- Упражнения для восстановления речи после инсульта
- Основные виды нарушений речи
- Различают шесть основных форм афазии:
- Восстановление речи после инсульта: комплекс упражнений
- Способы устранения нарушений речи
- Контроль дыхания
- Преимущества обращения в Юсуповскую больницу
- Лечебная гимнастика при афазии упражнения
- Какие задачи решает ЛФК после инсульта?
- Когда можно начинать физические упражнения?
- Как проводить дыхательную гимнастику?
- Существуют варианты контроля за длинным выдохом:
- Это важно на любом этапе реабилитации
- Какие упражнения можно выполнять лежа?
- Комплекс активных движений для рук
- Комплекс активных упражнений для ног
- Как разрабатывать мышцы туловища?
- Какие еще движения нуждаются в разработке?
- Упражнения в положении стоя
- Противопоказания
Упражнения для восстановления речи после инсульта
Инсульт – острое нарушение кровоснабжения мозга. Оно способно привести к серьезным последствиям для здоровья, к примеру, ухудшению внимания, речевым нарушениям, частичному параличу. В соответствии с тяжестью повреждения, нарушения речи бывают легкими, средними и тяжелыми. Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, требуется комплекс реабилитационных мероприятий. Рассмотрим подробнее, как вернуть речь после инсульта с помощью упражнений.
Основные виды нарушений речи
Существует две основные формы нарушений – афазия и дизартрия (первая встречается чаще). При афазии отмечается ухудшение речевых функций в результате повреждения в головном мозге речевых центров. Она бывает полной (когда речь полностью отсутствует) и частичной. Первое время после инсульта зачастую сопровождается отсутствием речи, но благодаря качественным реабилитационным мерам ситуация улучшается.
Различают шесть основных форм афазии:
1. Моторную. Она подразделяется на два основных вида – афферентную и эфферентную. В случае с первой человек испытывает трудности при выборе артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретных звуков. При эфферентной инстинктивная речь сохраняется, однако сильно нарушается повторение. Больных беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не получается переключиться с одного положения на другое.
2. Динамическую. Основной характерный речевой дефект – сильное затруднение или отсутствие возможности активного высказывания. Пациент не в состоянии нормально сформулировать высказывание, поскольку нарушается внешняя и внутренняя речь. Часто появляется эхопраксия, когда человек повторяет за собеседником на автомате его слова и движения.
3. Сенсорную. Она подразделяется на три основных вида: корковый, субкортикальный и транскортикальный. При первом пациент не понимает и не произносит звуки. При втором происходит искажение трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию. При третьем сохраняется способность воспринимать легкие речевые конструкции, но наругается письмо и ухудшается зрительная функция.
4. Семантическую. У больных отмечается полное непонимание сложных речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения. Зачастую возникают затруднения в осуществлении заданий, содержащих непростые синтаксические структуры. Больные способны забывать название привычных предметов (к примеру, ложки, стола). Чтение замедленное, может развиться акалькулия.Это нейропсихологический симптом, который проявляется нарушением счета
5. Акустико-мнестическая. Такая форма характеризуется трудностями, связанными с удержанием в памяти информации, воспринятой человеком на слух. Многие пациенты даже не в состоянии повторить за логопедом простую связку, состоящую из 3-5 слов, уловить смысл речи при быстром темпе или при разговоре с двумя и более людьми сразу.
6. Тотальную. Такая форма характеризуется полным отсутствием речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Это самая тяжелая форма, которая требует длительной коррекции с помощью лекарственной терапии и упражнений.
Дизартрия – это речевое расстройство, связанное с нарушением подвижности органов артикуляции (языка, неба и губ). Оно способно развиваться при поражении различных структур, но чаще всего затрагиваются черепные нервы, участвующие в работе речевых мышц. Дизартрия заключается в затрудненном произношении некоторых слов или звуков (речь вялая и невнятная).
