- Теория и методика физической культуры
- Методы физического воспитания
- 1. Соотношение понятий
- Применение метода круговой тренировки в формировании культуры личности
- Особенности построения «круговой тренировки», ее методика. Индивидуальная дозировка нагрузки в круговой тренировке: «максимальный тест» и «повторный максимум». Характеристика различных видов круговой тренировки. Конспект урока по физической культуре.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Глава 1. Особенности построения «круговой тренировки»
- Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума.
- В комплексы круговой тренировки включают разнообразные физические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки.
- Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характером и величиной этого воздействия.
- При проведении учебно-тренировочных занятий с использованием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).
- При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков — закрепленных до автоматизма движений.
- В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы круговой тренировке. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику.
- В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:
- 1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода — постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 — 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 — 40 с). Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
- 2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 — 40 — секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.
- 3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 — 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.
- Разные варианты круговой тренировки, даже при одинаковом подборе упражнений, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха).
- 1.2 Индивидуальная дозировка нагрузки в круговой тренировки: «максимальный тест» и «повторный максимум»
- видом и характером упражнения;
- величиной отягощения или сопротивления;
- количеством повторения упражнений;
- скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;
- темпом выполнения упражнения;
- характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.
- Круговая тренировка с индивидуальным подходом
- Сегодня нужна такая методика и организация уроков физического воспитания, при которой каждый занимающийся выполнял бы задания с интересом и не испытывал при этом дискомфорта. Типологический подход (на основе оценки типа конституции учащихся) нам кажется самым оптимальным потому, что многолетний опыт его использования доказал высокую эффективность в повышении мотивации старшеклассников к оздоровительным и спортивным занятиям. При этом наиболее удачной формой проведения урока физической культуры, направленного на развитие двигательных качеств, является круговая тренировка. Деление класса на типологические группы может быть достаточно условным: просто перед выполнением каждого задания учащимся следует объяснить, как должны выполняться упражнения каждой группой занимающихся.
- Контроль и самоконтроль на занятиях
- Методы проведения круговой тренировки
- Интенсивный интервальный метод
- 1 вариант
- 2 вариант
- Экстенсивный интервальный метод
- 1 вариант
- 2 вариант
- Комплекс упражнений с собственным весом по методу экстенсивной интервальной работы в круговой тренировке
- Первое занятие
- Второе занятие
- Третье занятие
- Четвертое занятие
- Пятое занятие
- Шестое занятие
- Седьмое занятие
- Восьмое занятие
Теория и методика физической культуры
Методы физического воспитания
Этот вопрос рассматривается так же, как и предыдущий, в виде книги, где методы представлены по группам в соответствии с их направленностью на решение задач физического воспитания и способами регламентации нагрузки.
1. Соотношение понятий
В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий.
Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к дocтижeнию цели, т.е. намеченному результату.
Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а для решения определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.
Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «метод» в самой общем виде можно определить следующим образом:
МЕТОД — это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности.
В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия «метод» используется и термин «методический прием».
Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.
Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:
• в узком как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания)
• в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания — в дошкольных учреждениях, школе, в вузе и пр.).
В литературе встречаются также понятия «методический подход» и «методическое направление», которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к «методическому подходу» относит то, что в другом именует «методическим направлением».
Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не находит отражения вопрос: «В каких же отношениях между собой находятся данные понятия с понятиями «метод», «методический прием»? На основе изучения литературных источников Курамшин Ю.Ф. предлагает следующее содержание этих понятий.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействии педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в процессе развития силовых способностей выделяют следующие методические направления:
• преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений;
• использование предельных отягощений с непредельным числом повторений;
• преодолением сопротивлений с предельной скоростью и др.
Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении технических приемов или применять физические упражнения при различных состояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционального напряжения, при выключении или ограничении деятельности какого-либо анализатора). Наоборот, при частичной перестройке двигательных навыков, совершенствования кинематики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегченные условия выполнения технических действий. Все рассмотренные выше понятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Это можно представить в виде соответствующей схемы.
