Лечебная гимнастика при варусной стопе

Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.

Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.

Осмотр ребенка на приеме

На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:

  • Конституциональные особенности развития,
  • Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
  • Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
  • Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
  • Результаты плантоскопии,
  • Индивидуальные особенности износа обуви,
  • Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
  • При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.

Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.

Рис. 1 На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость.
Рис. 2 На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка.
Рис. 3 На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь.
Рис 3.1 На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром.
Читайте также:  Продолжительность тренировки у мужчин
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.

Рис. 7

На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.

Упражнения для стоп

На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.

Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12 Рис.13
Рис. 14 Рис. 15 Рис. 16

Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата

На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.

✔ ❌ ✔ ❌
Рис. 17 Рис. 18
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21 Рис. 22

Тренировки стоп для подростка

На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:

Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) Рис. 23
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) Рис. 24
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. Рис. 25 Рис. 26
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени.
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) Рис. 28
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) Рис. 29
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) Рис. 30
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й Рис. 31
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) Рис. 32
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) Рис. 33

Текст и иллюстрации подготовил

Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».

Источник

Варусная деформация у детей

Варусная деформация – это ортопедическая патология, при которой за счет искривления сводов и осей стопы вес тела приходится на ее боковую наружную поверхность. По сравнению с вальгусной случаи варусной деформация стопы у детей встречаются реже. У мальчиков чаще, чем у девочек.

Что вызывает?

Стопа малыша до 3 – 4 лет сильно отличается от стопы взрослого человека. В структуре костей много воды и хрящевой ткани, которая менее прочная чем костная. Слаборазвиты мышцы и связки. Поэтому под влиянием негативных внутренних и внешних факторов ее правильное развитие может нарушиться.

Формирование варусной деформации стоп у детей обычно происходит сразу после рождения либо в раннем детском возрасте.

Ее вызывают:

  • сложности внутриутробного развития (маловодие, многоплодная беременность, аномалии строения матки, перенесенные инфекции и нарушения нервной системы плода);
  • эндокринные патологии;
  • наследственная предрасположенность;
  • травмы;
  • хронические инфекционные и воспалительные болезни, ослабляющие организм;
  • дефицит витамина D;
  • нарушение усвоения кальция;
  • неправильно подобранная обувь;
  • ранние попытки ставить малыша на ножки и раннее начало хождения.

Варус не всегда является патологией. Часто его вызывает гипертонус мышц у младенцев, после устранения которого положение стопы нормализуется.

Как обнаружить?

Самостоятельно заметить первые признаки варусной стопы у малыша родителям довольно трудно. Пока он не начнет ходить, они даже не подозревают о проблеме. Заболевание развивается медленно. Явные признаки отклонения появляются не сразу Характерный и очевидный симптом варусной деформации у детей – изменения нижних конечностей, когда в положении стоя ноги плотно прижаты друг к другу, а колени не смыкаются. Установка ног напоминает букву «О».

Заподозрить варусную деформацию стопы у ребенка родители могут по следующим маркерам:

  • стирание подошвы обуви с внешней стороны, где нагрузка и давление больше;
  • отклонение стоп кнаружи;
  • неловкая неуверенная походка;
  • частые падения при ходьбе или беге;
  • боли в ногах;
  • сложности с выпрямлением коленей.

Как внешне выглядят изменения ног при варусной деформации стоп у детей, видно на фото:

Как лечить?

Чтобы проверить все ли в порядке с установкой стоп у вашего малыша, обратитесь к детскому ортопеду. Только врач после консультации и осмотра способен поставить правильный диагноз.

В отличие от взрослых варусная деформация у деток исправляется гораздо легче. Это связано с большей «податливостью» мышц, костей, сухожилий. До школьного возраста все поправимо, так как формирование стопы еще не завершено. Главное, вовремя начать лечение.

Для коррекции применяют консервативные и оперативные методы.

Лечение варусной деформации стопы у детей включает:

  • упражнения, гимнастику;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • хождение по массажным коврикам;
  • ортопедические стельки, стяжки, супинаторы, корректоры;
  • выполнение ребенку лечебного массажа ног.

При варусной деформации стопы детям назначают обувь, препятствующую наружному развороту. Она называется антиварусной. Помогает на ранних стадиях быстро скорректировать варусное искривление ног у ребенка, правильно распределить нагрузку на несформирванную ножку. Такая обувь имеет высокую жесткую боковую фиксацию стопы и пятки, специальную ортопедическую стельку.

Массаж

Массаж ног при варусной деформации стопы у ребенка помогает укрепить ослабленные мышцы и связки, сформировать правильную установку ног, улучшить кровообращение. Из массажных движений используют растирание, поглаживание, разминание. Делать массаж должен сертифицированный мастер по назначению врача-ортопеда. Такой массаж не ограничивается проработкой стопы.

Его начинают со спины и поясницы, затем уделяют особое внимание бедру, голени, подошвенной части ступни, голеностопному и коленным суставам. Выполняют его на регулярной основе курсами по 10 – 20 процедур ежедневно или через день с перерывом между курсами 1 – 2 месяца.

Чтобы уменьшить нагрузку на стопы, начинать выполнять некоторые упражнения лучше в положении сидя. Какие из них подойдут вашему ребенку, должен определить врач.

Лечение длится долго, его срок зависит от степени тяжести нарушений и особенностей детского организма.

В крайних запущенных ситуациях, когда другие подходы не дают результата, показано хирургическое лечение. Современные операции по коррекции положения стопы малотравматичны с коротким реабилитационным периодом.

После хирургического вмешательства назначают массаж и комплекс упражнений для закрепления и ускорения восстановления. К операции прибегают редко (менее 7 % случаев) только в крайних запущенных ситуациях, когда другие подходы не дают результата.

Проблему нельзя оставлять без внимания, так как дело не только в нарушении походки. Варусная стопа у ребенка затрагивает голени, вызывает варусную деформацию коленных суставов. В будущем у детей без лечения возможно преждевременное изнашивание суставов, искривление осанки, боли при ходьбе, сильная усталость, отеки ног к концу дня, что приведет к вынужденному ограничению двигательной активности.

Чтобы вовремя выявить и быстро устранить нарушения, детям рекомендуются периодические осмотры у ортопеда.

Источник

Оцените статью