- Приложение как разновидность определения. Урок русского языка в 8 классе презентация к уроку (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Приложение
- Конспект урока в 8 классе по теме «Приложение»
- Лингвистическая разминка «Повторение изученного»
Приложение как разновидность определения. Урок русского языка в 8 классе
презентация к уроку (8 класс)
Основные задачи урока:
- Дать понятие о приложении как особой форме определения; формировать навыки написания одиночных приложений через дефис и приложений, выделяемых кавычками, формировать умение отличать приложения от других членов предложения;
- Способствовать развитию мыслительных и речевых умений; формировать умение видеть, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
- Способствовать овладению выразительными средствами языка; воспитывать и обогащать художественный вкус детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.pptx | 392.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приложение как разновидность определения Урок русского языка в 8 классе
Лингвистическая разминка Распределите номера данных словосочетаний в зависимости от принадлежности в два столбика (согласованные и несогласованные определения) 1. Дальняя роща 2. Второй час 3. Привычка смеяться 4. Девочка лет шести 5. Бег наперегонки 6. В нашем доме 7. Выученный урок 8. Гнездо на ветке 9. Птенец перепёлки.
Самопроверка Согласованные определения: 1 , 2, 6, 7 Несогласованные определения: 3, 4, 5, 8, 9
Лингвистическая разминка Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных Кофейная чашка полосатая юбка ключ от замка громкоголосый оратор воронье гнездо двенадцатираундовый бой очковая змея компьютерный стол медвежья услуга Чашка для кофе юбка в полоску нет синонима оратор с громким голосом гнездо вороны бой в двенадцать раундов название вида стол для компьютера фразеологизм
Прочитайте предложения. Какую особенную закономерность вы заметили? Афиши и объявления (официально-деловой стиль речи): Приглашаем на выставку В.А. Гиляровского — летописца Москвы. Консультация по ОГЭ для учащихся — выпускников 9-х классов состоится 14 марта в 15.00. Из художественной литературы: А.С. Пушкин в семье своих дальних родственников на Мясницкой читал «Бориса Годунова» — свою еще никому не известную трагедию. (Ю. Нагибин) Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! (Н. Гоголь) Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы. (Н. Гоголь) Вьется улица-змея. (В. Маяковский) Из научной литературы: На фото: улитка-прудовик скользит по поверхности воды. Вавилонский царевич женился на мидийской царевне — дочери его недавнего врага.
Анализируем , наблюдаем, делаем выводы Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана . Бабушка- старушка из окна глядит. Врач Сергеева уехала. Река Дон разлилась. Озеро Байкал – самое глубокое в мире. Отец выписывает газету «Комсомольская правда» . Кремль стоит на берегу Москвы -реки. Река Москва закована в гранит. В скачках участвовали красавцы кони. В скачках участвовали кони- красавцы . Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. Иван- царевич отправился в путь за красавицей женой.
Приложение Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Оно дает другое название, характеризующее предмет. Приложение может давать характеристику предмета, указывая на степень родства, национальность, звание, профессию, название и т.д.
Схема написания дефиса при приложении Дефис ставится 1) сущ. нариц . + сущ. нариц . 2) сущ. собств. + сущ. нариц . Нева – река Тес – великан Название научных терминов Рак – отшельник Бабочка – капустница Название специальностей Врач – терапевт Указывает на возраст, национальность, родство Солдат – украинец Бабушка — чешка Дефис не ставится 1) сущ. нариц . + сущ. собств. Река Нева 2) родовое понятие + видовое понятие Дерево береза Цветок ромашка Красавец мужчина (красивый мужчина) Сравните: мужчина — красавец
Запишите предложения, выделяя в них приложения. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица – душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка – зима. П.Вяземский
Составьте предложения, используя данные словосочетания Дуб-великан ученый-биолог глазки- бусинки гриб- красавец цветок магнолия Севастополь — город гостиница «Минск» Какие из них придают тексту образность и выразительность?
