Медитация с ильей беляевым
Разум и чувства
В 1980-х годах Илья Беляев входил в тайную питерскую группу, исповедующую мистическое учение Кунта-йоги. Сегодня он учитель — преподает техники по работе с сознанием. По его словам, у него больше нет разочарований и желаний, чему он и обучает других. Для проекта «Советские мистики» Маргарита Федорова поговорила с Беляевым о его пути к свободе.
Текст и иллюстрация: Маргарита Федорова
Редактор: Дарья Благова
С Ильей Беляевым знакомлюсь на его семинаре в Москве. В зале человек тридцать. Все расположились на полу, на ковриках для йоги, и молча ждут начала. Тихо так, что слышно, как за открытым окном под порывами ветра шелестят деревья и изредка каркает ворона. Беляев сидит в позе лотоса, полуприкрыв глаза. У него руки кузнеца и лицо, не выражающее никаких эмоций. Он начинает говорить, и первые минуты его голос звучит совершенно бесцветно. Сначала Беляев дает технику медитации, а потом рассказывает о смысле практики, которой он обучает.
Из зала ему задают вопросы. Отвечает он резко и порой жестко, словно рубит мечом, и тут же шутит, но шутит безжалостно, иногда грубо, даже с вызовом. Периодически Беляев мрачнеет, сразу становясь старше, — уголки его рта резко проваливаются вниз, и это уже не рот, а перевернутый серп. В эти мгновения кажется, что через его глаза на мир смотрит безразличная вечность, и я сразу вспоминаю запись одного из его выступлений, где он говорил: «Я мертв. Это результат моей практики».
После семинара времени на интервью почти не остается: вокруг вьется стайка восторженных учениц, к тому же скоро «Сапсан»: Илья Беляев живет на хуторе под Выборгом. В следующий раз мы встретимся через несколько месяцев, когда он снова приедет в Москву, чтобы провести ретрит.
Своим главным учителем Илья Беляев называет Тошу — духовного искателя, жившего в Петербурге в 1980-х годах. В двадцать два года Тоша, он же Владимир Шуктомов, собрал вокруг себя небольшую группу единомышленников и стал обучать их целительству и учению Кунта-йоги — йоги мистических символов и мантр. По словам Ильи Беляева, автором этого учения был йогин Махарама Кунта, живший в Гималаях во II веке нашей эры. «Кунта на санскрите означает копье. Копье — символ йогического знания, пронзающего мрак невежества», — объясняет Беляев в своей книге «Острие Кунты», где он подробно описал свое обучение у Тоши. Здесь есть все: рисунки символов Кунта-йоги вместе с техниками медитации, захватывающая битва между силами Тьмы и Света и размышления Беляева о своих духовных поисках. Порой даже кажется, что читаешь не мемуары реального человека, а лихо закрученное фэнтези.
Духовные поиски для некоторых участников Тошиной группы закончились трагически: по словам Беляева, кто‑то покончил жизнь самоубийством, кто‑то был убит. Сам Тоша в возрасте тридцати лет был найден мертвым в лесу. Это был 1987 год. Через несколько лет после этого Илья Беляев уехал в Канаду, где занимался целительством. В 2001 году вернулся в Россию и через какое‑то время начал вести семинары по работе с сознанием.
Илья Беляев называет себя мастером недвойственных практик. В частности, к ним относится индийская адвайта-веданта, буддизм, даосизм. Все они разными словами говорят об одном: высшая реальность безгранична и представляет единство противоположностей, которые порождает человеческий ум, создающий эти границы и, как следствие, страдания.
Владимир Шуктомов (Тоша), Ленинград, начало 1980-х
Илья Беляев. Ленинград, начало 1980-х. Фотографии из личного архива
Во время интервью с Ильей Беляевым я не могу отделаться от ощущения, что разговариваю то с дерзким и притягательным тридцатилетним безумцем, с азартом исследующим свою силу и власть, то со служителем религиозного культа:
— Сейчас внутри меня счастье, которое ни от чего не зависит: я счастлив когда один, я счастлив, когда облеплен людьми. Раньше мне от этого было плохо. Мне надо было очищаться, восстанавливаться, а сейчас — нет. Я во всем вижу бесконечный океан энергии, я пью эту энергию, мне открыт код доступа, — рассказывает Илья Беляев о плодах своей многолетней практики. В его голосе слышится радость. — Я делюсь энергией, мне ее не жалко, мне не надо ее накапливать. Это прикольная жизнь. У меня нет усталости, у меня нет тоски, у меня нет разочарования, у меня нет надежд, нет планов на будущее, я ничего не хочу. Я пытаюсь этому обучать людей — тех, кто способен схватывать, но талантливых людей мало.
