Медитация или иисусова молитва

Иисусова молитва – не медитация

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Правда ли, что при неправильном чтении Иисусовой молитвы может произойти самовозгорание человека? Были ли такие случаи? Как правильно читать простому человеку эту молитву? Существует ли техника чтения? Правда ли, что без опытного старца опасно пытаться ее читать, применяя смену дыхания?

Отвечает священник Владимир Ринкевич, настоятель храма святых Константина и Михаила в Вильнюсе, Литва:

Молитва, по совету апостола Павла, должна твориться непрестанно (см. 1 Фес 5:17). И самая удобная форма молитвы — именно молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Многие святые советовали молиться Иисусовой молитвой — как самой краткой и при этом удивительно емкой. Например, святой Иоанн Лествичник: «Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы».

При этом мы молимся не только умом, но и сердцем, то есть с сознанием содержания. Не просто повторять по кругу, как повторяют мантры, не пытаться достичь с ее помощью какого-то особого «медитативного» состояния, а каждым словом молитвы обращаться к Тому, Кто слышит тебя, — вдумчиво и сосредоточенно.

Как это ни странно звучит, неправильное творение Иисусовой молитвы может принести вред душе человека. Нет, человек не загорится, конечно, но может очень возгордиться или перестать ощущать свое реальное греховное состояние, думая, что уже достиг определенной святости. Если человек, творя эту молитву, не оставит своих грешных привычек, то из-за разлада внутри может впасть и в сумасшествие.

Читайте также:  Гимнастика для шеи шишонина доктор с пояснением

Чтобы не принести своей душе вреда, в делании молитвы Иисусовой, как и в любом духовном делании, необходимо советоваться с духовником. У святых отцов есть указания, как сидеть, как держать голову, творя молитву, как согласовывать молитву с дыханием, но они пригодны далеко не для всех. Мирянам без особого благословения духовника применять такие практики крайне опасно. Даже монахи, которые уже при постриге получают четки, чтобы по ним непрестанно творить молитву Иисусову, до конца жизни этой молитве учатся — ошибаясь и анализируя свои ошибки.

Непрестанно творить Иисусову молитву можно не только монахам, но и мирянам, но только советуясь со священником, применяя здравое рассуждение, читая поучения святых, которые писали в первую очередь людям в миру. Главное — ни в коем случае не делать это в ущерб своим близким, работе, обязанностям, помнить о том, что вера без дел мертва (Иак 2:26).

Фото Марии Сазоновой
Из архива группы читателей журнала
ВКонтакте

Источник

Иисусова молитва — христианская медитация

Практика медитации, вот уже много веков практикуется на востоке, и является непременным атрибутом в таких религиях как Буддизм и Индуизм, присутствует не только там. А есть она и в Христианстве (да и в Исламе тоже, но об Исламе в другой раз). В Христианстве медитация имеет форму молитвы, но и молитвы бывают разными.

Молитва в широком смысле это разговор с Богом. Самой распространенной христианской молитвой есть «Отче наш», «Верую» молитва к матери Божией «Богородице». Также в католической и православной традиции есть большое количество молитв к разным святым, и все они представляют собой обращение человека к Богу, деве Марии, или к какому либо святому. В протестантизме (в основном среди различных баптистских течений) также есть практика, когда верующие молятся своими словами. В харизматическом Христианстве есть молитвы прославления.

Но среди всего огромного количества христианских молитв есть одна молитва, которая является не просто обращением человека к Богу, а представляет собой большую мистическую, духовную практику, настоящий труд души верующего человека на его пути к Богу. Это Иисусова молитва (Другое название — умная молитва). Некоторые православные святые, практиковавшие Иисусову молитву, называли ее узкой дороге в Царствие Небесное. (Потому что тесны врата и узок путь, ведущие к Жизни, и немногие находят его. Матфея 7:14) По своему духу Иисусова молитва очень похожа на практику медитации, которую практикуют индийские йоги или буддийские монахи.

Иисусова молитва — христианская медитация, когда верующий, занимающийся ею, стремится остановить свой ум, очистить его от греховных мыслей (помыслов) и находиться в единении с Богом. Это не просто, ведь наш ум страшно не послушный. Для того, чтобы приручить свой ум, практикующий непрерывно в течение долгого времени повторяет простые слова молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного«. Можно повторять эту молитву в короткой форме: «Господи Иисусе помилуй меня«, или просто «Господи помилуй«. Кроме остановки внутреннего диалога слова молитвы ведут к покаянию в своих грехах и глубокому смирению перед Богом.

