Медитация для принятие ситуации
Медитация является мощным инструментом для разрешения проблем. Она помогает сфокусировать внимание на том, что вас беспокоит, на что не способно обычное мышление. Когда вы чувствуете, что жизнь пошла не лучшим образом, обратитесь к медитации, чтобы снять внутреннее беспокойство. Попытайтесь с помощью медитации найти творческий и эффективный путь разрешения вашей проблемы.
Большинство людей отмечают, что если бы они не столкнулись с тяжелыми проблемами в жизни, то и не встретили бы свою настоящую любовь. Либо если бы они тяжело не заболели, то никогда бы не научились жить полной жизнью. Этот раздел начинается с медитации под названием «Кризис уравнивает шансы». Это важная медитация для нахождения золота на кажущемся пепелище вашей разбитой жизни.
Если вы постоянно стремитесь к контролю над своей жизнью, то не думайте, что вы одиноки в этом желании. При возникновении проблем с управлением другими людьми, своим окружением и даже собой проводите медитацию «Теперь вы можете все отпустить». Временами у каждого возникают проблемы с моралью и этикой. Медитация «Правильный путь» поможет вам сохранить истинные ценности в трудной ситуации, особенно когда принятие тех или иных решений может сильно осложнить последующую жизнь. Проводите практику «Нахождение решения», чтобы медитация в движении способствовала пониманию причин вашего беспокойства. Если вы подавлены денежными вопросами, то проводите медитацию «Примирение с деньгами». Если вы страдаете расточительством, то для внесения большей дисциплины в ваши траты проводите практику «Во избежание долгов».
Трудоголизм — это термин, которым обозначают психическую проблему, он подразумевает насущное стремление человека много работать, чтобы быть первым. Во время медитации «Трудоголизм» вы спросите себя, зачем работаете так много, и тем самым сможете внести равновесие в вашу жизнь. Медитация «Отражение в зеркале» подскажет, как осознать свои проблемы, какими бы они ни были. Практика «Просьба о помощи» подскажет, как и когда просить о помощи.
Видение мира в черном цвете тоже является большой проблемой. «Негативное мышление» — это медитация, направленная на преодоление пораженческих мыслей. И последняя медитация этого раздела — «Ответственность» — поможет вам взять полную ответственность за свою жизнь.
Источник
Медитация принятия настоящего
Сегодня привожу описание одной классной техники медитации для самоуспокоения. Она помогает взрастить тот внутренний островок осознанности, который позволяет не утопать с головой вовлеченным в драму обыденной жизни. Выработалась спонтанно в ходе личной практики. Делю ее на два уровня: первый – базовый, для всех, второй – продвинутый, для избранных желающих копнуть себя глубоко. Технику условно называю «медитация принятия настоящего», потому как именно этому процессу она непосредственно способствует. Проверено и отработано на себе и заинтересовавшихся темой клиентах.
Принятие настоящего – это разновидность медитации, которую может использовать самый обычный, непричастный к восточным учениям, человек. К ней применимо свойство: «Easy to learn, hard to master» (в переводе – легко начать, сложно достичь высот). Техника подойдет каждому для выравнивания своего состояния, а при усердном подходе может привести к удивительным открытиям на собственный счет.
Клиентам я иногда привожу аналогию, где говорю, что психологический анализ подобен отладке глючного софта («программного обеспечения»). Медитация же затрагивает более глубинные уровни, вплоть до «железа» (это, где у компьютеров – провода, платы и микросхемы), и помогает разгружать память «машины» в целом.
Большая часть психических проблем случается из-за глючных программ, поэтому удачно обрабатывается анализом. Устранил неадаптивное убеждение, посмотрел на жизнь иначе – на душе полегчало.
Но если «машина» тормозит, программы подвисают, «окна» не закрываются из-за непомерно насыщенного потока активных процессов, тогда мы уже не отлаживаем конкретные программы, а попросту их отключаем хотя бы на время. Десктоп очищается – тишь, да гладь. Эмоции рассеиваются, метания и взбудораженность ума проходит – на душе, опять же, легчает.
