Чем поможет лечебная гимнастика при простудных заболеваниях?
Насморк, ОРВЗ, ангина, бронхит, пневмония – вот наиболее распространенные простудные заболевания наших детей. Предотвратить возникновение болезней, вылечить их наиболее быстро, эффективно, не допуская перехода в хроническую форму, поможет лечебная гимнастика. Как и почему нужно заниматься с ребёнком, вы узнаете из наших публикаций.
Любые отклонения в здоровье малыша — это повод для беспокойства, а иногда и настоящее горе для родителей. У больного ребенка плохой аппетит, нет настроения, он жалуется на недомогание, головную боль. Когда малыш заболевает, то некоторые родители стараются оберегать его от всякой физической нагрузки. Это неверно. Отсутствие движения, напротив, вредно для малыша и отрицательно сказывается на его состоянии.
Если ваш малыш заболел, как можно раньше обратитесь к педиатру и, посоветовавшись с ним, начинайте занятия лечебной физкультурой. Огромное значение имеют занятия лечебной гимнастикой в домашних условиях. Это и понятно. Большую часть времени ребенок проводит дома. В семье он живет, растет и развивается. Чаще всего от нас самих зависят здоровье и благополучие наших детей. Каждому ребёнку необходимы умелый уход, занятия гимнастикой, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе и разумное закаливание.
Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания у детей. ЛФК поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. Занимаясь ЛФК, малыш выздоравливает быстрее. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет и ребёнок заболевает реже. Особенно важно использовать ЛФК при лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые трудно вылечить медикаментозной и другой терапией. Например, определенная форма бронхиальной астмы (астма физического напряжения) лечится исключительно физическими упражнениями.
Причинами многих простудных заболеваний детей в раннем возрасте являются особенности строения органов дыхания и неправильная постановка дыхания. ЛФК помогает улучшить воздухообмен и кровоснабжение легких, установить правильные темп и ритм дыхания.
Начало заболевания дыхательных путей у детей можно определить по основным признакам: насморк, кашель, першение в горле, изменение тембра голоса, чиханье, одышка. Нередко этому сопутствует и повышенная температура. Больной ребенок жалуется на головную боль, быструю утомляемость, раздражительность. Часто у него нарушается осанка. Он плохо успевает в школе, отстает от сверстников в физическом развитии.
Кашель
Самый частый симптом при заболеваниях органов дыхания – кашель. Он является защитной реакцией организма и стимулирует очищение бронхов.
Кашель может иметь различный характер. Если он кратковременный и не повторяющийся, то это чаще всего проявление нормальной защитной реакции. Дети 8-12 лет кашляют в среднем 10 раз за день, что не должно тревожить родителей. Если же кашель длительный или приступообразный, то это свидетельствует о наличии болезни.
Кашель может быть сухим или сопровождаться выделением мокроты. В зависимости от продолжительности различают кашель острый (кратковременный) и хронический. Продолжительность и характер кашля могут указывать на его причину.
Сухой кашель не выводит мокроту и ощущается ребенком как навязчивый. Такой кашель возникает в начале воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Лающий кашель – сухой. При таком кашле происходит изменение голосовых связок, что сказывается на голосе ребёнка. В нем появляются металлические нотки. Такой кашель возникает при ларингите и ларинготрахеите.
Влажный кашель заканчивается удалением мокроты, что вызывает у ребенка облегчение, и возобновляется при её накоплении. При бронхоэктазах (хроническая пневмония) отмечается «глубокий» кашель.
Коклюшный кашель, в отличие от влажного, не дает больному облегчения. Кашлевые толчки заканчиваются особенным звуком, возникающем при вдохе.
Коклюшеподобный кашель – навязчивый. Часто такой кашель сопровождает ОРЗ, трахеобронхит, муковисцидоз.
Кашель стакатто – отрывистый, звонкий, следует приступами. Характерен при хламидиозе у детей 2-6 месяцев.
Спастический кашель часто сопровождает заболевания бронхов. Например, обструктивный бронхит или бронхиальную астму. Его можно охарактеризовать как свистящий, навязчивый.
Кашель при глубоком вдохе возникает при раздражении плевры и сопровождается болью в боку.
Затяжной кашель (более 2 недель) характерен для вирусного фибриозного трахеобронхита, но нередко возникает и после перенесенного ОРЗ. Такой кашель может возникнуть как реакция кашлевых рецепторов на вирусное заболевание или при усиленном выделении слизи в носоглотке и бронхах.
Ночной кашель обычен при ряде состояний, требующих соответствующего лечения:
- при синусите, аденоидите, нарушении носового дыхания вследствие попадания слизи в гортань и подсыхания слизистой оболочки из-за дыхания ртом;
- при желудочно-пищеводном рефлюксе, вследствие попадания содержимого желудка в горло;
- при бронхиальной астме, обычно ближе к утру, вследствие усиления бронхоспазма (такой кашель может указывать на аллергию на перо подушки).
Кашель при физической нагрузке – признак повышенной реактивности бронхов (кашель возникает при усилении отделения мокроты в просвет бронхов). Наблюдается у очень многих детей, больных бронхиальной астмой.
