«У тебя папа умирает — показывай это». Драма о Рио-2016
После Игр в Рио в программе фестиваля документального кино «ДОКер» выстроилась целая очередь из олимпийских историй. И только одна заставила зрительный зал плакать — фильм Over The Limit. В главной роли — гимнастка Маргарита Мамун. Sport24 объясняет, почему это кино нужно посмотреть во время самоизоляции, особенно если начинает казаться, что выхода нет.
За два года до начала Олимпийских игр к Маргарите Мамун пришел неожиданный запрос — польский режиссер Марта Прус предложила снять о россиянке фильм. С одной стороны, режиссера очень привлекала личная история Риты: папа из Бангладеш, детские воспоминания про Дакку и местные обычаи. С другой, чистый спорт и вечное соперничество с лучшей подругой Яной Кудрявцевой. Кроме того, Марта сама больше семи лет отдала художественной гимнастике. Больших результатов не достигла, но все это время очень внимательно следила за тем, как российский тренер Ирина Винер-Усманова создает чемпионок.
«Мы хотели показать ту сторону спорта, которая мало кому известна — загадочную, основанную на зверином чутье, — рассказывала режиссер на презентации своего фильма. — Только на тренировках и за кулисами, когда спортсмен остается наедине со своими тренерами, можно понять настоящую природу преодоления. И увидеть, какой ценой дается победа. Изнуряющая дисциплина, разлука с семьей, постоянное одиночество и даже унижение — вот обратная сторона медали. Наш фильм — это личная драма на фоне большого спорта.
Getty Images
Эпизод первый: «Ты — полное ничтожество»
Штутгарт. Чемпионат мира — 2015. Маргарите Мамун только что вручили серебро в многоборье. Впереди всего один человек — Яна Кудрявцева. Так было почти всегда. Но в этот раз у главного тренера сборной Ирины Винер-Усмановой особые эмоции:
«Серебро — это позор. А ты — полное ничтожество. Полное ничтожество. За исключением одного элемента дрожала, как осиновый лист. Запомни: свои баллы сегодня ты получила только за красивые глаза. Ты не борец. А если ты не борец, то зачем ты тогда нужна вообще? Пошла ты нахер».
До Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро остается чуть меньше года. Все это время Маргарита Мамун проживет, постоянно прокручивая в голове этот жесткий монолог и бесконечные сравнения с Яной Кудрявцевой. В ее пользу.
Источник
«Over the Limit»: запредельная гимнастика или просто кино?
Лет семь назад, когда гимнастика только входила покрепче в мою жизнь, мне безумно хотелось попасть в Октябрьский дворец в Киеве. Там находится Школа Дерюгиных, где целыми днями с одним лишь выходным в неделю тренируются лучшие гимнастки страны. Я мечтала попасть вовнутрь, чтоб узнать, как все это работает – этот мир с идеальными на ковре девочками, неземными существами с безупречным макияжем и неизменной улыбкой. В Школу Дерюгиных я так и не попала. И сейчас я почти уверена: это к счастью.
Возможно, именно это позволило мне сохранить трепетное отношение к любимой художественной гимнастике. К лучшему в мире виду спорта, лучшему виду искусства и занятию в принципе. Все семь лет ничто (ну, почти ничто) не мешало мне считать гимнастику той силой красоты, которая спасет каждого к ней прикоснувшегося.
Так было семь лет. До фильма «За пределом» (Over the limit) польского режиссера Марты Прус.
О том, что о Маргарите Мамун снимают фильм, стало известно после Олимпиады в Рио. Сама гимнастка рассказала, что два года за ней повсюду – на соревнования, тренировки и даже домой – ходила девушка-режиссер с камерой, записывая ее путь к Играм. В конце 2017 года документальный фильм начали показывать на различных кинофестивалях. Из названия и короткого описания было ясно, что фильм далек от розовых соплей о прекрасности гимнастики и ура-патриотизма в стиле «нашигимнасткилучшевсех».
Первые отзывы — «вот он какой, жестокий мир большого спорта» — на просмотр не воодушевляли. Сплетни – «вот этот фильм удаляют с Ютьюба, потому что боятся страшной правды» — убивали желание еще больше. Но это был фильм о моей гимнастике, и я не могла его не посмотреть.
Я знала о строгости и порой жестокости в Новогорске, знала, что Винер ни с кем не сюсюкается и что для нее скамейка запасных всегда длинна. Я в курсе, что большой спорт – это травмы, в том числе психологические. Я хоть и влюбленными глазами смотрю на гимнастику, но способна заметить отношение тренеров к спортсменкам. И все равно фильм меня шокировал.
