Ментальная йога что это

Ментальная йога

Уважая своего читателя, прежде всего я бы хотел поговорить об основных понятиях как «Ментальной йоги» так и йоги вообще. Дело в том, что «Ментальная йога» предлагает революционный (коренной) переворот в понимании здоровья человека. Всё это требует глубокого, я бы сказал философского обоснования темы. Многие моменты из «Ментальной йоги» носят фантастический характер. А это означает то, что вначале повествования меня будет сложно понять. С одной стороны вам будет казаться как это всё просто в самой идеи активного здоровья. С другой – как всё это сложно в реализации задуманного. Но я по призванию креативный психолог (по диплому – практический психолог) или как модно сегодня говорить – инноватор, т.е. человек мыслящий не столько новыми, сколько сумасшедшими идеями.

Инноватор – это тот человек, который выдвигает новую идею (в основном сумасшедшую) и предлагает способы её реализации. Как говорил Зигмунд Фрейд: «Лишь только та идея заслуживает внимания, которая является достаточно сумасшедшей». Прочитав мою первую статью об основных положениях «Ментальной йоги», вы не избавитесь от странного впечатления в том, что перед вами действительно сумасшедший, тем более со своими гениальными идеями. И это не моё болезненное самолюбие, а такой стиль работы инноватора в системе активного здоровья. Всё должно быть на грани между гениальностью и сумасшествием. Лишь только такое «положение вещей» обладает «полем силы» (К.Кастанеда) и является «силой духа» (Ф.Ницше).

Читайте также:  Как лучше делать растяжку после тренировки

Сам инноватор или изобретатель новых ценностей (Ф.Ницше), должен находиться в эпицентре этого поля силы, где сила духа имеет максимальное значение. Всё остальное – полумеры. Поиск истины, особенно научно-обоснованной – это путь для более слабых интеллектуально образованных людей. Инноватор питается креативными идеями. Креативная идея тем выше, чем ближе она приближается к грани между сумасшествием и гениальностью. Я думаю вы знаете о том, что любая гениальная идея проходит три фазы своего развития: а) этого не может быть (граница между гениальностью и сумасшествием), б) в этом что-то есть (философия проблемы) и в) смотри, как всё просто (метафизика проблемы).

Наш необычный разговор начнём с самого простого, а именно определимся с самим понятием «йога». «Ментальной йоги» и йоги в философском смысле. Вначале, столь сложной темы, сделаем разминку, а именно поговорим о системах здоровья. Систем здоровья в современном мире слишком много. А ещё больше различного рода йоговских практик. Почти в каждом фитнес центре вы встретите своё понимание йоги. В таком большом разнообразии, как систем здоровья, так и йоговских практик нет ничего плохого. Каждый автор системы здоровья выдвигает свою доктрину или свою философию глубокого понимания того чем он занимается.

Например, автор волевой задержки дыхания К.П. Бутейко говорит о том, что все болезни от недостатка углекислоты в организме. Официальная медицина говорит об обратном. Углекислота – это яд. Никто углекислотой кислородную подушку для оказания скорой помощи не наполняет. Создатель трансперсональной психологии, Станислав Гроф предлагает нам для собственного здоровья заняться холотропным (целостным) дыханием , т.е. гипервентиляцией лёгких. Московский профессор В.Сафронов, говорит о том, что как система задержки дыхания (К.П.Бутейко) так и гипервентиляция лёгких (С. Гроф) имеет эффективность только при систематической тренировке. Все те, кто занимается йогой знают о том, что в «пранаяме» (искусстве йоговского дыхания) есть как задержка дыхания, так и глубокое дыхание. В таком обилии разнообразной информации можно так и не найти «зерно», которое мы, интеллектуально образованные люди обязательно ищем для того чтобы быть здоровыми.

Читайте также:  Голова для тренировок причесок

А необходимо ли нам вообще искать истину? Как говорил великий Конфуций: «Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, тем более, если её там нет». Искать истину, тем более в системах здоровья – это одно из философских заблуждений современного человека, мышление которого основано на метафизическом (через умозаключение) понимании мира. Метафизический подход очень показателен в современных практиках йоги. Почему то все тренера йоги в фитнес центрах стараются придерживаться элементов восточной классической йоги. Они считают себя знатоками йоговской истины и несут эту истину в массы. Я имею ввиду йоговские физические упражнения (асаны) и дыхание (пранаяма). Я не беру более глубокую, а именно психическую йогу, где великие западные профессионалы йоги, считающие себя гуру, пишут книги о том, как не только правильно дышать, а и правильно думать. Не разобравшись в самой философии йоги (йоговской мудрости), такие «великие гуру» очень часто становятся фанатиками в своём деле. И заставляют своих учеников строго придерживаться их понимания истины, ссылаясь на классический вариант йоги.

