Гимнастика
Сокольская система гимнастики
Одной из первых славянских комплексов физической подготовки считается сокольская гимнастика. Она сформировалась не только как вид спортивных занятий, но и активного течения за самобытность народов Австро-Венгрии. В конце 19 века начавшись с пробуждения чешского самосознания народа, территория которого входила в состав Австрийской Империи Габсбургов, это направление постепенно стало прогрессировать в различных государствах, в частности, в России. Сокольское движение в начале имело некоторую политическую подоплеку (стремление народов Австро-Венгрии к независимости), однако в целом оносформировалось в спортивную систему.
Истоки движения и особенности тренировок
Сокольская гимнастическая система, взяла символичное имя «сокол» как символ силы, храбрости, доблести, характера, напора и целеустремленности на пути к своим правам и суверенитету.
Основателем по праву считается выпускник Пражского университета, представитель чешской буржуазной интеллигенции Мирослав Тырш (1832-1884), пару десятилетий являвшийся бессменным лидером этого движения. Фундаментальные понятия можно найти в написанном им труде «Основы физической подготовки», где он соединил воедино комплексы упражнений немецкой гимнастики и легкой атлетики 50-60-х годов 19 века. Оснащение инвентарем залов сокольникам помог создать первый председатель общества Индрих Фигнер.
Отличительной чертой сокольской гимнастики являлся акцент на правильность, грациозность и эстетику выполняемых движений в упражнении. В отличие от немцев и шведов, нацеленных на повтор определенного количества раз и подходов, соколы следили за внешним видом, приправляя тренировку яркой одеждой, мелодичной музыкой и гимнастической обувью. Однако, не стоит считать, что это приводило к хаотичности. Так, в последовательность входили: сначала строевые упражнения, далее — одиночные занятия со снарядами и боевые навыки, позднее тренировки в группах со снарядами и без, затем общие занятия (пирамиды), и завершающий этап — снова строевая подготовка. Для М.Тырша, вдохновленного историей и культурой эллинов, правила физкультуры Древней Греции явились базой.
Составляющие сокольской гимнастики
Согласно М.Тыршу можно выделить 4 основополагающих типа упражнений:
- без снарядов – ходьба, бег, вольные, строевые упражнения, танцы и хороводы;
- со снарядами – прыжки в длину, прыжки в высоту « атакой», с шестом в глубину, прыжки через «козла» в длину, упражнения на «коне» в ширину с ручками и без ручек, с использованием перекладин, брусьев, ходуль, лестницы, шведской стенки, канатов, скамеек, коньков, велосипеда, также использовались палки, гантели, копья, диски, ядра, кубы, мячи, молоты, скакалки, флажки, булавы;
- упражнения в группе — подвижные спортивные игры, пирамиды, парные и групповые гимнастические соревнования;
- боевые занятия — борьба, бокс, фехтование, упражнения с сопротивлением.
Влияние на развитие в России
Соколы внесли вклад, не только в физические тренировки, но и заботились об интеллектуальном развитии населения. До них люди были либо малограмотны, либо знали только немецкий язык. А сокольцы позволили крестьянам посещать библиотеки, читать произведения на своем чешском языке. В 1889 году, спустя 14 лет после первоначальной задумки провести соревнования, и отказа австрийского правительства в их проведении, в Праге провели так называемые «сокольские слеты», турнир, который включал упражнения на различных гимнастических снарядах, соревновались между собой разные спортивные общества Австро-Венгрии. А уже в 1892 году в Нанси решили устраивать регулярные соревнования молодежи.
В Россию это направление стало внедряться чешскими учителями гимнастики. Они собирали вокруг себя кружки любителей гимнастики, которые назывались сокольскими. Так позднее в столице появилось Первое русское гимнастическое общество, а в Санкт-Петербурге – гимнастическое общество « Север». С подачи П. Столыпина название «Сокол» было разрешено к использованию, в том числе в наименовании официальных групп и сообществ. Метод таких тренировок был широко распространен в военных и в военно-спортивных училищах России. К 1914 году в 26-ти городах насчитывалось порядка 42 кружков и объединений.
В период октябрьской революции и позднее упражнения сокольской системы были запрещены, так как их идеи не совпадали с идеями советской власти. Однако идеи продолжали жить среди эмигрантов, например в Югославии.
В послевоенное время в СССР методы сокольской системы взяли на вооружение спортсмены и тренеры.
