Виктор Ширяев
После того, как семь моих медитаций про тело и дыхание появились в программе Insight Timer, много людей спрашивают меня о том, можно ли выложить эти медитации как-то так, чтобы не нужно было слушать их через специальную программу, а просто скачать их на компьютер/телефон, чтобы всегда иметь к ним доступ.
Я очень рад, что эти аудио-медитации приносят вам пользу, так что вот они все, доступные для скачивания. Чтобы скачать, нажимайте на них правой кнопкой, и выбирайте « Сохранить как…».
В этой практике мы исследуем сидячую позу, все возникающие в этой позе ощущения, а также состояния стабильности и покоя.
Идём глубже в ощущения тела.
Исследуем качество бдительного покоя в теле и уме.
В этой практике мы знакомимся с миром телесных ощущений, последовательно проходя вниманием по различным областям тела.
В этой практике мы учимся сосредотачиваться на ощущениях от дыхания в одной из областей тела, оставаясь с этими ощущениями в том, как они появляются и исчезают.
Практика успокоения тела и ума, возможность глубоко расслабиться, снять стресс и напряжение, наблюдая за ощущениями от дыхания ( с акцентом на ощущениях выдоха).
В этой практике мы полностью сосредотачиваемся на ощущениях от вдоха и выдоха, и используем технику отмечания в качестве опоры для концентрации.
Или можно прослушать их прямо здесь онлайн ( не скачивая) через этот плеер:
Источник
Простая медитация для начинающих «Сканирование тела»
Здравствуйте, дорогой читатель. Если Вы впервые зашли на этот сайт и находитесь в поиске информации для освоения медитации, рекомендую начать свое чтение с вводных статей, в которых рассказывается, о том, что такое медитация, и каких результатов можно достичь при помощи этой практики. Например, посмотрите вот этот материал.
Если же Вы уже имеете некоторое представление о сути медитации, то приглашаю попробовать простое упражнение, идеально подходящее для начинающих. Оно называется «Бодискан» или «Сканирование тела».
Напомню, что суть практики медитации заключается в том, что мы учимся управлять собственным сознанием. В повседневной жизни наше сознание перегружено тонной мыслей и эмоций. Наше внимание скачет туда-сюда, проигрывая предстоящие планы, обдумывая произошедшие события. Внутри постоянно происходят какие-то диалоги, рождающие эмоции и переживания. Большая часть всех этих событий, происходящих в нашем внутреннем мире, является непродуктивной, отнимает много сил и энергии.
Кроме того, погружаясь в нескончаемый поток сиюминутных мыслей и эмоций, мы теряем связь с собой и перестаем осознавать то, что является по-настоящему важным и ценным.
Мне очень нравится такая метафора. Представьте себе поверхность воды, на которой присутствует рябь. Из-за ряби Вы не сможете увидеть дна. Если же поверхность воды спокойна, то можно разглядеть то, что происходит на глубине.
С медитацией происходит так же. Успокаивая свой ум, у нас появляется возможность заглянуть в глубины своей собственной души, обнаружить и открыть для себя то, что раньше не замечалось.
Это была вводная информация. Мне захотелось в очередной раз рассказать, для чего нужна медитация. Ведь только понимая смысл этой практики, можно по полной использовать все ее возможности. Если Вы хотите получить больше информации на эту тему, загляните сюда.
То, о чем важно знать перед началом медитации
Теперь переходим к самой медитации. Ее суть заключается в том, чтобы фиксировать собственное внимание на различных участках тела. Примерную последовательность того, как это делать, я дам чуть ниже. Но сначала хочу отметить два момента, с которыми сталкивается большинство людей, начинающих осваивать данную медитацию.
1 Внимание может ускользать. Если Вы когда-нибудь уже пробовали медитировать, то, скорее всего, знаете, о чем идет речь: только что Вы придерживались инструкций для медитации, а через мгновение Вы уже начинаете думать о чем-то постороннем. О том, как себя вести при возникновении таких сложностей, в моем блоге написано много статей. Если эта тема для Вас актуальна, начните свое чтение вот с этого материала.
