Организация и проведение соревнований по гимнастике.
Подготовительная работа к предстоящим соревнованиям независимо от их масштаба должна проводиться задолго до его начала. Всю работу целесообразно разделить на три этапа.
На первом этапе определяются сроки, масштаб, место для проведения соревнования и утверждается положение о нем, а также назначается и утверждается в соответствующем спорткомитете главная судейская коллегия (или главный судья), разрабатывается План подготовки и проведения соревнований. В плане предусматриваются:
а) вопросы обеспечения (подготовка мест и инвентаря, прием
участников и зрителей, обслуживающий персонал и т. п.);
б) план проведения соревнований, составляемый главным судь
ей: календарь соревнований по дням (по предварительным данным о составе участвующих команд или коллективов) и график соревнований.
Имея заблаговременно график соревнований, участвующим командам удобнее и успешнее можно вести тренировочную работу (табл. 8).
На втором этапе уточняется график соревнований, подбираются и утверждаются коллегии судей, готовится документация и др. Подготовительная работа ведется организацией, проводящей соревнования (педсовет школы, кафедра физического воспитания и др.), и главной судейской коллегией.
Наиболее сложная работа—подготовка места для соревнований и обеспечение качественным инвентарем. При выборе помещения или открытой площадки надо предусмотреть наиболее удобную расстановку гимнастических снарядов и размещение зрителей. Крайне важно позаботиться о том, чтобы были комнаты для судей и секретариата, душевые, место для врача. Необходимы столы для главной судейской коллегии и старших судей, судейские указки и др.
Своевременное приглашение врача, обслуживающего персонала, судьи-информатора, их инструктаж способствуют лучшему проведению соревнований. Вся остальная подготовительная работа проводится главной судейской коллегией или ответственным лицом за тот или иной раздел работы. Сюда входит:
— составление схемы расстановки снарядов и утверждение от» ветственного лица (коменданта соревнований);
— определение состава команд (по предварительным заявкам), уточнение графика проведения соревнования. Желательно добиться, чтобы число команд в одном потоке не превышало числа видов программы соревнований, а в составе одной команды по возможности были участники, выступающие по одной программе;
— жеребьевка (если это не было предусмотрено заблаговременно);
— определение состава судейских бригад по видам программы, создание просмотровей комиссии;
— подготовка рабочих и сводных протоколов, таблиц для информации.
На третьем этапе подготовки проводится совещание с представителями участвующих коллективов (организаций), проверяется надежность снарядов и инвентаря, проводится опробование снарядов участниками и пробное судейство бригадами судей на видах, проверяется готовность всех должностных лиц, занятых в проведении соревнований.
Организация и проведение спортивно-гимнастических выступлений в школе и загородных лагерях отдыха.
Источник
Соревнования по гимнастике: организация, проведение, судейство (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |
Приднестровский государственный университет
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра гимнастики и спортивных единоборств
Соревнования по гимнастике:
организация, проведение, судейство
для студентов специальности «Физическая культура»
высших учебных заведений
УДК 796.41:796.03(07)(075,8) +796.06 (07)(075,8)
ББК 4516р3я73 +4514(4Мол5)9р3я73
Доцент кафедры гимнастики и спортивных единоборств ПГУ им. , к. п.н. .
Ст. преподаватель кафедры легкой атлетики, водных видов спорта и туризма ПГУ им. , отличник народного образования ПМР .
Соревнования по гимнастике: организация, проведение, судейство. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Физическая культура» высших учебных заведений /Составитель – Тирасполь: ПГУ, 2008. – 92 с.
В учебно-методическом пособии представлены основные положения, касающиеся организации и проведения соревнований по гимнастике. Особое внимание обращено на технику судейства гимнастических упражнений. Работа рекомендована для студентов факультетов физической культуры и специалистов сферы физической культуры и спорта.
Рекомендовано Научно-методическим советом ПГУ им.
