Мелодии флейты для медитации

Музыка для йоги. Расслабляющая музыка индийской флейты. Музыка для медитации. Глубокое расслабление

Приветствую всех пикабушников! Особый привет пикабушникам сообщества » Духовные практики востока»!

В наш информационный век многие обладатели интернета получили гигабайты информации, связанной с йогой, медитацией, эзотерикой и магией. Наверно только самый ленивый не пробовал » магичить». Сознательно пишу » пробовал», так как у большинства дело не дошло даже до пробы. с одной стороны это реально тяжело, ну как те же занятия йогой, с другой стороны информация о той же эзотерике весьма противоречива, с массой недоговорок и крытых смыслов. Для тех пикабушников, кто не смотря на все практикует занятия йогой и медитации предлагаю видео с музыкой, которая подходит для занятий йогой, для проведений медитаций. Мелодия индийской флейты может хорошо расслабить вас после тяжелых нагрузок. Рекомендую при этом еще и зажечь ароматическую палочку. Эфирные масла, мягко источающие аромат при горении, воздействуют на организм и подсознание человека, а так же создают приятную атмосферу в помещении, где вы находитесь. Надеюсь, что хот кому то из пикабушников расслабляющая музыка индийской флейты понравится. удачи нам! здоровья и хорошего настроения!

Читайте также:  Садхгуру поза для медитации

Найдены дубликаты

Духовные практики Востока

215 постов 776 подписчиков

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.

Мировой рекорд по какой-то жести

Думаю рекорд останется долго не побитым

Статуя Шивы

Была открыта в 2017 году по инициативе организации Isha Foundation. Находится в Коимбатуре, в Индии. Бюст имеет высоту 112 футов (34 м), что символизирует 112 способов достичь мокши (освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования) в йоге. Выполнен из 500 тонн стали. На данный момент является самым большим бюстом в мире

Индийское армейское собачье подразделение занимается йогой в международный день йоги.

На Востоке опять пахнет жареным. Индия сбила самолет Пакистана. Пакистан сбил 2

Индийские ВВС сбили пакистанский многоцелевой истребитель F-16, вторгшийся в индийское воздушное пространство. Об этом сообщает агентство ANI. Есть короткое видео по ссылке на источник.

Пилот успел катапультироваться и раскрыть парашют. Самолет, предположительно, рухнул на территории Пакистана. Информации о местонахождении и состоянии пилота на приводится.

Ранее сегодня пакистанская армия сообщила, что сбила два самолета ВВС Индии над Кашмиром. Один пилот был взят в плен.

Пакистан сбил два индийских самолета в своем воздушном пространстве, сообщает AFP. Один пилот взят в плен. В МИД Пакистана заявили, что целью нанесения воздушных ударов по индийским военным самолетам была демонстрация «желания и готовности к самообороне».

Агентство ANI сообщает также, что самолеты ВВС Пакистана нанесли удары близ позиций индийской армии, нарушив линию разграничения в Кашмире. Удары были нанесены на территории подконтрольного Индии штата Джамму и Кашмир.

Ранее 27 февраля истребители ВВС Индии осуществили перехват по меньшей мере трех военных самолетов Пакистана в воздушном пространстве Джамму и Кашмир. По данным Reuters, на 3 часа закрыт главный в Джамму и Кашмире аэропорт в городе Сринагар. Причины не уточняются.

Накануне 12 самолетов индийских ВВС нанесли удары по территории Пакистана — по лагерю группировки «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда») в Балакоте. Нанося удар, индийские ВВС пересекли так называемую линию контроля между управляемой Индией частью Кашмира и частью, подконтрольной Пакистану, впервые с 1971 года, когда закончилась Третья индо-пакистанская война. Индия и Пакистан — ядерные державы. Индия имеет около 140 ядерных боеголовок, у Пакистана — до 150. По данным Military Balance, у этих стран по 60 пусковых установок.

What is йога и почему не вся она полезна? Что не учитывают многие «мастера» йоги. Часть 2

Всем привет!
На связи Сергей, и мы продолжаем разговор о нюансах этого неоднозначного кросскультурного явления, называемого «йога».
Внимание: очень длиннопост!

В первой статье мы разобрались в популярных мифах, многие из которых могут принести вред здоровью, а также пришли к пониманию вопроса: «плохо ли то, что йога, это новодел 20-го века?»:

Сегодняшний пост будет посвящен больше «техническим» сторонам вопроса, помогающим понять: «а все ли то йога, что увеличивает гибкость, прокачивает мышечный каркас и стимулирует железы?»

Друзья, все, что я пишу, вы можете расценивать как мое сугубо личное мнение, основанное на собственном практическом опыте и многолетнем изучении вопроса. Я ничего не рекламирую и ни к чему не призываю (кроме как к трезвому мышлению ☺️). Цель этой статьи — дать информацию к размышлению. Если у вас есть, что сказать по теме, если есть аргументы как «против», так и «за», то это однозначно приветствуется 👍

Итак, три аспекта, которые важно учитывать, оценивая пользу упражнений йоги:
1) влияние на позвоночник;
2) влияние на систему самонатяжения;
3) влияние на двигательные программы.

Сегодня поговорим о позвоночнике.

Самое главное в занятиях йогой — воздействие упражнений непосредственно на состояние позвоночника — хранилище нашего спинного мозга и основу каркаса нашего тела.