Как духовная практика Иисусова молитва зародилась еще на заре христианской эпохи. Первыми ее деятелями и практиками были христианские святые мужи, отшельники, которые уединялись в пустынях, постоянно находясь в молитвенных трудах. Одним из наиболее известных отшельников был святой Антоний (О святом Антонии уже упоминалось на страницах нашего журнала, это именно его рисовал Босх на своей картине «Искушение святого Антония»)

Впоследствии верующие, практиковавшие Иисусову молитву, создали мистическое течение в Христианстве, получившее название исихазм. Само слово исихазм греческого происхождения и означает — сияние тишины. Об исихазме как мистическом течении Христианства будет идти речь в следующей статье.

Относительно самой Иисусовой молитвы, то заниматься ею очень трудно. (Но никто не обещал легких путей.) На протяжении веков ее практиковали в основном православные монахи, хотя не только. Знаем, что среди обычных мирских людей, были такие, которые достигали больших успехов в ее занятиях. Некоторые православные святые даже называют занятия Иисусовой молитвой молитвенным подвигом.

Также есть мнение, что не стоит заниматься Иисусовой молитвой самостоятельно, а только под руководством мудрого наставника, который уже прошел этот путь и имеет большой опыт. Говорят, что Иисусова молитва является одним из кратчайших путей к Богу, но есть в ней и определенная опасность. Опасность заключается в том, что практикующий эту молитву может упасть в самообман — так называемую прелесть. Прелесть это ловушка поставлена дьяволом, для того чтобы сбить христианского подвижника на его пути.

Правда не думаю, что любой обычный человек сможет так запросто заниматься Иисусовой молитвой. (То же и о медитации) Для этого нужно иметь зов сердца, кто имеет его, пройдет через любые дьявольские ловушки и другие препятствия, а кто нет, тот даже и не станет идти по узкой дороге Иисусовой молитвы (или медитации).

Если удалось кого-нибудь заинтересовать Иисусовой молитвой, то советую почитать одну очень красивую книгу о ней. Это «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Также хорошая книжка Сергея Большакова “На высотах духа”. Конечно, их можно скачать в Интернете.

Источник

Отличие молитвы и медитации

Меди­та­ция и молитва

Слово меди­та­ция (meditatio) латин­ского про­ис­хож­де­ния. Оно пришло не из язы­че­ских рели­гий, а из хри­сти­ан­ского Запада. Оно вос­хо­дит к гла­голу meditor – раз­мыш­ляю, обду­мы­ваю и озна­чает углуб­лён­ную сосре­до­то­чен­ность, свя­зан­ную с отре­шён­но­стью от внеш­них объ­ек­тов и отдель­ных внут­рен­них пере­жи­ва­ний.

На хри­сти­ан­ском Западе это слово имело два смысла. С одной сто­роны, оно обо­зна­чало фило­соф­ское сосре­до­то­че­ние на иссле­до­ва­нии какой-либо интел­лек­ту­аль­ной темы. С другой сто­роны, оно исполь­зо­ва­лось в рели­ги­оз­ном зна­че­нии, отра­жая умствен­ное сосре­до­то­че­ние на рели­ги­оз­ном пред­мете (напри­мер, меди­та­ция на стра­да­ниях Христа). Вместе с тем, оба смысла меди­та­ции (рели­ги­оз­ный и фило­соф­ский) обо­зна­чали некую чело­ве­че­скую ини­ци­а­тиву, то есть направ­ле­ние ума и сосре­до­то­че­ние сил души, не тре­бу­ю­щее живого ответа со сто­роны Бога, не пред­по­ла­га­ю­щее обще­ния с Ним как диа­лога, осу­ществ­ля­ю­ще­гося лишь в молитве.