СССР. Первые шаги
«Делай только то, что ты хочешь»
Мой путь начался с книги Ромена Роллана «Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды». Это было собрание сочинений, изданное в 1936 году. Два тома — до сих пор помню 19-й и 20-й — были посвящены жизни двух индийский мистиков. Для 1936 года что‑то невероятное. Всю редколлегию после этого выпуска должны были бы расстрелять.
Меня потрясла история Рамакришны. Он был очень сильным трансовым мистиком, которому в детстве явилась богиня Кали. Он передал учение Вивеканде и послал его на конгресс Всемирного парламента религий в 1893 году, где мир впервые услышал слова «йога», «адвайта», «медитация». Роллан очень эмоционально описал их жизнь. Я понял, что тоже так хочу. Не знаю как, но хочу! Мне была нужна эта жизнь: Рамакришна увидел Бога в лице матушки Кали. Мне тогда было 16–17 лет, 10-й класс. Папа художник-соцреалист: Союз художников, портреты Ленина — все как положено. Мама логопед. Вокруг глухой Совок. В Совке было плохо. Реально плохо. Всем. Было ощущение какой‑то тучи, нависшей над страной. Дышать совсем было нечем, не говоря о том, чтобы куда‑то выехать. Даже в мечтах я не мог представить, что когда‑то окажусь в Индии.
Что я мог сделать? Я пытался медитировать, но у меня просто болела голова в точке между бровями. Дико болела. Правда, почти сразу я почувствовал, что внутри тела есть что‑то кроме мяса и костей — некий ток. Это было мое собственное открытие, физическое ощущение чего‑то живого, движущегося внутри. Я научился повышать напряжение этой штуки, как это делают на электроприборах, крутя нужную ручку. Потом я стал искать разные книги по «духовке». В Совке мы читали самиздат — рукописи, перепечатанные на машинках или переписанные от руки. В общем, было полное средневековье: за «неправильную» книгу могли дать реальный срок.
Родители враждебно относились к моим поискам, и я ушел от них в 17 лет. Скитался по друзьям и разным квартирам. С друзьями мы бухали, курили и говорили о Боге. Это все, на что я мог рассчитывать в Совке. Каких‑то учителей искать было бессмысленно. А потом я встретил Тошу.
У меня был приятель Леня, историк. Он рассказал мне, что, когда у него сильно болит голова, его лечит руками какой‑то парень. Тогда я впервые узнал, что такое существует. Леня предложил мне сходить с нему. Меня совершенно не интересовала целительская тема, но я подумал: почему бы и нет. Это была страшная питерская коммуналка семей на пятнадцать с велосипедами в коридоре. Нам навстречу вышел чувак с волосами до плеч, в рваных джинсах — по виду советский хиппи. Я таких много видел, но сам хиппи не был, ходил в пиджачке. К тому моменту я уже год проучился на филфаке и был вольным слушателем в Академии художеств. В общем, вел богемный образ жизни: творчество, портвейн, девушки. В Академию я не поступил. Это было намерение отца сделать из меня художника, но я люто ненавидел этот мир соцреализма — я вырос среди их бухаловок, среди заказных картин с Брежневым.
Тоша на момент нашей встречи набирал небольшую группу по целительству и предложил научить и меня. Это был 1979 год. Я тогда отнесся к нему как к чудаку, я совершенно не понял, что он мой учитель. К тому же Тоша еще был моложе меня на пару лет. Согласился я просто так для прикола — медицину я никогда не любил. Тоша между тем учил нас серьезно. Основы целительства можно показать каждому, но настоящим целителем станет только тот, у кого есть на это судьба. У меня, кстати, такой судьбы нет, однако я более двадцати лет занимался после этого целительством, можно сказать через силу, это не мое. Тоша был сильнее меня, и я взял часть его судьбы. Как взял? Он дал мне профессию, которая меня кормила. Забавно, правда? Ни папа, ни Академия художеств, ни университет, где я проучился один курс. Бездомный хиппи, который, потом как выяснилось, экспериментировал с наркотиками — делал какие‑то адские смеси, — дал мне профессию. Когда я у него учился, я не знал, что он проводит такие эксперименты. У меня организм не принимает наркотики, мне всегда было это отвратительно.
В общем, у нас прошло два-три занятия, когда мне предложили пожить за взятку управдому в одной квартире в центре Питера, хозяева которой уехали в Израиль. Я предложил переехать туда Тоше, он согласился. Я сейчас вам пересказываю свою первую книгу «Острие Кунты». В общем, когда мы стали жить вместе, в течение первых суток я почти сошел с ума. У меня обрушился весь мой старый мир и открылся новый, абсолютно реальный. Я увидел другие измерения, существ, которые живут в этих измерениях. Было очень страшно: ты остаешься без опоры, не понимаешь, что происходит.
