Метод бутейко дыхательная гимнастика для детей

Дыхательная гимнастика для детей по Бутейко

Интервью с А.Е. Новожиловым, главным врачом Клиники Бутейко на тему «Эффективность дыхательной гимнастики для детей при лечении аденоидов». Беседовала Саша Яковлева-Фредриксен (Buteyko Center USA).

Аденоиды Дыхательная гимнастика Бутейко

— Как правило, дети, у которых увеличены аденоиды, «не вылезают из простуд». У них вечно течет из носа, к тому же периодически уши болят, а иногда и до астмы доходит. Неужели удалив аденоиды можно избавить ребенка от всех этих проблем?

А.Н.: Конечно же, нет. Операция по устранению аденоидов часто улучшает состояние ребенка, но только на первое время, иногда всего на несколько недель, а затем ребенок вновь начинает болеть. Кроме того, часто бывает так, что после операции аденоиды начинают снова расти. У одного из наших маленьких пациентов аденоиды удаляли четыре раза, и каждый раз они вырастали снова.

— Так почему же тогда врачи рекомендуют удаление аденоидов? Ведь они не могут не знать о низкой эффективности этой операции?

А.Н.: Конечно, врачам хорошо известно, что аденотомия — не панацея, однако во многих случаях она, временно улучшая состояние ребенка, препятствует формированию более серьезных заболеваний. Помимо этого, врачам особенно предложить нечего.Что еще остается чтобы восстановить полноценное дыхание через нос у ребенка? Ведь именно нарушение носового дыхания, постоянная заложенность носа и переход на дыхание через рот — это корень всех зол в данном случае. Гормональные препараты? Да, они способны устранить отек слизистой оболочки носа и восстановить дыхание через нос, и часто это оказывается залогом успешного лечения ребенка. Однако, с детства сажать человека на гормоны идея не самая лучшая. Поэтому врачи и говорят: «Давайте лучше вырежем аденоиды, тем более, что они могут воспалиться».

Читайте также:  Спортзал или тренировки дома

— Известна ли причина роста аденоидов?

А.Н.: Официальной медицине причина роста аденоидов неизвестна, а вот профессор Бутейко считал, что рост аденоидов — это защитная реакцию организма, вызванная нарушением функции дыхания. Вы обращали внимание на то, как дышит ребенок с увеличенными аденоидами?Обычно, дыхание у него шумное, глубокое и через рот. Такое избыточное дыхание, или другими словами «гипервентиляция», способно нанести организму ребенка колоссальный вред, так как оно вызывает кислородное голодание (эффект Вериго-Бора), нарушает работу обмена веществ и иммунитета. Организм ребенка вынужден защищаться от гипервентиляции. И делает он это за счет блокирования дыхательных каналов путем увеличения аденоидов и отека слизистой оболочки носа, то есть, появляется хронический насморк, от которого избавиться невозможно. Когда дыхательные каналы оказываются суженными, количество воздуха, потребляемого ребенком, сокращается и, соответственно, его организму не наносится значительно больший вред.

— То есть, причина роста аденоидов — это гипервентиляция. Но разве, удалив аденоиды, можно остановить гипервентиляцию?

А.Н.: Нет, нельзя. Поэтому профессор Бутейко называл операцию по удалению аденоидов — преступлением против детей. Я тоже считаю, что в большинстве случаев аденоиды удаляют напрасно. Увеличенные аденоиды — это ничто иное как защитная реакция организма на гипервентиляцию, устранение этой защитной реакции влечет за собой формирование более серьезных проблем со здоровьем.

Кстати сказать, увеличенные аденоиды часто сопровождаются другими проблемами, которые также являются защитной реакцией — например, забитый нос, кашель и другие. При удалении аденоидов гипервентиляция сохраняется, а потому и эти симптомы никуда не уходят, а порой даже усиливаются, так как им приходится брать на себя функцию, ранее выполняемую аденоидами. Часто удаление аденоидов ведет к формированию более серьезных защитных реакций — например, ребенок начинает испытывать бронхоспазм, что в итоге может привести к развитию астмы.

— Считается, что ребенку трудно дышать из-за того, что у него увеличены аденоиды, и если их вырезать, то дышать ему станет легче. А вас послушать, так все наоборот: может получиться так, что ребенку станет дышать еще труднее.

А.Н.: Да, так часто и получается. В других случаях длительная гипервентиляция ведет к серьезному понижению иммунитета и на этом фоне формированию более серьезных заболеваний.

— А что будет, если родители попросту откажутся от операции, при этом не следуя методу Бутейко?

