Кто является основоположник йоги

История йоги: развитие, основные этапы, тенденции и интересные факты

Миллионы людей по всему миру занимаются йогой, выполняя различные позы тела на ярких ковриках. Но большая часть из них даже не подозревает, что изначально в эту науку был вложен совершенно иной смысл. Поэтому опытные гуру разделяют ее на две стороны одной медали: это то, чем занимается сейчас большинство, и Йога с большой буквы – то, что на самом деле является сутью этого учения. В данной статье коротко рассматриваются основные этапы в истории развития йоги и тенденции современной интерпретации.

Что такое йога?

По мнению исследователей, слово «йога» произошло от слова «йодж», что на древнем санскрите означало «соединение в упряжи, связь». Подразумевалось, что это связывание ума, тела и сознания в единую троицу, отголоски которой можно отследить в христианстве (хотя в другой подаче). В истории йоги основополагающим считалось yogaś—citta-vr̥tti-nirodhaḥ, что означало избавление от колебаний ума, то есть тотальный ежесекундный самоконтроль.

Понятно, что физические упражнения, позы и акробатические этюды здесь ни при чем. При этом четко оговаривается: йога – это не религия, хотя может тесно с ней переплетаться, ведь религия и духовность – это совершенно разные понятия.

Кто придумал эту систему?

История зарождения йоги корнями уходит в глубокую древность и доподлинно установить, кто был ее родоначальником нет возможности, так как некоторые историки считают, что этой науке более 5 тысяч лет!

Читайте также:  Доска с гвоздями для йоги как пользоваться

Более того, утверждается, что именно Индийский полуостров – на самом деле ее историческая родина, хотя практически в каждой культуре встречаются схожие техники самосовершенствования личности на разных уровнях бытия. Естественно, что такое глобальное учение – это дело рук не одного человека. Столетиями оно по крупицам впитывало в себя практические знания сотен мудрецов: браминов, йогов, просветленных гуру.

Бхагавад-Гита говорит фактами

Легенда о йоге как о пути для воссоединения с Богом детально описывается в главной книге индуизма – Бхагавад-Гите. В ней рассказывается, что Кришна (воплощение бога в человеческом теле) разговаривает со своим другом, могучим воином Арджуной и дает ему учение, чтобы понять бога и воссоединиться с ним душой после смерти физического тела.

Главы книги очень просто и понятно описывают три пути йоги, по которым человек может идти, развиваясь – это йога действия (Карма), служения (Бхакти) и знания (Джняна). Каждый волен для себя выбрать близкое по духу направление, и встав на путь самосовершенствования, уже с него не сворачивать. При этом об упражнениях для физического тела там опять-таки практически ничего нет, что говорит о том, что позы – это не главное в практике йоги.

Первые упоминания хатха-йоги

В основе йоги источником первых текстов о воздействии на ум принято считать «Йога-сутры» Патанджали, который во втором веке до н. э. систематизировал все многовековые накопленные знания по этому вопросу. Но при этом прямых упоминаний о позах, как инструменте воздействия на тело в трактате нет. Более значимым трудом в этом вопросе является «Хатха-йога Прадипика», написанная приблизительно в XIV веке Свами Сватмарамой. В ней подробно описываются многие позы, их воздействие на организм и сознание человека.

При этом исследователи полагают, что этот труд был создан на базе более ранних древних текстов, которые были основоположниками хатха-йоги (йога для тела). Такие монументальные трактаты, как «Упанишады», «Горакша-паддхати», «Йога-мартанда» и «Шива-самхита» до сих пор являются основными источниками знаний для ищущих суть практиков, несмотря на то, что некоторым из этих трудов около тысячи лет!

Основоположник современной йоги

В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи.

Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках. Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги. Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.

Значимые люди в становлении йоги

Если выделить самые авторитетные имена в истории йоги начиная с древних времен, то можно составить такой список:

  • Кришна (IV век до н. э.) – впервые принес в мир людей знания о просветлении как единстве с Абсолютом.
  • Патанджали (II век до н. э.) – первый, кто законспектировал учение йоги на бумаге.
  • Сиддха́ртха Гаута́ма (563-483 гг. до н. э.) – основатель буддизма – религии, которая до сих пор является максимально близким учением о самосовершенствовании. Поэтому буддизм и йога часто идут рука об руку.
  • Матсьендранатх (XI век н. э.) – святой, Гуру, ставший случайным учеником самого Шивы, который передавал знания йоги своей жене.
  • Горакшанатх был учеником Матсьендранатха и написал более 20 (!) важных трактатов по учению йоги и ее разъяснению.
  • Рамакришна Парамахамса (1836-1886) индийский гуру, учение которого было направлено на слияние с Богом. В возрасте около 20 лет он постиг это состояние и стал основателем (предположительно) Адвайты – учения о недвойственности.
  • Свами Шивананда Сарасвати (1886-1963) написал около трехсот книг по йоге, что кажется немыслимым! Его ученик, Вишнудевананда, стал основателем Бихарской школы йоги – самой значимой в Азии.
  • Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989), который стал основателем современной интерпретации йоги и занимался продвижением ее в Европе и Америке.