Сосре­до­то­че­ние на рели­ги­оз­ном пред­мете – началь­ная стадия любого рели­ги­оз­ного опыта. Для любой рели­гии оче­видно, что чело­веку необ­хо­димо сосре­до­то­читься на объ­екте своего покло­не­ния и пожерт­во­вать ради этого чем-то пре­хо­дя­щим. Однако для хри­сти­ан­ства такое сосре­до­то­че­ние может быть лишь некой пред­ва­ри­тель­ной сту­пе­нью духов­ной жизни, но не может заме­нить ее по суще­ству. Хри­сти­ан­ство постро­ено на живом Бого­об­ще­нии, на непре­стан­ном вза­и­мо­дей­ствии Бога и чело­века. Поэтому чело­ве­че­ское направ­ле­ние ума к Богу не имеет здесь само­до­вле­ю­щего смысла. Направ­ляя свой ум к Богу, хри­сти­ан­ский подвиж­ник ожи­дает Боже­ствен­ный ответ и только с этим отве­том его духов­ная жизнь начи­нает напол­няться реаль­ным содер­жа­нием. Такие ответы могут быть раз­но­об­раз­ными – от дей­ствий через внеш­ние обсто­я­тель­ства до дей­ствия бла­го­дати Свя­того Духа, без кото­рого невоз­можно быть хри­сти­а­ни­ном. Но в любом случае это опыт лич­ного обще­ния с Богом, кото­рый и назы­ва­ется молит­вой.

Не все рели­гии предо­став­ляют чело­веку воз­мож­ность живого Бого­об­ще­ния. Прежде всего, этому не учат такие язы­че­ские рели­гии как инду­изм и буд­дизм. Поэтому именно в этих рели­гиях отсут­ствует хри­сти­ан­ская молитва, а рели­ги­оз­ный опыт целе­со­об­разно опи­сы­вать через поня­тие меди­та­ции. Дей­стви­тельно, там, где нет живой связи с Богом, весь рели­ги­оз­ный опыт будет сво­диться лишь к дей­ствиям самого чело­ве­че­ского созна­ния, а не к синер­гии (греч. сотруд­ни­че­ству) Бога и чело­века. В этих рели­гиях чело­век совер­шен­ству­ется сам, своими уси­ли­ями, в соот­вет­ствии со своими пред­став­ле­ни­ями и фак­ти­че­ски не имеет Выс­шего Кри­те­рия духов­ной жизни, при­сут­ству­ю­щего лишь в рели­гии живого Бого­об­ще­ния. Если в этих рели­гиях и есть пред­став­ле­ния о Боге (инду­изм), то это либо без­лич­ная реаль­ность, либо мате­ри­аль­ные идолы богов, обще­ние с кото­рыми также мало­ве­ро­ятно. В таком случае чело­век должен лишь стре­миться к сосре­до­то­че­нию на своей пси­хи­че­ской жизни, иссле­до­ва­нию внут­рен­них пси­хо­ло­ги­че­ских состо­я­ний, но не к опыт­ному позна­нию Бога. Высшим иде­а­лом буд­дизма и инду­изма ста­но­вится не живое еди­не­ние с Богом, а дости­же­ние пси­хи­че­ского состо­я­ния, в кото­ром исче­зают все жела­ния, чело­век испы­ты­вает без­раз­ли­чие к дей­стви­тель­но­сти, удо­вле­тво­рён­ность и само­до­ста­точ­ность. Достичь такого состо­я­ния воз­можно одними чело­ве­че­скими уси­ли­ями, поэтому и опи­сы­вать такой опыт необ­хо­димо только через поня­тие меди­та­ции.

Кроме инду­изма и буд­дизма меди­та­ция при­сут­ствует и в исламе (суфий­ские прак­тики). Ислам­ские мистики (суфии) исполь­зуют свое­об­раз­ную пси­хи­че­скую тех­нику для само­со­вер­шен­ство­ва­ния. В эту тех­нику входят танцы, физи­че­ские дви­же­ния (напри­мер, систе­ма­ти­че­ские кача­ния голо­вой), дли­тель­ные кол­лек­тив­ные про­из­но­ше­ния молитв под музыку (раде­ния) и прочие пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские состо­я­ния, веду­щие лишь к изме­не­нию чело­ве­че­ского созна­ния, но не к живому соеди­не­нию с Богом.