Кашель с синкопами сопровождается кратковременной потерей сознания при приступах кашля.
Психогенный (привычный) кашель – реакция ребенка на стрессы в семье и школе, он становится привычкой, часто имеет характер тика.
Кашель при приеме пищи возникает при нарушении процесса глотания или при неправильной работе пищевода. В последнем случае он сопровождается обильной пенистой мокротой. При этих симптомах рекомендуется сделать контрастное исследование пищевода.
Часто кашель сопровождается выделением мокроты. При бронхитах и бронхиальной астме мокрота слизистая, светлая, при переходе заболевания в хроническую форму – гнойная или слизисто-гнойная. Обильное утреннее отделение скопившейся за ночь мокроты является классическим признаком бронхоэктатической болезни. Вязкая мокрота характерна для муковисцидоза.
Больные туберкулезом жалуются на постоянный (в течение многих недель) кашель с мокротой, нередко с примесью крови.
Чиханье
Вторым симптомом при заболеваниях дыхательных путей является чиханье.
Чиханье, как правило, – проявление насморка. Слизистая оболочка носа в норме выделяет небольшое количество слизи каждые 10-20 минут. При воспалении секреция слизи многократно усиливается. Чиханье удаляет слизь из носоглотки и носовых ходов, часто сопровождается першением в горле. Чиханье может быть обусловлено вирусами ОРЗ, химическими раздражителями (запахами) или аллергенами (например, при поллинозе).
Одышка
Иногда простудные заболевания могут сопровождаться одышкой. Одышка – это ощущение нехватки воздуха при физической нагрузке или в покое. Сопровождается учащением дыхания.
Различают инспираторную одышку (когда затруднен вдох), экспираторную одышку (если затруднен выдох) и смешанную одышку.
Чаще всего одышка у детей возникает при:
- заболеваниях органов дыхания (обструктивный бронхит, бронхиальная астма, пневмония, плеврит);
- повышенной температуре тела (ОРВИ);
- нарушении подвижности грудной клетки и диафрагмы (травма грудной клетки);
- заболеваниях сердца;
- заболеваниях центральной нервной системы.
У детей любое заболевание органов дыхания быстро приводит к общим расстройствам жизнедеятельности организма, нарушениям функций всех систем и органов. Поэтому, применяя дыхательные упражнения, следует всегда учитывать, что их действие будет эффективно в том случае, если их будут применять на фоне общеукрепляющих упражнений. Правильное использование физических упражнений с лечебной целью — это постепенная тренировка организма с учётом физиологических возможностей больного ребенка.
Средства ЛФК включают в себя не только дыхательные упражнения, но и лечебный массаж, закаливание, воздушные и водные процедуры.
Формы проведения ЛФК у детей с заболеваниями органов дыхания могут быть самыми разными: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, комплекс специальных дыхательных упражнений, массовые игры, в том числе спортивные, дозированные прогулки, ходьба, бег, плавание.
В основе терапевтического действия ЛФК лежит строго дозированная тренировка.
Итак, при заболеваниях органов дыхания у детей применение лечебной физкультуры преследует следующие цели:
- восстановление основных функций центральной нервной системы, нарушенных в результате заболевания;
- борьба с недостаточностью дыхания путем восстановления нарушенного физиологического акта дыхания, его ритма, глубины и дыхания носом;
- предупреждение изменений в легких (спаек, слипчивых процессов и другое);
- восстановление нормального кровоснабжения лёгких и устранение застойных явлений в легочной ткани и дыхательных путях;
- нормализация функций других систем и органов, нарушенных вследствие расстройства функции дыхания;
- общая тренировка организма, повышение тонуса больного, оздоровление его нервно-психической сферы.
Конечной целью ЛФК при лечении заболеваний органов дыхания у детей является приспособление ребенка к обычному, повседневному уровню физической нагрузки, расширение возможностей его легких и всего организма в целом.
Мы надеемся, что советы, данные в наших публикациях, помогут вам с помощью физических упражнений не только быстро вылечить вашего малыша, но и укрепить его здоровье, сделать его жизнь светлой и радостной.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Дыхательная гимнастика – важный момент в реабилитации пациентов после перенесенных ОРВИ и COVID-19
За окном стоит необычайно теплая для октября погода, природа радует нас яркими красками. Но, к сожалению, осень – это еще и пора традиционного подъема числа вирусных респираторных заболеваний.
Очень часто пациенты, перенесшие ОРВИ, пневмонию, жалуются на сохраняющуюся долгое время одышку. Это может быть вызвано фиброзом — поражением легких, когда нормальная ткань замещается соединительной. В легком, по сути, возникают рубцы, в результате уменьшается их дыхательная поверхность. Если поражены небольшие участки, человек этого не замечает. Но если фиброз более выражен, возникает одышка.
Заниматься физическим восстановлением нужно обязательно. Прежде всего это дыхательная гимнастика — упражнения, направленные на восстановление дыхательной мускулатуры, укрепление мышц, которые отвечают за вдох и выдох. Важно задействовать нижние отделы легких, которые в обычной жизни для дыхания почти не используются.