Можно известись, пытаясь ублажиться впечатлениями, но так и не успокоиться. Развлечения, секс, информационные и химические наркотики по итогу вызывают еще большее опустошение. Медитация не насыщает этот неуемный голод, а вскрывает его причины, и «подкожные автоматизмы», принуждающие к вечным метаниям и поискам, перестают помыкать умом.
Практика принятия настоящего – не из приятных, но получив ее реальный вкус, нечто внутри начинает осознавать, что бегать от собственного сопротивления бесполезно, – оно остается с тобой до тех пор, пока не займешься принятием реальной причины своей неудовлетворенности со всей возможной открытостью.
От слов – к делу
Нелегко объяснять, как выполнять медитацию, чтобы слушатель от слов, наконец, перешел к делу. Очень уж она интуитивна и становится по-настоящему понятной исключительно на практике – никак не из теории.
Даже двухсекундный опыт воплощенной практики очень ценен – к нему начинающий практикующий сможет интуитивно возвращаться и его развивать. В противном случае можно рыться годами в теориях, даже не осознавая, что практика до сих пор не началась.
До сих пор удивляюсь, как люди, получив вкус практики, начинают говорить на одном языке, понимая друг друга на таком уровне, который обывателю может показаться какой-нибудь фантастической ахинеей.
Слова – всего лишь черточки и звуки на пустотном фоне. Смысл же слов – это всегда уникальный «вкус», порождаемый личными психическими рецепторами – его каждый воспринимает по-своему. Поэтому в живом общении я избегаю проповедей, и пытаюсь прислушиваться к тому, как слова воспринимаются, чтобы говорить на языке слушателя.
В этой статье использую уже неплохо проверенные слова, оказавшиеся понятными многим начинающим практикующим. И все равно напоминаю – теория и практика – два разных мира. Не перепутайте.
Подготовка
Эту практику я советую людям склонным к нервному перевозбуждению, и вообще, каждому, кто хочет обучиться успокаиваться. Под успокоением я здесь подразумеваю не засыпание, а прекращение умственных метаний и психической взбудораженности, когда поток мыслей и чувств сглаживается – и наступает то самое пригодное для любой жизненной ситуации состояние внутренней спокойной ясности, к которому все так стремятся.
Для начала практики можно устроиться в любом удобном положении, желательно сидя, чтобы не заснуть. Далее можно закрыть глаза и выполнить любую технику расслабления, особо не заморачиваясь качеством последующей расслабленности.
Попробуйте охватить свое тело внутренним взором. Пройдитесь вниманием по всем его частям, задерживаясь в каждой на несколько секунд, чтобы ее почувствовать и отпустить: левая рука, правая рука, живот, грудь, лицо, лоб, голова в целом, горло, поясница, левая ягодица, правая ягодица, левая лопатка, правая лопатка, спина в целом, левая нога, правая нога, все тело целиком.
Принятие настоящего – базовый уровень
Для выполнения практики перечислю несколько ориентиров. Сработать может любой. Ориентиры необходимы для наблюдения за реальными явлениями, на которые они указывают, поэтому не спешите, примеряйте каждый, пытайтесь прочувствовать на практике, о чем идет речь.
Первый ориентир: вы смотрите на собственный дискомфорт – ту самую психическую взбудораженность. Вы пронизываете ее внутренним взором в объеме со всех сторон. Направьте внимание в эпицентр своего дискомфорта – он же его источник. Не ищите каких-то особенных переживаний. Речь идет именно о том, что вы чувствуете прямо сейчас. Делать с этим ничего не нужно. Просто смотрите.
Второй ориентир: глядя на эпицентр внутреннего напряжения, вы его отпускаете и расслабляетесь, позволяя всему пребывать и двигаться именно так, как оно уже без вашей воли пребывает и движется. Там, где напряжения остаются, вы заглядываете в их источник и отпускаете.
Третий ориентир – более тонкий и значимый для принятия настоящего: вы направляете внимание туда, куда смотреть не хочется. Вы пробуете чувствовать то, что чувствовать не хочется. Чем более запретным для собственного взора кажется очередное пространство нутра, тем важней набраться наглой смелости и посмотреть именно туда. Чем сильней сопротивление, тем важней заглянуть в самый очаг этого переживания. Если дискомфорт усиливается, наблюдайте еще смелей за его источником, пронизывайте его внутренним взором. Принятие настоящего напрямую зависит от степени открытости собственному нутру.