Тестовые задания 1) Найдите ошибку в оформлении приложения: а) Стала рожь-матушка в колос метаться. б) Няня рассказала сказку про братца — Иванушку и сестрицу — Алёнушку . в) В издательстве «Просвещение» появилось много новинок. г) Вьется улица – змея.
Тестовые задания 2. Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать. а) имя (название) б) образ действия в) звание г) прозвище
Тестовые задания 3. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены) а) Мы мальчики собирались иногда группами и шли в лес. б) Страстный охотник глубоко чувствовал природу. в)Мы были в музее А.С.Пушкина великого русского писателя. г)Мне понравилась повесть Н.Гоголя « Вий »
Молодцы! 1. – б 2. – б 3. – б
М.А.Врубель «Царевна – Лебедь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством .
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола».
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование .
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе, с контрольно-измерительными материалами и критериями оценивания.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе с контрольно-измерительными материалами.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе с контрольно-измерительными материалами.
Источник
Приложение
Урок русского языка в 8 классе
Тема : «Приложение как разновидность определения»
Цели урока: расширить представления об определении; дать понятие о приложении, развить смысловое понимание и смысловое видение приложения; научить различать виды приложений; научить определять условия постановки дефиса в приложении; развивать интерес к русскому языку через этимологию, фразеологию. Воспитание духовности, чувства уважения к стране, язык которой изучаем, чувства гордости за свои лучшие личностные качества.
Отработка навыка выразительного чтения.
В. Слово учителя
Запишите число, тему и имя нашего урока. Да, да вы не ослышались именно имя. Тема: «Приложение как разновидность определения». Имя нашего урока: «Песни России» Почему я выбрала такое приветствие, и такое имя Вы подумаете и скажете в конце урока.
1. Фразеологическая разминка: К слову необходимо подобрать фразеологизм.
мало – кот наплакал
запомнить – зарубить на носу
умный – семи пядей во лбу
совестливый, непохожий на других – белая ворона
обманывать – лапшу на уши вешать
ничего не делать – плевать в потолок
мало – с гулькин нос
громко кричать – во всю Ивановскую
работать плохо – спустя рукава
2. Лингвистическая разминка
Распределите номера данных словосочетаний в зависимости от принадлежности в два столбика( согласованные и несогласованные определения)
1.Дальняя роща 2.второй час 3.привычка смеяться 4.девочка лет шести 5.бег наперегонки 6.в нашем доме 7.выученный урок 8.гнездо на ветке 9.птенец перепелки. главн…я река.
Согласованные определения Несогласованные определения
1 , 2, 6, 7 3, 4, 5, 8, 9 )
Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.
Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.
(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)
Г. Вывод: 1. Всегда ли можно образовать синонимические словосочетания??
3. Переход к изучению новой темы.
А. Вопросы на повторение.
1. К какой части речи относится зависимое слово в данных словосочетаниях?
2. Каким членом предложения будет являться зависимое слово?
3. Что называется определением?
4. Изучение новой темы
Работа с теоретическим материалом учебника.
Прочитаем правило Запись правила. Объяснение учителя.
Источник
Конспект урока в 8 классе по теме «Приложение»
МБОУ «Кемеш-Кульская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Приложение. Знаки препинания при нем.
Учитель русского языка и литературы
Назипова Эльвира Ранасовна.
Тема: Приложение. Знаки препинания при нем.
Формирование умения определять приложение .
Научить распознавать и ставить правильные знаки препинания при нем.
Воспитывать культуру речи.
1) распознавать приложение среди других членов предложения,
2) использовать приложения как средство выразительности речи,
3) правильно ставить знаки препинания при приложении.
Объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистическая игра.
1 .Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка.
Образовать несогласованное определение от согласованных.
Клубничное варенье –варенье из клубники
Кожаный портфель –портфель из кожи
Медвежья берлога –берлога медведя
Лисья нора –нора лисы
Клетчатая скатерть – скатерть в клетку
3.Закрепление ранее изученного .
1) Орфографическая работа. Записать словосочетания, подчеркнуть орфограммы, назвать согласованные и несогласованные определения.