Сегодня различные термины, заимствованные у сокольцев, продолжают широко применяться в легкой атлетике и гимнастике. Используются также спортивные снаряды, формы и методы обучения, принципы судейства.
Источник
Физического воспитания. Сокольская гимнастика. Деятельность М
Сокольская гимнастика. Деятельность М. Тырша. Сокольская гимнастика берет свое начало в 60-х гг. XIX в. в Чехии. Название “сокол” означает свободу, храбрость и мужество и связано с освободительной борьбой чешского народа. Сокольское движение связано с Мирославом Тыршем (1832 – 1884), профессором истории и искусства Пражского университета. Именно им была разработана система сокольской гимнастики.
Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое распространение. Их идея заключалась “в стремлении к физическому и нравственному совершенствованию всего народа, к развитию в нем национального чувства”. С этой целью “соколы” ввели обращение к друг другу “братья”, “сестры”, занимались в единой форме.
Организаторы сокольского движения добивались внутренней дисциплины соблюдением точной формы всех движений и строгим выполнением традиций.
Периодически в Праге проводились слеты “соколов”, на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.
Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомился с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.
Цель гимнастики определяется “соколами” в самом общем виде – “укрепить и сохранить человеку здоровье, сделать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий”.
Конкретизация указанной цели в виде частных задач отсутствовала. Классификация упражнений в сокольской системе исходила из внешних признаков движений:
1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседание, стойки, наклоны и др.);
2) снарядовые упражнения (со снарядами – булавы, обручи, палки, флажки и гири и др.);
3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне);
4) групповые упражнения (пирамиды, массовые выступления, игры и т.п.);
5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).
Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Все движения, которые выглядели некрасиво, “соколы” исключали.
В методике сокольской гимнастики имелось много нового, особенно в организации и проведении занятий, массовых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.
Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.
Идеи “Сокола” быстро распространились за пределы Чехии. В Словении в 1863 г. был создан “Южный Сокол”. В том же году общество “Сокол” возникло с участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.
Гимнастика Жоржа Демени (1850 – 1917). Жорж Демени начал работать в области физического воспитания в конце XIX в., когда значительно продвинулось вперед развитие биологических наук, в том числе и физиологии.
Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому признаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.
Ж. Демени полагал, что “цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею”.
Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспитанию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих основными видами военно-прикладных движений. Иные задачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании девушек: главной целью было приобретение ими гибкости, ловкости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и грациозно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.
Ж. Демени определил семь видов спортивных упражнений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыжки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением вперед, назад или в сторону, с разбега.
Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.
1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избегать статических упражнений. Неестественность упражнений: скорость движения должна быть в обратной пропорции с движущейся массой частей тела.
2. Движения должны выполняться с полной амплитудой. Если одну мышцу напрячь до полного сокращения, то противоположные мышцы нужно расслаблять до конца.
3. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не отрывистыми и угловатыми.
4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, должны быть полностью расслабленными.
5. При разучивании упражнений необходимо переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от неизвестных к известным.
Ж. Демени предложил свой план урока и методические указания к нему. Урок состоял из 7 серий: 1-я – строевые упражнения, 2-я – движения всего тела; 3-я – подвешивание и опора; 4-я – бег и игры; 5-я – специальные движения туловища; 6-я – прыжки и игры, требующие большой траты сил; 7-я – дыхательные упражнения.
От урока Ж. Демени требовал, чтобы упражнения использовались интересные, способные гармонично развить мускулатуру занимающихся. Не следует доводить учеников до усталости, но постепенно нужно увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений.
Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, Ж. Демени адресовал свою систему упражнений для физического воспитания детей школьного возраста. Лишь для учеников старших классов он допускал упражнения военно-прикладной гимнастики (для юношей) и элементы гимнастики для девушек.
Он первый начал определять величину нагрузки: мощность и время работы.
“Естественный метод” Эбера. Жорж Эбер (1885 – 1957), один из учеников Ж. Демени, продолжил развитие прикладного направления в физическом воспитании, типичного для Франции со времен Амороса.
“Естественный метод” физического воспитания Эбера состоит из связанных между собой частей:
1) часть вспомогательно-подготовительная, состоящая из элементарных упражнений для рук, ног, туловища, упоров, висов, равновесий, подпрыгиваний, дыхательных упражнений;
2) часть основная, состоящая из “воспитательно-прикладных” упражнений, имеющая целью усовершенствовать человека с помощью восьми естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, поднимания, защиты-нападения и плавания;
3) часть вспомогательная, дополнительная, включающая спортивные игры и ручной труд.
