Медитация далай лама обучение
HOW TO PRACTICE: The Way To A Meaningful Life, Dalai Lama and Jeffrey Hopkins
Copyright © 2002 by His Holiness the Dalai Lama and Jeffrey Hopkins, Ph.D.
Фотография на обложке:
© Robert Harding / Godong / DIOMEDIA
© Сафонов В. В., перевод на русский язык, 2018
© ООО «Издательство «Эксмо», 2018
Впервые с наставлениями Далай-ламы я познакомился в 1972 году. Через три дня после моего приезда в городок Дхарамсалу на севере Индии Его Святейшество даровал учения, которые продолжались шестнадцать дней. Каждая лекция длилась от четырех до шести часов, а сам курс был посвящен различным стадиям на пути к просветлению. Я начал заниматься тибетским языком и выполнять практики тибетского буддизма десятью годами ранее. Мои учителя особенно хорошо разбирались в тибетских комментариях к текстам учений и подготовили меня к совместной работе с учеными-йогинами, бежавшими в Индию из Тибета.
Честно говоря, я и не думал, что этот облеченный властью человек, рожденный на северо-востоке Тибета в 1935 году, в двухлетнем возрасте признанный – в соответствии с пророчествами, видениями, чудесными предзнаменованиями и проверками – перевоплощенным Далай-ламой XIV, оправдает ожидания от курса. Однако он поразил меня. Его Святейшество затронул широкий спектр вопросов, касавшихся пути достижения просветления. Я был буквально пленен его идеями – от основных понятий до частных соображений, – которые внесли ясность в проблемы, долгое время казавшиеся неразрешимыми. Он заставил меня на многое взглянуть по-новому.
Когда Далай-лама говорил по-тибетски, его речь звучала столь быстро и ясно, что отвлечься было просто невозможно. Как-то раз, описывая размышления, которые приводят к развитию сострадания, он заговорил с особым воодушевлением. Его голос стал необычайно высоким – «козлиным», как шутливо заметил сам Далай-лама. Я же услышал в нем поэта, вдохновенно декламирующего свои стихи. В ходе учений Его Святейшество представил слушателям весь комплекс практик, ведущих к просветлению. Далай-лама с философской проницательностью анализировал, сопоставлял и объединял различные проблемы, которые любой другой на его месте пытался бы осмыслить по отдельности. Тот же голос поэта и философа звучит и на страницах этой книги. Порой Его Святейшество трогает сердце живыми описаниями человеческого страдания и преимуществ альтруизма, порой же обращает наше внимание на отличительные черты таких глубоких практик, как, например, медитация на пустотность. Все это может послужить пищей для многолетних размышлений.
В пятилетнем возрасте Далай-ламу привезли в столицу Тибета Лхасу, где он прошел полный курс монашеского обучения. В 1950 году, из-за вторжения китайских коммунистов в Восточный Тибет, шестнадцатилетний Далай-лама был вынужден взять на себя руководство страной. Несмотря на попытки договориться с оккупантами, Его Святейшество оказался перед лицом неминуемой опасности, и в 1959 году ему пришлось бежать в Индию. Находясь в изгнании, он успешно воссоздал множество центров по изучению всех областей тибетской культуры. Далай-лама посетил многие страны, чтобы донести идею о важности милосердия в обществе. Его слова адресованы не только буддистам или представителям иных религий, но и всем людям без исключения. В 1989 году Далай-лама был награжден Нобелевской премией мира за заслуги и неустанный труд в интересах тибетцев и представителей других народов.
Его Святейшество – автор множества книг, некоторые из них рассчитаны на широкую аудиторию, другие предназначены для тех, кто непосредственно изучает буддизм. В этой книге он обращается к многовековой традиции тибетской духовной практики, а также, опираясь на собственный опыт, дает наставления о том, как следовать по пути духовного развития, чтобы обрести ясность ума и преобразовать эмоции. Тем самым Далай-лама показывает, как наполнить нашу жизнь смыслом.
