Лфк дыхательная гимнастика для детей

Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет

Наталья Плотникова
Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет

Упражнение на восстановление дыхания

При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических способностей почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развития и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятиях. Все упражнения проводят в хорошо проветренном помещении или открытой форточке, окне, фрамуге.

Правила дыхания при выполнении упражнений

Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические – сопровождаются движениями.

• Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.

• Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.

• Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.

• Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.

• Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.

«Чудо – нос»

Речь: Носом я дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Содержание движений: После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

«Ныряние»

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Речь: В бассейн ныряем. Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать.

Содержание движений: «Нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

«Ветерок»

Речь: Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь, опустить грудь и выпятить живот при выдохе губы сделать «трубочкой» — подул тихий ветерок. Можно взять полоску бумаги и дуть на нее легонько.

Содержание движений: Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох.

«Паровоз»

Речь: Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

А колеса стучат,

А колеса говорят:

Содержание движений: Предлагаем сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

«Шарик»

Предлагаем детям представить, что они воздушные шарики.

Речь: Вот мы шарик надуваем.

А рукою проверяем:

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

На счет 1,2,3,4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1 – 8 медленно выдыхают.

Содержание движений: Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

«Лес шумит»

Речь педагога: А я с рыженьким хвостом,

Но живу не под кустом,

Прыгаю по веткам,

Несу орешки деткам,

Приходите дети в лес,

Сколько он таит чудес!

Содержание движений: И. п. – о. с., руки вверх. Наклон вправо (вдох, и в и. п. (выдох, то же влево.

«Подуем на колобок»

Речь педагога: Колобок, колобок

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

Содержание движений: В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку – теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

«Регулировщик»

Речь педагога: Вдох носом и во время удлиненного выдоха произносить р-р-р-р.

Содержание движений: Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Затем поменять положение рук.

«Здравствуй, солнышко!»

Речь педагога: Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдох; — вдох.

Содержание движений: И. п. – о. с. : ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Вернуться в и. п. Повторить 4 – 5 раз.

«Свеча»

Речь педагога: Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

Содержание движений: Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушить свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.

«Цветок»

Речь педагога: Ребята, давайте понюхаем цветочки!

Содержание движений: Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

«Насос»

Речь педагога: Представьте, что мы с вами накачаем сейчас колесо насосом. Поставьте руки на пояс, слегка приседаем и выпрямляемся.

Содержание движений: Вдох, выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Один, два, три, четыре, пять!»

Речь педагога: Один, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Содержание движений: И. п. : основная стойка. По окончанию слов дети выполняют вдох-выдох.

Дидактическое пособие для упражнений дыхательной гимнастики Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные.

Фотоотчет о проведении с родителями мастер-класса по дыхательной гимнастике и использованию тренажеров Существуют разнообразные формы работы с родителями: традиционные и нетрадиционные. Цель любой формы работы – привлечь родителей к взаимодействию.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей. Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений «На море»Цель: • укреплять дыхательную систему.

Комплексы общеразвивающих упражнений на занятиях и утренней гимнастике «Зоопарк», «На птичьем базаре» Комплекс общеразвивающих упражнений на занятиях с 1 октября по 15 октября и утренней гимнастики с 15 октября по 31 октября «Зоопарк» РЕЧЕВКА:.

Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике Видео Проблема формирования речевого дыхания – одна из актуальных в педагогической науке, обусловленная значимость процесса формирования готовности.

Мастер-класс по изготовлению тренажера «Весёлый ветерок» для упражнений по дыхательной гимнастике Чтобы дети росли здоровыми очень важно научить их правильно дышать!Для упражнений по дыхательной гимнастике в нашей группе я изготовила.

Источник

Дыхательная гимнастика для детей

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнима ет много сил и времени у родителей.

Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.

Сохранить здоровье малыша и уложиться в плотный рабочий график родителей позволяют альтернативные методы оздоровления организма. Например, дыхательная гимнастика для детей.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.

Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.

В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

  1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
  2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
  3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
  4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

Обязательно прекратите занятия, если:

  1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
  2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
  3. у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Дыхательная гимнастика для детей. Примеры упражнений

Дыхательные упражнения для детей с двух лет

Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову и делает вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову и делает вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

  1. Мышка и мишка

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох)
У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках)
Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

Родители выполняет движения вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленям. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет

Для детей 4-5 лет дыхательная гимнастика становится чуть более сложной и более осознанной. Ребёнок в процессе занятий учится воспринимать своё дыхание и контролировать его.

  1. «Послушаем свое дыхание»

Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  1. куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
  2. какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  3. какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  4. какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей.

  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

  1. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Обе ладони положить на пупок.

  1. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
  2. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  3. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

  1. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)

Цель: научить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

  1. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
  2. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  3. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

Дыхательная гимнастика для детей от 5 лет (методика А.Н. Стрельниковой)

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.

Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть первая

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»).

Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом — быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью — и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть вторая.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом – быстрый, активный, ясно слышимый, но не шумный. Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1–2 вдоха в секунду, движения ритмичные. Повторить 10-20 раз.

Исходное положение: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз.

Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

Указанные упражнения выполнять с коротким вдохом: не стараться набрать как можно больше воздуха, а наоборот – делать вдох по объему меньше, чем возможно. Обязательно не помогать выдоху. Руки не уводить далеко от тела.

Дыхательная гимнастика на дыхательных тренажерах

Когда занятия дыхательной гимнастикой теряют игровую форму, детям становится все скучнее ей заниматься. Так как они не осознают важности данного процесса, то выполнять наклоны, контролировать вдохи и выдохи, следить за дыханием им становится просто неинтересно. Вернуть интерес к дыхательной гимнастике можно с помощью дыхательного тренажера.

Как известно, после пяти лет дети все больше стремятся к самостоятельности. Дыхательный тренажер можно презентовать ребенку как аппарат, на котором занимаются только взрослые люди.

Так у ребенка появится интерес к процессу, а вы сможете учить его правильно воспринимать свое дыхание. С пяти до семи лет проводить занятия нужно только под вашим контролем. После семи лет малыш сможет заниматься на тренажере сам.

Время занятий при этом должно составлять не более 20 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.

До 12 лет ребенок должен проходить три этапа занятий на дыхательном тренажере (этапы описаны в инструкции). После 12 лет можно подключить четвертый этап.

Эффект от занятий на дыхательном тренажере ничуть не уступает эффекту от занятий стандартными видами дыхательной гимнастики.

Уберечь ребенка от вредных факторов окружающей среды получается не всегда, поэтому важно не «спрятать» его от внешних угроз, а научить защищаться. Дыхательная гимнастика – один из способов защиты детского организма. Постоянные занятия помогут ребенку легче справляться с вирусными заболеваниями и не растрачивать драгоценное детство на грипп и ОРВИ.

Чтобы узнать больше о защите детей от болезней, почитайте больше о дыхательном тренажере Самоздрав на нашем сайте.

Источник

Читайте также:  Гимнастика для глаз для детей своими руками
Оцените статью