Текст на картинке: «Дорогой, пока ты дремал, я одолжила твой позвоночник. Может поэтому у тебя кружится голова и проблемы с движением и мышлением?»

Карикатура из серии (почти) черного юмора. Часто ко мне на занятия приходят люди, рассказывающие о своем спортивном прошлом или практике йоги, которую они выполняли, пока «что-то пошло не так».
И эта картинка в полной мере иллюстрирует, что именно было не так. Это называется — выход за пределы физиологической нормы. Если вы энергично расходуете ресурс своего позвоночника, то не стоит удивляться появлению разнообразнейших проблем со здоровьем.

Стоим ли мы, лежим ли, находимся ли в «планке» или «ласточке», все это напрямую влияет на то, какой нагрузке подвергается позвоночный столб и поддерживающие его миофасциальные структуры (т.е. тут мы говорим о мышцах и фасциях, как о едином целом). Фасции, если кто не знает и лень лезть в интернет, это такие белые полупрозрачные пленочки, которые обволакивают мышцы, отдельные пучки волокон, даже отдельные нервы, а еще внутренние органы, спинной и головной мозг. Это, в своем роде, «мягкая» опора всего нашего организма.

В своей практике я выделяю три основных фактора, которые необходимо учитывать, дабы от занятий не было вреда и была польза. И именно в такой последовательности: сначала заботимся о травмобезопасности, а потом о пользе. Бесполезное вообще, но травмобезопасное лучше, чем полезное частично, но повышающее риск получения травмы.

Три этих фактора:
-воздействие на межпозвоночный диск,
-воздействие на фасеточные суставы,
-воздействие на миофасциальную систему.

Пойдем по порядку.

Межпозвоночный диск. Не будь у нас межпозвоночных дисков (далее буду писать в сокращении — МПД), не могли бы мы нормально нагибаться, прыгать-бегать, сидеть на стуле, да много чего бы не могли делать, ибо позвоночник от постоянной нагрузки в гравитационном поле превратился бы в труху.
Диски эти имеют мягкое студенистое пульпозное ядро, которое при давлении ведет себя как гидростатичная система, не сжимаясь и гася кинетическую энергию. Прыгнули вы — и МПД амортизировали значительную часть энергии от приземления. Подняли тяжесть — ядра дисков сжимаются, нагрузка равномерно распределяется и позвоночник не травмируется.
Вокруг ядра — упругое кольцо, которое держит это ядро и не дает ему вытечь. Если кольцо рвется, то ядро вытекает и получается грыжа, диск теряет функциональность.

Именно МПД — это основа здоровья позвоночника, а их здоровье во многом зависит от состояния миофасциальной системы, обеспечивающей корректную механику движений. Будут перенапряжены мышцы, и ядро диска не сможет вернуть себе достаточное количество воды, а то и вовсе начнется процесс деградации чувствительного коллагена, из которого это ядро состоит.

Если МПД подвергаются избыточному сжатию, — это плохо. Если же создаются условия, чтобы лишняя компрессия ушла и пульпозное ядро МПД могло связать воду из окружающих тканей, то это хорошо.

Сжатие чаще всего возникает при долгом нахождении в вертикальном положении, при поднятии тяжестей и при выполнении скруток (ротация с выходом за пределы физиологической нормы).
Сжимаясь, ядро МПД лишается воды, благодаря наличию которой оно как раз и может выполнять свои функции. Лишенное воды оно теряет свои функции, но когда давление уходит, то относительно быстро может восстановиться. Однако, чем длительнее и сильнее воздействие, тем сильнее расходуется ресурс ядра. В результате его ресурс снижается, и оно постепенно теряет гидрофильность (происходит та самая деградация).

Посмотрите на иллюстрацию из книги «Физиология суставов» Адальберта Капанджи (всецело рекомендую его трёхтомник к прочтению). Здесь очень хорошо показана роль МПД в целом, и его ядра в частности. Даже дополнительных комментариев не требуется. Кстати, обратите внимание на рисунки 62 и 63. При прогибах назад уменьшается размер фораминального отверстия, через которое выходят спинномозговые нервы. Если паравертебральные мышцы, поддерживающие наш позвоночник, находятся, например, в гипертонусе, то в крайнем случае такое положение тела может привести к ухудшению иннервации.

Но даже если до этого не дойдет, то возникает реальный риск повреждения фасеточных суставов и появления грыжи МПД, так как фиброзное кольцо, окружающее пульпозное ядро, наиболее тонко именно со стороны остистых отростков.

Напряжение паравертебральных мышц (тех, что идут вдоль позвоночника), гипер-/гиппотонус мышц передней стенки живота (особенно косых мышц), мышечно-тонический, и, вслед за ним, миофасциальный, синдромы — все это влияет на две важнейшие функции позвоночника: амортизационную и двигательную.
Это как автомобиль без аммортизаторов и полуживым сцеплением, только еще хуже, так как позвоночник один на всю жизнь.

С МПД вроде бы разобрались.

Для справки.
По данным крупнейшего и старейшего медицинского вуза страны — МГМУ им.Сенчина, наиболее частой причиной болей в спине (85% случаев) является скелетно-мышечная боль, радикулит (радикулопатия) встречается менее чем в 7-8%, а травмы, опухоли, ревматические поражения и инфекции суммарно встречаются также менее чем в 7%.

Это так называемая «диагностическая триада», которая вошла во все современные медицинские руководства около десяти лет назад. При этом, до сих пор не существует оптимального стандарта для лечения скелетно-мышечных болей. Методы диагностики, эффективные в одном случае, будут бесполезны в другом.

