Медитация под звуки тибетских чаш

Поющие чаши: уникальные свойства для медитации

Звук тибетских чаш чем-то напоминает звон колокола. Но если колокола движутся при воспроизведении звуков, то поющие чаши остаются на месте. Мастер, играющий на чаше, может использовать две различные техники:

  1. Специальным стиком (палочкой) водить по внутренним краям чаши, создавая долгий, будто бы «поющий» звук. Он напоминает гудящие колокольчики.
  2. Наносить легкие удары стиком по внешнему краю чаши. Если ударять по нижней части, то звук рождается более низкий, глубокий. Вплоть до низкочастотного гула, вводящего в транс.

История возникновения

Поющие тибетские чаши впервые появились в Гималайском регионе. Хотя в названии есть слово «тибетские», доподлинно неизвестно, где именно они были созданы.

Затем эти музыкальные инструменты стали использовать в Индии, Бутане, Непале. Далее они распространились вместе с буддизмом по Азии в Китай, Таиланд, Японию, Вьетнам и другие страны. На сегодняшний целительная музыка поющих чаш известна также в Европе и Америке.

В древности их производили из особого сплава 5 металлов, имеющего название «панчалоха», в который входят:

  • медь (как основа);
  • цинк;
  • олово;
  • железо;
  • золото, или серебро, или никель.

Таким образом получалась латунь или литая бронза, в которую был добавлен драгоценный металл.

Существует красивая легенда возникновения поющих чаш. В стародавние времена основной религией в Тибете являлся шаманизм. Ламы регулярно выходили на связь в Высшими Духами. В один прекрасный день Духи сообщили, что на Земле вскоре появятся необыкновенные предметы Силы, позволяющие людям разговаривать с Космическим разумом.

Читайте также:  Что полезно есть во время тренировок

Ламы принялись медитировать, чтобы понять послание Духов. Они выяснили, что предметы Силы будут по форме похожи на чаши, при этом выплавлять их нужно из смеси 8 металлов. Среди этих металлов: медь, золото, серебро, железо и др.

Но вот последний восьмой элемент так и остался загадкой для Лам. Чаши, которые выплавляли из смеси 7 элементов не приносили обещанных результатов.

После этого Ламы вновь спросили Высших Духов, как им отыскать недостающий элемент. В ответ им был послан метеорный дождь.

Тибет находится высоко над уровнем моря, поэтому метеориты, которые падают на его территорию, проходят более тонкий слой атмосферы, следовательно, обладают иными свойствами, чем метеориты в остальных частях света. Руда из этих метеоритов стала заключительным 8-ым элементом.

Чаши в наше время

Популярность поющих чаш растет изо дня в день. Современные модели как правило значительно проще по исполнению, чем их древние аналоги. Эти музыкальнее инструменты производят из меди или бронзы, в которые не добавляют драгоценные металлы. Безусловно, это влияет на воспроизводимые звуки — их «богатство» и глубину.

Различают также изделия, изготовленные:

  • ручным методом — они дороже;
  • и машинным методом — более дешевые.

Самыми лучшими считаются изделия, выполненные с помощью ручной ковки с использованием сплава из 3 или более металлов.

Поющие чаши Тибета стали не только атрибутом духовных и религиозных практик, но также сувенирной продукцией. Путешественники везут из Непала и Индии современные образцы. Они обычно украшены изображениями божеств, различными орнаментами, символами удачи или мантрами.

Принципы действия

Человек в современном мире окружен всевозможными вибрациями. А так как наше тело на 90% состоит из воды, то организм человека способен чутко реагировать на них. Вспомните, как вибрации от брошенного в воду камня рождают круги на воде… Аналогично и в теле человека рождается внутреннее движение, резонанс на клеточном уровне.

Различают гармоничные и дисгармоничные вибрации. Вторые часто окружают человека — это и технологический шум, и высоковольтные провода, и многое другое.

Гармоничное звучание поющих чаш помогает противостоять негативному влиянию современной техногенной цивилизации.

Поющие чаши Тибета в процессе звучания рождают две волны, идущие по спирали:

  • расходящуюся наружу волну — забирает прочь в окружающее пространство весь негатив.
  • звук, закручивающийся внутрь, который привлекает чистую Космическую энергию на благо здоровья и благополучия.