2 Наблюдая за собственным телом, Вы можете обнаружить, что там присутствуют не только приятные ощущения, но и неприятные: напряжение, скованность, боль, тяжесть и т.д. И вот здесь очень многие допускают следующую ошибку: они внутренне начинают бороться с неприятными ощущениями, совершать некие внутренние усилия для того, чтобы расслабиться, уменьшить напряжение, изменить то, что не нравится.
Если Вы узнаете себя в этом описании, запомните: медитация – это не релаксационная методика. Ее целью не является расслабление. Хотя, если человек регулярно практикует медитацию, расслабление действительно обязательно возникнет, и оно будет очень глубоким. Но в данном случае расслабление является не самоцелью. Его скорее можно рассматривать как побочный продукт: в результате регулярной практики медитации человек становится более гармоничным внутренне и, как следствие, более расслабленным, свободным от ненужного напряжения.
Итак, Вашей задачей будет являться не расслабление и достижение комфортного состояния. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы занять позицию исследователя, наблюдателя. Внимательно, спокойно и с интересом наблюдайте за любыми ощущениями, присутствующими в теле, какими бы они ни были. Останавливайте любые свои попытки что-то поменять, как-то повлиять на собственные ощущения. Внутренне улыбнитесь любому ощущению, каким бы оно ни было.
Это звучит парадоксально, но такое отношение к собственным неприятным ощущениям приводит к глубокому расслаблению. Подробнее об этом читайте здесь.
Инструкции к медитации
Итак, теперь Вы вооружены всей необходимой информацией для того, чтобы начать. Примите удобное положение тела. Если Вы впервые медитируете, то, возможно, Вам стоит познакомиться с позами, подходящими для практики. Читайте об этом здесь.
Прикройте глаза и начните фиксировать свое внимание на простых ощущениях, присутствующих в теле. Почувствуйте позу тела, в которой Вы находитесь. Ощутите, насколько она удобная, и при желании чуть-чуть ее поменяйте для того, чтобы сделать максимально комфортной.
Почувствуйте свое дыхание. Сосредоточьтесь на том, как происходит вдох и как происходит выдох. Ощутите, как в процессе дыхания движутся грудная клетка и живот. На вдохе они расширяются, на выдохе уменьшаются в объемах. Фиксируйте свое внимание на простых ощущениях, которые всегда присутствуют в теле, но которые мы чаще всего не замечаем. Погружайтесь в наблюдение за такими простыми ощущениями.
Почувствуйте, как на вдохе воздух поступает в носовую полость прохладным, а на выдохе он возвращается в окружающую среду теплым и согретым. Ощутите, как на вдохе легкие наполняются воздухом, а на выдохе воздушный поток покидает тело.
Если Ваше внимание отвлекается на посторонние мысли, просто замечаете это и мягко возвращайте себя к наблюдению за ощущениями.
Почувствуйте кисти своих рук: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей. Какие ощущения там присутствуют? Расслабление, напряжение, тепло, прохлада, покалывание, пульсация, тяжесть, легкость? Замечайте любые, самые незначительные ощущения.
Многие люди на вопрос: «Какие ощущения сейчас присутствуют в Вашем теле?» отвечают так: «Ничего особенного. Все как обычно». Такой ответ не означает, что ощущений в теле нет. Такой ответ значит, что человек настолько привык к своим ощущениям, что перестал их замечать. Стремитесь рассмотреть, разглядеть то, чего Вы, возможно, обычно не видите.
Последовательно переводите свое внимание от одного участка тела к другому. Уделяйте каждому участку тела достаточно времени, чтобы прочувствовать самые незначительные, еле уловимые телесные ощущения.
Медленно переводите внимание в область рук от кистей до локтей, затем от локтей до плеч. Ощутите мышцы лица, волосистую часть головы. Почувствуйте затылок, заднюю поверхность шеи, горло. Переместите внимание в плечи, грудную клетку.
Ощутите, что грудная клетка движется в процессе дыхания. Ребра поднимаются на вдохе и опускаются на выдохе. Обратите внимание, что это движение происходит не только спереди, но и сзади, в области спины.
