Люди которые занимаются медитацией как называются

Медитация

Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания [1] [2] , используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций [3] или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования» [4] (пали: sati, санскрит: स्मृति, традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности» от англ. mindfulness ).

Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.

Начиная с 1960-х годов, медитация всё больше стала привлекать к себе внимание на Западе, стала предметом разнообразных научных исследований, неоднородных по строгости и качеству. [5] В более чем 1000 опубликованных научных исследований различных методов практики была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами в организме. [6] [7] [8] [9] [10] Сейчас медитация широко применяется как психотерапевтическое средство для снятия психического напряжения, физической боли и как метод борьбы со стрессом, в том числе в клинических условиях. [11] [12] Часто используется также с целью релаксации и как дополнение к другим упражнениям по релаксации.

Читайте также:  Как делать шпагат гимнастика для детей

Исследование правительства США в 2007 году показало, что почти 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев, для сравнения — в 2002 году практиковало 7,6 % (более 15 миллионов человек). [13]

Содержание

Терминология

Слово «медитация» происходит от латинского meditatio, точнее от глагола meditari, который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи». [14]

В Ветхом Завете хага (на иврите: הגה) означает не только вздыхать или шептать, но и размышлять, умственно созерцать. Когда Тора была переведена на греческий язык, слово хага было переведено как melete. В латинской Библии слово хага / melete было переведено как meditatio. [15] Использование термина meditatio применительно к одной из частей поэтапного процесса мысленного созерцания впервые встречается у монаха Гиго II в XII веке. [16]

Помимо своего исторического использования, термин медитация был применён в качестве перевода названия восточных духовных практик, называемых в буддизме и индуизме дхьяна. Слово дхьяна происходит от санскритского корня dhyai и тоже имеет значение «мысленно созерцать», «размышлять». [17] Термин «медитация» может также применяться к практикам исламского суфизма [18] и других традиций, таких как еврейская Каббала и христианский исихазм. [8] К примеру в редакцию книги о медитации, опубликованной в 2003 году, включены главы, написанные различными авторами, описывающие буддийскую, индуистскую, христианскую, исламскую и даосскую традиций медитации. [19] [20] Учёные отметили, что термин «медитация» в том значении, в котором он сейчас используется, равнозначен термину «созерцание» в христианстве. [21]

История

История медитации тесно связана с религиозным контекстом, в котором существовала эта практика. [22] Уже в доисторических цивилизациях использовались повторяющиеся ритмичные песнопения и повторения фраз для увещевания богов. [23] Некоторые авторы даже выдвинули гипотезу, что появление способности концентрировать внимание, являющейся элементом многих методов медитации, [24] возможно, способствовало развитию последней фазы биологической эволюции человека. [25] Другое раннее упоминание медитации (Дхьяны) можно найти в индуистской традиции ведантизма около 15-го века до н. э., в которой Веды описывали традиции медитации древней Индии. [22] Примерно с 6-го по 5 вв до н. э. другие формы медитации были созданы в даосизме в Китае и буддизме в Индии. [22]

На западе, в 20-м году до н. э., Филон Александрийский писал о некой форме «духовных упражнений» с участием внимания (prosoche) и концентрации [26] , а в третьем столетии Плотином были разработаны техники медитаций.

Палийский канон, письменная фиксация которого восходит к 1-му веку до н. э., считает индийскую буддийскую медитацию шагом на пути к освобождению. [27] К этому времени буддизм распространился в Китае, Сутра Вималакирти, датируемая 100 годом н. э. включает ряд упоминаний медитации, чётко указывая на дзэн. [28] По Шёлковому пути передачи буддизма медитация распространилась и в другие восточные страны, а в 653 году первый зал для медитации был открыт в Японии. [29] Возвратившись из Китая около 1227 года, Догэн написал инструкцию по дзадзэн. [30] [31]

Исламская практика зикр, которая заключается в повторении 99 Имён Бога, зародилась в восьмом или девятом веках. [32] [33] К 12-му веку в практику суфизма были включены техники медитаций и его последователи начали практиковать контроль дыхания и повторение святых слов. [34] Взаимодействие с индусами или суфиями, возможно, повлияло на формирование восточно-христианской практики медитации, исихазма, но прямых доказательств этому нет. [35] [36] Между 10 и 14 веками исихазм стал практиковаться, в частности, на горе Афон в Греции, эта практика включает повторение Иисусовой молитвы. [37]

