассказ. Для обратного перестроения подаются команды: 1 — «Напра-во!». 2 — «В колонну по одному направо в обход шагом — Марш!». После этой команды стоящие в строю начинают ходьбу на месте, а первая колонна начинает передвижение в обход. Последующие колонны идут за направляющей.
Показ выполняют подготовленные ученики или преподаватель показывает схему передвижения.
3. И.п. — строй в колонну по два (три и т.д.).
1 — Подаются команды: 1. «Напра-во!». 2. «В колонну по одному направо в обход шагом — марш!». После команды первый ряд начинает передвижение направо в обход, остальные обозначают шаг на месте, переходя в движение прямо за впереди идущим рядом по сигналу
2 — Выполнение обратного перестроения после подачи команды самостоятельно.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением сведением
Рассказ. Перестроение выполняется в движении. Команды: 1 — «Через центр — Марш!» (как правило, подаётся на одной из средин). 2 — «В колонны по одному направо, налево в обход — Марш!» (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые налево в обход. 3 — « В колонны по два через центр
Марш!». Подаётся при встрече колонн и т.д. до восьми колонн.
Показ с помощью подготовленных учеников или графическое изображение.
И.п. -передвижение в колонну по одному.
— подача первой предварительной команды, на одной из середин зала подать исполнительную команду и провести направляющего, указав направление движения.
— подать вторую предварительную команду, на противоположной середине остановить группу. Подав исполнительную команду, указать каждому ученику направление движения (1 — направо, 2 — налево).
— подать третью предварительную команду. При встрече колонн подать исполнительную команду и указать направление движения и т.д..
При перестроении в колонну по четыре (восемь) — перед командой: «В колонну по два (четыре) налево, направо в обход — Марш!», занимающиеся должны взяться в шеренгах за руки (чтобы облегчить перестроение и не смешать ряды).
При обучении этому перестроению перед выполнением команды желательно останавливать группу и уточнять предстоящие действия, что значительно сократит время обучения.
Обратное перестроение — называется разведением и слиянием.
Рассказ. При перестроении из колонны по четыре подаются команды: 1 — «в колонны по два налево, направо в обход — марш!». 2 — «В колонну по два через центр — марш!». 3 — «В колонны по одному налево, направо в обход — марш!». 4 — «В колонну по одному через центр -марш!».
Показ с помощью подготовленных учеников или графических рисунков.
И.п. — колонна по четыре. Выполнение перестроения с остановками и уточнением предстоящих действий.
Выполнение перестроения в обычных условиях и в беге.
Построение в круг
1. Рассказ. Построение в круг осуществляется двумя способами: 1 — по распоряжению «Станьте в круг или постройте круг»; 2 — по команде «По кругу — Марш!». При движении в обход исполнительная команда подаётся на одной из середин зала. После чего указывается дистанция, чтобы определить размер круга.
Графическое изображение или рисунок.
И.п. — одношереножный строй
— подается распоряжение: «Взяться за руки и построить круг». Учитель предварительно указывает центр круга и, стоя на правом фланге, вместе с, группой выполняет данное построение.
— то же, но без учителя.
4. Построение круга по команде из и.п. — в колонну по одному, взявшись за руки. Учитель является направляющим.
1. По команде: «По кругу — марш!» начинается построение круга.
Построение круга без участия учителя.
Построение круга с указанной дистанцией в колонне.
Обратить внимание на более быстрый шаг направляющего и более медленный замыкающего.
Перестроение из шеренги в колонну
захождением отделений плечом
1. Рассказ. После предварительного расчёта по три (четыре и т.д.) подаётся команда: «Отделениями в колонну по три (четыре), левые (правые) плечи, вперёд шагом — марш!». По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда ‘Труппа – Стой!”.
Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Кругом!». 2, «Отделениями в одну шеренгу правые (левые) плечи, вперёд шагом -Марш!». 3. «Группа- стой!». Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся образуют шеренгу.
2.Показ выполняется с помощью подготовленных учеников
3.После предварительного расчёта по три (четыре) дать каждой «тройке» гимнастическую палку, которая является «связкой» для троих. Если нет палки, то можно взяться за руки.
И.П. — палка внизу, каждая тройка держится за палку или учащиеся в тройках должны взяться за руки, образуя таким образом целостность строя.
В этом положении выполняется прямое и обратное перестроения.
4. Выполнение перестроения в обычных условиях.