Скелетно-мышечные боли, т.е. то, почему болит спина в 85 процентах случаев, могут иметь шесть разных причин:
1) Межпозвоночный диск. Нервные окончания обнаружены в наружной 1/3 кольца.
2) Капсулы суставов (дугоотростчатых — фасеточный синдром; крестцово-подвздошных сочленений).

3) Связки и фасции.
4) Позвонки. Ноцицепторы (болевые рецепторы) обнаружены в надкостнице и в кровеносных сосудах.
5) Твердая мозговая оболочка. спинномозговые узлы, периневральная соединительная ткань.
6) Мышцы.

Из этих шести причин наиболее распространенной (70%) является микротравматизация мышц (миофасциальный синдром).

Обратите внимание, что пункты 1-4 и 6, это то, на что мы можем влиять в лучшую или худшую сторону непосредственно через движения.

Дугоотростчатые (фасеточные) суставы.

Некоторые исследования, однако, говорят о том, что наиболее распространенными причинами болей в спине являются проблемы в фасеточных суставах и межпозвоночных дисках.

Ниже несколько иллюстраций, по ним, в принципе, все понятно:

Фасеточный сустав по своему строению похож на обычный сустав. Однако, тут есть важное отличие: один позвонок имеет две пары таких суставов, образованных верхним суставным отростком нижележащего позвонка и нижним суставным отростком вышележащего позвонка.
Каждый позвонок механически прикреплен к другому хрящевой пластиной и парой фасеточных суставов. Таким образом один позвонок имеет шесть точек крепления к соседним позвонкам (если не брать в расчет связочно-мышечный аппарат).

Про этот нюанс хорошо пишет Анатолий Пахомов в своей книге «Хатха-йога: корректный подход к позвоночнику»:

Поэтому позвоночник как структуру в целом ни в коем случае нельзя сравнивать с другими соединениями костей, например плечевым суставом. Попробуйте зафиксировать некую модель в шести точках и сравните ее способность двигаться с моделью, зафиксированной в одной точке. Понятно, что в первом случае у вас вряд ли получится покрутить модель в разные стороны, а во втором — пожалуйста, хоть на 360 градусов.

Это свидетельствует о том, что подход к позвоночнику должен основываться совершенно на других принципах, нежели к остальным костным структурам, имеющим в своем строении суставы. Чтобы правильно использовать позвоночник в асанах, нужно понимать, как, где, куда и с какой амплитудой он может совершать безопасные движения.

Большое количество точек фиксации обуславливают довольно ограниченную здоровую подвижность позвоночника. Так было задумано природой, чтобы выполнялась главная его функция — защита нервной системы*. Непонимание этого факта и чрезмерное развитие подвижности позвоночника приводит к травмам нервной системы.

Позвоночник должен быть пластичным, но без патологической подвижности. Не зря в йогических трактатах упоминается, что правильная практика йоги дает «гибкость конечностей и легкость тела». Сложное строение позвоночника требует понимания основ биомеханики и тщательного рассмотрения вариантов подвижности при выполнении асан.

Фасеточный сустав довольно хрупок и при неправильном обращении может быстро выходить из строя. Например, гипертонус косых мышц живота, которые играют существенную роль в поддержании позвоночника, приведет к тому, что нагрузка на фасеточные суставы, в норме распределяемая на передние опорные структуры (их еще называют «колонны»), может увеличится до 70%. В этом состоянии, даже не ощущая еще что «что-то не так», вы, предположим, делаете вот так:

И в грудопоясничном переходе получаете ротаторную нагрузку, которая убивает ваши фасеточные суставы. Не сразу, но с гарантией.

По этой же причине вот такие прогибы назад

Причин того, почему нагрузка от передней опорной колонны (т.е. с той стороны, где у нас «перед») позвоночника может перераспределиться на заднюю (т.е. на ту, которая со стороны остистых отростков, предназначенную для стабилизации позвоночника) несколько, в частности, это может быть миофасциальный синдром.

Также обратите внимание на то, что часто причиной повреждения фасеточных суставов становится ассиметричная нагрузка, которая возникает при ротации корпуса относительно таза (ну или наоборот). Об этом чуть более подробно:

Отделы позвоночника (к ним относятся межпозвонковые диски) предназначены, главным образом, для сопротивления силам тяжести (компрессии), а задние отделы (в т. ч. фасеточные суставы) – для стабилизации позвоночника при ротации и смещении позвонков в переднезаднем направлении.

В норме 70–88% осевой компрессионной нагрузки приходится на передние отделы и лишь 12–30% – на задние. При развитии дегенеративных изменений в дисках снижается их высота, нарушается амортизирующая функция, и доля осевой компрессионной нагрузки, приходящейся на фасеточные суставы, постепенно увеличивается, достигая 47–70%.

Такая перегрузка суставов на фоне формирующейся нестабильности позвоночно-двигательного сегмента ведет вначале к воспалительным изменениям (синовиту), а затем – к дегенерации суставного хряща, деформации капсул суставов и подвывихам в них.
Довольно часто этот патологический процесс носит асимметричный характер, что может быть связано с неравномерностью нагрузки на парные фасеточные суставы.

