- Кто основатель аутогенной тренировки
- Теоретические основы и принципы аутогенной тренировки
- Практика основной ступени аутогенной тренировки
- Аутогенная тренировка и ее создатель
- Читайте также
- 6.2.1. Аутогенная тренировка
- 54. Аутотренинг (аутогенная тренировка)
- 2.6. Аутогенная тренировка
- Аутогенная тренировка (АТ)
- Аутогенная тренировка
- 3 Аутогенная тренировка
- Аутогенная тренировка в спорте
- АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ШУЛЬЦА
- Аутогенная тренировка (АТ)
- 16.3. Аутогенная тренировка
- Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)
- Кто основатель аутогенной тренировки
- Классическая методика аутогенной подготовки Иоганна Шульца
- Упражнения Иоганна Шульца
Кто основатель аутогенной тренировки
Метод аутогенной тренировки разработан берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970). Шульц исходил из наблюдений Оскара Фогта (1870-1959), который, исследуя гипноз, обратил внимание на возможность самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Продолжая изучение гипноза, Шульц заметил, что у пациентов при переходе в это состояние появляется ощущение тепла и тяжести в конечностях, чувство покоя в области сердца и спокойное дыхание.
Это привело его к мысли, что, воспроизводя эти проявления, можно достигнуть состояния, сходного с гипнозом. Таким образом, от гипноза как пассивного состояния, вызываемого внешним воздействием, удалось перейти к активному способу достижения аутогипнотического состояния (Kraft). В 1932 г. появилась фундаментальная работа Шульца «Аутогенная тренировка — концентративное саморасслабление» (18-е издание).
В последние 30 лет аутогенная тренировка получила широкое распространение, руководства по ней (20-е издание) переведены на английский, французский, исландский, итальянский, норвежский, португальский, испанский и чешский языки. Признание этого метода как одного из главных способов психотерапевтического воздействия привело к его включению в 1981 г. в программу постдипломного образования врачей в ФРГ. Согласно этой программе, для получения квалификации психотерапевта требуется представить доказательства знания и собственного опыта применения аутогенной тренировки, равно как и психоанализа. Число учебных часов, посвященных изучению этого метода, несколько различается в разных вариантах программы (Kraft).
Теоретические основы и принципы аутогенной тренировки
Аутогенная тренировка с помощью концентрированного саморасслабления путем самовнушения приводит к достижению аутогипнотического состояния. На основе определенной последовательности упражнений, повторяемых регулярно, достигается желаемое расслабление. Физиологической точкой приложения аутогенной тренировки служит вегетативная нервная система. С помощью аутотренинга достигается переход от симпатикотропных к парасимпатикотропным реакциям.
Процессы этого перехода легко наблюдать (брадикардия, спокойное равномерное дыхание). Физическое расслабление, торможение преобладающих симпатических реакций и достаточная активизация парасимпатической иннервации приводят в итоге к психической релаксации. И наконец, исходя из опыта гипноза, с помощью так называемых «формул самовнушения», можно достигать эффектов, которые тоже способствуют саморасслаблению. Это известно как «гипнотическое последействие».
В результате регулярных тренировок совершенствуется психовегетативная саморегуляция, и в ситуациях стресса обученный человек способен воздействовать на чрезмерные реакции.
Практика основной ступени аутогенной тренировки
О широком распространении аутогенной тренировки говорит обилие выпускаемой инструктивной литературы по этому вопросу (Schulz, для детей и подростков: Biermann, Kruse, Eberlein).
В принципе не стоило бы рекомендовать самостоятельное обучение аутотренингу, лучше осваивать метод под руководством психотерапевта, имеющего достаточный опыт его применения. Аутотренингу можно обучать индивидуально или в группе. Индивидуальное обучение соответствует традиционным отношениям между врачом и пациентом. Оно показано в тех случаях, когда аутотренинг сочетается с рядом других психотерапевтических воздействий. Крафт (Kraft) на основании собственного богатого опыта в области аутогенной тренировки сообщает о феноменах переноса и контрпереноса, наблюдаемых при индивидуальном обучении.