Заметьте, что, ощущая грудную клетку, можно не только сосредоточиться на ощущениях, связанных с передней частью тела. Можно также почувствовать объем грудной клетки, ощутить заднюю ее поверхность. Можно фиксировать внимание на поверхности грудной клетки: чувствовать свою кожу, ребра. И также можно погрузить фокус внимания глубоко внутрь, ощутить пространство внутри.
В каждой области тела бесчисленное количество разнообразных ощущений. Прислушивайтесь к ним, загляните в каждый уголок собственного тела.
Ощутите спину, живот, тазовую область, ягодицы, бедра, колени, голени, стопы. Медленно переносите внимание от одной области тела к другой.
Вы можете обнаружить, что от простого наблюдения ощущения начинают меняться. Происходит такая магия: Вы фиксируете внимание на каком-то ощущении и больше ничего не делаете. Но от простого наблюдения в теле начинают происходить изменения.
К примеру, часто люди говорят, что обнаруженное напряжение вдруг начинает трансформироваться в расслабление. Это, как правило, объясняется так. В какой-то неприятной ситуации человек испытал напряжение и даже не осознал, где именно в теле мышцы напряглись. Ситуация уже давно прошла, а мышцы так и остались в напряженном состоянии. В этом случае часто бывает достаточно заметить напряжение, чтобы произошло расслабление
Важно, что люди, регулярно практикующие такую медитацию, переносят навык обнаруживать ненужное напряжение в теле в свою повседневную жизнь. Обычно они говорят об этом подобным образом: «Я опаздывал на встречу и нервничал. И вдруг я обнаружил, что у меня при этом сильно напрягаются плечи. Тогда я подумал: «Разве что-то изменится, если я буду напрягать плечи и переживать?» После этого я расслабил тело, и мне удалось успокоиться».
Вроде бы это так просто: осознать, что в данный момент времени возникающие эмоции непродуктивны, и создать внутри себя другой настрой. На деле это оказывается реализовать ой как не легко. Думаю, что большинство людей знает это на личном опыте. Так что медитация в этом случае может быть очень полезной.
Часто выполнение медитации «Сканирование тела» приводит к состоянию глубокого расслабления. Но так бывает не всегда.
Многие люди в процессе медитации обнаруживают неприятные ощущения. О том, что с ними не нужно бороться, я писала выше. Просто наблюдайте за теми ощущениями, которые в данный момент присутствуют в Вашем теле. Мысленно улыбнитесь им. Отнеситесь к ним внимательно и с заботой.
Обратите внимание на то, что ни одно ощущение не является статичным. Ощущения всегда меняются, возможно, с очень маленькой скоростью.
Представьте себе небо, обложенное облаками. На первый взгляд, кажется, что ничего не происходит, небо все время одинаково пасмурное. Но, если присмотреться, можно обнаружить, что облака все время движутся. Это происходит очень медленно, поэтому заметить такое движение можно только при внимательном наблюдении.
То же самое происходит с нашими ощущениями. Они имеют текучую природу и постоянно меняются, трансформируются из одного в другое. Замечайте, как это происходит.
Особенно полезно замечать, как меняются неприятные ощущения. Тогда Вы перестаете воспринимать их как статичную проблему, с которой нужно бороться. Видя изменчивость неприятных ощущений, осознавая, что они не вечны, проще отнестись к ним позитивно и с принятием. Как было сказано выше, такое отношение в конечном итоге обладает мощным трансформирующим действием, и постепенно Вы заметите, что Ваше тело становится все более и более гармоничным.
Регулярно практикуя медитацию «Сканирование тела», Вы обязательно узнаете о собственном теле много новой для себя информации. Также эта практика помогает лучше понять свои эмоции: любая эмоция проявляется в теле изменением мышечного тонуса, в форме очевидных или еле уловимых физических ощущений. Познавая телесные ощущения, Вы делаете шаг навстречу эмоциям, которые скрываются за этими ощущениями. Подробнее о связи эмоций и телесных реакций читайте здесь.
В завершение скажу, что эту медитацию легче всего осваивать, используя аудиозапись: всегда проще, когда голосовые инструкции направляют и помогают фиксировать внимание. Если у Вас есть доступ к библиотеке аудиозаписей, загляните туда: там есть сегодняшняя медитация в аудио формате.
