Кто основал сокольскую систему гимнастики

Кто основал сокольскую систему гимнастики

Сокольская гимнастическая система стала первой славянской системой физического воспитания, получившей широкое признание и распространение в России.

Сокольское движение появилось в Чехии как часть национально-освободительного движения против немецкой колонизации. В 1862 году в Праге доктор философии Мирослав Тырш основал спортивный клуб «Чешский сокол». Он создал собственную гимнастическую систему, в которой все упражнения подразделялись на четыре вида: упражнения без снарядов, со снарядами, групповые упражнения, боевые упражнения (фехтование, борьба, бокс). Она и стала сокольской гимнастикой. Тырш был приверженцем античной идеи гармоничного развития человека и потому связал регулярные занятия физическими упражнениями с воспитанием духовных качеств (постоянное совершенствование своего тела и своего духа на пользу своего народа). Сокол был выбран как символ свободы, мужества и независимости в борьбе чешского народа против насильственного онемечивания. К началу ХХ века сокольство (как и книга Тырша «Основы гимнастики») получило широкое распространение среди славянских народов и превратилось в международное движение, провозгласившее идею всеславянского объединения (издавались газеты, журналы, проводились съезды, массовые праздники и соревнования).

Беервальд К. Школьная и домашняя гимнастика с булавами. Практическое руководство для кадетских корпусов и среднеучебных заведений по изучению приемов сокольской гимнастики с булавами.

«Одна из задач физического воспитания — развитие мускулатуры, лёгких и деятельности сердца. Родители и воспитатели должны поэтому обращать особенное внимание на подрастающую молодежь в области развития тела, чтобы дать обществу здоровых членов — работников и не забывать, что только в здоровом теле может заключаться здоровый ум. Древние римляне и греки великолепно это понимали и чуть ли не с колыбели занимались физическим воспитанием своих детей», — указывает автор брошюры в предисловии. Но поскольку в России «…над нами нет вечно голубого неба Эллады», то как молодым людям и девушкам, так и взрослым (судя по иллюстрациям, на которых изображены мужчины с усами) в качестве разумной альтернативы предлагается заняться упражнениями с булавами (в гимнастических кружках, учебных заведениях, в качестве хорошей домашней гимнастики), поскольку этим занятиям климат не препятствует и заниматься можно круглый год.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика про черепашек

Булава — один из старейших метательных снарядов древних — была широко распространена в Европе. Занятия гимнастикой с булавой чрезвычайно полезны — «широкие размашистые движения расширяют грудную клетку и оказывают влияние на деятельность сердца и легких». Брошюра содержит подробное описание упражнений, дополненное рисунками.

В конце автор сообщает, что в 1901 году в Праге на съезде чешских гимнастических обществ группою дам численностью более 900 человек были исполнены под музыку упражнения с булавами, а в Петербурге на осенней выставке русско-шведского спорта 1909 года можно было по вечерам наблюдать упражнения с булавами учащейся молодежи под ритмичный темп вальса.

Эта книга — одна из многих издававшихся в то время, посвященных сокольской гимнастике и сокольству.

Теперь самое время объяснить странный, на первый взгляд, выбор книги месяца и рассказать о сокольском движении, о том, как оно пришло в Россию и его месте в отечественной истории.

В Россию сокольская гимнастика пришла в конце XIX в. вместе с преподавателями гимнастики — чехами, которые вели занятия в учебных заведениях и организовывали кружки любителей физических упражнений. Эти кружки не носили названия сокольских (это было не то что запрещено, но не приветствовалось правительством, опасавшимся политических осложнений с Австро-Венгрией), но продвигали идеологию сокольского движения.

Есть мнение, что основателем сокольства в Росии стал генерал М.Д. Скобелев, который, познакомившись с сокольской системой во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), удачно применил ее на практике. Он отдал распоряжение о создании в Болгарии повстанческих отрядов, которые проходили подготовку по методу Тырша. И первое гимнастическое общество приверженцев сокольства было открыто в Санкт-Петербурге в 1878 году офицерами-участниками Балканского похода.

