Медитация для вишудхи кундалини
© ООО «Этно Мир», 2008-2021
Работа с горловым центром-Вишудха
Асаны хатха-йоги для работы с Вишуддха-чакрой
Щитовидная железа — это проекция Вишуддхи-чакры на физическом уровне. Этот орган очень важен, потому что его здоровое состояние совершенно необходимо для нормального и полноценного функционирования всего организма.
Многие асаны Хатха-йоги прямо направлены на стимулирование и активизацию щитовидной железы.
Для развития щитовидной железы и гармонизации энергии Вишуддхи-чакры в Хатха-йоге рекомендуются следующие асаны.
1. | Сарвангасана – поза свечи (стойка на плечах, ноги подняты вертикально вверх) | |
2. | Матсиасана – поза рыбы (сидя на полу прогнуться назад и упереться макушкой головы в коврик) | |
3. | Халасана – поза плуга (из положения лежа прямые ноги поднимаются вверх и затем опускаются на пол за головой | |
4. | Сету Бандха Сарвангасана (Setu Bandha Sarvangasana, Поза Моста) | |
5. | Пурвоттанасана(Purvottanasana, Обратный Наклонный Упор) | |
6. | Джатхара Паривартанасана (Jathara Parivartanasana, Поза Поворота Крокодила) | |
7. | Гомукхасана (Gomukhasana, Позиция Бычьей Морды) | |
8. | Супта Вирасана — вариация (Supta Virasana, Поза Героя на спине) |
Среди упражнений пранаямы (дыхательные практики), очень мощно воздействуют на этот центр задержки дыхания с Джаландхара-бандхой – горловым замком.
Метод работы с Вишуддха-чакрой
Для медитативных практик рекомендуется использовать одну из йоговских сидячих асан (Сиддхасана, Ваджрасана, Падмасана).
Символичное изображение горлового центра – это 16-лепестковый лотос синего цвета с вписанным внутрь перевернутым треугольником.
Как и с другими чакрами (Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Аджна), для пробуждения Вишудхи можно использовать визуализацию янтры – изображения чакры. Картинка помещается перед глазами и некоторое время выделяется на то, чтобы рассматривать янтру с открытыми глазами. Сначала нужно смотреть на все изображение в целом, а затем можно позволить глазам легко скользить по различным деталям янтры. Когда глаза устанут, их следует закрыть и приступить к визуализации янтры, повторяя весь процесс: визуализация общей картинки и скольжение внутренним взором по мелким деталям изображения. Для усиления эффекта практики созерцаемую янтру мысленно помещают в район горла.
Работа с биджа-мантрой для Вишудхи
Биджа-мантра этой чакры – ХАМ.
Повторение биджа-мантры – очень мощная техника. Когда в разуме рождается мантра ХАМ, это заставляет вибрировать энергию в районе Вишуддхи. Таким образом, очищаются каналы и к горловому центру привлекаются новые потоки праны (космической энергии). Наиболее сильный эффект эта практика дает, когда каждое повторение мантры ХАМ соединяется с ощущением пульсации в области щитовидной железы.
Медитация Со-Хам
Очень хорошо воздействует на горловой центр практика СО-ХАМ-медитации в соединении с Уджайи (легкий зажим голосовой щели). Следует прислушиваться к потокам собственного дыхания, повторяя в разуме мантру СО-ХАМ, и одновременно с этим слегка сжать голосовые связки, как это происходит при громком шепоте. Тогда потоки воздуха, проходя через горло, будут издавать шипящие звуки. Прислушиваясь к этим звукам, мы легко можем сконцентрироваться в области горла, что весьма эффективно воздействует на Вишуддхи.
Метод интегральной медитации.
Для эффективного развития горлового центра можно соединить несколько техник в единую практику.