Источник
Применение метода круговой тренировки в формировании культуры личности
Особенности построения «круговой тренировки», ее методика. Индивидуальная дозировка нагрузки в круговой тренировке: «максимальный тест» и «повторный максимум». Характеристика различных видов круговой тренировки. Конспект урока по физической культуре.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.04.2012 |
Размер файла | 40,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
по дисциплине «Теория физической культуры и спорта»
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- Глава 1. Особенности построения «круговой тренировки»
- 1.1 Методические особенности «круговой тренировки»
- 1.2 Индивидуальная дозировка нагрузки в круговой тренировки: «максимальный тест» и «повторный максимум»
- Глава 2. Проведение круговой тренировки
- 2.1 Характеристика различных видов круговой тренировки
- 2.2 Конспект урока по физической культуре
- Заключение
- Список используемых источников
В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на уроках физической культуры становится всё более актуальной, так как на урока физической культуры комплексно используются различные методы и приемы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся.
Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.
Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса. На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый (гимнастический) спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.
В процессе обучения нельзя назвать определенные универсальные методы. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу. Поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения, такому сочетанию наиболее приемлем метод круговой тренировки.
Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности учащихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
Учитывая все перечисленное целью данной работы является всестороннее изучение метода круговой тренировки.
1) Изучит имеющуюся литературу по данной теме;
2) Выявить особенности метода круговой тренировки;
3) Определить характеристику различных видов круговой тренировки.
Глава 1. Особенности построения «круговой тренировки»
Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума.
В комплексы круговой тренировки включают разнообразные физические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки.
Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характером и величиной этого воздействия.
При проведении учебно-тренировочных занятий с использованием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).
При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков — закрепленных до автоматизма движений.
В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы круговой тренировке. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику.
В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:
1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода — постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 — 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 — 40 с). Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 — 40 — секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.
3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 — 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.
Разные варианты круговой тренировки, даже при одинаковом подборе упражнений, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха).
1.2 Индивидуальная дозировка нагрузки в круговой тренировки: «максимальный тест» и «повторный максимум»
видом и характером упражнения;
величиной отягощения или сопротивления;
количеством повторения упражнений;
скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;
темпом выполнения упражнения;
характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.
Источник
Круговая тренировка с индивидуальным подходом
Сегодня нужна такая методика и организация уроков физического воспитания, при которой каждый занимающийся выполнял бы задания с интересом и не испытывал при этом дискомфорта. Типологический подход (на основе оценки типа конституции учащихся) нам кажется самым оптимальным потому, что многолетний опыт его использования доказал высокую эффективность в повышении мотивации старшеклассников к оздоровительным и спортивным занятиям. При этом наиболее удачной формой проведения урока физической культуры, направленного на развитие двигательных качеств, является круговая тренировка. Деление класса на типологические группы может быть достаточно условным: просто перед выполнением каждого задания учащимся следует объяснить, как должны выполняться упражнения каждой группой занимающихся.
Методической основой круговой тренировки является многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. В соответствии с применяемым методом нагрузки используются элементарные, технически простые упражнения, из которых составляются тренировочные комплексы, выполняемые с последовательной и постепенной заменой упражнений с полным обновлением комплекса в течение месяца. При этом соблюдается принцип прогрессирующей нагрузки. Практика показала, что однообразные нагрузки замедляют развитие таких физических качеств, как сила, выносливость и быстрота. Нагрузка должна быть волнообразной: то возрастать, то снижаться, но при этом быть постоянно и постепенно возрастающей. Чередование различных нагрузок создает благоприятные условия для роста результатов и восстановления работоспособности организма.
Отправная точка в работе по методу круговой тренировки – определение уровня первоначальной нагрузки для каждого учащегося на основании результатов по максимальному тесту.
Что такое максимальное тестирование?
Каждое упражнение, которое вы хотите включить в комплекс круговой тренировки, выполняется в быстром темпе предельное количество раз в течение 30 сек., т.е. определяются индивидуальный оптимальный объем и интенсивность нагрузки. На тренировках же это упражнение выполняется на 50–75% от предельного, в зависимости от подготовленности ученика и времени тренировочного процесса.
Очень важным в работе по круговому методу является обеспечение благоприятной для здоровья занимающихся степени изменения интенсивности нагрузки и соблюдение установленных пауз отдыха. Оптимальное определение нагрузки требует правильного соотношения между нагрузкой и отдыхом. Фазу отдыха, активно проводимую с помощью упражнений других нагрузочных структур (растягивание, расслабление мышц), следует предпочитать пассивной фазе, потому что в таком режиме восстановление после интенсивной нагрузки происходит более полно.