Выполнять практику можно по мере необходимости, когда почувствуете излишнюю взбудораженность. Краткий вариант практики на 5-10 минут рекомендую выполнять каждому хотя бы пару раз в неделю.
Принятие настоящего – продвинутый уровень
Все то же самое, но глубже и тоньше. В аккурат подходит уже относительно опытным и усердным практикующим, заимевшим способность размещать свой чуткий взор в направлениях собственного психического устройства. Помогает вскрывать глубинные грани своего нутра и прорабатывать тончайшие причины личных напряжений. Если почувствуете, что к практике не готовы, тогда возвращайтесь к базовому варианту.
Здесь я даю еще несколько более тонких ориентиров.
Четвертый ориентир: вы ничего ни с чем не делаете, ничего не выбираете, ни во что не вмешиваетесь, а просто смотрите на причину собственных выборов. Теперь вы – не деятель, а наблюдатель. Вы наблюдаете уже не какое-то конкретное дискомфортное переживание, а свое сопротивление этому переживанию.
В практике принятия настоящего сам отказ осознавать и проживать становится объектом осознавания и проживания. Поэтому, когда вы «нащупываете» дискомфорт, сделайте еще один шаг, как бы спрашивая себя: «что во мне реагирует на этот дискомфорт?»
Прочувствуйте свое сопротивление настоящему. Заметьте, что вы продолжаете волевые действия даже на тонком психическом уровне. Обратите внимание на причину этих действий – то самое направление, куда смотреть не хочется. Прочувствуйте изнутри и со всех сторон импульс, который побуждает вас действовать.
Пятый ориентир: обратите внимание на собственное присутствие в настоящем. Заметьте, что вы просто есть, и никаких усилий для этого не требуется. Но нечто мешает вам просто быть, сопротивляется своему естественному присутствию и побуждает к чему-то. Почувствуйте, что мешает вам оставаться в настоящем и просто быть.
Шестой ориентир: обратите внимание на то, что все ваши ощущения – это единый акт осознавания настоящего. Ваше тело – это акт осознавания вашего тела. Все, что вы ощущаете прямо сейчас – это пространство и форма вашего сознания. Оно осознает без всяких усилий – спонтанно и непрерывно. Все вообще – это ваше самопроизвольное осознавание. Все ощущения, формы, процессы – это области осознавания. Оставайтесь в этом, не отвлекаясь на частности. Замечайте единый процесс осознавания, происходящий прямо сейчас.
Продвинутый уровень практики не ограничивается во времени. Практикуйте, пока практикуется.
Послесловие
Замечено, что ежедневная практика часто выхолащивается до «сухого» ритуала, не принося особых результатов. Нутро требует своеобразной подзарядки, чтобы после – заглянуть за очередной рубеж. Могут потребоваться перерывы от одного до нескольких дней. Экспериментируйте.
В ходе практики можно заметить, что конечное звено всех напряжений – это чувство себя, как деятеля – оно же чувство «я». Будете смотреть на «я» – найдете деятеля. Будете смотреть на деятеля – найдете «я». А если посмотрите в сторону источника всех напряжений, найдете там себя же в собственной исконной основе.
Почти все человеческие проблемы можно свести к тому, что жизнь здесь и сейчас не устраивает. Нечто внутри нас сопротивляется настоящему, не принимает его. Сопротивление проявляется в непрерывном удержании тонкого напряжения, которое побуждает пребывать в мороке привычной жизни – об этом говорил на progressman.ru в прошлогодней статье про осознанность и драму.
В одном из ориентиров практики я упомянул, что не нужно искать каких-то особенных переживаний. Наблюдать необходимо то, что наблюдается. Вы удивитесь, какие глубины таятся за привычным фоновым потоком повседневного дискомфорта. Большинство практикующих проживают видимый источник и эпицентр напряжения где-то в районе глотки – то есть там, где эго проявляется во внешнем мире телесным голосом.