Подготовившись к медитации (приняв удобную позу и расслабив тело), следует прислушаться к пульсации в области горла. Когда она станет явной, с каждым ударом сердца в разуме рождается мантра ХАМ. Так продолжается некоторое время. Обращаем внутренний взор к области щитовидной железы и созерцаем, как там распускается великолепный 16-лепестковый синий цветок с вписанным внутрь перевернутым треугольником. Видим этот цветок, слушаем пульсацию и повторяем биджа-мантру в течение всей практики.
Рекомендуемая продолжительность медитации – от 10 до 30 минут, в зависимости от наличия свободного времени и опыта медитативных практик. Для получения значительного эффекта, эту технику следует выполнять ежедневно в течение одной-трёх недель. Лучшее время для медитации – это раннее утро, сразу после пробуждения, или вечер, непосредственно перед сном.
Медитация для пятой чакры из кундалини-йоги
Поза: сядьте в удобную позу, позвоночник прямой.
Позиция: Большой и указательный пальцы в гйан мудре, остальные пальцы расслаблены и немного согнуты. Руки на коленях. Шея абсолютно прямая, подбородок пригнут. Это Джаландхара Бханд или шейный замок. Подбородок лежит в ямке между ключицами. Голова остается не пригнутой, без наклона вперед. Позвоночник и шея прямые. Подбородок пригнут, грудь выгнута и на ягодицы приходится небольшая нагрузка. Йоги Бхаджан упоминал, что когда шейный замок выполняется правильно, чувствуется натяжение в дельтовидных мускулах.
Мантра: Медитация выполняется под пленку “Humee Hum, Brahm Hum” от Nirinjan Kaur и Guru Prem Singh. Пение выполняется корнем языка, в глотке чувствуется давление.
Фокус: глаза сфокусированы на кончике носа.
Медитация: Выполняя Джаландхара Бханд, пойте мантру корнем языка.
Действие: Практика этой крийи 11 минут в день в течение 18 месяцев сохранит вас молодыми внутренне и внешне.
Физическая мудрость кундалини йоги, как преподавал её Йоги Бхаджан
Источник
Кундалини Йога для Лотоса Горла: в согласии со своим предназначением
Согласно древней йогической традиции, Горловая чакра (иначе Вишуддха, Пятая Чакра, Лотос Горла) – это энергетический центр, отвечающий за знания и способность создавать эффективную коммуникацию. С Горловой Чакрой связаны такие качества, как подлинность и аутентичность, здоровое самовыражение, способности учить и вдохновлять. Пятая Чакра относится к так называемому «верхнему треугольнику», состоящему из Пятой, Шестой и Седьмой Чакр.
Считается, что открытие Пятой Чакры даёт такую тонкость восприятия, которая позволяет человеку отследить самое начало цепочки причин и следствий. Пятая Чакра связана с силой слова, Вакх Сиддхи, – силой, позволяющей человеку «сеять семена», из которых вырастает реализация его высшей цели и предназначения.
Коммуникация из Пятой Чакры очень прямая. «Быть сему» – «да будет так». Она представляет собой силу проекции, которая исходит из уверенности и знания. Пятая Чакра – это своего рода «дверь». Только овладев словом и умением инициировать действия, идущие из глубины души, человек может действительно «открыть дверь» к областям «высшего треугольника».
Когда Пятый Центр слаб и плохо подпитывается энергией, то на физическом уровне это может выражаться как вялость, стеснительность, проблемы с голосом, чувство незащищённости, боязнь мнений и суждений других людей. Также на физическом уровне «повреждение» Пятой Чакры может выражаться в виде проблем с горлом, шеей, щитовидной железой.
Большинство из нас знает о том, что существуют так называемые психосоматические заболевания – заболевания, вызванные стрессами и нервными переживаниями, т. е. причина таких заболеваний имеет корни в психике.
