- Материалы для йоги айенгара
- Профессиональные материалы для йоги YOGA PROPS
- Основные преимущества использования вспомогательных материалов для йоги:
- Какие вспомогательные материалы бывают и как они используются:
- theyoga
- Йога туры и путешествия
- Обзор материалов для занятий йогой Айенгара на выездных семинарах
- Стулья
- Йога Айенгара
- Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги
- Йога Айенгара для женщин
Материалы для йоги айенгара
Профессиональные материалы для йоги YOGA PROPS
Преподаватели разных стилей и направлений йоги знают, что заниматься йогой по методу Айенгара может каждый, независимо от возраста и физической подготовки. За счет чего же достигается такая универсальность?
Все дело в том, что в йоге Айенгара используется не только индивидуальный подход к каждому ученику, но и разнообразные вспомогательные материалы, так называемые YOGA PROPS (болстеры, деревянные и пластиковые кирпичи, планки, специальные скамейки, одеяла, мешки с песком, коврики, стулья, ремни и веревки).
Гуруджи Айенгар первым стал использовать эти материалы в своей личной практике. Именно с помощью этих разных приспособлений преподаватель может помочь новичку правильно выполнить ту или иную асану, создавая твердую опору, точное усилие или глубокое расслабление и получая максимально глубокий эффект от выполнения поз и пранаям. Некоторые из вспомогательных материалов изготавливаются из дерева точно по чертежам, которые изобрел Айенгар. Эти материалы соответствуют высоким стандартам качества и функциональности.
Основные преимущества использования вспомогательных материалов для йоги:
- Материалы помогают ученику правильно выстроить тело в асане для детальной проработки и получения максимального оздоровительного эффекта от занятий.
- Они способствуют увеличению времени пребывания в позе.
- Yoga Props учитывают особенности строения тела практикующих и развитость их мышц. C ними любой ученик, независимо от уровня своей подготовки, может выполнить позу правильно.
- Материалы повышают уверенность учеников и способствуют их лучшей концентрации.
- Yoga Props увеличивают амплитуду движений.
Тем самым, вспомогательные материалы способствуют получению максимальной пользы от занятий!
Какие вспомогательные материалы бывают и как они используются:
Коврик – один из самых необходимых материалов для йоги. Хороший коврик помогает справиться со скольжением стоп и ладоней, на коврике удобнее выполнять позы лежа и использовать его как опору под голову, например, для Ширшасаны. Коврики различаются по толщине (0,2 см; 0,25 см; 0,45 см; 0,6 см), по длине (1,75м; 1,85м; 2м), по материалу и весу.
У нас Вы найдете немецкие коврики Spezial, на которых занимаются ученики в наших залах; тонкие коврики с противоскользящим покрытием Salamander, изготовленные из экологически чистого материала; легкие и экологичные коврики Shakti; Safran и другие.
Опорные блоки (пенки, кирпичи) используются при выполнении поз стоя, скручиваний, поз сидя, наклонов, перевернутых поз. Важной особенностью является возможность переворачивать кирпич на разные стороны и регулировать его высоту. Размеры стандартного кирпича для йоги — 23х12х8см. Блоки изготавливаются из дерева (могут быть лакированные или нелакированные), а также из пены и пробки (легкие блоки, подходят для выездных семинаров).
Болстер — это мягкий валик. Он создаст необходимую мягкость и плавность при выполнении прогибов, поз лежа, вытяжений из положения сидя. Болстеры делают с разным наполнением: шерсть, гречишная шелуха, синтепон. Лучшими для практики являются болстеры, набитые шерстью, диаметром 23 см и длинной 75 см, их используют на занятиях ученики наших центров. Снаружи болстер может быть сделан из разного материала: лен, синтетика, шелк, велюр.
Ремень станет «продолжением Ваших рук» в некоторых позах, поможет правильно выполнить наклоны, позы сидя, снимет нагрузку при выполнении абдоминальных поз, стабилизирует и поможет лучше почувствовать работу ног и рук в асанах. Наиболее распространенные размеры ремней — 2,5 м и 3 м, длина ремня зависит от роста человека.
Одеяла используются для раскрытия грудной клетки, для поддержки плеч в перевернутых позах, они помогают отрегулировать высоту при выполнении поз сидя. В некоторых асанах используется скрученное в рулон одеяло.
Мешки с песком (грузы) подходят для асан, направленных на снятие напряжения и поз раскрывающих тазобедренные суставы. Эти материалы также используются как утяжелители в позах на расслабление для достижения глубокого терапевтического эффекта.
Прикрепленные к стене верёвки помогают правильно выполнить прогибы, наклоны, скручивания и освоить перевернутые позы.
Лавка Двипада Випарита Дандасана (скамья для прогибов) нужна для выполнения глубоких прогибов, мягкого вытяжения позвоночника и расслабления мышц спины. Скамья используется в йогатерапии при проблемах с позвоночником, подходит как для пассивных перевернутых поз, так и для активных вытяжений вперед.
Симхасана бокс нужен для выполнения Симхасаны и Супта Вирасаны.
Халасана бокс используется в качестве дополнительной опоры при выполнении перевернутых поз.
Источник
theyoga
Йога туры и путешествия
Обзор материалов для занятий йогой Айенгара на выездных семинарах
Материалы и специальные приспособления для занятий йогой Айенгара становятся постоянными спутниками во всех путешествиях для практикующих. Ведь отдых — это то самое время, когда так и хочется расстелить коврик, пусть даже в предпоследний день путешествияй от того, что тело просит Сабаку Мордой вниз, Героя 1 и 2, Шавасану и ему, телу, невозможно отказать. И тут, стоящий в углу сверток, становится спасательным «летающим ковром», приносящим легкость и силы на последний бросок и прогулки по самым интересным закоулкам неизведанной или давно знакомой местности.