По моим наблюдениям истинный источник психического страдания – это не какие-то конкретные переживания, а собственное сопротивление им. Куда проще – открыто принять настоящее, чем продолжать метаться, сопротивляясь. Но дело в том, что сама природа сопротивления устроена таким образом, чтобы не замечать того, как именно и чему сопротивляются. Поэтому практика – утонченная и многоуровневая. Она планомерно раскрывает собственную безграничность практикующего.
Другие статьи по этой теме:
Источник
Дхарма-маркетинг: как медитация стала мейнстримом и так ли она всесильна
Практику медитации стали воспринимать как панацею от всего на свете — от мигрени до разбитого сердца, от застоя в творчестве до повышения ежемесячного дохода с продажи онлайн-курсов. Голливудские актеры инвестируют в mindfulness-приложения, которые возглавляют рейтинги по скачиванию в AppStore, а крупные IT-компании — в сеансы «практик созерцания» для своих сотрудников, которые начинают важные совещания с «минутки осознанности». The Guardian пишет о том, что медитация поможет улучшить сексуальную жизнь, многочисленные сериалы иллюстрируют, как где-то в Аризоне медитацией занимаются успешные и богатые люди (из последнего — «Покои» с Умой Турман, эпизод «Осколки» пятого сезона «Черного зеркала»). Древнейшая духовная практика Востока приобретает несколько потребительский характер на Западе.
Медитация и Запад
Ответ на вопрос, почему медитация и другие восточные практики стали столь популярными в западных странах в последнее десятилетие, в первую очередь стоит искать в геополитике. Джозеф Кэмпбелл в своей легендарной книге «Тысячеликий герой» 1949 года писал:
«Все мировые религии строятся на раздоре, потому что служат инструментами пропаганды и самовосхваления, даже буддизм в последнее время претерпевает деградацию, усваивая уроки Запада».
Под деградацией, очевидно, имеется в виду навязывание культурных особенностей Востока западным народам, которые воспринимают чужие обычаи в совершенно ином ключе, — в общем, апроприация как она есть. Цигун, ушу, йога — сами по себе не религиозные, но идущие рука об руку с буддизмом, — стали широко распространены на Западе и воспринимаются уже не так экзотично. В Индии и Китае существуют государственные программы, популяризирующие такие практики, которые призваны оказать существенное культурное влияние на Западе и, как следствие, шире распространить буддийскую культуру и традиции.
Карл Густав Юнг в 1936 году написал эссе «Йога и Запад», в котором раскритиковал применение йогической техники западными народами, но в конце добавил, что в йоге как таковой ничего плохого не видит.
«Европеец обожает системы и методы, способные лишь еще более подавить в человеке естественное, которое все время становится европейцу поперек дороги. Поэтому он наверняка станет употреблять йогу во зло, ибо психические предрасположенности у него совсем иные, нежели у человека Востока. Я готов сказать каждому: «Изучай йогу и ты многому научишься, но не пытайся применять ее, поскольку мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы. Индийский гуру все тебе объяснит, и ты сможешь во всем ему подражать»».
Тот же вопрос можно применить и к медитации: нужна ли она западному человеку, сможет ли он правильно воспользоваться этим инструментом работы с собственным сознанием?
«Сложно ответить на вопрос, потеряла ли что-то медитация, пока шла на Запад, — говорит Егор Лобусов, выпускник факультета фундаментальной медицины МГУ, врач-невролог, практик цигуна (китайского варианта медитации), член ассоциации когнитивно-поведенческой терапии. — Ведь серьезные западные практики (из известных соотечественников возьмем Бориса Гребенщикова или Германа Грефа) долго обучались у своих гуру на Востоке — в Тибете или Индии. Определенная передача «сакральных» знаний существует, но масс-медиа часто искажают переводы и неправильно доносят информацию. Чтобы стать хоть сколько-то пробужденным и просветленным, западному человеку нужно пройти долгий путь — в первую очередь, выучить язык и каким-то образом влиться в единый культурный контекст. Это очень непросто, поэтому так мало тех, кто по-настоящему занимается практиками, а не играется в них».