После первого просмотра я пару дней не могла выбросить из головы увиденное о якобы моей гимнастике. Этот мир был чужим. Мне было стыдно за себя. За то, как я восхищаюсь художественной гимнастикой. Я чувствовала себя так глупо, словно я расхваливала представления в цирке, зная, каково там отношение к животным. Сравнение не очень, но это фильм такой.
Первое – бьет по ушам грубый мат. Но за ним скрывается нечто похуже, к чему я терпима еще меньше – отношение к подчиненному (тут – к спортсмену), как к последнему ничтожеству путем оскорблений. В начале фильма после не очень удачного выступления на чемпионате мира Маргарита Мамун узнает от главного тренера Ирины Винер, что она не боец и потому – пусть идет нахер. Чуть позже уже личный тренер Амина Зарипова называет ее «придурком» и отправляет в «п***у», кода она на тренировке не бьет булавой по полу во время поворота.
В процессе подготовки к Олимпийским играм Мамун проходит через ряд неудачных выступлений. Жалуется на боль в стопе и ее отправляют к врачу, успокоив тем, что здоровых спортсменов не бывает. А совсем близко к Олимпиаде Маргарита узнает, что у ее отца нашли рак. И хоть она сама не говорит об этом никому, тренеры все равно узнают.
Я помню, как Винер рассказывала в интервью после каждых соревнований, что Мамун – это гимнастка, которая выступает на образе. И даже была с ней в некоторой мере согласна. В целом очень часто звучит фраза о том, как важно показывать чувства на ковре. Могла ли я когда-либо подумать, что перед выходом на площадку тренер приказала гимнастке выступать и в упражнении просить Бога, чтоб не умер ее смертельно больной папа?
«Трагедия! Трагедия! Тут была любовь, а теперь трагедия! Расскажи все про папу! Расскажи все! Только не как трус! Рассказывай! Рассказывай! Рассказывай! Рассказывай! Бога проси!» — кричит Винер и, как ни странно, Мамун подчиняется.
Добивает контрольная тренировка перед Олимпиадой. Ирина Винер заявляет об отсутствии морально-волевой подготовки гимнастки и при этом не жалеет слов, чтоб, видимо, настроить на победу. «Ты вроде вся такая добрая, такая вся нежная, добрая. Пошла ты в ж**у со своей нежностью, тварь! Скотина такая», — слышит в свой адрес Мамун.
То, как заканчивается фильм, по-настоящему удивляет. Даже меня, хотя я в принципе знала, чем завершилась Олимпиада для Мамун.
«На следующий день Рита выиграла олимпийское золото. Через два дня после того, как она вернулась из Бразилии, ее отец умер от рака. Вскоре после этого она решила уйти из художественной гимнастики», — такие слова появляются на экране в конце фильма.
Как вообще было возможно выиграть Олимпиаду после контрольной тренировки, на которой все предметы валились с рук, и каждая потеря сопровождалась оскорблением? В состоянии аффекта, что ли?
После первого просмотра меня не покидал вопрос – вот это и есть хваленная подготовка российских гимнасток? А еще не давало покоя – тренеры поносят Мамун, словно она проиграла все на свете, но ведь со всех соревнований она привозила медали, проигрывала в основном только Кудрявцевой. В российской сборной сами знают и признают, что оценки часто ставятся за красивые глаза.
В фильме Зарипова требует от Мамун сделать элемент хоть как-нибудь, хоть один правильный поворот – мол, так все равно судьи засчитают. Упоминается «своя судья», которая «хочет поставить тебе оценку», а ты «подводишь людей». Будь это какой-нибудь футбол, мне кажется, уже бы начались международные расследованиями о коррупции в спорте. Но это художественная гимнастика.
Когда я смотрела фильм во второй раз, я уже не судила так строго тренеров. Жаль было Амину Зарипову, которой доставалось не меньше Риты. И даже для Винер у меня нашлось одобрение – приятно, что она не позволяла Мамун халтурить на элементах и требовала исполнения высшего класса. Но меня все так же передернуло от Винер, которая вальяжно жуя жвачку проходит с видом властвующей хозяйки за кулисами перед соревнованиями.
