Техники медитации: Кто Я?
Давайте на чистоту: нас окружает огромное количество иллюзий. Начиная с иллюзии «я есть это тело» или «я человек» (или того хуже, «я — духовное существо»), и заканчивая иллюзией «мир существует». Люди постоянно поддерживают друг друга в некотором совместном гипнотическом трансе, поддерживают какие-то совместные убеждения, касающиеся самоидентификации и окружающего мира.
Так что же делать со всеми этими иллюзиями?
Основная проблема именно в самоидентификации. Это самый главный вопрос, который человек должен задать себе: «Кто Я?». Когда есть ответ на этот вопрос, все иллюзии просто рассыпаются сами собой, отпадает необходимость их поддерживать. Ведь по сути, нашему уму просто необходимо за что-то зацепиться и сказать «это я!», хотябы для того, чтобы иметь некоторую точку опоры и быть спокойным. Да вот только точка опоры как правило выбирается довольно-таки шаткая.
Давайте разберем, с чем обычно ассоциируют себя люди:
- С собственным телом. «Я есть тело». Здесь возникает несколько вопросов: кто управляет этим телом? Кем являюсь «Я» во время сна? Кто получает сигналы от органов чувств в теле? И, наконец, кто утверждает «я есть тело»?
- С социальным или семейным статусом, профессией, каким-либо положительным эмоциональным состоянием. «Я — врач», «Я — отец», «Я есть любовь», «Я — Бог», «Я — счастье», «Я — ангел», «Я — Духовное существо»,… К таким людям у меня тоже закономерный вопрос: а если отнять то, с чем вы себя ассоциируете, кто останется? Точнее, кто будет наблюдать за тем, что останется? И, кто ассоциирует себя со статусом или эмоцией?
- С мозгом, разумом, сознанием. «Я есть мои мысли». Тогда получается, в состоянии безмыслия и «меня» нет? А кто в этом случае будет безмолвно присутствовать и наблюдать например за телом? И, кто, в конце концов, ассоциирует себя с сознанием?
- С каким-либо из тонких тел. «Я — астральное тело», «Я — Дух», «Я — Душа», «Я — Атман», «Я — Брахман»… это проявляется у людей, не слишком успешно занимающихся какой-либо духовной или энергетической практикой, нахватавшихся каких-то понятий, даже, возможно, почувствовавших что-то на личном опыте, но, фактически, так и не переживших самого себя на опыте. Знаете, ещё есть фраза «У меня есть Душа». А у кого, у «меня»?
Я думаю, вы уже начали понимать самую суть… ведь например, для того, кто говорит «я есть тело», уже существует «Я» которое наблюдает за тем, что названо «тело». Есть Наблюдатель, наблюдаемое, и некоторый процесс наблюдения между ними. И так фактически с любым утверждением относительно себя, каким бы высокодуховным ни казалось это утверждение. «Я есть Абсолют!»… но… ведь, сказав это, Я начал наблюдать Абсолют, а значит, Я (то есть Наблюдатель) уже не есть Абсолют.
Другая категория иллюзий связана с внешним миром и базовыми убеждениями относительно него. Например:
- Социальные убеждения. «Кругом враги», «Каждый человек — учитель», «Человек человеку — волк», «Мы все — одна большая семья», «Все врут»,… А, собственно, с чего вы взяли? И почему вам так дороги эти мысли и убеждения? Скорее всего, это просто порождение некоторого травмирующего опыта детства или совместного гипноза какой-то группы людей (скажем, в вашем кругу общения принято так думать, что «кругом враги»).