Медитация и наука
Мощная mindfulness-волна повлекла за собой популяризацию научных исследований и активное применение практик в психотерапии. Заручившись поддержкой со стороны науки, медитация охватывает все больше любопытствующих умов. Но и здесь происходят нестыковки: недавно в научном сообществе прогремел взрыв — издание Plos One отозвало работу 2015 года, которая якобы доказывала пользу медитации для людей, страдающих различными хроническими заболеваниями. Оказалось недостаточно оснований, чтобы считать выводы верными, к тому же был обнаружен скрытый конфликт интересов: авторы исследования работали в медицинском центре, продающем услуги «практик осознанности», и явно были заинтересованы в том, чтобы их «метод» работал.
«К сожалению, наткнуться на «фейк ньюс» не только в политике и экономике, но и в медицине можно довольно часто, — рассказывает врач Егор Лобусов. — Обороты фармацевтического бизнеса превышают обороты нефти, и влияние его на политику, систему образования, мышление очевидно, как и лоббирование определенных интересов, в том числе исследований, которые якобы позволяют обходиться без медикаментов. Явление, которое становится популярным и модным, и к тому же с научно доказанной эффективностью, будет сопровождаться чудовищным количеством искажений и домыслов. Так происходит и с медитацией прямо сейчас».
«Когда «религиозный» метод в то же время рекомендуется в качестве метода «научного», можно быть уверенным, что он найдет на Западе широкую публику». Карл Густав Юнг, «Йога и Запад», 1936 год.
Тем не менее многочисленные исследования говорят о действительной пользе «практик созерцания», которые включаются в психотерапию и набирающую обороты когнитивно-поведенческую терапию. Вторая подразумевает, что, изменив образ мышления, поведение и устранив определенные стереотипы, можно решить психологические проблемы. И медитация тут как нельзя кстати — терапевты предлагают ее в качестве «домашнего задания». Работа с «практикой созерцания» направлена на снятие проявлений тревоги, на мышечную релаксацию и уменьшение дисрегуляции вегетативной нервной системы, а также на развитие умения «разглядеть» свой автоматический мысленный поток и научиться безоценочному мышлению, что может изменить отношение к вещам, людям, событиям.
«Трудно провести грань между психологическим и физическим аспектом, — поясняет Лобусов. — Потому что любое физическое заболевание, сложная травма ноги или мигрень всегда будет сопровождаться психологической реакцией. Физические травмы сильно влияют на состояние вегетативной нервной системы и процессов восстановления организма в целом. Грубо говоря, если у вас плохое настроение, раны будут заживать медленнее. Было даже проведено исследование, в котором ученые пришли к выводу, что у добрых врачей, создающих «положительный климат», пациенты выздоравливают лучше. То есть психологическая поддержка вкупе с медитацией могут положительно повлиять на восстановление физическое, если только речь не идет о таких серьезных вещах, как приступы шизофрении или галлюцинации. Здесь уже не до медитативных практик».
Татьяна Палкина, психолог, аспирантка факультета психологии МГУ, добавляет: «Использование медитации психологами в своей работе — скорее редкость, чем правило. Однако медитация в ее упрощенном варианте уверенно входит в повседневную жизнь людей. В основном это обусловлено необходимостью расслабиться и скинуть груз будничных проблем. Правильно выполняемые сеансы медитации действительно могут оказывать терапевтический эффект. Однако необходимо понимать, что такая техника имеет краткосрочное расслабляющее и успокаивающее действие для возвращения человека в стабильное психологическое состояние, и существует масса альтернативных способов перезагрузки — от занятий спортом или любимым делом до общения с близкими. Медитация не гарант психологического благополучия и успеха. Большинство людей вполне могут прожить долгую и счастливую жизнь и без практик медитации».
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»
Темная сторона дхармы
В этом году в СМИ вышло немало статей, в какой-то мере «разоблачающих» медитацию. Vice рассказывал о ее «темных» аспектах, описанных еще в древних буддийских текстах, ему вторило российское издание «Нож». Приводились показания нескольких людей, прошедших ретриты по системе Гоенки и впавших после этого в глубочайшую депрессию. Ученый Уиллоуби Бриттон, пытаясь выяснить причину проблемы, так как сама прошла через то же самое, опубликовала статью, основанную на показаниях пострадавших.