О чем же этот фильм? Что хотела сказать автор? Это точно не фильм-подковерная сага. Не фильм против гимнастики. Может, фильм вообще против большого спорта? Снова показать, какая жестокая советская-российская система? Возможно. Для меня же этот фильм – о людях. Как сохранить человечность в условиях постоянного давления, как не возненавидеть людей, открыто тебя оскорбляющих, даже если для благого дела? Что в целом важнее в этом мире – наш труд ради славы, страны, чего-то большого, или же жизнь ради самых близких – родителей, любимого?
Поменял ли фильм мое отношение к художественной гимнастике? Может быть… Но! Мне казалось, что этот фильм раскрывает сущность побед российских гимнасток, истинное лицо Ирины Винер, ту же коррупцию. Но сама Винер позволила этот фильм снять, а потом и показать миру. Сама пришла на премьеру в России, похвалила за правдивость. Это отношение ко всему показанному, как к фильму? Почему тогда я должна менять свое отношение к гимнастике, раз это всего лишь фильм?
Моя гимнастика все так же прекрасна, если в ней есть такие люди, как Мамун!
Источник
Об изнанке спорта фильм » За пределом» с великолепной Маргаритой Мамун
Мне, как маме гимнастки, недавно переслали документальный фильм » За пределом». Сразу предупреждаю, на детей этот фильм может очень сильно повлиять, наверное, я не смотрела бы его с дочкой вместе.
Фильм- концентрация боли, радости, разочарования в спорте и о людях, которые делают этот спорт.
Маргарита Мамун — одна из самых красивых российских гимнасток, Олимпийская чемпионка Рио-де-Жанейро (2016) и семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике. * ( цитата из Википедии)
По моему мнению это фильм задумывался авторами, как позитивный фильм о силе духа, о спорт и спортсменах, а получилось кино об изнанке одного из самых красивых видов спорта.
Фильм-эмоция, рассказывает о подготовке к олимпиаде Маргариты Мамун, но оставляет неоднозначное впечатление и грустный осадок. Стоят ли олимпийские медали такого эмоционального надрыва спортсмена? Для Маргариты это было не простое время, время тяжелой болезни ее отца. Пожалуй, Рита- одна из самых эмоциональных спортсменок столетия. Для спорта эмоции — не самый лучший друг, но такие спортсменки всегда запоминаются и оставляют свой след.
Но знаете, что самое печальное? Многие молодые тренеры перенимают манеры и методы нашего прославленного тренера Ирины Винер и применяют их на своих совсем еще маленьких детях. Что в корне не правильно.
Вот лишь некоторые цитаты из этого неоднозначного фильма:
«На следующий день Рита выиграла олимпийское золото. Через два дня после того, как она вернулась из Бразилии, ее отец умер от рака. Вскоре после этого она решила уйти из художественной гимнастики» , — этими словами оканчивается фильм.
Тренеры просто опустошили спортсменку эмоционально, чтобы ничто, абсолютно ничто не мешало выиграть. Но Маргарита, взрослая девушка, способная принимать решения, она знала, ради чего это все и к чему она идет. Но я совершенно не понимаю мам, готовых терпеть тренеров-деспотов на уровне частных и государственных клубов, восхищаться ими.
Не у всех есть такой твердый стержень внутри, как у Риты. Бывшие гимнастки часто становятся пациентами психиатров и завсегдатаями кабинетов психологов. Многие становятся великолепными тренерами не благодаря жесткому детству в спорте, а вопреки ему.
Рекомендовала бы я этот фильм? Да! Потому, что он о спорте без «глянца», фильм держит в напряжении и снят качественно. Детям до 12 лет я бы его не показывала из-за специфических речевых оборотов. Фильм очень смелый и несколько провокационный, но точно запомнится. На просторах интернета его ругают за нецензурную лексику и откровенность. А во многих странах он вообще запрещен. Именно поэтому этот фильм о спорте цепляет, как никакой другой.
А вы смотрели этот фильм? Делитесь впечатлениями в комментариях!
Источник
За пределом собственных сил
На большие экраны вышел фильм Марты Прусс «Over the limit» про нашу олимпийскую чемпионку по художественной гимнастике Маргариту Мамун. Любители данного вида спорта уже посмотрели его, обсудили, многие осудили и были шокированы методом подготовки гимнастки, точнее психологическим давлением на нее со стороны тренеров.