На самом деле, с философской точки зрения, нет йоги ни восточной, ни классической, ни западной. Эти понятия придумали люди с метафизическим уровнем мышления, которые пытаются найти «зерно» или истину там, где её нет. Йога – это не понятие, а голограмма, основанная на целостности тела и сознания, т.е. — симбиозе организма человека и его психики.

Если вы в фитнес центре научились красиво выполнять асаны или правильно дышать – то это ещё не йога, а лишь только часть голограммы. Об этом также говорят тренера йоги. Добавляя при этом, что наряду с упражнениями для тела и дыхания, вы должны тренировать психику.

Если тренировку тела и дыхания можно как-то показать и описать в книге, то в тренировке сознания (психики) в нашем западном варианте доходит до абсурда. Эту абсурдную ситуацию не понимают тренера йоги в современных фитнес центрах. Дело в том, что мышление всех западных людей, которые окончили школу и общаются при помощи речи, имеет сугубо интеллектуальную направленность, связанную с деятельностью левого полушария мозга.

Для справки. У человека есть два полушария мозга. Левое или так называемое интеллектуальное полушарие (логика, речь, анализ, планирование). И правое – креативное или эйдическое (образы, чувства, воображение, интуиция и gestalt – создание полной картины). Западного человека всю жизнь (садик, школа, вуз) тренируют мыслить метафизически (через умозаключение). В результате его мышление становится полностью левополушарным . Он даже образы и чувства не обрабатывает правым полушарием, а сразу перебрасывает их в виде представлений (мыслеформ) в левое полушарие. Можете провести свой собственный эксперимент на предмет того каким полушарием вы мыслите. Закройте глаза и скажите : «апельсин», «апельсин», «апельсин». К вашему сожалению вы не увидите образ апельсина, т.е. не сформируете «эйдос» апельсина в правом полушарии. Вы лишь только сможете представить то, что видите апельсин, поскольку само слово «апельсин» и ваша способность создавать мыслеформы (представления), привычно «вращаются» в левом полушарии мозга. А еще вместо апельсина можно представлять и кое что повкуснее, например, великолепную пиццу, и говорить: «пицца», «пицца», «пицца». Но лучше просто взять и сделать заказ пиццы, ням-ням.

Тоже самое, касается «психической йоги». Вы не видите «прану» которая идёт по «сушумне» (позвоночнику). Вы лишь только представляете то, что всё это видите, т.е обрабатываете информацию привычным для всех людей, левым полушарием мозга. Ваше креативное мышление (правое полушарие) остаётся при этом заторможенным. Именно в этом и состоит фундаментальная разница в восприятии йоги западным тренером и восточным гуру. Восточный гуру (профессионал йоги на Востоке) всю жизнь тренируется мыслить образами и чувствами (психоэнергией), поэтому у него максимально эффективно работает правое (креативное) полушарие мозга, которое имеет прямую связь с подсознанием человека. Левое полушарие у человека выполняет сознательную функцию. И связь с подсознанием у левого полушария сильно заторможена.

А теперь представьте человека западного менталитета, который занимается восточной йогой. Растяжки (асаны) и дыхание (пранаяму) он может осилить без труда. А вот работать правым полушарием мозга его никто не учил. Поэтому даже годы тренировок психической йоги не приносят ему видимого результата. У него слабая психоэнергетика. В результате доминирующей левополушарной работы мозга у него отсутствует связь между психоэнергией (образы и чувства) и глубинным подсознанием.

Возьмем конкретный пример. Восточному гуру даётся довольно простое задание. Уменьшить частоту собственного пульса до уровня «пульса Наполеона» (40 уд/мин). Гуру закрыв глаза, вошёл в медитативное состояние (расслабил внимание) и наяву увидел как сердце замедлело свой ритм. Поскольку деятельность сердца находится на вегетативном уровне подсознания, то психоэнергия увиденного передала информацию подсознанию, и сердце автоматически перешло на более медленный ритм работы (с 70 уд/мин на 40 уд/мин и ниже). Если такое задание дать западному человеку занимающемуся йогой, то вначале он начнёт концентрировать своё внимание на этом моменте. В результате чего закроется связь его мыслительных представлений с подсознанием, Если дальше продолжать повторять аутогенную формулу «Частота пульса уменьшается», то можно достичь расслабляющего эффекта и пульс 70 ударов в минуту опустить до 60 уд/мин. Но достичь «пульса Наполеона» (40 уд/мин) при всём желании западного йога, ему не удастся. У мыслительных представлений слишком слабая психоэнергетика чтобы влиять на подсознание.

