Медитируйте и созидайте: влияние медитации на линейное и творческое мышление
С приходом практики концентрации (медитации) в западный мир научный интерес к ней неуклонно возрастал. Было проведено множество исследований, доказывающих, что медитация может считаться эффективным инструментом для улучшения общего самочувствия. Практика улучшает когнитивные процессы, такие как управление вниманием во время выполнения задач, требующих повышенной концентрации. При этом связь между медитацией и творчеством менее ясна. До сих пор нет наглядной модели, объясняющей, как творческие процессы протекают в мозге и какое влияние на них оказывают различные типы практик концентрации. Для изучения этого вопроса учёные из Нидерландов исследовали влияние медитаций однонаправленного внимания (ОВ) и открытого присутствия (ОП) на творческие задачи, использующие конвергентное и дивергентное мышление.
Конвергентное мышление — это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задач, следовании алгоритмам. Дивергентное мышление — это творческое мышление; термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения задач можно назвать веерообразным: при анализе причин и следствий отсутствует чёткая связь. Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, поскольку его основой являются случайные идеи. Именно поэтому, например, люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, которые построены по классической конвергентной схеме.
Медитации однонаправленного внимания и открытого присутствия являются основными приёмами буддийских медитативных практик. В первом случае фокус направлен на конкретный объект или мысль, а всё остальное, что может привлечь внимание (телесные ощущения, шум или навязчивые мысли) следует игнорировать, постоянно перенаправляя концентрацию на одну и ту же точку фокусировки. В противоположность этому, во время медитации открытого присутствия практикующий открыт для восприятия и наблюдения любых ощущений или мыслей, не сосредотачиваясь на определённом объекте, поэтому внимание здесь ничем не ограничено.
Вернёмся к исследованию. В решении задач учёные оценивали дивергентное и конвергентное мышление. Например, дивергентное мышление в творческом процессе позволяет генерировать новые идеи в контексте, который предполагает одно или более правильное решение, например мозговой штурм. А конвергентное мышление, напротив, считается процессом генерации одного возможного решения конкретной проблемы. Оно характеризуется высокой скоростью и опирается на точность и логику. По результатам наблюдений нидерландские учёные пришли к выводу, что производительность различных типов внимания меняется в зависимости от экспериментальных условий. Этот результат подтверждает гипотезу о том, что конвергентное и дивергентное мышление представляют собой различные компоненты единого творческого мышления.
Применив эту теорию к практике медитации, можно было ожидать, что определённые её типы — однонаправленное внимание (ОВ) и открытое присутствие (ОП) — могут оказывать различное влияние на некоторые аспекты когнитивного контроля. Медитация ОП предполагает довольно слабый контроль практикующего над своими мыслями, позволяя свободно переходить от одной к другой. Напротив, медитация ОВ требует сильной концентрации и ограничения потока мыслей.
Исходя из этого, голландские исследователи предположили, что практика медитации ОВ должна облегчить выполнение задач, требующих более сфокусированного контроля (конвергентное мышление), а практика медитации ОП — благотворно повлияет на дивергентное мышление.
Эксперимент
В исследовании приняли участие 19 участников (13 женщин и 6 мужчин) в возрасте от 30 до 56 лет, практикующих медитацию ОП и ОВ в среднем 2,2 года. После сеансов медитации и упражнения по визуализации практикующие должны были выполнить задачи для оценки уровня дивергентного и конвергентного мышления.
Сеансы медитации
В качестве медитации ОВ использовалась шаматха (саматха) — тип буддийской практики, ставящий целью достижение ментального покоя посредством сосредоточения на конкретном объекте. В данном случае участники концентрировались на дыхании и на разных частях тела (во время вдоха и выдоха внимание направлялось на конкретную область). Целью практики было удержание фокуса на протяжении всего сеанса.
В качестве медитации ОП использовалась адаптированная версия трансформационного дыхания, разработанная доктором Джудит Кравитц в 1980 году. Дыхание использовалось как средство для освобождения ума, при котором любые мысли, ощущения и эмоции могли возникать свободно. Наставник призывал практикующих быть открытыми к любому опыту и наблюдать за своими мыслями и эмоциями.
Упражнение по визуализации
Участников просили представить определённые домашние занятия, такие как приготовление пищи, приём гостей. Чтобы предотвратить сосредоточение внимания на одной точке или концепции, внимание периодически переключалось между визуализацией самого действия и размышлениями о нём. Например, с помощью инструкции: «Подумайте о том, кого вы бы хотели пригласить».
Задача отдалённых ассоциаций Сарноффа и Марты Медник (конвергентное мышление)
В этом задании участникам предлагалось три несвязанных слова (например, время, волосы и растяжение) с целью найти общую ассоциацию (длина, длительность). Голландская версия состояла из 30 пунктов, то есть в трёх сессиях участники выполнили 10 различных заданий.