А.Н.: Скорее всего тоже самое — понижение имунитета и на этом фоне формирование новых заболеваний. Со временем, если у ребенка будет полностью заблокирован нос и он будет дышать только через рот, может начаться деградация личности — у ребенка деформируются кости черепа, изменится лицо, и он превратится в идиота, в медицинском смысле этого слова. Кстати, в медицинских кругах даже такое выражение существует: «аденоидное лицо». Аденоиды также могут воспалиться и в них появится гной; могут начаться частые отиты, в результате которых ребенок может частично или полностью потерять слух.Важно понимать, что в таких запущенных случаях операция по удалению аденоидов необходима, однако без применения метода Бутейко, она может не дать долговременных результатов.

— Хорошо, а что в случае увеличенных аденоидов могут предложить специалисты по методу Бутейко?

А.Н.: Мы подходим к этой проблеме иначе. Причиной гипертрофированных аденоидов является гипервентиляция, следовательно, нужно устранить причину заболевания и тогда его симптомы уйдут сами. Главная задача специалиста — это нормализовать дыхание ребенка, прежде всего восстановив дыхание через нос. Ребенок, который не способен дышать через нос, никогда не будет здоровым. Для того, чтобы этого не случилось, и была специально разработана дыхательная гимнастика для детей.

— Легко сказать: восстановить дыхание через нос! Но ведь ребенок с увеличенными аденоидами практически не способен дышать носом.

А.Н.: Вы правы: восстановление носового дыхания ребенка — задача довольно сложная, и потому осуществляться она должна под наблюдением специалиста. Действительно, ребенку с увеличенными аденоидами трудно дышать через нос. Это происходит в связи с двумя факторами: с одной стороны, поток воздуха через нос блокируется аденоидами, а с другой, его блокирует отек слизистой оболочки носа. Отек сильно сужает дыхательные пути и, в итоге, может накрыть собой аденоиды, и тогда нос вообще перестанет дышать. То есть, проблема состоит из двух частей: увеличенные аденоиды, которые, если выросли, в большинстве случаев уже не могут уменьшится, и отек слизистой оболочки, который можно уменьшить. Если уйдет отек, то ребенок снова станет способен дышать через нос.

— А что будет, если отек не уйдет?

А.Н: В связи с отеком нарушается естественная вентиляция носоглотки, нарушается естественный дренаж (отхождение) жидкости, в результате чего аденоиды воспаляются, а если туда попадет микробная флора, то в них появляется гной. Отек начинает распространяться, постепенно охватывая всю носоглотку, в которую из ушей выходят вентиляционные отверстия. Когда отек закрывает эти отверстия, то начинается воспаление среднего уха, часто сопровождающееся снижением слуха. Но это не истинная глухота, а ребенок находится в состоянии, когда у него «закладывает» уши, так бывает, например, в самолете во время взлета или посадки. Устранение отека слизистой оболочки приводит к тому, что дети непосредственно во время занятий с ними говорят, что у них «вернулся слух», что обычно действует на родителей как «чудесное исцеление». Но часто с сожалением приходится наблюдать, как родители по незнанию ведут ребенка к врачу и хирург вырезает воспаленные аденоиды. В результате этого в носу получается своего рода «дырка» и ребенку становится легче дышать, в том числе и через нос. Однако отек остался. через какое-то время он снова закрывает эту дырку, и у ребенка снова забит нос. История повторяется! Кстати, из-за отека хирургу также бывает очень трудно вырезать аденоиды полностью, и потому маленький кусочек ткани иногда остается, и он вырастает снова все повторяется. Соответственно, через полгода ребенку снова предстоит удаление аденоидов.

— Получается, что для успешного лечения ребенка с увеличенными аденоидами самое главное — это устранение отека слизистой оболочки носа.

— А как это сделать?

А.Н.: Существуют два пути. Один из них — это применение гормональных средств, которые в итоге наносят значительный вред здоровью ребенка. А второй метод — безопасный и не имеющий негативных последствий — это устранение гипервентиляции или «глубокого дыхания» за счет применения метода Бутейко. С помощью дыхательных упражнений для детей, разработанных Бутейко, мы обучаем ребенка тому, как устранить избыточную вентиляцию легких, то есть, устранить гипервентиляцию и нормализовать функцию дыхания в целом. Соответственно, организму становится не нужным производить чрезмерное количество слизи, чтобы защищаться от «глубокого дыхания», и ребенок получает возможность постоянно дышать через нос. Носовое дыхание восстанавливает естественную вентиляцию носоглотки, а также дренаж, и воспаление аденоидов прекращается. Помимо этого, аденоиды перестают увеличиваться в размерах или, как иногда бывает, даже сокращаются за счет устранения отечности ткани и слизистой оболочки.

