Лучшие учителя йоги мира

Содержание
  1. 10 самых влиятельных преподавателей йоги в России
  2. Андрей Сидерский
  3. Михаил Константинов
  4. Елена Ульмасбаева
  5. Татьяна Илларионова
  6. Александр Куликов
  7. Мария Митрофанова
  8. Денис Заенчковский
  9. Сергей Агапкин
  10. Андрей Лаппа
  11. Анна Лунегова
  12. Великие мастера-йогины и современные учителя йоги
  13. Великие йогины
  14. Современные учителя
  15. Известные йоги и учителя в России
  16. Учителя хатха йоги 20 века
  17. Автор: Киселёв Алексей
  18. Оглавление
  19. Вступление
  20. Шри Тирумалай Кришнамачарья
  21. Ученики Шри Тирумалай Кришнамачарьи
  22. Видван Шри Кришна Паттабхи Джойс
  23. Аштанга Виньяса Йога
  24. Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (Б.К.С. Айенгар)
  25. Шриматаджи Гита Сундарараджа Айенгар
  26. Шри Прашант Сундарараджа Айенгар
  27. Айенгар йога
  28. Индра Деви
  29. Б.Н.С. Айенгар
  30. Шриватса Рамасвами (Srivatsa Ramaswami)
  31. Виньяса-крама
  32. Тирумалай Кришнамачарья Венката Десикачар
  33. Винийога Йога
  34. А.Г.Мохан
  35. Свастха-йога (и Аюрведа)

10 самых влиятельных преподавателей йоги в России

По мнению Yoga Journal.

Во время работы над юбилейным, 100 номером Yoga Journal, мы описали 10 ключевых стилей йоги, а затем выбрали ведущих учителей в этих направлениях.

Андрей Сидерский

Первый из двух, не побоимся этого слова, великих украинских учителей, которые сильно повлияли и продолжают влиять на йогу в России. Основатель метода Йога23, воспитавший десятки отличных преподавателей. Благодаря Сидерскому, мы знаем про фигуры вместо асан и занятия под метроном. А ещё Андрей художник, писатель и переводчик. Например, книг Карлоса Кастанеды.

Михаил Константинов

Михаил Константинов. Великий MNK — главный аштангист страны, непримиримый борец за соблюдение чистоты в практике йоги. Йог с 1979 года, ученик Шри Паттабхи Джойса. Вместе с коллегами основал московский Аштанга Йога Центр, создатель и главный редактор журнала «ЙОГА». Сердитый, но часто справедливый.

Елена Ульмасбаева

Мы говорим «йога Айенгара в России» — подразумеваем Елену Ульмасбаеву. Основательница и руководитель самой большой в стране сети клубов Yoga Practika известна требовательностью к ученикам и преподавателям, которые у неё работают, и неизменно высоким уровнем классов. Строгая и структурная.

Читайте также:  Медитация от булимии самостоятельно

Татьяна Илларионова

Просто удивительно, как много всего знает и умеет Таня: она старший тренер метода Йога23, дипломированный йогатерапевт и преподаватель на курсе йогатерапии РУДН, главный методист московской Федерации йоги. Наконец, просто красавица, удивительно приятная в общении девушка и да — успешный Instagram-блогер, подтверждающий, что качество преподавания вполне сочетается с популярностью в сети.

Александр Куликов

Как сказала об Александре его ученица, это преподаватель, в присутствии которого физически ощущаешь, как исцеляется сердце. Его духовное имя Кальян Сингх значит «приводящий к предназначению». В йогу пришёл через интерес к эзотерическим знаниям, труды Д. Андреева, П. Успенского, К. Кастанеды, Ш. Ауробиндо. Кундалини-йогой начал заниматься в начале 90-х. В йоге его всегда привлекала «сиддхальная» составляющая (сверхспособности человека).

Мария Митрофанова

Учитель учителей. На занятия к Маше ходят другие преподаватели йоги — получить опыт её сильной, динамичной практики. Стоит у истоков создания YogaDOM— именно она дала импульс к созданию йога-центра, который недавно отпраздновал своё 11-летие.

Денис Заенчковский

один из основателей проекта «Аштанга йога центр» (старожилы хорошо помнят легендарный йога-центр на Новокузнецкой). Заниматься Хатха-йогой начал в середине 90-х. Бронзовый призёр чемпионата по йога-спорту в Нью-Дели 2000 г. В своём доме в Домодедово проводит пуджи и занятия «для своих». Один из самых авторитетных и уважаемых йогов, воспитавший несколько поколений преподавателей.

Сергей Агапкин

Самый известный российский йогате- рапевт, врач-реабилитолог, ректор Института Традиционных Систем Оздоровления. Есть мнение, что Сергей может вылечить всё. Любимый доктор из программы «О самом главном», обладатель множества регалий. А также герой двух наших обложек, постоянный автор журнала и участник мероприятий YJ, — которого мы тоже очень любим!

Андрей Лаппа

Ещё один очень влиятельный украинец в нашем рейтинге. Доктор наук, основатель системы «Универсальная йога». Для того, чтобы решиться и поехать учиться к Лаппе, надо ещё дорасти — такая у мастера репутация среди российских и украинских йогов.

Анна Лунегова

Героиня обложки юбилейного номера, ведущий преподаватель Дживамукти-йоги в России. На её классах обычно яблоку негде упасть, но Ане каким-то образом всё равно удаётся уделить внимание каждому ученику — и тогда довольно жёсткая практика Дживамукти становится очень личной и вдохновляющей. За эту способность вдохновлять Аню любят, в том числе редакция Yoga Journal в полном составе.

Источник

Великие мастера-йогины и современные учителя йоги

Знаменитые, влиятельные и великие личности из мира йоги, который оставили после себя ценнейшие знания и материалы о самосовершенствовании. Древние и современные наставники, которые являются проводниками к духовной практике.

Великие йогины

Шива – считается одним из основоположников тантры и йоги как системы.

Падмасамбхава. Его имя переводится с санскрита как «человек, который родился из цветка лотоса». История его жизни относится к восьмому веку, и он до сих пор считается одним из самых величайших йогинов своего времени. Согласно легенде этот мастер появился на свет через 8 лет после паринирваны Будды Шакьямуни. Основной целью его жизни была помощь людям в воплощении их настоящей природы и предназначения.

Тилопа (988-1069 гг). Его называли махасиддха, наставником Великого Наропы. Учения этих двух мастеров легли в основу обучения монахов в тибетской школе Кагью. О Тилопе известно, что он родом из семьи брахманов.

Наропа. Егосчитают выдающимся ученым и мастером медитативных практик. Обучившись у Тилопы, он занялся дальнейшим развитием Шести йог. Привел все знания в единую систему, названную его именем. Данная методика позволяет человеку познать суть Просветления.

Марпа также был великим йогином. Он прожил богатую жизнь лама-мирянина со своей семьей. Но в конце своего пути занялся переводами и стал одним из самых почитаемых тибетских переводчиков и наставников.

Миларепа известен как поэт и автор песенного и балладного жанра. Он был одним из учеников Марпы и в последствии стал известным йогином-практиком. Уникальность этого мастера в том, что ему удалось достичь наивысшего уровня в течение одной жизни. При этом в прошлых рождениях никаких заслуг у него не было.

Мачигу Лабдрону почитают как великую йогиню. Ее судьба связана с новым рождением Еше Цогель, которая была супругой Падмасамбхавы. Когда-то великий мастер предсказал перерождение супруги под именем Мачиги Лабдроны.

Патанджали – знаменитый философ Индии. Его основным трудом стало составление «Йоги сутр» (йогический трактат).

Современные учителя

Бхаджан был очень интересным юношей. Он объехал практически всю территорию Индии и получил знания у Великих йогинов. Позже он и сам стал наставником у разных людей, в том числе и у знаменитостей.

История жизни Паттабхи Джойс доказывает, что йогическая практика действительно способна изменить человека. Мало кто из йогов мог бы похвастаться изнурительными тренировками с детского возраста. Джойс не только усердно занимался, но и посвятил свою жизнь изучению религиозных учений. Когда ему было двенадцать лет, он побывал на выступлении своего будущего наставника в Майсоре. В те времена этот город по праву считали местом паломничества для желающих обучиться йоге жителей европейских стран.

Шри Шри Рави Шанкар. Индийского гуру в первую очередь знают как основателя «Общечеловеческих ценностей». Эта международная ассоциация помогает людям достичь единства телом, умом и духом через определенные асаны, пранаямы и медитативные практики. В понимании мастера занятия йогой должны выполняться только в спокойном состоянии сердца и ума.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Шри Шри Анандамурти

Шри Шри Анандамурти – индийский философ, Махагуру (великий учитель) и основатель направления Ананда Марга йоги. Им написано более 250 книг в разных сферах и 5018 произведений, они известны как они известны «Песни нового рассвета». Его теория «Праут» (PROUT) о прогрессивном использовании – это своеобразная альтернатива социалистическому и капиталистическому строю.