Физическая нагрузка менее 30% от предельной не способствует адаптации. Процессы адаптации для повышения результатов происходят только тогда, когда на основе минимального объема достигается такая интенсивность, которая оказывает побудительное воздействие. Недостаточная загруженность, как и превышение индивидуальной нагрузки, приводит к снижению адаптационных возможностей. Нагрузки умеренной интенсивности и большого объема приводят к усиленному развитию выносливости, а с относительно малым объемом и большой интенсивностью способствуют развитию силы и скоростно-силовых качеств.
Именно это правило надо учитывать при составлении комплексов круговой тренировки. На начальной стадии тренировочного процесса при постепенном увеличении нагрузок следует увеличивать объем нагрузок, а уже потом их интенсивность. Постоянное разнообразие и увеличение интенсивности тренировок вырабатывает у занимающихся способность преодолевать более высокие нагрузки и тем самым улучшать свои физические кондиции.
Контроль и самоконтроль на занятиях
Необходимым условием для проведения круговой тренировки, правильного распределения нагрузки является контроль за частотой сердечных сокращений.
Первое и обязательное измерение пульса должно быть сделано перед тренировкой. Важны также показатели, полученные непосредственно после:
– окончания наиболее интенсивной нагрузки на тренировке;
– тестирования упражнения;
– прохождения «круга»;
– окончания тренировки и через 2–3 мин.
Улучшение регуляции сердечно-сосудистой системы выражается в более быстром снижении ЧСС после нагрузки.
Методы проведения круговой тренировки
Внешний признак круговой тренировки состоит в том, что занятие ведется как бы по кругу: устанавливается количество и содержание упражнений, которые занимающиеся должны выполнить в заданной последовательности, строго соблюдая величину нагрузки и продолжительности отдыха. Затем после кратковременного активного отдыха вновь повторить весь «круг» упражнений. В зависимости от уровня физической подготовленности и задачи текущего урока выполняется один, два, три или более кругов.
Наиболее эффективны при развитии физических качеств методы интервальной и длительной работы.
Интенсивный интервальный метод
Этот метод отличается повышенной интенсивностью при нагрузке 60–75% МТ.
1 вариант
Упражнения каждой серии выполняются в высоком и максимально высоком темпе в течение 20–30 сек. Критерием нагрузки является число повторений упражнения за установленное время.
Паузы, как правило, короче, чем при экстенсивной интервальной работе. В зависимости от величины нагрузки они составляют 10–60 сек. Отдых между кругами – до трех минут.
2 вариант
Каждое упражнение выполняется 10–15 раз без ограничения времени в плавном непрерывном темпе. Длительность пауз между сериями – от 30–90 сек. Повышение нагрузки достигается за счет постепенного сокращения времени выполнения упражнений или ускорения темпа их выполнения.
Для развития общей выносливости лучше всего использовать метод длительной работы.
Тренировка продолжается 40–45 минут в аэробном режиме, пульс – 150–160 уд./мин. Выполняется большой объем работы с использованием наибольшего количества упражнений.
Экстенсивный интервальный метод
Тренировка протекает с индивидуальной дозировкой в 50–60% от максимального теста (МТ).
1 вариант
В активном тренировочном темпе за 15 секунд выполнить как можно большее количество повторений упражнения с нагрузкой в 50% МТ. Затем следует активная пауза в 30 сек., и упражнение повторяется вновь в течение 15 сек. и т.д. Серия может состоять из 3–5 подходов. Для перехода к выполнению следующего упражнения с таким же количеством серий, пауза уже 30–90 сек. в зависимости от интенсивности выполнения упражнения и физической подготовленности занимающегося. Паузы между кругами могут быть от трех до пяти минут.
2 вариант
Режим нагрузки: 30 секунд работы в каждом упражнении и 30 секунд – пауза. Темп спокойный, из расчета 15–20 повторений. Нагрузку повышают, увеличивая ее объем в заданный временной отрезок.
Комплекс упражнений с собственным весом по методу экстенсивной интервальной работы в круговой тренировке
В начале каждого занятия обязательное измерение ЧСС. Далее проводится разминка, которая не должна быть продолжительной и вызывающей утомление. Она включает бег в среднем темпе продолжительностью до трех минут и разминочные упражнения на 7–10 минут.
Выполнение силовых упражнений происходит по станциям. На каждой станции выполняются упражнения только одной мышечной группы. Упражнения на станциях выполняются друг за другом по кругу, с паузами активного отдыха. После прохождения каждой станции измеряется ЧСС. Между станциями также обязательна пауза отдыха, но более длительная. Для повышения нагрузки можно увеличить количество кругов.