Повторные микротравмы, компрессионные и ротаторные перегрузки ведут к прогрессированию дегенеративных изменений хряща вплоть до практически полной его утраты. . Под влиянием импульсации из пораженного позвоночно-двигательного сегмента, в особенности из задней продольной связки, возникает рефлекторное напряжение межпоперечных, межостистых мышц и мышц-вращателей, что в случае асимметричного их вовлечения вызывает формирование сколиоза. Сочетание изменений в диске, фасеточных суставах и мышечно-тонических нарушений приводит к резкому ограничению движений в соответствующем позвоночно-двигательном сегменте.

Оригинальная статья на сайте РМЖ (Русский медицинский журнал)

По поводу скруток часто задается очень много вопросов. Мол, все же везде и всегда скручиваются, даже в школе на уроке физкультуры есть наклоны к ногам со скруткой в пояснице. Однако, кто сказал, что это: а) будет безопасно (особенно в долгосрочной перспективе) для взрослого старше 18-20 лет? б) эти упражнения, берущие свое начало в физкультурном буме первой половины 20-го века, безопасны в принципе?

Идем дальше. Представьте деревянную линейку. Когда она сломается быстрее: когда ее просто сгибают или когда сгибают со скручиванием? Во втором случае на точку сгиба действует сразу несколько векторов сил (у человека такой точкой является обычно поясница или грудо-поясничный переход, реже — шея), что приводит к многократно повышающейся нагрузке.

Отсюда все эти истории, когда, сидя в кресле, потянулся за упавшим карандашом, и «что-то в спине защемило»

Нарушения иннервации может и не произойти, но проблему с фасетками так можно получить практически с гарантией.

Тут можно написать еще много всего, например, про мнение (и довольно обоснованное), что натяжение желтых связок запускает защитный механизм спинного мозга от разрыва, что влечет «заклинивание» позвоночного двигательного сегмента за счет спазма коротких мышц, идущих от позвонка к позвонку. Но пока остановимся на том, что есть.

Теперь про третий фактор — миофасциальный сидром.

Информации про него в интернете очень много, поэтому буду краток. Наши мышечные волокна имеют свойство «заклиниваться»: сжиматься и потом не разжиматься. В месте «заклина» с течением времени начинает развиваться хронический спазм.
Возникает эффект отраженной боли (болит в колене, а триггер в пояснице).

Как итог: тело в целом перестает нормально функционировать, и из-за этого мы получаем уйму негативных последствий: от приобретенного сколиоза и болей в спине, до мигреней и дегенерации МПД и фасеточных суставов.

Вот иллюстрации, рассказывающие про триггерные точки:

На этой иллюстрации хорошо показаны зоны отраженной боли (разной степени фиолетовости закрашенные области на теле) и сопутствующие им триггеры (черные точки).

Как миофасциальный синдром связан с физическими занятиями?

Очень просто. Когда у вас нарушен мышечный баланс (то есть разные группы мышц работают не скоординированно и не оптимально из-за блокировки отдельных мышц, нарушен баланс тонических (аэробных) и фазических (анаэробных) мышечных волокон), то даже правильное с точки зрения внешнего построения упражнение будет работать неправильно. Это может еще больше повысить дисбаланс и усугубить проблему.

Скажу сразу, понять на 100% насколько правильно работают мышцы при той или иной форме нагрузки можно только, используя метод биологической обратной связи (БОС). Как это применяется и работает можно увидеть, например, в этом видео.

А качественная работа с миофасциальным синдромом, в первую очередь, это работа с хорошим мануальщиком, которому знакомы принципы системы самонатяжения тела (т.е. речь не просто о «костоправе»), во вторую — это коррекция образа жизни, в третью — это выполнение специальных упражнений, помогающих мозгу по-новому строить движения (основа практической составляющей, это метод Фельденкрайза, про него небольшая статья https://ru-feldenkrais.livejournal.com/6802.html , и учение Бернштейна — читать https://ruk-boi.livejournal.com/440806.html ) и перенастроить систему самонатяжения (о ней напишу в следующей статье), в третью с половиной — миофасциальный релиз, это такой метод самомассажа, и уже в четвертую — работа с «мышечным корсетом».

Выполнение различных силовых статичных упражнений, когда пот начинает капать со лба, выполнение растяжек через силу, стоек на плечах и голове, скруток, все это может усугубить миофасциальный синдром, уменьшить стабильность позвоночника (из-за повышения эластичности связок и постоянной избыточной ротации) и создать избыточную нагрузку на МПД и фасеточные суставы.

Обратите внимание на то, что выше нигде нет упоминания такого явления, как остеохондроз. Диагноз остеохондроз указывает на симптомы, но не говорит о причинах болезни и сегодня используется как свалка диагнозов, вроде того же ОРВИ.

Также важно помнить, что не возраст является определяющим фактором, а степень «износа» МПД, суставов и всей системы в целом. Если вы в течении 15 лет имеете неправильно работающие мышцы, если позвоночник подвергается избыточной нагрузке и не восстанавливается после нее, то не стоит удивляться, что запас здоровья рано или поздно закончится. Это может произойти как в 25 лет, так и в 60. Болезнь — это не норма в любом возрасте.

Если патология не запущена (а, увы и ах, часто на здоровье позвоночника мы обращаем внимание, когда уже невозможно терпеть и проблема настойчиво дает о себе знать), то нормализуется состояние позвоночника тогда, когда соблюдается целый ряд условий для снятия напряжения системы самонатяжения (об этом поговорим в следующий раз) тела и устранения миофасциального синдрома.

