Логопедическая гимнастика для взрослого

23 эффективных упражнения для улучшения дикции

Если ситуация, когда даже знакомые с трудом понимают вашу речь, вам близка, то здесь ничего не остается делать, как всерьез заняться дикцией. Особенно это важно, если профессия связана с постоянным общением с другими людьми. Рассказываем, как улучшить произношение.

Артикуляционная зарядка

Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо как следует размять, разогреть речевые органы, а также мышцы, участвующие в произношении звуков. Тогда тренировка окажется более эффективной, и вы быстрее достигнете желаемого результата.

  • Высуньте язык как можно дальше вперед и верните его максимально назад. Повторяйте 5 минут. Не торопитесь.
  • По очереди потрогайте языком стенки щек. Выполняйте 8-10 минут.
  • Закройте рот, сомкните челюсти. Языком «нарисуйте» круг на внутренней поверхности зубов, вращая им, то по часовой стрелке, то против нее. Выполните по 20 раз на каждую сторону.
  • Откройте рот, вытяните вперед язык и вращайте им, десять раз в одну сторону и столько же – в другую.
  • Вытяните губы трубочкой и задержитесь на 5-10 секунд в этом положении. Затем улыбнитесь настолько широко, насколько сможете и опять замрите на 5-10 секунд. Повторяйте упражнение в течение 10 минут.
  • Снова вытяните губы, как в предыдущем упражнении. Представьте, что вы держите ими кисточку. «Нарисуйте» ею круг, потом «мазки» вверх – вниз, вверх-вниз. Повторяйте эти движения в течение 5 минут.
  • Надуйте щеки, набрав как можно больше воздуха. Мышцами лица «перекатывайте» воздух туда-сюда, пока не устанете.
  • Несколько минут потратьте на разогрев мимических мышц: корчите смешные рожи, надувайте и сдувайте щеки, выкатывайте глаза и т. д.
Читайте также:  Тибетская гормональная гимнастика долголетия чудодейственная для здоровья

Теперь, когда речевые органы и лицевые мышцы хорошо разогрелись, можно приступать к комплексу упражнений для улучшения дикции.

Учимся произносить отдельные звуки

Самое главное для улучшения дикции – это отработка согласных звуков. Они несут смыслоразличительную нагрузку, кроме того, механизм их произношения намного сложнее, чем у гласных. Очень важно научиться выговаривать их четко, не проглатывая и не смешивая со звуками, сходными по месту и способу образования.

  • Взрывные согласные — [б] — [п], [т] — [д] и [г] — [к]. Они образуются путем преодоления препятствия воздушным потоком, например, сомкнутых губ, зубов, твердого нёба (кончик языка прижимается к зубам и нёбу).
  • Старайтесь произносить только глухие звуки без гласных, у вас должен получиться чистый взрывной звук: [п],[т], [к]. Затем добавьте к ним гласные и звонкие пары [б], [д], [г]: ПА! БА! ПО! БО! и т. д.
  • Конец слова – слабая позиция для любых согласных, поэтому конечные звуки требуют обязательной тренировки. Мы их будем произносить при обязательном участии голоса, громко, четко. Например, ДА-ДУ-ДАДД, ГА- ГУ- ГАГГ и т. д. В конце вы должны отчетливо ощущать, как возникает звук.

По такому же принципу отрабатываются и остальные группы согласных. Некоторые буквенные сочетания, к примеру, ЛРА, РЛО, ЛРЯ, ШРА, ЛРУ, ЧРА, МФЕ, МФО, ЛРЮ, РЛИ, очень трудны для произношения. Их отрабатывают с помощью, так называемых звуковых рядов, где гласный каждый раз меняется. Например, ЛРА- ЛРО-ЛРУ-ЛРЮ-ЛРЭ –ЛРЫ.

Следите, чтобы сонорные звуки произносились звонко и четко, вы должны ощущать, как вибрируют голосовые связки.

  • Используйте зеркало, чтобы контролировать положение губ. Сначала произнесите звуки по отдельности, затем – их сочетания.

Учимся правильно дышать

Правильный ритм дыхания – половина успеха. Мы можем говорить только на выдохе, так как все звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей из легких через речевые органы наружу. Нужно научиться дышать так, чтобы вдох целостности фразы. Вам помогут следующие упражнения.

  • Старайтесь дышать только через нос, при этом рот должен находиться в открытом положении. Повторите 10-15 раз.
  • Положите руки на живот и медленно вдохните через нос. Затем выдохните, но через рот. Губы при этом слегка приоткройте. Контролируйте рукой, как поднимается и опускается живот. Повторите 8-10 раз.
Читайте также:  Гимнастика для укрепления сердечных мышц

Следующие три упражнения выполняют с плотно закрытым ртом.

