Логопедическая картотека дыхательная гимнастика

Комплексы дыхательной гимнастики для детей с ОНР в старшей логопедической группе ДОУ

Татьяна Голикова
Комплексы дыхательной гимнастики для детей с ОНР в старшей логопедической группе ДОУ

1 комплекс.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать педагог.

• Расскажи, как едет паровозик?

• Покажи, как гудит машина?

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя, после этого выдыхает.

Глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик». Повторить 5 – 7 раз.

Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».

2 комплекс.

Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову. Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками.

Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.

По команде ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд, затем повторение всех действий несколько раз.

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох. Повторение упражнения – 12 раз.

Исходное положение – сидя, спина прямая, но не напряжена. Руки ребенка согнуты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, ребенок произносит «пф». Упражнение повторить 4-5 раз.

1 комплекс.

Педагог предлагает представить детям, что они – большой паровозик. Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух».Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Стоя, руки опущены. Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе — наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова.

Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох,на выдохе произносим: «АУ».

Садимся на стул, ноши вместе. Руками делаем мах в стороны на вдохе.

Медленно опускаем, длительно выдыхая со звуком «С-с-с».

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

2 комплекс.

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья,медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Подуй на одуванчик»

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение выполняется в положении сидя.

1 комплекс.

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки,произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам,произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

Поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом,произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

2 комплекс.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Выдох.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки,произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам,произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

1 комплекс.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя, после этого выдыхает. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

Глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик». Повторить 5 – 7 раз.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Педагог предлагает представить детям, что они – большой паровозик. Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух».Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

Сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

2 комплекс.

Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Педагог предлагает представить детям, что они – большой паровозик. Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух».Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Выдох.

«Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, — вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза

1 комплекс.

Сидя, ноги вместе, руки вниз,на вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

«Подуй на одуванчик»

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите пять-шесть раз.

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

«Роза и одуванчик»

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох

носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат,

затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.

2 комплекс.

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки

опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и

левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с

каждым покачиванием головой.

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты

вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать

хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то

же влево (добыча слева).

Встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку».

Стоя. Сделать полный вдох носом с разведением рук встороны. Задержать дыхание на 3-4секунды. Растягивая губы в улыбке,произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью,какбы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

1 комплекс.

Исходное положение – сидя, спина прямая, но не напряжена. Руки ребенка согнуты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, ребенок произносит «пф». Упражнение повторить 4-5 раз.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох,на выдохе произносим: «АУ».

Садимся на стул, ноши вместе. Руками делаем мах в стороны на вдохе.

Медленно опускаем, длительно выдыхая со звуком «С-с-с».

Сидя, ноги вместе, руки вниз,на вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

2 комплекс.

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

«Роза и одуванчик»

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох

носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат,

затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.

Марш на месте. Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

1 комплекс.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать педагог.

• Расскажи, как едет паровозик?

• Покажи, как гудит машина?

• Вспомни, как говорит сова?

Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз. Затаить и выдохнуть.

Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».

Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох через правую. Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох.

Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

2 комплекс.

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя, после этого выдыхает. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

Глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик». Повторить 5 – 7 раз.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Подуй на одуванчик»

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

1 комплекс.

Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову. Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками.

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Ребенок находится в положении стоя, ноги чуть расставлены. Педагог предлагает ему представить, что он – маленькие часики. Можно спросить, как они «говорят?»,ребенок ответит: «Тик-так»

После этого к словам добавляются махи прямыми руками вместе с произношением имитации часов.

Педагог предлагает представить детям, что они – большой паровозик. Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух».Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

2 комплекс.

Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.

По команде ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд, затем повторение всех действий несколько раз.

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох. Повторение упражнения – 12 раз.

Исходное положение – сидя, спина прямая, но не напряжена. Руки ребенка согнуты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, ребенок произносит «пф». Упражнение повторить 4-5 раз.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Садимся на стул, ноши вместе. Руками делаем мах в стороны на вдохе.

Медленно опускаем, длительно выдыхая со звуком «С-с-с».

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

1 комплекс.

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья,медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Подуй на одуванчик»

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите пять-шесть раз.

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки,произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

2 комплекс.

Педагог предлагает представить детям, что они – большой паровозик. Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух».Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение выполняется в положении сидя.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста «ЧАСИКИ» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая.

Картотека дыхательной гимнастики для детей средней группы Картотека дыхательной гимнастики для детей средней группы Дыхательная гимнастика «Ворона» Цель: укреплять физиологическое дыхание.

Картотека дыхательной гимнастики для средней группы для детей 4–5 лет Дыхательная гимнастика «Комарики» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести: «з-з-з-З-З-З».

Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую.

Картотека дыхательной гимнастики для старшей и подготовительной группы для детей 5–7 лет ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ «Разминка». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты.

Картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе для детей 3–4 лет Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот.

Комплексы пальчиковой гимнастики для детей средней группы Пальчиковая гимнастика «Снежок» Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, Мы.

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы Комплексы утренней гимнастики Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Веселые ленты» Приветствие зарядке: Мы зарядкой.

Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы Комплекс 1 Вводная Ходьба друг за другом на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, в полуприседе. Бег друг за другом, с кружением.

Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.

Источник

Читайте также:  6 круг славянская гимнастика
Оцените статью