Аутотренинг в группах, как показывает практика, способствует обучению, так как сообщения разных участников о своем опыте усвоения упражнений могут влиять на эффективность обучения всей группы. Если речь идет о больных, то в группе должно быть не более 6—8 человек; если же обучаются здоровые люди, возможны группы из 15—20 человек.
Цели аутогенной тренировки — расслабляющий эффект, создающий чувство отдыха, переход от эрготропных к трофотропным способам реагирования, «резонансное торможение аффектов (чрезмерных)» —достигаются в основной ступени с помощью шести стандартизованных упражнений. В результате таких упражнений происходит поэтапное приближение к трофотропному реагированию. При этом человек
• научается достигать ощущения тяжести в конечностях (расслабление произвольной мускулатуры);
• научается достигать ощущения тепла (расслабление гладкой мускулатуры, соответствующее расширение сосудов);
• тренирует дыхание («пассивное» ощущение ритма дыхания, который в определенных границах становится экономичным в смысле трофотропного реагирования);
• тренирует сердечную мышцу (механизмы аналогичны используемым при тренировке дыхания);
• выполняет упражнения по тренировке солнечного сплетения (регуляция желудочно-кишечного тракта; усиление моторики желудка и кишечника, стимуляция пищеварения);
• учится создавать ощущение прохлады в области лба (ограничение вызываемых тренингом ощущений областью туловища, «голова остается свободной», обучающийся сохраняет способность управлять происходящим). (По Kraft. с изменениями.)
Источник
Аутогенная тренировка и ее создатель
Аутогенная тренировка и ее создатель
Аутогенная тренировка (АТ) – это методика самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой.
АТ – самовнушение в самом широком смысле, методика воздействия человека на самого себя посредством формул самовнушения в состоянии релаксации. Ключевым моментом в АТ является умение достигнуть состояния аутогенного погружения – своего рода полудремы, в котором образные эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую сознательной волей человека. АТ имеет набор приемов, позволяющих каждому человеку произвольно расслабиться, прийти к состоянию релаксации через ослабление мышечного тонуса. Таким образом, с помощью АТ можно научиться расслаблять мышцы, концентрировать или отвлекать внимание, управлять вегетативной нервной системой, а через нее – деятельностью внутренних органов, создавать состояние покоя, внушать себе желаемые модели поведения.
Аутогенная тренировка является прекрасным средством преодоления стрессов и нервных напряжений, укрепления здоровья. Для того чтобы добиться успеха, нужно заниматься аутогенной тренировкой каждый день. Гарантией успеха является убедительная мотивация (а не простое любопытство), уверенность в своих силах и конечном успехе.
Основателем АТ является немецкий психотерапевт Иоганн Генрих Шульц. Он скончался в 1970 г. в возрасте 86 лет, прожив долгую жизнь, полную исканий и находок и оставив после себя как обширное научное наследие, так и многочисленных учеников и последователей. Его отец был профессором теологии, и Шульц полушутя любил повторять, что в отличие от отца посвятил себя не изучению, а лечению души. В юности Шульц рос болезненным мальчиком и натерпелся насмешек от сверстников. Такую же юность прожили Фрейд, Кант и Гёте, и все они скончались в глубокой старости, доказав примером своей жизни, что самовоспитание и самодисциплина обеспечивают долгий век и здоровую старость.