При обучении более простым строевым упражнениям применяются методы показа, рассказа, демонстрации плакатов и рисунков. Например: строевые приёмы: равняйсь, смирно, вольно и другие строевые упражнения.
Команды подразделяются на предварительные и исполнительные: «Шагом — Марш!» («шагом» — предварительная, «марш!» — исполнительная). Есть команды только исполнительные («Равняйсь, смирно!»). Предварительная команда подаётся отчётливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит делать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подаётся после небольшой паузы, отрывисто и энергично.
Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами зависят от величины строя. Чем больше строй, тем больше пауза и протяжней предварительная команда и громче подача исполнительной команды. Следует помнить, что команды должны подаваться в твёрдой и повелительной интонации (наклонении).
Громкость подачи команд нужно соизмерять с её необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.
Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки. При подаче команд не следует злоупотреблять предварительными командами. Т.к. занимающиеся по этой команде должны принимать основную стойку. Особенно не следует злоупотреблять командой «Смирно!». Если же она подана, то нужно требовать безупречного её выполнения.
В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Например; вместо того, чтобы группе сидящей на полу подать команду «Нале — Во!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево».
Правило подачи команд при перестроении: 1) название строя, 2) направление движения, 3) способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по три подаётся следующая команда: «В колонну по три налево (направо) шагом Марш!». При движении, если способ передвижения не меняется, его не указывают, В выше приведенном примере, если команда подаётся для идущей группы, слово «шагом» опускается.
Правило подачи команд при размыкании: 1) направление, 2) величина интервала, 3) способ исполнения. Например, «Влево на два шага приставными шагами разом — кнись!»,
Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» («направо») — движение в указанную сторону с одновременным поворотом в начале движения; «влево» («вправо») — движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ
УПРАЖНЕНИЯМ
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. В зависимости от цели и задач урока ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма учащихся к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных функций и систем организма, формирование правильной осанки.
Выполнение ОРУ в подготовительной части урока должно обеспечивать оптимальное возбуждение коры больших полушарий, более ровный поток нервных импульсов, идущих из моторной зоны больших полушарий: при этом происходит активизация деятельности внутренних органов. Это обеспечивает готовность организма к выполнению упражнений, которые осваиваются в основной части урока. В основной части урока ОРУ используется для воспитания физических качеств (силы, силовой выносливости, гибкости), формирование правильной осанки. В заключительной части урока ОРУ выполняются с целью активного отдыха и переключения учащихся на другой вид деятельности.
ОРУ является универсальным средством физического воспитания в школе, так как используются не только на уроках физической культуры, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, физкультурных праздников. Они могут выполняться без предметов, с предметами (гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, гарями, обручами, скакалками и др.), а также с взаимной помощью друг другу при различном построении учащихся (в колоннах, кругу, шеренгах), на месте и в движении. ОРУ имеет ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействий на отдельные группы мышц и на отдельные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения ОРУ создаётся своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике , так и в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ является прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.
Основной же задачей, предусмотренной комплексной программой и общегосударственным стандартом по физической культуре, является воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. В связи с этим полезно помнить совет Пьера де Кубертена: «Важно не само упражнение, а то, как вы его выполняете, с каким вниманием, с какой силой и, основное, для чего».
Одинаковые по форме упражнения могут иметь различное воздействие на организм занимающихся. Эти различия зависят от характера исполнения физических упражнений (быстро, медленно, с отягощением или без его и т.д.). Характер исполнения зависит от направленности упражнений (для развития каких способностей или решения задач выполняются упражнения). При проведении учебных и тренировочных занятий наиболее распространенными являются следующие виды направленности:
1. Для формирования осанки — упражнения, способствующие включению мышц, напряжение которых позволяет сохранить правильное положение тела как на месте, так и при передвижениях.
2. Общего воздействия — упражнения, выполнение которых оказывает нагрузку на основные мышечные группы (75% мышечных групп) и побуждает основные функциональные системы организма к активной работе.
3. Локального воздействия — упражнения, направленные на конкретную мышечную группу (группу мышц).
4. На координацию движений — упражнения доступной сложности, выполнение которых позволяет улучшать психофизиологические механизмы ЦНС и двигательной функции.
Координация движений — способность выполнять согласованные и соразмерные во времени, в пространстве и по мышечному усилию движения и действия различными частями тела (Н.К.Меньшиков, 1975).
5. На гибкость — упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой (динамические, статические, на расслабление) с взаимной помощью партнеров. Упражнения необходимо выполнять согласно методике развития гибкости.
