Литература по артикуляционной гимнастике для логопеда
1. Косинова Е.М. Уроки логопеда или Большой логопедический учебник. М., 2010.
2. Косинова Е.М. Домашний логопед или Азбука произношения. М., 2005.
3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Литера, Спб., 2010.
4. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. Изд. Мир книги, 2010.
5. Краузе Е.Н. Логопедия.Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Корона-принт, 2012.
6. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Корона-принт, 2009.
7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.
9. Надежда Жукова: Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Эксмо, 2016.
10. Волосовец Т. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Academia, 2000.
11. Новиковская О.А. Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков. Спб., Корона-Век, 2013.
12. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Изд. «Библиополис», Спб, 1994.
13. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. Спб., Детство-Пресс, 2013.
14. Азова Е.А., Чернова О.О. Комплект домашних лого. тетрадей «Учим звуки. » ТЦ Сфера, 2014.
15. Жихарева-Норкина Ю.Б. Комплект домашних лого. тетрадей для занятий с детьми. Владос, 2017.
16. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. Пособие для логопеда. Владос, 2015.
17. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. Эксмодетство, 2019. — 32 с.
18. Косинова Е.М. Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи. Махаон, 2019. — 104 с.
19. Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома (+CD). Эксмодетство, 2011. — 288 с.
20. Ткаченко Т.А. Комплект рабочих тетрадей «Правильно произносим звук». Литур, 2017(2018). Звуки С,Ш,Л,Р.
21. Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. (на все основные группы звуков).
АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
20. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков Л-Ль, Ль-Й. Сборник упражнений. 20 страниц.
21. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков К-Кь. Сборник упражнений. 7 страниц.
22. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков В-Ф, В’-Ф’. Сборник упражнений. 15 страниц.
23. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь. Дифференциация звуков Р-Л. Сборник упражнений. 20 страниц.
24. Амельянчик Е.В. Автоматизация и дифференциация звуков С-З-Ц. Сборник упражнений. 20 страниц.
25. Амельянчик Е.В. Документ. Логопедические карточки. Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова. 29 страниц.
26. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков Ш-Ж-Щ-Ч. Сборник упражнений. 42 страницы.
27. Амельянчик Е.В. Логопедические фишки и кнопки для автоматизации звуков, формирования слоговой структуры слова (+ символы звуков). Документ. 22 страницы.
28. Амельянчик Е.В. Артикуляционная гимнастика (карточки для индивидуальной работы). Презентация, 49 слайдов.
По всем вопросам обращаться ТОЛЬКО в личные сообщения к руководителю сообщества по ссылке – https://vk.com/ekaterina.amelianchik .
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. Сфера, 2007. (+дидактический материал).
2. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.Картинный материал. Книголюб, 2008.
3. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова.Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. Книголюб, 2008.
4. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений. 2016.
5. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. Литера, 2013.
6. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». — М.: Издательство ГНОМ и Д., 2002. — 40 с. (Практическая логопедия).
7. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д., 2001. — 96 с.
8. Чеботарева Т.Г. Слоговая структура слова в картинках. Практическое пособие в 3 ч. 2019.
9. Травкина Ж.А. Формируем слоговую структуру слова.
10. Черняк М. Ю. Картинный материал для коррекции слоговой структуры слова. 14 слоговых классов.
https://vk.com/wall-132678542_6365
КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
1. Логопедия: Методическое наследие. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М.,Владос, 2007.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
3. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Детство-пресс, 2016.
4. Оксана Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. Гном, 2014.
5. Филичева, Чиркина, Туманова: Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дрофа, 2010.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. Айрис-пресс, 2008.
7. Жукова, Мастюкова, Филичева: Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов. КнигоМир, 2011.
8. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Гном, 2014.
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Союз, 1999.
10. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. Литера, 2014.
11. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М., Эксмо, 2017.
12. Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., Эксмо, 2017.
13. Логопедия под ред. проф. Волковой Л.С., Владос, 2007.
14. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М., Эксмо, 2015.
15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — 4-е изд., М.: Просвещение, 2014.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. Оксана Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. Гном, 2014.
2. Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбомы №1, 2. Гном, 2010.
3. Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбомы №1, 2, 3. Гном, 2010.
4. Оксана Гомзяк. Я буду писать правильно. Гном, 2010.
5. Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. Махаон, 2014.