Об иска­же­ниях в молитве

Если мы сопо­ста­вим опи­са­ние того демо­ни­че­ского фено­мена, кото­рый назы­ва­ется “пре­ле­стью” в тво­ре­ниях Святых Отцов, молит­вен­ную прак­тику мона­ше­ских орде­нов в като­ли­че­стве, приемы йогов и упраж­не­ния многих совре­мен­ных пси­хо­те­ра­пев­тов по ауто­тре­нингу, то увидим здесь пора­зи­тель­ное сход­ство: пре­льщен­ные во время молитвы визу­ально пред­став­ляли духов­ный мир и дово­дили себя до такого состо­я­ния, когда слы­шали голоса духов, кото­рых при­ни­мали за анге­лов, ощу­щали запах, кото­рый при­ни­мали за бла­го­уха­ние небес­ного мира и т.д., то есть для них, как для после­до­ва­те­лей Све­ден­борга, духов­ный мир пред­став­лялся про­дол­же­нием и ана­ло­гом зем­ного мира, только при­над­ле­жа­щим к более высо­кой сту­пени бытия. Нам трудно ска­зать, созда­вали ли они эти фан­та­сти­че­ские пред­став­ле­ния духов­ного мира силой своего вооб­ра­же­ния и этим ока­зы­ва­лись во власти духов зла – демо­нов, или же демон, как худож­ник и живо­пи­сец, влагал в их вооб­ра­же­ние свои соб­ствен­ные кар­тины, как бы при­са­сы­ва­ясь к их душе. Все это визи­о­нер­ство вызы­вало у чело­века чув­ство соб­ствен­ной избран­но­сти и зна­чи­мо­сти, пере­хо­дя­щей в духов­ную гор­дость. А так как в Пра­во­слав­ной Церкви, к кото­рой они при­над­ле­жали, дей­ство­вала про­ти­во­сто­я­щая им сила бла­го­дати, то нередко такое пре­льще­ние пере­хо­дило в бес­но­ва­ние.

В запад­ной церкви и, прежде всего, в самом боль­шом по чис­лен­но­сти и вли­я­нию мона­ше­ском ордене иезу­и­тов, раз­ра­бо­тан целый ком­плекс упраж­не­ний: полу­ме­ди­та­ций-полу­мо­литв, где монах, запи­ра­ясь в своей келии, визу­ально пред­став­ляет ад и рай в кар­ти­нах, напо­ми­на­ю­щих “Боже­ствен­ную коме­дию” Данте. Отож­деств­лять духов­ный мир с кар­ти­нами и обра­зами мате­ри­аль­ного мира это значит доб­ро­вольно вво­дить себя в круг духов­ной лжи.

Опи­са­ние духов­ного мира у Святых Отцов осно­вано на сим­воле, кото­рый дает не только опре­де­лен­ные ассо­ци­а­ции и ана­логи для направ­ле­ния и воз­вы­ше­ния чело­ве­че­ской мысли, но под­чер­ки­вает его услов­ность, то есть оста­ется сред­ством изоб­ра­же­ния; а здесь символ ста­но­вится фото­гра­фией, слеп­ком, отра­же­нием. У такого чело­века про­ис­хо­дит напря­же­ние душев­ных чувств до сте­пени сома­ти­че­ских ощу­ще­ний: он может обжи­гаться о пред­став­ля­е­мое пламя, чув­ство­вать боль от пыток, пере­жи­вать вос­торг, похо­жий на экстаз, когда он кар­тинно пред­став­ляет себя в раю; у него могут открыться раны на руках и ногах – то, что назы­ва­ется стиг­ма­цией, когда он внут­ренне отож­деств­ляет себя с Иису­сом, при­гвож­ден­ным к кресту.

Мир духов­ной лжи, в кото­рый доб­ро­вольно вводит себя иезуит посред­ством меди­та­ции, иска­жает не только его рели­ги­оз­ную жизнь, но и нрав­ствен­ное чув­ство. Другой извест­ный не менее, чем Лойола, визи­о­нер, Фома Кем­пий­ский наме­кал, что к нему в келию при­хо­дит Хри­стос для беседы с ним. Многие трак­таты като­ли­че­ских мона­хов напи­саны в форме диа­ло­гов с Хри­стом, то есть для като­лика, пове­рив­шего в истин­ность таких встреч, про­из­ве­де­ния визи­о­не­ров должны казаться про­дол­же­нием Еван­ге­лия – бесед Христа с уче­ни­ками.

Нам кажется, что только на основе кол­лек­тив­ного, раз­го­ря­чен­ного вооб­ра­же­ния мог быть принят догмат о непо­гре­ши­мо­сти папы. Харак­терно, что твор­цами и ком­мен­та­то­рами этого дог­мата яви­лись иезу­иты.