В современном варианте постуральной йоги, даже в терапевтическом ее исполнении, чаще всего первого, т.е. того, что повышает неравномерное напряжение миофасциальной системы, очень много, а второго, т.е того, что может мягко расслабить мышцы и мягкий скелет, задав новые программы движений и откорректировав систему самонатяжения, почти нет.

Теперь суммируем. Ниже будет исключительно мое личное субъективное мнение, рассматривайте как пищу для размышлений.

1. К огромному сожалению, но если вы не уверены на 101% в здоровье своих фасеточных суставов, то скрутки (т.е. не просто повороты, а когда прилагается усилие), это однозначно нет. Даже если осторожно. Даже если это нужно для косых мышц живота (с ними можно работать не только через скрутки). Даже если «все так делают и ничего» (негативный эффект вылезет далеко не сразу). Даже «чуть-чуть» и даже если вы чувствуете свое тело, как никто другой.

Это же касается прогибов назад и перевернутых поз (нагрузка на хрупкие шейные позвонки, это совсем ай-ай).

2. Помните, что за ваше здоровье ответственны именно вы и никто другой. Даже очень дорогой тренер из очень дорого клуба (это же касается и врачей) не даст вам гарантии того, что все идет правильно и безопасно. Включайте голову и изучайте вопрос. Это не так сложно, просто на это нужно время. Здоровье у нас одно и на всю жизнь, и если мы им действительно дорожим, то найти время (как для изучения, так и для работы с телом) не составит проблемы.

3.
Удовольствие на занятии еще не значит, что занятие полезно. Положительные и отрицательные эффекты могут проявляться спустя месяцы и года.

4. Впрочем, если на занятии есть ощутимое напряжение от инструктора, если он вас постоянно подгоняет (быстрее, выше, сильнее, и все через негативную мотивацию), если вы чувствуете дискомфорт, который «надо терпеть», то это явно не то. Насилие — это не путь к здоровью.

5. Узнайте у инструктора (вы теперь в этом кое-что можете понять 🙂 ), как влияют упражнения на физиологическую норму позвоночника (и уточните, в чем, по его мнению, она заключается). Если речь пойдет о том, что гибкость позвоночника, это есть гуд, то квалификация преподавателя должна вызвать сомнения. Если речь пойдет о том, что важно повышать стабильность позвоночника, и что при этом нужно аккуратно работать с миофасциальной системой, то это хороший знак.

6.
Задавайте больше вопросов про назначение тех или иных действий/упражнений. Если специалист хороший, то ему не будет составлять труда ответить вам конкретно, избегая апеллирования к фразам из разряда «йога это древнее учение», «так делали люди тысячи лет», «мой учитель говорит, что это чистит прану в кишечнике», «это выводит токсины из тела», «это чистит энергетику» и т.д.

Многие неквалифицированные инструкторы выезжают как раз на том, что говорят какие-то общие фразы, которые якобы должны быть понятны априори всем людям » в теме». Поэтому не стесняйтесь (главное — вежливо и с искренним интересом) уточнять значение тех или иных терминов. Например, что ваш тренер понимает под понятием «энергия» или какие он знает реальные исследования про пользу той или иной позиции. Всяких историй про чакры это тоже касается. Чем больше конкретики, тем лучше.

7. Ощущение легкости и плавности после занятия — это хорошо.
Ощущение «я выжат как лимон», говорит о том, что занятие было некачественным.

8. Занятие, ориентированное на расслабление, а не на мобилизацию, принесет намного больше пользы. Важно — не путать расслабленность с пассивностью.

9. Образ жизни может помножить все ваши старания на коврике (как и старания вашего массажиста) на ноль. Стереотипные движения, холод, сидячий образ жизни, стимуляторы (кофе, чай, энергетические напитки), большое количество соли, чрезмерно калорийная еда, плохая вода (как в Спб, например) — это все может создать проблемы со здоровьем, которые занятиями йогой и работой мануального терапевта вы, увы, не компенсируете.

На этом пока все на сегодня. Впереди еще пост о двух других факторах ( а сегодня мы говорили о физиологической норме позвоночника — первом из трех), которые часто не учитывают исследователи «полезности» йогических упражнений, рекомендации по подбору преподавателя йоги вот где мой субъективизм разгуляется по полной и моя ( а, точнее, наша с женой) подборка из трех автобиографических книг, рассказывающих о йоге, внутренней свободе и смысле работы над собой.

Оставлю ссылку на свою группу вконтакте. Если вы в Питере, то wellkome на мои занятия и семинары.

What is ЙОГА и почему не вся она полезна. Часть I. Распространенные мифы и реальные факты.

Всем привет, на связи Сергей. Сегодня отвлечемся от темы путешествий и поговорим о моей работе — о йоге.

Разберемся в распространенных вредных мифах и заблуждениях, заложенных в начале 20 века и выросших сегодня до абсурда.

Информации много, даже несмотря на вынужденные обобщения, поэтому очень длиннопопост.

Слово «йога» сегодня привычно и понятно каждому. Но все ли то йога, что про гибкость, медитацию и правильное дыхание? И так ли безопасна эта практика, как об этом принято говорить? Давайте разбираться.

Самое главное и самое первое, о чем мы должны помнить всегда, особенно в том, что касается так называемых «древних» методов работы с телом или сознанием: все, что мы сегодня имеем в виде таких методов, как йога, тантра, тай-чи, аюрведа или даже шаманизм, должно рассматриваться в ракурсе своего культурного и исторического развития. Без учета этих факторов вы с величайшей легкостью попадете в тот или иной вариант авторской трансляции некого образа реальной методики, который за кажущимся сладким ощущением приобщения к «великому и сакральному» запросто может усугубить как психологические, так и даже физические проблемы со здоровьем.

