Дерево бодхи — что это такое?
Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня мы поговорим об одном из важнейших символов буддизма, который имеет место быть во всех направлениях этой религии – дереве Бодхи. По преданию, именно под его раскидистыми ветвями принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой.
Если верить историческим фактам и свидетельствам, то имеется в виду вполне конкретное растение, некогда произраставшее на территории нынешнего города Бодх-Гая на северо-востоке Индии. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.
Под каким деревом медитировал Будда
Суть практически всех направлений буддизма (в том или ином роде) – достижение просветления или состояния отрешенности и свободы от всего сущего. Будда достиг этого состояния, медитируя под деревом Бодхи, и потому символ его очень значим для буддистов. Попробуем разобраться: дерево Бодхи — что это такое, и в чем символизм этого растения?
Фикус или баньян
Не только в отдаленных регионах, но даже на родине самого Гаутамы – в Индии – многие считают, что он стал гуру, медитируя именно под баньяном. Другие же оспаривают этот факт, называя в качестве священного растения древовидный фикус. Кто же прав? Следует признать, что и те, и другие.
Дело в том, что баньян, называемый в научной литературе Ficus indica, принадлежит к роду Фикусов. Так же как и другое похожее дерево – пиппала, латинское название которого – Ficus religiosa. Именно этот вид фикуса является «тем самым» – приходится близким родственником баньяну и внешне похож на него.
Ficus religiosa
Именно эту разновидность фикуса в народе и называют древом Бодхи, которая также известна как Священная фига или Фикус священный. Это вечнозеленое растение широко распространено на территории Индостана, Индокитая, в Юго-Западной части Китае и на Шри-Ланке.
В его листьях и плодах содержатся естественные слабительные, алкалоиды и минеральные вещества, способствующие общему повышению тонуса организма, нормализации пищеварения, укреплению сердечнососудистой системы, поэтому растение имеет значение не только как религиозный символ, но и широко используется в Аюрведе.
Одна из интересных особенностей Ficus religiosa – строение его листьев. Благодаря особой форме – большой ширине и длинному черешку – они приходят в движение от малейшего дуновения.
Это создает ощущение, что все растение подрагивает, трепещет даже в безветренную погоду, поэтому с древних времен считалось, что пиппала является пристанищем духов и носителем божественной энергии.
История просветления
Согласно преданиям и дошедшим до нас древним буддийским текстам, принц Гаутама с самого рождения чувствовал в себе присутствие сверхъестественной силы и энергии, но долгое время не мог понять сути своего предназначения.
В своих скитаниях по стране однажды он достиг состояния Дхьяны, вспомнив, что в детстве уже погружался в подобный транс, а затем, изможденный, остался под фикусом и погрузился в медитацию, поклявшись, что не покинет это место, пока не прозреет и не поймет Истину.
Гаутаме потребовалось 49 дней, чтобы достичь просветления. Все это время он непрерывно медитировал, стараясь не поддаться чарам демона-искусителя Мары, который стремился нарушить сосредоточение принца.
В ночь полнолуния, когда ему исполнилось ровно 35 лет, Гаутама стал Буддой. После чего еще несколько дней пребывал в нирване, сидя под деревом, чтобы решить, стоит ли ему обучать своему учению людей, или они не достойны этого знания. Убедил его в этом один из богов – Брахма-Сахампати, который также незаметно для Гаутамы способствовал его пробуждению.
Что стало с деревом
После смерти Будды в период создания Империи Маурьев и правления царя Ашоки священное древо попытались уничтожить. По одному из преданий, император, хоть и интересовался буддизмом, усомнился в реальной его значимости, а потому приказал спалить его.
Но растение продолжало сиять в пламени жертвенного костра и так и не упало. После этого Ашока приказал омыть его молоком. На следующее утро дерево Бодхи полностью восстановило свою форму.
Правда, до наших дней «та самая» пиппала все же не дожила. Но её семена были разосланы по всем уголкам Индии и далеко за ее пределами. Так что на том же самом месте в Бодх-Гая сейчас произрастает «прапраправнук» священного фикуса.