Мы здесь не гово­рим о таких като­ли­че­ских “аске­тес”, как Анжела, кото­рые пред­став­ляли Христа в виде воз­люб­лен­ного не в сим­во­ли­че­ском, а в бук­валь­ном смысле. Надо ска­зать, что во всей пра­во­слав­ной свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре мы не найдем ни одного про­из­ве­де­ния, кото­рое было бы напи­сано в форме беседы Христа с чело­ве­ком, разу­ме­ется, кроме гим­но­гра­фи­че­ских про­из­ве­де­ний, име­ю­щих условно-сим­во­ли­че­ский харак­тер.

В йоге раз­ра­бо­таны ком­плексы упраж­не­ний, спо­соб­ству­ю­щих раз­ви­тию силы вооб­ра­же­ния и фан­та­зии. В раз­деле “Раджа йога”, что значит “цар­ский путь йоги”, варьи­ру­ются раз­но­об­раз­ные визу­аль­ные меди­та­ции. Здесь мен­таль­ная сила чело­века про­ве­ря­ется спо­соб­но­стью стро­ить по своему жела­нию яркие образы, и жить среди этих обра­зов, как в сотво­рен­ном им мире. Сами йоги про­го­ва­ри­ва­ются, что неко­то­рые из их сома­ти­че­ских (телес­ных) фено­ме­нов невоз­можны без уча­стия духов.

В послед­нее время книж­ный рынок запол­няют раз­лич­ные руко­вод­ства по пси­хо­те­ра­пии, где глав­ное место зани­мает ауто­тре­нинг. Эти упраж­не­ния осно­ваны на само­вну­ше­нии и мыс­лен­ном кон­такте с обра­зом, постро­ен­ном соб­ствен­ным вооб­ра­же­нием. Между всеми пере­чис­лен­ными явле­ни­ями суще­ствует какая-то гене­ти­че­ская связь, а также чрез­вы­чай­ное сход­ство. Надо ска­зать, что подоб­ные приемы суще­ствуют в дзен-буд­дизме и в неко­то­рых мусуль­ман­ских дер­виш­ских орде­нах. Надо ска­зать, что визу­аль­ное пред­став­ле­ние духов­ного мира явля­ется не только вуль­га­ри­за­цией выс­шего мета­фи­зи­че­ского бытия, но пред­став­ле­ние и фан­та­зия также тесно свя­заны с чело­ве­че­скими стра­стями, поэтому в сферу рели­гии вры­ва­ются душев­ные стра­сти и обра­зуют ложные духов­ные пере­жи­ва­ния, то есть сур­ро­гат рели­гии. Здесь одна из причин, почему для нас непри­ем­лемы эку­ме­ни­че­ские учения о спа­си­тель­но­сти всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, в част­но­сти взгляд, что Пра­во­сла­вие и като­ли­цизм только внешне отли­ча­ются друг от друга.

Мы также счи­таем гибель­ным для чело­века призыв тео­со­фии: изу­чать опыт всех рели­гий, осо­бенно шива­ит­ских сект, адвайта – йоги и других, чтобы посред­ством их “углуб­лять” хри­сти­ан­ство.

