Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.
Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.
Осмотр ребенка на приеме
На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:
- Конституциональные особенности развития,
- Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
- Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
- Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
- Результаты плантоскопии,
- Индивидуальные особенности износа обуви,
- Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
- При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.
Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.
| На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость. |
| На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка. |
| На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь. |
| На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром. |
| | |
Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.
Рис. 7
На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.
Упражнения для стоп
На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.
| | |
| | |
| | |
Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.
✔ ❌ | ✔ ❌ |
| |
| |
| |
Тренировки стоп для подростка
На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:
Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) | | |
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) | | |
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. | | |
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени. | ||
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) | | |
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) | | |
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) | | |
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й | | |
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) | | |
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) | |
Текст и иллюстрации подготовил
Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».
Источник
Варусная деформация у детей
Варусная деформация – это ортопедическая патология, при которой за счет искривления сводов и осей стопы вес тела приходится на ее боковую наружную поверхность. По сравнению с вальгусной случаи варусной деформация стопы у детей встречаются реже. У мальчиков чаще, чем у девочек.
Что вызывает?
Стопа малыша до 3 – 4 лет сильно отличается от стопы взрослого человека. В структуре костей много воды и хрящевой ткани, которая менее прочная чем костная. Слаборазвиты мышцы и связки. Поэтому под влиянием негативных внутренних и внешних факторов ее правильное развитие может нарушиться.
Формирование варусной деформации стоп у детей обычно происходит сразу после рождения либо в раннем детском возрасте.
Ее вызывают:
- сложности внутриутробного развития (маловодие, многоплодная беременность, аномалии строения матки, перенесенные инфекции и нарушения нервной системы плода);
- эндокринные патологии;
- наследственная предрасположенность;
- травмы;
- хронические инфекционные и воспалительные болезни, ослабляющие организм;
- дефицит витамина D;
- нарушение усвоения кальция;
- неправильно подобранная обувь;
- ранние попытки ставить малыша на ножки и раннее начало хождения.
Варус не всегда является патологией. Часто его вызывает гипертонус мышц у младенцев, после устранения которого положение стопы нормализуется.
Как обнаружить?
Самостоятельно заметить первые признаки варусной стопы у малыша родителям довольно трудно. Пока он не начнет ходить, они даже не подозревают о проблеме. Заболевание развивается медленно. Явные признаки отклонения появляются не сразу Характерный и очевидный симптом варусной деформации у детей – изменения нижних конечностей, когда в положении стоя ноги плотно прижаты друг к другу, а колени не смыкаются. Установка ног напоминает букву «О».
Заподозрить варусную деформацию стопы у ребенка родители могут по следующим маркерам:
- стирание подошвы обуви с внешней стороны, где нагрузка и давление больше;
- отклонение стоп кнаружи;
- неловкая неуверенная походка;
- частые падения при ходьбе или беге;
- боли в ногах;
- сложности с выпрямлением коленей.
Как внешне выглядят изменения ног при варусной деформации стоп у детей, видно на фото:
Как лечить?
Чтобы проверить все ли в порядке с установкой стоп у вашего малыша, обратитесь к детскому ортопеду. Только врач после консультации и осмотра способен поставить правильный диагноз.
В отличие от взрослых варусная деформация у деток исправляется гораздо легче. Это связано с большей «податливостью» мышц, костей, сухожилий. До школьного возраста все поправимо, так как формирование стопы еще не завершено. Главное, вовремя начать лечение.
Для коррекции применяют консервативные и оперативные методы.
Лечение варусной деформации стопы у детей включает:
- упражнения, гимнастику;
- физиотерапевтические процедуры;
- хождение по массажным коврикам;
- ортопедические стельки, стяжки, супинаторы, корректоры;
- выполнение ребенку лечебного массажа ног.
При варусной деформации стопы детям назначают обувь, препятствующую наружному развороту. Она называется антиварусной. Помогает на ранних стадиях быстро скорректировать варусное искривление ног у ребенка, правильно распределить нагрузку на несформирванную ножку. Такая обувь имеет высокую жесткую боковую фиксацию стопы и пятки, специальную ортопедическую стельку.
Массаж
Массаж ног при варусной деформации стопы у ребенка помогает укрепить ослабленные мышцы и связки, сформировать правильную установку ног, улучшить кровообращение. Из массажных движений используют растирание, поглаживание, разминание. Делать массаж должен сертифицированный мастер по назначению врача-ортопеда. Такой массаж не ограничивается проработкой стопы.
Его начинают со спины и поясницы, затем уделяют особое внимание бедру, голени, подошвенной части ступни, голеностопному и коленным суставам. Выполняют его на регулярной основе курсами по 10 – 20 процедур ежедневно или через день с перерывом между курсами 1 – 2 месяца.
Чтобы уменьшить нагрузку на стопы, начинать выполнять некоторые упражнения лучше в положении сидя. Какие из них подойдут вашему ребенку, должен определить врач.
Лечение длится долго, его срок зависит от степени тяжести нарушений и особенностей детского организма.
В крайних запущенных ситуациях, когда другие подходы не дают результата, показано хирургическое лечение. Современные операции по коррекции положения стопы малотравматичны с коротким реабилитационным периодом.
После хирургического вмешательства назначают массаж и комплекс упражнений для закрепления и ускорения восстановления. К операции прибегают редко (менее 7 % случаев) только в крайних запущенных ситуациях, когда другие подходы не дают результата.
Проблему нельзя оставлять без внимания, так как дело не только в нарушении походки. Варусная стопа у ребенка затрагивает голени, вызывает варусную деформацию коленных суставов. В будущем у детей без лечения возможно преждевременное изнашивание суставов, искривление осанки, боли при ходьбе, сильная усталость, отеки ног к концу дня, что приведет к вынужденному ограничению двигательной активности.
Чтобы вовремя выявить и быстро устранить нарушения, детям рекомендуются периодические осмотры у ортопеда.
Источник