По словам Риты: Два года назад про мою жизнь начали снимать фильм. Режиссер – девушка из Польши. Она ходила со мной на все тренировки, на соревнования, чтобы показать, насколько тяжело все дается. Снимала меня и в какие-то личные моменты – то есть хотела раскрыть всю мою жизнь. Название фильма – Over The Limit («За пределом»), покажут его, думаю, в Польше. Возможно, его повезут на какие-то фестивали. Но он еще не закончен. Как раз только что снимали, как мы улетали из Рио. На самой Олимпиаде им снимать не разрешали, так что какие-то моменты я сама снимала на телефон. Их, думаю, тоже в фильм вставят.
В интернете уже можно посмотреть данное кино и составить свое мнение на его счет. Далее, могут быть спойлеры. Хотя какие там спойлеры? Итак все знают, что Рита завоевала олимпийское золото. Но, многие ли догадываются, через что приходится пройти, чтобы достичь первого места?
Снимали фильм два года, и вряд ли целью было показать так называемую «американскую мечту», когда будучи вторым номером в стране после Яны Кудрявцевой, Рита сумела в главной олимпийской гонке обогнать соперницу. Фильм — это жизнь гимнастки, каждодневные изнурительные тренировки, наставления тренера, какие-то рабочие будни, показали семью, но самое важное это внутренние переживания героини. Будучи очень спокойным человеком, она не огрызается на тренеров, не спорит с ними. Рита, это такой кремень. Удивительно интеллигентная девушка. При просмотре фильма сжималось сердце, вот честно, я знаю конечно, что их там ругают. Но, почему то не думала, что уровень мата даже при включенной камере иностранного режиссера, может доходить до такого.
В начале фильма показан чемпионат мира 2015 года.
-Каково вам постоянно меняться местами? — спрашивает журналист у Яны и Риты. Яна отвечает: «Мне кажется хорошо, что есть такой человек, и когда ты сделаешь ошибку он всегда тебя поддержит. Главное, чтобы флаг России был всегда на первом месте.» В фильме частенько при Рите, Ирина Винер нахваливала Яну: «Яна то, Яна се, а ты не такая, как она, у нее все получается, а у тебя нет». Создалось впечатление стравливания девочек. Но, на это они не поддались, видно, что девочки дружат и поддерживают друг друга. И Яна после абсолютного лидерства на протяжении долгих лет, как благородно приняла победу Риты. Никаких истерик, слез и тому подобного, а ведь у нее была серьезнейшая травма, но спекуляций на эту тему она никогда не поднимала.
В интервью Винер говорила о них так:
— Эти две девочки были соперницами много лет, но очень дружили. Все время находились вместе. И вообще у меня вся команда дружная. Я их настраиваю против друг друга: «Вот, она у тебя выиграет, а ты улетишь». Бесполезно. Они все равно дружат, – объясняет Винер-Усманова. – Бог сам велел, чтобы я не поехала на Олимпиаду. У меня тоже были с мамой большие проблемы, и я осталась около нее. У меня стояло три монитора: на одном выступает Рита, на другом – Яна, на третьем – тренировка с групповыми упражнениями. После двух видов Яна была впереди Риты. Но мне не включили телефон перед ее выходом на последние виды. Тренер в какой-то момент подумала, что я за Риту и могу что-то сказать Яночке. В результате Кудрявцева потеряла булаву. Я устроила такой цугундер врачу, который должен был включить FaceTime, что Яна поняла, что я за нее очень переживаю. Когда Рита выступила и заняла первое место, то Кудрявцева об этом не знала, так как выступала в другом зале. Я ее подозвала: «Яна, соревнования не закончились — продолжаются». Она подумала, что, может быть, Рита сделала ошибку, и теперь у нее есть шанс. Последний вид у Кудрявцевой была лента. Это ее самый слабый вид. Она вышла и сделала все блестяще, достойно заняв второе место. Моей олимпийской чемпионке Юле Барсуковой позвонили ночью и сказали: «Какой ужас! Какой ужас!» Моя невозмутимая девочка Барсукова ответила: «Что ужас?» Ей говорят: «Рита выиграла! Яна проиграла!» Юля ответила: «Вы что с ума сошли? Какая разница: Рита или Яна? Россия выиграла? Выиграла. Привет!»
После выступление, где Рита заняла серебро. Идет диалог с Винер.
-Почему ты дрожала? — спрашивает Винер.
— Я не дрожала — Мамун.
— Нет, ты дрожала. Ты очень дрожала. И пошла ты на**р. Ты полное гавно. Ты дрожала, как осиновый лист, тебе поставили просто за красивые глаза.