Медитация

Познакомиться с необыкновенным влиянием тибетских чаш можно двумя основными способами, о которых я расскажу ниже.

  1. Самый лучший способ — это посещение концерта или сеанса медитации с поющими чашами. Их проводят, например, в клубах йоги или буддистских центрах. Обычно такой сеанс выглядит следующим образом.

Для участников в зале расстилают коврики для йоги или матрасики. В передней части зала располагается музыкант и несколько поющих чаш. Возможно оформление зала свечами и ароматическими палочками с целью создания медитативного настроения.

Когда участники займут свои места, им предлагается закрыть глаза, расслабить всё тело и погрузиться в музыку. Многие при этом испытывают глубинное чувство гармонии со Вселенной в Божественной любви.

  1. Если первый вариант недоступен, то можно посмотреть видеозаписи в интернете. Существует большое количество разнообразных видео поющих чаш. Конечно, эффект от них не такой сильный, как от живого концерта. Но всё же общее представление и медитативный эффект получить можно. Вот пример такого видео:

Медитация оказывает целительное воздействие на человека. Слушая пение этих музыкальных инструментов, мы помогаем уму успокоиться и временно замолкнуть. Внутреннее молчание очень важно в процессе духовного роста.

Удивительные и завораживающие звуки помогают установить связь с Космическими энергиями и познать свою истинную сущность. Восприятие становится более тонким, а чувства — глубокими.

Массаж

Звуковой массаж поющими чашами является уникальным оздоровительным методом, позволяющим сбалансировать энергии всего организма человека.

Существуют разные методики такого массажа. В одном из них чаши располагаются вокруг тела человека. При этом в районе ног ставятся более крупные чаши, которые издают глубокие звуки. А ближе к голове — маленькие с тонкими стенками, звук от которых высокий и радостный.

Мастер начинает ударять попеременно о разные чаши. Там, где звучание изменяется, у человека проблемная зона. Здесь мастер задержится подольше, чтобы гармонизировать энергии. Таким образом энергетика приходит в равновесие.

Перед началом сеанса мастер обязательно предупредит вас о противопоказаниях.

Целительная музыка тибетских чаш помогает в лечении и профилактике целого ряда проблем организма человека, это:

  • трудности концентрации;
  • депрессия и стресс (читайте статью о медитациях против стресса);
  • фобии и страхи;
  • мышечное напряжение;
  • нестабильность эмоциональной сферы;
  • бессонница;
  • гиперактивность;
  • хроническая усталость.

С помощью массажа поющими чашами можно заниматься восстановлением энергии чакр. Перед началом сеанса мастер подбирает подходящую чашу для каждой чакры. Важно, чтобы был резонанс от извлекаемых звуков. Далее мастер держит чашу над определенной чакрой и извлекает звуки, последовательность — от муладхары к верхним чакрам.

Не обязательно приглашать специалиста для такого массажа. Можно и самостоятельно сделать настройку энергетики чакр. Но для этого нужен опыт и понимание основных принципов работы с ними. Это возможно лишь после обучения у мастера.

Видео

Рекомендую посмотреть видео с рассказом о тибетских чашах и особенностях их использования. Автор пояснит, как звукотерапия влияет на людей.

Подводя итог, можно сказать, что поющие тибетские чаши — уникальный музыкальный инструмент. Они идеальны для медитаций и восстановления баланса энергий в организме человека.

Источник

ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЙ МАССАЖ «ПОЮЩИМИ ЧАШАМИ» КАК СОВРЕМЕННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ФОРМАТЕ АРТ-ТЕРАПИИ (30-32)

УДК 159.99; 159.98; 159.9.07

Анна Александровна Тарасенко

Виброакустический массаж «поющими чашами» как современная оздоровительная технология в формате арт-терапии

Аннотация. Статья посвящена инновационной для российской медицинско-оздоровительной практики технологии массажа с применением «поющих чаш». Рассматривается влияние звуков на организм человека. Описывается опыт и методика применения виброакустического массажа «поющими чашами» как формы арт-терапии и звукового оздоровительного воздействия. Указываются положительные аспекты влияния данной технологии на физическое и психическое состояние человека.

Ключевые слова: виброакустический массаж, «поющие чаши», звук, музыка, оздоровление, психотерапия.