Важный момент: ограничиваться только дыхательными упражнениями не стоит, надо обязательно добавлять физическую нагрузку. Пока сохраняется сильная слабость после болезни, можно, лежа в постели, делать совсем простые вещи: надувать шарики, медленно выдыхать через тонкую трубочку в воду. Когда физическое состояние позволит вставать, добавляем гимнастику. Если дома есть тренажер — шаговая дорожка или велосипед, используем их для увеличения аэробной нагрузки. Если нет, не страшно. Обычная энергичная ходьба, махи руками, наклоны туловища и другие элементарные упражнения помогут восстановиться быстрее. Если есть возможность, занимайтесь на свежем воздухе. Самое простое и безопасное — ходьба в бодром темпе, можно подключить палки (скандинавская ходьба), использовать велосипед. Кроме гимнастики также хорошо выполнять вибрационный массаж. Это несложно: легко постучите себя ладонями по груди, животу и попросите кого-нибудь также прохлопать несколько минут по спине. Это помогает очистить дыхательные пути от слизи, работает как профилактика застойных явлений в легких. Если неприятные симптомы со временем не проходят — усиливается одышка, ухудшается самочувствие, кашель приобретает другой характер, к нему присоединяются хрипы, например, не надо лечиться самостоятельно, нужно обратиться к врачу и обследоваться
Предлагаем вашему вниманию комплекс дыхательных упражнений из лечебной гимнастики, рекомендованной для реабилитации пациентов, переболевших COVID-19:
«Занятия дыхательной гимнастикой очень популярны среди наших пациентов, поскольку все упражнения не сложные, не требуют специальной физической подготовки и оборудования, но при этом заметно улучшают самочувствие и ускоряют восстановление после перенесенных респираторных заболеваний. Кроме того, такие занятия предупреждают процесс образования фиброза легких, что особенно актуально для пациентов с профессиональными заболеваниями органов дыхания. Сейчас, в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, мы отказались от групповых занятий и занимаемся с пациентами индивидуально», — прокомментировал инструктор-методист по лечебной физкультуре Пушкарев Александр.
Источник
Гимнастика от простуды: курс на выздоровление
Гимнастика от простуды: курс на выздоровление
В холодное время года простуда, грипп, бронхолегочные заболевания бывают особенно часто. После выздоровления еще 2, а иногда и 3 недели беспокоят недомогание, слабость, быстрая утомляемость. Мы предлагаем вам гимнастику, которая ускорит процесс выздоровления и восстановит работоспособность в более короткие сроки. Выполнять упражнения следует в медленном темпе, повторяя их по 2–5 раз каждое в зависимости от самочувствия.
Грипп и ОРВИ занимают 1 место по частоте и количеству случаев
в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире
заболевает до 500 млн человек, в России – от 27,3 до 41,2 млн.
Комплекс упражнений
1. Исходное положение (и. п.) – лежа на спине (на кровати), ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в стороны, выдох – вернуться в и. п.
2. И. п. – то же, ладони лежат на боковых поверхностях грудной клетки. На вдохе ладонями надавить на грудную клетку, препятствуя ее движению. На выдохе произвести ладонями толчкообразные движения на уровне нижних ребер, способствуя более полному выдоху.
3. И. п. – лежа на боку. На выдохе согнуть ногу в коленном суставе и с помощью рук подтянуть к подбородку, наклоняя голову, на вдохе вернуться в и.п. Это же движение выполнить лежа на другом боку.
4. И. п. – сидя на стуле. Вдох – развести руки в стороны, выдох – обнять себя руками и слегка наклониться вперед.
5. И. п. – то же. На выдохе наклониться вперед и левой рукой достать носок правой ноги. На вдохе вернуться в и.п. Это же движение выполнить другой рукой.
6. И. п. – то же. На вдохе с помощью рук подтянуть левое колено к груди. На выдохе вернуться в и. п. Это же движение выполнить другой ногой.
7. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох – поднять руки вверх и прогнуться в пояснице, выдох – вернуться в и. п.
8. И. п. – то же. На выдохе, произнося звук «ха», наклониться вперед и свободно свесить руки. На вдохе вернуться в и. п.
9. И. п. – то же. На вдохе с помощью рук подтянуть колено к груди. На выдохе вернуться в и. п.
10. И. п. – то же. На выдохе присесть и обнять колени, на вдохе вернуться в и. п.
Замечания:
1. Противопоказаниями к гимнастике являются:
- плохое самочувствие;
- температура тела выше 37,5 градусов Цельсия.
2. Начинайте выполнять гимнастику, находясь на постельном режиме, с первых 3 упражнений лежа на кровати – 3–5 раз в день. По мере улучшения самочувствия добавьте в комплекс упражнения в и. п. сидя на стуле и стоя (№ 5–10).
3. При выполнении упражнений вдох делайте носом, а выдох – через губы, сложенные трубочкой.
4. Если при выполнении какого-либо упражнения возникнет кашель, то необходимо сначала полностью откашляться, а затем продолжить гимнастику.
Автор: Ирина Котешева, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины высшей категории, кандидат медицинских наук
Источник