Айенгар. Следует упомянуть и об основателе одноименной йоги Айенгара. Этот великий мастер никогда не считал возраст и состояние здоровья человека помехой для занятий йогой. Главное в упражнениях – достижение внутреннего спокойствия и гармонии внутри себя.

Известные йоги и учителя в России

Андрей Сидерский. Наша йога не может считаться полноценной без этого учителя. Он родился в Украине, но оказал значительное влияние на развитие йоги в России. Благодаря его методике «Йога 23» было воспитано несколько десятков замечательных учителей. В практике этого мастера широко используются фигуры, а не асаны, и применяется метроном. Его талант многогранен и проявился не только в йоге, но и в творческой среде. Андрея многие знают как хорошего художника, писателя и переводчика. Среди его трудов были переводы литературных произведений Карлоса Кастанеды.

Сергей Агапкин. Многие видели по телевидению авторскую передачу о здоровье этого автора. Он популярный терапевт, реабилитолог. Также занимается його-терапией и ректорством в Институте Традиционных Систем Оздоровления. Многие уверены, что Сергею подвластно лечение любых болезней. Ему уже присуждено множество регалий. Интересно отметить, что Сергей также является автором журнального издания по йоге.

Виктор Бойко. Еще один популярный йога-практик. В России существует школа «Классической йоги», названная его именем. Эффективность данной методики для здоровья и саморазвития уже доказана не только в нашей стране, но и зарубежными коллегами.

Андрей Лаппа. Разработке системы «Универсальной йоги» посвятил всю свою жизнь. Кроме того, у него есть звание доктора наук. Но на обучение к мастеру не так-то просто попасть. Некоторые справедливо полагают, что до этого нужно сначала дорасти.

Елена Ульмасбаева. Еще одним важным человеком в изучении йоги Айенгара в нашей стране стала именно она. Основала сеть йога-клубов по всей России. Ее считают очень требовательным наставником, но и уровень занятий под ее руководством также высок.

Михаил Константинов. Является одним из главных аштангистов страны. Его основной принцип – йога должна быть «чистой». Обучался мастер у известного йогина Шри Паттабхи Джойса и уже имеет достаточно большой опыт практики. В Москве он стал создателем Аштанга Йога Центра и главным редактором журнала «Йога».

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Источник

Учителя хатха йоги 20 века

Автор: Киселёв Алексей

Оглавление

  • Вступление
  • Шри Тирумалай Кришнамачарья
  • Ученики Шри Тирумалай Кришнамачарьи
    • Видван Шри Кришна Паттабхи Джойс
      • Аштанга Виньяса Йога
    • Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар
      • Шриматаджи Гита Сундарараджа Айенгар
      • Шри Прашант Сундарараджа Айенгар
      • Айенгар йога
    • Индра Деви
    • Б.Н.С. Айенгар
    • Шриватса Рамасвами (Srivatsa Ramaswami)
      • Виньяса-крама
    • Тирумалай Кришнамачарья Венката Десикачар
      • Винийога Йога
    • А.Г.Мохан
      • Свастха-йога (и Аюрведа)
  • Свами Шивананда Сарасвати (в планах)
  • Свами Сатьянанда Сарасвати (в планах)
  • Дхиредндра Брахмачари (в планах)
  • Свами Кувалаянанда (в планах)
  • Источники

Вступление

Каждый уважающий себя курс для преподавателей йоги в России посвящает часть времени изучению основных школ и учителей. Это знание помогает ориентироваться в том обилии направлений йоги, которые сейчас хлынуло на рынок оздоровления, личностного и духовного роста.

В этой статье рассмотрим учителей хат-тха йоги 20 века, которые повлияли на популяризацию и внесли свой вклад в развитие этого древнего учения. Практиков претендующих на звание Учителей много, однако преступим к описанию с тех, кто в основном на слуху на Западе, начнём с Кришнамачарьи и его учеников.

Материал по учителям и направлениям йоги старался брать с их официальных сайтов. Специально уходил от сравнения школ и критики, чтобы не вызывать возмущения у читателей. Порядок следования учеников Кришнамачарьи в статье является не иерархическим, а скорее хронологическим – по времени начала их обучения у учителя.

Шри Тирумалай Кришнамачарья

Кришнамачарья родился в 1888 году в семье, чьим предком был почитаемый йог 9 века Натхамуни.

В возрасте 6 лет, он прошёл обряд упанаяна. Затем под строгим руководством своего отца он начал учиться говорить и писать на санскрите, по таким текстам как Амара-коша и петь ведические гимны. Отец Кришнамачарьи также научил его асанам и пранаяме.

Когда Кришнамачарью было 10 лет, его отец умер, и семья переехала в Майсур, где он начал получать школьное образования в колледже санскрита Чамарая и в математике.

В одной из рукописей Кришнамачарья писал, что он узнал 24 асаны у Свами из Снгнери-Матха, того же ордена, который породил линию Шивананда Йоги.

В возрасте 16 лет после странного сна, он совершил паломничество к храму Натхамуни в Альваре Тирунагари, где он встретил своего легендарного предка во время необычного видения. Часами Натхамуни пел стихи ему из Йогарахася («Суть Йоги»), текст был утерян более тысячи лет назад. Кришнамачарья запомнил и позже переписал эти стихи.

В 1906-1909 гг. посещал университет в Бенаресе (Варанаси) изучая логику и санскрит.

В 1909-1914 гг. обучался в Университете Майсура и научился играть на вине (древнем струнном инструменте Индии).

В 1914 году Кришнамачарья вновь уехал в Бенарес посещать занятия Королевского Колледжа.

За все это время Кришнамачарья продолжал практиковать йогу как учил его отец в детстве. Кришнамачарья также учился у мастера йоги Шри Бабу Бхагавана Даса. Многие из инструкторов Кришнамачарьи признали его выдающиеся способности в изучении и практике йоги и поддерживали его прогресс. Кришнамачарье рекомендовали найти мастера по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который, по слухам, жил в горах за пределами Непала.

В 1919 (или 1916) году Кришнамачарья полгода занимался с вице-королём Шимлы, господином Ирвином, помогая ему вылечиться от диабета. Господину Ирвину стало легче и в благодарность он обеспечил путешествие Кришнамачарьи в Тибет, сопроводив его тремя помощниками, позаботившись о расходах.

После двух с половиной месяцев путешествия, Кришнамачарья прибыл в школу Шри Рамамохана Брахмачари, где мастер жил со своей женой и тремя детьми. Под опекой гуру Кришнамачарья провел семь с половиной лет изучая Йога-сутры Патанджали, асаны и пранаямы, обучился терапевтическим аспектам йоги. Он выучил наизусть текст «Йогу Курунта» на языке Гуркха. По традиции, в конце своего обучения, Кришнамачарья спросил у гуру какова будет его плата. Мастер ответил, что Кришнамачарья должен «взять жену, растить детей и быть учителем йоги».

Кришнамачарья вернулся в Варанаси и женился на Намагириамма в 1925 году, сестре Б.К.С. Айенгара.

В 1920-х годах преподавание йоги было невыгодно. Студентов было мало, и Кришнамачарья был вынужден устроиться работать на кофейной плантации. Он вспоминал это время как самое тяжёлое в своей жизни. В выходные дни он путешествовал по всей провинции, проводя лекции и демонстрируя йогу. Кришнамачарья стремился популяризировать йогу, демонстрируя сиддхи (сверхспособности). Эти демонстрации, призванные стимулировать интерес к умирающей традиции, включали приостановление пульса, остановку автомобиля голыми руками, выполнение сложных асан и поднимание тяжелых предметов зубами. Чтобы научить людей йоге, необходимо было сначала привлечь их внимание.

В 1926 году махараджа Майсура, Кришна Раджа Водеяр IV (1884—1940), страдающий диабетом, был в Варанаси, услышал о квалификации Кришнамачарьи как йога-терапевта. Махарадж встретился с Кришнамачарьей и был так впечатлен, что пригласил Кришнамачарью обучать его и свою семью.

Архивные записи дворца показывают, что Махараджа был заинтересован в продвижении йоги и постоянно отправлял Кришнамачарью по стране для чтения лекций и проведения демонстраций.