— И тогда, насколько я понимаю, родители идут к отоларингологу, который производит замер аденоидов и на основании этого говорит, что операция ребенку больше не требуется.

А.Н.: Да, это так. Метод Бутейко в абсолютном большинстве случаев позволяет избежать операции по удалению аденоидов.

— А что в целом происходит со здоровьем ребенка, когда он начинает «дышать по Бутейко»?

А.Н.: Метод Бутейко — холистический, то есть он восстанавливает здоровье в целом, а не только ликвидирует конкретный симптом. При нормализации функции дыхания, у ребенка начинает восстанавливаться работа иммунной системы, и он перестает болеть. У него улучшается память, концентрация внимая, постепенно исчезают очаги застойного возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образований, то есть ребенок становится спокойнее, повышается успеваемость в школе и т.д. Обычно, учителям и родителям становится проще заниматься с ним. Исчезают такие явления, как ночной энурез (недержание мочи), от чего страдают дети с аденоидами и нарушенным дыханием через нос. Следует обратить пристальное внимание на такую возможность лечения детского энуреза.

Если у ребенка в результате отитов был частично потерян слух, то он начинает восстанавливаться. Как говорилось выше, Часто бывает так, что уже на первых занятиях дыхательными упражнениями, ребенок с удивлением говорит: «Я начал слышать!» Это происходит из-за того, что задержки дыхания убирают отек носоглотки. Эффект настолько разительный, что об этом можно говрить много раз.

— А как дети воспринимают «дыхательную гимнастику» Бутейко?

А.Н.: С детьми мы занимаемся в основном в движении, используем различные физические упражнения, что детям очень нравится. Они воспринимают лечение как игру, у ребенка складываются доверительные отношения с врачом, что помогает значительно быстрее получить результат. Облегчение состояния ребенка часто происходит уже на первом или втором занятии, дети это чувствуют и, как правило, благодарны.

— А какая роль принадлежит родителям?

А.Н.: Всегда есть родители, которые ищут альтернативу хирургическому вмешательству и готовы бороться за здоровье ребенка. Такие родители непременно принимают участие в занятиях дыхательной гимнастикой с детьми, сами обучаются методу и продолжают его применять дома. В этом случае успех гарантирован! Иногда же попадаются другие родители; они как бы говорят: «Я вам заплатил, и в обмен ты вы должны вернуть мне здорового ребенка, а каким образом он станет здоров— то ли за счет операции, то ли за счет дыхательных упражнений — мне безразлично». Такие равнодушные родители часто оказываются препятствием к быстрому выздоровлению собственного ребенка. Так что участие родителей в обучении методу — это ключ к выздоровлению ребенка.

Лечение заболеваний в клинике Бутейко:

Источник

Оздоровительная гимнастика с применением дыхательной гимнастики по Бутейко

ирина КОВАЛЕВА
Оздоровительная гимнастика с применением дыхательной гимнастики по Бутейко

Залогом прочного здоровья является хорошо развитая грудная клетка и формирование правильного дыхания. С этой целью я использую в оздоровительной гимнастике после сна элементы методики К. П. Бутейко – волевое ликвидация глубокого дыхания. Главное в методе Бутейко то, что при глубоком дыхании в организме уменьшается содержание углекислого газа. Наступает кислородное голодание. Поэтому, чтобы накопить кислород, надо уменьшить дыхание, тогда расширяются бронхи, сосуды. Кислород пойдет в легкие. Принцип дыхания: спокойный, неглубокий вдох, длительный выдох, задержка дыхания и снова неглубокий вдох. Также в комплексе оздоровительной гимнастики я использую элементы звуковой гимнастики. Это произношение гласных звуков А, Е, И, О, У и их произношение в сочетании с согласными – БУХ, БАХ, БЕХ, БОХ, АХ, с одновременным ударением по грудной клетке. При этом вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку. Эта вибрация действует расслабляющим образом на спазмированные бронхи. В младших группах, с целью обучения носовому дыханию, в комплексы утренней гимнастики и гимнастике после сна включена профилактические упражнении для верхних дыхательных путей. Для укрепления голосового аппарата включены профилактические упражнения для горла – «Ворона», «Лошадка» и т. п., а также упражнения для общего укрепления организма и профилактики и укрепления связочно – мышечного аппарата стоп.