6. На выносливость — упражнения, развивающие способность противостоять утомлению при продолжительной мышечной работе. В зависимости от задач упражнения могут быть как общего, так и локального воздействия.
7. На силу — упражнения, развивающие способность к преодолению внешнего сопротивления (упражнения нужно применять согласно методике развития силы).
Обращаем внимание, что упражнения для развития двигательных способностей могут быть как общего, так и локального воздействия.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
В зависимости от сложности ОРУ для их разучивания применяются следующие методы обучения: 1-в целом по показу, 2- в целом по рассказу, 3- в целом по показу и рассказу, 4- по разделениям.
1.В целом по показу. Этот метод применяется в основном с не подготовленным контингентом (когда занимающиеся не знают терминологии или движения являются сложными для выполнения). Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду: «Исходное положение — принять!». Делается пауза для исправления возможных ошибок. Если такие ошибки есть, то они устраняются. Затем подается следующая команда: «Упражнение начи-най!», — после которой проводящий вместе с группой начинает «зеркально» выполнять упражнение, что облегчает занимающимся повторять движения. После 2-3 повторений вместе с группой преподаватель переходит на подсчет, и если необходимо, на подсказ. Обучая ОРУ «по показу», счет может заменяться указаниями, какие движения выполняются (наклон, присед и т.д.).
2. В целом по рассказу. Этот метод применяется с хорошо подготовленными занимающимися, знающими терминологию. Преподаватель вначале называет упражнения (1- руки вперед, 2- приседания руки в стороны .3-упор стоя ,4- и.п.), а затем подает команду: «Исходное положение при-нять!». Делается пауза для устранения возможных ошибок. Потом подается 2-я команда: «Упражнение начи-най!». По ходу выполнения упражнения преподаватель в случае необходимости может исправлять ошибки и добиваться техники выполнения упражнений в соответствии с терминологией. Рассказ может быть образным: например, «лодочка», «рыбка» и т.д. В любом случае выполняющий должен знать содержание термина. Метод по рассказу применяется при обучении более простым упражнениям или с целью активизировать внимание. Подсчёт может заменяться названием основных действий. Например, «наклон-присед-наклон-выпримиться».
3.Вцелом по показу и рассказу. Метод применяется с любым контингентом занимающихся. Он особенно эффективен при обучении новым упражнениям и носит образовательную направленность. Применение этого метода позволяет наиболее быстро осваивать терминологию. Информация, поступающая посредством зрительного и слухового анализаторов,облегчает усвоение предлагаемого материала и оказывает положительное влияние на ЦНС. При применении этого метода преподаватель называет движение терминологически и показывает его выполнение. Потом после команды для принятия исходного положения подаётся следующая команда: «Упражнение начи-най!» — и выполняет упражнение вместе с занимающимися. В зависимости от поставленных задач преподаватель может не выполнять упражнения вместе со всеми.
4. По разделениям. Этот метод применяется при обучении более сложных по координации ОРУ. Он позволяет делать необходимые паузы между движениями для их уточнения и исправления ошибок, необходимого положения преподаватель подает командный счет паузами. Например: «Выпад левой, руки в стороны — делай раз!», «Приставить правую, руки на пояс — делай два!, «Выпад левой назад, руки вперед — делай три!», «И.п. – делай четыре!». Этот метод облегчает освоение терминологии и позволяет поддерживать высокую моторную плотность при выполнении сложных ОРУ.
Для проведения ОРУ применяются способы: раздельный, поточный, проходной и поточный в движении.
1.Раздельный — когда каждое упражнение выполняется отдельно, с паузами для объяснения следующего упражнения.
2.Поточный — этот способ представляет как для проводящего, выполняющих упражнения определенную сложность. При применении поточного способа желательно использовать упражнения, исходные положения которых близки друг к другу (стойка ноги врозь, о.с., стойка ноги врозь правой). Изменение исходного положения не должно вызывать трудности у занимающихся. Начиная комплекс ОРУ, преподаватель показывает первое упражнение и подается команда: «Упражнение начи-най!». По ходу выполнения первого упражнения преподаватель показывает второе после сообщения в темп счёта. «Следующее упражнение!» – и преподаватель показывает его . Сигналом для начала нового упражнения являются следующие команды, которые подаются в темп счёта; заменяя счёт раз-два-три-четыре-вместо раз – последний, затем – два-три – и вместо 4 – можно. Со следующей четвёрки занимающиеся начинают выполнять второе упражнение вместе с преподавателем под счёт. Если упражнение выполняется вправо или влево, то замена подсчёта выполняется следующим образом: 1 – последний, 2 – два, 3 – влево (вправо) или с левой (правой), 4 – можно. При выполнении упражнения на восемь счётов замена счёта словами осуществляется на 5-8: 5 – последний, 6 – шесть, 7 – влево (вправо), 8 – можно. Таким же образом проводится весь комплекс упражнений, без остановки.