A nna Tarasenko

Independent researcher, (Novocherkassk, RUS)

Vibroacoustic massage «singing bowls» as a modern health technology in the format of art therapy

Abstract. The article is devoted to the innovative for the Russian medical and health practice massage technology with the use of «singing bowls». The influence of sounds on the human body is considered. The experience and methods of using vibroacoustic massage by “singing bowls” as a form of art therapy and sound health effects are described. The positive aspects of the impact of this technology on the physical and mental state of a person are indicated.

Key words: vibroacoustic massage, “singing bowls”, sound, music, recovery, psychotherapy.

Музыка как комбинация звуков, различающихся по высоте, силе и обертонам, является уникальным феноменом, доступным нам благодаря наличию в сенсорной системе организма слухового анализатора. Его периферический отдел представляет собой кортиевый орган внутреннего уха, который воспринимают физическую энергию звуковых колебаний, поступающих сначала в наружное ухо, затем идущих в среднее ухо, и из него — в рецепторы спирального органа. Образующиеся в них нервные импульсы, по слуховому нерву достигают височной области коры большого мозга — мозгового отдела слухового анализатора, где происходит их преобразование в слуховые ощущения.

Еще древний философ Пифагор отмечал эмоционально-психологическое значение и силу музыки, указывая на ее как разрушительный, так и созидательно-терапевтический потенциал. С древности музыкальные инструменты применялись повсеместно, как в повседневно-развлекательных, так и в ритуальных целях. В религиозных ритуалах барабаны, гонги, чаши и другие инструменты позволяли усиливать желаемый психологический эффект от совершения обряда – вводить в транс, религиозный экстаз, исступление, достигать катарсиса и т.д. При этом, подобное воздействие часто имело массовый характер, вводя, влияя на психическое состояние всех участников религиозной церемонии.

Музыка, исполняемая на инструментах, а также пение, являются неотъемлемым элементом и современных христианских богослужений. Литургия в православном храме предполагает не только чтение священных текстов, но и их пение. Это усиливает общее воздействие ритуала на психику прихожан, создавая состояние умиротворенности, способствуя актуализации нуминозных чувств, приобщению к сакральным таинствам Церкви. Также музыка может применяться и для возбуждения, растормаживания психических процессов (концерты поп-звезд и рок-исполнителей, прослушивание рок-композиций во время тяжелых физических тренировок), дестабилизации психического состояния человека (пытки иракских заключенных американскими военнослужащими с применением музыки американской рок-группы Metallica).

Звук при правильном его использовании способен оздоравливать, и ярким примером тому является применение в арт-терапевтическом воздействии «поющих чаш», которые «изначально использовались тибетскими монахами в духовных церемониях» [25].

Как успокаивающее звучание — чаши использовались в храмах по всей Азии [18]. Тибетцы использовали множество традиционных специально разработанных инструментов в религиозных и рекреационных целях в монашеских и мирских ритуалах, аккомпанируя на них при пении молитв и чтении мантр [22]. Наиболее древние гонги как таковые обнаружены в северной части Вьетнама [20]. Работа со звуком как терапевтический метод насчитывает по меньшей мере 14000 лет 19]. Есть много различных чаш, производящих различные тона, зависящие от композиции сплава, формы, размера и веса [13, p, 33]. В музыкальном плане тибетская «поющая чаша» является особым типом стоящего колокола [6, c. 91].

«Поле звуко- и музыкотерапии широко и огромно» [23]. Подробно история и современное применение поющих чаш раскрывается в работах Фрэнка Перри [14, 15]. «Поющие чаши» применяются в различных массажных и акустических техниках. Массаж с использованием «поющих чаш» — это метод массажа, создающий виброакустическое воздействие на ткани, органы и организм человека в целом (включая его психоэмоциональное состояние), который выполняется как в контактном, так и бесконтактном режиме [17, p. 19].

Массажное воздействие «поющими чашами» мы рассматриваем как форму арт-терапии, то есть психотерапевтического метода, связанного с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через искусство с целью изменения духовного состояния и структуры мироощущения. Массаж в целом «как научно обоснованный метод стал развиваться только со второй половины XIX века» [1, c. 7].

«Поющие чаши» относятся также к сакральному искусству, различные виды которого использовались и используются с терапевтической целью посредством суггестивно-магического, дидактического, эстетического и иных компонентов оздоравливающего (как дух, так и тело) воздействия.