Подлинное искусство, неприступные горы, шорохи леса, биография президента, удивить на карнавале, придать значение, талантливый режиссер, необоснованные привилегии, восхитительная иллюминация.
2)Синтаксическая дуэль . (правильно записав концовку предложений, ученики смогут «Остаться невредимыми»):
— Главный член предложения, отвечающий на вопрос «что есть такое?» (сказуемое)
-Назовите главные и второстепенные члены предложения.
(Ожидаемый ответ:
главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а
второстепенные : дополнение, определение и обстоятельство.)
— предложение , в котором нет второстепенного члена 7 (нераспространенное) и т.д.
— Давайте поподробнее остановимся на определении и вспомним ,что это такое.
(Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Определение может быть согласованным и несогласованным.)
Способы выражения согласованных определений.
1.Имя прил. – дальняя роща
2.Прич.и прич. оборот – распустившийся бутон
4.Порядковое числит .- третий дом ( от угла)
4. Объяснение нового материала
Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже .
Примеры:
бабочка-капустница
газета-«Первое сентября»
летчик – испытатель
журнал «Огонек»
теплоход «Александр Невский»
кот Пушок
река Нева
Москва-река
Ильмень – озеро
врач-терапевт
2)Анализируем , наблюдаем, делаем выводы.
Приложения могут обособляться с помощью кавычек, запятых, тире, могут присоединяться к определяемому слову с помощью дефиса.
Кавычки – обособляют приложение, если само приложение- или собственное, употребленное в переносном значении.
Это названия
гостиница «Россия»
фирменный поезд «Сибиряк»
роман А.Н.Толстого «Война и мир»
газета «Приазовские степи».
Дефис ставится между двумя одиночными (нераспространенными существительными, причем обычно приложение стоит после определяемого слова).
инженер-конструктор
соседка-педагог
бабушка-полька
утес-великан
царь-птица
рак-отшельник
жук- олень
( дефиса нет, если первое нарицательное существительное обозначает родовое понятие, а второе- видовое)
Дефиса также не будет , если в роли определения выступают географические названия, имена людей, клички животных :
Если нарицательное существительное стоит после имени собственного, между ними ставится дефис:
Запятая(ые) или тире
Запятые будут обособлять распространенные приложения, если будут стоять после определяемого существительного или относиться к личному местоимению.
Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Мы, мальчики, собирались и шли в яр. Чемодан внесли кучер Селифан ,низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати.
будут обособлять распространенные приложения ,если приложение будет иметь поясняющий характер.
Какая- то ненатуральная зелень- творение скучных беспрерывных дождей- покрывала жидкою сетью поля и нивы.
Выполнить упражнения по учебнику .
Упражнение 141 (комментированное письмо)
Упражнение 142 (письменно)
6 Подведение итогов
-Что такое приложение ?
— Какие признаки оно может означать ?
— Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?
Упражнение№ 140 устно, Написать 10 предложений с приложениями..
Источник
Лингвистическая разминка «Повторение изученного»
Лингвистическая разминка 8 класс
1). Выпишите подчинительные словосочетания.
Светит ярко, мы поём, растут на деревьях, играли и резвились, над высоким деревом, в лесу.
2).Выберите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. А) отыщите перевозчика б) отцветающая сирень в) помогал во всем г) получил пятерку д) высоко прыгнул
3). Выберите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. А) стремление учиться б) говорливый человек в) выбежал на улицу г) народная жизнь д) жизнь народа.
4). Выберите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. А) интересное кино Б) долго интересоваться С) интересоваться учебой Д) откуда ни возьмись Е) чудесный вечер
5). Выпишите слова с неизменяемыми приставками
Приехать , перебежать, преодолеть, зашёл, преогромный, сбить, написал.
6). Замените синонимичными словосочетаниями с указанным способом связи.
А). Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Б). Замените словосочетание «к железным воротам», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В). Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Г). Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Д).Замените словосочетание «нежно гладит», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
7). Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками: Черёмуха отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зелёные блюдца.
8). Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»: Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (Паустовский К.)
9). Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения: Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.
10). Выпишите из предложения слова с неизменяемыми приставками:
Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
Источник