- Абстрактные убеждения о мире. «Вселенная дружественна», «Мир — большая игровая площадка», «Мы живём в аду/раю», «Вселенная изобильна», «Всё имеет спиральную/тороидальную/голографическую/шарообразную форму», «Мир состоит из вибраций и энергий», «Всё состоит из атомов, электронов, протонов», …
Но давайте будем разумными: раз уж каждый из нас способен поддерживать ЛЮБЫЕ убеждения относительно социума, мира, и прочего, значит к «Я» ни одно из них не имеет никакого отношения. По сути, убеждения и являются тем миром, который мы видим. Проще говоря, мир не является ни таким, ни другим, и вообще не известно, какой он есть (кстати говоря, это тоже одно из убеждений). Просто фиксируя те или иные убеждения, ту или иную картину реальности, мы начинаем выделять в мире какую-то плоскость, какую-то проекцию мира, которую мы ошибочно и принимаем за целую картинку. В некоторых мировоззренческих картинах этот процесс называется «сборкой мира», а плоскость, которую мы в мире выделяем «точкой сборки осознания».
И возникает логичный вопрос, а кто фиксирует мир? Кто его «собирает»?
Это и есть самый важный вопрос: Кто всё это делает? И наша с вами задача — найти этого «Я», Наблюдателя. И здесь даже «найти» не то слово, ведь мы им являемся в любом случае, просто, в силу обстоятельств, находимся в иллюзиях относительно себя и мира. В состояние Наблюдателя нужно просто войти, заметить его. Оно ближе к нам, чем нам кажется. Это всегда с нами, это и есть мы сами А ведь состояние Наблюдателя это и есть то самое Пробуждение, о котором говорил Будда.
«…Я — Будда, ты — Будда, Я знаю, что я — Будда, а ты не знаешь, но это не важно.
Ты можешь узнать об этом в любой момент..»
Гаутама Будда.
Итак, к практике.
Предложенная здесь техника является медитативной, то есть применяется уже в изменённом состоянии сознания. Но опытный медитатор может применять её и для вхождения в медитацию.
Источник
Как провести медитацию: Кто Я?
Так что же делать со всеми этими иллюзиями?
Основная проблема именно в самоидентификации. Это самый главный вопрос, который человек должен задать себе: «Кто Я?». Когда есть ответ на этот вопрос, все иллюзии просто рассыпаются сами собой, отпадает необходимость их поддерживать. Ведь по сути, нашему уму просто необходимо за что-то зацепиться и сказать «это я!», хотябы для того, чтобы иметь некоторую точку опоры и быть спокойным. Да вот только точка опоры как правило выбирается довольно-таки шаткая.
Давайте разберем, с чем обычно ассоциируют себя люди:
С собственным телом. «Я есть тело». Здесь возникает несколько вопросов: кто управляет этим телом? Кем являюсь «Я» во время сна? Кто получает сигналы от органов чувств в теле? И, наконец, кто утверждает «я есть тело»?
С социальным или семейным статусом, профессией, каким-либо положительным эмоциональным состоянием. «Я — врач», «Я — отец», «Я есть любовь», «Я — Бог», «Я — счастье», «Я — ангел», «Я — Духовное существо»,… К таким людям у меня тоже закономерный вопрос: а если отнять то, с чем вы себя ассоциируете, кто останется? Точнее, кто будет наблюдать за тем, что останется? И, кто ассоциирует себя со статусом или эмоцией?
С мозгом, разумом, сознанием. «Я есть мои мысли». Тогда получается, в состоянии безмыслия и «меня» нет? А кто в этом случае будет безмолвно присутствовать и наблюдать например за телом? И, кто, в конце концов, ассоциирует себя с сознанием?
С каким-либо из тонких тел. «Я — астральное тело», «Я — Дух», «Я — Душа», «Я — Атман», «Я — Брахман»… это проявляется у людей, не слишком успешно занимающихся какой-либо духовной или энергетической практикой, нахватавшихся каких-то понятий, даже, возможно, почувствовавших что-то на личном опыте, но, фактически, так и не переживших самого себя на опыте. Знаете, ещё есть фраза «У меня есть Душа». А у кого, у «меня»?