Задача альтернативного использования Джоя Пола Гилфорда (дивергентное мышление)
Здесь участникам было предложено перечислить как можно больше вариантов использования шести предметов домашнего обихода (кирпич, туфля, газета, ручка, полотенце, бутылка). В каждой из трёх сессий участники выполняли по два разных задания.
Результаты
Предполагалось, что медитация открытого присутствия способствует состоянию когнитивного контроля, которое характеризуется слабым фокусом внимания на определённых мыслях, в то время как медитация однонаправленного внимания, наоборот, способствует сфокусированному состоянию. И по итогам исследования учёные сделали вывод, что практика медитации ОП способствует дивергентному (творческому) мышлению, то есть решению задач через поиск альтернативных вариантов.
Вторым прогнозом было то, что практика медитации ОВ должна способствовать конвергентному (линейному) мышлению. При этом учёными был замечен неожиданный эффект: при оценке эмоционального состояния участников замечено, что любая практика медитации значительно улучшала настроение. Учитывая, что повышенное настроение способствует расфокусировке внимания, вполне возможно, что практика медитации влияет на конвергентное мышление двумя противоположными способами: сосредотачивающий характер медитации мог положительно влиять на линейное мышление, в то время как расслабляющий аспект этой практики мог помешать этому. На данный момент это всё ещё предположение, требующее дальнейших исследований.
В любом случае, было доказано, что медитация оказывает определённое положительное влияние на творческое мышление. Важно отметить, что преимущества медитации ОП выходят за рамки простого расслабления. Судя по всему, практика медитации ОП реструктурирует когнитивную обработку информации в целом и влияет на производительность при выполнении других, логически не связанных заданий. Голландские исследователи предполагают, что такая практика приводит к более широкому спектру распределения ментальных ресурсов. Благодаря этому у практикующего развивается состояние когнитивного контроля, когда он способен фокусироваться не только на определённом объекте в процессе выполнения задач. Это значительно облегчает переход от одной мысли к другой, как того требует дивергентное мышление. Данное соображение согласуется с наблюдениями других учёных, согласно которым медитация ОП приводит к лучшему выполнению задачи распределённого внимания и укрепляет представление о том, что практика медитации в долгосрочной перспективе может оказывать положительное влияние на познавательные процессы.
Лоренца С. Кользато, Айка Озтурк и Бернхард Хоммель
Институт психологических исследований и Лейденский институт мозга и познания, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды
Источник
Творческая медитация
Все чаще мы слышим, что творческий подход становится наиболее востребованным качеством в современном мире. Очевидно, встает вопрос – как его развить.
Информация для размышления. В течение дня у нас возникает до 60 000 мыслей. 90% из них – повтор мыслей вчерашнего дня.
Творчество – это выход за рамки наших ограниченных представление о себе и мире. И для такого выхода, полезно осознавать, что мы видим и вообще воспринимаем не реальный мир, а модель этого мира.
Возьмем простое яблоко. Мы привыкли думать, что это предмет. При этом, мы можем уточнить, к каким категориям предметов он относится. Что это еда, а еще уже – фрукт.
Но, думать о яблоке как о вещи – это всего лишь один вариант, один подход, который удобен, например, для кладовщика, который имеет с ним дело весьма ограниченное время.
Другой подход – думать о яблоке как о процессе. Например, как о процессе круговорота и преобразования вещества и энергии.
Яблоня использует воду, почву (вещества) и солнечный свет (энергия), чтобы преобразовать воду и питательные вещества из земли в плоды. Яблоко в свою очередь содержит вещества и энергию. Если вы его съедите, ваш организм возьмет из него определенные вещества, которые превратиться в ваше тело, а другие вещества (глюкоза) преобразуется снова в энергию.
Можно посмотреть на яблоко еще более необычным образом и увидеть в нем нематериальный мир. Это яблоко выращивали конкретные люди в конкретном месте. Если это яблоко, которое вам прислали родители и которое выросло на той самой яблоне, на которую вы лазили еще в детстве – это будет для вас очень особенное яблоко, даже если оно внешне как две капли воды похоже на то, что лежит на прилавке супермаркета. Т.е., оно несет в себе нечто, что физически в нем не содержится.
Все это забавно, скажете вы, но какой практический смысл в этих увлекательных мысленных упражнениях?
Честно говоря, мне бы очень хотелось ответить на этот вопрос в парадоксальном духе предыдущих абзацев и сказать, что искать во всем практический смысл – это тоже большое ограничение (кстати, я действительно так думаю). Но, в данном случае, как раз не сложно найти практически смысл.
Такие упражнения помогают увидеть в предмете или явлении или процессе новые свойства, особенности, которые вы не замечали раньше. А ведь именно на этом основаны все прорывы в изобретательстве, науке и творчестве.