Тоже самое касается аутогенной тренировки изобретённой доктором Шульцем. Действительно, при помощи ментальных установок типа «правая рука тяжелеет», «тело становится теплым и тяжёлым», можно достичь расслабляющего эффекта. Но выйти на йогу (связь тела и подсознания), когда «ментал» имеет глубинную связь с подсознанием не представляется возможным. Ведь «ментал» (мыслеформу) вначале небходимо преобразовать в «эйдосы» (образы и чувства), т.е заставить работать правое полушарие. И лишь только после этого «эйдосы» наполнить психоэнергией (привести их в движение).

Без этой преобразующей сознание цепочки ( «ментал», «эйдосы», «психоэнергия») йога в исполнении западного человека будет иметь достаточно бледный эрзац. Такого бледного йоговского заменителя сегодня полно в фитнес центрах и даже йоговских студиях. Я бы советовал западным тренерам йоги, разделить весь процесс тренировки йоги на два курса. Первый курс полностью посвятить обучению мыслить правым полушарием мозга. И лишь только после сдачи тестов на правополушарное мышление, я бы допускал к серьёзным занятиям по работе с йоговской психоэнергией (переводил на второй курс).

Когда мы говорим о йоге, а тем более классической (восточной ) йоге, то прежде всего необходимо исходить из двух основополагающих моментов. Во-первых, йога это не упражнения на растяжки с применением аутогенной тренировки, а голограммная связь тела и сознания, а вернее – организма человека и его подсознания. То о чём я вам рассказывал на примерах мышления восточного гуру и западного тренера по йоге. Во-вторых, западная йога должна быть максимально приближена к нашим реальным условиям. Я имею ввиду тот факт, что в йоговских асанах полностью отсутствует кардионагрузка. С физиологической точки зрения асаны являются идеальными упражнениями для биомеханики организма (мышцы, сухожилия, кости).

С другой стороны, в этих казалось бы идеальных упражнениях, полностью отсутствует нагрузка на сердечную мышцу. Если наш западный йог не будет тренировать сердце до 120 уд/мин , то в возрасте 55-60–ти лет, вынужденный однажды убегать, он может получить инфаркт. Ведь его сердце в результате многолетнего опыта натренированно на 60-70 уд/мин. При двукратном увеличении нагрузки (120-140 уд/мин) сердечная мышца, тем более в зрелом возрасте, может не выдержать. Это тоже самое, если в течении пяти лет не давать нагрузку на левую руку. А потом взять и резко поднять двухпудовую гирю. Восточный йог живёт в жарких странах. И доводить свой сердечный ритм до 120-ти уд/мин ему не совсем приятно. В тоже время восточный йог имея созерцательный тип ума (в отличии от западного человека имеющего только интеллектуальный тип ума), может при помощи психоэнергетической техники , лёжа в позе «савасана» («мёртвая поза») через воображение довести ритм своего пульса до тренировочного эффекта (120 уд/мин). И если это будет не только созерцательный, а ещё и умный йог, то систематически тренируя, при помощи своего развитого подсознания, сердечный ритм, он даже в свои 60 лет может иметь достаточно тренированное сердце.

Автор: Александр Гален, разработчик системы активного здоровья.

Источник

Йога – это работа с психикой через тело

Что такое йога? Чем занимается йог? Как стать счастливым человеком? Как йога связана с религией? Как работает мой ум?… На ваш вопрос уже есть ответ.

Что такое йога?

Йога – состояние психики при полной временной волевой остановке ментальных процессов. В широком смысле, йога – это система практик, направленных на вхождение в состояние полной временной волевой остановки ментальных процессов.

«Атха-йога-анушасанам» – буквально означает «сейчас начинается йога, внутренняя дисциплина.»

Зачем нужно полностью останавливать ментальные процессы?

Ментальные процессы психики – причина всех неудобств в жизни. Психика является призмой нашего восприятия мира. То, как мы воспринимаем окружающий нас мир, определяет качество нашего существования в мире.