Я думаю, вы уже начали понимать самую суть… ведь например, для того, кто говорит «я есть тело», уже существует «Я» которое наблюдает за тем, что названо «тело». Есть Наблюдатель, наблюдаемое, и некоторый процесс наблюдения между ними. И так фактически с любым утверждением относительно себя, каким бы высокодуховным ни казалось это утверждение. «Я есть Абсолют!»… но… ведь, сказав это, Я начал наблюдать Абсолют, а значит, Я (то есть Наблюдатель) уже не есть Абсолют.
Другая категория иллюзий связана с внешним миром и базовыми убеждениями относительно него. Например:
Социальные убеждения. «Кругом враги», «Каждый человек — учитель», «Человек человеку — волк», «Мы все — одна большая семья», «Все врут»,… А, собственно, с чего вы взяли? И почему вам так дороги эти мысли и убеждения? Скорее всего, это просто порождение некоторого травмирующего опыта детства или совместного гипноза какой-то группы людей (скажем, в вашем кругу общения принято так думать, что «кругом враги»).
Абстрактные убеждения о мире. «Вселенная дружественна», «Мир — большая игровая площадка», «Мы живём в аду/раю», «Вселенная изобильна», «Всё имеет спиральную/тороидальную/голографическую/шарообразную форму», «Мир состоит из вибраций и энергий», «Всё состоит из атомов, электронов, протонов», …
Но давайте будем разумными: раз уж каждый из нас способен поддерживать ЛЮБЫЕ убеждения относительно социума, мира, и прочего, значит к «Я» ни одно из них не имеет никакого отношения. По сути, убеждения и являются тем миром, который мы видим. Проще говоря, мир не является ни таким, ни другим, и вообще не известно, какой он есть (кстати говоря, это тоже одно из убеждений). Просто фиксируя те или иные убеждения, ту или иную картину реальности, мы начинаем выделять в мире какую-то плоскость, какую-то проекцию мира, которую мы ошибочно и принимаем за целую картинку. В некоторых мировоззренческих картинах этот процесс называется «сборкой мира», а плоскость, которую мы в мире выделяем «точкой сборки осознания».
И возникает логичный вопрос, а кто фиксирует мир? Кто его «собирает»?
Это и есть самый важный вопрос: Кто всё это делает? И наша с вами задача — найти этого «Я», Наблюдателя. И здесь даже «найти» не то слово, ведь мы им являемся в любом случае, просто, в силу обстоятельств, находимся в иллюзиях относительно себя и мира. В состояние Наблюдателя нужно просто войти, заметить его. Оно ближе к нам, чем нам кажется. Это всегда с нами, это и есть мы сами 🙂 А ведь состояние Наблюдателя это и есть то самое Пробуждение, о котором говорил Будда.
«…Я — Будда, ты — Будда, Я знаю, что я — Будда, а ты не знаешь, но это не важно.
Ты можешь узнать об этом в любой момент..»
Гаутама Будда.
Итак, к практике.
Предложенная здесь техника является медитативной, то есть применяется уже в изменённом состоянии сознания. Но опытный медитатор может применять её и для вхождения в медитацию.
Задайте себе вопрос «Кто Я?». Разумеется, про себя.
Наблюдайте за приходящим ответом. Но знайте, что ответ может быть абсолютно любой. Как например:
Вербальный ответ, то есть внутренний диалог, прямо говорящий вам ответ на вопрос
Фиксация внимания на каком-то ощущении (на теле, или эмоциях)
Появляющиеся мысли, на первый взгляд, никакого отношения не имеющие к медитации
Появляющиеся на внутреннем экране образы, картинки, галлюцинации
Фиксация внимания на области пространства
…
Каким бы ни был ответ, нам нужно осознать одну простую вещь: Есть Наблюдатель и есть наблюдаемое, то есть наш ответ (то, что мы зафиксировали своим вниманием, или мысль, или что-то ещё). Кстати, само понятие внимания здесь тоже является некоторой ловушкой, ведь можно наблюдать и за вниманием.
Ну а раз уж есть Наблюдатель и Наблюдаемое, значит «Я» уже не являюсь наблюдаемым. И мы осознаём «Да, это есть, но это не я, а кто же я?». После чего, всё повторяется по кругу и мы вновь наблюдаем за приходящим ответом.