Восстановление речи после инсульта: комплекс упражнений
Восстановление речи после инсульта назначают в совокупности с другими мероприятиями (к примеру, лекарственной терапией, физио и массажем). Разрабатывают план в индивидуальном порядке. Зачастую он включает специальный комплекс, состоящий из дыхательных и артикуляционных упражнений, который пациентам необходимо выполнять уже в стационарном отделении под чутким руководством логопеда.
Из-за того, что нарушения речи могут быть разных форм и степеней выраженности, точный комплекс упражнений специалист подбирает в индивидуальном порядке для каждого пациента. Упражнения можно выполнять и в домашних условиях после выписки из стационарного отделения.
Ранняя речевая реабилитация начинается сразу после стабилизации состояния пациента в стационарном отделении. Предварительно, логопед проводит полное обследование. Тестирование позволяет обнаружить все проблемы, связанные с произношением, пониманием, чтением, письмом, артикуляцией. С этой целью проводят специальные тесты (дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога).
Способы устранения нарушений речи
Восстановление речевой функции происходит в несколько этапов. Продолжительность напрямую зависит от тяжести клинического случая: часть функций может быть сохранена, а другая полностью или частично нарушена.
Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.
Следующий шаг – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.
На первом этапе логопед ведет работы, которые могут включать следующие практики:
1. Применение альтернативных вопросов. Врач специально ставит вопрос таким образом, чтобы у человека не было возможности ответить обычным жестом. К примеру, вопрос: «Любите морс?» не подходит. Подходящая формулировка: «Вы любите морс или чай? Что сейчас хотите выпить?».
2. Перечисление предметов. Человек смотрит карточки, на которых находятся разные предметы. Задача – назвать их. С помощью таких карточек пациента просят выбрать правильное название из нескольких возможных вариантов.
3. Использование фотографий близких родственником пациента. Врачи часто в своей практике используют демонстрацию снимков, чтобы человек по ним узнал знакомые лица.
4. Ответы с употреблением слов из вопроса. Иногда специалисты предлагают пациентам отвечать на вопросы, повторяя при этом слова с изменением порядка.
5. Произнесение букв и чисел. Пациент смотрит на произвольно расположенные буквы и числа (их размер и количество напрямую зависит от тяжести клинического случая), старается их произнести.
6. Упражнения на ряды чисел. Зачастую человеку не удается называть привычные ряды (например, дни недели). Поэтому для практики предлагают воспроизводить ряды задом наперед (к примеру, считать от 3 до 13 и обратно).
7. Чтение. Когда у пациента сохранены навыки чтения, рекомендуется их использовать для ускорения реабилитационного периода. Для этого ему дают простые задачи: медленно произносить вслух отдельно-взятые слова, части из текста.
На втором этапе, когда состояние человека нормализуется, и предыдущие практики даются легко, логопед предлагает усложненные задачи. В первую очередь, требуется нормализовать связь между словом и образом, выработать способность легко удерживать речевые конструкции. Человек должен научиться самостоятельно строить фразы. Для этого врач показывает различные картинки, а человек говорит, что именно на них изображено. После этого просят подобрать конкретную картинку к слову и наоборот.
Дополнительно практикуют работы с сюжетными картинками и целыми циклами картинок в хронологическом порядке. Пациенту предлагают составить небольшой рассказ с определенным количеством слов. Ведутся работы с темпом и интонацией высказываний. Зачастую врач просит пациента пересказать текст разного уровня сложности с применением опорных слов и изображений. В конце, чтобы закрепить результат, предоставляют написать небольшой рассказ под диктовку.
Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.
Следующий шаг второго этапа – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.
Контроль дыхания
Индивидуальный комплекс упражнений разрабатывает специалист. Ниже представлен один из примеров. В первую очередь, требуется занять удобное горизонтальное положение. Руки должны быть сложены перед собой, в области живота, чтобы хорошо ощущать и контролировать брюшное дыхание. Далее делают глубокий вдох через нос, и медленно выдыхают через рот. Такую технику дыхания повторяют несколько раз, после чего усложняют, добавляя при выдохе произнесение следующих звуков:
Количество необходимых повторений установит специалист..
Помимо контроля дыхания, важно выполнять комплекс упражнений для развития мышц языка. Он может включать разные упражнения. К примеру, высовывание языка с удержанием его по средней линии вниз на несколько счетов или с перемещением сначала за правую, а после за левую щеку на протяжении 10 секунд.