Амина Зарипова тренер Мамун пытается вмешаться:
-Ее вы накачиваете, я накачиваю.
-Она не борец, — отсекает Винер, — на**р она тогда нужна?
-Я борец- совсем тихонько отвечает Рита. Но, ее уже не слушают.
Далее показывают тренировки: уставшая Мамун по мнению Амины не доделывает элементы. Вообще Зарипова вспыльчивая, но отходчивая. Вот она кричит своей гимнастке откровенный мат: «Ты придурок, больная, пошла ты в пи**у». Кстати, мат совсем не запикали, поэтому маленьким гимнасткам такое смотреть не рекомендуют . В других сценах Амина, как курочка над цыпленком, носится вокруг Риты, целуют обнимает, шепчет нужные слова. Пытается спорить с Винер,о том что нельзя давить на Мамун. Пытается убедить Риту быть более жесткой: «Тебе двадцать лет. Защищай себя». Да и по Рите видно, как от обидных слов она сжимается и наоборот не может собраться.
Отец Риты болен раком, гимнастка не может сосредоточиться. «Я приказала ей представить трагедию, что ее отец умирает. Приказала молиться Богу, чтобы отец поправился», — рассказала Винер о том, как она настраивала спортсменку на выполнение номера. Мамун вернулась из Рио домой с золотой медалью. Два дня спустя ее отец умер.
«Ты что, с ума сошла? Ты представляешь Россию, а не себя. Люди возлагают на тебя большие надежды, а ты только дрожишь! Прекрати это!» — критикует Винер на тренировках перед Олимпиадой.
— «Рита ты подохнешь, ты из потока с**а выходишь. Ты вся такая хорошая, нежная, пошла ты в жопу со своей нежностью тварь, скотина, трус» — Винер не может угомонится. И все в таком духе. У Риты от напряжения уже больше ничего не получается на тренировке.
-Совершенное отсутствие морально-волевых качеств, -резюмирует Ирина. В конце концов Рита в сердцах бросает ленту и уходит.
В интервью Зарипова говорила о Рите:
На нашем с ней первом чемпионате Европы, в 2013 году, в Вене, Рита выступала в командном зачете во всех четырех видах многоборья — обруч, мяч, булавы, лента. На контрольной тренировке все шло нормально, кроме ленты. Она никак не могла выполнить упражнения без помарок. Ирина Александровна Винер присутствовала на тренировке и, видя все это, сказала Рите: «Не уйдешь из зала, пока не сделаешь идеально». Так эту ленту мы тренировали без остановки шесть часов!
Моя девочка, совершенно выбившись из сил, только через три часа попросилась на минутку выйти из зала. Мы видели, что она неимоверно устала, но… ошибка следовала за ошибкой. Когда на глазах ее появлялись слезы, она поворачивалась к нам спиной и салфеточкой быстро их утирала. Винер сказала мне тихо: «Никогда еще такой девочки у меня не было. Кто-то ругается, кто-то матерится, крушит все вокруг, истерит. А эта — терпит».
Вечером, когда врачи брали у Ритки кровь на анализы, она оказалась от нагрузки черной.
Напряжение фильма такое, что можно потрогать рукой, тренеры и спортсменки взвинчены, на кону главное золото, то ради чего они работают. В общей сложности шесть минут на олимпийском ковре — это апофеоз всего многолетнего труда и у многих такое уже не повторится.
— Жаль, что у Марты (режиссера фильма) не было аккредитации на Олимпиаде в Рио. Поэтому никто не слышал и не знал, что я говорила Рите перед последним видом. Жалко, что Марта это не сняла, – вспоминает Ирина Винер. – Я не говорила: «Держись! Будь крепкой!». Сказала: «Портман знаешь?» Она посмотрела на меня: «Знаю». Я: «Знаешь, что она получила Оскар за «Черного лебедя»?» У Мамун упражнение было под музыку из этого фильма. «Вот выйди и получи Оскар». С этим словами Рита пошла на последнее упражнение.
— Марта сняла очень смелые и очень решительные кадры. Моменты, которые я в жизни не повторю. Мне не представится такой случай, говорить девочке, когда ее отец умирал, чтобы она выступала под веселую танцевальную музыку. Ради того, чтобы он жил. Чтобы она молилась. И она действительно это делала, — рассказывает Винер.
Далее пойдут выдержки из интервью наших гимнасток. Ведь не только Рите приходилось выходить за пределы.