После тренировки пульс надо проверить дважды: сразу по окончании и через 1–2 минуты. Чем выше тренированность, тем быстрее он должен приблизиться к норме. Если же пульс остается высоким, необходимо снизить нагрузку.
Первое занятие
3 станции и 3 группы занимающихся ( на основании типологического разделения). Первая группа выполняет упражнения на станции № 1, вторая – на станции № 2, третья – на станции № 3. Пройдя все три станции, т.е. полный круг, следует весь круг еще раз повторить.
На каждой станции три упражнения, на каждое отведено по 15 сек. с паузой отдыха в 30 сек. – на растягивание мышц. Объем нагрузки – 50% от МТ. После окончания серии упражнений в течение 60 сек. отдыха измерить ЧСС и перейти к следующей станции.
Станция № 1. Упражнения для рук.
1. И.п.: упор лежа. Сгибание и разгибание рук в ровном неторопливом темпе без остановок. (Астеники (А) – выполняют отжимания от пола; дигестивники (Д) – отжимаются от скамейки; мышечники (М) – ноги на скамейке). Выпрямляя руки, не прогибаться. Руки выпрямлять до отказа.
2. И.п.: упор сзади на скамейке. Сгибание и разгибание рук в ровном неторопливом темпе без остановок. (А – выполняют обычным способом, сгибая руки до прямого угла, ноги прямые; Д – выполняют так же, как А, но ноги согнуты в коленях; М – выполняют, поставив ноги на нижнюю перекладину гимнастической стенки).
3. И.п.: упор лежа, руки на ширине плеч. Разведение рук как можно шире и возвращение в и.п. Мелкими шагами на руках перейти в упор лежа, руки в стороны. Обратным движением вернуться в и.п. (А, Д – выполняют «шаги на руках»; М – выполняют «прыжки на руках»).
В паузах отдыха на этой станции необходимо выполнять упражнения на растягивание и расслабление мышц рук и груди.
Станция № 2. Упражнения на пресс.
1. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и закреплены за нижнюю перекладину гимнастической стенки. Поднимание туловища в положение сидя и опускание в и.п. (А – руки вдоль туловища; М – руки за головой, локти разведены; Д – руки за головой, локти вперед).
2. И.п.: лежа на спине, прямыми руками держась за перекладину гимнастической стенки. Поднимать ноги до прямого угла и опускать в и.п. (М – поднимают прямые ноги с медболом массой 2 кг; Д – поднимают прямые ноги без отягощения; А – поднимают слегка согнутые в коленях ноги).
3. И.п.: лежа на спине, держась руками за перекладину гимнастической стенки, ноги вытянуты вверх. Опускание прямых ног вправо и влево. (М – опускают прямые ноги с отягощением 2 кг; Д – опускают прямые ноги без отягощения; А – опускают ноги, согнутые в коленях).
Во время отдыха выполнять упражнения на расслабление и растягивание мышц живота и спины.
Станция № 3. Упражнения для ног.
1. И.п. – о.с. Глубокие приседания на всей ступне, в ровном медленном темпе. (А – выполняют упражнение без отягощения; М – руки за головой с медболом массой 3 кг; Д – держа в руках перед собой медбол массой 3 кг).
2–3. И.п.: лицом к шведской стенке, держась за перекладину. Махи прямой ногой назад. Выполнять по 15 секунд правой и левой ногой без паузы отдыха.
Во время отдыха выполняются упражнения на растягивание и расслабление мышц ног.
Второе занятие
Повторение первого занятия с выполнением по две серии упражнений на каждой станции с отдыхом между сериями до 60 сек. Отдых между станциями – 3–4 минуты.
Третье занятие
Упражнения выполняются друг за другом, по 15 сек. каждое.
Между упражнениями пауза отдыха 30 сек., во время которой выполняются упражнения на растягивание и расслабление работавших мышц. Упражнения выполняются по две серии на каждой станции. После окончания серии упражнений – отдых 60 сек. Пауза отдыха между станциями – 3–4 мин.
Станция № 1. Упражнения для плечевого пояса и рук.
1–3. Повторить упражнения первой станции второго занятия.