Это дерево у западной стены местного монастыря имеет возраст более 120 лет и высоту 80 метров. Это один из главных буддийских символов, являющийся объектом ежегодного паломничества и поклонения.
Еще одно дерево Бодхи произрастает на Шри-Ланке – в городе Анурадхапура, и является прямым потомком пиппалы из Бодх-Гая, росток (а по некоторым данным – семена) которого был привезен на остров дочерью императора Ашоки.
Позже, после гибели дерева Махабодхи от старости, росток именно этой цейлонской пиппалы был перевезен на первоначальное место. Там древовидный фикус рос более 800 лет, пока не был срублен в один из периодов гонений на буддизм – во время царствования бенгальского императора Шашанги.
И опять из Анурадхапура был привезен росток, из которого выросло новое дерево Бодхи, просуществовавшее еще несколько столетий – до 1876 года, когда было повалено бурей. Некоторое время спустя был посажен новый росток «материнского растения» со Шри-Ланки, который произрастает и по сегодняшний день.
Культ дерева Бодхи
Пиппала с древних времен считалась священной на территории Индии. Возле нее строили дома и храмы. Места произрастания священного фикуса считались полными светлой божественной энергии. Именно по этой причине Гаутама и медитировал под пиппалой в поисках просветления.
Вообще дерево Бодхи – это несколько переосмысленный буддийской философией древнейший символ – Мировое древо, объединяющее в одно три сферы мироздания:
- Преисподнюю, где находятся корни;
- Земной мир, где располагается ствол;
- Небо (рай), куда устремляются ветви.
Неудивительно, что культ Бодхи так успешно «взошел» на почве буддийской философии. Сегодня Ficus religiosa имеется в каждом храме (дацане). А там, где он не может расти по климатическим причинам, его заменяют менее теплолюбивым баньяном, уже упоминавшимся выше.
Есть древо Бодхи и на территории России – в Бурятии в Иволгинском дацане. Оно было выращено из ростка, привезенного из Бодх-Гая в 1970 году.
Символизм, связанный с сюжетом о просветлении Будды, прослеживается во многих аспектах буддийской культуры. Например, монахи и миряне активно используют четки из Ficus religiosa (точнее – из его семян), а сама древесина часто применяется для изготовления различных объектов культа.
Кроме того, если взглянуть на традиционную архитектуру, то можно заметить, что арки и купола буддийских храмов имеют характерную форму, повторяющую контуры листа пиппалы. Кстати, подобные формы можно найти в исламских, христианских и индуистских религиозных сооружениях. Да и вообще саму ведийскую культуру и построенную на Ведах веру часто сравнивают именно с баньяном – за его способность давать стволы на новом месте из спускающихся с ветвей воздушных корней.
Фикус в других религиях
В том или ином виде древо Бодхи присутствует во многих религиях – индуизме, буддизме, даосизме и даже христианстве. Здесь у него другие названия, но всё тот же важный сакральный символ:
- Древо Жизни и Бытия – в зороастризме;
- Иггдрасиль – в скандинавских мифах;
- Байтерек – в тюркской мифологии;
- Сидрат аль-мунтаха – в исламе.
Кстати, именно фиговое дерево (из рода Фикусов), являющееся близким родственником Ficus religiosa, произрастало в райском саду, откуда были изгнаны Адам и Ева в христианской традиции. К слову в Библии это растение упоминается регулярно как Смоковница.
Хотя с одной стороны дерево Бодхи – это типичный для всех религий символ Мирового древа, в буддизме оно приобрело особое значение и статус. Можно сказать, что культ пиппалы и двух священных деревьев (в Индии и на Шри-Ланке) лежит в основе большинства буддийских течений.
Заключение
Сегодня мы с Вами узнали про священное дерево буддизма. Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
Источник
Медитация под деревом бодхи
Автор статьи: Дарья Дмитриева
«Он улыбнулся и взглянул вверх. На фоне голубого неба был виден лист дерева. Сиддхартха увидел, что вся вселенная умещается в нем. Земля, время, космос и разум — присутствует в одной точке. Без солнца, света и тепла растение не могло существовать. Без облаков не было быть дождя, а без влаги не было бы листа».