Мы при­вели ряд при­ме­ров, чтобы помочь уви­деть симп­томы одной болезни от древ­него язы­че­ского дио­нис­сий­ства до совре­мен­ных визи­о­не­ров. Я много лет тому назад бесе­до­вал с чело­ве­ком, кото­рый увле­кался тео­со­фией и штай­не­риз­мом и, в то же время, считал себя пра­во­слав­ным. Он гово­рил, что зани­ма­ется Иису­со­вой молит­вой, поль­зу­ясь одно­вре­менно уче­нием по “Доб­ро­то­лю­бию” и дыха­нием йогов. Я отве­тил, что это невоз­можно уже потому, что дыха­ние йогов пред­по­ла­гает глу­бо­кий вдох и выдох, а также выра­жен­ное дви­же­ние диа­фрагмы, кото­рое будет при­вле­кать вни­ма­ние к брюш­ной обла­сти, от чего предо­сте­ре­гали Святые Отцы. Кроме того, йога реко­мен­дует во время меди­та­ции сосре­до­та­чи­вать вни­ма­ние на сол­неч­ном спле­те­нии. Я пре­ду­пре­дил его, что такие экс­пе­ри­менты могут кон­читься рас­строй­ством нерв­ной системы. Затем я решил попро­бо­вать сам на себе, что про­ис­хо­дит во время такой “эклек­ти­че­ской” молитвы, и увидел сле­ду­ю­щее: глу­бо­кое дыха­ние стало заглу­шать молитву, и затем я почув­ство­вал, что молитва ушла не только из души, но и из созна­ния, образно говоря, как будто захлоп­ну­лось сердце, и молитва ока­за­лась изгнан­ной. Я встре­тился с этим чело­ве­ком еще раз и попро­бо­вал убе­дить его, что Иису­сова молитва это при­сут­ствие Иисуса через бла­го­дать, и она не может быть выне­сена из Пра­во­слав­ной Церкви и дей­ство­вать, как какой-то талис­ман. Диавол, явив­шийся пре­по­доб­ному Пахо­мию, гово­рил: “Я Хри­стос”; в непра­виль­ной молитве диавол может похи­тить чужое имя. Я также сказал, что содер­жа­ние рож­дает форму, в данном случае – метод, что для Иису­со­вой молитвы надо быть пра­во­слав­ным, а не тео­со­фом; сама Иису­сова молитва – Пре­да­ние Пра­во­слав­ной Церкви, а не тео­со­фии, что необ­хо­димо руко­вод­ство­ваться сове­тами Святых Отцов, а не экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать над собой; если он штай­не­рист, то будет при­зы­вать лже Иисуса сол­неч­ный эон, а на самом деле Люци­фера. На это антро­по­соф отве­тил снис­хо­ди­тель­ной улыб­кой, с какой житель сто­лицы смот­рит на про­вин­ци­ала.

Я слышал, что про­фес­сор Бутейко верит в Бога. Одна из его учениц, по спе­ци­аль­но­сти врач, гово­рила, что он даже сове­тует во время упраж­не­ния по воле­вому удер­жи­ва­нию дыха­ния про­из­но­сить Иису­сову молитву, ссы­ла­ясь на то, что такие ука­за­ния содер­жатся у неко­то­рых из отцов. Но это не так. Для упраж­не­ний по Бутейко надо мак­си­мально рас­сла­биться, между тем как Святые Отцы учат, что во время Иису­со­вой молитвы нужно опре­де­лен­ное напря­же­ние, идущее к сердцу; не только бодр­ство­ва­ние души, но и бодр­ство­ва­ние тела. Рас­слаб­ле­ние вводит чело­века в дре­мот­ное состо­я­ние, и молитва из внут­рен­ней беседы с Богом здесь пре­вра­ща­ется в отсчет дыха­ния.

Опасно экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать не только с бого­сло­вием, но и с мисти­кой, поэтому мы должны при­ни­мать учение о Иису­со­вой молитве так, как запо­ве­до­вали нам тво­рить ее аскеты Пра­во­слав­ной Церкви, на основе бла­го­дат­ного опыта, став­шего частью цер­ков­ного Пре­да­ния.

Как перейти от меди­та­ции к молитве, если есть опыт меди­та­ции, но нет опыта цер­ков­ной жизни?

Есть люди, кото­рые меди­ти­руют, а есть те, кото­рые молятся. Хри­сти­а­нин на всех этапах своей молитвы отдает себе отчет и пони­мает, что он перед Кем-то, в то время как в восточ­ных рели­гиях, где бог — суще­ство без­лич­ност­ное, чело­век предо­став­лен сам себе и нахо­дится наедине с собой. Он как бы познает самого себя для того, чтобы понять свое отно­ше­ние к абсо­люту.

Хри­сти­а­нин — это совсем другое. Хри­сти­а­нин ищет прежде всего диа­лога без посред­ни­ков с абсо­лю­том, с высшей лич­но­стью, с Богом. Пола­гаю, тому, у кого в жизни был опыт меди­та­ции, нужно не перейти на другое состо­я­ние молитвы, а опу­ститься на самую землю, начать с самого про­стого — взять в руки обыч­ный молит­во­слов и начать читать про­стые молитвы. Чтобы просто понять, что ты просто греш­ник и что для твоего спа­се­ния нужно мило­сер­дие Божье, ты не можешь спасти себя сам.

Источник

Оцените статью