- Лечебная физкультура — источник вашего здоровья
- Определение понятия лечебной физкультуры
- Роль физических упражнений в выздоровлении
- История ЛФК
- Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же
- Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм
- Эффекты и принципы ЛФК
- Основные принципы ЛФК
- Правила составления программы реабилитации
- Влияние физических упражнений на растущий организм
Лечебная физкультура — источник вашего здоровья
Лечебная физкультура входит в комплекс мероприятий медицинской реабилитации. Физические упражнения помогают взрослым и детям восстановится после травм и болезней. Кроме того, без адекватной двигательной активности невозможно формирование крепкого организма и поддержание здоровья на протяжении жизни.
Но многие недооценивают пользу от лечебной физкультуры и считают ее методы слишком простыми и неэффективными. Поэтому часто пациенты после перенесенных травм и заболеваний не идут к специалисту ЛФК, а отправляются в тренажерный зал и сами для себя придумывают «укрепляющие и лечебные» упражнения.
В этой статье специалисты клиники «Качество жизни» расскажут, почему физические упражнения — это один из лучших методов восстановления функций опорно–двигательного аппарата и нормализации психоэмоционального состояния. Вы узнаете основные принципы ЛФК и поймете, как она поможет укрепить и сохранить ваше состояние здоровья.
Определение понятия лечебной физкультуры
Лечебная физкультура — это медицинская наука, которая сочетает в себе активные физические упражнения, пассивные методики и воспитательный процесс для восстановления здоровья, двигательных функций и трудоспособности пациентов после болезней, травм и операций.
Роль физических упражнений в выздоровлении
При травмах и боли в организме развивается защитная реакция — ограничение подвижности. Человек интуитивно принимает вынужденное положение: не разгибает спину, щадит ушибленную руку, не наступает на больную ногу. Это влияет на его способность работать и выполнять даже обыденные действия: ходить, сидеть, держать ложку и т.п.
Обязательное условие для восстановления — это покой. Поэтому при переломах накладываю гипс, после операции носят бандаж, а в особенно тяжелых случаях врачи даже запрещают пациентам вставать с постели.
Казалось бы, что может быть проще — лежи спокойно, не двигайся и при этом выздоравливай. Но почему тогда после периода покоя, когда переломы срастаются и швы заживают, полное выздоровление не наступает?
Почему после снятия гипса или бандажа пациент не может совершать полный объем движений, как до заболевания?
Почему мышцы становятся слабыми и даже ходьба, приседания, наклоны или другие простые действия даются с большим трудом?
Если мышцы долго находятся в покое, развивается атрофия — уменьшение их в размере и снижение функций вплоть до полного угасания. Вот почему рука или нога, которые были долго в гипсе, становятся тоньше и слабее здоровой конечности. А человек, который долго пролежал из–за болезни, выглядит похудевшим, передвигается с трудом или вовсе учится заново ходить.
История ЛФК
Люди давно заметили, что полное обездвиживание ведет человека к потере сил и здоровья.
В Древнем Китае заключенных содержали в таких тесных камерах, что они не могли лишний раз пошевелиться. В результате через несколько месяцев они настолько ослабевали, что не могли сбежать даже если появлялась такая возможность.
И наоборот, двигательная активность способствовала укреплению здоровья, развитию силы и выносливости организма. Это отражается в культуре и медицине разных народов, разных времен: восточные боевые искусства, шведская гимнастика, спортивные игры, соревнования и т.д.
Благодаря развитию системы здравоохранения в России в ХХ веке физкультуру начали использовать не только с целью реабилитации. Физические упражнения – мощный стимулятор жизненных функций организма человека. Они способствуют формированию здорового, полноценного образа жизни и сохранению активности до глубокой старости.
Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же
Физическая культура — часть любого развитого общества. Она направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие организма, обеспечение высокой работоспособности, формирование здорового образа жизни.
Цель спорта отличается от целей физкультуры. Здесь главное — добиться максимальных результатов, занять призовые места, быть выше, быстрее и сильнее других.