«Древний путь. Белые облака. По следам Будды»
Тит Нат Хан
На Земле есть зоны, имеющие особую энергетику. Их называют места силы. Такие области влияют на сознание живых существ. «Сильным» пространство делает практика реализованных мастеров. Тогда зона наполняется вибрациями высокого порядка. Воздействие распространяется на предметы и растения, которые находятся в поле действия.
Находясь в местах силы человек чувствует концентрированную энергию, заряжается и обновляется. Происходит «перезагрузка сознания». Автоматически приходит видение ситуации, себя и мира в целом. Что собственно и называется «открытием новых способностей и возможностей».
На острове Шри–Ланка место силы находится в древнем городе Анурадхапура. Там, где произрастает то самое Дерево Бо, под которым самый почитаемый Будда, Сиддхартха Гаутама, достиг просветления. Кроме того, утверждают, что это — единственный сохранившийся оригинал Священного Бодхи. Но, как известно, принц жил и достиг нирваны в Индии. Давайте разберемся в ситуации!
Место пробуждения возле Гаи
Когда-то очень давно, а именно в 588 году до нашей эры, после шести лет медитаций в храме Вишнупад 35-летний принц и странствующий монах по имени Сиддхартха Гаутама добрался до индийской деревеньки Бодхгая. Он странствовал очень долго, пытаясь понять, как устроен мир, в чем смысл вещей и всего земного, населяющего планету.
Небольшой городок находится в северно-восточной Индии на берегу реки Фалгу. Сейчас это центр буддийского паломничества и знаменитое место силы.
Медитации в храме Вишнупад не дали страннику желаемого результата. Откровенно говоря после долгих лет аскезы в пещере бывший принц дошел до крайнего истощения. Существует мнение, что чрезмерный пост не привел ни к чему, кроме помутнения сознания. Совсем обессилев, измученный голодом, он упал в реку. От смерти его спасло только образовавшееся мелководье: в жару водоем почти пересох. Течение вынесло Гаутаму на берег рядом с местечком Гая.
Местная крестьянка обнаружила путника, пожалела скитальца и принесла еды. После трапезы к монаху вернулся разум. Сиддхартха расположился на берегу под большим баньяном. Совершил омовение и напился воды из кувшина, который дала женщина. Наполнив его снова, бросил в реку, но глиняный горшок не пошел ко дну. Это было хорошее предзнаменование. Мудрец получил надежду, что именно здесь великое просветление снизойдет на него.
Будда провел под кроной дерева семь недель и на 49-й день обрёл Просветление. Всё это время ему помогали двое детей. Они приносили аскету еду и слушали наставления. На лекции приводили своих друзей и близких родственников.
Монаху пришлось преодолеть множество испытаний, сидя в медитации под деревом. За дело взялся сам Мара – искуситель, несущий смерть и разрушение, главная функция которого отвлечение людей от духовных практик. Первыми атаковали аскета бесы, похожие на людей. Принц не уклонялся и даже не шевелился. Стрелы и камни, долетавшие до него, превращались в нежные цветы. После этого демон послал своих дочерей. Сиддхартха прочитал им проповедь о бессмысленности потакания страстям. Затем разыгралась буря, несвойственная для этой местности. Царь Змей укрыл монаха. После этого сам Мара спустился к монаху и попросил уйти в мир иной, но тот отказался, сказав, что желает передать ученикам самые важные ценности.
Итак, на 49-й день принц достиг Просветления. Когда он постиг устройство вселенной опять явился бес и потребовал доказательства великого события. Только что пробуждённый Будда коснулся правой рукой земли, и Земля ответила: «Я свидетельствую это». Эта поза алмазной несокрушимости является наиболее часто изображаемой в буддийском искусстве. Существует множество произведений искусства – фресок, рассказывающих об этом периоде. Если Вы путешествуете в странах Азии,то, посетив храм, точно распознаете их.