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Современные тенденции в мире йоги

К сожалению, в наше время многие практики йоги ограничиваются только развитием тела, стремясь выполнить сложную позу, чтобы доказать себе и миру, что они именитые йогины. Соцсети пестрят различными фото и видеоизображениями, призывами посетить семинар, ретрит или тур в теплых странах.

В большинстве случаев практика превратилась в бизнес и от простой необходимости слияния с богом (как это предполагалось у истоков истории йоги) не осталось и следа. Конечно, есть люди, о которых мало известно широкой публике. Они предпочитают смиренно совершенствовать себя, продвигаясь на духовном уровне и не кричать о своем опыте просветления на весь мир.

Несколько интересных фактов

Большинство неискушенных людей полагают, что йог — это обязательно вегетарианец, который часто ходит по раскаленным углям, битому стеклу, может спать на гвоздях и часами напролет поет мантры, обернувшись в одеяние оранжевого цвета. Учитывая, что сейчас XXI век – такие средневековые стереотипы выглядят смешно, но они действительно широко распространены среди масс.

О происхождении йоги до сих пор ведется много дискуссий. Некоторых заинтересованных исследователей не устраивает факт «индийского» места зарождения этого учения. Выдвигаются теории о том, что на самом деле йога впервые себя проявила на южной территории Украины (искусство характерников), среди индейцев майя (позже просто спутались национальности: индийцы – индейцы), у японских воинов-ниндзя и т. д.

Учителя йоги утверждают, что добиться разительных изменений можно всего за полгода, при условии 100 % следования их инструкциям. Одно но: это доступно только единицам, так как современный человек не готов отказываться от привычного образа жизни. Отсюда у многих складывается мнение, что йога им «не помогла».

Порой шокирующая гибкость на самом деле не цель, а побочный эффект от избавления внутренних психологических зажимов, которые сковывают тело человека в панцирь. Отсюда следует: хочешь быть гибким – перестань переживать по любому поводу.

Источник

Когда появилась йога, факты из истории

Согласно различным древним источникам, дошедшим до наших дней, история йоги берёт своё начало в Индии. Основным доказательством теории происхождения этого философского течения именно здесь являются Веды – письменный памятник индийской культуры.

Древний этап

Исследователи выделяют две основные теории происхождения йоги. Первая теория предполагает создание практики коренными племенами, населяющими полуостров Индостан в глубокой древности, и его последующее освоение арийскими захватчиками (около 2,5 тысяч лет до н.э.). Вторая теория предполагает внесение данной культуры в Индию самими ариями.

Однако главными историческими источниками учения йоги, как уже упоминалось, до сих пор считаются священные тексты – Веды – и более поздние комментарии к ним – Упанишады. Где она представляется в качестве способа духовного очищения разума и контроля над чувствами. Разумеется, в Ведах содержались лишь основополагающие принципы.

Средневековый этап

Формирование йоги в качестве самостоятельного, оформленного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11-1 век до н.э.), которому удалось собрать многие практические и теоретические знания о йоге, передававшиеся устно, в единый трактат. Именно труд Патанджали послужил основой философии йоги, которую многие исследователи считают классической.

Существуют материалы, подтверждающие, что идеями и техниками йоги пользовался Гаутама Будда при создании своего Учения об избавлении от страданий.

Дальнейшая история йоги связана с появлением и развитием различных течений, отделившихся от классического. Среди них:

раджа – основывается на дисциплине сознания, чувств и тела;

бхакти – концентрируется на стремлении к Высшему началу и отказа от всего бренного;

джнани – фокусируется на идеях поиска и познания истины;

карма – направлена на преодоление кармической зависимости.

Наиболее близкий прототип современной йоги в данный период – хатха-йога, основывающаяся на процессе развития и контроля над способностями человеческого тела.

Сама практика начала выходить за пределы Индии, а после и за пределы восточных регионов во многом благодаря её смешению с Буддизмом. Несмотря на то, что ведическая философия, частью которой являлась и йога, во многом расходилась с основами Буддизма, его последователи активно пользовались приемами медитации и аскетизма.