Наше знакомство с Далай-ламой продолжается тридцать лет, десять из которых я провел в качестве главного переводчика во время его выступлений в США, Канаде, Индонезии, Сингапуре, Малайзии, Великобритании и Швейцарии. Все эти годы я был свидетелем того, как проникновенно Далай-лама выполняет практики, составляющие смысл его существования. Для нас важно понимать, что этот проницательный, отзывчивый, веселый и просто удивительный человек воспитан на традициях тибетской культуры. Нам следует воспринимать эту культуру как одно из величайших чудес света.
Потребность в мире и доброте
Мне доводилось бывать в разных странах по всему миру, но где бы я ни находился, с кем бы ни общался, я всегда воспринимаю собеседников как членов своей семьи. Даже если мы видимся впервые, я отношусь к каждому человеку как к другу. Мы и вправду уже знакомы, ведь наши основополагающие цели совпадают: каждый из нас стремится к счастью и хочет избежать страдания.
Два пути к счастью
Есть два способа стать счастливым. Первый способ – внешний. Улучшая жилищные условия, приобретая качественную одежду и общаясь с более подходящими нам людьми, мы сможем в той или иной степени обрести удовлетворенность и счастье. Второй способ предполагает духовное развитие, он ведет к внутреннему счастью. Однако эти способы нельзя назвать взаимозаменяемыми. Внешнее счастье не продлится долго без внутреннего. Если ваша жизнь стала казаться вам неполной, если вы не чувствуете внутренней гармонии, то вы не обретете счастье, даже окружив себя роскошью. И наоборот: обладая душевным спокойствием, вы сможете испытывать счастье даже в самые тяжелые моменты жизни.
Иногда материальное благополучие помогает решить какую-то проблему, но в то же время оно создает новые неприятности. Например, встречаются вполне состоятельные, хорошо образованные и успешные люди, которых счастье обходит стороной. Они уже не могут заснуть без снотворного и злоупотребляют алкоголем. Им по-прежнему чего-то не хватает: они не получают удовлетворения от жизни, поэтому принимают успокоительное или ищут забвения на дне бутылки. С другой стороны, есть люди, чьи потребности намного скромнее. Им не нужно переживать из-за денег, поэтому у них куда более спокойная жизнь и они крепко спят по ночам. Такие люди удовлетворены и счастливы, хотя и меньше обеспечены материально. Этот пример подтверждает, как важен внутренний настрой. Материальное благополучие само по себе никогда не устранит человеческое страдание.
В этой книге я предлагаю вам традиционные тибетские практики, ежедневное выполнение которых поможет достичь внутреннего умиротворения. Когда ваши ум и сердце обретут покой, все волнения и тревоги уйдут, и вы почувствуете себя более счастливым. Эта перемена отразится на ваших взаимоотношениях с другими людьми. Став лучше как человек, вы станете лучше как гражданин своей страны и, в конечном счете, как гражданин мира.
Все мы появляемся на свет беспомощными. Мы не смогли бы выжить без родительской заботы, не говоря уже о том, чтобы добиться успеха в жизни. Если ребенок растет в постоянном страхе и ему не на кого положиться, он потом будет страдать всю жизнь. Дети особенно нуждаются в добром отношении, поскольку их ум очень чувствителен. Но взрослым людям тоже нужна доброта. Я очень ценю, когда люди дружелюбно приветствуют меня с искренней улыбкой на лице. В такие моменты мое сердце радуется, даже несмотря на то, что эти люди мне незнакомы или я не понимаю их язык. В то же время, если человеку моей культуры, которого я знаю уже много лет, недостает доброты, то я сразу это чувствую. Доброта, любовь, подлинное ощущение родства очень важны – потому что без них само сосуществование людей было бы невозможным.