Состояние Кришнамачарьи улучшилось в 1931 году, когда он получил приглашение преподавать в Санскритском колледже в Майсоре. Там он получил хорошую зарплату и возможность посвятить себя обучению йоге полный рабочий день.

Но пост Кришнамачарьи в Санскритском колледже длился недолго. По одной из историй, он был слишком строгим учителем и, его ученики жаловались. Поскольку Махараджа любил Кришнамачарью, он нашёл решение и предложил Кришнамачарье крыло в соседнем дворце, чтобы основать независимую школу йоги. Школа открылась 11 августа 1933.

В 1934 году, Кришнамачарья выпустил книгу под названием «Йога Макаранда», которая была опубликована на базе Майсурского университета.

В 1940 году, Кришна Раджа Водеяр IV умер, а его преемник проявил меньшую заинтересованность в йоге и больше не предоставлял поддержки для публикации текстов и отправки групп учителей в соседние районы.

В 1946 году, в то время, когда Индия получила независимость, полномочия махараджей были свернуты, возникло новое правительство. Финансирование школы йоги было прекращено и Кришнамачарье пришлось прикладывать много усилий, чтобы сохранить школу. В возрасте 60 лет (в 1948 году), Кришнамачарья был вынужден много путешествовать, чтобы найти студентов и обеспечить свою семью.

В 1950 году Йогашала в Майсуре была закрыта по указанию первого главного министра Майсура K. Ченгаларайя Редди, и Кришнамачарья переехал на пару лет в Бангалор.

В 1952 году был приглашен на постоянное жительство в Мадрас известным адвокатом, который обратился за помощью к Кришнамачарье в исцелении от инсульта.

В Мадрасе, Кришнамачарью приняли на работу в качестве лектора в Колледже Вивекананды. У него начали появляться ученики йоги из разных слоев общества и разного физического склада, из-за этого ему потребовалось адаптировать учение под способностям каждого учащегося. В течение оставшегося времени, Кришнамачарья продолжал совершенствовать индивидуальный подход, который стал известен как Вини-йога.

Ученик Кришнамачарьи Шриватса Рамасвами в интервью «Разнообразие наследия Шри Кришнамачарьи» пишет, что 90% занимающихся у Кришнамачарьи в то время интересовались только поправлением здоровья и не знали насколько образован их учитель. Но было и несколько таких, кто занимался с ним в основном философией. Наряду с Моханом, Рамасвами и Десикачаром были ученики, которые сильно продвинулись в практике йоги, но не стали преподавать и остались неизвестны.

В 1976 году Т. К. В. Дешикачар, сын и один из ближайших учеников Кришнамачарьи, основал Кришнамачарья-йогамандир — учреждение, в котором йога используется для лечения больных и преподается индийцам и иностранцам.

В возрасте 96 лет, Кришнамачарья сломал бедро. Отказавшись от операции, он составил для себя курс практик, которые можно было делать в постели. Кришнамачарья жил и преподавал в Ченнаи, пока он не впал в кому и умер в 1989 году, в возрасте ста лет. Его умственные способности оставались острыми вплоть до его смерти, он продолжал преподавать и лечить, когда в этом возникала необходимость, оставив преподавание только за шесть недель до смерти.

Одни из самых известных его учеников:

  • Паттабхи Джойс (1915—2009 гг.), основал Аштанга-виньяса-йогу в 1948 году
  • Б.К.С.Айенгар (1918—2014 гг.), основал Айенгар-йогу в 1975 году
  • Индра Деви (1899—2002 гг.)
  • Б.Н.С. Айенгар — возглавляет также школу йоги в Майсуре
  • Т.К.В.Десикачар (1938 −2016 гг.)- сын Кришнамачарьи, продолжил традиции отца, преподаёт Вини-йогу с 1976 г.
  • А.Г.Мохан (1945 г.р.), основал Свастха-йогу
  • Шриватса Рамасвами (1939 г.р.), преподает Виньяса Крама йогу, которую изучал в Мадрасе под руководством Кришнамачарьи с 1955 по 1988)

Книги написанные и связанные с Кришнамачрьей:

  • «Йога Рахасья» примерно в 1904 году в мистическом трансе текст была услышана от предка Натхамуи (жившего в 9 веке), записана книга была вероятнее всего в 1937 году, издана в …., переведена на английский в 1965 году (в 1998 переведена на английским его сыном — Десикачаром). На русский с английского в 2002 году.
  • «Йога Курунта». Изучение и заучивание наизусть этого текста входило в 7,5 летнее обучение Кришнамачарьи у учителя Шри Брахмачари в Гималаях (примерно в 1916-1925 гг). Считается, что основные принципы стиля «аштанга виньяса йоги» были изложены в этом тексте. По одной из легенд этот текст был только у Кришнамачарьи в голове, по другой он истлел или был съеден муравьями.
  • «Йога макаранда» написана на языке Каннада в 1934 году, в 1938 году переведена на тамильском. Изданию книги способствовал раджа Майсурского дворца. В 2006 была переведена на английский и в 2015 г на русский (пер.: Е.Саноцкая, В.Цветкова, М.Воробьёва, Ю.Кравченко)
  • «Йогасанагала»1941 год перевод с каннада на русский (со сверкой с англ. переводом) Ю.Кравченко а 2015 году
  • К концу своей жизни Кришнамачарья написал комментарий к первой части «Йога-сутр» на каннада и перевел на тамильский, и потом опубликовал. Текст не был переведён на английский и русский.

Ученики Шри Тирумалай Кришнамачарьи

Видван Шри Кришна Паттабхи Джойс

Как и положено мальчику из варны браминов, он с малых лет изучал санскрит, веды и индуистские ритуалы.

Однажды в школе, которая находилась в ближайшем городе Хасан, Паттабхи Джойс впервые увидел выступление йога, которым был Т.Кришнамачарья. Двенадцатилетний мальчик был поражен тем, насколько хорошо демонстрирующий асаны человек владел собственным телом. После выступления он подошел к йогину с мольбой в глазах: «Позвольте мне стать вашим учеником». Паттабхи Джойс учился у Кришнамачарьи, практикуя йогу каждый день после школьных занятий на протяжении двух лет.

Через 2 года Паттабхи Джойсу нужно было продолжать обучение в Университете санскрита в Майсоре, а Кришнамачарья уехал из Хасана.

В 1930 году на показательном выступлении по йоге он снова встретил своего гуру. Не говоря ни слова, Паттабхи Джойс подошел и распростерся ниц перед Кришнамачарьей. Уже не странствующий отшельник, а знаменитый Гуруджи, вылечивший махараджу Майсора — и при высочайшем покровительстве открывший собственную школу на территории дворца, Кришнамачарья снова принял его в ученики. Связь восстановилась, и в жизнь повзрослевшего Паттабхи Джойса вновь вошла йога.

В январе 1937 года Кришнамачарья представил его махарадже, и тот предложил ему преподавать йогу в Университете санскрита. С позволения своего гуру Паттабхи Джойс принял предложение и 1 марта 1937 года возглавил новый факультет йоги. Главой факультета он оставался почти сорок лет — до отставки по собственному желанию в 1973 году. За эти годы Паттабхи Джойс заслужил звание профессора и титул видвана — ученого, сведущего знатока Вед, которому нет равных.

В 60-е годы, когда в США и Европе узнали о йоге, в Индию отправились первые западные ученики. Все громче звучало имя БКС Айенгара — еще одного ученика Кришнамачарьи, основавшего свою школу йоги, а вместе с ним и имя Паттабхи Джойса.

В 1962 году была опубликована его книга «Йога-Мала».

В 1964 году к Гуруджи приезжает бельгиец Андре ван Лисбет, который затем станет знаменитым учителем и автором известного учебника по пранаяме «Пранаяма путь к тайнам йоги». Вскоре после этого стало приезжать много европейцев.

У Гуруджи было трое детей: сыновья Манджу и Рамеш, и дочка Сарасвати.

Приблизительно в 1972г прибыли первые американцы, после их встречи с Манджу в ашраме Свами Гитананды в городе Пондичерри. Первыми американцами были: Дэвид Свенсон, Лино Миеле, Ричард Фриман, Петри Ряйсянен. Они долгие годы учились у Паттабхи Джойса, проходя строжайший отбор, чтобы получить благословение на преподавание Аштанга-виньяса-йоги. С этого момента аштанга йога стала распространяться по Америке, начиная с Калифорнии и затем, позднее, появилась на Гавайях.

В 1975г. Гуруджи и Манджу совершили свое первое путешествие в Америку.

После смерти П. Джойса в 2009 году продолжателем традиции является его внук Шарат Джойс (сын Сарасвати, родившийся в 1971 году), который помогал ему вести семинары и является директором основанной Джойсом Йога-шалы (школы йоги) и Института исследования аштанга-йоги.