Организация соревнований по гимнастике
Значение соревнований по гимнастике
Виды соревнований по гимнастике
Положение о соревнованиях
Подготовка к проведению соревнований по гимнастике
Оборудование мест соревнований
Проведение соревнований по гимнастике
Характеристика массовых соревнований
Особенности проведения массовых соревнований
Судейство соревнований по гимнастике
Судейская коллегия соревнований
Главная судейская коллегия
Методика судейства упражнений в гимнастике
Одним из компонентов, составляющих профессиональную подготовку специалиста в области физической культуры и спорта, является его судейская подготовка, в том числе и по гимнастике. Характерными особенностями соревнований по гимнастике является методика судейства и система оценки исполнения комбинации. В отличие от других видов спорта, где оценка выступления может основываться на объективных критериях, в гимнастике процесс оценки усложняется тем, что он носит субъективный характер. Судья должен дать оценку качеству выполнения упражнения, красоте, элегантности и сложности комбинации. Все это накладывает на судей особую ответственность в знании правил и групп трудности.
Данное учебно-методическое пособие содержит достаточный объем знаний, информации, необходимых для организации, проведения и судейства соревнований по гимнастике. В нем представлены санитарно-гигиенические требования по технике безопасности к организации мест проведения соревнований; правила соревнований по гимнастике; градация ошибок и основные сбавки за них.
Пособие состоит из трех глав. В первой главе дается характеристика спортивных соревнований по гимнастике, определяются их виды и значение, уточняется программа и особенности составления положения, раскрываются основные моменты организации соревнований.
Вторая и третья главы посвящены проведению и судейству соревнований по гимнастике. В них уточнены права и обязанности судей и участников и раскрыта техника судейства гимнастических упражнений.
Автор считает, что данное учебное пособие поможет студентам в приобретении соответствующих знаний по кругу вопросов, затронутых и раскрытых в данной работе, что, несомненно, улучшит их теоретическую и методическую подготовку.
I. Организация соревнований по гимнастике
1.1. Система соревнований
Спортивные соревнования – составная часть единого учебно-педагогического процесса, направленного на воспитание здорового, физически развитого и волевого человека.
Система проведения соревнований обеспечивает привлечение широких слоев населения к регулярным занятиям спортом, стимулирует непрерывное совершенствование спортивной техники и достижение высоких результатов.
Почти все соревнования предусматривают преемственность, как правило, они начинаются в коллективе, затем продолжаются в районах, городах, республиках и завершаются международными соревнованиями, на которых и определяются чемпионы.
Для составления сборных команд проводят отборочные турниры.
Соревнования по различным видам спорта планируются единым спортивным календарем. Сроки и условия проведения состязаний стали традиционными. Спортивным календарем предусматриваются как соревнования по отдельным видам спорта, так и комплексные. В календарь включаются также массовые пробеги, кроссы, эстафеты и т. п.
Календарь разрабатывается каждой спортивной организацией с учетом как территориальных, так и ведомственных соревнований. В календаре перечисляются все соревнования, указываются их названия, определяются сроки и места проведения. Дата проведения соревнований устанавливается в соответствии с планом учебно-тренировочного процесса. Календарь обычно составляется не менее чем на год.
1.2. Значение соревнований по гимнастике
Соревнования по гимнастике – неотъемлемая составная часть учебно-тренировочного процесса.
Кроме того, что соревнования по гимнастике помогают наиболее точно и объективно подвести итоги учебной работы за определенный период (четверть, семестр, полугодие, учебный или календарный год), они также способствуют решению большого круга различных по направленности задач (схема 1).
1.3. Виды соревнований по гимнастике
В зависимости от цели, формы, масштаба и характера соревнований соревнования по спортивной гимнастике могут быть различных видов (схема 2).
По формам зачета: личные, командные
1.4. Положение о соревнованиях
Условия состязаний и программа определяются положением о соревнованиях, которое разрабатывается организацией, проводящей соревнования, и является руководящим документом, по которому планируется вся подготовка участников и должностных лиц (схема 3).
