Методические указания к составлению комплекса упражнений
Основной формой организации занятия по ФК является урок. Урок составлен по определенному плану, позволяющему распределить материал в нужной последовательности, исходя из задач урока и конкретных условий.
Структура урока предусматривает три части:
Каждая часть урока имеет свои задачи, разрешаемые специфическими средствами.
— организовать занимающихся и сконцентрировать их внимание;
ОРУ – общее развивающее упражнение.
Средства (содержание упражнений) | Дозировка (кол-во раз) | Методические приемы, обучения, воспитания, организации. |
1. И.п. – исходное положение (положение рук, ног) 1,2,3,4. | 4 – 8 | Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание (темп, амплитуда движений) |
2. И.п. – руки на пояс, стойка ноги врозь. Наклоны головы в стороны на 1,2,3,4. | Упражнение делать медленно; на счет 1-наклон вправо, 2-и.п., 3- наклон влево, 4-и.п. | |
3. И.п. Наклоны головы вперед — назад на 1,2,3,4. | На счет 1-наклон вперед, 2-назад, 3-вперед, 4-назад. | |
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях. Отводим прямые руки назад на 1,2, руки согнутые в локтях на 3,4. | Упражнение делать быстро, отводя руки назад как можно дальше. | |
5. И.п. – стойка ноги врозь, первая рука поднята вверх, правая вдоль туловища. На 1-2, отведение рук назад, на 3-4 смена положения рук. | Упражнения делать быстро. | |
6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе, на 1-2 наклон туловища вправо, на 3-4 – влево. | Наклоны делать, касаясь локтем колена. | |
7. И.п. – стойка ноги врозь. Наклон туловища вперед с касанием рук пола. На 1 касаемся руками одной ноги, на – 2 – посередине, 3 – правой ноги. | Пола касаться всей поверхностью ладони. | |
9. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед в стороны. Махом правой ноги на 1 касаемся первой руки, на счет 2 – махом левой ноги касаемся правой ноги. | При выполнении упражнения спина должна быть прямая. | |
10. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс, выполнять круговые движения туловищем на 7-4 почасовой стрелке, на 4-8 – против часовой стрелки. | Упражнение выполнять медленно. | |
11. И.п. – стоя на левом колене, согнутая правая нога впереди, руки на правом колене. На 1-3 подать левое бедро и таз вперед – вниз, на 4 вернуться в и.п. То же другой ногой. | При выполнении упражнения спина должна быть прямая. | |
12. И.п. – стойка ноги врозь, руки на бедрах. На 1-3 присесть на правой ноге и наклониться вперед, на – 4 – и.п. | — | |
13. И.п. – стойка на левой ноге, правая нога вытянута. На 1-4 круговые движения ступни вправо, на 4-8 тоже влево. | Спина прямая. | |
14. И.п. – стоя правая нога впереди сзади. На 1-3, сгибая правую ногу, сделать выпад; на 4 – и.п., то же самое в другую сторону. | — | |
15. Упор лежа, сгибание — разгибание рук в локтях. | — | |
16. И.п. – ноги вместе прыжки на трех ногах на месте. | — |
Общие развивающие упражнения могут выполняться на месте, в движении.
Упражнения должны выполняться в такой последовательности.
— верхнего плечевого пояса (рук);
Объяснять упражнение необходимо с исходного положения: узкая стойка, ноги врозь, широкая стойка, ноги врозь. Затем положение рук, упражнения выполнять на счет 1-4, 1-8, 1-16. Прыжки 1-16, 1-32.
Источник
Методические указания для физических упражнений
Методические рекомендации
по написанию плана-конспекта разминки
по физической культуре (ГОС)
для студентов специальности 050141 Физическая культура
Нарьян-Мар
2014 г.
Методические рекомендации по написанию плана-конспекта разминки для уроков физической культуры составлены на основе ГОС для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»
Барахматов Вадим Фёдорович – преподаватель высшей квалификационной категории пофизической культуре и основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Введение
Данные рекомендации разработаны для будущих учителей физической культуры и являются необходимыми для правильной разработки и написания плана-конспекта разминки, а в дальнейшем и плана-конспекта урока по физической культуре.
На данный момент вся система подготовки будущих учителей физической культуры перестраивается в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), где четко прописаны основные требования к профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры (общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся в процессе подготовки по данной специальности).
По новым ФГОС в планах-конспектах урока обязательно должны быть прописаны виды универсальных учебных деятельностей (УУД), которые должен формировать учитель у учащихся в процессе урока.
Но при подготовке к уроку физической культуры главным считается грамотное построение обучающего компонента, то есть необходимо сформировать у будущих учителей умение правильно составлять весь необходимый для конкретного урока комплекс физических упражнений с учетом дозировки и построения занятия, а уже в дальнейшем научиться вставлять необходимые виды УУД в процесс обучения.
Содержание
Для урочных форм занятий по физической культуре характерно то, что деятельностью занимающихся управляет учитель по физической культуре и спорту,который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этомстрого соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.
Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей:
- подготовительной,
- основной,
- заключительной.
Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок:
- В начале нагрузок организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительнойчасти урока.
- Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока.
- По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называетсяфазой истощения или утомления, которая соответствует заключительнойчасти урока.