Книги:

  • Между 1958 и 1960 годами Паттабхи Джойс написал книгу о системе практики «Йога Мала» на языке каннада. «Мала» означает гирлянду, и рассматривает Аштанга Йогу как соединенные вместе дыхание и движение, выстроенные в гирлянду. В 1962 книга была опубликована одним из его учеников, владельцем кофейной плантации из Кург. Эдди Штерн из США, обучавшийся у Паттабхи Джойса длительное время, опубликовал первый перевод на английский в 1999 году. Позднее книга была переведена на русский язык.

Некоторые из известных учеников:

  • Дэвид Свенсон, Лино Миеле, Ричард Фриман, Петри Ряйсянен;
  • Марк и Джоана Дарби;
  • Андре ван Лисбет;
  • Б.Н.С.Айенгар.

Аштанга Виньяса Йога

Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания — Уджайи), бандахами («энергетическими замками») и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания). П.Джойс часто говорил, что концепция виньясы исходит из древнего текста, называемого йога-курунта.

Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга — виньяса йоги состоит из трёх (или шести) серий восходящей степени сложности: 1) йога чикитса (йога терапия), 2) нади шодхана (очищающая энергетические каналы), 3) стхира бхага (стхира — неизменная, устойчивая; бхага — связь, место). Третья серия, в свою очередь, разбита ещё на 4 последовательности.

В каждом комплексе Аштанга-виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего.

В этой школе требуют изо дня в день повторять одну и ту же последовательность поз. Традиционно, часто ученикам приходилось месяцами ждать позволения перейти к следующей асане, не получая от учителя ни единого поощрения или совета. Для Паттабхи Джойса постижение йоги заключалось в самом действии, в усердной, постоянной практике.

«Если сидеть неподвижно, в голове заводятся обезьяны. Просто выполняйте свою практику, а остальное приложится», — в излюбленной насмешливой манере говорил сам Паттабхи Джойс.

Паттабхи Джойс ревностно хранил традицию йоги, унаследованную им от Кришнамачарьи, и не считал, что йогу следует приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего. «Подгонять традиционные, тысячелетние методики под ограниченные возможности учеников — значит снижать планку самого этого искусства», — считал он.

«Выполняй свою практику, и все придет. Йога — 99% практики и 1% теории. … Учась контролировать тело, мы учимся контролировать ум. Практикуйте йогу, чтобы видеть Бога везде». Шри К. Паттабхи Джойс

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (Б.К.С. Айенгар)

Родился в бедной семье. В детстве страдал от недоедания и таких болезней, как малярия, тиф и туберкулёз. Когда Айенгару было 9 лет, умер его отец.

В 15 лет переехал жить в Майсур к своему зятю (мужу сестры) Т.Кришнамачарье. Кришнамачарья отдал его в школу. Айенгар помогал сестре по хозяйству и выполнял поручения Кришначамарьи.

Когда Айенгару было 16 лет, Кришнамачарья попробовал преподавать ему йогу, однако тело Айенгара было настолько слабым и жестким, что, наклоняясь вперед, он даже не мог дотянуться до колен пальцами рук. Увидев, как Сундарам делает асаны, Кришнамачарья категорично резюмировал: «В этой жизни ты не будешь заниматься йогой!»

Через некоторое время, когда за несколько дней до Международной конвенции по йоге основной ученик Кришнамачарьи Кешава Мурти сбежал от учителя, не выдержав суровых условий обучения, то учитель решил сделать новым выступающим Сундарараджа. Гуру показал ему сорок асан и требовательно сказал: «Ты должен это сделать». Поскольку Айенгар проживал на правах сироты, то у него не было возможности отказаться. В течение трех дней ему пришлось освоить программу, которую другие ученики осваивали за несколько лет. Юноша понимал, что, если он сделает что-то не так, пострадает репутация учителя. Во время демонстрации он старался изо всех сил — от боли на глаза наворачивались слезы. В награду за выступление Айенгар получил 50 рупий из рук самого махараджа, однако последствия, боли и травмы мучили его еще долгие годы.

В 1937 году Кришнамачарья отправил его в Пуну, преподавать йогу в спортивном клубе колледжа.

В 1940 году по разным причинам он теряет практически все свои уроки. Жить приходится в маленькой каморке вместе с шестью другими молодыми людьми, денег на еду не хватает, и он посвящает время своей личной практики — он яростно занимается до десяти часов в день. Через какое-то время у него появляются индивидуальные уроки с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Учитель отказывается ему помогать, и Айенгару приходится самому вырабатывать методику работы с такими людьми.

В 1943 году братья Айенгара познакомили его с девушкой по имени Рамамани, на которой он и женился.

В 1952 году Айенгар познакомился и подружился с известным скрипачом Иегуди Менухиным, который в 1954 году помог ему отправиться преподавать йогу в Европу: Англию, Францию, Швейцарию и другие страны, в результате чего большое количество западных людей познакомились с йогой.

В 1966 году была опубликована книга Айенгара «Light on Yoga» («Свет йоги» или «Йога Дипика» или «Прояснение йоги»), которая стала международным бестселлером и была переведена на 17 языков. В книге он изложил подробное описание 200 асан йоги, 10 пранаям и 2 бандхи, а также дал свое собственное определение основных терминов из «Йога-сутра» Патанджали.

В 1975 году Айенгар основал в Пуне «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара» (RIMYI), посвятив его памяти своей умершей жены, ушедшей из жизни за 2 года до этого.

В 1984 году он официально прекратил преподавание йоги, но продолжает быть активным в мире айенгар-йоги, занимаясь написанием книг. Дочь Гита и сын Прашант также получили известность, как учителя айенгар-йоги.

В 2005 году Айенгар посетил США, где презентовал свою новую книгу, «Light on Life», и дал специальный курс йоги на конференции в штате Колорадо, организованной «Yoga Journal».

Айенгар дважды посетил Россию — первый раз в 1989 году, второй раз в 2009 году.

У Айенгара пять дочерей, а именно Гита, Винита, Сучита, Сунита и Савита и один сын Прашант.

И Гитаджи, и Прашанти поддерживают Гуруджи в преподавании йоги Айенгар.

Айенгар умер 20 августа 2014 года в частном госпитале в Пуне.

Книги и публикации:

  • 1966 «Light on Yoga» or «Yog Dipika». (revised edition 1977) New York, «Schocken» & London, «George Allen and Unwin».
  • 1978 «Body the Shrine Yoga thy Light». Bombay, «Light on Yoga Research Trust»
  • 1981 «Light on Pranayama: The Yogic Art of Breathing». New York, «Crossroad» & London, «George Allen and Unwin».
  • 1982 «Concise Light on Yoga» ». New York, «Schocken Books»
  • 1985. «The Art of Yoga». Boston, «Unwin» & India, «Harper Collins»
  • 1988. «The Tree of Yoga». Boston, «Shambhala» & India, «Harper Collins».
  • 1993. «Light on the Yoga Sutras of Patanjali». London, «Thorsons» & India, «Harper Collins».
  • 1993 «Illustrated Light on Yoga». London, «Aquarian press»
  • 1998 «Arogya Yoga». A compilation of articles published in the Sunday edition of the Marathi daily Sakal.
  • 1998 «Yoga — Ek Kalpataru», India «Rohan Prakashan»
  • 1999 «Light on Asthanga Yoga». Lecture given by B.K.S. Iyengar on the occasion of Guru Purnima 1996. Pune, «Y.O.G.».
  • 2001 «YOGA — The Path to Holistic Health». (2nd edition 2008, 3rd edition 2013) New York, «Dorling Kindersley»
  • 2002 «Basic Guidelines for Teachers of Yoga» B.K.S. and Geeta S Iyengar, «YOG»
  • 2004 «Guruji Uwach» India «Rupa», Japanese-2013 «Collected aphorisms of B.K.S. Iyengar»
  • 2005 «Light on Life: The Yoga Journey to Wholeness, Inner Peace, and Ultimate Freedom». Iyengar, B.K.S., Abrams, D. & Evans, J.J. Pennsylvania: Rodale.
  • 2006 «Iyengar Yoga for Beginners». New York, «Dorling Kindersley»
  • 2007. «Yoga: The Path to Holistic Health». New York, «Dorling Kindersley»
  • 2000–2008 «Astadala Yogamala: The Collected Works of Yogacharya B.K.S. Iyengar» (Volumes 1-8). New Delhi, «Allied Publishers»
  • 2009. «Yoga Wisdom and Practice». New York «Dorling Kindersley».
  • 2010. «Yaugika Manas: Know and Realize the Yogic Mind». Mumbai: Y.O.G.
  • 2011 «Patanjala Yogasutra Paricaya». (new edition 2014) India «Morarji Desai National Institute of Yoga»
  • 2012. «Core of the Yoga Sutras (The Definitive Guide to the Philosophy of Yoga)». India, «Harper Collins»