Источник
Виктор Ширяев
После того, как семь моих медитаций про тело и дыхание появились в программе Insight Timer, много людей спрашивают меня о том, можно ли выложить эти медитации как-то так, чтобы не нужно было слушать их через специальную программу, а просто скачать их на компьютер/телефон, чтобы всегда иметь к ним доступ.
Я очень рад, что эти аудио-медитации приносят вам пользу, так что вот они все, доступные для скачивания. Чтобы скачать, нажимайте на них правой кнопкой, и выбирайте « Сохранить как…».
В этой практике мы исследуем сидячую позу, все возникающие в этой позе ощущения, а также состояния стабильности и покоя.
Идём глубже в ощущения тела.
Исследуем качество бдительного покоя в теле и уме.
В этой практике мы знакомимся с миром телесных ощущений, последовательно проходя вниманием по различным областям тела.
В этой практике мы учимся сосредотачиваться на ощущениях от дыхания в одной из областей тела, оставаясь с этими ощущениями в том, как они появляются и исчезают.
Практика успокоения тела и ума, возможность глубоко расслабиться, снять стресс и напряжение, наблюдая за ощущениями от дыхания ( с акцентом на ощущениях выдоха).
В этой практике мы полностью сосредотачиваемся на ощущениях от вдоха и выдоха, и используем технику отмечания в качестве опоры для концентрации.
Или можно прослушать их прямо здесь онлайн ( не скачивая) через этот плеер:
Источник
Медитация сканирование тела аудио
Чтобы вникнуть в сущность аудио-медитации / аудиомедитации, разберем сначала, что же представляет из себя само понятие «медитация».
Итак, в самом популярном и поверхностном понимании медитация – некая созерцательная практика, в процессе которой практикующий фокусирует всё своё внимание на объекте либо внутреннего мира, либо мира внешнего.
Именное такое узкоспециализированное представление о медитации доминирует в современном массовом сознании и ассоциируется в основном с мистикой, эзотерикой, йогой и прочими неоднозначными с точки зрения научного познания дисциплинами. Некий налёт мистицизма естественным образом отталкивает от медитативной практики часть населения, привыкшая во всём полагаться на твердый прагматизм и исключительную веру в научно-технический прогресс.
Скептический взгляд на подобные темы в наше время вполне оправдан, ведь с самого детства в прагматически направленной культуре достижений мы учимся именно прагматизму, логике и целенаправленности, мало изучаем устройство тела, психики и взаимосвязи между ними. Только в последние годы с начала 2000-х годов благодаря высокочувствительной технике стало возможным изучение внутреннего мира человека научными методами. По этой причине всё чаще появляется научно-популярная литература о воздействии медитативной практики на самочувствие человека. Как следствие, всё больше людей пропитываются доверием к ранее «ненаучным», альтернативным практикам, активирующим внутренние резервы организма для самоисцеление и саморазвития.
Однако, если посмотреть шире и попробовать вникнуть в суть медитации, то медитация может предстать не только как созерцательная практика в позе лотоса. Медитация прежде всего – это фокусировка внимания на чём-либо определенное количество времени. С такой позиции к медитации можно отнести просмотр кино, игры, занятие спортом, чтение этой статьи, вождение автомобиля, приём пищи и всё-всё, что от нас требует концентрации внимании определенной длительности.
Таким образом, среднестатистический законопослушный гражданин обладает навыком длительной концентрации на уровне продвинутого индийского йога. И это не шутка – среднестатистический законопослушный гражданин способен концентрировать внимание минимум в среднем по 8 часов в сутки, работая на работе. Это может показаться чем-то естественным и незначительным, но по факту способность к длительной концентрации ребенок нарабатывает с самого детства. И далеко не у каждого развивается эта способность в необходимом объёме для того, чтобы быть социально-адаптивным членом общества, да ещё и «успешным». Единственная разница между йогом и вами, если вы можете выдерживать 8-ми часовой рабочий день, заключается в том, что условный йог научился фокусировать своё внимание ещё и на объектах внутреннего мира – дыхании, ощущении, мыслях, эмоциях, образах. При умении концентрировать внимание на внешних процессах, научиться фокусировать внимание на внутреннем мире – дело практики.
