Метод француза томатиса слуховые тренировки

Правда о Томатисе – взгляд невролога

«… Можно иметь прекрасныйслух, но при этом быть плохим слушателем»,

«Слушание по отношениюк слуху — это то же самое, что прицеливание по отношению к зрению»

Впервые о методе Томатиса яузнала от программистов в 1991 г., когда работала в неврологическом отделенииклиники ФИБ № 4 (Федеральный институт биофизики) в «закрытом» городе ОзерскеЧелябинской области. В то время было модно скачивать западные программы. Скачиваемаядоступная информация была на французском языке и, естественно, плохоподдавалась переводу. Поэтому глубоко понять механизм действия непредставлялось возможным. С 2004 по 2009 г. не раз попадались статьи, в томчисле и медицинские, о пользе этого метода. Затем, начиная с 2010 г., наконференциях по аутизму были доклады педагогов о применении метода Томатиса длялечения особых деток. За последние пять лет от родителей, педагогов, неврологови психиатров я получила противоречивые сведения: кому-то метод помог, у кого-тобыло ухудшение, кто-то методом восхищался, а большинство врачей либо о нем неслышали вовсе, либо не видели в нем пользы и не считали нужным рекомендоватьего родителям больных детей. Появление в интернете множества видов «электронныхушей» по разным ценам, использующих именно свой, «настоящий» метод Томатиса,даже если он и с какой-нибудь приставкой (например, Рустоматис и др), а такжепоявление его «первых учеников» (Люк Бессон, Жан Лебо — он же Пуаро и др.), ещебольше подвигло меня разобраться до конца в этом вопросе и расставить все точкинад «и». Решить главный вопрос: где же «настоящий» Томатис со своим«электронным ухом», есть ли «ухо» вообще, и, если есть, то имеется ли в неммедицинское начало? Можно ли применять метод по отношению к детям, и кто долженэтим заниматься: врач или педагог?

Читайте также:  Комплексы упражнений с гирей для силы

В действительности настоящий Томатис существует и находится он в Люксембурге. Это развивающий центр Томатиса, который организован сыном А.Томатиса и его 2-мя близкими соратниками.Еще 24 сотрудника, включая 7 преподавателей, среди которых есть те, ктонепосредственно работал с самим А.Томатисом, имеют высшее образование и ученыестепени. Центр использует только метод Альфреда Томатиса –Томатис/Tomatis, созданный в 50-е годы ХХстолетия, который запатентован и имеет дополнительный символ — латинскую букву R в кружочке — TOMATIS®. Изначально обучениепроводилось только в Париже, сейчас выездные обучающие курсы проводятся в более,чем 20-ти разных странах. Всего прошло обучение 2000 человек. Из них 200человек в России, которые являются сертифицированными специалистами и имеютправо использовать эту методику. Обучение в России проводится только в Москве.Всех специалистов, прошедших обучение и сертификацию можно посмотреть на официальномвеб-сайте компании: www . tomatis . com , гдетакже можно найти и другую интересующую вас информацию.

Сама методика проводится назапатентованном и лицензированном в Европе и России приборе Талксап/ TalksUp с символом латинской буквы R в кружочке TalksUp®. Это портативная версия Метода Томатис/ MéthodeTomatis®. Пакет Талксап/ TalksUp® включает в себя: 1 электронноеУхо Талксап/ TalksUp® с программой и музыкой, 1 проводныенаушники TalksUp® с костной проводимостью(докупить можно и беспроводные), а также зарядное устройство, технологическуюинструкцию и 2 сумки для транспортировки. Примерно каждые 2 года проходитмодернизация прибора и усовершенствование программ. Современное Электронное УхоTalksUp®и программыпрослушивания разительно отличаются от тех, что были созданы в 90-е годы. Онибазируются на современных нейрофизиологических открытиях и технических возможностях. Обязательнонужно платить за лицензию каждые 2 года(это 200 евро). Эти приборы именные — под каждого обученного специалиста.