Поточный способ в движении по методике проведения и подаче отличается от поточного. Но особую сложность вызывает то, что все команды и движения необходимо выполнять при ходьбе под счёт.
3.Проходной способ. При применении этого способа все упражнения выполняются в движении. Показ и рассказ упражнений может выполняться как после остановки, так и в движении.
Если упражнения начинаются после остановки, то подается команда «упражнение с левой (правой) начинай!» и упражнение начинается согласно поданной команде. Преподаватель ведет подсчет и делает методические указания в такт счета.
При выполнении упражнения без остановки показ и рассказ упражнений выполняется преподавателем, который перемещается навстречу занимающимся. После показа делается подсчет (занимающиеся должны идти в ногу), а затем подается команда «с левой (с правой) упражнение начинай!». Исполнительная команда подается под левую(правую) ногу, пропускает шаг правой (левой) и с левой (правой) ноги начинается упражнение. Заканчивается упражнение по команде «обычным шагом – марш!», которая подается в такт движениям под указанную ногу.
В зависимости от сложности упражнений и поставленных задач применяется наиболее эффективный способ проведения ОРУ. Например, для развития устойчивости, распределения и переключения внимания необходимо подобрать упражнения средней трудности, но выполнять их поточным способом в движении. Это побуждает учеников включать те механизмы ЦНС, которые способствуют развитию вышеуказанных способностей. Для развития же координации движений необходимо выполнять сложные, но доступные для учеников движения, которые способствовали бы образованию новых функциональных связей и развитию двигательных функций.
Правильно применяя ОРУ, можно положительно воздействовать на развитие различных, как потенциальных, так и актуальных способностей человека.
Положения рук, ног, туловища и движения ими
Каждое ОРУ начинается с определенного исходного положения, поэтому основные исходные положения должны быть ясны учащимся, правильно ими пониматься и выполняться. Следует обращать особое внимание на то, чтобы основные исходные положения упражнений строго выполнялись, так как только правильное выполнение упражнения даст наивысший физиологический эффект. Даже самые незначительные ошибки облегчают упражнение, снижая его эффективность. Поэтому очень важен с первых шагов обучения постоянный и строгий контроль при выполнении упражнений от начала движения до его окончания. Только в этом случае учащиеся приобретут необходимую осанку, координацию движений и избавят себя от встречающихся вредных тенденций выполнять упражнения кое-как. С учащимися младших классов, прежде чем начать выполнять комплексы ОРУ, необходимо освоить основные исходные положения и движения рук, ног, туловища. Каждое исходное положение надо выполнять с задержкой в 3-4 с. Во время остановки в таких исходных положениях необходима проверка и уточнение принятого положения. Для закрепления основных положений можно давать задания на дом с рекомендацией выполнять перед зеркалом.
Положения кисти и движения ею
Обычное положение кисти — положение, в котором пальцы выпрямлены, кисть находится как бы в продолжении руки (рис. 2 а). При терминологическом описании упражнений такое положение кисти не указывается. Если руки занимают положение вниз, назад, вперед, вверх, то ладони рук обращены друг к другу, а в положении руки в стороны ладони обращены книзу. В этих случаях положение кисти не указывается. Если же в приведенных выше положениях ладони должны быть обращены в какую-то другую сторону, то это надо указать. Например, руки вперед, ладони книзу.
Кисть в кулаке — если пальцы сжаты в кулак, то указывать, куда обращены пальцы в обычном положении, не следует (рис. 2 б).
Кисть свободна — положение кисти, сходное с обычным, т. е. кисть находится в продолжении предплечья, но держится свободно, без напряжения, пальцы расслаблены (рис. 2 в).
Кисть расслаблена — положение, в котором кисть свободно висит (рис. 2 г).
Кисть поднята вперед или назад — положение, в котором кисть, по возможности прямая, отведена в указанном направлении. Например, правая в сторону, кисть поднята (рис. 2 д).
Пальцы врозь — положение кисти, в котором пальцы с силой разведены друг от друга (рис. 2 е).
Рис. 2
Сгибание и разгибание пальцев — сгибание и разгибание с силой и одновременно.