Но для чего это нужно?
Типы и подтипы медитаций
Как уже упоминалось, к самому популярному типу медитации относится практика созерцания. Объектом созерцания может быть всё, что угодно – дыхание, камень, зрачки другого человека, облака, огонь и т.п. Для созерцания подходит любой объект внутреннего или внешнего мира, на котором возможно зафиксировать внимание. Точнее скачать, на первых этапах освоения созерцательной практики объект созерцания не имеет значения – человек учится просто фокусировать внимание непривычным для него способом. В «продвинутом» варианте выбор объекта созерцания может зависеть от целей и задач медитирующего. Под созерцанием подразумевается безмолвное, безмысленное наблюдение за выбранным объектом. В более углубленном варианте медитативной практики ещё попросят смотреть на выбранный объект, не моргая, стоически преодолевая невыносимую резь в глазах до тех пор, пока сухость глаз не перестанет приносить дискомфорт.
Созерцательную практику медитации можно отнести к универсальной практике – она очень медленно, но верно способствует возрастанию психологической устойчивости, развитию тонкоматериального чувствования и постижению тайны бытия на собственном опыте, которая заключается в том, что наблюдатель и наблюдаемое едины в процессе самопознания Абсолюта.
И если до научно-промышленной революции 20 века и информационно-технологического скачка 21го века практику созерцания можно было рекомендовать подавляющему большинству, то после ускорения ритма жизни современного городского жителя, практику созерцания можно считать устаревшей, а в существенном процентном соотношении, возможно, даже не безопасной.
Не безопасной прежде всего, потому что тот уровень стресса, внутреннего напряжения при современных скоростях на столько высок, что вместо восстанавливающего расслабления, которое должно получится в результате созерцания, выходит подавление накопленного психического материала. То есть, чтобы сфокусироваться на созерцании чего-либо, практикующему приходится сначала вытеснить из сознания в бессознательное свои повседневные тревоги и навязчивые мысли, только после чего он будет способен сфокусироваться на чем-то одном.
Систематическое вытеснение страхов, тревог, обид и прочих эмоций путём созерцания сначала может сформировать бесчувственность эмоциональной сферы (это как потерять чувство запаха), а затем в «запущенных» формах запустить процесс обработки подавленного материала на психосоматическом уровне с сопутствующими телесными симптомами. По этой причине в среде «духовно-продвинутых» практиков зачастую можно встретить тяжелую психосоматическую симптоматику.
Таким образом, различные созерцательные практики будет более экологично для современно городского жителя применять после разрешения и трансформации внутренних конфликтов, которые и являются причинами повышенного уровня внутреннего напряжения и хронического стресса.
Трансформацией внутренних конфликтов в общем и целом заведует психоанализ во всём своём многообразии. Многообразие психоаналитического направления представлено сотнями психологических школ и подходов, которые между собой различаются глубиной и широтой воздействия на психику человека. Преимущественно в психоаналитическом направлении используется решение проблем «из ума» по типу «сделай А, получишь Б». Такой подход прямолинеен, поэтому во многом понятен и популярен.
Однако, жизнь и индивидуальные особенности каждого человека не могут вместиться в столь упрощенное уравнение решения проблем и задач. По этой причине проблемы и задачи человека должны быть представлены с помощью вероятностного подхода по типу «если сделать А, можешь получить Б, В, Г, Д, Я и их комбинации». Проще говоря, речь идет об управлении несколькими возможными вариантами развития событий одновременно. Для такого качественного расширения возможностей внимания и концентрации современного городского жителя не обойтись без качественно иных способов трансформации внутренних конфликтов. Простыми советами и разговорами с психологом здесь уже не обойтись. Именно для коренных изменений психоэмоционального тонуса, расширения возможностей прогнозирования будущего и одновременным управлением несколькими вариантами будущего и был разработан трансформационный тип медитации.