Подготовительная часть урока — это и есть РАЗМИНКА.
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10 — 20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
Разминка способствует повышению скорости ферментативных реакций и интенсивности обмена веществ, ускорению крово- и лимфообращения и терморегуляции в организме. При этом повышается способность соединительных тканей (особенно мышц, связок, сухожилий) к растяжению. Возбудимость и лабильность скелетных мышц также повышается. Особо велико значение разминки для деятельности функциональных систем, обеспечивающих аэробную производительность организма. Частота сердечных сокращений (ЧСС) во время разминки может возрастать до 160-180 уд/мин.
Таким образом, ее основная цель — подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия.
Исходя из этого, в подготовительной части решаются следующиеметодические задачи:
- обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;
- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).
Как и сам урок, подготовительная часть урока делится на составные части, в которых необходимо решать следующие задачи:
— организационные — построение, проверка учащихся к уроку, объяснение темы и задач урока, передвижение строем и перестроения;
— воспитательные — воспитание дисциплины и порядка на уроке, воспитание коллективизма, уважения и достоинства;
— образовательные — развитие физических качеств во время проведения разминки.
Разминка включает в себя следующие этапы:
— подготовительный этап — решаются организационные задачи;
— основной этап — решаются организационные, воспитательные, образовательные задачи;
— заключительный этап — решаются организационные задачи урока.
При проведении разминки педагогу необходимо выполнять следующиетребования:
- Разработать план-конспект разминки с комплексом упражнений.
- Выполнить перестроение учащихся для проведения разминки.
- Занять правильное место для проведения разминки, чтоб учащиеся видели проводящего.
- При проведении разминки лицом к учащимся выполнять все упражнения зеркально и правильно.
- Упражнения показывать правильно, четко.
- Объяснять громко, понятно и давать четкие методические указания для выполнения каждого упражнения.
Все упражнения, используемые в разминке, делятся на следующие группы:
— упражнения на осанку (ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на внешней и внутренней стороне стопы, «гусиный шаг»);
— беговые упражнения (обычный бег, бег с захлестыванием голени, бег с высоким подниманием бедра, бег с ускорениями, бег «змейкой», бег с изменением направления, бег скрестными шагами, приставными шагами и т.д);
— общеразвивающие упражнения (ОРУ) (все упражнения выполняются строго сверху вниз: упражнения для шеи, упражнения для верхнего плечевого пояса,спины, нижнего пояса. Они включают в себя: круговые движения, наклоны, повороты, рывки, маховые движения, упражнения на растягивание, выпады и т.д);
— общефизические упражнения (ОФП) (упражнения направленные на развитие силовых качеств отдельных крупных групп мышц: приседания, отжимания, упражнения на мышцы живота, подтягивание и т.д.);
— специальные подготовительные упражнения (СПУ) (упражнения, направленные на развитие определенных качеств, необходимых для того или иного вида спорта: баскетбол — жонглирование и владение мячом; легкая атлетика — все беговые упражнения; волейбол — бросковые упражнения для верхнего плечевого пояса и т.д).
Комплекс упражнений для разминки должен состоять из 12-15 упражнений (сюда не относятся беговые упражнения и упражнения для осанки) и по времени проведения составлять не менее 10-15 мин.
Рекомендуется такой порядок выполнения упражнений:
- ходьба
- бег
- упражнения для рук и плеч
- упражнения для туловища
- упражнения для ног
- прыжки
- дыхательные упражнения
- упражнения на расслабление.
В комплекс упражнений для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.
Разминка может проводиться на месте и в движении, с предметами (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки и т.д.) и без предметов.
При выполнении разминки на месте, проводящий перестраивает учащихся таким образом, чтоб видеть их всех («перестроение уступом», «сведение — разведение», в круг, в шеренгу и т.д.) и упражнения показывает зеркально. Выполняя упражнения в кругу, проводящий делает шаг вперед в центр и осуществляет показ упражнений в том же направлении, что и учащиеся.
При выполнении разминки в движении, проводящий движется навстречу учащимся, показывает и объясняет упражнения, дает методические указания. В большом зале — срезает круг, кратчайшим путем двигаясь к направляющему, чтоб видеть всех занимающихся и старается давать новое упражнение у направляющего колонны.
Таким образом, при объяснении упражнения педагог должен:
1. показать и назвать упражнение;
2. указать исходное положение (И.п.) — это положение ног, рук и туловища (пример: «Основная стойка — руки на поясе»);
3. дать команду для принятия исходного положения («Исходное положение принять!»)
4. выполнять упражнения на счет и давать методические указания.
Все упражнения можно выполнять на 2-4-8-16-32 счетов.
Упражнения для шеи выполняются МЕДЛЕННО и под счет.
Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремитьсяразнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета — по заданию; применения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.
Весь комплекс физических упражнений разминки вписывается в предлагаемую ниже таблицу, которая имеет определенную структуру.
План- конспект разминки по баскетболу
(могут быть указаны другие виды спорта)
студента(ки) _____ группы
ФИО (в родительном падеже)____________________________________________________
Место проведения — _________________________________________________________
Контингент учащихся — ______________________________________________________
Дата проведения- _________________ Время проведения -_______________
Части урока | Содержание урока | Дозировка | Методические указания |