Обучение специалистов проводитсяпо 4 уровням с промежутками не ранее, чем в полгода (должна быть практика), собязательной сдачей экзамена. Специалист, не сдавший экзамен, к следующемууровню не допускается. Специалист TalksUp® Уровень 1 обладает 10 определенными программами. Специалист TalksUp® Уровень 2 обладает 24определенными программами. Уровни 3 и 4 позволяют самостоятельно создаватьпрограммы (более 24) -это уже консультанты со стажем. Пройдя сертификацию 1 уровнявместе с врачом-реабилитологом, Довгань Е.В. хочется поделиться с родителямибольных деток о пользе этого метода и предостеречь от осложнений, которые могут возникнуть при его неправильномиспользовании.

Читайте также:  Построение тренировок по футболу

ЧТОЖЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОДИТЕЛЬ?

1. Метод Томатис/ MéthodeTomatis® –это нейросенсорная слуховая стимуляция, т.е.система тренировки, созданная иразработанная французским врачом Альфредом Томатисом, метод переобучения слуха,чтобы восстановить качественноеслушание. Слушание – это внимательный слух, это способность выделять нужнуюинформацию из массы услышанного. Слух –это пассивный процесс, которыйпроисходит рефлекторно, а СЛУШАНИЕ- это активный процесс с непосредственнымучастием аналитических зон мозга. Многие дети с совершенно нормальным слухом оченьплохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз приходитсяповторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условияхшума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумениеперерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам вучебе, тормозит развитие социальных навыков.

У детей сразличными нарушениями развития, особенно с аутизмом, часто наблюдаются дефектыв системе обрабатывающей информацию, поступающую из окружающей среды (сенсорнаяинтеграция). Такие дети все слышат, но не воспринимают информацию, так как они обладаютбольшей чувствительностью к вибрациям, а не звукам. Человек слышит не толькоушами, но и телом («костями»). Так как костная проводимость звуковых сигналовнамного быстрее, чем слуховая, аутисты, очень чувствительны к наименьшимвнешним раздражителям. У таких деток отсутствует механизм избирательностисенсорной информации, в результате чего нервная система выстраиваетсвоеобразную защиту от избытка информации в виде полного невосприятияокружающей среды. Также как мы привыкаем к шуму холодильника, телевизора,уличного движения. Результатом таких нарушений являются различные видынеадекватного поведения, нарушениякоммуникации, различные расстройства речи.

2. Метод основан на понятии А.Томатиса, что Ухо:целая и интегрированная система, т.е. единый сенсорно-моторный (слухово-моторный)орган. Поскольку его различные функции Слуховая (кохлея) и Вестибулярная(двигательная (преддверие)) объединяются в одну — СЛУШАНИЕ, так каквзаимосвязаны на мозговом уровне. Слуховая система ответственна за восприятие ипроведение звука, освоении, контроле и поддержании речи. Вестибулярная системаответственна за поддержание вертикального положения тела, за схему тела впространстве, за поддержание мышечного тонуса, влияет на глазную моторику,участвует в ориентации в пространстве. За счет связей с мозжечком участвует вкоординации, автоматизации и ритмики движенийво время процессов обучения. Кохлея и преддверие находятся вместе во внутреннемухе. Они отправляют полученную информацию к различным участкам мозга, которыезадействованы в двигательных и языковых способностях, во внимании, памяти иэмоциях. Говоря образно, «ухо — это дверь для доступа ко всей нервной системе».

3. Основной принцип работы метода Томатис/ MéthodeTomatis® заключается всенсорно-звуковом стимулировании с обязательным использованиемспециализированного оборудования Талксап/TalksUp®,так называемое «Электронноеухо». Воздействие осуществляется посредством наушников. Звуковой сигналпередается пациенту двумя способами: костная проводимость (вибрация верхнейобласти черепа) и воздушная проводимость (звуковые волны поступают черезнаружное ухо). Звук активизирует деятельность внутреннего уха, стимулируя приэтом не только слуховые, но и моторные функции. Передача звука происходит набарабанную перепонку, затем, под воздействием костной проводимости,осуществляется стимуляция рефлекторного сокращения и расслабления мышцмолоточка и стремечка.
Устройства Талксап/ TalksUp® предназначены для созданияуникального перцептивного звукового контраста. Этот эффект вызывает сокращениеи расслабление мышц внутреннего уха. Это возвратно-поступательное движениевызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слуховогоаппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые,напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия. Это действие похоже нагимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению ипрогрессирующей мобилизации мышц улучшается передача сенсорных звуковыхсообщений в головной мозг. Выбранные музыкальные произведения богаты обертонами(широкий частотный диапазон), что является необходимым условием дляосуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичныеконцерты Моцарта, Грегорианское пение, некоторые вальсы, на которые был предварительноналожен эффект «Tomatis®».Передаваясигналы в мозг, параллельно вестибулярная мембрана улавливает малейшее движениетела, тем самым оказывает влияние на равновесие и чувство ритма человека.