Интерес к «поющим чашам» возник в западных странах на волне всплеска интереса американской и европейской молодежи к восточной культуре как альтернативе показавшей свою несостоятельность из-за противоречий социального неравенства, экологии, войны и мира культуре западного мира в 60-70 годы прошлого века. Находясь изначально в контркультурном поле рядом с движением хиппи, экспериментами с психоделическими препаратами и медитациями, затем метод поющих чаш получил и академическое признание и обоснование [11]. Так, эксперименты западных практиков и исследователей с применением данного метода показали нормализацию кровяного давления у их участников [16, p, 307].

В зависимости от выбираемых звуковых вибраций, ими можно достигать как релаксации, так и стимулирования или использовать их как особый метод психотерапии [12, p. 240]. В данном методе применяется примерно 40 звуковых частот из-за «различных размеров и богатства обертональной насыщенности чаш» [2, c. 44].

При этом, к терапии посредством «поющих чаш» нельзя относиться легкомысленно, так как это вмешательство в функционирование организма человека и его психики, поэтому здесь действует принцип «не навреди». А поэтому, при обучении данному методу и тем более самообучении нужно «строго измерять все получаемые факты и отвечать за все совершаемые действия» [21].

Массаж «оказывает разнообразное физиологическое воздействие на организм [3, c. 54]». Методика массажа с использованием «поющей чаши» предполагает извлечение из нее вибрации, для чего каучуковой частью специальной колотушки производятся удары о верхний край чаши: по 9 ударов с секундными перерывами между сериями [10, c. 13].

То, что «психологические, психотерапевтические и физиологические эффекты от виброоакустического воздействия колоссальны», не вызывает сомнений [8, c. 68]. Вибрационно-акустический массаж «поющими чашами» способствует нормализации корково-подкорковых отношений, улучшению функционального состояния эндокринной системы, повышению лабильности нервных центров [9, c. 84].

Актуальность развития рассматриваемого метода арт-терапии, способствующего психоэмоциональном оздоровлению и тем самым профилактике серьезных патологий нервной систем обусловлена тем, что «в структуре болезней каждый год растет число невротических и психиатрических заболеваний» [24, p. 67]. Как указывает Огуй В., если даже применение «поющих чаш» облегчает физические и душевные страдания посредством эффекта плацебо, их использование будет «разумным и оправданным» [4, c. 47].

Эффективность массажа с применением поющих чаш основывается также на звучании обертонового звукового ряда, которое способствует снятию психического и нервно-мышечного напряжения. Помимо этого, оно помогает, «достичь измененных состояний сознания, которые могут использоваться с психотерапевтической целью или же для личного разрешения эмоциональных проблем» [7, c. 90]. Несмотря на эмпирическое обоснование эффективности данной формы арт-терапевтического воздействия, важно проведение исследований, чтобы «выяснить количественные, катамнестические и курсовые рецепты воздействия» [5, c. 16].

Виброакустический массаж «поющими чашами» как оздоровительная арт-терапевтическая технология является инновационной формой терапевтической практики, позволяющей благотворно воздействовать как на психоэмоциональное состояние, так и отдельные физические показатели здоровья, прежде всего на артериальное давление и частоту сердечных сокращений. Не подменяя собой фармацевтического лечения и традиционных способов физиотерапии и массажа, данная технология оздоровления показала свою действенность, и есть все основания для ее дальнейшего изучения и практического развития.