Случилось это потому, что Тоша был проводником потока энергии огромной силы. Этот поток пронизывал тебя, ты чувствовал, что через тебя несется что‑то огромное, и это продолжалось двадцать четыре часа в сутки. Сидя рядом с ним, я буквально держался за стол руками. Естественно, что в таких условиях крыша у тебя улетает очень далеко и очень быстро. Защиты никакой нет, ты не понимаешь, что происходит. Ну и конечно, образуется такой собачий эффект, когда ты становишься привязанным к тому человеку, который с тобой это сделал, и не можешь отойти от него дальше нескольких шагов. Когда ты от него отходишь, ты понимаешь: тебе конец — он твой защитник, пока ты не окрепнешь.
В уме есть очень тонкий барьер, когда ты его перешагиваешь, назад уже не вернуться. Это черта безумия. Нам кажется естественным, что мы воспринимаем мир таким, как он есть, но на самом деле наше восприятие держится на очень хрупком балансе — если чуть-чуть качнуть эти весы восприятия, все посыплется.
Тоша понимал, что то, что он делает с людьми, — опасно, но делал. У него было учение под названием «Диса». Оно выражается в одном предложении: «Делай только то, что ты хочешь». Делать Дису очень страшно. Поначалу твоя жизнь превращается в невыносимый ужас. Диса требует от тебя невероятной честности перед самим собой. Диса — дьявольское учение, как выяснилось потом, потому что от нее нет спасения. Если ты не хочешь делать Дису — это все равно Диса! То есть от Дисы не уйти. Фокус этой практики в том, что она открывает тебе глаза на то, что в происходит с тобой в действительности. Открывает тебе глаза на тайные пружины твоей психики, она вскрывает механизмы твоего подсознания, и ты начинаешь понимать, какой ветер гонит тебя в спину. И Диса делает это очень быстро. Это опасный путь, но короткий. Все быстрые пути опасные. Тоша сам погиб, практикуя эту штуку, — он ушел в тридцать лет.
Я до сих пор практикую Дису, она вошла в мою плоть и кровь. Насколько Диса дьявольская практика, настолько же и божественная: только со временем я осознал, что Тоша сразу дал нам свободу. Он сказал нам: «Ты — свободен! Прямо здесь и прямо сейчас. У тебя есть только одна свобода — делать то, что ты хочешь!» Он нам открыл эту дверь. Многие люди не понимают этих вещей: они считают себя рабами, что они в тюрьме, что им нужно что‑то практиковать, чтобы потом освободиться. Тоша шел радикальным путем — он сказал: «Ты свободен прямо сейчас. Делай то, что хочешь». Это гениальная практика.
Такой энергетический поток, который передавал Тоша, не мог идти просто из воздуха. Да, энергия наполняет пространство, как солнечный свет, но существуют линии передач: это как система каналов или шлюзов, куда космическая энергия направлено собирается и передается от учителя к ученику через века. За Тошей стояли сильнейшие учителя. К нему приходил Иисус. Одним из его учителей был Иуда Искариот, и я его видел. Однажды в комнате возникла высокая двухметровая мужская фигура. Я просил у Тоши: «Кто это?» Тоша ответил: «Мой шеф». Я спросил: «А кто твой шеф?» Он ответил: «Иуда Искариот». Был целый народ, веривший, что Иуда был любимым и ближайшим учеником Иисуса и не предавал его.
У Тоши был еще один мастер, Махарама Кунта — йогин, живший во II веке нашей эры в Гималаях. Именно он передал ему учение Кунта-йоги. Еще в Совке оно разошлось в рукописных перепечатках, правда с искажениями: неправильно были перерисованы графические символы, каждый из которых создает определенный спектр вибраций. Я все исправил, и Тошино руководство можно найти в приложении к «Острию Кунты». Кунта-йогой продолжает заниматься и другой близкий ученик Тоши — Джон.
Тоша был прирожденным целителем: лечил энергией, не прикасаясь к человеку руками. Он хотел создать экстрасенсорную больницу. Это в Совке, где за такое просто сажали! Тоша хотел идти путем Иисуса. Он понимал, что, если человека вылечить, ему не надо ничего доказывать — человек твой.