Источник
Мой нейробиолог Далай-лама. Как медитация покорила ученых
Б иолог Йоха Колудар выносит оправдательный приговор медитации. Эта практика, как и всё эзотерическое, считалась антиподом науки, а значит, воспринималась трезвомыслящими людьми как развод для лохов, способных отдать последние деньги за магнитный браслет и травку, «лечащую рак». Но в последние годы учёные прозрели.
Бритоголовый мужик в оранжевом платье сидит скрестив ноги и закрыв глаза. Проходят минуты, часы, а он всё так же сидит, размеренно и глубоко дыша. «Зачем ему это? Ему что, нечем заняться? К тому же наверняка он спит» — думаем мы с вами. С концептом медитации связано слишком много эзотерического, спиритического даже, чтобы мы могли не кривясь думать о ней. Слишком много людей, говорящих о Духе и Просветлении, увлекаются медитацией, чтобы современный рациональный человек мог сесть рядом с бритоголовым мужиком, скрестить ноги и вздремнуть.
Не помогает и то, что медитация всегда была религиозной практикой. С момента возникновения (примерно в V-VI веке до нашей эры) ею активно пользовались буддийские монахи, индуистские йоги, затем монахи-христиане, мусульманские суфьи и даже каббалисты. Неудивительно, что многие из нас относятся к медитации с той же долей уважения, что и к шаманским пляскам или куклам вуду. И очень зря.
К счастью для нас, наука бесстрастна. Рано или поздно она докапывается до сути явления, даже если её адепты — учёные — активно этому противятся.
Очень долго интеллектуальный истеблишмент с презрением взирал на практики «духовного роста», и лишь в начале 2000-х решил проверить, как же оно есть на самом деле. И внезапно нам открылась мудрость древних йогов. Теперь, после пятнадцати лет научного изучения медитации, мы знаем, что практикующие её люди существенно повышают свои шансы на здоровую и долгую жизнь. Среди прочего занятие медитацией замедляет клеточное старение (повышая активность теломеразы), улучшает работу сердца и снижает активность генов, отвечающих за воспаление — причину многих хронических болей. И мы даже не начали говорить о благотворном влиянии медитации на наш основной орган — мозг.
Прежде чем обсуждать влияние медитации на мозг, надо разобраться, что вообще такое медитация. В самом усреднённом виде — это практика спокойного, недеятельного созерцания чего-либо. Зачем? Чтобы успокоить и очистить ум, достичь эмоциональной гармонии, осознанности, культивировать в себе любовь и сострадание. Почувствовали запах дешёвых индийских благовоний? Если да, то харе харе.
Любой навык, которым мы владеем, достался нам в результате тренировки. Тренировки мозга. Мышцы всего лишь работяги-исполнители.
Не важно, прыгаете ли вы с шестом или строчите отчёт на компьютере — лёгкость действия достигается тренировкой определённых нейронов в мозге. Способность ясно мыслить, сохранять спокойствие, любить своих ближних и ощущать мир как он есть — такие же навыки, как и все остальные. Без должной тренировки они навсегда останутся неразвитыми. Медитация — единственный известный нам способ тренировки этих навыков.
Поскольку люди медитируют по меньшей мере со времён Будды, есть множество различных практик и подходов к этой практике. Одно время в Индии даже существовали университеты медитаций вроде Наланды, пока их в XII веке не разгромили мусульмане. Не переживайте, рыскать в поисках утраченного знания или перелопачивать тысячи существующих практик не нужно, достаточно знать всего три: медитацию сфокусированного внимания, медитацию открытого созерцания и медитацию сострадания и наполненной любовью доброты (опять-таки харе харе).
Сфокусированное внимание — от прокрастинации
Сфокусированное внимание — тип медитации, с которого обычно начинается обучение. Медитатор (есть и такое слово) концентрирует своё внимание на дыхании, позволяя тому течь размеренно и свободно. Рано или поздно разум начинает витать в облаках — это случается даже у Далай-ламы, — поэтому задача медитатора спокойно переключить внимание обратно на вдох и выдох.