6. Косинова Е.М. Логопедический букварь. Махаон, 2014.
7. Жукова Н.С. Букварь.
8. Воробьева Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму. Литера, 2016.
9. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Литера, Спб., 2010.
10. Ольга Крупенчук: Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. Литера, Спб., 2010.
11. Надежда Жукова: Уроки чистописания и грамотности: Обучающие прописи. Эксмо-пресс, 2011.
12. Азова О.И. Чтение с увлечением. Тетради 1-4. Сфера, 2009.
13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 2001.
14. Ткаченко Т.А. Готовим дошкольника к письму. Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет. ИД Литур, 2017.
15. Ткаченко Т.А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. Эксмо-пресс, 2013.
16. Ткаченко Т.А. Букварь или Логопедический букварь. Эксмо, 2014.
17. Нянковская Н.Н., Соколова Е.В. Большая книга подготовки руки к письму. Прописи и упражнения. Москва, АСТ-Астрель, 2011.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Белавина Н. Логопедические карточки №2 для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи. Сфера, 2014.
2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-4. Гном, 2014.
3. Алла Арушанова: Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие. Мозаика-синтез, 2008.
4. Татьяна Александрова: Практические задания по формированию грамматического строя речи. Детство-пресс, 2007.
5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Владос, 2010.
6. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1, 2, 3, 4. Сфера, 2014.
7. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №1, 2, 3. Сфера, 2014.
8. Косинова Е.М. Логопедические тесты. Эксмо, 2014.
9. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 2-4, 4-6, 6-8 лет (в 3 кн.) Корона-принт, 2014.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Союз, 2001.
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Союз, 1999.
12. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Детство-пресс, 2016.
13. Филичева, Чиркина, Туманова: Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дрофа, 2010.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. Айрис-пресс, 2008.
15. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. Литера, 2014.
16. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Рабочая тетрадь. Екатеринбург, ИД Литур, 2008. — 24 с.
17. Ткаченко Т.А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5,6 лет (в 2 кн.).
Чистописание (методички, прописи), чтение (по советским методикам)
1. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. Учпедгиз, 1955.
2. Редозубов С.П. и коллектив авторов. Букварь. Учпедгиз, 1956.
3. Редозубов С.П и коллектив авторов. Методическое руководство к букварю АПН РСФСР. Учпедгиз, 1956.
4. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 1 класса начальной школы. Москва, 1947.
5. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 2 класса начальной школы. Москва, 1948.
6. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 3 класса начальной школы. Москва, 1963.
Источник
Методические рекомендации по теме: «Артикуляционная гимнастика»
Управление образования администрации города Орск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»
по теме: « Артикуляционная гимнастика»
на заседании методического совета
МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска»
Автор-составитель: Калиновская Марина Викторовна
педагог дополнительного образования
Данная методическая памятка предназначена для педагогов и родителей, желающих помочь своим детям преодолеть недоразвитие звукопроизношения.
Этот опыт работы применяется в работе с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи, обучающимися в школе раннего развития.
462401, Оренбургская область, г. Орск, пл. Гагарина,1,
МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска»
Тел.: 8(3537) 22-25-77, 22-24-89
2. Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики……………………4
3. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики…4
4. Организация проведения артикуляционной гимнастики……………………. 5
Целью данной методической разработки является обучение проведения артикуляционной гимнастики дошкольниками, имеющими дефектное звукопроизношение.
В настоящей памятке вниманию педагогов и родителей предлагаются комплексы упражнений, направленные на развитие артикуляционной моторики, развитие подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и языка . М атериал соответствует возможностям ребенка дошкольного возраста .
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики:
для свистящих : «Заборчик», «Лопатка», «Колесо», «Накажи непослушный язычок», «Чистим зубки», «Часики», «Иголочка»;
для шипящих : «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Грибок», «Рупор»;
для сонорных звуков Р, Р’ : «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабанщик»;
для сонорных звуков Л, Л’ : «Заборчик», «Парус», «Индюк», «Качели».
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2.Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
«Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
«Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
«Чистим зубы» — рот открыт, проводим кончиком языка по верхним зубам из стороны в сторону 10 раз. То же проделываем с нижними зубами, 10 раз.
«Парус» — широко открываем рот, язык поднимаем вверх и удерживаем кончик за верхними зубами. Дуем «ветром» на наш «язык-парус».
Источник