Терапия Tomatis®, по сути, являетсятренировкой всей слуховой системы человека, начиная с уха, отвечающего за приемзвуковых сигналов и заканчивая отделами мозга, интерпретирующими иобрабатывающими, полученную информацию в целостную картину.

4. Эффект «Tomatis®». Программы для прослушивания. Оптимальные курсы-часы.

В основепрограмм лежит положение Альфреда Томатиса, который установил, что звуки низкойчастоты способствуют процессам расслабления мышц уха и снижению активностимозга, а звуки высокой частоты обладают обратным эффектом. Подавая звуки разнойчастоты и интенсивности можно добиться эффекта адаптации центров мозга,отвечающих за слух и слухового аппарата к воздействию разнообразной звуковойинформации. Частота переключений может быть весьма высокой и непрерывноизменяющейся. Изменяется не только частота переключений, но и длительностьзвука каждого типа. Мозг должен постоянно реагировать на изменяющиесявоздействия, что положительно сказывается на активности его различных отделов испособностях к адаптации слуховой системы в частности. В целях повышениякачества адаптации слуховой системы в Томатис терапии используется эффекткостной проводимости звука. Так, собственный голос мы слышим не только черезвоздушный путь распространения звука, но и как вибрации костей черепа. Именнопоэтому собственный голос в записи отличается от того что мы слышим сами. Внаушники, используемые в «Tomatis®» терапии, встроен вибратор, соприкасающийся стеменем человека, и формирующий сигнал, воспринимаемый слуховой системой черезкостнопроводящий путь. Этот сигнал подаётся в паузах между переключением звуковразной частоты и интенсивности, подготавливая слуховую систему к тому, чтосейчас произойдёт очередное переключение. Эта особенность метода Томатиспозволяет добиться ещё большей эффективности тренировки мозга и слуховойсистемы.

Всегосуществует 10 «чистых» базовых программ прослушивания 1-го уровня и 24 смешанных программ 2-го уровня. Каждаяпрограмма состоит из 13 музыкальных треков. Программы имеют свое название и специализацию:первоначальная, основная, проблемы сэмоциями, речью, памятью и вниманием. В каждой программе есть подуровни сразличной вариацией музыкальных треков. Вся записанная музыка в каждом трекеотфильтрована по частоте в зависимости от задачи, которую преследуют.

Время дляпрослушивания зависит от возраста ребенка, его возможностей и проблем. Идеальноевремя прослушивания — 2 часа для каждого трека, поэтому один полный курс поодной программе составляет 26 часов за 13 дней. Затем должны быть перерывымежду программами: второй курс не раньшечем через месяц, третий через 2месяца и т.д. Чем больше курсов вы проходите, тем больше перерыв должен быть междуними. Для маленьких или оченьгиперактивных детей время прослушивания от20 до 30 минут. Детям с 5 лет можно заниматься 2-3 раза в день по 20 минутчерез 2 часа. Перед курсом желательноприучить ребенка к наушникам.

Например: гиперактивный ребенок неговорящий с аутичнымичертами, ему нельзя сразу назначить сложную программу для речи и внимания. Таккак в ней очень много высоких обертонов до 6000 герц. Такие дети не воспринимают такую частоту, от них они еще большевозбуждаются и становятся агрессивными — эта музыка им не нравится, онизакрывают уши руками (звук фильтрованных высоких частот очень неприятный — резкийили пищащий), потому что 80% кохлеи у них не работает, а именно онавоспринимает высокие частоты. Детей с такими проблемами нужно приучатьпостепенно к высоким частотам от 500 герц до 2500 герц и обязательно использовать фильтры. Поэтомунужно начать с первоначальной программы, которая их будет успокаивать и подготавливать к другим программам по речи ивниманию.