Западная христианская медитация контрастирует с большинством других подходов в том, что она не предполагает повторения какой-либо фразы или действия и не требует никаких конкретных поз. Западная христианская медитация берет своё начало в шестом веке в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Его четыре формальные ступени, «лестница», были определены монахом Гиго II в 12 веке с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как читать, размышлять, молиться, созерцать). Западная христианская медитация получила дальнейшее развитие у святых 16-го века, таких как Игнатий де Лойола и Тереза Авильская. [38] [39] [40] [41]

В 18-м веке изучение буддизма на Западе стало занятием интеллектуалов. Обсуждал эту тему философ Шопенгауэр, [42] а Вольтер призывал к терпимости по отношению к буддистам. [43] Первый английский перевод Тибетской Книги мёртвых был опубликован в 1927 году. [44]

Светская форма медитации, как западная форма индуистских медитативных техник, появились в Индии в 1950-х годах и попала в Соединённые Штаты и Европу в 1960-х. Вместо сосредоточения на духовном росте, светская медитация делает акцент на снижении стресса, релаксации и самосовершенствовании. [45] [46] Обе формы медитации, духовная и светская, были предметом научных исследований. Исследования медитации начались в 1931 году, научно-исследовательский интерес резко увеличился в 1970-е и 1980-е года. [47] К началу 70-х годов на английском языке было сделано более тысячи исследований по медитации. [47] Однако, после 60 лет научных исследований, точный механизм работы медитации до сих пор остается неясным. [11]

Формы и методы медитации

Согласно отчёту Национального института здоровья США [1] , самыми распространёнными формами медитации являются медитации памятования и трансцендентальная медитация.

  • Медитация памятования (англ.mindfulness meditation ) — традиционная для буддизма форма медитации, объединяет целую группу техник. При самой распространённой технике медитирующий изначально сосредотачивается на тонком ощущении воздуха, касающегося ноздрей при вдохе и выдохе. Затем, по мере роста мастерства, объекты для медитации меняются. Многие другие техники медитации являются производными от данной.
  • Дзадзэн — традиционная для Японии практика медитации памятования. Существует форма медитации дзадзэн при прогулке.
  • Трансцендентальная медитация — медитация с концентрацией на мантре — слове, звуке или фразе, повторяемой медитирующим вслух или мысленно. Самой известной является мантра «Ом».
  • Медитация на пустоте — медитация со сосредоточением на отсутствии мыслей. Часто является следующим этапом для других форм медитации. По словам Джидду Кришнамурти из книги «Медитации», при длительной медитации на безмыслии исчезают все виды мыслей, желаний и прекращается осознавание своего я — почти полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающим состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего. По утверждению Далай-ламы XIV, такая медитация может вызвать вслед за собою особое состояние всеосознавания, называемого на Востоке «Просветлением». [48]
  • Кундалини-медитация — медитация со сосредоточением на чакрах. Обычно проводится лёжа.
  • Тратака — медитация на пламя свечи в тёмной комнате.
  • Сатипаттхана — буддийская медитация со сосредоточением на созерцание тела, чувств, ума, объектов ума. Подробно описана Махасатипаттхана сутре. В популярной нью эйдж литературе по ошибке называют Випассаной, тогда как на самом деле випассана это опыт и результат получаемый от практики Сатипаттханы.
  • Анапанасати — традиционная буддийская медитация со сосредоточением на дыхании. Подробно описана в Анапанасати сутре.
  • Випассана — Достижение внутреннего прозрения, достигаемое посредством практики Сатипаттханы и Анапанасати. Так же посредством практик Анапанасати и Сатипаттханы достигаются джханы.
  • Медитация на внутренний звук — медитация со сосредоточением на внутреннем звуке (Наам, Шабд, Анахата Нада).
  • Сахадж Марг — медитация с сосредоточением на биении сердца.

Для большинства техник медитация характерно глубокое сосредоточение на монотонно повторяющемся действии.