Книги, изданные на русском языке (не все):

  • Б.К.С. Айенгар Аштадала-Йогамала. В 2-х томах
  • Б.К.С. Айенгар Дерево йоги: Ежедневная практика
  • Б.К.С. Айенгар Искусство йоги
  • Б.К.С. Айенгар Йога Дипика. Прояснение йоги
  • Б.К.С. Айенгар Йога. Путь к абсолютному здоровью
  • Б.К.С. Айенгар Йога. Путь к здоровью
  • Б.К.С. Айенгар Йога-сутры Патанджали. Пояснение
  • Б.К.С. Айенгар Практика йоги и айюрведа
  • Б.К.С. Айенгар Прояснение Йога-Сутр Патанджали
  • Б.К.С. Айенгар Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика
  • Б.К.С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе
  • Гита С. Айенгар «Йога для Женщин»

Шриматаджи Гита Сундарараджа Айенгар

Она начала преподавать в 1962 году. У нее острое чувство наблюдения и сострадания к ученикам. Она регулярно преподает в RIMYI, а также преподавала на специальных конференциях в США, Канаде, Австралии, Великобритании и Европе.

Является автором следующих книг:

  • 1983 «Yoga — A gem for Women» («Йога: драгоценность для женщин» или «Йога для Женщин») (2nd edition 1997, 3rd edition 2013) New Delhi «Allied publishers pvt. limited»
  • «Yoga In Action: A Preliminary Course» («Йога в действии — Предварительный курс»)
  • «Yoga In Action: Intermediate Course» («Йога в действии: Промежуточный курс»)

Шри Прашант Сундарараджа Айенгар

Его аудиозапись выглядит следующим образом: 1) Анатомия и физиология через призму йоги; 2) Асаны и Панчамабхута (пять первоэлементов); 3) Чакры 4) Йога и новое тысячелетие; 5) Пранаяма; 6) Манос (ум)

Книги, брошюры, пособия:

  • «Прашант Увача», «Йога и новое тысячелетие», «Органология и наука о чувствах в Йога Шастрах»; «Класс после класса»; «Альфа и Омега Триконасаны».

Айенгар йога

Индра Деви

Родилась в Риге, которая в то время была частью Российской Империи. Ее мать принадлежала к русской знати, а ее отец был шведского происхождения.

В Петербурге окончила гимназию и училась в театральном училище. Затем с матерью жила в Москве.

В 1920 году Евгения вместе с матерью эмигрировала в Германию, где стала частью знаменитого русского театра. В качестве звезды она посетила большинство европейских столиц.

В 1926 году она узнает, что скоро в Голландии состоится съезд теософского общества Анны Безант. На съезд было более 4000 человек. Жили все в палаточном лагере, питание было вегетарианское. Лекции и исполнение гимнов известного индийского оратора и философа Джиду Кришнамурти пробудили у неё интерес к индийской культуре и религии.

В 1927 году Евгения Петерсон впервые посетила Индию, объехав страну за 3 месяца с юга на север.

В течении несколько месяцев Женя распродает все свои немногочисленные драгоценности и меха и снова уезжает в Страну слонов, теперь уже на 12 лет. Сначала она была простой туристкой, некоторое время снималась в болливудских фильмах, изучала индийские храмовые танцы в Бомбее. Затем стала женой иностранного дипломата и, наконец, учеником-йоги.

Инда Деви была другом королевской семьи Майсора. Увидев одну из демонстраций Кришнамачарьи, она попросила наставления. Сначала Кришнамачарья отказался учить ее. Он сказал ей, что его школа не принимает ни иностранцев, ни женщин. Но Деви упорствовала, попросила Махараджу поспособствовать её обучению, Кришнамачарья не смог отказать радже, у которого он работал. Неохотно Кришнамачарья начала свои уроки, подвергая ее строгим диетическим рекомендациям и сложному графику, направленному на то, чтобы нарушить ее решимость. Она встретила все вызовы, наложенные Кришнамачарьей, в конечном итоге превратившись в его хорошего друга, а также образцового ученика.

После годичного обучения у Кришнамачарьи, мужа Деви переводили в Китай. Учитель дал указание Деви стать учителем йоги. Он попросил ее принести записную книжку, а затем провел несколько дней, диктуя уроки по обучению йоге, диете и пранаяме. Основываясь на этом учении, Деви в конце концов написала первую книгу, посвященную хатха-йоге — Forever Young, Forever Healthy.

В феврале 1939 года, переехав с мужем дипломатом в Китай, основала первую школу йоги в Шанхае.

В 1947 году, после смерти мужа, она переехала в Соединенные Штаты.

Год спустя она открывает студию йоги в Голливуде. Живя в Голливуде, она стала известна как «Первая леди йоги», привлекая учеников знаменитостей, таких как Мэрилин Монро, Элизабет Арден, Грета Гарбо, и Глория Свансон. Впрочем, Индра Деви давала уроки йоги и «простым смертным» — устраивала сеансы йога-релаксации для фабричных работниц и продавщиц. Это были самые простые йогические позы — для снятия напряжения и усталости трудового дня.

Постепенно она выработала методику преподавания, адаптированную для «человека Запада». Это был комплекс асан, наиболее подходящих «белому» человеку, йогические дыхательные упражнения, специальные диеты, конечно, не такие жесткие, как та, на которую когда-то сажал ее гуру в процессе обучения. Матаджи рассказывала ученикам об особенностях человеческого организма с позиций йоги и преподавала основы концентрации и медитации, но всегда подчеркивала, что в основе ее метода лежит классическая йога Патанджали.

В 1953 году Индра женится на известном враче Зигфриде Кнауэре, который становится ее помощником. В середине 1950-х годов она получила американское гражданство и официально вписала имя Индра Деви в свой новый паспорт. Она проводила занятия, лекции и часто посещала телевизионные и радиопрограммы в Соединенных Штатах и Мексике, распространяя йогу.

В 1960 году по приглашению индийского посла она приезжала в СССР и встречалась с крупнейшими советскими государственными деятелями: Косыгиным, Громыко, Микояном. Пытается их разубедить, что йога – это не восточная религия. На лекции Индра рассказывает, что йога — это метод, это система физического, умственного и духовного развития. По завершении лекции Громыко поднял тост: «За Индру Деви, которая открыла нам глаза на йогу». На другой день матаджи ожидала града звонков журналистов и просто желающих учиться йоге. Но так и не дождалась, покинув СССР в разочаровании.

Через год доктор Кнауэр преподнес жене подарок — огромное ранчо близ мексиканского городка Текате на границе с Калифорнией. Здесь матаджи открывает штаб-квартиру Фонда Индры Деви и организует Международный тренировочный центр для преподавателей йоги и переезжает с мужем в Мексику.

В 1966 году во время этого пребывания на своей духовной родине она встретила Сатья Саи Бабу.

Живя в Текете, она совершила 24 поездки в Индию.

В 1982 году она впервые с лекциями приехала в Аргентину. Буэнос-Айрес, самый европеизированный город в Латинской Америке, покорил ее сразу. А сама Индра, выступив на телевидении, за один вечер завоевала сердца аргентинцев.

В 1985 году, вскоре после смерти мужа, переехала в Аргентину, начав работу по распространению йоги, проводя лекции и семинары в различных городах Латинской Америки и Европы. Создала 4-хлетний обучающий курс для преподавателей.

В июне 1988 года вместе с Яной и Дэвидом Лифаром (самыми близкими учениками в Аргентине) она создала «Фонд Индра Деви, Йога, искусство и наука о жизни», посвященный обучению и распространению йоги.

В мае 1990 года Индра Деви снова приехала в СССР. Она посетила Ригу, Москву и другие города. Индру Деви приглашают в популярную передачу «До и после полуночи». Владимир Молчанов, узнав о возрасте матаджи, обеспокоенно спросил у ее сопровождающих: сумеет ли она подняться на второй этаж, где располагалась студия? И очень удивился, увидев как йогиня буквально взлетела по лестнице: Индра Деви по-прежнему давала по два урока йоги в день После программы Молчанова вся страна запомнила необычную женщину в сари, сидящую на диване в позе лотоса. На другой день на улицах ее атаковали собиратели автографов.