«Это совершенно нормальная история, — уверен Егор Лобусов. — Вообще, так и должно быть с теми, кто не был морально подготовлен к многочасовым практикам осознанности, особенно, если до этого человек пребывал в подавленном состоянии. Плюс ко всему, должен быть внимательный наставник, очень чуткий к изменениям состояния сознания своих студентов. Я наблюдал разных медитирующих. В том числе тех, кто практикует десятилетиями, но ненавидит мир вокруг, их раздражают люди, потому что они мешают медитировать. Мол, люди бездуховны, не дают отправиться прямиком в нирвану».
Таким образом, распространенное мнение о том, что медитация делает людей лучше, — заблуждение. Печально, но она может привести к полной безответственности за собственные поступки, ведь человек винит только мир вокруг себя. Эта негативная установка как раз и приводит к тому, что часто после ретрита люди чувствуют опустошение и отчаяние.
Лобусов утверждает: «Занимаясь практиками без наставника, человек в лучшем случае потеряет время, в худшем — может обрести стойкую депрессию. Медитация, как алкоголь, наркотики и другие вещи, приводящие к измененному состоянию сознания, сопровождается стойким паттерном ухода от реальности. Так, люди с психологическими деформациями часто прибегают к алкоголю, чтобы отвлечься от проблемы. Алкоголь не позволяет найти ответ на вопрос, он позволяет забыть вопрос. К сожалению, для многих медитация работает также: люди уходят в нее, чтобы избежать принятия внутренних или внешних конфликтных ситуаций. Серьезные наставники на Востоке предупреждают: медитация не принесет счастья, не стоит заниматься ей ради удовольствия. Это встреча с самим собой и с проблемами, которые нужно решать».
Поезд, который идет на Восток
Дэвид Линч пропагандирует трансцедентальную медитацию уже больше 40 лет, причем иногда в достаточно фанатичной форме, что, впрочем, может быть следствием адаптации его книги «Поймать большую рыбу» о режиссуре и медитации на русский язык:
«С тех пор я ни разу за тридцать три года не пропустил медитацию. Я выделяю для нее время утром и после ужина, каждый раз по двадцать минут. Затем продолжаю заниматься обычными ежедневными делами. И я стал замечать, что мне все больше и больше нравится то, чем я занимаюсь. Обостряется интуиция. Растет удовольствие от жизни, а негатива становится меньше».
Очевидно, что медитация в западной культуре сегодня — это атрибут успешности, который продолжает цепочку: вставить хорошие зубы, регулярно заниматься фитнесом, принимать витамины и далее по списку. Как легендарный «Paint» от старенькой «Винды», так и от iPhone сегодня неотделим стандартный встроенный параметр — «осознанность». Скачав одно из популярных приложений, можно спокойно помедитировать в обеденный перерыв. В общем, хочешь быть как Линч, ну или хотя бы «менеджером месяца», упражняйся в медитации. Но все мы помним историю про парня, который ушел из богатой королевской семьи, чтобы скитаться с бездомными и узнать, какой мир большой и сложный, затем начал медитировать и достиг нирваны — явно не с целью добиться повышения по службе.
«Тренд, создаваемый западной массовой культурой, будет рождать у любопытных идею начать медитировать, — считает Егор Лобусов. — Но каждый должен ответить на вопрос, зачем это нужно конкретно ему. Если человек, насмотревшись сериалов, где богатые и успешные медитируют, тоже начинает этим заниматься в надежде добиться успеха, то потерпит крах. Потому что путает причину со следствием. К сожалению, большинство людей живет именно такими автоматически навязанными идеями. Медитация — мощный инструмент, он требует аккуратности и, как бы тавтологически это ни звучало, — осознанности. Представьте, что практика созерцания — это поезд. Те, кто считают медитацию атрибутом престижа, выбирают поезд СВ с мягкими креслами и высококлассным обслуживанием, увлекаются красивыми светильниками или необычными розетками в вагоне, совершенно не интересуясь, куда идет этот поезд. В первую очередь медитирующий должен понимать свою конечную остановку».
Источник