5. Какойспециалист может проводить «Tomatis®»-терапию: педагог, психолог, логопед-дефектолог или врач?

Использовать метод «Tomatis®» можеткаждый, прошедшийобучение влицензированном французском центреTOMATIS®, имеющий специальноеобразование: педагогическое, логопедическое, психологическое, музыкальное ивысшее медицинское.

Всезависит от поставленной задачи: если нужно поставить чистый голос певцу, актеруи т.д.-конечно у музыкального педагога, «подтянуть» школьника и быстро изучитьиностранный язык – у педагога. Но если это больной ребенок с диагнозом ЗПРР,Аутизм, УО, ДЦП, да еще и с судорожной готовностью или с эпилепсией — здесьнужно подходить серьезно! Обязательноребенок должен быть осмотрен неврологом, иметь диагноз, нейро-психологическоеили психолого-педагогическое заключение. Тогда вы убережете своего ребенкаот осложнений! И помните: Каждый специалист должен знать, какую он используетмузыку, с какими настройками, и почему именно эта настройка подходит для этогоребенка. В методе «Tomatis®» нет шаблонов! Все подбирается индивидуально, учитываяособенности и проблемы каждого ребенка!

6. Побочные действия и осложнения.

Еслинеправильно подобрать программу, то обязательно будут 2 осложнения: психомоторное возбуждение, агрессия илиаутоагрессия. Причем это можетвозникнуть в середине курса. Помимо этого, но реже бывает головокружение,ночной энурез и каломазание. Очень осторожно нужно подходить к прослушиваниюдеткам с эпилепсией и наличием судорожной готовности на ЭЭГ. При неправильномвыборе музыкальных треков возможно появление или учащение эпи-припадков! В Европеперед курсом обязательно ребенок проходит тестирование у нейропсихолога. Хочетсяеще раз предостеречь родителей от шарлатанов и «а-ля-Томатисов» без брендовойприставки. Используя нефильтрованную музыку (для этого нужно дорогостоящее специальноеоборудование, а несписанные старые приборы), ваши дети не застрахованы от осложнений и никогда не получат нужного лечебного эффекта!

7. Эффективность метода быланаучно доказана различными нейрофизиологическими методами: компьютернойэлектроэнцефалограммой (КЭЭГ) — нормализует нейродинамические процессы вголовном мозге; слуховыми вызванными потенциалами (СВП) — улучшается слуховоепроведение от стволовых структур мозга до первичных и вторичных слуховыхцентров; когнитивными вызванными потенциалами (КВП), в частности индикаторомзвуковой регулярности, произошедшей в слуховой коре (MMN) и индикатором непроизвольного мозгового внимания (ND)-за счет улучшения процессов декодирования звуков вслуховой коре.

8. Длякого этот метод?

· Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРРи ЗПРР), в том числе заикание.
Для лечения задержки развития речи эффективность методики заключается в том,что во время занятий происходит воздействие на пластичные нервные цепочки,которые принимают участие в анализе поступающих звуковых сигналов и ихрасшифровки. Также происходит активная стимуляция речевых центров.

· Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДВГ), втом числе фобии.
Основная задача при лечении гиперактивности и дефицита внимания у детейзаключается в стимуляции мозга, при которой вырабатываются автоматическиемеханизмы, формирующие избирательное внимание и позволяющие детям распознаватьизменения окружающей среды.

· Аутизм и другие первазивные расстройства развития(ПРР), в том числе раннийдетский аутизм (РДА), синдром Аспергера и др., синдром Дауна, ночной энурез,тики.