Кроме общеукрепляющего, у физической культуры есть еще одно действие — она способствует восстановлению здоровья и функций, утраченных человеком в результате болезней и травм. Это направление физической культуры стало самостоятельным и получило название лечебной.
Но ЛФК подходит не только для людей с травмами и ограниченными возможностями. Занятие лечебной физкультурой здоровыми людьми носит профилактический характер — предупреждает развитие травм и заболеваний. Особенно лечебные упражнения актуальны в условиях малоподвижного образа жизни.
Для достижения этих эффектов в ЛФК используют физические упражнения в сочетании физиотерапией и массажем. Задача врача — не только подобрать подходящие упражнения и методики для каждого пациента, но и проследить за правильностью их выполнения.
Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм
Средства ЛФК подразделяют на активные, пассивные и психорегулирующие.
К активным относятся разнообразные физические упражнения:
— все виды лечебной гимнастики — утренняя, дыхательная, корригирующая и т.д.;
— ходьба;
— плавание;
— механотерапия — занятия на тренажерах;
— трудотерапия — использование механического труда: вышивание, шитье, изготовление поделок, выполнение бытовых обязанностей, легкий физический труд и т.п.;
— гидрокинезотерапия — чередование напряжения и расслабления мышц в воде;
— туризм;
— хореотерапия — использование танцев и пластики;
— терренкур — пешие прогулки по маршрутам в гористой местности.
К пассивным методикам относятся:
— массаж;
— мануальная терапия;
— физиотерапия — лечение токами, электромагнитным полем, звуком, теплом, светом и т.д.;
— банные процедуры.
К психостимулирующим методам относятся:
— аутогенная тренировка;
— релаксация;
— игровые механики.
Человек, который утратил дееспособность и не живет полноценной жизнью, часто находится в подавленном психологическом состоянии. Это еще больше усугубляет его общее состояние. Поэтому крайне важно, чтобы врач нашел подход к каждому такому пациенту, вселял в него уверенность в благоприятном исходе и способствовал активному выполнению упражнений.
Эффекты и принципы ЛФК
Двигательная функция — естественная и основная функция любого живого организма. Восстановительный эффект связан с направленным действием физических упражнений на органы и системы и вовлечением их в ответную реакцию.
Во время занятий физическими упражнениями в организме человека происходят положительные эффекты:
— улучшение обменных процессов в тканях, особенно в мышцах: активизируется поступление в них кислорода, питательных веществ и вывод продуктов распада;
— стимуляция и положительное воздействие на нервную систему в целом, улучшение настроения и нервную регуляцию работы внутренних органов;
— ускорение кровообращение в зоне воздействия;
— улучшение отток крови и лимфы за счет сокращения мышц: уменьшаются отеки и застойные явления.
Основные принципы ЛФК
Для достижения реабилитационного эффекта от тренировок необходимо соблюдать основные принципы, которые носят педагогический характер:
— Раннее начало — чем раньше начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее течение и исход заболевания.
— Индивидуальный подход — выбор методик с учетом особенностей заболевания и общего состояния каждого пациента.
— Комплексный подход — использование разных методик, которые целесообразны в каждом конкретном случае: гимнастика, физиотерапия, массаж и т.д.
— Системность и цикличность тренировок — без пропусков, в одно и то же время, с чередованием режима работы и отдыха, даже если реабилитация длится месяцы и годы.
— Дозированность тренировок — подбор упражнений и нагрузок, исходя из физических возможностей пациента.
— Наглядность упражнений — врач не просто рассказывает, а показывает пациенту технику упражнений и контролируют правильность ее выполнения.
— Новизна и разнообразие — новые упражнения помогают поддерживать интерес и активную вовлеченность пациента в процесс восстановления.
— Сознательность и активность пациента — негативный настрой и нежелание пациента заниматься своим восстановлением снижает эффективность реабилитации.