Самая известная поза для медитации такова: сидя, глаза закрыты, спина выпрямлена, голова чуть опущена, ноги скрещены, руки лежат на коленях ладонями кверху, ладони раскрыты, большие и указательные пальцы соединены.

Источник

Что такое майндфулнес, в чем смысл медитаций, и как они работают: теория и личный опыт

Наверняка вы не раз слышали о пользе медитации. О том, как она снимает стресс, помогает успокоиться и дарит счастье. А в голове всплывали образы монахов, сидящих в позе лотоса и распевающих протяжное «омммм». Или возможно, до вас доходили слухи о таком понятии как «майндфулнес» или практике осознанности, которые так популярны сейчас в европейских странах. Нередко можно встретить и скептиков, для которых медитации и все такое прочее — не более чем шарлатанство в виде мистических ритуалов.

Я проверил медитации на себе, попутно собрав последние исследования по теме. Так есть шанс взглянуть на них с двух сторон: теоретической и практической. О противоречии или симбиозе этих двух взглядов я и расскажу подробнее.

Поскольку видов медитаций и разнообразных техник великое множество, останавливаться на каждой отдельно нет смысла. Всегда есть какие-то различия, даже между соседними монастырями в Тибете. Поэтому достаточно сказать, что в основе всего описанного лежит медитация осознанности. Она одна из самых простых, и ее чаще всего используют в научных исследованиях.

Чем медитация не является

Существуют два расхожих заблуждения относительно медитации. Первое — очищение ума. Многим кажется, что медитация — это своего рода перезагрузка. Чтобы выбросить тревожные мысли из головы, нужно освободиться от мусора, заполняющего разум. Провести детокс сознания. Тогда уйдут тревога и беспокойство, а вы откроете глаза другим человеком.

На деле все совсем иначе. Медитация — полная противоположность такой перезагрузки. Она про отсутствие контроля, про полную свободу и бессознательное движение мысли. При таком подходе разум напоминает рой пчел, где каждая пчела — это забытое воспоминание, новая идея, необоснованный страх или что-то совсем неожиданное, о чем вы боялись подумать.

Буддист Йонге Мингьюра Ринпоче, однажды названный журналом Time самым счастливым человеком на земле, сравнивает сознание с рекой. Во время прилива течение поднимает ил, скопившийся на дне, и тогда сложно разглядеть что-либо. Но как только грязь схлынет, в прозрачной воде видна рыба, камни и многое другое. Так и с началом медитации ум наполняется множеством мыслей, за которыми сложно уследить, но с течением времени они растворяются, оседают, и уже проще наблюдать за собственным потоком мышления.

Второе заблуждение касается полного спокойствия. Якобы медитация должна дарить умиротворение, дзен и безмятежность, а иначе зачем она нужна? Тут важно сразу оговориться, что медитация в том смысле, в котором ее понимает западный человек, отнюдь не то же самое для монахов. В их представлении медитация — это образ жизни, при котором те упражнения, что мы привыкли называть медитацией, лишь небольшая его часть. А нужны они для самопознания. Это лишь инструмент, чтобы лучше понимать себя и то, как мы видим окружающий мир. Поэтому ни о каком спокойствии, как о самоцели, речи не идет. Однако техники, используемые в этих упражнениях, могут менять наше восприятие. Поэтому западные психологи адаптировали их под быт современного человека и окрестили практикой майндфулнес (mindfulness).

Сегодня существует множество способов приобщиться к этому движению: от книг и роликов на YouTube до всевозможных приложений. Я использовал исключительно приложение Headspace. В нем собрана гигантская коллекция самых разных упражнений: для избавления от стресса, для фокусировки внимания, для принятия утраты, обретения баланса и много чего еще. Его выпустил человек по имени Энди Паддикомб. Он пятнадцать лет учился в разных монастырях и теперь преобразует древние техники медитации в короткие и понятные инструкции. Это приложение используют и психологи, и физиологи в исследованиях стресса. Поэтому в нем объединены как многовековые практики монахов, так и последние наработки западной науки. Я решил, что это идеальная точка входа, и пока ограничил свой опыт только этим приложением.