Еще в течение нескольких недель Будда Шакьямуни сидел под кроной Дерева Бодхи, созерцая под разными углами Дхарму, то есть истину, которая открылась ему. На пути появилась развилка: делиться знаниями, указывать путь к Пробуждению или же остаться в лесу и наслаждаться блаженством освобождения в одиночестве. Как мы знаем принц выбрал благородный и непростой путь учителя. Под Священным Фикусом была произнесена его первая проповедь. Нужно сказать, что в течение жизни Сиддхартха несколько раз возвращался в это место силы.
Сегодня Бодхгая – крупный религиозный центр, где насчитывается более 150 построек. Нет ни одной буддийской школы, которая не имела бы здесь своего храма или представительства. Чтобы посетить место силы и почувствовать энергию пространства, хранящего духовный опыт великого Учителя, в деревеньку стекаются множество паломников. Ежегодно город посещают более 400 тысяч человек.
По словам верующих дерево обладает сознанием. В этом месте силы люди испытывают разные возвышенные состояния, медитации становятся длительными и глубокими.
Но, как вы заметили, эта история произошла в Индии. Почему же самое древнее Дерево Бодхи, под которым Будда достиг просветления, находится в городе Анурадхапура на острове Шри–Ланка?
Дерево Бо
В буддизме растениям уделяется особенная роль. Дерево Бо, оно же Дерево Бодхи, оно же Фикус Священный, Баньян или индийская смоковница. Испокон веков имеет сакральное значение в тех регионах, где произрастает: Индия, Непал, Шри-Ланка, Китай, Индокитай и др. Символизирует «Древо Жизни», «Путь», «Просветление», «Знание».
Вечнозелёное дерево рода Фикус семейства Тутовые отличается сильными ветвями сероватого цвета, сердцевидными листьями с удлиненным острием и гладкими краями. Именно фиговый листок верующие, посетив место силы, забирают с собой как значимую памятку.
- санскритский символ : बोधि
- Название на русском языке: Дерево Бо
- Название на английском языке: Bodhi Tree
- Латинское название: Ficus religiosa
На территории России священный экземпляр произрастает в Бурятии.
Шри Маха Бодхи на Цейлоне
23 века назад дочь индийского императора Ашока монахиня Сангамитта привезла черенки дерева Бо на остров. Они были посажены в королевском саду Анурадхапуры. Этот поступок особенно почитается и вот почему.
Дерево Шри Маха Бодхи — прямой потомок оригинального священного фикуса. Но только на Цейлоне его удалось сохранить. В Индии Фикус Религиозный погибал целых четыре раза. Все отростки, привезенные в деревню Бодхгая, были из древней столицы Шри–Ланки — Анурадхапуры. Нынешнему дереву Бо в Индии более 120 лет.
Шри Бодхи является старейшим деревом на Земле, ему насчитывается приблизительно 23 столетия. Это — самое старое растение, посаженное человеком и имеющее документально зафиксированную историю.
Казалось бы, такое старое дерево должно быть очень большим. Но священное фикус невелик. Растет на постаменте в 6,5 м высотой и окружено позолоченными перилами. Его почтенную старость поддерживают специальные подпорки. По внешнему периметру посажены зеленые насаждения, которые охраняют древо от животных и стихий.
Эпоха широчайшего распространения буддизма
Историки утверждают, что именно Ашока превратил буддизм в мировую религию. Именно благодаря ему учение небольшой секты бродячих монахов к III веку до н. э стало одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества.
Император Ашока жил в 304 – 232 гг. до н.э. Правителю Мауриев сопутствовала удача в военных делах. Он подчинил себе значительную часть Южной Азии: от современного Афганистана до Бенгалии. Первоначально исповедовал джайнизм, затем перешёл в буддизм. Имел четырех супруг и пятерых детей.
Гиперактивный ребенок, с которым невозможно было сладить, любил приключения и охоту. Став искусным охотником обошел братьев в доблести, достоинстве и храбрости. Его мать была не царского рода, а молодой принц не был красив, но именно ему был отдан трон. Ашоку любили и уважали как чиновники, так и простой люд. Способность искусно управлять людьми была оценена по достоинству. Юный наместник Аванти показал себя, как превосходный правитель. Женился на дочери богатого торговца, сразу начал вести военную деятельность. Осаждал города. Подавлял восстания. Побеждал. После смерти отца именно Ашоке был отдан трон. Однако соперничество между братьями продолжалось длительное время.