По мере распространения с Востока на Запад йога начинает смешиваться с другими мировыми духовными практиками. Так появляются суфизм и исихазм – своеобразные эквиваленты практики в рамках исламской и христианской религии соответственно.

Современный этап

Примерно в XIX веке практика приходит в Европу, США и Россию. В процессе адаптации практики под новые культурные традиции и временные тенденции из классического учения рождается такое направление, как Агни Йога, чье развитие связано с именами Елены Рерих и Махатмы Мории. Несмотря на то, что Агни Йога имеет серьезные философские корни, большую популярность она обрела в качестве системы упражнений, направленных на укрепление здоровья и тела, а не духовного течения.

В наши дни в западной культуре йога выполняет функции практического учения, позволяющего вести здоровый образ жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Однако, несмотря на это, она продолжает развиваться и как направление духовно-философской мысли.

Видео

Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Позвоночник — Суставы.рф

Источник

Легендарный Патанджали — основоположник йоги

Мистическая личность, мудрец и учитель, йог и врач, Патанджали – автор трактата «Йога-Сутра», аккумулировавшего в себе всю теоретическую и практическую мудрость древних йогических практик и считающегося базой, на основе которой построена вся философия йоги.

Среди немалого количества выдающихся индийских философов, практиковавших йогу и использовавших ее в качестве пути для достижения просветления, Патанджали занимает особое место. Именно он взял всю важную и нужную информацию касательно йогических практик из существовавших в его время философских учений, собрал её воедино и изложил в качестве, как сейчас говорят, пошагового руководства.

Кем на самом деле был Патанджали, доподлинно неизвестно. Многие исследователи до сих пор ломают копья в спорах о личности этого человека и его творческом наследии. По одним данным, Патанджали жил во II веке до н. э., по другим – во II столетии после Рождества Христова. О его жизни нет никаких точных данных – только легенда: мудрец был послан в мир в виде маленькой змейки, прямо в ладошку йогине Гонике, просившей богов о сыне, которому она могла бы передать свои знания. Змейка – это воплощение Адидеши, огромного змея, живущего в Мировом Океане и держащего на своей спине бога Вишну.

Главный труд Патанджали под названием «Йога-Сутра» представляет собой практическое руководство для тех, кто выбрал путь йогина. Всего в книге 196 сутр – чётко сформулированных, доступно изложенных истин. Вот одна из них: «Йога есть прекращение суеты ума. Тогда Зритель пребывает в собственной форме».

В трактате изложены последовательная система достижения высшей ступени просветления (самадхи), описаны практические методы проведения медитации и выполнения различных асан. Одна из глав посвящена теории кармы и тому, как вырваться из-под её влияния.

За время своего существования трактат был переведён на сорок индийских диалектов, а также на арабский и старояванский языки. В течение семи столетий «Йога-Сутру» неоднократно комментировали представители самых разных философских школ, среди которых Вьяса, Виджнянабхикшу, Бходжа и Равананда Сарасвати. Благодаря усилиям Свами Вивекананды и другим йогинам труд Патанджали обрёл новую жизнь в ХХ веке.

Многие исследователи приписывают Патанджали авторство комментариев к индийской грамматике лингвиста Панини, известных под названием «Махабхашья». Этот труд Патанджали посвящён грамматическим основам санскрита и лингвистическим проблемам языка. Труд состоит из восьми глав и написан в формате «вопрос-ответ» – вопросы по философии языка и лингвистике задаёт ученик, а отвечают ему учитель и его ассистент.

Есть данные о том, что Патанджали написал один из трактатов аюрведы «Чарака-самхита», где описываются свойства растений, а также диагностика различных заболеваний человека. Кстати, этот медицинский трактат считается одним из трёх самых авторитетных произведений аюрведы. К трудам Патанджали относят поучение для актёров, называемое «Ната-сутра», где описаны все принципы танцевального искусства – жесты, движения, одежда и песни.

Неизвестно, смогут ли исследователи доказать, был ли Патанджали автором всего того, что ему приписывают, и существовал ли он вообще как таковой – для простых индийцев это неважно. Для них вполне реально, что Великий Змей Адидеши воплотился на Земле в виде мудреца и мыслителя, дабы донести знания по философии йоги до людей.

Никаких последователей у Патанджали, как у других великих учителей индуизма, не было – вы не найдёте ни трудов его учеников, ни ашрамов, где проповедуют «Йога-Сутру». Но это не мешает трактату и поныне оставаться самым полным руководством для тех, кто идёт по пути достижения истинного просветления.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

Источник

Оцените статью