Cамой известной и многочисленной спортивно-патриотической организацией, возникшей под влиянием сокольского движения, стало Русское гимнастическое общество, основанное в Москве в мае 1883 года по инициативе многих известных людей того времени. И эти люди (представители дворянства, купечества, интеллигенции) не просто поддерживали, а многие были активными членами организации. Целью РГО было продвижение сокольской гимнастики, а чуть позже — и других видов спорта (фехтование, борьба, бокс, фигурное катание, бег на коньках, лыжи, хоккей с мячом, велоспорт, лаун-теннис, футбол, легкая атлетика). Через издателя чешского журнала «Сокол» общество выписало в Москву настоящего чешского «сокола» Ф. Ольшаника в качестве преподавателя гимнастики. Членами общества могли стать молодые люди, достигшие 18 лет. С момента основания общества существовал детский класс, а с 1892 года — женский.

В 1907 году после указа премьер-министра П.А. Столыпина сокольство было легализовано (после революционных событий 1905-1907 гг. правительство опасалось революции больше обострения дипломатических отношений, а политической целью сокольства стало единство русского народа), и РГО получило название Русское гимнастическое общество «Сокол». Сам Столыпин и его сын тоже стали членами общества. И уже скоро сокольские организации (вновь созданные и переименованные в сокольские гимнастические кружки и общества) действовали во многих городах Российской Империи, а в 1910 году они объединились в «Союз русского сокольства» (издавались газеты, журналы, проводились праздники, съезды). В 1912 году «Союз русского сокольства» был включен в Международный союз славянского сокольства.

В русские соколы записывались представители разных этнических групп (крупные организации были в Тифлисе и Ташкенте), хотя у руководителей движения были различные точки зрения по вопросу о том, могут ли в нем участвовать нерусские подданные.

Из всех видов спорта приоритет отдавался гимнастике ввиду ее доступности и универсальности. Циркуляром Военного министерства 1910 года сокольская гимнастика была утверждена как основа для физической подготовки в армии. Она преподавалась в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения (потеснив немецкую и шведскую); кружки сокольской гимнастики создавались в высших учебных заведениях.

Основными в сокольской гимнастике были упражнения, связанные с применением гимнастических снарядов (палки, шарфы, старинные виды оружия: мечи, щиты, булавы). Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения. Отдельное внимание (в отличие от ранее практиковавшейся немецкой и шведской системы гимнастики, где главным было количество повторов) уделялось красоте выполнения упражнений: ставились целые гимнастические композиции, исполнявшиеся под музыкальное сопровождение.

После Октябрьской революции «Союз русского сокольства» распался. В 1918 году была предпринята попытка его возродить, но приверженность инициаторов идеям национализма и отказ от участия в деятельности Всевобуча помешали этому, и в 1923 году сокольство запретили окончательно. Кого-то арестовали, кто-то успел уехать за границу, где и продолжилась история русского сокольства как внепартийной национально-русской организации, целью которой стало «уберечь русских детей и подростков, родившихся на чужбине, от денационализации, сохранить всё русское, честное и нужное для дела восстановления своей страны».

Но опыт РГО «Сокол» пригодился и на Родине. Благодаря ему в России получили развитие многие виды спорта, особенно спортивная гимнастика, а «сокольские» праздники при советской власти плавно трансформировались в спартакиады и спортивные парады.

Как память об РГО «Сокол» до наших дней остался в Москве стадион «Красная Пресня» — бывший футбольный стадион команды РГО «Сокол». В марте 1922 года спортивное общество и футбольная команда РГО «Сокол» были переименованы в МКС («Московский Кружок Спорта»), чтобы избежать расформирования, как большинство футбольных клубов с «буржуазным прошлым», а через 13 лет, в 1935 году (пережив еще множество переименований), эта футбольная команда стала московской командой «Спартак» (кстати, цвета команды РГО «Сокол» тоже были красно-белые).

Теперь у клуба «Спартак» стадион совсем в другом месте, а на «Красной Пресне» летом по-прежнему играют в футбол. Сейчас, в декабре, на футбольном поле залит каток. Кто хочет, может посетить его и прикоснуться к истории.

Источник

Кто основал сокольскую систему гимнастики

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сокольское Движение и Русское Гимнастическое Общество «Сокол».

Сокольское движение — это панславянское спортивное движение, основанное в Праге в 1862 году Мирославом Тыршем и Индржихом Фюгнернм. П родолжает работать по настоящее время. Хотя официально движение является неполитическим, оно было важным носителем и распространителем идей чешского национализма и панславизма. Статьи, публикуемые в журнале «Сокола», лекции, читаемые в его библиотеках и театрализованные представления на массовых спортивных фестивалях, называемых слётами, помогали создавать и распространять чешскую националистическую мифологию.