Правитель вел успешно военную деятельность, направленную на усиление империи. На одной из войн было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Увидев множество трупов, причинённые страдания и разрушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние. Это и привело в последствии к принятию буддизма.
Властитель не сразу принял эту веру. Учение знал с детства, после личного знакомства с буддийскими монахами, он стал светским последователем нового направления. После кровопролитной войны перед империей была поставлена задача распространения основных норм поведения — дхармы.
Однако главной чертой религиозной политики правителя была веротерпимость, Ашока придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования. Оказывая буддийской общине особое покровительство, он не превратил течение в государственную религию.
Царь лично составил нормативные акты «эдикты о дхарме», отличительной особенностью которых была направленность обращения не к монахам, а к мирянам. В них не упоминалось о нирване и других специальных понятиях. Это были практические учения.
В этот период в империи строят объекты социального назначения, ирригационную систему, обновляют систему дорог. Создают медицинские учреждений для людей и животных. Налаживают производство и экспорт сырья. Ашока поддерживает тесные дипломатические отношения со странами, целью которых является распространение буддизма. Создается даже институт правозащитников, добавив к обычным чиновникам «махаматр дхармы». Запрещают принудительные работы, бесцельное выжигание лесов, охоту ради удовольствия. Составляют список охраняемых животных.
Развлечениям правитель предпочитает встречи с простыми людьми или паломничество. Своей же заслугой царь считал деятельность, направленную на исправление нравов. В течение всего царствования Ашока оставался императором, ни на секунду не выпуская из своих рук бразды правления. После его смерти империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 году до н. э. вследствие заговора.
Судьба Священного Древа
Дерево Бо — Дерево-«табу». За умышленное уничтожение растения полагалась смертная казнь для любого виновного, кем бы он ни был. Однако погибала же священная реликвия в Индии больше всего от рук человеческих.
- Первым посягнул на священную реликвию сам Ашока. Он исповедовал первоначально индуизм. Легенда гласит: когда царь начал жечь дерево, оно не загорелось, а начало светиться. Увидев чудо, властитель приказал спасти святыню, отмочив корни в воде и молоке. Позже император спасал Бодхи от собственной жены, ревновавшая женщина была против новой религии. Правитель построил вокруг святыни 3-х метровую стену. Известная в этой истории принцесса Сангхамитта, была столь же расположена к буддизму. Она специально вывезла отросток святыни на Шри-Ланку. Этот поступок до сих пор восхищает своей прозорливостью.
- Через 50 лет после смерти Ашоки пришедший к власти князь Пусьямитра приказал уничтожить дерево. Он был настолько радикально настроен, что новый росток был тайно привезен и посажен уже после его смерти.
- На протяжении 800 лет произрастал Фикус Священный, но опять же погиб из-за религиозных междоусобиц от рук бенгальского князя-индуиста Шашанги. Из сада Анурадхапура был вновь доставлен священный росток.
- Дальнейшее существование Священного Фикуса было вполне благополучным. Его не тронули ни европейские колонизаторы, ни мусульмане. В 1876 году оно само умерло от старости.
Индийская смоковница пристально охраняется властями. Ученые следят за ее судьбой, а ряд запретов помогает поддерживать растение в прекрасной форме.
Место силы в Шри-Ланке также тщательно охраняется. Чтобы сохранить святыню на острове потребовалось немало усилий. В 1929 году на дерево Маха Бодхи покушался сумасшедший, в результате один ствол был вырублен, но сохранился второй. А в 1985 г. террористическая организация устроили в Анурадхапуре беспорядочный расстрел людей, погибли десятки человек. По этой причине сегодня перед входом на территорию организован досмотр вещей .
К местам силы в Индии и Шри-Ланке специально приезжают издалека паломники и просто туристы со всех стран мира. Подолгу сидят возле забора и ждут, когда случайный порыв ветра одарит их священным листом дерева.
Источник