И в йоге этот вопрос актуален как никогда, ибо величайшая мистификация, случившаяся в начале 20 века, сегодня вполне жива и бодра.
А как еще назвать учение, которое создано на основе двух легендарных текстов, которые никто, кроме одного человека, к ним аппелирующего, никогда не видел и не увидит. А ведь это реальная база учения Кришнамачарьи (его ученики: Арьенгар (Йога Айенгара), Джойс (Аштанга-виньяса-йога) и Десикачар (Вини-йога) ), из которого и вышли все современные направления популярной йоги.

Немного ссылок на полезные материалы, очень рекомендую их изучить, если тема вам действительно интересна:

1. Статья про отца-основателя почти всей сегодняшней модной йоги Кришнамачарью и его учеников: https://yogictv.ru/pattabhi-dzhojs/

2. Небольшая статья про бесконтрольное размножение поз в йоге в 20 веке: https://yogajournal.ru/blogs/olga-prilepova/rodoslovnaya-asa.

3. Про вред, который могут дать некорректные упражнения (распространенные сегодня чуть больше, чем повсеместно), в русле этого подхода. Отрывок из книги Уильяма Броуда «Демистификация йоги»: https://gosh100.livejournal.com/67985.html

Про, мягко говоря, негативное воздействие подхода Кришнамачарьи и Айенгара информацию найти не так сложно, например, затертая уже во многих источниках (но мы-то знаем, что интернет помнит все), история про то, как Айенгар чуть не покалечил своего ученика Виктора Ван Кутена.

5. Очень настоятельно рекомендую прочесть вот эту статью про историю йоги. Написана простым и понятным языком, охватывая при этом все основные моменты: https://yogajournal.ru/body/practice/forbeginners/revolyutsi.

6. Ну и на последок. Книга Марка Синглтона, где он всесторонне, как настоящий исследователь (а таковым Марк, безусловно, и является), рассматривает вопрос развития йоги: https://coollib.com/b/296634/read

Что ещё можно изучить по этому вопросу?

1. Отдельно хочу выделить метод «Корректный подход к позвоночнику (КПП)».
В этом методе практически исключены (не без некоторой категоричности, но тут она не безпричинна) опасные для более-менее здорового позвоночника позиции и собрано множество рекомендаций по повышению стабильности позвоночника.
Когда я познакомился с этим методом, то был очень удивлен. Как так, без скруток и прогибов? Ведь все делают, и никто не умирает.
Но хитрость вся в том, что вред от некорректных упражнений может настигнуть вас далеко не сразу, и далеко не сразу вы сможете понять, что причина боли в пояснице или шее (например) кроется в некорректных для вашей физиологической нормы упражнениях.

Книг по этому методу можно найти две.
Первая: Анатолий Пахомов, «Хатха йога: корректный подход к позвоночнику».
Вторая: Александр Кропивко, «Корректный Подход к Позвоночнику в повседневной жизни и асанах йоги».

2. Ну и было бы большой ошибкой не упомянуть отцов-основателей базы для всей сегодняшней телесно-ориентированной терапии. Это Бернштейн Николай Александрович, основатель биомеханики, который буквально развенчал учение Павлова, за что и попал в опалу советской власти. Про его вклад и суть его учения нетрудно найти много статей как на русском, так и на английском. Вклад этот огромен, но ценится это больше зарубежом, а не у нас, к сожалению.
Его книга «О ловкости и ее развитии» до сих пор не утратила своей актуальности, и ее можно рекомендовать каждому, кому интересен вопрос работы со своим телом.

И, конечно же, нельзя пройти стороной мимо Моше Фельденкрайза. Инженер, математик, физик-ядерщик (один из изобретателей сонара, между прочим), основатель первой школы дзюдо в Европе, он создал комплексную систему работы с телом, которая в корне отличалась от всего, что было известно по этой теме ранее. Да и сегодня, не смотря на распространение его метода и многочисленные научные подтверждения, его идеи в корне отличаются от распространенных сегодня стереотипов «правильной» работы с телом.
Его метод «Осознавания через движение» — это и есть йога в чистом виде, где тело и сознание воспринимаются как единое неразрывное пространство, а человеческое существо, как целостность ощущений, чувств, действий и мышления. Его метод сугубо научен и реально работает (в отличие от многих популярных йога-направлений), в чем лично я, мои ученики и моя семья убедились на личном опыте.

Про этих двух людей со ссылками на статьи и книги я еще напишу во второй части.

А теперь переходим к основной части сказа о мифах и легендах рынка духовных услуг.

Итак, в первую очередь хочу заострить внимание на двух фактах, которые важны для понимания того, что кроется за модным ныне словом «йога»:

Первое. Йога сегодня, это синтетический сплав индийской философии, культуризма, шведской гимнастики, индийских танцев и индийской борьбы. Причем именно в том виде, в котором это все существовало в Британской Индии на начало 20-го века.