Сгибание и разгибание пальцев последовательно — сгибание и разгибание, начиная с мизинца. Иную последовательность следует указывать дополнительно.
Восьмерка кистью — направление движения определяется из исходного положения по его началу. Например, из положения правая рука в сторону ладонью кверху восьмерка кистью вперед-книзу.
Волна кистью — последовательное сгибание (одновременно) и разгибание пальцев во всех суставах, выполняется мягко.
Положение рук и движения ими
При терминологическом описании положений рук надо указывать их положение по отношению к туловищу учащихся независимо от положения тела (сидя, лежа, стоя и т. п.). Для определения положения рук и движений ими, если они не прямые, используется термин руки слегка согнуты, что означает незначительное, едва заметное сгибание их в локтевых суставах со свободной кистью, или термин полусогнуты, когда сгибание выражено отчетливо. Например, наклон влево, руки полусогнуты вверх.
Основные положения с прямыми руками
Руки вниз — положение, аналогичное основной стойке, только кисти выпрямлены и являются прямым продолжением предплечья.
Руки в стороны — прямые руки подняты на высоту плеч, ладони обращены книзу. Иное расположение ладоней указывается.
Руки вверх — в этом положении руки подняты вверх и отведены назад до отказа, параллельны друг другу, ладони обращены внутрь, ,
Руки вперед — прямые руки подняты на высоту плеч параллельно друг другу, кисти в продолжении предплечий, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу.
Руки назад — прямые руки отведены назад до отказа.
Промежуточные положения рук
В промежуточных положениях руки расположены под углом 45° к основным положениям.
Положения рук в лицевой плоскости могут быть следующими: а) руки вниз; б) руки в стороны-книзу; в) руки в стороны; г) руки вверх-наружу; д) руки вверх. Кроме этих, могут быть положения: руки скрестно; руки вперед и внутрь под углом 45°; руки вверх-внутрь (руки подняты вверх, пальцы соприкасаются).
В боковой плоскости (рис.3): а) руки вниз; б) руки вперед -книзу; в) руки вперед; г) руки вперед-кверху; д) руки вверх; е) руки назад.
Движения руками могут быть односторонними, т. е. выполняться в одну сторону (рис.4); а) руки влево-книзу; б) руки влево; в) руки влево-кверху.
Для обозначения круговых движений руками применяются термины:
круг — круговое движение руками, ногами, туловищем. Выполняется из исходного положения на 360° по окружности снова до исходного положения. В этом случае достаточно сказать «круг» и указать его направление. Например, круг руками книзу (кверху) из исходного положения руки в стороны;
дуга — движение, выполняемое менее чем на 360° по окружности. Для обозначения таких движений применяется слово «дугою», указывается направление движения и конечное положение. Например, дугами наружу руки вверх.
Положения с согнутыми руками
ОРУ с согнутыми руками весьма распространены. При этом под сгибанием рук принято считать сгибание в локтевых суставах.
Руки на пояс — кисти рук опираются о гребень подвздошной кости (четыре пальца вперед, большой палец назад), локти и плечи отведены назад.
Руки перед грудью — руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти в продолжении предплечий, ладони книзу.
Руки к плечам — согнутые в локтевых суставах руки касаются пальцами отведенных назад плеч, локти у туловища.
Руки за голову — руки согнуты в локтевых суставах, пальцы касаются затылка, локти приподняты.
Руки перед собой — согнутые руки находятся перед грудью, предплечья на высоте плеч, одно над другим.
Руки за спину — руки, согнутые в локтевых суставах, касаются предплечьями спины, кисти обхватывают предплечья как можно ближе к локтям.
Согнуть руки вперед — кисти к плечам, локти на уровне плеч и обращены вперед.
Согнуть руки назад — согнутые в локтевых суставах руки от
ведены назад до отказа.
Согнуть руки в стороны — руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти к плечам. При сгибании предплечьями книзу указывать дополнительно — согнуть руки в стороны, предплечья снизу.
При сгибании рук следует указывать и. п. рук (руки) и предплечий (куда они направлены). Например, руки назад, предплечья книзу или руки в стороны, предплечья вперед. Движение, противоположное сгибанию, обозначается словом «разогнуть».
Положение ног и движения ими
При определении движений ногами в основных и промежуточных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис.5): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-книзу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху.
Движения в боковой плоскости а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад.
Разноименные движения обозначаются так (рис6):а) правую влево; б) правую влево-книзу.
Источник