Картотека упражнений звуковой гимнастики
картотека по логопедии (старшая группа)
материал представлен дидактическими упражнениями звуковой гимностики, направленных на формирование просодических компонентов речевой системы и формирования фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека игр и упражнений для работы с детьми групп компенсирующей направленности | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Центр развития – детский сад № 171 «Алые паруса»
Картотека упражнений звуковой гимнастики
Климова Светлана Ивановна
Упражнение № 1 «Поем звук «а».
Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.
Исходное положение — произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.
Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.
Упражнение № 2 «Веселые плакальщики».
Упражнение, наряду с улучшением вентиляции легких, способствует снятию напряжения.
Исходное положение — произвольное.
Вначале провести беседу с ребенком.
— Почему маленькие обезьянки плачут? Да они просто не поделили между собой банан! Давайте поможем им плакать, чтобы обида поскорее прошла.
Приподнять голову, нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. Сделать несколько коротких вдохов без выдоха, сопровождая их резкими прерывистыми движениями плеч и легкими протираниями глаз кулачками.
«Обезьян ты нынче видел?
Кто, скажи мне, их обидел?
Отчего они не скачут?»
Подрались из-за банана.
Разделить фрукт не сумели –
Оттого банан не съели!»
Упражнение № 3 «Волшебный напиток».
Упражнение улучшает вентиляцию легких.
Исходное положение – сидя по-турецки. Перед детьми ставятся бокалы с водой (температура – 36-38 градусов).
— Представим, что мы превратились в добрых волшебников. Закройте на несколько секунд глаза, расслабьтесь и представьте, какие добрые дела вы хотели бы совершить. Откройте глаза и все вместе произнесите «волшебные» слова: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров».- А теперь отпейте немного «волшебной» водички и хорошенько прополощите ею полость рта. После этого поднимите голову вверх и со звуком «а-а-а…» прополощите горло, после чего проглотите ее.
Упражнение № 4 «Настольные часы».
Игра способствует как расслаблению мышц шейного отдела, так и улучшению мозгового кровообращения.
Исходное положение – сидя по-турецки. Ладони – на коленях. Можно выполнять и из положения стоя.
— Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики. Вспомним, как тикают часики. Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону так, чтобы правый бок растянулся как можно больше. Чувствуете, как напряглись мышцы? Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию. Делаем глубокий вдох и выдох. А теперь повторим наклон в правую сторону. Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.
Мы идем за шагом шаг,
Ни минутки не теряем,
Время точно измеряем.
Упражнение № 5 «Сердитый ежик».
Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.
Исходное положение – стоя.
— Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.
Ежа руками не возьмешь – В клубок свернулся хитрый еж.
Колючий очень еж на вид,На нас рассерженно фырчит:
Упражнение № 6 «Столяр».
Упражнение способствует расслаблению мышц плечевого отдела. Исходное положение – произвольное.
— Чем занимается столяр и какие у него инструменты? Представим, что мы превратились в столяра. Встаем около стола, немного над ним наклоняемся и со звуком «Стук-стук» имитируем забивание гвоздей молотком.
Руки столяра умелы –Золотые руки!
Ладится любое дело,Он не знает скуки!
Молотком стучит: «Стук-стук!Гвоздикам я верный друг!»
Упражнение № 7 «Колечко».
Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.
Исходное положение — произвольное.
— Представим, что у нас во рту находится колечко. Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к небу со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о…»
Я с кольцом играю:
Я во рту кольцо катаю.
Быстро бегает кольцо
И поет: «Ль-ль-ль-о-о…»
Упражнение № 8 «Стрельба».
Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.
— Представим, что мы находимся на стрельбище. Сначала мы будем «стрелять из пулемета» — энергично и четко произносить на выдохе произносить «к-г, к-г». А теперь «постреляем из пистолета» — энергично и четко на выдохе произносим «пиф-паф», «пиф-паф».
«К-г, К-г, — застрочил пулемет. – Неприятель не пройдет!»
«Пиф-паф, пиф-паф», — отвечает пистолет,
Выстрелив ему в ответ.
Упражнение № 9 Упрямые ослики.
Упражнение укрепляет голосовые связки мышцы мягкого неба.
Исходное положение – стоя.
— Представим, что мы превратились в маленьких осликов. «Ослики» весело бегут по дорожке, высоко поднимая ноги. Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат на продолжительном выдохе: «И-а, и-а…».
Ослик бегал по дорожке,У него устали ножки.
Ослик попросил овса,Закричал: «И-а, и-а!»
Упражнение № 10 «Слоник».
Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.
Исходное положение произвольное.
— Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».
Я сегодня не скучал: В хобот я воды набрал.
Если только захочу – Всех водою окачу!
Упражнение № 11 Звук «ы».
Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
Исходное положение — произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 12 Звук «м».
Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память. Исходное положение произвольное.
— Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 1 3 Звуки «о-у-м».
Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.
Исходное положение — произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.
Упражнение № 14 Звук «в».
Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.
Исходное положение — произвольное. — Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 15 Звук «ч».
Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом. Исходное положение произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 16 «Зевота».
Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс. Исходное положение произвольное.- Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…» Вот и пришла к нам сладкая зевота.
Ночь настала, спать пора, Трет глазенки детвора.
Ротики мы раскрываем: Сладко перед сном зеваем.
Упражнение № 17 «Плаксы».
Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость.
Исходное положение — произвольное.
— Представим, что мы превратились в плакс. А как ревут плаксы? Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы…»
Дети выполняют описываемые взрослым действия, затем перестают «плакать», «вытирают слезы» и все вместе танцуют.
Что же ты не скачешь?
«Ы-ы-ы» все плачешь?
Вытри слезки, улыбнись,
В круг с друзьями становись.
Будем вместе мы играть,
Будем петь и танцевать!
Упражнение № 18 «Гусь».
Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.
— Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе. Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»
Во дворе гуляет гусь,
«Никого я не боюсь –
Я гусак отважный!»
«Ш-ш, — шипит сердито гусь. –
Уходите, я сержусь!»
Упражнение № 19 «Большой и маленький».
Упражнение способствует нормализации психоэмоционального состояния. Исходное положение – стоя.
— Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»
Совсем большой мой старший брат –
Пойдет он скоро в школу.
С ним поиграть всегда я рад,Брат добрый и веселый!
А я хотя росточком мал, Но все же очень я удал!
Упражнение № 20 Звук «я».
Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.
Исходное положение – произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 21 Звук «и».
Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
Исходное положение – произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.
Упражнение № 22 «Самолет».
Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.
Исходное положение – стоя.
Руки вытянуты в стороны.
— Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет. Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья». Вот мы и в небе!
Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» — чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…»
Пришло время возвращаться на землю.
Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…»
Источник
Звуковая гимнастика при бронхиальной астме
Статья обновлена: 2021-02-04
Показания к назначению: заболевания, сопровождающиеся бронхоспазмом — бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит.
Специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом, при этом вибрация голосовых связок передается на гладкую мускулатуру бронхов, легкие, грудную клетку, расслабляя спазмированные бронхи и бронхиолы. Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. Этот факт используется для тренировки дыхательных мышц и более всего — диафрагмы. Применяются специальные согласные звуки: жужжащие (ж, з), свистящие и шипящие (с, ф, ц, ч, ш ), рычащие (р).
Задача звуковой гимнастики — выработать соотношение вдоха и выдоха 1:2. По силе воздушной струи и вибрации все согласные звуки подразделяются на три группы:
1 максимальная сила — возникает при произнесении глухих согласных (п, т, к, ф, с), соответственно требуется и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы;
2 среднее по силе напряжение — развивается при произнесении звонких согласных (б, д, г, в, з);
3 Наименьшая сила воздушной струи — при произнесении так называемых сонант ( м, н, л, р).
Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели гимнастики. Например, при бронхиальной астме жужжащие, рычащие, шипящие звуки произносятся громко, энергично, возбуждающе, а при хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью — мягко, тихо, можно шепотом (успокаивающе).
До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» — «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой) и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение — «закрытый стон» — «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени, ладонями вниз.
Примерный комплекс
Упр.-1. Очистительный выдох. ПФФ — 5-7 раз.
Упр.-1. ПФФ — 3 раза.
Упр.-2. Закрытый стон. МММ — 3 раза. ПФФ — 1 раз.
Упр.-3. БРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-4 ГРРУФ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-1, Упр.-2, Упр.-3, Упр.-4 — повторить.
Упр.-5 ДРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-6. РРР — 3 раза и ПФФ — 1 раз.
Упр.-7. БРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-8 ПРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-9 ЖРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-10 КРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-11 ТРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-12 ФРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-13 ЧРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-14 ЦРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-15 ШРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Упр.-16 ХРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр.-17 БРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ -1 раз.
Упр.-18 ГРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ -1 раз.
Литература
1.Восстановительная медицина: учебник. Епифанов В.А. 2013. — 304 с.: ил.
2. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов / Епифанов В.А. — 2007. — 568 с.
3. http://psycheforum.ru/blog/123/entry-916-zvukovaia-gimnastika/
КOММЕНТАРИИ 0
Новости партнеров
Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!
Полезная информация, организации инвалидов, знакомства
2021-09-28 10:16:48
Риск парацетамола для будущих мальчиков
Исследования показали, что длительное употребление парацетамола беременными женщинами может привести к репродуктивным нарушениям у младенцев мужского пола
Источник