Согласно йоговской теории, психика состоит из компонентов:

  1. накопительный аппарат,
  2. аналитический аппарат и
  3. оценочный аппарат.

Естественным образом, через органы чувств в психику поступает всякого рода информация об окружающем мире, об объектах окружающего мира. Эта информация о материальных объектах собирается в «пакеты» по признакам, характеристикам и свойствам. Далее, пакеты сырой информации обрабатываются аналитическим аппаратом и оформляются в образы объектов материального мира. Эти образы наблюдаемых объектов при первом контакте с объектом сохраняются в памяти в виде «сжатых» впечатлений. Впечатления являются сформированным видением объекта, к которому прикрепляется ярлык оценки «нравится» / «не нравится».

Оценочный аппарат психики работает по принципу «нравится / не нравится», давая оценку вообще всему, что попадает в восприятие.

В дальнейшем, при повторном контакте с объектом, впечатление подымается из памяти и пересобирается в готовый образ объекта в поле внимания, в сознании. К слову, это самый сильный ментальный процесс психики. То, как мы формируем наше представление об объекте наблюдения, не соответствует объективной реальности в силу обусловленности культурой, воспитанием, мышлением и других наших представлений о внешнем мире. Наше субъективное восприятие влияет на оценку наблюдаемого.

Сформированный образ наблюдаемого нами предмета (объекта) или явления далее подвергается оценке оценочным аппаратом. Принцип оценки прост: нравится или не нравится. Результатом оценки образа объекта становится реакция влечения или отвращения к объекту наблюдения. Эти реакции формируют привычки и становятся автоматическими. В дальнейшем, мы будем просто вспоминать, как мы относимся к тому или иному предмету, явлению, идее, вкусу, цвету или запаху, форме, стилю музыки или живописи, человеку в конце концов.

Всё, что мы видим является образами объектов,а не самими объектами.

Наше влечение или отвращение являются причиной неудовлетворения в жизни. Можно предположить, что влечение как стремление к состоянию счастья и гармонии является положительной идеей. Действительно, контакт с тем, что создаёт в нас ощущение счастья, избавляет нас от мучений и привносит в жизнь радость, гармонию. Однако, отсутствие объекта влечения, создающего в нас ощущения счастья, вызывает несчастье, неудовлетворение.

Не существует вечных источников счастья, а значит рано или поздно мы обречены на страдание. Таким образом, влечение или отвращение как реакции или привычки сознания неминуемо приводят своих хозяев к состоянию несчастья.

Реакции и привычки являются результатом работы ментальных процессов.

Следовательно, полная временная остановка ментальных процессов усилием воли приводит к устранению ощущений неудовлетворённости в жизни. Согласно теории йоги, такая тренировка сознания постепенно ослабляет автоматизм возникновения реакций на внешний мир, что привносит в жизнь элемент новизны, а значит и новые приятные ощущения исследования мира заново. Также, постоянная практика йоги трансформирует оценочный аппарат, избавляя нас делить мир на «нравится» и «не нравится», давая возможность воспринимать всё вокруг как есть. В ходе послабления оценочного процесса нас покидает неудовлетворённость миром, отдавая пространство нашего неспокойного ума ощущению удовлетворённости и счастья. В итоге, при постоянной практике йоги наша психика претерпевает фундаментальные изменения и делает нас счастливыми.

Как классифицируются ментальные процессы психики?

Согласно теории йоги, ментальные процессы делятся на:

  1. процесс объективного познания,
  2. внимание-память,
  3. ментальные построения,
  4. ошибка,
  5. глубокий сон.

Процесс объективного познания уже был описан: информация об объекте наблюдения (а это всё, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем и пробуем на вкус) передаётся посредством органов чувств в накопительный аппарат психики, где вся сырая информация собирается в «пакет» и подаётся на анализ в аналитический аппарат. В аналитическом аппарате эти пакеты информации формируются в образы согласно наших представлений о мире (читай «архетипы»). Образ объекта (то, как мы представляем объект) подаётся на оценку в оценочный аппарат, где решается, как следует относится к объекту (а точнее, к его образу, созданному нашим же умом с учётом наших представлений о мире вообще). Если оценочный аппарат решает «нравится», мы в дальнейшем будем испытывать влечение к объекту. Если же аппарат оценки решает «не нравится», мы будем испытывать отвращение при каждом контакте с объектом.