После учебы в Лозанне, Геттингене и Бреслау Шульц еще до Первой мировой войны работал некоторое время в Институте психологии имени Пауля Эрлиха во Франкфурте, где читал студентам демонстрационный курс лечебного гипноза. Об этом незначительном эпизоде в биографии маститого ученого можно было бы и не упоминать, если бы не случай, происшедший во время одного публичного сеанса гипноза. Объясняя студентам эффект гипнотизации, Шульц положил 19-летнему легко внушаемому юноше на тыльную часть руки монету и внушил молодому человеку, что монета раскалена. Обычная реакция на подобное внушение состоит в покраснении кожи или в образовании пузыря, как при настоящем ожоге, хотя и безболезненного. На этот раз опыт явно не удался: на месте, где лежала монета, кожа не отличалась от соседних участков. Шульц был в недоумении, но удивился еще больше, когда молодой ремесленник сообщил ему недели через две, что каждое утро на тыльной стороне руки у него появляется безболезненный волдырь, который исчезает через несколько часов. Только теперь Шульц вспомнил, что, раздосадованный неудачей простого гипнотического опыта с якобы раскаленной монетой, он забыл внушить медиуму формулу «снятия» – выхода из состояния гипнотического внушения. Так Шульц столкнулся с эффектом пост-гипнотического внушения, который так же близок к гипнозу, как и к самовнушению. Ведь образ, внушенный извне, хранился в памяти восприимчивого юноши и вызывался вновь и вновь им самим, хотя и бессознательно. Это наблюдение побудило Шульца заняться разработкой методики, которую он впоследствии назвал аутотренингом. Жизнь Шульца не богата внешними событиями. Получив диплом врача-невропатолога, он несколько лет занимал пост главного врача в известном санатории под Дрезденом, а с 1924 г. практиковал в Берлине, где прожил почти всю свою творческую жизнь.
Занимаясь гипнотерапией в созданной им амбулатории в Бреслау, Шульц заметил, что в предгипнотическом состоянии все пациенты без исключения переживают два состояния: своеобразную тяжесть во всем теле, особенно в конечностях, и последующее приятное ощущение тепла.
К тому времени было уже известно, что условием достижения гипнотического эффекта является «центральное переключение» психики, которое состоит в том, что пациент приводится в состояние своего рода полусна-полубодрствования. В этом состоянии он становится особенно восприимчивым к формулам гипнотического внушения, воздействующим на деятельность вегетативной нервной системы и через нее на различные физиологические функции организма.
Материал, накопленный Шульцем в амбулатории лечебного гипноза, показывал, что некоторые пациенты умеют вызывать пред-гипнотическое состояние самостоятельно, без физического или психологического воздействия извне. При этом они проходят те же стадии «чувства тяжести и тепла во всем теле», которые являются обязательными признаками начала гипнотического погружения.
На основании этих фактов Шульц выдвинул гипотезу о том, что самогипноз управляется теми же психофизиологическими механизмами, что и подлинный гипноз.
Теперь задача приобретала законченную форму, а поскольку стали известны параметры внешних физических состояний, приводящих к гипнотическому погружению, требовалось найти их психологические корреляты, чтобы управлять самогипнозом. На решение этой задачи Шульцу, его последователям и ученикам потребовалось более 20 лет. В 1932 г. Шульц опубликовал главную работу своей жизни, монографию «Аутогенная тренировка», вскоре переведенную на многие языки и выдержавшую большое число изданий. В предисловии к седьмому изданию (1951) автор отмечал, что АТ стала модной и многие непрофессионалы обращаются к ней, чтобы снять нервное напряжение, отвлечься от повседневных забот и переживаний, отрицательных эмоций и представлений. Это верно и для сегодняшнего дня, когда напряженность, темп и ритм жизни еще выше, чем полвека назад. Сегодня говорят о моде на аутотренинг, забывая, что мода возникает и удерживается только тогда, когда она удовлетворяет актуальную потребность общества. АТ была ответом на инстинктивные поиски средств сохранения психического и физического здоровья в эпоху хронических нервных перегрузок и психических стрессов, вот почему она так быстро завоевала друзей и сторонников во всем мире. Вот почему эта «мода» оказалась непреходящей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.2.1. Аутогенная тренировка
6.2.1. Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции.
54. Аутотренинг (аутогенная тренировка)
54. Аутотренинг (аутогенная тренировка) Аутотренинг – это метод, при помощи которого происходит понимание навыков психической саморегуляции путем релаксационных способов.Релаксация (расслабление) – это состояние бодрого духа, которое описывается сниженной
2.6. Аутогенная тренировка
2.6. Аутогенная тренировка В основе использования аутогенной тренировки (аутотренинга)лежит овладение возможностями самовнушения или аутосуггестии (от греч. autos – сам, лат. suggestio – внушение). Необходимым условием этого является концентрированное самонаблюдение за
Аутогенная тренировка (АТ)
Аутогенная тренировка (АТ) И.Г.Шульц, врач-практик, ездил в Индию, где познакомился с учением и системой йогов. Дома, в Германии, занимаясь лечением больных, часто пользовался гипнотическим внушением. После каждого сеанса он требовал от своих пациентов письменного отчета о
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) — одна из самых распространенных методик самовнушения, разработанная в начале 1930-х гг. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1886–1970). В основе метода — синтез древних представлений (учение йогов) и
3 Аутогенная тренировка
3 Аутогенная тренировка Человек не что иное, как то, чем он сам делает себя. Ж.-П.
