методические рекомендации проведения утренней гимнастики
методическая разработка по теме
на все возрастные группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_provedeniya_utr.gimn_.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Методические рекомендации проведения утренней гимнастики
Цель: настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день.
Структура и содержание утренней гимнастики
2 группа раннего возраста
— 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки;
— начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом, и построения;
— наиболее удобно построение в круг;
— вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами;
— бег спокойный, в первую половину года 20-30 с. и 40 с. – во вторую половину;
— построившись, дети приступают к выполнении упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища;
— ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий;
— широко используются исходные положения, сидя, лежа на спине и на животе, во второй половине года можно рекомендовать различные предметы.
— ежедневное многократное повторение упражнений;
— показ упражнения воспитатель сопровождает пояснением;
— игровая форма гимнастики;
— все движения производятся последовательно;
— упражнения строятся на воспроизведении известных детям персонажей.
— 4-5 упражнений общеразвивающего характера, обязательны ходьба, бег и подскоки;
— в начале кратковременная ходьба в любом построении, чередуясь с легким и достаточно продолжительным бегом (в начале года 30-40 с, во второй половине – 50-60с);
— дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения ОРУ для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища, рекомендуемые программой на занятиях;
— последовательность упражнений постоянна;
— широко распространены исходные положения, стоя, сидя, лежа на спине и на животе;
— после ОРУ следует бег.
— важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз;
— необходимо следить, чтобы дети преодолевали упражнения в бодром темпе и с хорошим настроением;
— важно обеспечивать моторную плотность гимнастики, проводить ее без пауз;
— добиваться сходства движения с образцом;
— следить, чтобы все выполнялось указанным способом, но все равно педагог напоминает, как дети должны выполнять упражнение;
— педагог постоянно привлекает внимание воспитанников к образцу, упражнения строятся на воспроизведении известных детям персонажей;
— воспитатель показывает и поясняет упражнения;
— используется музыка, ритмичное звучание бубна, барабана и др.;
— к концу года используются упражнения не связанные единым сюжетом;
— в процессе упражнений педагог напоминает, когда целесообразно сделать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы, бега и подскоков.
— упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4-5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины;
— начинается гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной;
— ходьба совершается в любых построениях и разными способами (на носках, на пятках, приставным шагом и т.п.);
— ходьба переходит в бег, который должен быть легким, неторопливым и достаточно длительным (в начале года 1 мин, во второй половине года – 1,5 мин);
— бег снова переходит в ходьбу, во время которой совершается перестроение и осуществляется подготовка к ОРУ;
— перестроение в начале года выполняется чаще в круг, позже используется построение в звенья;
— содержание комплексов составляют упражнения, с которыми дети познакомились на занятиях;
— должны использоваться всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед, на пояс, за голову, к плечам);
— помимо мелких предметов (кубики, платочки), для упражнений применяются кегли, мячи, кубы средних размеров;
— проводятся упражнения на различных пособиях (гимнастическая скамейка, а также на стульях или около них);
— после ОРУ проводятся подскоки (разнообразные), бег преходящий в спокойную ходьбу.
— объяснять упражнения нужно четко и кратко;
— упражнения подбираются уже известные детям или очень простые;
— нет необходимости подробно пояснять каждое, воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей;
— в ходе упражнения, педагог выдвигает требования к правильности движения;
— указания педагога сопровождают действия детей;
— пояснение чаще всего сопровождается показом;
— постепенно надо приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе;
— педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса;
— в процессе упражнений педагог напоминает, когда целесообразно сделать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время бега и подскоков.
-вначале гимнастики бег должен даваться в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед;
— в конце бег должен быть активным, энергичным;
— после бега и прыжков хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения;
— приучать детей самостоятельно держать правильную осанку.
— упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, широко используется ходьба со сменой темпа, направления. На носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, гусиным шагом и др., упражнения на внимание;
— упражнения проводятся в разных построениях, они не длительны и переходят в легкий бег, который длится 1,5 – 2 мин.;
— упражнения целесообразно проводить на гимнастической скамейке, бревне, гимнастической стенке и у нее, а также с использованием пособий;
— в комплекс входят 5-6 ОРУ;
— построение в звенья, используется и построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед;
— для упражнений в положении лежа и сидя целесообразно применять поворот всех детей в пол-оборота направо или налево;
— среди многих исходных положений используется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь);
— возрастает объем ОРУ без предметов;
— широко применяются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками;
— подскоки на месте с разними сочетаниями движения рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием невысоких предметов (повтор 20-30, потом 30-40 раз);
— подскоки на месте в конце утренней гимнастики могут быть заменены бегом.
— напоминать детям, чтобы они добивались точности положения тела, четко соблюдали направление движений;
— умели выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения;
— необходимо чередовать проведение утренней гимнастики с музыкальным сопровождением и без него;
— воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но в то же время несколько напряженной и подтянутой позе;
— утренняя гимнастика должна проходить живо, без значительных перерывов между упражнениями, а лучше и вовсе без них;
— объяснение упражнений должно быть четким и кратким;
— пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса (к показу надо привлекать детей, которые хорошо владеют движениями);
— на протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения.