Мирослав Тырш

Основатель движения Мирослав Тырш «Чешский Сокол» и самая влиятельная фигура в нём до своей смерти в 1884, родился в немецкоязычной семье в Австро-Венгрии в 1834 году. Тырш вырос под влиянием идей романтического национализма. Изучал философию в Карловом университете. В 1862 он основал первый спортивный клуб, соединявший спортивные тренировки и идеологию чешского национализма и панславянства.

Из различных видов спорта приоритет отдавался сокольской гимнатсике, маршировке, фехтованию и тяжёлой атлетике. «Сокол» также работал над созданием чешской спортивной терминологии. Была создана форма, объединявшая славянские и революционные элементы: коричневые русские штаны, польскую революционную куртку, черногорскую шапку с белым пером сокола и красную гарибальдийскую рубашку.

Сокольская гимнастика — это гимнастика, базирующаяся на упражнениях с предметами, упражнения на снарядах, массовые упражнения и пирамиды. Гимнастика обращала особое внимание на эстетику, красоту и свободу движений, на завершенность гимнастических комбинаций. В конце XIX века были разработаны правила соревнований и терминология гимнастических упражнений. Сокольская гимнастика оказала огромное влияние на формирование спортивной и эстетической направленности в европейской гимнастике. В военных училищах России сокольская гимнастика пользовалась огромной популярностью и получила широкое распространение в конце XIX — начале XX века.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОКОЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ СРЕДИ СЛАВЯН

Уже в первые годы «Сокол» расширился за пределы Праги — сначала в Моравию, а затем в Крайну. Поначалу большинство членов были из студентов и интеллигенцией, но со временем росло число рабочих. Во время австро-прусской войны 1866 года обучение в «Соколе» стало более военизированным. Членов «Сокола» нанимали для поддержания порядка на массовых мероприятиях.


Члены клуба Сокол в форме, 1880-е

В 1882 состоялся первый Сокольский слёт, в котором участвовало 1572 человека, который стал традицией движения. Слёты включали в себя торжественные церемонии открытия и закрытия, массовые демонстрации, спортивные соревнования, речи, театрализованные представления. В 1887 Габсбургские власти наконец разрешили создание союза клубов «Сокол» (Česká obec sokolská, ČOS). Было создано централизованное управление всеми соколами в Чехии и отправлены тренеры-пропагандисты «Сокола» в другие славянские страны.

Картина Церемония поклонения Сокольскому Флагу.

Сокольские организации были созданы в Кракове, Любляне, Загребе и в России. В 1890-е соколы преобразовали свои программы обучения, разделив их по интенсивности тренировок и создав программы для молодёжи и женщин для привлечения большего количества членов. Идеология движения сместилась в сторону массовости и рабочего эгалитаризма. Второй слёт прошел в 1891 (участвовало более 5 000 соколов), а третий в 1895. На третьем слёте съезд союза «Сокол» принял новую программу развития движения. Было решено развивать более доступные формы тренировки, с меньшим уклоном в соревнования и с большим уклоном «Сокольскую гимнастику», включающую не только физическое, но и духовное развитие.

Увеличение влияния чешской социал-демократической партии отразился на сокольской политике. Социал-демократы создали конкурирующее спортивное общество — рабочее спортивное общество (Dělnická tělovýchovná jednota). В «Соколе» была проведена чистка, в ходе которой часть членов общества перешла в DTJ. В то же время христианско-социалистическая партия основала ещё одно соперничающее спортивное движение, под названием «Орёл».

Четвёртый слёт (более 12 тысяч соколов), прошедший в 1901, был интернациональным, на нём присутствовали делегации от поляков Галиции, словенцев, хорват, русских, болгар, сербов, черногорцев. В слёте также впервые участвовали женщины, число которых в движении продолжало расти в последующие десятилетия. В пятом слёте в 1907 участвовало более 12 000 человек.

На съезде союза «Соколов» в 1910 было решено ослабить строгие правила членства, допустив социал-демократов к участию в движении. Однако клерикалы по-прежнему не допускались в соколы. В 1912 был проведён первый Всеславянский слёт (Všeslovanský slet), в котором участвовало более 30 тысяч соколов.