Аутогенная тренировка в спорте
Аутогенная тренировка в спорте АТ обеспечивает спокойствие, невозмутимость, хладнокровие и выдержку благодаря общей психической стабилизации. При аутогенной тренировке спортсменов очень важно научиться вызывать в себе чувство радости от занятий любимым спортом,
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ШУЛЬЦА
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ШУЛЬЦА В1932 году немецкий психиатр Иоганн Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния.Кое-что Шульц
Аутогенная тренировка (АТ)
Аутогенная тренировка (АТ) Став Британской колонией, Индия раскрыла европейцам свои традиции и культуру. Это породило волну массового интереса к йоге и медитации в конце XIX – начале XX века. Исследователи доказали их эффективность в достижении спокойствия и навыков
16.3. Аутогенная тренировка
16.3. Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка (АТ) – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Этот метод основан на использовании приемов самовнушения для
Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)
Аутогенная тренировка (как вид самогипноза) С позиции православной духовности занятия аутотренингом недушеполезны. Автор этого метода психотерапии немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от
Источник
Кто основатель аутогенной тренировки
Иоганн Генрих Шульц (родился 20 июня 1884 года в нижнесаксонском городе Геттингене (Германия); умер 19 сентября 1970 в Берлине) по праву считается создателем аутогенной тренировки. Сын профессора богословия в университете Геттингена, Шульц изучал медицину в Лозанне и Германии. Однако в конечном итоге он делает свой выбор в пользу изучения психологии и психиатрии.
Во время учебы он, как и его учителя Людвиг Бинсвангер и Ганс Бергер, участвует в разработке электроэнцефалографии. В 1911 году он знакомится с теорией Зигмунда Фрейда, которая тогда начала набирать популярность в Германии.
В 1919 году Шульц – профессор неврологии и психиатрии, он преподаёт также медицинскую психологию в Дрездене. С 1924 года он специализируется в области психотерапии. Важную роль в его научных изысканиях сыграла работа Оскара Фогта по гипнозу. Шульц увлечённо изучает практику гипноза, видя в нём огромный психотерапевтический потенциал. Он работает над методикой гипноза, позволяющей каждому человеку добровольно вводить себя в гипнотическое состояние, создаёт практические техники самовнушения.
Первые результаты изучения аутогенной терапии Шульц опубликовал в 1932 году, после почти десяти лет клинических исследований. Он выявил ряд закономерностей и аутогенной тренировки. Так, Шульцем было установлено, что повторение упражнений несколько раз в день значительно повышает их эффект и в разы снижает вероятность стресса. Он также охарактеризовал фазы расслабления, знание которых так важно для эффективного самовнушения, определил необходимость припоминать и описывать те ощущения, которые человек испытывал во время аутотренинга.
Классическая методика аутогенной подготовки Иоганна Шульца
В результате анализа различных методик саморегуляции появилась стройная система аутогенной тренировки, в которой выделяют две ступени: высшую и низшую. Сначала надо овладеть низшей ступенью, состоящей из шести основных упражнений. На освоение каждого упражнения потребуется в среднем одна-две недели. Цель низшей ступени аутогенной тренировки – научиться регулировать так называемые вегетативные процессы, т.е. пульс, или частоту сердцебиений, глубину и частоту дыхания, температуру кожи и некоторые другие. Одновременно овладение низшей ступенью позволяет нормализовать сон, улучшить аппетит, управлять собой в сложной обстановке, психологически напряженной ситуации.
Высшую степень аутогенной тренировки И. Шульц назвал аутогенной медитацией, суть которой в том, что человек в состоянии расслабления мышц длительное время сосредотачивает свое внимание на различных предметах и абстрактных образах. Этот термин, как и сама высшая степень аутогенной тренировки, предложенная И. Шульцем, получил происхождение в древнеиндийской системе «йога». Именно там наиболее широко используется мотивационные упражнения.