Организационные и др. вопросы в соответствии с устанавливаемыми правилами
Цель и задачи. Основные задачи соревнований обычно состоят в популяризации данного вида спорта, выявлении сильнейших спортсменов и коллективов, подведении итогов учебной работы и т. п.
Место и сроки проведения. Указывается спортивная база, на которой будут проходить соревнования, и дата их проведения.
Руководство соревнованием. Определяются организации, которым поручено проведение соревнования и прием участников, сообщается организация, назначающая судейскую коллегию.
Участники соревнований. Устанавливается, какие организации и отдельные участники могут быть допущены к данным соревнованиям. Определяются возрастные группы, разрядные требования, численный состав участников, тренеров, судей и т. д.
Программа соревнований. В зависимости от задач, состава участников и условий проведения программы соревнований могут быть различными. Например, для определения технической подготовленности и получения звания гимнаста того или иного спортивного разряда существуют государственные (квалификационные) программы. Для различных спортивных соревнований программы могут составлять организации, проводящие соревнования (общеобразовательная школа, сельский коллектив и др.). Такие соревнования могут проводиться по облегченным программам и упрощенным правилам. Спортсмены могут соревноваться по обязательной (единой для всех) и произвольной программам. Произвольная программа составляется участниками совместно с педагогом (тренером) в соответствии с требованиями квалификационных программ или разработанными организацией, проводящей соревнования. В положении могут быть оговорены и другие вопросы, например: соревнования по общей физической подготовке для гимнастов младших разрядов, соревнования для студентов по облегченной программе (категория «Б»).
Источник
Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике в школе.
учебно-методический материал по физкультуре (11 класс) по теме
Как проводятся данные соревнования на базе нашей школы.Может наш опыт поможет в работе коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему :
Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике в школе.
Автор: Полянская Г. В.
1.Введение. Краткие исторические сведения стр.3
2 Характеристика соревнований стр. 4
3.Организация соревнований стр5
4. Проведение соревнований стр. 7
5.Положение соревнований стр. 8
6.Схема гимнастического зала стр. 10
7. График проведения соревнований стр.11
Краткие исторические сведения.
Гимнастика спортивная была известна еще в глубокой древности. Термин «гимнастика» (от греческого — упражняю, тренирую) появился в V веке до н.э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей.
Гимнастика В Афинах, по описанию греческого философа Платона, имела два образовательно-развивающих направления: школу палестру — для всестороннего физического развития мальчиков 12-16 лет, и школу орхестру — для развития духовных (эстетических) ценностей мальчиков того же возраста.
Развитие гимнастики привело к проведению спортивных состязаний во время чествования греческого бога Зевса получивших название Олимпийских игр и проводившихся до 394 г. до н.э. с периодичностью в 4 года.
Фактически гимнастика как система физического воспитания сложилась именно в период расцвета греческого государства. Целью гимнастики, если говорить языком современной теории физического воспитания и спорта, было физическое и духовное совершенствование человека. Подтверждение тому является программа античных Олимпийских игр: езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств. На первый взгляд, компоненты программы Олимпийских игр древности не имеют ничего общего с представлениями о современной гимнастике, но именно греческая гимнастика как система стала основой системы физического развития и воспитания последующих поколений.
Гимнастика как термин, обозначающий физические упражнения, выполняемые для собственного удовольствия или достижения определенных целей физического совершенствования организма, дошла, постепенно формируясь, до современности.
Практически аналогичное развитие получила гимнастика в Древнем Риме, Китае, Египте с разницей во времени и прикладной необходимости. Везде главным оставалось подготовка воинов.
С постепенным формированием государств, становлением религий, преобразованием военной службы из обязательной в наемную, гимнастика, как и все физические упражнения, направленные на развитие человека, утратили свою значимость. Гимнастика приобрела форму отдыха.