Второе. Идеи работы с телом, которые были общепризнаны на тот момент в западном обществе, а, следовательно, и в Британской Индии, существенно отличаются от современного понимания физиологической нормы человеческого тела и совершенно не связаны с такими понятиями, как долголетие, здоровье, эффективность ( к примеру, гибкий позвоночник — это не синоним здорового позвоночника, люди, страдающие гипермобильностью позвоночника, хорошо поймут о чем речь, а при болях в спине после силовых нагрузок нельзя растягивать позвоночник, так как это приведет к снижению его стабильности и риску повреждения корешков спинного мозга).

Кришнамачарья, который заложил основы всей сегодняшней популярной практики пастуральной йоги, т.е. йоги, которая связана с выполнением определенных статичных, а иногда и условно динамичных изометрических упражнений, практики йогических дыханий (их называют пранаямой, но это неверное понимание, не всякое дыхание, даже в позе лотоса — пранаяма), шаткарм, очистительных методов (крий) в начале 20-го века, опирался на модные тенденции, царившие в Британской Индии, Европе и Америке, на то время.
Эти тенденции — это всплеск интереса к красоте физического тела (именно в 20 веке начинает бурно развиваться культуризм, чему не в последнюю очередь способствует развитие технологий репрезентации (фото- и видео-), и интерес к разного рода массовым спортивно-оздоровительным занятиям (на счёт оздоровления, тут сомнительно, но солдат в этом духе, способных энергично бегать с ружьём и рыть окопы, воспитать получилось).
Плюс — потребность в индийском обществе к национальному самоосознанию, когда англичане надоели хуже горькой редьки, и хочется уже найти доводы в пользу того, что «наша нация тоже не лыком шита, у нас вон крутая йога есть, которая и модная, и придумана (якобы) была ещё тогда, когда вы под римлянами ходили».

И ещё несколько любопытных и крайне полезных для понимания вопроса фактов:

— Кришнамачарья основал свою методику на двух крайне авторитетных источниках. Внимание. Источниках, которые кроме него никто и никогда не видел. Один (Йога-корунта) съели муравьи (какая досада) после того, как он его изучил, чудом найдя в какой-то библиотеке. А второй. Внимание. Готовы? А второй очень авторитетный источник ( Йога-рахасья) пришел к нему в медитации.
И это, ещё раз напомню, основа всей сегодняшней «западной» йоги.

— На западе о йоге широко узнали только после выступления Свами Вивекананданы (текст выступления, кстати, очень интересно читать, есть действительно полезная информация и чувствуется искренняя любовь к своему делу) в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго. До этого слово «йога» не имело широкого распространения на западе. Но и после этого выступления йога была связана только и исключительно с понятием определенной практики работы над собой в духовном смысле, а не с понятием гимнастики.

— Самые древние формулировки, которые говорят о том, что такое йога, гласят:
1. Йога есть твердое владение чувствами (tāṃ yogamiti manyante sthirāmindriyadhāraṇā).
Катха-уппднишады, около 5 в.д.н.э.
2. Йога — это успокоение волнений, присущих уму (Yogaschitta vritti nirodhah).
Йога-сутры Патанджали (4-2 в д.н.э.)

Тут, как и в других древних трактатах, связанных с йогой, нет речи о здоровье (кроме как о психологическом), о повышении выносливости, гибкости или про дыхательную гимнастику.
Про чакры, кстати, речи тоже нет.
А есть про управление разными внутренними энергиями, состояниями и вниманием, про позвоночник, который нужно держать ровным (т.е. он должен быть стабильным) и про достижение кайвальи (освобождения), про обретение сверх-способностей или про бессмертие, впрочем, одно другому не мешает.

— Сегодняшняя философия пастуральной хатха-йоги основывается в значительной степени на наследии воинственной в прошлом секты натхов. Авторитетные авторы, написавшие Хатха-йога прадипика, Гхерада-самхита, Шива-самхита, на которые ссылаются почти все современные учителя, все эти авторы были натхами, и их взгляд — это только один ракурс из множества, просто он оказался очень живуч, благодаря своей энциклопедической систематизации и бережной передачи традиции.

— В 15 веке в Хатха-йога прадипика описывается всего 15 асан. На начало 20 века широко известно не более 32-34, хотя есть трактаты 18 века, где описывается более 120 асан. Сегодня асан в йоге более 1000.

— Не стоит считать, что асана в йоге, это какое-то мудреное положение тела, которому нужно учиться долго и мучительно. Одно из самых базовых определений, которое дал Патанджали в своих йога-сутрах: «асана, это удобное и устойчивое положение тела».
Если вы на занятиях по йоге находитесь в неудобном и неустойчивом положении, то это не асана, какое бы красивое название она ни имела. Если вы сидите на коленях, и эта позиция не удобна, то это не асана. Если вы просто встанете ровно и устойчиво, сделав эту позу удобной, то это будет самой настоящей асаной йоги.

— Йога есть в буддизме (Шесть йог Наропы, например), более того, Будда занимался йогой, прежде чем прийти к просветлению («Введение в буддологию. Курс лекций.» Е.А.Торчинов). Но под понятием «йога» здесь понимается именно некий метод духовной работы над собой, а не йога Патанджали, например.

— В йоге до 20 века (а в узких кругах истинных, хм, ценителей, до 17-18 веков) широко не практиковались ассиметричные позы, связанные со скрутками, так же, как и глубокие прогибы назад. Сегодня без этих поз многие адепты не могут представить себе практику йоги. Перевёрнутые позы были тоже не в чести.