Если перевести на понятный язык слово «трансформационный», то ближайшим синонимом будет слово «преобразующий». Что преобразует трансформационная медитация? Трансформационная медитация и преобразует образы, которые являются источником внутренних конфликтов, из-за которых снижены возможности к устойчивому прогнозированию будущего и управлению мультивариативностью жизненного потока. Трансформационная медитация предназначена для перепроживания всех тех эмоций и состояний, которые мы не смогли когда-то прожить, когда от нас того требовала ситуация – сдавили злость, проглотили обиду, впали в ступор и т.п. Весь подавленный таким способом психоэмоциональны материал никуда не исчезает даже со временем, а просто становится привычным, а, следовательно, неприметным до поры до времени. Со временем неотреагированные эмоции уплотняются, сначала уплотняются в образы сновидений, а образы сновидений уплотняются в те образы и мысли, которые управляют нашим выбором и решениями. Далее, если тупиковость, сложившейся ситуации в результате такого управления, не разрешается и тянется на протяжении длительного времени, то уплотнение образов начинает отражаться в форме психосоматики. Время НЕ лечит. Лечите вы себя сами, когда разрешаете всем эмоциям выйти. Именно для этого и предназначен преобразующий или трансформационный тип медитации – для самоисцеления.
Трансформационный тип медитации принципиально отличается от любого другого вида или разновидности психоанализа тем, что для преобразующих интенсивных изменений требуется переход способа восприятия, медитирующего с абстрактно-логического на образно-чувственный. Такой переход восприятия неизбежно сопряжен с изменением привычного «боевого» состояния сознания. Переход восприятия от логического к чувственному достигается путём глубокого расслабления и музыкального сопровождения. Сложности в переходе восприятия от левополушарного к правополушарному могут возникнуть у людей интеллектуального труда. Их аналитический способ обработки информации является доминирующим по отношению к другим способам восприятия и может блокировать восприятие внутреннего мира, который для такого типа личности воспринимается зачастую, как нечто незначительное и несущественное, если не сказать несуществующее. В таком случае требуется дополнительная тренировка внимания, нацеленная на обучение восприятия сигналов внутреннего мира. Для этих целей перед трансформационной медитацией, следует обучиться расслаблению и слушанию классической музыки с закрытыми глазами.
Как правильно с технической точки зрения выполнять трансформационные медитации, вы можете найти на страницах конкретных аудио-медитаций.
Итого, в связи с утраченной эмоциональной чувствительностью, отсутствием контакта со своим внутренним миром, повышенной хронической тревожностью и неумением расслабляться, проживать эмоции у большинства людей городского типа можно рекомендовать начинать медитативную практику именно с расслабляющего типа медитации.
Небольшая предыстория. Расслабляющий тип медитации представителей научного прагматизма в лице немецкого психиатра, психотерапевта И. Г. Шульца и американского врача, физиолога, психиатра Эдмунда Якобсона заинтересовал только в начале 20 века. Глубокое расслабление мышц тела стали использовать в целях снятия психонервного напряжения и коррекции эмоционального состояния. Далее, во второй половине 20го века широкое изучение воздействия расслабления на психику человека приобрело в Советском Союзе и активно использовалось на производствах с целью восстановления работоспособности рабочих в течение рабочего дня. Простота и эффективность глубокого расслабления относительно поставленных задач позволяли применять практику расслабления широкомасштабно. Но с приходом жесткой культуры достижений и потребления использование простых и эффективных методов поддержания человеческого здоровья на государственном уровне стало невыгодным, как на территории бывшего СССР, так и в США, поэтому было «забыто». Только на территории Германии до сегодняшнего дня существуют программы государственного и частного коммерческого происхождения, которые поддерживают использование аутотренинговых психотехнологий различной модификации для разрешения психологических, невротических и психосоматических проблем населения.
Итак, несмотря на всю простоту исполнения медитации для расслабления, расслабление несет в себе мощнейшую силу исцеления. Именно поэтому в своё время столько ресурсов было привлечено для изучения феномена расслабления и последующего масштабирования практики расслабления на широкие группы населения. В свою очередь, неумение полноценно расслабиться прямым образом влияет на качество и глубину сна, а сон непосредственно влияет на физическое здоровье и состояние всех (кроме мозга!) систем организма.
