- Ритмика – связь музыки и движения: история и современность
- Ритмическая гимнастика
- Содержание
- История создания и концепция метода
- Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре
- Отличия ритмической гимнастики от аэробики
- Литература
- См. также
- Примечания
- Полезное
- Смотреть что такое «Ритмическая гимнастика» в других словарях:
Ритмика – связь музыки и движения: история и современность
Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Зверева Нина Иосифовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Борисовский Дом творчества» п. Борисовка Белгородской области, делится с нами статьей на тему «Ритмика – связь музыки и движения: история и современность». Данный материал будет интересен педагогам ДО.
Краткий комментарий к статье от Нины Иосифовны:
«На сегодняшний день ритмика, как, в первую очередь, учебная дисциплина, по большому счету, ставит все те же цели, главная из которых, — научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. Кроме того, за счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор».
Интересного чтения…
Ритмика как педагогическая система и, в настоящее время, как учебная дисциплина, возникла благодаря педагогическому новаторству швейцарского композитора Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950 гг.). Будучи профессором Женевской консерватории, Э. Жак-Далькроз заметил у своих учащихся сложности в разучивании ритмического характера некоторых музыкальных произведений. Пытаясь упростить понимание ритма музыкального текста, композитор старался добиться повторения музыкального ритма в движениях тела. И из простых движений, таких как ходьба, бег, прыжки, хлопки, отражающих природную ритмику живого организма, постепенно сложился целый комплекс ритмических двигательных упражнений.
Э. Жак-Далькроз верно понял два основных концепта, а именно то, что, во-первых, ритм обладает дисциплинирующим влиянием, следовательно, природа ритмического чувства связана с движением; а, во-вторых, постоянная педагогическая практика и апробация новой методики привели его к пониманию необходимости большей дифференциации двигательных упражнений, то есть к полиритмии [1] . «Можно разные временные единицы делить разными членами тела на неравные части: так, одну и ту же единицу времени ногами делить на три, одной рукой – на четыре, другой – на пять частей…», — пишет по этому поводу Э. Жак-Делькроз [2] . Целью подобных полиритмических упражнений Жак-Далькроза было научить учащегося управлять своими мышцами и в результате развить двигательную ритмичность.
Первоначально новая методика называлась по-разному: ритмической гимнастикой, ритмопластикой, ритмическим движением, эвритмикой в ранних работах самого Жак-Далькроза и затем уже, в работах последователей композитора и педагога, ритмикой. Основной акцент новой методики ставился именно на обусловленности движения осмысленным и эмоциональным восприятием метра и ритма звучащей в данный момент музыки. Таким образом, система Далькроза включала в себя музыкально-ритмические, волевые, пластико-гимнастические, выразительные упражнения, а также ритмические этюды, танцы и т.п. Подобное разнообразие позволяло новаторской педагогической системе гибко подстраиваться под разный возраст, пол, характер, индивидуальные особенности и типичные недостатки учеников [3] .
На сегодняшний день ритмика, как, в первую очередь, учебная дисциплина, по большому счету, ставит все те же цели, главная из которых, — научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. Кроме того, за счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор. При этом нельзя не отметить тот факт, что даже при наличии достаточного количества информационно-коммуникативных средств, современные школьники в любом возрасте нуждаются в творческом развитии и самовыражении. Таким образом любая художественная практика, в том числе и базово необходимая ритмика, способствует самовыражению, самопознанию, и получению комплекса навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и, в конечном счете, достижению духовного и физического совершенства ребёнка.
Необходимой основой ритмики является музыка, и движения в этом случае используются как средство более глубокого и детального её восприятия и понимания. Как правило, музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются проявлять её в своих движениях. В этом и состоит одна из первоочередных педагогических задач в современной практике преподавания ритмики: необходимость возбудить у детей желание двигаться под звучащую музыку, сделать для них связь музыки и движения привычной и естественной. В этой связи не следует сразу же предъявлять слишком большие требования к чёткости и выразительности детских движений. В процессе повторения ритмических упражнений особенно важен диалогический, творческий подход. Помогать детям в восприятии музыки необходимо вопросами, такими как, например — «Эта музыка весёлая или грустная?», «Медленная или быстрая?», — и в дальнейшем предложить им двигаться в соответствии с теми ответами, которые они дают. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: ребенок отвечает на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.
Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает ребенку научиться слышать, вслушиваться и запоминать мелодию и естественно заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают её логическое заключение, но не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, улучшение которой, в том числе, является одной из целей занятий ритмикой. Творческий педагогический подход в преподавании ритмики проявляется также в использовании элементов импровизации, позволяющей учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все виды художественной деятельности имеют глубокое влияние на растущую личность. Особенность музыкально-ритмической деятельности заключается в том, что, во-первых, музыка имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на организм детей и подростков в нестабильный период, когда эмоции часто являются главным регулятором поведения. В этом случае занятия музыкой могут стать не только средством развития музыкальных способностей (восприятия, памяти, слуха, чувства ритма), но и средством воспитания эмоций и художественной культуры [4] . Вторая особенность заключается в том, что ритмика – это синтетический по своей природе вид деятельности, который объединяет несколько видов искусств (музыку, драматизацию, пантомиму, пластику, танец) в единое художественное целое. Кроме того, занятия ритмикой основываются на привычной и увлекательной для детей игровой, творческой деятельности, поэтому очевидным является тот факт, что включение занятий ритмикой в учебный процесс помогает учащимся не только физически и эстетически развиваться, но и сглаживать интеллектуальное и психическое утомление и поднимать настроение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании / Н.Г. Александрова. –М.: Муз.отдел НКП, 1920. – 7 с.
- Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М. : Классика XXI в., 2001. – 247 с.
- Ефремова Н.И. Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра // Журнал «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств», Челябинск, № 1 (33), 2013. С. 109-114.
- Карпова С.И. Музыкальная ритмика как средство художественно-творческого развития учащихся в начальной школе / С.И. Карпова // Научный журнал «Теория и практика общественного развития», Краснодар, № 12, 2012. С. 256-260.
Источник
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.
На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.
Содержание
История создания и концепция метода
В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.
Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а еще позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (шаги Жака)!
Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.
Далькроз признавал, что его система еще не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал ее как художник, воспринимающий ее чисто зрительным путем, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.
Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.
- в 1905 году происходит открытие первого курса в стенах Женевсой консерватории.
- 1911 год — создание Института музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза.
- в 1912 в России открываются Курсы ритмической гимнастики, задуманные как филиал Института, директором стал кн. С. М. Волконский.
- метод находит широкое признание, в первую очередь в школе классического балета.
Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре
Телепередача «Ритмическая гимнастика» была крайне популярна в Советском Союзе в 80-е гг. Долгое время перед этим она была запрещена к трансляции Государственным комитетом телевидения и радиовещания, как аморальное зрелище.
Отличия ритмической гимнастики от аэробики
Литература
- Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
- E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
- Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
- Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
- Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
- Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 1-13, с.12
- C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
- Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
- «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
- «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
- Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
- Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
- Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
- Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики — «Здоров’я», Киев, 1986.
См. также
Примечания
- Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
- Викифицировать список литературы, используя шаблон <<книга>> , и проставить ISBN.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Ритмическая гимнастика» в других словарях:
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА — комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика ) используется в оздоровительных целях … Большой Энциклопедический словарь
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА — (аэробика), комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Используется в оздоровительных целях. Зародилась в США в 1960 е гг., в России с середины 1970 х гг … Современная энциклопедия
Ритмическая гимнастика — (аэробика), комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Используется в оздоровительных целях. Зародилась в США в 1960 е гг., в России с середины 1970 х гг. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ритмическая гимнастика — комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях … Энциклопедический словарь
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių pratimų, intensyvios mankštos kompleksas, apimantis ėjimą, bėgimą, šuoliavimą, lankstymąsi, mostus rankomis ir kojomis, šokio elementus, atliekamus stovint, sėdint,… … Sporto terminų žodynas
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Speciali gimnastikos rūšis – ritmiškai atliekami įvairūs mankštos pratimai. Ritminės gimnastikos teorija grindžiama 4 principais: 1) visumos; 2) įtampos ir atsipalaidavimo… … Sporto terminų žodynas
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sporto šaka – 2,5–3 min. trukmės būtinoji gimnastikos programa, kurią sudaro fizinių pratimų, atliekamų pagal ritmą, kompleksas. Ritminę gimnastiką daro vienas, du arba grupė … Sporto terminų žodynas
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sveikatos gimnastikos rūšis – lavinamosios gimnastikos pratimai, atliekami šokant pagal muziką. Ritminės gimnastikos pratybas dažniausiai lanko moterys. atitikmenys: angl.… … Sporto terminų žodynas
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА — [от греч. rhythmikos gymnastike] разновидность гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под ритмическую музыку … Психомоторика: cловарь-справочник
Ритмическая гимнастика — Разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются упражнения аэробного характера (бег, прыжки и танцевальные элементы), выполняемые под эмоционально ритмическое музыкальное сопровождение.… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Источник