Конечно, для такого путешествия хватит и коврика с ремнем, но вот на выездных семинарах по Йоге Айенагара дело обстоит иначе. Здесь во главе угла — занятия йогой, возможность уделить себе и своей практике больше времени, чем в рабочие будни. Соответственно, для улучшения практики чаще всего материалы для занятий йогой Айенгара становятся незаменимыми помощниками. Но иногда количество материалов, которые необходимо взять с собой просто пугает. Кажется, что весь набор из кирпичей, одеял, ковра и ремня не унести на своих плечах. IKEA сняла потрясающи рекламный ролик, который выразил все мои мысли на эту тему. В нем дедушка, купив стульчик, объездил весь мир, и жизнь его изменилась к лучшему.
Основной набор специальных материалов для выездных йога семинаров и путешествий:
- коврик
- два кирпича
- ремень для йоги
- платформа для Сарвангасаны
- одеяло для йоги
Основные магазины, где можно подобрать материалы (смотирте актуальные цены и наличие на день просмотра)
yoga.ru
yoga5.ru
yogin.ru
hanuman.ru
На занятиях йогой в залах мы тоже использум стул, но его брать с собой не стоит, без него можно обойтись, а вот все остальные материалы будут очень полезными.
Материалы можно приобрести например на сайтах yoga.ru, yogin.ru, yoga5.ru и hanuman.ru. При просмотре данного поста наличие материалов на сайте может измениться, но принципы выбора материалов останутся такими же, самое главное, чтобы они были легкими и компактными. И такие материалы уже изобрели:
Коврик — по нашим наблюдениям самый хороший это немецкий коврик Spezial, производится в Германии по уникальной технологии немецкой компании «Wunderlich» из экологически чистых, гипоаллергенных материалов, весит 1000 гр, не скользит, не растягивается — от разрывов и деформации его защищает находящаяся внутри армирующая сетка. Есть еще такой коврик потолще Spezial Extra, но и весит он побольше — 1460 гр.
Источник
Стулья
Стулья для йоги — замечательные и универсальные пропсы, которые можно успешно применять для выполнения всех групп поз, они создают надежную опору при восстанавливающей практике, в специальных и облегченных вариациях асан, необходимы для йогатерапии. Стулья помогают облегчить вход в асаны и увеличить время пребывания в них, способствуют снятию нагрузки с проблемных участков тела, в первую очередь поясницы и суставов.
В ассортименте нашего интернет-магазина представлены высококачественные прочные и долговечные металлические стулья. Конструкция стульев разработана лично Б.К.С. Айенгаром и проверена десятилетиями практики в Институте йоги Айенгара в Пуне. У нас вы можете купить стулья, подходящие для учеников любого роста, как стандартного размера, так и высокие.
Шри БКС Айенгар:
«Випарита Дандасана — одна из тех асан, которая заставила меня задуматься об альтернативном ее выполнении, с вариациями, используя различные материалы.
Стул был использован мною для выполнения Випарита Дандасаны. Сначала я учил этой асане на боковой стороне барабана, но многим студентам это было сложно из-за положения ног. Только позже я осознал, что стул больше других приспособлений подходит для выполнения Випарита Дандасаны. Стул являл собой достаточно твердую опору, а также создавал чувство безопасности и стабильности в асане.
Выполнять Капотасану на стуле также было удобно.
Для одного из снимков, выполняя Сарвангасану, я использовал лавку, которую я заметил во время фотосессии в студии. Она поддерживала спину, а руки отдыхали на полу. Затем я начал использовать стул во время выполнения Сарвангасаны. В начале плечи находились на полу и собственный вес тела был направлен неправильно. Для того, чтобы исправить это, я подкладывал болстер под плечи, и это было хорошо также и для шеи. Сиденье стула представляло собой опору для пояснично-крестцового отдела и предотвращало провисание этой области. Ученики могли поправить положение тела, крепко держась руками за сиденье стула и активно разворачивая плеч назад. Также многим было трудно выполнять Халасану. Я просто добавил еще один стул для опоры под стопы. А идея сползать со стула вниз после выполнения Сарвангасаны пришла позже.»
Источник
Йога Айенгара
Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.
С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой — подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.
Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.
Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.
Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара — основоположника данного направления.
Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги
Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.
Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.
Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.
С этим и пришёл Айенгар в массы — с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.
И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.
Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны — это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума — с душой.
«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, — говорит мастер. — Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело — это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.
Йога — путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога — нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека — на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях» — так говорил Айенгар.
В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.
А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?
Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?
Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.
Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.
Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.
Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.
Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.
Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» — вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), — которые помогают расположить тело в пространстве правильно.
Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?
Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.
Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).
Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю — Кришнамачарье.
Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.
Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.
Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.
«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» — такую аналогию с практикой проводил учитель.
И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой — занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума — тогда вы сможете учиться».
Йога Айенгара для женщин
Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.
Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.
Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.
Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.
В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.
- Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
- Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, — вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
- Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
- «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, — говорил Айенгар. — Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание — действуйте всем вашим естеством.
- Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
- Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: «Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки». Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
- Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый — когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок — относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).
Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.
Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.
Главное — искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.
Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.
«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, — размышлял Айенгар на эту тему. — Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги — видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».
Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы — те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь — так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».
Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека — служении на благо других.
Успехов вам на этом Пути.
Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».
Источник