Главное, что я из них понял — это принятие собственных мыслей. Без оценки, суждений или любых других выводов. Необходимо войти в это состояние через фокус на окружении, дыхании и собственном теле. После этого начинаются различия в упражнениях. О каждом из них я буду рассказывать отдельно.

Медитация открывает новые пути управления телом

Медитативные практики монахов давно привлекают ученых, но реальные возможности для исследований открылись недавно. Во-первых, набралось достаточно теоретических знаний о мозге. А во-вторых, благодаря междисциплинарному подходу понемногу спадает скепсис относительно самой возможности изучения медитации.

В России, например, ученые из Института мозга человека РАН, Института медико-биологических проблем РАН и МГУ уже полтора года сотрудничают с буддистскими монахами из Индии. Они напрямую заручились поддержкой Далай-ламы и благодаря ей проводят различные измерения: начиная от снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и заканчивая фиксацией тепловых изменений в теле. В 2019-2020 годах они исследовали более ста монахов. Сейчас идет обработка полученных данных, и о полноценных результатах говорить рано, но уже есть любопытные свидетельства.

По словам Святослава Медведева, физиолога и бывшего руководителя Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой, медитация позволяет воздействовать на автоматические механизмы мозга, которые отвечают за контакт с внешним миром. Эти механизмы работают даже у человека, находящегося в коме — но у монаха, погрузившегося в особый вид медитации, они отключаются.

Можно предположить, что Святослав Всеволодович подразумевает зрительные, слуховые и другие пути, ответственные за наши чувства. В случае со зрением путь выглядит так: сперва сигнал идет от глаза к нашим первичным анализаторам в среднем мозге, а затем через таламус вверх в зрительную кору, где мы формируем визуальные образы, и уже после он переходит в другие структуры неокортекса. Вероятно, подразумевалось, что при этом особом виде медитации, сигнал не доходит до зрительной коры. В таком случае автоматическое распознавание образа отсутствует. Как это возможно? Пока неясно — разгадкой этого феномена и заняты физиологи.

Очевидно, что такой уровень владения телом доступен не каждому, и для его достижения нужны особые тренировки. Я же начал с базовых: побуждающих расслабить тело и пустить ум в свободное плавание. В них предлагают сосредоточиться на солнечном свете, который медленно заполняет все тело. С первых же минут у меня появились необычные ощущения. Сразу навалилась волна навязчивых мыслей. Как будто переживания и тревоги, до этого сидевшие где-то глубоко, прорвались наружу. В этом плотном потоке внимание перескакивало с одного предмета на другой, пока наконец не остановилось на дыхании.

Потом я вновь и вновь отвлекался на новые образы. Они без конца приходили в голову, но в итоге тело успокоилось. Сложно описать чувство, настигшее под конец. Оно сравнимо с расслаблением после горячей ванны. Это легкость, похожая на внутреннюю оживленность после бега, головокружение и податливая мягкость мышц. Несколько раз я повторял это упражнение, и эффект оставался прежним. Он различался в деталях: когда-то чувство легкости растекалось под конец медитации, когда-то бежали мурашки, но принципиально ощущения не менялись. И это постоянство удивило меня с самого начала.

Медитация лучше отдыха

Представьте себе самый напряженный день на работе. Вспомните, как хотелось отдохнуть и расслабиться после него. А теперь постарайтесь припомнить, как именно вы отдохнули. Что вы сделали, чтобы успокоиться? Что позволило вам отпустить неприятные мысли? Вспомнили? Если да, то вам легко будет ответить на следующий вопрос: помог ли вам этот отдых? Пошли ли вы на следующий день полным сил, или изнеможение только усилилось?

Прожитый вами опыт поможет лучше понять следующий эксперимент. Его провели сотрудники Университета Карнеги Меллон. Они привлекли 35 безработных, которые отчаянно искали способ себя прокормить. Эти люди, очевидно, испытывали каждодневный стресс. Исследователи помогали снять его двумя разными способами. Первую половину испытуемых отправили в так называемую Программу расслабления (relaxation training programme), вторую половину обучали техникам майндфулнес.