Эпоха возрождения характерна разложением феодализма и зарождением капитализма, развитием науки и искусства. Гуманисты того времени в гимнастике видели эффективное средство отвлечения народа от человеческих пороков; чревоугодия, пьянства и азартных игр. Они считали, что гимнастика — должна содействовать умственному и нравственному развитию молодежи, являясь отдыхом и средством восстановления сил для учебы, что актуально и в современном обществе. В этот период гимнастические упражнения постепенно приобрели популярность и в учебных заведениях. Это были упражнения в лазании, упражнения на перекладине и коне, акробатические и общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов ит.д.
В России развитию гимнастики в значительной мере способствовало стремление известных военачальников повысить уровень физической подготовленности армии. Начиная с Петра 1 физические упражнения применяли и Суворов А.В.Кутузов М.И., Нахимов П.С. и т.д.
К середине 19 века сложились необходимые предпосылки к возникновению гимнастических систем в разных странах Европы.
В 1881 году создана Международная система гимнастики -ФИК
Женщины впервые вышли на гимнастический помост мировых чемпионатов лишь в 1938 году. Советские гимнасты впервые дебютировали на мировых форумах в 1954 г.
В настоящее время гимнастикой занимается большая часть населения нашей страны. Гимнастические упражнения входят в программу физического воспитания дошкольников и школьников, учащихся школ и вузов страны.
Гимнастика-система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики, включая гигиеническую и атлетическую; прикладные виды гимнастики, в том числе производственную; спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.
Соревнования по гимнастике — органическая часть учебно-тренировочного процесса. Они помогают объективно подвести итоги этого процесса за определенный промежуток времени: четверть, учебный год. В соревнованиях по гимнастике должны участвовать только хорошо подготовленные гимнасты, и поэтому, соревнования являются эффективным методом проверки технической подготовленности занимающихся и стимулом к достижению высоких спортивных результатов.
Соревнования различают по:
целевой установке : учебные соревновании для подведения итогов работы за отчетный период; приобретения опыта участия в соревнованиях; классификационные (выполнение разрядов); первенства, отборочные соревнования, матчевые встречи, массовые соревнования по облегченной программе.
форме зачета : личные, командные, лично-командные.
масштабу и представительству : территориальные (районные, городские, областные, республиканские, всероссийские) и ведомственные (школы, вузы, спортивные общества).
Соревнования по гимнастике проводятся по многоборью: мужское (вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, опорный прыжок) и женское (бревно, брусья разновысотные, вольные упражнения, опорный прыжок).
Программой соревнований по гимнастическому многоборью могут быть следующие виды упражнений:
При проведении соревнований по спортивной гимнастике документацию подразделяют на руководящую и рабочую.
К руководящей документации относятся: календарь (на год); положения (на каждое соревнование); программа (единая классификационная и специально разработанная для данного соревнования); правила.
К рабочей документации относятся заявки, график соревнований, протоколы и отчет.
Заявки подразделяются на предварительные и именные (окончательные). В заявках должны быть четко указаны все необходимые данные о каждом участнике, перечислены все фамилии всех официальных лиц (представитель, капитан команды, тренеры).
График соревнований составляется с учетом количества организаций, команд, учасников, спортивной квалификации участников, условий проведения соревнований, оптимальнаной плотности рабочего времени участников и судей.
Протоколы бывают видовые (по каждому виду многоборья и на каждую команду) и сводные (на команду по всем видам многоборья).
а) четкую характеристику соревнований (задачи, условия, организация подготовки и проведения);
б) результаты соревнований всех участников, организаций (в соответствии с положением);
в) выводы (отзыв) об организации проведенного соревнования и обо всех группах участвующих лиц (главная судейская коллегия, судейские бригады по видам, секретариат, участники, тренеры, представители, обслуживающий персонал).
Организация и проведение соревнований.
Успех проведения соревнований зависит от проделанной работы, которую целесообразно подразделить на три этапа.