  • Зажмите одну ноздрю пальцами, сделайте 5-7 вдохов и выдохов. Теперь повторите те же самые действия, закрыв другую ноздрю.
  • Нажмите двумя пальцами на крылья носа так, чтобы получилось препятствие. Вдохните и выдохните несколько раз.
  • Вдохните воздух через нос и резко выдохните, при этом быстрым движением втяните живот. Повторите 5-7 раз.

Скороговорки в помощь

Скороговорки – хотя и несколько старомодный, но все же, весьма эффективный способ значительно улучшить дикцию. Чем больше скороговорок вы освоите, тем лучше станете выговаривать звуки. Однако с ними тоже нужно уметь работать.

  • Сначала проговорите скороговорку в медленном темпе, стараясь правильно произнести каждое слово и не потерять ни одного слога. Постепенно увеличивайте скорость.
  • Если скороговорка длинная, разбейте ее на части и работайте по отдельности с каждой из них. Так вы быстрее выучите фразу и сможете правильно ее выговаривать.
  • Когда вы освоите скороговорку, начинайте произносить ее медленно и шепотом, при этом следите за чистотой каждого звука. Вы должны чувствовать, как он образуется.
  • Когда вы научитесь говорить шепотом, увеличивайте громкость и скорость произношения.
  • Скороговорка – это законченное предложение, поэтому всегда обращайте внимание на смысл слов и интонацию: к середине фразы тон повышаем, к концу фразы – понижаем.

Всегда увеличивайте нагрузку на речевые мышцы. Для этого набейте рот конфетами или орешками и пытайтесь произнести скороговорку. Поначалу у вас ничего не выйдет, но постепенно станут ясно слышны все звуки.

Помните, что гарантией успеха являются только регулярные упорные занятия. Не бросайте на полпути, дойдите до конца, и ваша речь станет ясной и красивой!

Дата публикации: 19.10.2020. Последнее изменение: 29.03.2021.

Источник

Логопедическая гимнастика для языка: занятия для детей и взрослых

Логопедические упражнения — это инструмент для развития речи и улучшения звукопроизношения детей и взрослых, который профессионально использует в своей работе врач-логопед. При желании овладеть этим эффективным средством коррекции речи может каждый.

Давайте попробуем это сделать вместе. Для начала — немного теории.

Что такое логопедия и каковы ее методы

Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.

В арсенале логопедии много средств. Среди них:

  • артикуляционная гимнастика;
  • занятия для развития мелкой моторики;
  • упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
  • многократное повторение словесных конструкций;
  • дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
  • упражнения на отдельные звуки.

В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.

В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.

А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.

Логопедические занятия для развития речи ребенка

Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.

Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.

Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки, челюсти для правильной, четкой и красивой речи.

Занятия для развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.

Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.

Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика

Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.

Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.

Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.

Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.

Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.

Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»

Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь

Логоритмика воспитывает коммуникативность, эмоциональность, чувство ритма, развивает правильное дыхание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве, поддерживает мышечный тонус и помогает в преодолении речевых нарушений.

Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи

Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.

Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.

Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения

Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.

Упражнения для силы голоса:

для высоты голоса:

для тембра голоса:

Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.

Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.

Логопедические упражнения на звук

Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:

Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.

Логопедические упражнения для взрослых

Логопедические упражнения для детей и взрослых принципиально не отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что занятия с ребенком вне игры не дадут результата. А взрослый на то и взрослый, чтобы уметь включать «надо» вместо «хочу» и идти к поставленной цели.

Убирать игровые элементы совсем необязательно, а вот усложнить сами упражнения можно. Скороговорки выбираем поинтересней:

Дыхательные упражнения тоже не детские:

  • В положении стоя, не поднимая плеч, дышите нижней частью легких. Если вы делаете это правильно, то ощутите движения живота на вдохе и на выдохе при неподвижной верхней части туловища. Дышите спокойно и размеренно несколько минут.
  • На плавном продолжительном выдохе тяните любой гласный звук.
  • Вдохните через нос и перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание на пару секунд, затем сделайте медленный выдох через рот.

Артикуляционные упражнения могут быть произвольными. Важно помнить: чем активнее будут двигаться ваши язык и губы, чем добросовестнее вы будете над этим трудиться, тем больше пользы принесут вам логопедические занятия.

Чтобы создать себе хорошее настроение и задействовать эмоции для получения скорейшего результата, попросите составить вам компанию своего ребенка. А если такой вариант вам не подходит, тогда пусть это будет все-таки игра.

Заключительные аккорды

Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.

Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?

Источник

Оцените статью