4. И.п.: вис лежа, хватом сверху. Подтягивание до полного сгибания рук. (А – выполняют подтягивания широким хватом; Д – руки на ширине плеч; М – ноги примерно на уровне хвата). Руки выпрямлять до конца.
Станция № 2. Упражнения для мышц брюшного пресса.
1. Первое упражнение станции № 2 второго занятия.
2–3. Упражнения №№ 2–3 второй станции предыдущего занятия, но из и.п.: вис на гимнастической стенке.
4. И.п.: лежа на спине. Одновременное поднимание верхней части туловища и ног до касания руками ног.
Станция № 3. Упражнения для мышц ног.
1. И.п. – о.с. Попеременные выпады вперед правой и левой ногой. (А – руки на поясе; М – руки за головой; Д – руки на колене).
2. Первое упражнение станции № 3 предыдущего занятия.
3. Упражнения №№ 2–3 станции № 3 предыдущего занятия, но добавить отягощения на ноги. (М – по 2 кг на ногу; Д – по 1,5 кг на ногу; А – без отягощений).
После выполнения полного круга упражнений активный отдых с растяжкой работавших мышц в течение 5 мин. Измерение ЧСС и повторение круга упражнений.
Четвертое занятие
Все упражнения – повторение предыдущего занятия, но в двух сериях на каждой станции. Паузы отдыха между упражнениями – по 30 сек., между сериями – 60–90 сек., между кругами – 4–5 мин.
Пятое занятие
Начиная с этого занятия каждое упражнение выполняется по 30 сек. Активная пауза отдыха между упражнениями – 30 сек., между сериями – до 60–90 сек., между кругами – 5 мин.
Упражнения на каждой станции повторяют четвертое занятие, но выполняется при этом только одна серия упражнений в один круг.
Станция № 1. Упражнения для мышц плечевого пояса и рук.
Станция № 2. Упражнения для мышц брюшного пресса.
Станция № 3. Упражнения для мышц ног.
Шестое занятие
Повторение пятого занятия в два круга по одной серии упражнений на каждой станции.
Седьмое занятие
Повторение шестого занятия, но в две серии упражнений на каждой станции.
Восьмое занятие
Упражнения на каждой станции выполняются друг за другом в среднем темпе в течение 30 сек. без пауз отдыха. После выполнения работы на станции – отдых с растяжкой работавших мышц 60–90 сек. и переход на следующую станцию. Выполняется 2–3 круга упражнений с паузой отдыха между ними – 4 мин.
Условия выполнения упражнений для различных типологических групп – как на предыдущих занятиях.
Станция № 1.
1. И.п.: упор лежа. Сгибание и разгибание рук.
2. И.п.: лежа на спине. Поднимание туловища в положение сидя.
3. И.п. – о.с. Глубокие приседания на всей ступне.
Станция № 2.
1. И.п.: упор сзади на скамье. Сгибание и разгибание рук.
2. И.п.: вис на гимнастической стенке. Поднимание прямых ног до прямого угла.
3. И.п. – о.с. Выпады вперед правой и левой ногой поочередно.
Станция № 3.
1. И.п.: упор лежа, руки на ширине плеч. Разведение рук как можно шире и возвращение их в и.п.
2. И.п.: вис на гимнастической стенке, ноги согнуты под углом 90°. Опускание ног вправо и влево.
3. И.п.: лицом к гимнастической стенке, держась рукой за перекладину. Поочередные махи прямой ногой назад.
Станция № 4.
1. И.п.: вис лежа хватом сверху. Подтягивания на перекладине.
2. И.п.: лежа на спине. Поднимание одновременно верхней части туловища и ног.
3. И.п. – о.с. Глубокие приседания на полной ступне.
Этот тренировочный цикл из восьми занятий можно повторить через некоторое время, но провести его интенсивным методом. Учащиеся смогут сами определить, какой метод тренировки им больше подходит.
Круговая тренировка в приведенных объемах с разминкой может занимать не обязательно весь урок. Сколько занятий и в каких объемах отводить на освоение каждого комплекса, решать в конечном счете только учителю на основании исходных показателей своих учеников. И очень возможно, что на одни комплексы уйдет урок, а на другие – два. А кто-то посчитает целесообразным распределить занятия на всю четверть, например, параллельно с освоением программы по гимнастике. Варианты могут быть разные и во многом зависят от местных условий, от количества часов, выделенных на физическую культуру, и, что не маловажно, от настроения наших учеников.
Источник