Всескольский слёт в Праге 1920 год.

С началом Первой мировой войны Соколы были распущены в 1915. Многие члены движения агитировали за сдачу в плен и переход на сторону России. Некоторые из них участвовали в создании Чехословацких легионов. Межвоенный период был временем расцвета «Сокола». К 1930 он насчитывал 630 000 членов. Во время немецкой оккупации движение было запрещено.

В 1948 был проведён ещё один слёт, но после этого движение было снова запрещено властями. Коммунистическая партия старалась заменить традицию слётов во многом похожими на них Спартакиадами. Несколько небольших сокольских групп были основаны чешскими эмигрантами.

После падения коммунистического режима движение было восстановлено, и в 1994 году был проведён новый слёт (23 000 соколов). Однако в настоящее время популярность «Сокола» меньше, чем в межвоенный период. Последние слёты были проведёны в 2000 году (25 000 соколов) и в 2006 году.

Чешский плакат: 150 Сокольскому Движению (1862-2012 годы)

ИСТОРИЯ СОКОЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Вариант эмблемы РГО Сокол с русским триколором

19 февраля 1882 года 53 москвича (представители дворянства, купечества, интеллигенции) составили и направили Его Cветлости князю Петру Григорьевичу Волконскому для передачи Его Cиятельству господину Московскому генерал-губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукому прошение о ходатайстве перед Министром Внутренних Дел об учреждении Русского гимнастического общества в Москве. Тогда же был утвержден проект Устава Общества, в самом первом параграфе которого была поставлена цель «содействовать развитию гимнастического дела в видах укрепления и восстановления здоровья». Среди 53 подписавшихся были такие люди, как: Великий русский писатель А.П.Чехов, известный русский писатель и журналист В.А.Гиляровский, известный промышленник и предприниматель Н.Н.Шустов, а также русские предприниматели и меценаты-старообрядца Морозовы.

В итоге именно 4 мая 1883 года В Москве было основано Русское Гимнастическое Общество (РГО). А в 1907 году после указа премьер-министра Российской Империи П.А.Столыпина РГО становится Русским Гимнастическим Обществом «Сокол». И сам Столыпин с сыном вступает в Сокольское Движение и начианет всячески поддерживать движение Русского Сокольства.


Сборник посвящённый 25-летию РГО 1883-1908

После этого количество сокольских организаций в Российской Империи начало стремительно рости. И в итоге 1910 году был создан Союз Русского Сокольства, а в апреле следующего года в Москве прошел первый съезд делегатов Союза Русского Сокольства. Съезд провозгласил приверженность сокольской идее славянского братства. Было также провозглашено, что «сокольство в России должно служить одним из элементов спаяния племен Российской Империи во имя блага и мощи России». Российскими соколами были приняты основные принципы сокольства — «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм». К 1914 году в России в 26 городах было 42 сокольские организации. А на 1917 год в России было уже более 50 Сокольских организации.

Вестник Союза Русского Сокольства

У руководителей российского сокольства были различные точки зрения по вопросу о том, могут ли в нем участвовать нерусские подданые России. Русские националисты отстаивали тезис «Русское сокольство — только для русских», а несогласные с ними утверждали: «Русский Сокол должен объединять под своей сенью все русское, все народности Российской империи под общей идеей: все мы братья во славу великой и общей нашей родины — России».

Русские Соколы в форменной сокольской одежде.

После Октябрьской революции 1917 г. Союз русского сокольства распался. В 1918 г. возникла инициативная группа для возрождения сокольства и созыва сокольского съезда. Однако программа и деятельность «соколов» не устраивала власти Советской России, так как те отмежевывались от заданий введённого декретом ВЦИК Всевобуча (всеобщего обязательного военного обучения) и придерживались принципов славянофильства. В 1923 году по указанию лидеров большевиков К. Радека и Н. Бухарина Русское сокольство запретили, и многие оставшиеся в России его руководители были арестованы. Русское сокольское движение продолжило существование среди белоэмигрантов, в частности, в Югославии. А Сокольские мероприятия в СССР в 1924 году превратились в Спартакиады.

Сокольское движение в России было возрождено в 1991 году.

Источник

Оцените статью