Приступать к упражнениям высшей ступени аутогенной тренировки можно только после того, когда ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях низшей ступени, достигаются примерно за 30-40 секунд. Низшей ступенью обычно занимаются до восьми месяцев. В течении этого времени продолжительность каждого занятия увеличивается с 10-15 минут до одного часа и больше.
Затем приступают к выполнению медитационных упражнений, во время которых тренирующийся должен удерживать состояние так называемой «пассивной концентрации», т.е. сосредоточения на определенном ощущении, в течение 30-60 минут. Эта способность достигается через 4-4,5 месяца тренировки. И лишь после пяти месяцев такой тренировки можно приступать к основным упражнениям высшей ступени. Таков только подготовительный этап к занятиям высшей ступенью аутогенной тренировки, которая почти не применяется из-за громоздкости и сложности курса. В связи с этим мы ее также не рекомендуем. А вот низшая ступень аутогенной тренировки позволяет в довольно короткие сроки добиться ощутимых результатов.
Упражнения Иоганна Шульца
Описанные далее упражнения входят в классическую методику аутогенной подготовки. И. Шульц относил их к низшей (начальной) ступени.
Первое упражнение – «Тяжесть».
Цель этого упражнения — получение максимального расслабления мышц, для этого надо научиться вызывать ощущение мышечной тяжести вначале в правой (левше в левой), а после в левой (левше в правой) руке. Для достижения должного эффекта необходимо представления дополнять произношением( шепотом или мысленно) фраз самовнушения: например, «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе ноги (руки) тяжелые». И так далее. Это упражнение позволяет снять напряжение мышц и таким образом предотвратить некоторую скованность во время нервно-эмоциональных перегрузок.
Второе упражнение – «Тепло».
Его цель — освоение навыков управления сосудистым тонусом, точнее сужением и расширением капилляров кожи. Во время выполнения этого управления появляется чувство потепления руки, вначале только кажущееся, затем и изменение термометром покажет повышение температуру кисти. Это произойдет в результате вызванного усилием воли расслабления мышц, расширения кровеносных капилляров путем целенаправленного самовнушения ощущения внутреннего тепла. Для достижения эффекта применяются словесные формулы: «Моя левая(правая) нога (рука) теплая. Обе ноги(руки) теплые». Впоследствии возникает ощущение тепла во всем теле – подтверждение того, что данное упражнение освоено и можно переходить к разучиванию следующего. Разучив второе упражнение, человек становиться хозяином своей капиллярной сети, что позволяет ему регулировать в некоторой степени артериальное давление. Таким образом , это упражнение эффективно при начальных формах гипертонической болезни.
Третье упражнение – «Сердце».
Цель упражнения – научиться регулировать ритм сердцебиений. Словесная формула при нем следующая: «Сердце бьется ровно и спокойно». Однако применять это упражнение необходимо осторожно, особенно если когда-либо появлялись неприятные ощущения в области сердца. В этом случае хорошо получить консультацию у врача, знакомого с методикой аутогенной тренировки. В настоящее время третье упражнение применяется с лечебной целью и под руководством врача.
Четвертое упражнение – «Дыхание».
Это упражнение предназначено для регуляции ритма дыхания. Рекомендуемая словесная формула: «Моё дыхание ровное и спокойное. Мне дышится легко и спокойно». Это упражнение способствует не только успокоению человека, но и снятию в ряде случаев приступов бронхиальной астмы, спазмов дыхательной мускулатуры.
Пятое упражнение – «Тепло в области живота».
С его помощью можно вызывать ощущение приятного, расслабляющего тепла в брюшной полости. Систематическое выполнение этого упражнения создаёт обычно создаёт такое ощущение, которое бывает после теплой ванны. Словесная формула при этом упражнении: «Мой живот греет приятное глубинное тепло. Чревное сплетение излучает тепло». Общеоздоровительный эффект этого упражнения проявляется в нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Но применять его с лечебной целью необходимо под наблюдением врача.
Источник