На первом этапе необходимо определить дату и место соревнования, разработать, утвердить и довести до сведения участников и организации, занятых, в соревновании, положение о соревнованиях. Выделить и утвердить оргкомитет или ответственное лицо, а так же главную судейскую коллегию или главного судью. Составить и утвердить смету соревнований.
На первом этапе подготовка к соревнованию ведется организацией, проводящей соревнование, с привлечением главного судьи как консультанта.
На втором этапе необходимо ознакомиться с местом и условиями проведения соревнования (положение и заявки), составить график соревнования, подготовить место соревнования, укомплектовать секретариат и судейскую коллегию, подготовить информацию о предстоящем соревновании.
Эта работа выполняется главным судьей, ответственным лицом и комендантом, а так же главным секретарем.
Приступая к подготовке соревнования (второй этап), главный судья руководствуется:
- положением соревновании;
- единой классификационной программой;
- правилами соревнований.
Главный секретарь, ознакомившись с условиями работы на предстоящем соревновании, под руководством главного судьи приступает к разработке графика соревнования.
При разработке графика соревнования учитывается помимо всего еще и способ комплектования смен. Есть два варианта составления графика.
Первый вариант: все команды располагаются в порядке мест, занятых на предыдущих соревнованиях и смены комплектуются так, чтобы в последней команде были самые сильные участники, занявшие у мужчин первые 6 мест, а у женщин первые 4 места, то есть начинать соревнования с менее сильных гимнастов и заканчивать сильными.
Второй вариант: проводится жеребьевка среди команд-участников. Каждая смена комплектуется по тому же принципу, что и в первом варианте.
Вид с которого команда начинает соревнование в своей смене, определяется либо жеребьевкой, либо порядковым номером в смене.
Общепринятая последовательность прохождения видов:
- у мужчин – вольные упражнения, конь — махи, кольца, опорный прыжок, брусья, перекладина.
- у женщин – опорный прыжок, бревно, брусья, вольные упражнения.
Жеребьевку проводят заблаговременно, чтобы каждая смена перед вступлением в соревнования на специальной разминке могла подготовиться к тому виду, с которого она начинает соревнование.
Важно тщательно подготовить место соревнований. Снаряды надо располагать так, чтобы выступающие участники хорошо были видны судьям и зрителям.
На втором этапе комплектуются судейские бригады по видам многоборья и назначаются старшие судьи в видах многоборья. Секретариат подготавливает всю необходимую документацию: протоколы на видах, сводные протоколы по командам, таблицы для информации о результатах соревнования.
На третьем этапе подготовки:
- устанавливаются контакты между главной судейской коллегией и участниками по всем организационным вопросам,
- проводится совещание с представителями и раздаются им документы, уточняются именные заявки и окончательно комплектуются команды, смены, составляется график, заполняются протоколы по видам, сменам, а так же сводные протоколы,
- проводится опробование снарядов участниками,
- проводится семинар по подготовке к практическому судейству,
- проверяется вся организационная и материально-техническая подготовленность к началу соревнования.
Соревнования начинаются с парада участников, приветствия, при проведении крупных соревнований в первый день можно начать соревнования утренних смен, а перед вечерними сменами провести торжественную церемонию открытия.
Для проведения соревнований точно по графику на крупных соревнованиях назначается один из заместителей главного судьи, а на мелких судья при участниках.
Работой судейских бригад руководят заместители главного судьи.
Работа секретариата должна быть предельно четкой и быстрой.
Врачебный контроль и оказание необходимой медицинской помощи осуществляет помощник главного судьи по медицинской части или врач соревнований.
Соревнования начинаются с торжественного открытия, далее построения и выхода очередных смен, определение начала и конца опробования в видах, смена видов, торжественное закрытие соревнований (оглашение результатов, награждение победителей).
Главный судья (главная судейская коллегия), подводя итоги соревнования анализирует:
— качество его организации и проведения,
— результаты, показанные участниками,
— пожелание на будущее.
В определенный срок (3-10дней) после окончания соревнований сдается отчет со всеми приложениями в организацию, проводившую его.
Источник