Амина Зарипова — российская спортсменка, представляла художественную гимнастику в индивидуальных упражнениях. Неоднократная чемпионка мира. Заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике. Тренер олимпийской чемпионки Маргариты Мамун.
«К выступлению в испанском городе Аликанте я готовилась по 12 часов в сутки. Мы с моим тренером Ириной Винер были настроены решительно. Но когда до выхода на ковер оставались считаные минуты, во мне вдруг что-то сломалось. Я встала в сторонке, в голове закружились путаные мысли: «Зачем я здесь? На кой эта победа? Да ничего мне не нужно! Поскорей бы только домой…» Еще чуть-чуть, и я, наверное, сбежала бы из зала. И тут меня резко дернули за руку. Ирина Александровна, вцепившись в меня изо всех сил, потащила в туалет. Не говоря ни слова, крепко схватила за ухо и принялась дергать за него из стороны в сторону. Видимо, я инстинктивно попыталась вывернуться, а Винер не успела ослабить хватку и мочка уха неожиданно порвалась. Именно это и привело меня в чувство. Увозя из Испании бронзовую медаль, я думала: «А если бы Ирина Александровна растерялась? Если бы начала уговаривать взять себя в руки? Да я просто-напросто послала бы всех куда подальше и отказалась выступать. Вот был бы позор!» Тренер, если он настоящий профессионал, всегда знает, что нужно делать, когда спортсмен испытывает предстартовый мандраж: либо начать нахваливать ученика, целовать его и твердить, что он гений, либо треснуть как следует, наорать, разозлить. Когда я волнуюсь, то ничего вокруг не слышу и не вижу. Прихожу в себя только от острой физической боли. С тех пор я сама научилась приводить себя в чувство: перед выходом на ковер очень сильно, буквально до кровоподтеков, стала щипать себя за попу».
Амина Зарипова пришла в спорт поздно — когда ей исполнилось уже десять лет. На занятия в родном узбекском городке Чирчик девочка бегала с огромным удовольствием, ведь шпагат, прыжки и мостики давались ей с легкостью. Вскоре тренер предложила одаренной ученице поехать в Ташкент, показаться старшему тренеру по художественной гимнастике Ирине Винер. «Когда Ирина Александровна впервые пригласила меня в гости, я была поражена роскошью ее дома. Разве это можно было сравнить с бедной обстановкой родительской квартиры? И пока пила чай в красивой гостиной, дала себе слово добиться пусть даже не такой, но все же обеспеченной жизни. Нет, о золотых медалях я тогда не мечтала, но хорошо понимала, что гимнастика открывает передо мной большие перспективы: хорошие заработки, поездки за границу, известность.
«Тяни ногу!» — на весь зал кричала Винер, когда Амина от усталости, казалось, уже не могла пошевелить и пальцем. «Да не могу я больше, отстаньте, а то умру!» — огрызалась ученица. На спортивной базе в Новогорске, куда тренер привезла своих подопечных готовиться к крупным чемпионатам, девчонки вкалывали как одержимые. «Характер, признаться, у меня отвратительный, я росла девицей ленивой и своевольной и частенько не желала тренироваться как следует, бунтовала: не буду — и все, хоть режьте меня. Вот тогда от Ирины Александровны мне и влетало. Ей от меня тоже доставалось, в большом спорте все на нервах — я срывалась, хамила, не боясь обидеть тренера, и в ответ могла получить подзатыльник, крепкий шлепок по заднице.
Ирина Александровна — прекрасный психолог. Она быстро поняла, что орать на меня бесполезно, ведь я с детства привыкла, что моя мама, учительница начальных классов, чуть что не так, принималась кричать. Я даже искренне считала крики проявлением любви. А вот угрозы на меня действовали магически. Очень боялась вновь оказаться в нашем крошечном городишке, поэтому становилась шелковой, когда слышала: «Еще одно слово, и я отправлю тебя домой!» Правда, со временем я расслабилась и лишь усмехалась про себя: «Пугай, пугай, мне-то что!» И вот однажды, отказавшись в сотый раз выполнить никак не получавшееся упражнение, я увидела на ковре… билет на самолет. «Если через полчаса не сделаешь то, что я требую, собирай манатки и вали отсюда навсегда!» Со страху я тут же справилась с упражнением. Подошла к Ирине Александровне, извинилась, поцеловала в щечку и с облегчением вздохнула: «Остаюсь!»