Бывают ли у вас моменты, когда вы занимаетесь чем-то важным и внезапно осознаёте, что уже полчаса думаете о какой-нибудь ерунде вроде котиков, домашних забот или слогана из рекламы?
Вы пытаетесь вернуться к работе, но спустя пару минут снова оказываетесь по уши в ерунде. Если да и если вы хотели бы изменить ситуацию, практика сфокусированного внимания — для вас.
Именно она положила начало научному изучению медитации. Буддийских монахов, проведших в своей жизни больше 10 тысяч часов в таком состоянии, попросили помедитировать в камере МРТ. И не просто помедитировать, а ещё и нажимать кнопку каждый раз, как их внимание утратит фокус. Вернее, когда они это поймут.
С помощью МРТ учёные отлично видели, когда в мозгу монаха начинался поток случайных мыслей — активизировались соответствующие отделы мозга. Чем менее испытуемый был искушён в медитации, тем больше времени он проводил в таком состоянии. Потом активность мозга смещалась, монах понимал, что бродит в облаках, жал кнопку и снова фокусировался на дыхании.
И постепенно мозг как бы затихал, кроме одного-единственного участка префронтальной коры, связанной с концентрацией. Никто из контрольной группы, набранной из не практикующих медитацию, и близко не подошёл к такой тишине мозга. Раз за разом учёные видели, как люди теряют концентрацию и даже не осознают этого.
Открытое созерцание — от депрессии
Второй тип медитации, открытое созерцание, является своего рода усложнением практики сфокусированного внимания. Вместо того чтобы уделять внимание одному объекту мира, конкретно дыханию, внимание уделяется сразу всему. Каждому визуальному стимулу, звуку, внутреннему ощущению и даже диалогу с самим собой, который мы, современные люди, ведём не прекращая.
Но распределять внимание нужно особым образом: не зацикливаясь на чём-то одном, отдалять фокус так, чтобы захватить все ощущения, какие только есть в вашей голове в данный момент. Со временем ваше осознание ощущений как целой картины растёт, тогда эмоциональная зависимость от какой-либо части целого (конфликт с домашними, работа и пр.) снижается, и вы достигаете ощущения умиротворённости и спокойствия.
Люди, освоившие открытое созерцание, значительно лучше различают стимулы, которые следуют друг за другом.
Например, вы ищете ошибки в документе. Первая найденная вами ошибка завладеет вашим вниманием настолько, что вы почти наверняка пропустите следующую, если она находится недалеко от первой, а ваш взгляд скользит по строчкам с достаточной быстротой.
Так происходит из-за того, что мозг бросает все ресурсы на первую ошибку и не успевает их восполнить, чтобы подать вам сигнал о второй. Однако чем больше вы пытаетесь объять внутренним оком целое, практикуя открытое созерцание, тем лучше ваш мозг справляется с подобной задачей.
Это распространяется на любой стимул в целом: мелкие стрессы, боль, да и вообще всё на свете, будут вызывать у вас меньше негативных эмоций. В мозге медитаторов-экспертов существенно уменьшены отделы, отвечающие за беспокойство и агрессию. Такие люди способны управлять своим телом гораздо лучше нас: одним усилием воли они могут понизить в себе уровень гормонов стресса. Вспомните об этом, когда вам придется в следующий раз делать презентацию перед сотней более опытных коллег или общаться с назойливыми родственниками на тему вашей личной жизни.
Медитация сострадания и доброты — от эмоционального выгорания
В современном мире считается нормальным, что каждый любит только самого себя. Впрочем, и себя полюбить получается далеко не всегда — мешает несоответствие множеству стандартов. Если у вас есть желание это поправить, если вам в целом хочется чувствовать себя комфортнее, лучше понимать окружающих и прекратить жить в мире собственных иллюзий, эта практика для вас.