Источник
Беляев И.Д.. Книги онлайн
Илья Беляев родился 7 января 1954 года в Ленинграде в семье художника. Он закончил Среднюю художественную школу при Академии художеств, затем был вольнослушателем в Академии по классу живописи. Позже Илья учился на филологическом факультете Ленинградского университета по специальности английский язык и литература, но курса не закончил.
Начиная с 1996 года он регулярно бывает в Индии и Непале, где встречается с учителями и мастерами различных традиций. Беляев ведет семинары и тренинги в России и Европе, а также занимается организацией ритритного центра прямого постижения.
Книги (3)
Эта книга представляет трагическую историю короткого, но стремительного жизненного пути Владимира Шуктомова (Тоши), который был яркой звездой среди русских духовных искателей конца XX века. В данном издании книге возвращен авторский вариант названия.
Кроме того, текст заново отредактирован автором и дополнен двумя сборниками стихов Тоши, рисунками, символами, а также его работой «Кунта Йога», являющимся практическим руководством к овладению этой системой. Сайт, посвящённый кунта-йоге: kunta.narod.ru, он создан и поддерживается одним из ближайших учеником Тоши — Джоном
Все ситуации — это одна ситуация. Все люди — это один человек. Прошлое, будущее и настоящее — одно и то же. Все состояния сознания — одно состояние. Боль и наслаждение не отличаются друг от друга.
Не существует ни истины, ни заблуждения. Нет ни кармы, ни судьбы, ни рабства, ни освобождения. Нет никакой разницы между жизнью и смертью. Всё многообразие внутреннего и внешнего — это одна вещь. Абсолютно всё является лишь этой одной вещью.
Книга «Свобода быть» направлена на пробуждение осознанности — фундамента внутренней работы, ведущей к Освобождению. Автор представляет практики медитации и психотехники, которые можно применять в любой ситуации. Для этого не обязательно сидеть, скрестив ноги. Сама жизнь является тем полем, где эти практики применяются в действии.
Сокровенная суть древних недвойственных школ — Адвайты, Йоги, Дзогчен, Даосизма, Дзен востребована сегодня как никогда. Все больше людей приходят к пониманию того, что никакие политические перемены и никакие чудеса технологии не дадут человеку того главного, ради чего он появился на этой планете, они не дадут ему счастья. Птица счастья живет внутри каждого из нас. Подлинная садхана выпускает ее на волю. Человек не приходит в этот мир свободным; свободным он должен уйти из него.
Цель книги — дать читателю возможность применить это знание в динамике современной жизни.
Комментарии читателей
Соня / 7.08.2017 сплетни саньясы
Легко заметить: при том, что читано немало, в этих выписках трудно найти то, что называется “сплетни саньясы” (которыми, напротив, изобилуют испуганные на них отклики).
Мне глубоко безразлично, насколько справедливо Ошо называют “секс-гуру”, встречался ли Гурджиев с Гитлером, был ли Рерих агентом ЧК, отчего умер ККастанеда, настоящие ли чудеса у Сай Бабы и тому подобное.
Если задним числом можно как-то определить эти выписки, — то акцент в них на том, что может послужить собственному осмыслению, собственной практике; особенно, описаниям одних и тех же практик разными наставниками.
При этом меня мало занимают вопросы типа гоголевского сумасшедшего «А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?»; и часто подмывает ответить словами его начальника: “Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?”
Дело в том, что чтение книг — тем более только кратких их них выписок и самых разных направлений и толков — благополучно проводит мимо всех опасностей попадания в какую-то одну секту. (Для поступающего в секту действительно весьма важно, нет ли у его гуру “под самым носом шишки”, ибо иные фишки и шишки гуру вполне могут обернуться шишками для последователей)
Как-то подметила: интерес и чувствительность к “сплетням саньясы” часто вызван неспособностью выработать собственный интегративный взгляд на внешне многоразличные религии и учения и отттого естественным желанием выбрать что-то одно и так избежать “ералаша в голове”.
Что ж, по сути это вполне разумно. И если какое-то критическое и негативное воззрение мало основательно, — верю в промысел, ведущий каждого: видно, данному человеку данное учение не близко и пока не к чему.
И напротив: немало моих — и не только монашествующих — друзей и знакомых находят в этих выписках много полезного для нового осмысления своего опыта и практики.
Важнее другое. Предпринимаем ли мы самостоятельные осознанные усилия для личностного созревания и роста, или идем “широким путем” большинства (”йога жизни”).
Есть жизнь молитвенная, или—
Жизнь суетная. Третьей нет.
Деревья день и ночь молились,
Встречая каждой жилкой свет.
Молились зимы, лета, весны,
И звезды в кроны их вплелись.
А люди путались в трех соснах,
Не ведая про выход ввысь.;
Источник