И тогда, вы можете осознать, например, что люди покупают на самом деле не дрель, а дырки, которые она делает и создадите потрясающе эффективную рекламную компанию. Или, задавшись «глупым» вопросом о том, как снег может сам убраться из города, вы вспомните, что снег – это ведь еще и вода, просто замерзшая и если она растает, то спокойно сама потечет по дренажным трубам. И тогда вы могли бы придумать снегоплавильную машину, которые становятся сейчас так популярны в больших городах.
И конечно важно помнить, что творческий подходи – это навык. Это не секрет, который можно разгадать или открыть. Это навык, который необходимо развивать, в частности, упражнением, которое я здесь описал.
Итак, общая схема медитации
Возьмите или вспомните какой-то знакомый предмет и постарайтесь представить его как процесс. Например, процесс превращения исходных материалов, вещества, энергии в конечный продукт. Можно включить в этот процесс взаимодействие и труд людей.
Проработав таким образом два три предмета, окиньте взором окружающее пространство и постарайтесь целостно осознать, что все что вас окружает – не застывший мир предметов, а постоянно изменяющийся, хоть и с разной скоростью мир процессов.
Эту технику можно вполне выполнять как неформальную практику, т.е. между делом. Но, как это часто бывает, если я могу что-то делать когда угодно, то скорее всего не буду делать вовсе. Так что если хотите развить в себе этот новый способ мышления, поставьте себе четкую цель и обеспечьте напоминания.
Например, в течение месяца раз в день, сразу после обеда выполнять творческую медитацию, во время 10-минутной прогулки.
Пожалуйста, напишите в комментариях, интересны ли вам подобные практики и вообще, какие темы вы бы хотели, чтобы я раскрыл в этом году.
Источник
Медитация для креативности
Yoga Journal
Простая медитация для регулярной практики
Мы часто застреваем в повседневных паттернах, которые в лучшем случае нас не вдохновляют, а в худшем — высасывают из нас силы. Так почему бы не выйти из зоны комфорта и не обнаружить, насколько богатой и интересной может быть жизнь.
Позволяя своему мозгу импровизировать и мыслить свободно, мы можем:
· Бороться с депрессией. При депрессии мир видится в темных тонах — и при этом ощущается невозможность изменить эту точку зрения. Однако если у вас есть привычка мыслить творчески и придумывать опции решения проблем, это может привести к ощущению оптимизма, которое несовместимо с депрессией.
· Снизить тревожность. Когда нас накрывает тревога, это часто из-за того, что мы боимся одного конкретного результата или исхода. Но если вы можете представить себе альтернативные сценарии, это помогает успокоить ум.
· Повысить продуктивность. Креативность включает в себя умение рисковать — и часто терпеть поражение. Однако позволяя себе свободу пробовать и терпеть неудачу, можно увидеть, что же не работает — и что, наоборот, работает и в конечном счёте приводит нас к ещё большему успеху. А это может питать наше желание ещё большего успеха, что в свою очередь увеличивает вашу продуктивность.
Креативность лучше всего проявляется, когда для нее есть пространство, время и постоянство. Елена Брауэр, преподаватель йоги и медитации из Нью-Йорка и соавтор книги «Искусство внимания» говорит: «Практикуя йогу и медитацию, мы можем сознательно создавать это время и пространство, в котором можно избавляться от наших ограничений и принимать наше творческое вдохновение». Ее медитация (приведена ниже) нацелена на то, чтобы помочь нам выйти из своих привычных границ и открыться новым возможностям. «Эта медитация соединяет нас с центральным каналом тела, где живёт креативность и где возникают ясность и уверенность в себе».
Медитация для пробуждения креативности
Сядьте удобно, таз выше коленей. Сделайте вдох носом, вдыхая глубоко в живот. Ощущайте, как с воздухом вниз опускается свет. Сделайте выдох носом снизу вверх, ощущая, как свет движется наверх.
Затем добавьте восприимчивость и умение слушать — при помощи простой мудры и аффирмации, повышающей творческую ясность. Соберите кисти в форму чаши перед сердцем — мизинцы касаются, ладони смотрят вверх.
Глубоко дышите в живот через нос и ощутите в руках качество принятия. Пригласите источник вашей креативности в физическое тело, замечая любые мысли или ощущения по мере их возникновения. Приветствуйте своё дыхание и наблюдайте, как оно становится более долгим и спокойным с каждым циклом дыхания. По мере того, как в теле и в дыхании появляется больше стабильности, вы создаёте плодородную почву для семян вашей креативности. Дышите глубоко и спокойно 3-11 минут.
Завершая медитацию, представьте, что вы вдыхаете свет до самого низа живота. Сложите ладони вместе в молитвенном жесте (Анджали мудра) перед грудью, на уровне сердца. Выдох идет из живота, снизу вверх; подтягивайте пупочный центр к позвоночнику, представляя, как свет ярко освещает все ваше существо и все окружающее пространство.
Источник