Вместо того чтобы фокусировать внимание на дыхании или на мире в целом, медитатор концентрируется на чувстве благорасположения и любви к людям. Да, ко всем людям вообще. Для этого человек повторяет про себя любой вариант фразы «Пусть все существа обретут счастье и освободятся от страданий» (если от перспективы произнести такое по-русски ваш циничный мозг коробит, начните с варианта на тибетском или хинди). Можно представить себя на месте другого человека, которого вы знаете, и попробовать прочувствовать то, как он ощущает мир. Можно же просто концентрироваться на желании помогать людям.
По заверениям исследователей, этот тип медитации — не просто упражнение в духовном росте.
Случалось ли вам переживать за кого-то до такой степени, что вы потом чувствуете усталость? Как будто выгорели внутри. Такое состояние особенно характерно для социальных работников, учителей и врачей, оно знакомо и журналистам.
Так вот, после должной тренировки медитации сострадания вы сможете не просто лучше понимать мотивы других людей и искренне сопереживать им, этот процесс не будет отнимать у вас сил. У людей, практикующих медитацию сострадания и доброты, повышена активность в областях мозга, отвечающих за милосердие и позитивные эмоции.
Путь в лучшее будущее
В 2005 году Далай-ламу пригласили выступить на конференции по нейробиологии. Пару сотен учёных это оскорбило настолько, что они потребовали отменить приглашение. Религиозному деятелю, мол, нечего сказать науке. Как оказалось, они были неправы и, надеюсь, сейчас сожалеют о своей выходке.
Медитация не является прерогативой буддистов или йогов. Медитировали и тамплиеры, и монахи Троицкой лавры, и ассасины Рашид ад-Дин Синана. Но только буддисты и йоги разработали систему практик, которой может овладеть каждый — было бы желание и терпение. Как и любому навыку, медитации невозможно научиться за один день. Исследования показывают существенную разницу между возможностями новичков и медитаторов со стажем.
Продвинутые практикующие способны на вещи, граничащие с чудесами. К примеру, одним усилием воли они могут погружать свой мозг в состояние повышенной пластичности и обучаемости; исследователи с трудом верили приборам, когда видели мгновенное изменение картины ЭЭГ.
Другой пример — самосожжение монаха Тхить Куанг Дыка, которого даже пожирающее тело пламя не вынудило выйти из медитации. Никто не призывает вас повторять его поступок, но спокойствие этого человека, умершего в позе лотоса, и его способность игнорировать боль даже невольно вызывают восхищение.
Однако всё это не должно нас удивлять. От людей, которые веками оттачивали искусство управления своим разумом, странно ожидать меньшего, и странно предполагать, что подобный контроль человека над своим разумом не скажется на его мозге. Науке оставалось только отбросить свои предрассудки, чтобы понять: медитация — это практически панацея от стресса, утомления, эмоционального истощения, постоянной вереницы дурных мыслей, невозможности сфокусироваться и прочих бедствий нашего века информации, процессы в котором продолжают набирать скорость.
Теперь дело за вами
Если у вас есть предрассудки, связанные с медитацией, и вы не можете их отбросить, ничего страшного. Вы просто никогда не узнаете, что можно жить лучше.
Если же вы готовы попробовать, то начните с малого. Каждый день старайтесь выделить время для себя. Отключите телефон, найдите место, где вас никто не будет беспокоить. Можете поставить таймер на десять минут. Сядьте как-нибудь удобно, не развалившись, желательно с прямой спиной — для этого неплохо подходит край обычного стула. Дышите ровно. Если нужно, закройте глаза, только не засните.
И просто следите за дыханием, чувствуйте, как воздух входит и выходит из вашего тела. Только это. Если какая мысль начнёт вас уводить за собой — а она начнёт, — спокойно поймайте себя на этом и верните внимание на дыхание. Если вы сможете повторять это каждый день в течение пары месяцев, то вы заметите ощутимые перемены. Вы станете меньше растрачиваться на пустые ссоры и конфликты, сможете лучше фокусироваться на работе, разговоре или книге. Жизнь в целом станет приносить гораздо больше радости. Всё это — всего за десять минут в день.
Источник