Вся хитрость в том, что Наблюдатель в любом случае присутствует всё время медитации, он и есть ищущий себя. Может это и звучит просто, но пережить самого себя можно лишь на опыте.
В ходе медитации вы столкнётесь с несколькими уровнями погружения в медитативное состояние:
Уровень беспокойного ума. Он характерен быстрыми мыслями. То есть приходит какой-то вербальный ответ, картинка, воспоминание, или суетная мысль, её очень легко уловить и очень быстро приходит следующая. Таким образом один «цикл» медитации может занимать 2-5 секунд.
Уровень разума. Он характерен медленными мыслями. Здесь уже есть ощущение остановки внутреннего диалога (болтовни с самим собой), но эта остановка не полная. Один цикл занимает от 30 секунд до 5 минут и «затягивает» в поток мысли настолько медленно, что заметить сам факт затягивания иногда удаётся далеко не сразу. Но, правда, с опытом, вы научитесь и это отслеживать довольно эффективно. Приходящие ответы как правило связаны с какими-то явными и известными вам ценностями.
Уровень сверхсознания. Характеризуется этот уровень абстрактными ответами. А вот скорость может быть любой, здесь это не важно. Фактически, ответы здесь являются базовыми Намерениями (или неявными, глубокими ценностями). Ответы, как правило, никак не связаны с Явным миром и больше похожи на сюжет сновидения.
Уровень Я. А здесь остаётся только присутствие. Это ещё называют в некоторых традициях «четвёртое состояние сознания». Остаётся наблюдатель, который не наблюдает ничего (наблюдать самого себя невозможно).
Рекомендации по времени медитации:
Сделайте хотя-бы одну сверхдлинную медитацию, длящуюся от 2х часов и выше. Это очень важный духовный опыт, и этим не стоит пренебрегать и откладывать такую медитацию.
Минимальное время для вхождения в достаточно глубокое состояние (для начинающего) — 20 минут. Не рекомендую сокращать это время.
Источник
Спокойствие, только спокойствие
Но и в обычной суетной жизни эта практика может очень многое дать. Самое простое — улучшить физическое здоровье. А по максимуму — поменять к лучшему жизнь. Как она работает и сложно ли научиться медитировать? Доктор Рави Довлуру уверен: овладеть этим умением не сложно. Но понадобится терпение практиковать ежедневно, тогда результаты будут видны уже через несколько месяцев.
Доктор Рави — врач травматолог-ортопед, выпускник Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы, кроме того, он уже много лет преподает йогу в созданном им йога-центре в Москве.
Что такое медитация
Если говорить упрощенно, — это психологический инструмент для работы со своим сознанием. Медитируя, человек тренирует концентрацию внимания, развивает ум и при этом становится более устойчивым психически. Все эти качества способствуют улучшению здоровья и успеху в обычных земных делах, работе, семье.
«Йога — древнее учение, благодаря которому мы можем совершенствовать себя — не только тело, но и дух, — говорит доктор Рави. — Есть восемь этапов, или ступеней йоги. Медитация — это уже высокий уровень, это седьмая ступень. Конечно, лучше не прыгать через этапы, а двигаться постепенно. Это более просто и гармонично».
Существует много способов медитировать. Но главный принцип — мы учимся сосредоточиваться на внутренних ощущениях, не позволяем сознанию, мыслям скакать. И такая «чистка» ума благотворно влияет и на наше психическое, и на физическое состояние.
Современный мир очень жесткий. На нас обрушивается огромный объем информации, зачастую негативной. Человек чувствует, что ничего не успевает, у него ощущение загнанности. Отдых, смена обстановки помогает, но ненадолго. Так происходит, говорит доктор Рави, потому что мы не пытаемся разобраться в себе, а просто временно «переключаемся» с одного на другое.