Расслабляющий тип медитации можно подразделить на подтипы – мышечный, аутогенный, символьно-образный.
Первый подтип можно условно назвать «мышечный», т.к. расслабление организма достигается путем напряжения и расслабления мышц тела. Интересно заметить, что данная закономерность тысячелетиями использовалась в йогической традиции. Асаны хатха-йоги – эффективное средство для поддержания ума и тела в хорошем тонусе актуальное по сей день для жителя городского типа. Работа с мышцами при «правильной» методике даёт заметные результаты в кратчайшие сроки, но придётся недельку-две «попотеть» и освоить не самые приятные упражнения. Результат от таких тренировок – энергичность, психоэмоциональная устойчивость, жизнерадостность, высокая работоспособность. Более подробно о данном способе расслабления можно прочитать здесь .
Второй подтип медитации для расслабления аутогенный. При аутогенном типе расслабления преимущественно используется прямое самовнушение. «Я расслабляюсь, мои мышцы становятся расслабленными, ноги наливаются тяжестью» и тому подобное придется проговаривать про себя. С тренировкой, конечно, взаимосвязь тела и психики разовьётся, в результате чего физическое тело научится переводить сигналы словесные в сигналы нервно-мышечные. Но факт сознательного говорения, даже про себя, не позволит погрузиться практикующему аутотренинг в гипногенное состояние, похожее на сон. Однако, если аутотренинг сделать в формате аудио-медитации, достигнуть исцеляющего состояния вполне возможно. С эффективностью аутотренинга для расслабления в формате аудиомедитации можно ознакомиться на этой странице (там можно найти мой авторский аутотренинг для расслабления с музыкой и без музыкального сопровождения). Именно в глубоком гипногенном состоянии происходит активация ресурсов самовосстановления организма, только нужно уметь дать команды, которые бессознательное может воспринимать напрямую и непосредственно, без слов. Такими командами для бессознательного выступают образы и символы.
Именно использование в качестве команд символов и образов для расслабления можно отнести к третьему подтипу медитации для расслабления. Ключевая идея данного типа расслабления заключается в том, что за счет яркой и детальной визуализации образов воссоздается состояние сознания похожее на сон со сновидениями, и в котором бессознательное может интерпретировать образы и смысловые конструкты (символы) в качестве команд для расслабления и исцеления, минуя сознательны контроль, характерный в медитации аутогенного подтипа. Родоначальником данного подтипа медитации для расслабления является доктор психологических наук В.В. Кучеренко. Подробнее о методике и её чудесных возможностях, которая официально зарегистрирована под названием «сенсорно-моторный психосинтез», можно узнать на страницах википедии. С аудио-медитациями, в основе которых лежат принципы сенсорно-моторного психосинтеза В.В. Кучеренко, можно ознакомиться здесь .
Следующий тип медитаций, на который стоит обратить внимание в силу своей простоты и эффективности, это энергетический тип медитации. Энергетический тип медитации, не смотря на свой мистицизм, как показывает практика, несёт большую исцеляющую и трансформирующую силу. Почему и как это происходит с точки зрения научной картины мира будут гадать ещё долго, хотя теории торсионного поля Шипова вполне по плечам дать строгое объяснение происходящему уже в наши дни. Но фак остается фактом – это работает!
Энергетический тип медитации предназначен формально для накопления энергии в энергетическом теле. Избыток энергии каскадом отражается на теле физическом здоровьем, яркостью и насыщенностью сновидений, хорошим настроением и удачливостью жизненных обстоятельств. На сайте представлены медитации для очищения и накачки энергией энергетических центров, то есть «чакр».
Однако, энергетический тип медитации не ограничивается только медитациями на чакры. Данный тип медитации может быть в значительной степени расширен, но, чтобы освоить более «сложные» энергетические медитации, стоит начать с простого, а именно с медитации на чакры. Как правильно выполнять аудио-медитации на чакры, вы можете узнать на странице конкретного энергетического центра.