Яна Батыршина — За свою спортивную карьеру завоевала 180 медалей, из них серебряную награду олимпийских игр, 7 золотых медалей чемпионата мира и 5 наград высшего достоинства первенства Европы, а также более 40 кубков. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1997).
Талант Яны проявился сразу. На первом же занятии она с легкостью села на шпагат. В девять лет прошла сложнейший отбор в сборную Узбекистана (где была самой маленькой). Через год была принята в молодежную сборную СССР. А после распада Союза попала благодаря Ирине Винер в сборную России. Винер увезла Яну в Москву на собственный страх и риск, ведь девочке было всего одиннадцать. Однако Ирина Александровна позвонила ее родителям в Ташкент и решительно заявила: «Бросайте все и переезжайте. Обещаю, ваша дочь станет чемпионкой».
— Я никогда не любила гимнастику как спорт. Наслаждалась лишь самим танцем. Я просто забывалась в нем. Но, опускаясь на землю, каждый раз резко приходила в себя, потому что все время слышала упреки, обидные и незаслуженные. Даже когда выиграла олимпийское «серебро», главный тренер нашей сборной Ирина Александровна Винер сказала: «Эта медаль не твоя». Так день, который мог стать счастливейшим в моей жизни, стал одним из самых ужасных. — Ирина Александровна, конечно, сделала для меня очень много. Но она так часто повторяла: «Без меня ты — никто!», что в конце концов я сорвалась и решила доказать, что это не так. Что я личность сама по себе. Я чувствовала, что должна уйти. Ведь если останусь, то признаю свою слабость и снова спрячусь под ее крыло, надежное, но жесткое.
— Пик нашего конфликта с Винер наступил в 1998 году. У меня тогда жутко заболела спина. Врачи заявили, что это растяжение мышц, и стали лечить меня всякими массажами и прогреваниями. Однако на чемпионате Европы, когда я чуть сознание от боли не потеряла, вдруг выяснилось, что на самом деле у меня был подвывих шестого позвонка и ребра! И никаких массажей мне делать было нельзя. Целых два месяца я потом не могла тренироваться вообще. Обидней всего, что не поехала на Игры доброй воли, о которых давно мечтала: ведь это были единственные соревнования, с которых я еще не привозила медалей. Но к концу лета я стала поправляться, и Винер взяла меня на сборы в Италию. Форма, естественно, была еще далека от совершенства. Однако Ирина Александровна меня не щадила, даже напротив — загружала по полной программе и кричала пуще прежнего. Было так обидно, что хотелось плакать. Скажи она хоть одно доброе слово — кажется, я бы полетела. Но нет. В итоге Винер заявила: мол, если ты ничего не можешь, тогда вообще уходи из гимнастики, нечего тебе делать в спорте. Действительно, в отличие от Алины Кабаевой, у которой идеальный характер для спортсменки и редкая выдержка, я никогда не была по-настоящему спортивным человеком. Слишком уж я мягкая и ранимая. Гораздо больше мне нравилось работать с Шаталиной. Она всегда уважала меня и считалась с моим мнением. С ней у меня получалось все, а от криков Винер просто находил столбняк. Может быть, чисто по-человечески Винер ревновала меня к Шаталиной. Она привыкла всегда быть на первом месте и чтобы ее любили больше всех. Многие в команде называют Винер мамой, говорят, что она — самый дорогой человек на свете. Но искренни ли они? Я по крайней мере не врала ей в лицо. Может, именно этого она и не смогла мне простить?
Из интервью Ирины Винер:
— С каким характером вам пришлось особенно тяжело?
— Амина Зарипова. Еще, пожалуй, Яна Батыршина. Все они в какое-то время проявляли характер. Довольно тяжелый.
— Вы назвали как раз девочек, которые не стали олимпийскими чемпионками.
— Потому и не стали.
— Вы уверены?
— На сто процентов. И Оля Капранова по той же причине не стала.
— Вы наверняка читали интервью Батыршиной, в котором она вас попрекнула — дескать, Винер повторяла: «Без меня ты никто».
— Винер Яне Батыршиной, когда та была маленькой, приносила заколки, резиночки, всякие подарочки на каждую тренировку. Потому что ее ангельская улыбка доставляла мне колоссальное наслаждение еще в Ташкенте. Потом, когда я перебралась в Москву, родители Яны очень просили, чтобы и ее тоже забрала.
— Забрали?