Эксперимент длился три дня, а результаты оценивали по снимкам МРТ до и после упражнений и забору крови, который показывал уровень интерлейкина 6 (IL-6) — провоспалительного цитокина. У медитировавших участников, в отличие от группы релаксации, уровень IL-6 значительно снизился уже через три дня интенсивных тренировок. Также в их дорсолатеральной префронтальной коре (ПФК), которая отвечает за сдерживание любых приятных, но вредных для организма порывов (вроде лишней булочки перед сном), образовалось много новых связей, чего не наблюдалось у испытуемых из первой группы.

Более того, двухнедельное исследование, где другие две группы подвергали незначительному стрессу в виде публичного выступления перед большой аудиторией, показало, что люди, медитировавшие 20 минут в день в течение 14 дней, испытывали меньший стресс. Их уровень кортизола был значительно ниже во время выступления и быстрее приходил в норму после него.

В приложении Headspace есть отдельный вид медитации, который рассчитан на саморазвитие. Это слово лишь отдаленно отражает суть. Эта непростая техника предполагает, что вы позволите разуму делать все, что он захочет. Если его тревожат проблемы завтрашнего дня — он будет блуждать среди них. Если ему хочется думать о самом упражнении — так тому и быть. Если вдруг в голову лезут совершенно непонятные и нездоровые мысли — им тоже позволено приходить. Это свободное течение продолжится столько, сколько захотите: пять, десять, двадцать минут — вы сами определяете его продолжительность.

Сложность в том, что от мыслей трудно абстрагироваться и наблюдать со стороны. То, что вы сейчас думаете о прочитанных строках, — это одно. Но если остановиться на несколько мгновений, подышать и сосредоточиться на собственном теле, а потом как бы взглянуть на поток мышления со стороны, то состояние будет совсем иным. И если все получилось, эффект очень интересный — ощущается некий внутренний порядок. Когда после уборки все вещи разложены по своим местам, приходит чувство гордости, но и понимание, что где лежит. Примерно то же самое наступает после своеобразной ментальной чистки. Мысли распределены по полочкам и ими проще управлять. Нет облегчения в привычном смысле, но есть легкость в управлении мыслительным процессом, и это отдельное уникальное состояние.

Как щедрость зависит от медитации?

На первый взгляд, глупый вопрос. Да и вообще где связь? Неужели медитация влияет на расположение человека к другим людям? Психологи из США задались похожим вопросом и провели рандомизированное исследование с участием почти 300 студентов. Отбирали тех, кто обратился за помощью в центр психологической поддержки при университете. У них диагностировали депрессивные или тревожные состояния.

Все добровольцы беседовали с психологом, но вместе с тем проходили дополнительную терапию. Их случайным образом разделили на три группы. В первой студенты еженедельно писали письма благодарности. На протяжении трех недель они благодарили близких, себя или возможности, которые подарила им жизнь за это время. Участникам второй группы предлагалось рефлексировать над негативными эмоциями, скопившимися за неделю. Они описывали, что их больше всего расстроило, и как они пережили этот опыт. Третья группа ничего не делала — служила контрольной.

Результаты оценивали по анкете студентов, которую те заполняли дважды: спустя один и три месяца после эксперимента. А также по снимкам фМРТ во время второй части исследования. Ее тоже провели после трехмесячного перерыва. Суть заключалась в следующем: участникам представляли некоего «благодетеля», который щедро награждал их деньгами. Взамен он просил лишь об одном: поделиться всей суммой или ее частью с кем-то еще, если они благодарны ему. Процесс принятия решения фиксировали в томографе, поэтому ученые видели, как меняются мозги испытуемых.

Более благодарные люди жертвовали больше денег. У них же, по сравнению с теми, кто не испытывал подобного чувства, ярче выражалась активность нейронов в медиальной префронтальной коре (ПФК) — зоне, которая отвечает за принятие решений и за чувство правильного и неправильного. Пациенты с повреждениями в ней чаще лгут, воруют, нарушают закон и т.д. Как ни странно, но среди благодарных испытуемых оказалось больше тех, кто писал соответствующие письма во время терапии.

Казалось бы, какое отношение этот эксперимент имеет к медитации? Однако среди техник майндфулнес есть одна, которая как раз посвящена благодарности. Ее сложно описать словами, так как для понимания лучше всего войти в состояние осознанности, которое наступает с медитацией, и уже тогда определить, как она работает. Если сказать проще, то это свобода, при которой ваш ум сам найдет ответ на вопрос «Чему вы больше всего благодарны в данный момент?»