При решении данной проблемы, занятия с детьмиаутистами основываются на специальной тренировке уха, в результате которойсоздается гармония между звуковой и костной проводимостью. Это позволяетвоздействовать на проводники между слуховым аппаратом и головным мозгом,состоящие из «зеркальных нейронов» — двигательных и сенсорных, которые участвуют в формировании процессов, связанныхс социальным познанием, адаптацией, формированию межличностных отношений и коммуникативныхспособностей.

· Эмоциональные и аффективные расстройства.
При лечении депрессии, стресса, невроза, агрессии по методу «Tomatis®» происходит воздействие на лимбическую системупромежуточного мозга человека через слуховой аппарат. Улитка (орган среднегоуха) стимулирует кору головного мозга, тем самым воздействуя на префронтальнуюзону, отвечающую за эмоции, память и способность к обучению.

· Проблема психомоторного и моторного развития, в томчисле нарушенияписьменной речи (дисграфия, дислексия), нарушения функции равновесия.
Ухо человека не только является органом чувств, воспринимающий звуки, но в немрасполагается вестибулярный аппарат, который отвечает за двигательные функциитела и дает возможность удерживать равновесие. Стимуляция вестибулярногоаппарата приводит к прямому воздействиюна мышечный тонус и рефлекторное вертикальное положения тела. Одновременнорегулируется проблема латеральности. Совместно с другими отделами головногомозга вестибулярный аппарат отвечает за контроль координации движений и чувстворитма, а также обеспечивает возможность правильной ориентации в пространстве ипринимает участие в механизмах формирования положений туловища.

· Коммуникативные расстройства.
Возникающие проблемы с общением могут выражаться по-разному. Например, ребенокс искаженным слухом может воспринимать звуковую информацию окружающего мира какугрозу, то есть привычные звуки (скрип двери, шум воды, голоса людей и томуподобное) могут вызывать чувство тревоги и страха.
Иногда коммуникативное расстройство может проявляться в неспособности ребенкаиспользовать свой голос для общения, что вызвано проблемой контроля интонации,ритма, выразительности и т.п. – в результате окружающими голос этого человекабудет восприниматься как нечеткий, грубый, непонятный и не эмоциональный. Всеэто в дальнейшем приводит к снижению желания слушать и общаться. Занятия пометоду Tomatis®позволяют развивать правильное восприятие звуковых сигналов и корректновоспроизводить звуки, тем самым решая проблемы коммуникативных расстройств.

· Эмоциональноеразвитие и личностное равновесие.
Ухо человека, являясь своеобразной «подзарядкой коры головного мозга»,нуждается в постоянной стимуляции, для того чтобы поставлять энергию для мозгаи тела. Поэтому для гармоничного развития личности звуковые сигналы являютсянеобходимым условием. Эффективность воздействия звука зависит от количестваобертонов (от нем. «верхний тон» — призвуки, которые составляют спектрмузыкального звука и обусловлены наличием колебаний звучащего тела). Насыщенныеобертонами звуковые сигналы оказывают стимулирующее воздействие на ретикулярнуюформацию мозга, которая контролирует степень активности головного мозга. Метод «Tomatis®» не только стимулирует, но и обладаетрасслабляющим эффектом, в конечном итоге нормализуя нейродинамические процессы.

· Адаптация в социальной среде

— неуверенность в себе

— сложности адаптации детей в новом коллективе (школа,детский сад)

— пониженная самооценка, отсутствие мотивации

— поддержка семьи при разводе

— неврозы, депрессии, послеродовая депрессия

— исправление последствий стресса, хроническая ипрофессиональная усталость

Помните: Метод » Tomatis®» не является лечебным и уникальным, он неустраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает ребенку эффективно ихпреодолеть.

9. Ценавопроса. Стоимость26-часового-13-дневного курса прослушивания колеблется от 8-10 тысяч рублей врегионах до 36 -40 тысяч рублей в крупных мегаполисах. В нашей клинике данныйметод является дополнительным к основному лечению, используются музыкальныетреки, совместимые с другими видами лечения, но можно пройти его исамостоятельно в Москве и в Севастополе, в том числе и в рамках курсовки.Стоимость от 8-15 тысяч рублей в зависимости от возраста и диагноза.

Желаю всем удачи, с уважением Е.А. Мельникова.

Источник

Оцените статью