Сняли стресс
Воздействие медитации на здоровье исследовали во многих западных университетах. Оказалось, при регулярных занятиях понижается уровень гормонов стресса — адреналина и кортизола, происходят изменения и на клеточном уровне — например, замедляется сокращение конечных участков хромосом, которые служат индикатором старения организма (чем короче эти участки, тем старше биологический возраст человека). То есть медитируя, мы отодвигаем старость.
Занятия йогой считаются одним из лучших способов профилактики болезней сердца и сосудов. Более того, в США ведущие клиники используют медитацию при лечении онкозаболеваний.
Дышите глубже
Научиться медитации с нуля не сложно. Упражняясь, мы развиваем способность концентрировать сознание. Сосредоточенный ум способен быстро находить решение сложных задач. Умение концентрировать волю способствует эффективным действиям. Внутренний покой поможет вам везде: на деловых совещаниях, на спортивной площадке, в общении с друзьями, дома в кругу семьи.
«У всех есть негативные мысли и чувства, иногда очень навязчивые, — говорит доктор Рави. — Разумом-то мы понимаем, что толку от них нет. Но избавиться от них не можем, не умеем. Сюда можно отнести иррациональные страхи, когда человек боится того, что только может случиться, даже если вероятность этого невелика. Это и вредные привычки, с которыми трудно расстаться. Это и неумение «держать удар», погружаясь в уныние и депрессию при любой, даже небольшой неприятности. То есть наш ум не всегда является нашим лучшим другом и не всегда действует нам во благо. Поэтому лучше не идти на поводу у него и негативных эмоций, а постараться научиться управлять всем этим».
Как медитировать?
«Есть много вариантов медитации, в том числе и довольно сложные техники, — говорит доктор Рави. — Я назову два самых простых способа, которыми можно овладеть самостоятельно. Это медитация, когда человек концентрируется на собственном дыхании. И второй способ — концентрация на звуке. Для этого мы используем мантры».
1. Подготовка. Лучше медитировать после занятий «физической» йогой. Но можно и отдельно. В любом случае вас ничто не должно отвлекать.
2. Садимся в простую позу на пол, скрестив ноги и положив руки на колени ладонями вверх. Можно практиковать даже просто сидя на стуле. Выпрямляем спину (это важно). Закрываем глаза. Направляем внимание на свое дыхание. Дышим медленно и спокойно, контролируя каждый вдох и выдох. Никаких ограничений по времени нет. Можно медитировать 10 минут, можно, если есть время, и дольше.
3. Учимся отключать мысли. «Не думайте, что у вас все получится сразу, — советует доктор Рави. — Вы заметите, что ваше внимание вас не слушается. Мысли скачут с одного на другое — вы вспоминаете о каких-то заботах, начинаете прокручивать прошлые неприятности, думать о предстоящих делах. Это нормально для нетренированного человека. Мы называем это «обезьяньим умом». Тут есть один секрет: когда внимание отвлекается, нужно это осознать и «выключить» мысль, вернувшись к контролю за дыханием. Еще вариант — отпустить мысль, не давать ей развиваться.
4. Научившись медитировать в спокойной обстановке, можно практиковать практически в любом месте: во время поездки в метро, в очереди, во время ходьбы.
Медитируем на звуке
Шаги те же самые. Только сознание направляем на звук. «Самая простая, короткая, распространенная мантра — это звук «оммм», — говорит Доктор Рави. — Мы так же сидим, медленно дышим, и на выдохе произносим протяжное «оммм» и следим за вибрацией, которую этот звук рождает в нашем теле».
Можно произносить мантру вслух, многократно, на каждом выдохе. Можно — про себя. Главное, что, сконцентрировавшись на звуке, мы прекращаем беспорядочный ход мысли и добиваемся нужного состояния покоя.
«Главное, начать заниматься, и если делать это ежедневно, через 2-3 месяца вы заметите удивительные изменения, — говорит доктор Рави. — Вы не только станете более спокойны и уверенны. Вы будете больше успевать. Вы станете более эффективным работником. А главное — здоровым и счастливым человеком».
Источник