Если вы выполните упражнение по всем правилам и не станете напрягаться, выдумывая ответ, то результат скорее всего вас удивит. У меня оно вызвало тоску и грусть. Сперва я даже не мог облечь в слова приходящие мысли. Всплывали только чувства и образы. Потом, после нескольких попыток, я стал больше задумываться над своими эмоциями и понял, что благодарен самому факту существования — именно эта мысль вызывала у меня грусть. Не знаю, отдал бы я больше дарованных денег человеку после медитации, чем до, но определенное спокойствие эта техника точно подарила.

Так что там насчет стресса?

Все гуру медитации повторяют одно: цель упражнений не в том, чтобы снижать стресс. Если человек в процессе медитации или после нее чувствует себя отдохнувшим и менее напряженным, то это лишь приятный бонус. Основной же смысл — самопознание. Однако западную науку больше всего интересует именно побочный эффект. Действительно ли медитация снижает уровень стресса? Если да, то в чем секрет? Ответы на эти вопросы ищут многие американские психологи и физиологи. К сожалению, однозначных истин нет до сих пор, но есть намеки, по которым мы определяем ответ на первый вопрос.

Большой вклад в открытие этих намеков внесла нейрофизиолог Сара Лазар из Гарвардского университета. Еще в начале нулевых она исследовала мозги медитирующих при помощи томографа. Оказалось, что у этих людей больше связей между нейронами в ПФК, чем у среднестатистических американцев. Но то могла быть случайность — совпадение генетической или средовой информации. Поэтому позже она провела другой опыт, в котором показала, что после двух месяцев медитации у обычного человека действительно меняется мозг.

Лазар привлекла 16 человек, которые никогда не медитировали. Поместила их в томограф и сделала контрольный снимок мозга. Затем каждому предложила программу ежедневной медитации осознанности: всего 30-40 минут в день на протяжении восьми недель. По прошествии этого периода всех испытуемых снова обследовали в томографе. Что же увидела Лазар и ее коллеги? Во-первых, увеличенный гиппокамп — область мозга, ответственная за память, обучение и регуляцию эмоций. Во-вторых, уменьшенную миндалину, которую часто связывают с реакцией «бей или беги». Обычно она активируется при стрессе. Интересно, что ее сокращение коррелировало с оценкой самих испытуемых. Те отмечали сниженный уровень стресса после двухмесячного курса.

Схожие результаты демонстрировали и другие независимые исследования. Например, канадские психологи из Монреальского университета показали, что миндалина может уменьшиться и после одной недели ежедневных 20-минутных занятий. Даже такого короткого срока достаточно, чтобы снизить ее активность в ответ на негативные картинки с насилием или жертвами катастроф. О такой тенденции говорят и метаисследования.

На данный момент у меня страйк в две недели. Я не отлынивал ни одного дня и могу сказать точно, что ощущения изменились. Появилось необычное чувство собранности. Иногда во время медитации кружится голова, иногда приходят неприятные мысли, иногда кажется, будто руки срослись в одну — всегда что-то новое и необычное, но каждый раз после медитации возвращается чувство спокойствия и присутствия в моменте. Его сложно охарактеризовать одним словом. Для него стоило бы придумать новое, а возможно, оно уже есть в тибетском языке. Это чувство вмещает в себя созерцание окружающего мира, его принятие и внимательность к собственному состоянию ума. Возможно, звучит безумно, но по-другому описать сложно.

Долгосрочные исследования показывают, что чем дольше курс, тем заметнее эффект, поэтому я продолжу изучать новые техники. Возможно, они откроют новый опыт, а через пару месяцев у меня накопится материал на вторую часть. Тогда можно затронуть более специфические темы, такие как тукдам или нечувствительность к боли во время медитации. О них мы знаем еще меньше, но оттого интереснее прикасаться к неизведанному.

Изображения в статье — картины кубинского художника Томаса Санчеса, который пишет в медитативном состоянии и любит изображать бодхи — дерево просветления.

Источник

Оцените статью