- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика – основа основ правильного звукопроизношения.
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Артикуляционная гимнастика для детей 6–7 лет
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Речевой материал для автоматизации звука [Ж]. Артикуляционные упражнения
- Картотека логопедических игр «Веселая артикуляционная гимнастика»
- Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений консультация по логопедии
- Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
- Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
- Методика проведения артикуляционной гимнастики
- Картотека упражнений — таблица
- Примеры конспектов занятий
- Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»
- Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»
- Наглядный материал для работы
- Кубики для артикуляционной гимнастики
Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
Приглашаем всех преподавателей-логопедов и других педагогов, стремящихся помочь детям освоить правильное звукопроизношение. Здесь собраны материалы, содержащий личный опыт занятий по артикуляционной гимнастике. Приводятся примеры игр и развлечений, помогающих разнообразить данные занятия, раскрасить их в яркие цвета занимательности.
В некоторых публикациях коллеги делятся опытом создания самодельных наглядных пособий, ставших им прекрасным подспорьем в логопедических занятиях. Возможно, Вам будут полезными консультации, полезные советы и тренинги по артикуляции, изложенные на страницах данного раздела.
Артикуляционная гимнастика – основа основ правильного звукопроизношения.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Основной целью артикуляционной гимнастики является.
Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её правильно выполнять» Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её правильно выполнять. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Цель артикуляционной гимнастики – это выработка.
Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Артикуляционная гимнастика для детей 6–7 лет
Публикация «Артикуляционная гимнастика для детей 6–7. » Артикуляционные упражнения для детей 6-7 лет. 1.«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо.
Использование логопедического массажа для формирования артикуляции у детей с ТМНР Логопедический массаж относится к техникам, которые применяются для улучшения не только произношения, но и работы органов артикуляции и кинестетических ощущений. Благодаря выполнению логопедического массажа: — нормализуется тонус мимических и артикуляционных мышц; — уменьшаются.
Артикуляционная гимнастика в стихах Уважаемые коллеги, не секрет, что артикуляционная гимнастика очень важна и значима для постановки звуков. Но, если она сопровождается занимательными стихами, то ребенку интереснее выполнять упражнения, тем самым повышается уровень эффективности выполнения этих упражнений. Хочу.
Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Речевой материал для автоматизации звука [Ж]. Артикуляционные упражнения
Статья «Речевой материал для автоматизации звука [Ж]. Артикуляционные. » Артикуляционные упражнения: «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя». «Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на.
Комплекс артикуляционной гимнастики в средней группе на осень Комплекс артикуляционной гимнастики в средней группе на осень. Комплекс №1 (Сентябрь) 1.Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку.
Артикуляционные разминки для детей дошкольного возраста Артикуляционная гимнастика Дыхательное упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом. Мимическое упражнение. Поздняя Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, . Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц Шли-шли, к Мишкиной.
Консультация логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации» Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Органы артикуляции (органы речи, речевой аппарат- различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи.
Источник
Картотека логопедических игр «Веселая артикуляционная гимнастика»
Серганова Юлия Сергеевна
Картотека логопедических игр «Веселая артикуляционная гимнастика»
МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка»
Веселая артикуляционная гимнастика
Воспитатель:Серганова. Ю. С.
2018 – 2019 учебный год
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком,признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься. Вот простые упражнения которые вы с ребенком можете делать самостоятельно.
Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.
Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.
Учимся делать упражнение «Иголочка».
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Он, как и ты, старается.
Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Влево-вправо, на бочок.
Учимся делать упражнение «Орешек».
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем 3-4 раза.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
Веселая артикуляционная гимнастика У наших деток нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, я решила, что совместная артикуляционно-пальчиковая гимнастика, при которой.
Артикуляционная гимнастика Карточка № 1 Упражнение «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. Учимся.
Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Зачем нужна гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Сообщение для воспитателей ДОУ к презентации учителя-логопеда МАДОУ ЦРР-д/с №5 ЩМР МО) Гимнастика для рук,.
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.
Буклет «Артикуляционная гимнастика» 1. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».
Фотоотчёт «Артикуляционная гимнастика» Упражнение «Слоник» (Трубочка) Подражаю я слону Губы трубочкой тяну Упражнение «Бегемотик» Рот пошире открываем В бегемотика играем 1-2-3-4-5.
Картотека дидактических игр для детей 4–6 лет по формированию элементарных математических представлений «Веселая геометрия» Речевые игры: 1.«Что бывает такой формы?» Цель: учить различать фигуры, развивать мышление. Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.
Весна. Заклички весны. Картотека пальчиковых игр и артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастикаделаем Медленно, каждый звук «проговариваем мимикой» Весну зовём – аукаемАу, ау, аукаем, каждый звук «проговариваем.
Источник
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
консультация по логопедии
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Это важно. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.
Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. |
Язык | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д. |
Щёки | Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. |
Нижняя челюсть | Развивать подвижность нижней челюсти. |
Мягкое нёбо | Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора. |
Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
- профилактическую;
- коррекционную;
- диагностическую.
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:
- статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;
- динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:
- продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
- во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
- гимнастика должна проходить в игровой форме;
- комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
- если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
- всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).
Требования к детям зависят от возрастной группы:
- младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
- средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
- старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.
Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.
Картотека упражнений — таблица
Название упражнения | Описание упражнения | Стишок для проведения упражнения |
Улыбочка | Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Широка Нева-река И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. |
Хоботок | Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке «у-у-у». |
Домик открывается | Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. |
Любопытный язычок | Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» — Удивляется народ. |
Лягушка | Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. | Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. |
Зайчик | Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. |
Горка | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. |
Окошко | Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. | Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. |
Обезьянка | Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. | За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. |
Чашечка | Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. |
Вкусное варенье | Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». | Как будто варенье лежит на губе, Слижу его «чашечкой» в ротик себе. |
Покусаем язычок | Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». | Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. |
Лопаточка | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Поперек улыбки лёг – Отдыхает язычок. |
Примеры конспектов занятий
Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.
Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»
Текст стихотворения | Действия детей |
Котик Рыжик стал скучать – Не с кем дома поиграть. | Зевают. |
Чтоб друзей себе найти, Надо в детский сад пойти! | Улыбаются. |
Рыжик лапки причесал, | «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад. |
Язычком их облизал, | Облизывают рот по часовой стрелке. |
Влево-вправо потянулся | Сильно высовывают язык то вправо, то влево. |
И, конечно, улыбнулся. | Улыбаются. |
Мяу! Мяу! Малыши! Веселимся от души! | Хлопают в ладоши. |
Мы достанем с верхней полки Наш веселый, звонкий мяч. | Тянут кончик языка вверх к носу. |
Покатаем мяч по полю, | Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». |
А потом помчимся вскачь! | Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз. |
Круглый обруч мы возьмем И крутить его начнем. | Округляют рот, словно произнося букву «о». |
А теперь, мои ребятки, Поиграем с вами в прятки! | Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз. |
Рыжик целый день играл, Только к вечеру устал. | Дети потягиваются. |
Дома на кроватке Спит котенок сладко. | Дети кладут голову на сложенные ладошки. |
Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.
Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»
Текст | Действия детей |
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. | 1. Открывать, закрывать рот. 2. Высунуть язык. 3. «Лопаточка» на нижней губе. |
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. | 1. «Иголочка». 2. Язычок во рту, рот закрыт. 3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д». |
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. | 1. Имитирует лакание молока. 2. «Вкусное варенье», рот открыт. 3. Широко открыт рот. |
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок. | 1. «Часики». 2. Язычок во рту, рот закрыт. |
Наглядный материал для работы
Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.
Кубики для артикуляционной гимнастики
Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.
Источник