  1. Огуй В.О. Классический русский массаж за 15 дней: Учебно-методическое пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. – 208 с.
  2. Огуй В. О. Основные методологические аспекты музыкальной психотерапии в психокоррекции и профилактике стрессового состояния (на примере метода «поющих чаш») // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2019. – №04. С. 43–45.
  3. Огуй В.О. Русский массаж в комплексной терапии целлюлита // Косметика и медицина. – 2004. – № 3. с 50–58.
  4. Огуй В. Тибетский виброакустический массаж поющими чашами // Массаж. Эстетика тела. 2016. № 1. с. 36–47
  5. Огуй В.О., Свирщ Е.Н., Свирщ Е.В. Эффективность виброакустического тибетского массажа для снижения уровня тревожности // Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции «Проблемы и перспективы развития науки в России и мире» (Челябинск, 08 апреля 2018 г.) / в 2. ч. Ч.2 – Стерлитамак: АМИ, 2018. с.14–16
  6. Огуй В.О., Тарасенко А.А. Виброакустический массаж в телесно–ориентированной практике (на примере метода «поющих чаш») // Символ науки. – Уфа: Омега сайнс, 2019. – №3 с. 90–96.
  7. Огуй В.О., Тарасенко А.А. Музыкальные медитации с «поющими чашами» в психическом и физическом оздоровлении организма человека // Символ науки. – Уфа: Омега сайнс, 2019. –№3 – С.89–94.
  8. Огуй В.О., Тарасенко А.А. Психосоматические расстройства функциональных систем организма у взрослых: психотерапевтическая помощь (на примере метода «поющих чаш») // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2019. – №05. С. 67–73.
  9. Огуй В.О., Тарасенко А.А. Свирщ Е.Н. Исследование эффективности виброакустического тибетского массажа для снижения уровня тревожности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2019. – № 06. С. 82–90.
  10. Способ вибрационно–акустического массажа: Пат. 2687006 Рос. Федерация. МПК A61H23/00 В.О. Огуй; № 2018121741; заявл. 14.06.18; опубл. 06.05.19 Бюл. № 13 – 29 c.
  11. Caballero R. The resounding body: epistemologies of sound, healing, and complementary and alternative medicine on Canada’s West Coast: thesis. Vancouver, 2013. 206 p. URL: https://open.library.ubc.ca/cIRcle/collections/ubctheses/24/items/1.0167297
  12. Campbell, E. A., Hynynen, J., & Ala-Ruona, E. (2017). Vibroacoustic treatment for chronic pain and mood disorders in a specialized healthcare setting. Music and Medicine. I. 9. № 3. P. 187–197. P. 240
  13. Inacio O., Henrique L., Antunes J. The physics of Tibetan singing bowls // Revista de Acústica. Vol. 35 (1–2). P. 33–39. URL: https://www.researchgate.net/publication/28070067_The_physics_of_Tibetan_singing_bowls
  14. Frank Perry Himalayan Sound Revelations: The Complete Singing Bowl Book. Polair Publishing; Second edition, expanded with a new chapter and appendix edition (January 12, 2018)
  15. Frank Perry The Language of Singing Bowls: How to Choose, Play and Understand Your Bowl. Polair Publishing (November 1, 2017)
  16. Landry, J. M. (2014). Physiological and psychological effects of a Himalayan singing bowl in meditation practice: a quantitative analysis. American Journal of Health Promotion. I. 28. № 5. P. 306–309.
  17. Ogui V. TIBETAN MASSAGE OF TSERING NGODRUB TRADITION WITH SINGING BOWLS, 2019
  18. Singing Bowls – Separating Truth from Myth. Mitch Nur, PhD 2016. URL: http://www.9ways.org
  19. Sound as a Therapy: A Brief Historical Overview: URL: http://www.9ways.org
  20. The gong. 2015. Mitch Nur, PhD. URL: http://www.9ways.org
  21. The Quality of the Sound Worker. 2017 Mitch Nur, PhD. URL: http://www.9ways.org
  22. Tripping On Good Vibrations: Cultural Commodification and Tibetan Singing Bowls. https://savageminds.org/2015/10/31/tripping–on–good–vibrations–cultural–commodification–and–tibetan–singing–bowls/?fbclid=IwAR02n2C–WYi4Q2KVRlgHRko2UQ8p681UMR5mKBQEYPyeY4hrCQQdpnzG4wY
  23. Undertaking an Assessment of Sound Therapy 2015 Mitch Nur, PhD. URL: http://www.9ways.org
  24. Victor O. Oguy, Anna A. Tarasenko ANALYSIS OF VIBROACOUSTIC MASSAGE USE WORLD EXPERIENCE // Modern European Researches. – Salzburg, 2018. – №3. – P. 61–71.
  25. Wepner F, Hahne J, Teichmann A, Bera–Schmid G, Hördinger A, Friedrich M. Treatment with crystal singing bowls for chronic spinal pain and chronobiologic activities – randomized controlled trial [in German]. Forsch Komplementmed. 2008; 15: 130–137.

© Тарасенко Анна Александровна, 2019 г.

Источник

Оцените статью