Регулярно выполняя упражнения, прогресс не заставит себя ждать. Однако важно понимать, что пациенту для выздоровления требуется психологическая поддержка. Поэтому рекомендуется комплексная работа, чтобы во время занятий рядом присутствовал логопед и родственник, которого обучили всем нюансам.
Вместе с речевыми нарушениями часто отмечаются двигательные, психологические и когнитивные расстройства, поэтому дополнительно прибегают и к другим методикам. Среди них: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, медикаментозная терапия.
Преимущества обращения в Юсуповскую больницу
Юсуповская больница оказывает своим пациентам полноценный цикл медицинских услуг, включая, стационарное лечение, обследование, хирургию и реабилитацию. Предусмотрены диагностические процедуры любого уровня сложности. Услуги оказываются по различным медицинским направлениям. Одно из приоритетных – неврология. С каждым пациентом после инсульта работает команда опытных специалистов. Они проводят диагностику и в кратчайшие сроки приступают к реабилитации. Это помогает пациенту вернуть интерес к жизни, активность и самостоятельность в быту.
В ходе реабилитации практикуют логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта. К каждому пациенту предусмотрен индивидуальный подход, что гарантирует положительную динамику в лечении. Возможно размещение с родственниками в семейной палате, с сиделкой.
Для записи на первичный прием к специалисту позвонить по указанным на сайте телефонам или заполнить стандартную форму в онлайн-режиме, оставив контактные данные для обратной связи.
Источник
Лечебная гимнастика при афазии упражнения
Специалисты настаивают на проведении реабилитационных мероприятий в течение трех лет после перенесенного инсульта. Как правило, ишемический инсульт дает больше надежд, поскольку характеризуется менее опасными повреждениями клеток коры головного мозга, использованием «запасных» сосудов для питания. При геморрагической форме физическая реабилитация ограничена предупреждением повторного нарушения кровообращения, сроками рассасывания гематомы, применением оперативного вмешательства. Гимнастика после инсульта входит в состав плановых восстановительных мероприятий наравне с лекарственными препаратами, физиотерапией, диетой, режимом.
Какие задачи решает ЛФК после инсульта?
ЛФК при инсульте играет важную роль в профилактике осложнений, развитии приспособления человека к самообслуживанию, овладении утерянными функциями. Длительный период вынужденной неподвижности в постели опасен развитием тяжелых последствий. Комплекс ЛФК помогает предупредить:
- образование пролежней на ягодицах, спине;
- пневмонию застойного типа;
- возникновение сердечной недостаточности;
- прогрессирующую атрофию неработающих мышц;
- образование тромбов с последующей эмболией в жизненно важные органы;
- спазм групп мышц с повышенным тонусом при парезах и параличах спастического типа, образование контрактур (изменение формы конечности).
Гимнастика после инсульта положительно влияет на микроциркуляцию и метаболизм в органах и тканях, которые снижены в результате заболевания. Она позволяет возобновить активные движения, в перспективе способствует получению возможности рисовать, писать, пользоваться посудой и бытовыми приборами. Приводит к нормализации работы внутренних органов (мочеиспускание, дефекация), способствует восстановлению речи.
Когда можно начинать физические упражнения?
Начало использования физических нагрузок, их объем, целевую направленность определяет лечащий врач в зависимости от:
- обширности поражения ткани мозга;
- достаточной способности организма к восстановлению;
- своевременности и полноты лечения.