Позднее Индра Деви побывала в России ещё дважды: в 1992 году по приглашению Олимпийского комитета России и в 1994 году по приглашению аргентинского посла в России.

В 1996 год вместе с доктором Дэвидом Лифаром начала преподавать классы в мужской тюрьме и в женской тюрьме.

В 1999 году она отметила свой столетний юбилей, на котором присутствовало 3000 человек.

Вплоть до 2001 года она вела активную жизнь, участвовала в конгрессах, ездила по миру, проводила семинары и курсы для преподавателей, выступала на телевидении. С 2001 года она сократила свою общественную деятельность, ограничивая ее для общения со студентами и широкой публикой только в небольших группах.

В 2002 году ее здоровье пошатнулось, она была даже не в силах уехать в Индию, где хотела завершить свой жизненный путь. 25 апреля 2002 года на 103 году жизни Первая леди йоги скончалась в Буэнос-Айресе. Тело, по обычаю ее духовной родины, кремировали, а пепел развеяли над Рио-де-ла-Плата.

Она владела 12 языками, 5 из которых: русский, немецкий, английский, испанский и французский оставались в её активном пользовании до самых последних дней её жизни.

Книги:

  • 1959 Индра Деви — «Yoga for Americans» Йога для американцев» (или «Йога для всех»)
  • 1953 Индра Деви — «Forever Young, Forever Healthy», New York, «Prestice Hall»
  • 1969 Индра Деви — «Renew Your Life Practicing Yoga», «Warner Paperback Library»
  • 1992 июнь Натальей Апостолли. Ред. Хавьер Вергара — «Natalia Apostolli — Indra Devi Una Vida Un Siglo» «Индра Деви, одна жизнь в один век», Buenos Aires, Vergara
  • 1995 Индра Деви — «Respirar Bien Para Vivir Mejor» «Дышать хорошо, чтобы жить лучше», «Мукпфкф»
  • 1996 Индра Деви — «Palabras desde el corazon», «Vergara»
  • 1999 апрель Индра Деви — «Учения Индры Деви» Дэвид Лифар
  • 1999 апрель Дэвид Лифар — «Las enseñanzas de Indra Devi», «Учения Индры Деви», «Vergara»
  • 2007 Дэвид Лифар — «Indra Devi Mensajes Del Alma», «Индра Деви Сообщения Души», «Vergara»

Книги на русском:

  • 1992 Индра Деви – «Йога для вас», Москва 1992, изд.: «Советский спорт»
  • 1992 Индра Деви – «Хатха-йога. Здоровье без лекарств»

Б.Н.С. Айенгар

Обучение Шри БНС Айенгара происходило в основном в Майсуре. Он посещал Санскритский колледж Махараджи в Майсоре, одном из самых престижных колледжей Санскрита в Индии.

1943-1948г. изучал йогу у Шри Т. Кришнамачарьи во дворце Яган Мохан.

В 1948 году, когда Шри Т. Кришнамачарья покинул Майсур (?1950г?), Гуруджи на протяжении ещё 12 лет продолжил обучение у Шри К. Паттабхи Джойса, старшего ученика Кришнамачарьи.

Он получил полное образование в Аштанга виньясе йоге и овладел Асаной, а также Пранаямой, Мудрой, Виньясой Видьей, Ньясой Видьей и многими другими смежными темами. Глубокое академическое образование Шри БНС Айенгар получил, как от Кришнамачарьи, так и в санскритском колледже Махараджи. Оно включало изучение Вед, Упанишад, Пуран, Бхагавадгиты, Патанджали-сутр и многих других писаний. Он получил степень бакалавра в Университете Майсура. Его образование также включало аюрведу, астрологию, физиологию, санскритскую грамматику, пение и классическую индийскую музыку.

Примерно в то время, когда Аштанга Виньяса Йога начала распространяться в Америке и Европе, Шри БНС Айенгар ушел в свою родную деревню, где он провел 8 лет, развивая свою личную практику йоги, особенно Пранаяму и Мудру.

В начале 1980-х годов он вышел из уединения, когда его попросили преподавать йогу в Паракала-Мутт в Майсуре.

В начале своей преподавательской деятельности он отказался рекламировать себя и просто учил всех, кто приходил к нему и был действительно заинтересован. Он преподавал Йогу как местным людям, так и студентам со всего мира более 30 лет.

В 1984 году он основал Шри Патанджали Йога Шалу в Паракала-Мутте. Инаугурацию Шри Патанджали Йоги Шалы возглавлял Шри К. Паттабхи Джойс.

На протяжении всей своей жизни Шри БНС Айенгар всегда был страстным ученым, писателем и мыслителем с настоящей страстью к философии. По сей день он любит заниматься духовными дискуссиями и дебатами со своими учениками. Он путешествовал по всей Индии, преподавал и читал лекции по Йоге, а также совершал поездки в Объединённое Королевство, Европу и Америку.

В течение последних 10 лет Гуруджи преподаёт в Майсур Кришнамачар Йога Шала под руководством Канчен Мала. Канчен — давний друг семьи и ученик, и он знал Гуруджи с ранних лет. Гуруджи и Канчен часто путешествуют вместе в учебных поездках и преподают в США.

В возрасте 87 лет он продолжает ежедневно проводить свои занятия со страстью, юмором и вдохновением в Майсур Кришнамачар Йога Шале.

Его индийский ученик В. Шешадри обучался у Б.Н.С.Айенгара 13 лет в настоящее время преподаёт в Майсуре. В 1994 году основал Патанджала Аштанга Виньяса Йога Шалу [ПАВИ-ШАЛА] и начал преподавать. В 2001 году основал Майсур Мандала Йога Шалу. С 2006 года проводит выездные семинары по Европе.

Шриватса Рамасвами (Srivatsa Ramaswami)

Шриваца Рамасвами встретил Кришнамачарью в возрасте 15 лет, когда по просьбе отца учитель пришел к нему домой, чтобы дать терапевтическую йогу его брату-инвалиду. Он начал давать уроки брату, и один за другим вся семья в них втянулась. С тех пор Кришнамачарья приходил каждое утро в течение 4-5 лет, 4-5 дней в неделю и учил 1-1,5 часа. Через какое-то время отец семейства перестал с ним заниматься, а Рамасвами продолжил. Позже он стал приходить в его дом, и это продолжалось долгое-долгое время. Занятия стали происходить индивидуально.

Занятия были посвящены асанам, большое внимание уделялось пранаямам, рецитации текстов и философии йоги.

Уже более 30 лет Рамасвами обучает классической виньяса-йоге Кришнамачарьи в университетах, больницах и йога-студиях по всему миру: Англии, Мексике, США и Индии. Свой стиль он называет «Виньяса-крама». Он проводит семинары и программы подготовки учителей в США в Институте Эсалена, Университете Лойола Мэримаунт, Йога-Работах, Гималайском Институте, Чикагском Йога-Центре и многих других.

Книги:

  • 1978 примерно. Статьи для журнала «Indian Review Journal», «Индийское Ревью»
  • 1982 примерно. «Basic Tenets of Patanjala Yoga», «Основные принципы йоги Патанжали»
  • 1999-2000 годах «Yoga for the Three Stages of Life», «Йога для трех этапов жизни»
  • 2005 «The Complete Book of Vinyasa Yoga», «Полная книга виньяса йоги»
  • 2006 совместно с Давидом Хурвицом «Yoga Beneath the Surface» «Йога под поверхностью»

Звукозаписи:

  • В период с 1980 по 2000 годы Шриватса Рамасвами записал в основном для звукозаписывающей компанией «ÂSangeetha» (Master Recording Company) скандирование древних санскритских произведений, которым он научился у Кришнамачарьи, всего около 30-и часов рецитаций Санскрита, включая «Йога-сутры».
  • Виньяса-крама

    Виньяса-крама — это система, в которой практикуется ряд движений, подводящих к асане и ее основным вариациям, и выполнение этой асаны сопровождается надлежащим (правильным) дыханием и основными компенсирующими позами. Каждому движению соответствует свой тип дыхания; при этом ум сосредотачивается на дыхании, что приводит нас в состояние экаграта (сосредоточенность в одной точке). Это основное отличие виньяса-крамы от других методов.

    Ещё одно преимущество Виньяса-крамы — это то, что вы можете работать с различными частями тела, которые вы не будете использовать, если вы делаете фиксированный набор телодвижений, фиксированный набор асан. Там так много различных телодвижений, что вы скорее всего проработаете и разовьёте все части тела. В эти места идет Прана, в эти места идет Ракта, кровь.