Например, многие специалисты в области лечения психосоматических заболеваний связывают многие болезни шеи и горла со следующими метафизическими причинами:
- Если боль в горле сопровождается затруднением дыхания, она говорит о том, что в жизни человека мало стремлений;
- Если боль в горле мешает говорить, то человек не даёт себе говорить, так как чего-то боится. Он пытается «проглотить» свои слова, но они застревают у него в горле;
- Ларингит может возникать из-за страха оказаться «не на высоте», не оправдать чьи-то ожидания в том, что касается слов, выступлений и т. д.;
- Если речь идет об ощущении сдавленности в горле, то это означает, что человек чувствует, что его «взяли за горло» – возможно, кто-то вынуждает его что-то сделать или сказать; на человека оказывают давление;
- Если человек ощущает боль в горле при глотании, он должен задать себе следующий вопрос: «Какую ситуацию мне трудно ‘проглотить’ в данный момент? Какой кусок ‘не лезет мне в горло’?» Возможно, это какая-то сильная эмоция или нежелание принять какого-то человека или новую идею. Такое затруднение вызывает у человека гнев и агрессивность, обращённые против него самого или против другого человека. Часто, когда «кусок не лезет в горло», человек ощущает себя жертвой.
Именно в горле находится энергетический центр, отвечающий за творчество, поэтому, если у человека болит горло, он должен дать себе право создавать и делать то, что ему хочется, не «наступая себе на горло», не виня себя и не боясь потревожить других.
Что касается шеи, то в физическом плане шея соединяет голову и туловище, в метафизическом – материальное и духовное. Таким образом, любая боль в шее означает конфликт между этими двумя сферами: тело хочет одного, а голова – другого. Также невозможность повернуть шею иногда указывает на страх того, что происходит за вашей спиной. Это могут быть осуждающие взгляды окружающих, какая-то несправедливость, на которую вы предпочитаете «закрыть глаза», или ситуация, не поддающаяся вашему контролю.
Кундалини Йога предлагает нам множество практик для работы с Пятой Чакрой – как для открытия и усиления данного энергетического центра, так и для устранения проблем, связанных с ним. В первую очередь, это выполнению следующих асан (упражнений йоги): Стойка на Плечах, Поза Кобры, Поза Плуга, Поза Верблюда, Вращение Головой и Шеей, Кошка-Корова, а также Шейный Замок.
Также для открытия Пятой Чакры очень эффективно пение мантр, например, мантры Кундалини Йоги «Сат Нам, Сат Нам, Сат Нам, Сат Нам, Сат Нам, Сат Нам, Вахэй Гуру». Пульсация Бидж Мантры «Сат Нам» присоединяется к эфирной Гур Мантре «Вахэй Гуру» и создаёт целительные вибрации в Пятой Чакре.
Также в Кундалини Йоге существует множество эффективных медитаций для Пятой Чакры, например, медитация с мантрой «Хами Хам Брам Хам».
Одним из лучших комплексов йоги для открытия Пятой Чакры является Канта Падма Крийя. Само название крийи Кундалини Йоги, «Канта Падма», переводится как «Лотоса Горла». Данная крийя служит прекрасным инструментом для работы с щитовидной и паращитовидной железами, с тимусом и иммунной системой. Выполнение Канта Падма Крийи рекомендовано также тем, кто страдает частыми респираторно-вирусными заболеваниями, проблемами с горлом и голосовыми связками, ощущает боли в области шеи. Также Канта Падма Крийя оказывает благотворное воздействие на состояние полости рта, зубы и язык.
Многие учителя и активные практики Кундалини Йоги делятся своим опытом относительно Канта Падма Крий, рассказывая о том, что даже однократное выполнение данного комплекса даёт мощный заряд творческой энергии и снимает напряжение с области горла и шеи.
С Канта Падма Крийей меня познакомила в 2007 году моя первая учительница Кундалини Йоги, которую я попросила дать мне «хороший комплекс для шеи» для личной практики. Мой личный опыт ежедневного непрерывного выполнения Канта Падма Крийи составил более года, но для достижения прекрасных результатов достаточно и гораздо более короткого срока. Я искренне благодарна моей учительнице и судьбе за то, что мне удалось ещё тогда познакомиться с этой прекрасной практикой! Возможно, именно она «сделала» меня учителем Кундалини Йоги.