Подготовительная к школе группа
— увеличивается темп и количество повторений ОРУ;
— усиливается интенсивность бега за счет увеличения его продолжительности: 2-3 мин на 300-400 м при медленном темпе и на 160-200 м при среднем (после выполнения ОРУ);
— при необходимости после беговых упражнений проводятся несколько дыхательных упражнений, спокойная ходьба которую можно чередовать с бегом;
— возрастают количество подпрыгиваний, завершающих утреннюю гимнастику (не менее 30-40 раз с двумя, четырьмя повторениями после небольшого перерыва), их разнообразие и сложность ритмического рисунка;
— вводятся разнообразные движения и положения рук при подскоках;
— широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием, предметами естественного окружения;
— упражняясь, дети действуют энергично, четко, уверенно, выдерживая возрастающие физические нагрузки.
— приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений;
— дети могут сами назвать, показать и пояснить упражнение;
— от ребенка следует требовать хорошего качества движений на утренней гимнастике: он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, точно, с нужной амплитудой проделывать упражнения, сохраняя заданные позы, акцентировать внимание на главном, выпрямлять ноги, руки, спину, оттягивать носки, совершать движения с определенным напряжением;
— приемы объяснения, показа упражнений, регулировки дыхания и т.п. в этом возрасте не имеют особой специфики, в большинстве случаев они аналогичны подобным приемам руководства утренней гимнастикой в предыдущей возрастной группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМП ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО УПРАЖНЕНИЯ .
Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа ж.
В материале подобраны рекомендации по проведению утренней гимнастики для воспитателей ДОУ.
Утренняя гимнастика во второй младшей группе, или, как ее называют в народе, зарядка, является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего орг.
Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение.Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию .
Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов.
Источник
Методическая рекомендация по проведению утренней гимнастики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Золотой ключик» города Ак-Довурак
«Организация утренней гимнастики в детском саду»
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии двигательных функциях, приводит к задержке сенсорного развития.
Физические упражнения основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности.
Физические упражнения проводятся под руководством педагога и представлены следующими видами:
играми подвижными и спортивными;
Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.
Упражнения утренней гимнастики направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
Для утренней гимнастики упражнения должны быть:
известные, хорошо освоенные детьми;
более простые по структуре, координации;
обязательны на формирование осанки, стопы;
Утренняя гимнастика в детском саду начинается с разминки, цель которой разогреть мышцы и суставы и подготовить тело к выполнению комплекса более сложных упражнений.
Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно — сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
Классификация общеразвивающих упражнений:
упражнения для рук и плечевого пояса;
упражнения для туловища;
упражнения для ног.
Упражнения, направленные на развитие двигательных качеств: развитие гибкости; развитие силы; развитие координации, ловкости, равновесия, пространственных и временных ориентировок;
Упражнения, направленные на повышение функционального уровня систем организма: укрепление сердечно – сосудистой системы; укрепление дыхательной системы
В утренней же гимнастике в детском саду эмоциональный компонент, может быть, достигнут за счет включения физических упражнений, освоенных в процессе учебной работы и обновленных введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Это могут быть самые разнообразные виды нетрадиционной утренней гимнастики: гимнастика по сюжету литературного произведения, в виде сюжетно-ролевой игры или игры-путешествия, зарядка в загадках, зарядка в стихах, с необычными предметами и т.п.
Воспитывать у детей интерес и желание заниматься.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем одновременно по сигналу воспитателя.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела, при помощи наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя.
Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.
В младшей группе впервые вводится в режим дня утренняя гимнастика. Ее проводят ежедневно со всеми детьми одновременно, продолжительность 4-5 минут. Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут сразу включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике, не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию. Содержание гимнастики составляют 3-4 общеразвивающих упражнений, ходьба, бег. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно на этом возрастном этапе построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном и неторопливом темпе. Бег должен спокойным и легким: 20-30 секунд первая половина года и 40 секунд вторая половина.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных), ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий, носят имитационный характер и проводится в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.
Показ упражнения воспитатель сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки). Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое исходное положение.
Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней.
Для младших групп утреннюю гимнастику можно проводить:
С флажками, султанчиками, лентой;
С использованием стула;
Приучать детей к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений.
Правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений. Точно выдерживать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания, не сгибать руки в локтях при их выпрямлении).
Принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости.
Соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них и по указанию воспитателя.
Начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию; сохранять заданный темп.
Выполнять известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.
Выполнять известные упражнения, рассказывать о порядке, способе выполнения существенных элементов наиболее простых упражнений.
Организация утренней гимнастики на 4 году жизни близка к организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из младших или вновь поступивших детей, не принимал участие в утренней гимнастике, то уже через 1,5-2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в двигательную деятельность без лишних напоминаний воспитателя. Продолжительность 5-6 минут, 4-5 ОРУ.
В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Бег в начале года 30-40 секунд, вторая половина 50-60 секунд. Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Широко распространены исходные положения: стоя, лежа, лежа на спине, животе, сидя. ОРУ повторяются 5-6 раз.
Педагог должен помнить, что на утренней гимнастике не происходит разучивание упражнений, важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Именно поэтому, важно обеспечивать высокую моторную плотность, проводить ее практически без пауз, не тратя время на подробное объяснение.
Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, чтобы оно выполнялось указанным способом (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него).
Утренняя гимнастика в средней группе 6-8 минут. Включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте, 4-5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Педагог постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе. Исключения составляют некоторые упражнения, требующие проявления силы и координации движений (прокатить мяч вокруг себя). Во время выполнения упражнений педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.
Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики.
Для средней группы упражнения можно проводить с использованием:
Источник