Методика Бутейко включает – вдох: небольшой, спокойный, неслышный; выдох – акцентированный, длительный, плавный, растянутый ; задержка дыхания на выдохе с насилием, что активизирует деятельность организма. Детям трудно выполнить эти действия по инструкции или словесному сигналу, поэтому я использую бутылочки с водой по количеству детей и пластиковую трубочку. Дети берут бутылочку и, делая вдох через нос, выдыхают через соломинку. Наша гимнастика превращается в увлекательное и веселое «бульканье», дети с удовольствием занимаются.

Кроме этого можно использовать другие дыхательные упражнения:

«часики» — стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так». Повторить 10 – 12 раз.

«трубач» — сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, произносит «пф – ф – ф».Повторить 4 -5 раз.

«Петух» — встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем хлопать ими по бедрам, произнося «ку – ка – ре – ку». Повторить 5 -6 раз.

«Каша кипит» — сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф – ф – ф –ф». Повторить 5 -6 раз.

«Регулировщик» — стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята в вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук, во время удлиненного выдоха произносить «р – р – р –р». Повторить 5 -6 раз.

«Паровозик» — ходить, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух – чух- чух». Повторять 20 -30 сек.

«На турнике» — стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить – выдох длинный. Выдыхая произносить «ф – ф- ф –ф». Повторить 3-4 раза.

«Летит мяч» -стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить от груди вперед. Произносить выдыхая длительное «у – х- -х –х». Повторить 5 6 раз.

Комплекс закаливания с элементами дыхательной гимнастики по Бутейко.

Дети в трусах и майках, босиком строятся в групповой комнате.

1.Ходьба под слова: «Тонкий лёд, тонки лёд,

По нему пингвин идет.

Раз идет, два идет

И никак не упадет (присесть)

2.Ходьба с заданием: «Карлики и великаны»

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети

А потом все дружно встали

Великанами мы стали.

3.Ходьба на носочках: «На носочках мы идем

Только прямо смотрим мы,

Спинки не сгибаем»

4.Бег: Побежали по дорожке,

Меняя часто ножки.

Побежали, побежали (бег друг за другом)

Мы бежали, мы бежали

Все, что было растеряли (бег врассыпную)

А теперь мы отдохнем

(ходьба с имитацией сбора)

И опять все соберем.

Построение в круг.

• Только в лес мы все пришли

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

(поднимание рук через стороны вверх, хлопок.

И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Повторить 4 -5 раз)

И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

(наклоны вперед и потягивание вверх. Повторить 5 – 6 раз)

И. п. – ноги слегка расставит, руки внизу.

Сначала буду маленьким (присесть, обхватить колени руками)

К коленочкам прижмусь

Потом я вырасту большой, (встать, руки поднять вверх).

До неба дотянусь.

Прыжки: «Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда помчался в скач

Желтый, красный, голубой

Выбирай себе любой.

Ходьба на месте, перестроение в круг.

Звуковая гимнастика. Дети вытягивают руки вперед,делают не глубокий вдох через нос и произносят гласные в следующем порядке: А -Е – И – О — У,затем в сочетании с согласными: БУХ, БОХ, БИХ, БАХ.

Дыхательная гимнастика по Бутейко.

Дети подходят к столу, берут бутылочки и, делая вдох через нос, выдыхают через соломинку, «булькают».

Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Насекомые» Цели дыхательной гимнастики: — тренировка дыхательной системы — закрепление названий насекомых — развитие концентрации внимания — развитие.

Игровой комплекс дыхательной гимнастики Предлагаемый комплекс дыхательной гимнастики подходит для детей с двух лет. Способствует развитию дыхательной мускулатуры речевого аппарата,.

Игровые упражнения для дыхательной гимнастики ЧАСИКИ-часики вперед идут,за собою нас ведут И. п. -стоя. ноги слегка расставлены 1-взмах руками вперед -тик (вдох) 2-взмах руками назад так. (выдох).

Использование дыхательной гимнастики в ДОУ Внедрение ФГОС требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять.

Картотека дыхательной гимнастики 14.1. «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы.

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Игрушки для дыхательной гимнастики Сейчас в нашем современном мире все компьютеризировано. И наши дети играют не в настольные игры, а в компьютер и телефон. В связи с этим.

Польза дыхательной гимнастики Для правильного формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень полезна дыхательная гимнастика, т. к. данные упражнения.

Пособия для дыхательной гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособия для дыхательной гимнастики. Волшебный домик. Выполнен из коробки от новогоднего подарка. Под «дождиком».

Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз Миронова Елена Николаевна Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. В своей группе я использую нетрадиционные пособия.

Источник

Оцените статью