Возможно переосмысление нашего отношения к объекту.

На чистоту нашего восприятия влияют чужое мнение и наша способность анализировать дедуктивно.

Ментальный процесс «Внимание-память» также был описан ранее. Образ объекта, создаваемый психикой, сохраняется после закрепления реакции «нравится» / «не нравится» в памяти в виде впечатления. Впечатление будет передаваться в сознательное внимание при каждом последующем контакте с объектом или при активизации ощущений, связанных с объектом. С впечатлением будет подыматься в поле внимания ярлык «нравится» / «не нравится».

Ментальные построения – это наше абстрактное мышление. Ментальные построения – это образы, которые мы ассоциируем с чем-то, чего нет в материальном мире. В нашей жизни множество привычных для нас понятий не имеют опоры в материальном мире. Задумайтесь, что такое «информация» или «любовь», или «Бог», или «энергия». В вашем уме будут возникать клише вроде «Информация – это вид энергии» или «Бог есть любовь», или «Любовь – это энергия», либо же «Бог – это информационное поле Вселенной» и так далее. Видите, как одна абстракция определяет другую? В итоге нематериальные явления остаются для каждого из нас исключительно субъективным образом, сформированным нашими суждениями и представлениями и влияющим на наши суждения и представления.

Ошибка – ещё один ментальный процесс, в ходе которого мы принимаем нереальное за реальное, преходящее за вечное, ложное за истинное.

Глубокий сон – это ментальный процесс, вымещающий другие ментальные процессы на время погружения в состояние глубокого сна. Процесс глубокого сна не является, как остальные процессы, подлежащим остановке. Состояние глубокого сна – это состояние ощущения несуществования. Не следует путать это состояние ощущения несуществования с состоянием отутствия ментальных процессов. Сам процесс глубокого сна является ментальным процессом, а значит состояние ощущения несуществования, присущее глубокому сну, не может характеризовать отсутствие ментальный процессов, к которому стремится каждый йог в свое практике.
Нужно отметить, что ментальные процессы, перечисленные выше, «окрашены» различными характеристиками:

  1. невежество,
  2. самость,
  3. страсть,
  4. отвращение,
  5. привязанность к существованию.

Эти характеристики придают окрас всем ментальным процессам, влияя на наше видение всего мироздания.

Невежество или степень оного определяют чистоту анализа и оценки окружающего мира. Чем невежественней ум, тем грубее он будет воспринимать весь мир. Такой ум не станет обращать внимание на тонкости, будет не в состоянии осмыслить сложные явления, не сможет отделить важное от неважного либо полезное от бесполезного и так далее.

Самость – это осознавание своего «Я», центрированность на себе. В более тонком смысле, самость – это разделения бытия на «Я» и «весь остальной мир».

Страсть – это переживание ярких ощущений влечения. Это может быть страсть к еде или к человеку. Это может быть эмоциональное возбуждение, испытываемое при прослушивании музыки или при соприкосновении с приятным предметом. Так или иначе, это ощущения влечения.

Отвращение прямо противоположно влечению. Влечение и отвращение – две реакции нашего оценочного аппарата психики на любой объект восприятия.

Привязанность к существованию – отдельный аспект влечения, целью которого является самоосознавание существования себя как отдельной сущности. Чем более мы привязаны к своему существованию, тем более мы укореняемся в страсти или отвращении, тем более мы позволяем себе быть субъективными в суждениях и центрировать всё мироздание на себе, что укрепляет наше невежество.
Все эти «окрасы» в корне меняют качество ментальных процессов. Чем грубее окрас, тем грубее ментальный процесс, а значит тем сильнее ощущения неудовлетворённости жизнью.

Как происходит остановка ментальных процессов?

Остановка ментальных процессов, обуславливающих наше жизненное неудовлетворение, происходит в процессе ментальной концентрации . Эффект ментальной концентрации можно заметить при непродолжительной практике в виде временного исчезновения ментальных возмущений вроде остановки мыслительного процесса или успокоения эмоционального фона.

При длительной практике ментальной концентрации появляются навыки осознанного вмешательства в психические процессы. Осознанное прерывание ментальных процессов (не всех, а только обозначенных выше, влияющих на восприятие реальности) останавливает ход ментального процесса на время удержания концентрации. Чем длительнее практика концентрации, тем длительнее время удержания остановки ментального процесса усилием воли.
Процесс сконцентрированного ментального наблюдения называется интроспекцией в современной науке. Среди методов интроспекции можно выделить традиционные методы йоговской интроспекции дедуктивного характера:

  • отказ от реакций, оценок и суждений («Это не мои привычки», «Я беспристрастен к этому»),
  • поиск внутреннего наблюдателя («Кто тот, кто реагирует?», «Кто я?»)