    В Виньяса-краме используется около 700 виньяс. Преподаваемые последовательности и позы постепенно становятся интенсивнее, выполняются поэтапно. Каждый может корректировать свои потребности в практике. Не предполагается, что все ученики выйдут в конечное положение, но что они изучают этот путь, как можно выйти в позу, и они обнаруживают способ выполнения асаны, удерживая правильное дыхание и, особенно, состояние экаграта.

    Метод построен на том, чему и как обучал Ш.Рамасвами его учитель Т,Кришнамачарья.

    Отличия между Виньяса-крамой и другими методами:

    • все асаны делаются с правильным дыханием. Есть соответствующее дыхание для каждого из этих телодвижений;
    • нет заданной последовательности. Сначала надо изучить особенности ученика. Молодым можно давать больше активных асан, с возрастом добавлять больше пранаям, потом больше философии и рецитации мантр;
    • длительное время удержания асан также применяется потому, что требуется время для извлечения необходимых полезных эффектов;
    • сурья намаскар как физический комплекс Ш,Рамасвами учитель дал для ознакомления, но не было необходимости его делать. Как еженедельная практика сурья намаскар в воскресенье заключалась в рецитации мантр;
    • Дришти не используются, поскольку учитель не упоминал о дришти в течении обучения Ш.Рамасвами. В большинстве асан глаза удерживаются закрытыми и идёт работа с дыханием;

    Вместо того, чтобы непосредственно учить дхаране, дхьяне, Кришнамачарьи преподавал Рамасвами сначала мантры и рецитацию Вед. Рамасвами использует этот метод. Рамасвами в интервью говорит: «Мантры также помогают сосредоточить сознание. В каждой мантре заложена тема. По мере рецитации, если вы знаете смысл, вы можете поместить эту конкретную тему в сознание. Так что, если вы рецитируете пятнадцать минут — вы медитируете об этом»;

    Тирумалай Кришнамачарья Венката Десикачар

    После окончания колледжа в начале 1960-х годов Десикачар с коротким визитом приехал домой в Мадрас (ныне Ченнай). Он направлялся в Дели, где ему предлагали хорошую работу в европейской фирме. Однажды утром, когда Десикачар сидел на первой ступеньке у дома, читая газету, он увидел, как европейская женщина средних лет, крича «Профессор, профессор!», бросилась к Кришнамачарье и обняла его (в то время это было не принято). Когда женщина ушла, Кришнамачарья объяснил, что женщина изучает с ним йогу, ей удалось заснуть накануне вечером без лекарств впервые за 20 лет. Это свидетельство силы йоги дало сыну прозрение, которое навсегда изменило его жизнь. В одно мгновение он решил узнать, что знал его отец. Кришнамачарья не приветствовал новый интерес его сына к йоге. Он просил Десикачара продолжить свою инженерную карьеру и оставить йогу, однако Десикачар отказался слушать. Он отклонил работу в Дели, нашел работу в местной фирме и приставал к отцу за уроками. В конце концов Кришнамачарья смягчился и потребовал, чтобы Десикачар начал занятия в 3:30 каждое утро. Десикачар согласился. Уроки продолжались 28 лет, хотя и не всегда так рано.

    В течении интенсивного 30-летнего обучения с учителем он изучал все инструменты йоги, в том числе йогатерапию и воспевание. Подробно изучал многие литературные произведения: Вишну Саххранама, Бхагавад Гиту, Вишну Пураны, Йога Рахасья, Яджнавалкья Самхиту, Йога Таравалли, Хатха йога Прадипику. Йога сутры изучал вместе с отцом девять раз за три десятилетия, этот процесс раскрывал ему все более глубокие слои текста.

    Опираясь на учения своего отца, Десикачар продолжил развивать «Вини йогу», термин из йога-сутр Патанджали. Этот высоко индивидуализированный подход адаптирует практику к конкретному физическому и психическому состоянию каждого учащегося, эмоциональному состоянию, возрасту, культурному происхождению и интересам.

    В 1976 году Десикачар основал «Кришнамачарья-йога-мандирам» (KYM), клинику йога-терапии и центр йоги в Мадрасе в качестве некоммерческого общественного благотворительного фонда, преподающего йогу внутри Индии. KYM предлагает подготовку учителей и индивидуальное обучение асане, пранаяме, медитации, философии йоги и ведическому воспеванию, а также новаторские исследования влияния йоги на людей, страдающих шизофренией, диабетом, астмой и депрессией.

    В 2006 году ТКВ Десикачаром со своим сыном и студентом, доктором Каустубом Десикачаром был основан Фонд «Исцеление и йога» Кришнамачарья (KHYF), для распространения учения Viniyoga® во всем мире, так как учение к тому времени уже обладала большим количеством иностранных студентов во всем мире.

    Десикачар умер 8 августа 2016 года в Ченнаи, Индия, в возрасте 78 лет.

    Его жена, Менака Десикачар, учит йоге и ведическому воспеванию в KHYF. Бушан Десикачар, д-р Каустуб Десикачар и Мекхала Десикачар — его трое детей.

    Д-р Каустуб Десикачар является главным исполнительным директором, а также старшим преподавателем и консультантом по йога-терапии в KHYF. Он имеет двойную степень магистра из известного Birla Institute of Technology & Science в городе Пилани, является доктором психологических наук в Университете Мадраса, где его темой исследований было «Влияние индивидуального обучения йоге на качество жизни». Каустуб преподаёт более 15 лет студентам и преподавателям на программах подготовки учителей и йога терапевтов.

    Книги:

    • 1980 TKV Desikachar «Religiousness in Yoga: Lectures on Theory and Practice», изд.: «University Press of America»
    • 1995 TKV Desikachar «The Heart of Yoga: Developing a Personal Practice» «Сердце йоги»
    • TKV Desikachar. «A Guide to Vedic Chanting»
    • 1994 (Second Reprint, 2001 ed.) TKV Desikachar, with Kausthub Desikachar and Frans Moors, «The Viniyoga of Yoga: Applying Yoga for Healthy Living», Chennai, India
    • 1998 TKV Desikachar & R.H.Cravens. «Health, Healing & Beyond: Yoga and the living tradition of Krishnamacharya» — изд.: «Aperture»
    • 1999 TKV Desikachar «Patanjali’s Yogasutras», изд: «Asian Health Press»

    Книги на русском Десикачара и о Вини йоге:

    • 2003 (2011, 2014) ТКВ Дешикачар «Сердце йоги», изд.: «София»
    • 2002 ТКВ Дешикачар «Йога сутры Патанджали» с краткими комментариями Шри Т.Кришнамачарьи. В серии «Антология Йоги», изд.: «Экслибрис», «Janus Books»
    • 2002 Т. В. Анантанараяна. «Вини-йога. Самоучитель динамической йоги», изд.: «Экслибрис»

    Винийога Йога

    Термин винийога используется в ЙС 3.6: «tasya bhūmiṣu viniyoga» — «Ее (самьяму) используют поэтапно» или в пер.Островской: «Ее применение [осуществляется] постадийно.». Здесь «винийога» переводится как «использование», «применение», «действие», и не является названием стиля йоги.

    Т.Кришнамачарья разработал индивидуальный подход работы с людьми, но он не называл свой поход каким-либо именем. Термин Винийога йога стал использоваться западными учениками ТКВ Десикачара для описания этого подхода к йоге. Десикачар писал: «Винийога — это не стиль йоги, а подход к использованию его инструментов».

    В мае 1983 года Десикачар описал Винийога Йогу как «систематическое применение йоги».

    Особенностью данного стиля является гибкость в выборе инструментов по трансформации сознания учеников. Школа использует асаны, пранаямы, медитации, расслабляющие техники, мантры и лекции по философии. Десикачар считает, что не ученик существует для практики, а практика для ученика. В этом стиле методы йоги адаптируются к уровню практикующего. Ступени аштанга йоги осваиваются через разные промежутки времени, например, сначала может практиковаться медитация, по прошествии определённого времени практика асан и т. д. Таким образом ученик осваивает сначала подходящие для него практики и по мере подготовленности переходит к следующим. Строго установленной последовательности техник не существует.

    С проницательностью своего инженерного образования Десикачар усовершенствовал принципы преподавания, донося, «что Йога должна быть устремлена ко всем», «Любой, кто может дышать, может заниматься йогой»!

    Практики подбираются под конкретное физическое и психическое состояние, возраст, культурное происхождение и интересы. Винийога, адаптирует методы йоги для больных, беременных, маленьких детей и, конечно же, тех, кто ищет духовного просветления.