Конечно, разновидностей медитаций больше. Но медитаций на расслабление, трансформацию эмоций и набор энергии с лихвой хватит, чтобы достичь текущих жизненных задач современного городского жителя. Кроме того, данные типы медитаций относительно легко могут быть реализованы в аудиоформате. Надеюсь подробный разбор типов медитации исчерпывающе помог раскрыть вопрос, а для чего собственно заниматься медитативной практикой.
В качестве резюме составим из различных типов медитаций некую идеальную систему для саморазвития и самопознания. Идеальность подразумевает под собой практическую недостижимость предлагаемой схемы для большинства практикующих. Поэтому, предлагаемую схему, стоит рассматривать больше как ориентир, нежели как строгое руководство.
Итак, начинать медитативную практику стоит с освоения навыка расслабления – попробуйте все подтипы медитации для расслабления и выберете наиболее подходящий, или комбинируете, чтобы не привыкать, не скучать и не делать через «надо». Делайте практику в удовольствие и радость. Когда почувствуете, что тело откликается расслаблением на вашу концентрацию в той или иной форме, переходите к трансформационным медитациям.
Практика высвобождения и проживания эмоций с помощью трансформационных медитаций, как правило длительная, должна выполняться 1 или 2 раза в неделю, на протяжении от 3 месяцев до года. Далее или параллельно можно пробовать работать с медитациями энергетического типа. Когда начнете воспринимать и чувствовать энергию как плотность, тепло, свет и т.п., следующим логическим шагом будет расширение духовной практики в соответствии с вашими ориентирами и устремлениями.
С развитием цифровых технологий стало возможным широкое распространение аудио-медитаций. И стало это возможным для широкого круга людей буквально в последнее десятилетие. И это огромное преимущество, которое мало кто осознаёт. Благодаря тому, что практикующему не нужен фактически сознательный контроль для воспроизведения из памяти ключевых образов и смыслов во время аудио-медитации, возможным становится развитие измененного состояния сознания трансформирующей, исцеляющей силы и глубины. Для вхождения в ИСС такой силы и глубины от человека без особых предрасположенностей к чувствованию своего внутреннего мира потребуются годы усердной медитативной практики, годы которых нет при современном ритме жизни городского жителя.
Почему измененное состояние сознания уже само по себе целительно – большой и сложный вопрос, который занимает тысячи страниц книг, статей и научных исследований, поэтому не может быть раскрыт в этой статье в достаточной степени.
Аудио-медитации в формате записанного голосом текста с сопутствующей музыкой при определенных навыках могут погружать сознание человека на глубины, сопоставимые с измененными состояниями сознания, которые возникают во время приема психоактивных веществ в микродозировках. А так как использование психоактивных веществ в терапевтических целях запрещено на законодательном уровне в большинстве стран мира, то формат аудио-медитаций может в полной мере рассматриваться, как альтернатива для интенсивной психокоррекции.
И если при психоделической психотерапии процесс психотерапии больше носит хаотичный характер, из-за чего требует сопровождения квалифицированного специалиста с опытом, то аудио-медитации имеют более направленный характер, могут применятся для решения конкретных психотерапевтических задач в большинстве случаев самостоятельно при минимальной подготовке практикующего.
Кроме того, в формате аудиомедитаций можно сочетать между собой различные методики и принципы психотерапевтической коррекции, которые разбросаны по разным направлениям психологии и психотерапии. Благодаря такому синтезу достигается синергетический эффект – отдельные психотехнологии усиливают друг друга, образуя исцеление такой силы, которой невозможно достигнуть, применяя различные методики по отдельности. Например, в аутотренинге для исцеления позвоночника и мышц спины используется процессинг для восстановления взаимосвязи систем организма, образно-символьное моделирование для восстановления функций мозга, усиление расслабления и гипногенного состояния с помощью музыки, возрастная регрессия для активации процессов регенерации и омоложения.
Получая заметные результаты от аудио-медитаций, практикующие стали часто спрашивать: «Можно ли заменить занятия с психологом самостоятельными аудиомедитациями?» На этот вопрос пока нет однозначного ответа – в каких-то случаях можно, а в каких-то нет, всё индивидуально. Даже самостоятельные занятия желательно вести под присмотром специалиста. Человеку нужен человек, и с этим не поспоришь.
Источник