Военный характер своей гимнастики Ж. Эбер объяснял преимуществами физической подготовленности дикаря перед цивилизованным человеком. Он пытался доказать никчемность специальной гимнастики для женщин и спортивной специализации. Ж. Эбер заявлял, что своей гимнастикой хочет устранить дефекты физического развития современного культурного человека, вызванные нездоровым образом жизни и недостатком движения.
Ж. Эбер использовал все известные естественные виды передвижений и упражнений, а также заимствовал формы физических упражнений из других систем физического воспитания.
Занятия Ж. Эбер предлагал проводить на местности, без какого-либо специального оборудования. Для занятий годилось все: деревья – для лазания, канавы – для прыжков, заборы – для перелезаний и т.п. Преподаватель, ориентируясь в обстановке, должен был изобретать нужные упражнения в различных условиях. Это не исключало искусственных препятствий, но они должны были заменять естественные при их отсутствии.
Ж. Эбер как опытный практик внес ценный вклад в развитие средств и методов физического воспитания. В свои уроки он вводил гигиенические процедуры – обтирание, души, ванны и пр. Он ввел метод систематических проверок достигнутых результатов и определения физических способностей занимающихся, разработав таблицу норм по 12 видам упражнений.
Практические рекомендации Ж. Эбера заключались в следующем.
1. Преподаватель физического воспитания в ходе упражнений должен вместе с учащимися развивать различные группы мышц. Он должен это делать с помощью таких упражнений, в результате которых он убедился лично.
2. Необходимо ежедневно создавать возможности для физического воспитания, во время занятий преподаватель должен использовать природные условия.
3. На занятиях должны выполняться упражнения на выносливость.
4. Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и на свежем воздухе.
5. Каждый урок необходимо заканчивать массажем и купанием.
Ж. Эбер ввел комплексный зачет по 12 видам по 15- балльной системе. К недостаткам Эбера можно отнести то, что он не разработал рекомендаций для занятий физическими упражнениями девочек.
Гимнастика Н. Бука. Датчанин Нильс Бук (1880 – 1950) имел гимнастическую школу в г. Оллерупе.
Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал “примитивной”, или “основной”. При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утратили эластичность и мягкость, а потому человек не способен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого и служит “основная” гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких деревенских парней так “обработать” гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению военной службы.
Как и в шведской системе, упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.
В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.
Упражнения систематизировались по следующим принципам:
1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боковых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упражнения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бегом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.
Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных положений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму.
Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:
1-я часть урока – упражнения без снарядов (12 – 30 упражнений);
2-я часть урока – упражнения на шведской стенке и буме (6 – 22 упражнения);
3-я часть урока – ходьба, упражнения в ловкости (9 – 20 упражнений). Для женщин игра с пением.
Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упражнение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. “Кривая нагрузки” урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непрерывным, слитным. Наиболее характерными чертами являлись усиленный темп и плотность нагрузки, последовательная смена одного упражнения другим. Пока выполнялось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).
Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.
Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.
Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педагогов составляли системы средств и методов физического воспитания.
Франсуа Дельсарт (1811 – 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.
Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.
Айседора Дункан (1876 – 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много последователей, которые использовали выразительную гимнастику для физического воспитания девочек.
Ритмическое направление современной гимнастики связано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака Далькроза (1865 – 1914). Он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха.
При первых же попытках “делать шаги” под музыку были найдены движения, соответствующие данной музыке. Понемногу создалась определенная азбука движений, которой овладевает ученик.
Последовательница шведской гимнастики Э. Бъеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстетическую стороны упражнений. Она стремилась физически развить учеников, помочь выработать изящество в движениях. Упражнения в ее гимнастике проводились в быстром темпе при многократном повторении, одновременно ученикам предлагалось раскрепощать мышцы, не участвующие в работе. Это позволяло сделать движения более экономичными.
Э. Бъеркстен отказалась от прямолинейных и угловатых движений шведской гимнастики, в ее упражнениях преобладали плавные, закругленные движения, взятые из ритмической гимнастики.
Можно было бы назвать много других имен, однако уже во второй половине XIX в. все больше начинают говорить о том, что для физического воспитания одной гимнастики недостаточно. Многие авторы пишут о пользе игр и спортивных упражнений.
В результате в национальные системы проникают спорт и игры, начинают проводиться спортивные состязания.
Источник