— Известный комплекс «Сурья-намаскар», который часто описывается как «древний комплекс, который на протяжении сотен/тысяч лет практиковали йоги на всем Индостане», на самом деле был разработан в 30-е годы 20-го века как комплекс физических упражнений в культуризме, без всякого отношения к йоге.
Древняя религиозная практика преклонения перед Солнцем действительно есть, но на этот комплекс она похожа очень условно.
Подробнее тут: http://namaste.md/2016/11/25/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%.

— Хатха-йога изначально переводилась как «йога силы», «йога совершаемая путем приложения силы», «йога дающая силу», но никак не как «йога объединения двух противоположных начал», хотя именно такую формулировку (вдох-выдох, солнце-луна, инь-ян) можно слышать повсеместно. Догадываетесь, когда появилась эта формулировка? Именно, в 20 веке. Сам же термин «Хатха» в широкий обиход ввел в 15 веке натх Свами Сватмарма в своем труде Хатха-йога прадипика. Подробнее:
https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/znachenie-slova-khatkha-.

— Мирча Элиаде, потрясающий исследователь йоги (хотя и очень неоднозначный), ученик Шивананданы, выделил четыре аспекта, раскрывающих идею индийской духовности, будь то буддизм, индуизм или санкхья (как считается, санкхья — это корни йоги, то, из чего она выросла). Вот они:

1. Карма (действие) — закон причинности, то, что создаёт страдание человека.
2. Майя (иллюзия) — то, что заставляет нас заблуждаться и создавать, собственно, плохую карму.
3. Нирвана (угасание страстей и страданий) — абсолютная реальность вне Майи, где уже не действует Карма.
4. Йога (обуздание, соединение) — метод, благодаря которому можно выйти за пределы Майи и успокоить страдания и страсти, т.е. достичь Нирваны.

Какие могут быть выводы из всего вышесказанного?

Плохо не то, что йога — это новодел 20 века. Как раз нет. Человечество меняется, общество меняется, культуры разнятся, климат разнится, а йога — это живое учение, направленное на конкретные изменения в жизни конкретных практикующих (а не некое абстрактное «просветление» для некоего условного «человека в вакууме»). Это учение должно двигаться, меняться, адаптироваться, говорить на одном языке с человеком.
Как говорил Будда, отвергая формализм традиций и ритуалов: «Сутра прямого смысла является прибежищем, а не сутра, чей смысл еще нужно определить. Дух является прибежищем, а не слово. Прямое знание является прибежищем, а не знание, добываемое посредством рассуждений».

И с этим сложно не согласиться. Ведь если мы говорим об инструменте, используя который можно так или иначе улучшить свою жизнь в «здесь и сейчас» (а не проводим историческое исследование), то важно не дословное следование традициям через тернии устаревших метафор и формулировок. Важен непосредственный смысл и дух метода.

Поэтому йога, как такой метод, может (и должна) меняться в соответствии с тем, как меняется общество, с какими вызовами приходится сталкиваться людям, как меняется климат и условия жизни вообще.

Плохо тут другое. Не принимая во внимание пастурологию, кинезиологию и биомеханику, практика йоги сегодня строится, опираясь преимущественно на представления вроде: «так надо делать, потому что так делал вот тот (или конкретно мой) учитель», «это позиция влияет вот на эти мышцы, значит она для них полезна (без учета влияния на позвоночник в целом, без принятия во внимание состояние функциональных симметрий тела, без понимания того, а зачем вообще нужно работать с этими мышцами с точки зрения системы самонатяжения мягкого скелета в принципе)», «чем точнее отстроена позиция, тем больше польза от нее (а на самом деле отстройка, да простят меня последователи йоги Айенгара, к пользе отношения никакого не имеет, только к эстетике и перфекционизму с позиций культуризма).

Да, есть исследования физиологического воздействия тех или иных упражнений на группы мышц и даже на эндокринную систему, например книга Р. С. Минвалеева «Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги»., по ссылке скачается pdf: http://www.tapasyoga.ru/docs/101/minvaleevi060514.pdf
Но этого для понимания полноценного воздействия упражнений йоги недостаточно.

Ибо есть ещё как минимум два аспекта, превосходящих по значимости знание о том, как изометрические упражнения йоги развивают мышцы и стимулируют железы:

1. Влияние упражнений непосредственно на здоровье позвоночника. Например, перевернутые позы могут стимулировать щитовидку, но угробить связки шеи и шейный отдел позвоночника.

2. Влияние упражнений на состояние мягкого скелета и мышечной системы, в частности, на уровень самонатяжения миофасциальной системы, где некорректно построенная практика может привести к дистабилизации позвоночника и ухудшению здоровья в целом.

3. Влияние на уровне нервной системы, в первую очередь, центральной.
Правильно построенной практикой мы можем влиять на то, как мозг формирует движения, корректирует их в зависимотсти от изменения сенсорных сигналов, как он формирует динамическую сенсорно-моторную карту тела и, по-сути, упаковывает вовнутрь этой соматической карты все наши ощущения и чувства, формируя тем самым образ «я», как и пути реализации этого «я».

Но это требует знания и понимания, как такая работа осуществляется, и какие существуют «ключи доступа» к нашему мозгу через практику работы с телом.

Так что, как видите, слепой вере и простой убежденности, что «так правильно, потому что телу нравится», тут не место.

Во второй части мы поговорим о научной основе, которая может помочь существенно пересмотреть взгляд на слово «йога» и разобраться с реальной пользой, которую йога может дать, и реальным вредом, который может причинить некорректная практика.

Источник

Оцените статью