Согласно Учению Йоги Бхаджана, человек становится Мастером какой-либо крийи, если будет делать её ежедневно в течение 1000 дней, поэтому те, кто хочет жить в согласии со своим высшим предназначением и волей своей Души, могут стать Мастерами Канта Падма Крийи – Мастерами Слова и Реализации, но для начала, если вы чувствуете, что эта крийя создана специально для вас, будет достаточно и 40-дневки.
Противопоказаниями для выполнения данной крийи являются те же противопоказания, что и для большинства других практик Кундалини Йоги (острые заболевания и болезненные состояния, хронические заболевания в стадии обострения, повышенная температура тела и т.д.). Также не рекомендуется выполнять Канта Падма Крийю во время беременности (в первую очередь, из-за использования в крийе Дыхания Огня). Если у вас есть вопросы относительно того, можно ли вам выполнять Канта Падма Крийю, то вам следует проконсультироваться с вашим лечащим врачом, т.к. данный комплекс йоги производит активное воздействие на зону шеи (и в т.ч. шейного отдела позвоночника), а также на горло, щитовидную и паращитовидные железы.
Автор статьи – Казенас Екатерина (Азад Каур) , учитель и активный практик Кундалини Йоги и Йоги для беременных. Начала практику в конце 2006 года, преподавание – в 2009 году.
При написании статьи использовались следующие материалы:
- Учебник для инструкторов Уровня I («Учитель Эпохи Водолея», Том 1);
- Лиз Бурбо «Твоё тело говорит ‘Люби себя'»;
- «старая» версия учебника для инструкторов Уровня I («Канта Падма Крийя»).
Источник
Крийя для Вишуддхи
1. Сядьте на колени-пятки. Спина прямая, удерживайте Горловой замок. Вытяните прямые в локтях руки в стороны от тела, параллельно полу. Ладони смотрят вверх. Со вдохом поворачивайте голову налево, с выдохом – направо.
Также со вдохом сгибайте руки в локтях так, чтобы предплечья оказались перпендикулярны полу, а с выдохом разгибайте руки до параллели с полом.
3 минуты
2. Перейдите в простую позу со скрещенными ногами. Руки в Гьян мудрее свободно лежат на коленях. Со вдохом поднимите левое плечо, с выдохом опустите. Затем со вдохом поднимите правое плечо, с выдохом опустите. Не помогайте себе руками. Работают только трапециевидные мышцы. Продолжайте поочередные поднятия плеч в течение 1 минуты.
3. Снова перейдите на колени-пятки. Вытяните прямые в локтях руки перед собой, параллельно полу. Ладони направлены вниз. Расстояние между кистями рук примерно 10 см. Откиньте голову назад. Смотрите на потолок. Удерживайте эту позу с Дыханием Огня в течение 3 минут.
4. Продолжайте сидеть на коленях-пятках. Опустите голову вниз, так, чтобы подбородок касался яремной ямки. Заведите прямые в локтях руки за спину, сомкните их в замок Венеры. Поднимите руки так высоко от пола как сможете, чтобы при этом спина оставалась прямой. Дыхание Огня 3 минуты.
5. Перейдите в простую позу со скрещенными ногами. Руки в Гьян мудрее свободно лежат на коленях, плечи расслаблены. Со вдохом поворачивайте голову налево, с выдохом – направо. Сделайте 26 циклов.
6. Из простой позы вытяните ноги вперед. Ноги вместе, прямые в коленях. Прямые в локтях руки расположите примерно в 20 см от бедер, пальцы смотрят назад. Отклоните туловище назад на 45 градусов от горизонтали. Откиньте голову назад. Смотрите на потолок. Удерживайте эту позу с медленным глубоким дыханием в течение 5 минут. В конце: глубокий вдох, выдох с придыханием.
Источник