Острым периодом считаются первые 6 месяцев. В это время происходят изменения в ишемическом очаге: часть клеток безвозвратно отмирает, а другая сохраняет способности к выполнению своих функций, но нуждается в помощи. Именно на это рассчитаны упражнения после инсульта. На клеточном уровне существует особая память, которая должна «вспомнить» объем движений, восстановить пути передачи нервных импульсов. Если пациент не в коме и сознание сохранено, то уже на третий день ему рекомендуется начинать дыхательную гимнастику. Ее цель — профилактика застойных явлений в легких. С пятого дня назначается лечебная физкультура (ЛФК). В комплексы упражнений входят привычные движения, учитывается состояние больного, возможность самостоятельно сидеть или стоять, степень потери двигательных функций. Продолжение занятий физкультурой рекомендуется проводить после выписки в домашних условиях. Для этого близким следует самим выучить необходимые упражнения, поддерживать и ободрять стремление больного. Положительные эмоции и хорошее настроение играют значительную роль в скорости реабилитации. В позднем периоде (через полгода и больше) пациент нуждается в использовании реабилитационного курса лечения в специализированных центрах и санаториях. Рекомендовано повторять терапию 2 раза в год
Как проводить дыхательную гимнастику?
В положении лежа пациенту необходимо просто сделать несколько глубоких вдохов, повторять в течение дня как можно чаще. Когда врач разрешает сидеть, важно не сгибать спину, а держать ее прямо, чтобы воздух максимально расправлял легкие. Дыхательные упражнения сводятся к медленному глубокому вдоху, задержке дыхания на несколько секунд и затем постепенному выдоху. После каждого такого вдоха пациенту необходим отдых. Нужно следить, чтобы не усилилось головокружение, не натуживаться при задержке дыхания.
Существуют варианты контроля за длинным выдохом:
- надувание резинового шара;
- использование трубочки для коктейля, опущенной в чашку с водой.
Это важно на любом этапе реабилитации
Правильная физическая реабилитация невозможна без целевой поддержки психической деятельности. Мышечная память позволяет даже ослабленным корковым структурам отдавать команды. Пациенту рекомендуется все упражнения сопровождать мысленными «приказами» своим ногам и рукам двигаться. Такой современный подход к восстановлению позволяет сделать пациента полным участником процесса выздоровления.
Какие упражнения можно выполнять лежа?
Если больному не разрешено сидеть и вставать или он не может этого сделать, упражнения проводятся сначала в пассивном режиме, затем в активном. Пассивная физкультура означает отсутствие участия больного, использование усилий другого человека. Упражнения ограничиваются движениями в суставах рук и ног. В комплекс постепенно включаются пассивные сгибания, разгибания, вращения, отведение и приведение с нарастающей амплитудой. Не следует сразу стараться полностью выполнить максимальный вариант. Начинают с небольших колебаний до 15-ти движений в каждом суставе по 3–4 раза в день. Рекомендуется не забывать о последовательности разработки суставов: от центра к периферии. Иначе говоря, упражнения для руки начинают с плеча, затем переходят к локтевому суставу, лучезапястному и кисти. Аналогично на ногах: от бедренного к мелким суставам стопы.
Пассивные упражнения в руке при монопарезе могут выполняться самим больным с помощью здоровой руки. В качестве приспособления для самостоятельных занятий применяют петлю из ткани, широкой резины, в которую пациент продевает неподвижную конечность и выполняет движения, зацепившись за нее. Активные упражнения пациент выполняет самостоятельно. Для этого разработаны специальные комплексы. Их начинают лежа и продолжают в сидячем положении.
Комплекс активных движений для рук
Руками можно делать самостоятельные движения до 20 раз за один подход:
- сжимать и разжимать пальцы в кулак;
- круги в обе стороны в лучезапястном суставе (рекомендуется при этом держать кулак сжатым);
- сгибание и разгибание в локтях;
- из положения вдоль туловища медленные подъемы и опускания, при этом нагружаются плечевые суставы;
- махи в стороны.
В упражнениях с гантелями используется проработка мышц сгибателей и удержание сжиманием кисти в кулак. После инсульта человек теряет возможность производить мелкие движения пальцами рук. А это очень необходимо в восстановлении самообслуживания. Для разработки моторики кисти рекомендуют:
- сложить в большую миску мелкие предметы (орехи, пуговицы, катушки ниток, карандаши);
- пациент должен перекладывать их пораженной рукой из одной миски в другую.
В санаториях используются игры в мозаику, лото, сбор пирамидок.
Комплекс активных упражнений для ног
Для ног упражнения также можно начинать с периода строгого постельного режима и продолжать сидя. Число повторений не должно утомлять пациента и нарастать постепенно до 20-ти.