Для улучшения физического состояния организма важно регулярно и последовательно увеличивать нагрузку, иначе физические упражнения будут малоэффективны или вовсе не дадут результата.
Состояние пациента не всегда позволяет увеличивать нагрузку в должном объеме для повышения его работоспособности, особенно на начальном этапе восстановления. Поэтому важно строго дозировать нагрузки, соблюдать соотношение времени тренировки и отдыха, использовать техники для снятия напряжения и расслабления мышц.
Правила составления программы реабилитации
Чтобы процесс восстановления шел планомерно, без осложнений, при составлении программы реабилитации врач учитывает все изменения, которые произошли с пациентом в результате болезни:
— степень ограничения двигательных функций: насколько снизился объем движений;
— изменения в органах и тканях: отек, снижение чувствительности, атрофия;
— нарушения психоэмоционального состояния: депрессия, апатия.
Помогают в этом 5 основных правил составления реабилитационной программы:
— Сотрудничество пациента, лечащего врача (травматолога, невролога, хирурга и др. — зависит от заболевания) и врача ЛФК.
— Определение двигательных возможностей пациента и потенциала для восстановления.
— Использование разнообразных восстановительных методик (активных и пассивных) для всесторонней реабилитации и адаптации пациента.
— Комплексность лечебно–восстановительных мероприятий (сочетание ЛФК с медикаментозной терапией).
— Постепенное использование методов восстановления с учетом изменения состояния пациента.
В восстановлении после травмы, операции или болезни нельзя полагаться только на своего лечащего врача, т.к. узкий специалист не знает досконально физиологии опорно–двигательного аппарата и специфику восстановления в том или ином случае.
Например, при восстановлении после одинакового перелома для двух разных пациентов используют совершенно разные подходы — все зависит от лечения и индивидуальных особенностей каждого из них. Рекомендации вроде «разрабатывайте руку», «укрепляйте ногу» или «больше ходите» одному могут помочь, а другого довести до инвалидности.
Врач ЛФК, в отличие от других специалистов, знает не только клинику и особенности течения заболеваний, он понимает механику мышечных сокращений при различных патологиях и какие упражнения будут способствовать восстановлению, а какие только ухудшат состояние здоровья пациента.
При составлении программы реабилитации врач ЛФК решает следующие задачи:
— Определяет характер нарушения движений и степень их ограничения.
— Прогнозирует возможность частичного или полного восстановления пациента.
— Прогнозирует возможности адаптации и компенсации пациента в его состоянии.
— Оценивает работоспособность организма и отдельных его органов и систем с учетом переносимости различных нагрузок на протяжении восстановительного периода.
Для объективной оценки эффективности программы реабилитации врач наблюдает за пациентом в динамике. Так он может при необходимости корректировать программу под состояние пациента.
Лечебная физкультура — это наука, которая требует глубоких знаний о физиологии опорно–двигательного аппарата, о клинике, механизме развития и методах лечения заболеваний в травматологии, ортопедии, вертебрологии, внутренних болезней, а также — тесного взаимодействия врача с пациентом.
Источник
Влияние физических упражнений на растущий организм
В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.
Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом происходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нервные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; повышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроизводятся только в том случае, если расходуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятельности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных веществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего развития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражнениями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствующие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевременному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражнениях происходит более совершенное приспособление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыхания, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улучшают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, красивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать детей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существенного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохождения материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состоянии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специальные занятия лечебной физической культурой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школьников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.
Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слушали старшего вожатого. Вдруг правофланговый Юра Петров как-то странно покачнулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза закрылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили подняться — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? Наверно, велит увезти Юру в Москву? Или вызовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета открылась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяснила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается мало.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структурное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иногда возникают изменения в механизме кровообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гипертрофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуются. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замедленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возникать и противоположный вариант юношеского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физкультурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практически здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и наносит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В результате таких тепличных условий, особенно если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут бледными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосудистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теплым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.
Источник