— Да. Все здесь устроила и ей, и ее родителям. Все было здорово, она пришла на смену Амине Зариповой. Амина это восприняла нормально. Но когда Батыршиной на смену пришла Кабаева, Яна этого не могла пережить. Насчет моих слов — «без меня ты никто». Это — бред. Я вообще так никогда никому не говорю. Наоборот, советуюсь со своими детьми. И я никто без спортсменки, и она — никто без меня.
Ляйсан Утяшева — Российская спортсменка, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка мира и шестикратная чемпионка Европы, автор четырех элементов в художественной гимнастике
В 1997 году 12-летняя Ляйсан переехала в Москву и вошла в состав Сборной России, а спустя два года ей было присвоено звание мастера спорта. Утяшева выиграла множество соревнований, но так и не получила ни одной олимпийской медали. По словам Винер, все могло сложится иначе, если бы мама Ляйсан дала бы ей раньше тренироваться у нее, но мама догое время сопротивлялась…
Впрочем, для того чтобы тренироваться у Ирины Винер таланта и упорства мало. Помимо прочего, необходимо иметь сильный характер и способность бороться. Утяшева считает, что стала одной из любимых учениц Винер, потому что доказала, что у нее есть характер.
«Как-то она позволила себе на меня замахнуться. Я резко ответила: «На меня в жизни никто руки не поднимал!» Это было очень рискованно — возразить главному тренеру. «Ты плохо делаешь свою программу! — закричала Ирина Александровна. — Вон из зала!» Я села на ковер и сказала: «Не уйду, пока не дадите мне вторую попытку». Пятнадцать минут Винер смотрела на меня, а я на нее. От напряжения у меня звенело в ушах. «Хорошо, — не выдержала она, — татарская ты морда. Если сейчас встанешь и пройдешь все идеально, пущу тебя тренироваться. Нет — собираешь вещи и едешь домой. Через неделю, может быть, поговорим». «Нет! — возражала я. — Я не виновата!» И сделала программу так идеально, как не делала никогда в жизни. Ирина Александровна подошла ко мне: «Ну, извини». На что я ответила: «Вы кричали на меня громко, а извиняетесь тихо». «Нет, ну вы посмотрите на эту татарскую рожу! — рассмеялась Винер. — Из-ви-ни. » Я заставляла себя уважать».
И конечно Алина. В интервью Ирина Винер вспоминала, как готовила Кабаеву, после допинг скандала:
— Кабаева всерьез приступила к тренировкам 1 июля, – Весной она сильно поправилась, поэтому вынуждена была срочно худеть. Алина совершала пробежки в шерстяных тренировочных костюмах. С нее сходило восемьсот восемьдесят пять потов. И вот сейчас она делает все элементы ультра-си. Ей, разумеется, тяжело, но она расплачивается за свое легкомыслие. Алина сидела на жесточайшей диете. Только воду пила. Я сказала ей, дескать, умри, вот тогда я поверю, что ты голодаешь.
– Бедная девочка!
– Бедная? Майя Плисецкая в 70 лет танцевала «Умирающего лебедя» на бис! Галина Уланова до последних дней оставалась тоненькой как тростинка. «Бедные девочки»? Но они были с именами. Слава, признание компенсируют некоторые неудобства.
Для одной из постановок мы выбрали партию Кармен. Произведения Проспера Мериме увековечил в музыке Жорж Бизе, а на сцену его перенесли Плисецкая и королевский балет «Фламенко». Кабаева – пятая, которая должна создать образ Кармен, но средствами художественной гимнастики. Можно ли в этой компании быть бедной?
– Все-таки, сколько недель Алина пила воду?
– Меня это не касается. Главное, что она спустила огромное количество килограммов, которые наела, совершенно не думая о последствиях. Ей не очень хорошая фигура досталась от родителей. Имеется в виду «корсет», и если на него находит жир, то становится ужас как некрасиво. Поэтому Алине очень трудно худеть.
— Первое выступление Алиночки после «тюрьмы» было на чемпионате мира-2003 года в Будапеште. Ей было очень, очень тяжело! Апатия, депрессия, она вообще не тренировалась, лежала. Иногда я с Кабаевой говорила на повышенных тонах — потому что не знала, как ее раскачивать.
— Но раскачали?
— Бог дал знак — и я написала ей записку. Очень нежную! Очень мягкую! Слова сами как-то пришли. Потом мне рассказали: прочитав эту записку, Алиночка встала совершенно другим человеком. Видимо, я писала под диктовку свыше. Кабаевой нужно было именно это. Случайностей не бывает.
Источник