- Пальцами стопы активно проводят сгибание и разгибание.
- Носки подтягивать «на себя», затем отводить в обратное крайнее положение (рекомендуется мысленно представлять давление на педали).
- Медленное сгибание в колене, разгибание.
- Отведение в сторону за счет работы тазобедренного сустава.
Как разрабатывать мышцы туловища?
Лежа на спине, можно выполнить следующие упражнения по 5–10 раз:
- повороты в стороны перекатом с одного бока на другой;
- с упором на лопатки, затылок, стопы при помощи локтей приподнимать таз;
- пытаться немного приподнять верхнюю часть туловища, напрягая мышцы брюшного пресса.
- Важным средством восстановления и совершенствования двигательной активности больных после инсульта является гидрокинезотерапия. Водная среда, в которой проводятся занятия, оказывает общетонизирующее воздействие на организм, повышает эластичность мышц и гибкость суставов, улучшает трофику тканей. Физические упражнения, выполняемые в воде, оказывают расслабляющее действие на спазмированные мышцы, восстанавливают плавность движений, их координированность. Рекомендуемая температура воды в бассейне для больных с последствиями инсульта – 29-35°С; продолжительность занятий – 30 мин.
Какие еще движения нуждаются в разработке?
Физкультура после инсульта, кроме конечностей, требует разработки мимических мышц лица, особенно глаз. Чтобы предотвратить опускание века, рекомендуются следующие упражнения по 5–7 раз:
- движения глазами вверх-вниз и в стороны;
- описать глазами круг в одну сторону, затем в другую;
- поморгать и сжать на несколько секунд.
Для укрепления мышц шеи необходимо:
- проделать медленные повороты головы в стороны;
- упереться затылком в подушку, затем расслабиться.
Упражнения в положении стоя
Пациенту, способному стоять и медленно передвигаться, количество упражнений следует увеличить, разнообразить. Однако не стоит торопиться. Начинать нужно с простого комплекса, а затем переходить к более сложному с усилением нагрузки. Простыми считаются упражнения:
- потягивания с описыванием круговых движений руками и обязательным контролем дыхания (при движении вверх — глубокий вдох, вниз — полный выдох);
- попеременное перекатывание с носков на пятки с напряжением икроножных мышц;
- повороты в стороны (по 5–6 раз в каждую);
- приседания без отрыва пяток от пола по 4–5 раз;
- наклоны в стороны с подъемом противоположной руки над головой 4 раза;
- махи ногами вперед и в стороны по 4 каждой;
- попеременные выпады вперед с небольшим переносом тяжести на переднюю ногу.
В комплекс с повышенной нагрузкой добавляются:
- потягивания со сцепленными в «замок» кистями рук;
- махи ногами при удерживании рукой за неподвижную спинку кровати или стула;
- наклоны вперед и в стороны по 10 раз, стоя на напряженных ногах в положении немного шире плеч;
- «бокс» руками при развороте туловища;
- круговые вращения в плечевых суставах вперед и назад;
- произвольные прыжки.
Упражнения следует заканчивать ходьбой на месте, глубокими дыхательными движениями в течение 5-ти минут.
Противопоказания
Ограничения в реабилитации зависят от состояния пациента. Физические нагрузки не показаны в следующих случаях:
- пациент не вышел из комы;
- наблюдаются психические изменения поведения, агрессивность;
- инсульт повторный у человека пожилого возраста;
- имеются симптомы эпилептиформных припадков, судороги в конечностях;
- инсульту сопутствуют тяжелая форма сахарного диабета, туберкулез, раковые опухоли.
Важным моментом в лечебной физкультуре является комфортное самочувствие больного. Появление головных болей, слабости требует контроля артериального давления, отдыха, более замедленного темпа наращивания нагрузки. После получения возможности ходить необходимо использовать прогулки на воздухе с постепенным удлинением маршрута. Уверенность в своих силах и поддержка близких позволяет пациенту максимально полезно принимать терапию инсульта, стремиться к полному восстановлению.
Источник