    Практика Вини-йоги последовательно развивается в трех этапах:

    • развития мышечной силы и гибкости — ориентирован на молодых или сравнительно здоровых людей, стремящихся к физическому и духовному самосовершенствованию;
    • поддержание здоровья – подходит людям среднего возраста, в течение многих лет занимающихся работой и воспитанием семьи, ослабленным и имеющим проблемы со здоровьем людям, нуждающимся в щадящей и несложной практике;
    • расслабления — это занятия на релаксацию, освобождение и успокоение ума. Они ориентированы на физически и умственно переутомленных людей и состоят в основном из простых асан в положении лежа. Подходит людям пожилого возраста и позволяет выйти за пределы физической практики, чтобы сосредоточиться на Боге.

    В практике асан допускается динамический и статический вариант исполнения. При выполнении асаны в динамике нужно несколько раз «войти» в неё и «выйти», синхронизируя движения с дыханием. При выполнении асан практикуется концентрация на определённых точках, дыхании или движении. Практика асан мягкая, перемежающаяся расслаблением.

    В 1998 году Десикачар попросил не использовать название Винийога и не рассматривать его как отдельное учение. В книге «The Viniyoga of yoga. Applying yoga for healthy living» Десикачар, говорит, что Винийога это не стиль, а метод обучения йоге.

    В 2002 году Десикачар начал отделять себя от привязки к бренду Винийога. В 2003 году разослал своим старшимученикам письмо с просьбой не употреблять название Винийога или не ставить имя Десикачара и Кришнамачарьи рядом с этим названием.

    [7.g.vi] Произошла замена Винийога Йоги на Винийога. Т.е. слово Винийога стало «Брэндом» и стало «главнее» слова Йога. Бренды разъединяют, ограничивают один подход от другого, а йога должна объединять и использовать все методы.

    В 2015 году KHYF зарегистрировала Винийогу в качестве товарного знака в Индии под номером 44 (медицинские услуги). В 2017 году KHYF зарегистрировала Винийогу в качестве товарного знака в Евросоюзе по классам 16 (книги), 41 (образовательные услуги) и 44 (медицинские услуги).

    А.Г.Мохан

    Мохан получил образование инженера. В 1971 году посетил лекцию Кришнамачарьи и был поражен его персоной и его энциклопедическими знаниями йоги.

    С 1971 года и до смерти Кришнамачарьи был его учеником, проходя обучение почти каждый день. Изучал с ним асаны, пранаямы, аюрведу, философские школы индии, тексты (упанишады, ЙС, БГ, ХЙП, ГС, Йога Яджнавалкья), ведические песнопения и ритуалы.

    Мохан был одним из основателей Кришнамачарья Йога Мандирам в Ченнае (Индия), и был его почетным секретарем с момента создания в 1976 году до 1989 года.

    Смерть Кришнамачарьи в 1989 году, стала серьезным изменением жизни. После смерти учителя Мохан продолжил работать над знаниями, полученными от учителя, у него вышло руководство в 8 томов о йоге, терапии, философии и здоровью. Ключевые принципы он изложил в первой своей книге, изданной в 1993 году «Йога для тела, дыхания и разума».

    Он продолжил обучение в смежных сферах: 5 лет углублял знания в аюрведе, философии ньяя (логике), кундалини и тантре.

    Индра Мохан, жена А. Г. Мохана и соучредитель Свастха-йоги и Аюрведы, занимается и преподаёт йогу уже более 30 лет. Является одной из немногих людей, кто получил диплом о высшем образовании в йоге у Кришнамачарьи. Является источником поддержки и мудрости для многих своих учеников.

    Книги:

    • А.Г. Мохан, предисловие Шри. Т. Кришнамачарья «Йога для тела, дыхания и разума: руководство по личной реинтеграции»
      • 1993 первое издание
      • 2002 изд.: «Shambhala Publications»
    • «Yoga Yajnavalkya» «Йога Яйнавалкья»
      • 2000 1-е издание, перевод А. Г. Мохана, изд.: «Ganesh & Co»
      • 2013 2-е издание, перевод А. Г. Мохана с Ганешем Моханом, изд.: «Svastha Yoga»
    • 2004 А.Г. Мохан, Индра Мохан, Ганеш Мохан и Нитья Мохан «Yoga Therapy: A Therapeutic Guide to Yoga and Ayurveda for Health and Fitness» «Йога-терапия: терапевтическое руководство по йоге и аюрведе для здоровья и фитнеса», изд.: «Shambhala Publications»
    • 2015 А.Г. Мохан с д-р Ганешем Моханом «Krishnamacharya: His Life and Teachings» «Кришнамачарья: Его жизнь и учения»
    • 2015 А.Г. Мохан с д-р Ганешем Моханом «Yoga Reminder: Lightened Reflections» «Напоминание о йоге: облегченные отражения» , изд.: «Svastha Yoga»
    • 2017 А.Г. Мохан и д-р Ганеш Мохан «Hatha Yoga Pradipika: Translation with Notes from Krishnamacharya» «Хатха Йога Прадипика: Перевод с заметками из Кришнамачарья»

    Свастха-йога (и Аюрведа)

    К сожалению, на официальном сайте [8.b] не нашёл подробного описания этого стиля, поэтому пришлось использовать информацию с русских ресурсов.

    Сватха Йога провозглашает комплексный и последовательный подход к каждому человеку, учитывающий его индивидуальные особенности и состояние здоровья. Последнее определяется диагностикой, основанной на традиционных методах индотибетской медицины. (Свастха-парикша).

    Практика представляет собой блоки щадящих терапевтических комплексов, обеспечивающих мощное исцеляющее воздействие на организм человека. Данное направление, по сути, представляет собой терапевтическую йогу (Йога-Чикитса) и идеально подходит людям, страдающим от самых различных физических недугов, специфика которых определяет направленность практики. При этом классы доступны как опытным ученикам, так и «совсем новичкам».

    Методика Свастха-йоги основана на трех фундаментальных принципах:

    1. принцип «йога мала» (санскр.: «мала» — «нить, бусы»). Связующей нитью практики выступает дыхание, на которое «нанизываются» как бусины основные составляющие практики. Это асаны (позы), мудры и бандхи (энергетические замки). Иными словами, данные элементы практики привязаны к вдохам и выдохам. Особое внимание при этом уделяется отстройке асан, подготовительным (анукрийа-асанам) и компенсирующим позам (пратикрийа-асанам), статическому выдерживанию, динамическому способу входа и выхода из них;
    2. принцип объединение асан и виньяс — практика представляет собой чередование статической и динамической нагрузки;
    3. принцип подготовки и компенсации. Практика является безопасной, лишь если сложным асанам предшествуют более простые, наклоны чередуются с прогибами, а напряжение — с расслаблением.

    Уровни Свастха-йоги:

    • cтхира (cвастха 1), предназначен для начинающих учеников и тех практикующих, опыт которых не превышает года. Он включает в себя базовые техники развития физической силы, проработку мышечного корсета, детальную отстройку поз и изучение основных виньяс;
    • cукха (cвастха 2) — акцент делается на изучении техник увеличения гибкости мышц, подвижности суставов и рекомендуется опытным ученикам, освоившим все основные асаны;
    • cтхира-cукха (cвастха 3) — это комбинированный режим, характеризующийся повышенной интенсивностью классов, поэтому он доступен только «продвинутым» йогам, опыт которых составляет несколько лет.

    Студии Сергея Агапкина [8.с.iv] к этой классификации добавила промежуточный (между 1 и 2) уровень «Свастха 1,5» («сила и гибкость») — сплав из равного количества асан на развитие силы и гибкости, соединенных короткими виньясами. «Сила и гибкость» свастхи 1,5 похожа по названию на «cтхира-cукха» свастхи 3 классической классификации.
    Свастха 3 в студии Агапкина называется «поток» — интенсивный класс с большим количеством динамичных связок. Проводится на специализированных семинарских занятиях и рекомендуется для опытных практиков.

    Формат занятия
    Занятие, представляющее собой размеренную и неторопливую практику, делится на несколько десятков блоков. Каждый из них состоит из чередования силовых и гибкостных асан, динамических подходов со статической фиксацией и возвратно-поступательных упражнений на гибкость.

    При этом выполняется два вида Пранаям: Прана-въяяма (базовые дыхательные техники, в частности Уджайи и Капалабхати) и Прана-кумхака (усложненные дыхательные техники с задержкой дыхания).

    Воздействие Свастха-йоги на организм
    Она дарит каждому человеку ценную возможность вернуться к здоровому состоянию тела, забыть о мучающих заболеваниях и полученных травмах.

    Благодаря эффективному сочетанию силового тренинга и упражнений на увеличение гибкости, она развивает мышечный корсет, формирует правильную осанку, увеличивает выносливость, подвижность суставов и связок.

    Источник

    Оцените статью