Следует отметить, что разотождествление с личностью отнюдь не является целью этих практик. Скорее, эти практики призваны установить критическое различие между личностью («Я») и тем, что в различных философских системах именуют душой, внутренним наблюдателем, духом, божественным началом. Отбросив «наслоения» личности в виде принадлежности к культуре, расе, профессии, полу, вере, этносу и прочему, мы находим свою настоящую суть, спрятанную под маской личности.
Тогда, осознавая условность самоопределения себя, мы способны естественным образом отказываться от реакций и привычек, с которыми мы себя ассоциировали.

Конечным итогом практики концентрации является полная трансформация ментального процесса «Внимание-память», в котором все впечатления об объектах внешнего мира с ярлыком «нравится» / «не нравится» устраняются из памяти и более не попадают в область текущего внимания сознания. Мы более не ассоциируем оценки «нравится» и «не нравится» со своей личностью, познав её условность и изменяемость. Впечатления с ярлыком оценки более не сохраняются и в механизме восприятия навсегда отключается оценочный аппарат. Действительность отныне воспринимается как есть, без суждения, объективно. Образы объектов материального мира и абстрактные образы всё равно формируются под влиянием субъективных представлений личности (так называемых «архетипов» Юнга), но суждения влечения или отвращения к объекту уже не формируются.

Таким образом, ввиду отсутствия реакций влечения и отвращения ко всему в этом мире, мы избавляемся от ощущения неудовлетворённости, которое неизменно наступает иначе. Именно состояние полной и бесповоротной трансформации ментальных процессов, влияющих на наше восприятие мира, через их остановку путём ментальной концентрации является конечной целью йоги.

Если йога – это ментальная практика, как телесные практики связаны с йогой?

Современная йога даёт вагон и тележку способов остановки ментальных процессов с целью их трансформации. В общем и целом, все практики внутреннего успокоения можно разделить на телесные и ментальные.

Телесные практики осуществляются через тело. Наше тело нам близко и по-бытовому понятно. Суть телесных практик йоги – наблюдать за реакциями психики на приятные и неприятные явления в теле и сознательно вмешиваться в процесс выбора оценки «нравится» / «не нравится», заменяя его на процесс беспристрастного наблюдения.
Можно помещать тело в неудобную позу, либо усилять / ослаблять биохимические процессы в теле посредством дыхательных, психосоматических и прочих методик.
В современной йоге крайне популярны методики работы с телом в различных позах.

Сутью этого метода является выработка беспристрастия (невлечения или неотвращения) к неприятным или приятным ощущениям в теле, возникакемым в данном положении тела. К тому же, физическая тренировка тела приводит к повышению психических свойств благодаря тренировке нервной и эндокринной систем, связанных напрямую с опорно-двигательным аппаратом с одной «стороны» и с психикой с другой «стороны» личности.

Суть телесных практик йоги – наблюдать за реакциями психики на приятные и неприятные явления в теле и сознательно вмешиваться в процесс выбора оценки «нравится» / «не нравится», заменяя его на процесс беспристрастного наблюдения.

Ментальные практики направлены на абсолютно такое же замещение процесса оценки на процесс беспристрастного наблюдения. Разница лишь в том, что вмешательство происходит на уровне сознания и без активной работы с телом, в состоянии покоя тела. В ментальных практиках йоги работают с методами концентрации на визуализации образов и «энергетических» явлений, на внушении, на размышлении.
Так или иначе, телесные практики переходят в ментальные. Цель йоги – остановка ментальных процессов – достигается на ментальном плане. Таким образом, можно сказать, что телесные практики подводят практикующего к ментальным практикам.

Выделяют также «энергетические» практики йоги. «Энергия» как объект внутреннего наблюдения чаще всего есть образом визуализации, основанным на ощутимых биохимических процессах в теле. Таким образом, «энергетические» практики в йоге можно обозначить как гибридные телесно-ментальные практики.

На какую религию опирается йога?

Йога не опирается ни на одну религию. Йога – это философия и практика достижения состояния полной удовлетворённости бытием, не противоречащая ни одной конструктивной религии мира.

Источник

Оцените статью