Кто был основателем художественной гимнастики

Художественная гимнастика. История возникновения

Зрелищные виды спорта нравятся всем, ну или почти всем. Сочетание грации, музыки, невероятных спортивных элементов с использованием мяча, ленты, обруча и т. д., разве можно на это не засмотреться… Да, да речь пойдёт о художественной гимнастике и о том, как она зарождалась.

Не секрет, что многие вещи, традиции, виды спорта пришли к нам из древности. Уже тогда люди пытались самовыражаться через танцевальные, ритмичные движения. Гимнастика, как система телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии, была создана и развивалась в Древней Греции. После полного забвения во времена Средневековья, гимнастика вновь начала возрождаться лишь в XIV в.

Если говорить о России, то здесь в XVIII веке преподавание физической культуры, как учебной дисциплины, ввела императрица Екатерина II. Гимнастические упражнения, наряду с танцами, преподавались в обоих отделениях Смольного института – «для благородных девиц» и «для представительниц мещанского сословия».
Много веков танец и гимнастика развивались параллельно и самостоятельно, для того чтобы на рубеже ХХ века встретиться и положить начало развитию одного из самых популярных, изысканных и зрелищных видов спорта – художественной гимнастике.

Основателями этого вида спорта в конце XIX – начале ХХ века считают: Франсуа Дельсарта, Жоржа Демени, Эмиля Жак-Далькроза и Айседору Дункан. Творчество этих людей послужило основой для возникновения в будущем художественной гимнастики.
Современная художественная гимнастика – это вид спорта, включающий в себя элементы танца, пластики, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы акробатики.
Своим рождением этот вид спорта обязан трём направлениям:

  • эстетическая гимнастика
  • ритмическая гимнастика
  • женская гимнастика
Читайте также:  Короткие шорты мужские для тренировок nike

Каждое из этих спортивных направлений внесло свою деталь: выразительность тела — это эстетическая гимнастика, танцевальные движения из женской, а музыкальное оформление — это ритмика.
А какой получился результат…

Красивейший олимпийский вид спорта, появился в далёком 1934 году в «Высшей школе художественного движения» имени П.Ф. Лесграфта в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
К его созданию причастны такие известные в то время студии: Школа пластики Зинаиды Вербовой, пластическое отделение студии «Темас» Александры Семеновой-Найпак, Петроградский институт ритма, студия художественного движения Елены Горловой и многие-многие другие. В Высшей школе имени П.Ф. Лесграфта и прошли первые уроки, основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван «художественной гимнастикой». Именно там ленинградскими педагогами был определён полный объем программного материала этого вида спорта, а также были разработаны самые первые правила соревнований.

Первыми выпускницами этой школы в 1938 году стали: Юлия Шишкарёва, Анна Ларионова, Татьяна Варакина, Ариадна Башнина, Лидия Кудряшова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева. Эти имена навсегда вписаны в историю художественной гимнастики.
Первые турниры были только городскими, известно и имя первой чемпионки по художественной гимнастике,
в 1941-м году ей стала Юлия Шишкарева.А первым мастером спорта в 1954 году стала Лилия Назмутдинова.
И только спустя семь лет гимнастки получили возможность проверить свои силы на первом чемпионате России, где первой примадонной отечественной гимнастики стала москвичка Людмила Зотова.

Лучшие гимнастки страны и сейчас ежегодно участвуют в чемпионате России. Мировое спортивное сообщество не могло не обратить внимание на новое направление в спорте и в 1963-м году был проведён первый Чемпионат мира по художественной гимнастике. Проходил он в Варшаве, а призовые места поделили Л.Савинкова, Т.Кравченко, Э.Аверкович.
Первый чемпионат мира по этому виду спорта был проведён уже только в 1963 году в Варшаве. Победительницами в нем стали, Л.Савинкова, Т.Кравченко, Э.Аверкович.
Европейские чемпионаты стали проводиться только спустя 15 лет, а ещё через 6 лет художественная гимнастика была официально признана олимпийским видом. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала Президенту ФИЖ Юрию Титову (ныне Почётный президент ФИЖ).

Считается, что список олимпийских видов спорта был пополнен именно Россией, художественная гимнастика — это наш подарок мировому олимпийскому движению.
Значимым для гимнасток был и 1967 год. Тогда в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид – соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Победила шестёрка гимнасток Советского Союза.

В любом виде спорта можно выделить наиболее сильную страну, в художественной гимнастике лидерами считаются Россия (СССР) и Болгария. Свою конкурентную борьбу эти две страны ведут с 1960 года.
Все спортсмены мечтают прославить свою страну на Олимпийских играх и гимнастки не исключение. Если отслеживать олимпийские победы в этом виде спорта, то:

  • Первой Олимпийской чемпионкой стала гимнастка из Канады Лори Фанг.
  • Первая бронза Олимпиады досталась Регине Вебер из Германии
  • 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея) Олимпийской чемпионкой стала советская гимнастка Марина Лобач из Минска
  • В 1992 году в Барселоне (Испания) чемпионкой Игр XXV Олимпиады стала Александра Тимошенко из Киева.

Отправной точкой триумфальных побед российских гимнасток стал Сидней-XXVII Олимпийские Игры-2000.
Победителями Олимпийских игр в индивидуальном многоборье стали:

  • Юлия Барсукова – XXVII Олимпиада в Сиднее
  • Алина Кабаева – XXVIII Олимпиада в Афинах
  • Евгения Канаева -ХХIX Олимпиада в Пекине и ХХХ Олимпиада в Лондоне

Огромный вклад в подготовку лидеров мировой художественной гимнастики внесли Заслуженные тренеры нашей страны – Ирина Винер-Усманова (главный тренер сборной России по художественной гимнастике), Вера Штельбаумс, Ольга Буянова, Вера Шаталина, Наталья Горбулина, Валентина Иваницкая, Наталья Тишина и многие другие.

Революционером в художественной гимнастике можно считать многократную чемпионку Европы и мира, Олимпийскую чемпионку Алину Кабаеву. Художественные образы, созданные Алиной наполненные сложными авторскими элементами, заставили мир художественной гимнастики подняться на ступеньку выше и пересмотреть требования. А болельщики и фанаты до сих пор всех сравнивают со своей любимицей.

На сегодняшний день популярность современной художественной гимнастики только растёт. Зрителей привлекает красота, ловкость и профессионализм этих хрупких девочек. Но не смотря на всю зрелищность и красоту художественная гимнастика остаётся в первую очередь спортом, в котором спортсменки способны добиться высоких достижений.

Популярность современной художественной гимнастики в мире очень высока. Стадионы и залы полны зрителей, которых привлекает уникальный характер этого вида спорта, сочетающего в себе танцевальное, акробатическое и цирковое искусство.

Однако, несмотря на всю выразительность и зрелищность, художественная гимнастика остаётся прежде всего спортом. И не просто спортом, а спортом высших достижений. Рекорды в художественной гимнастике – это максимальное проявление гибкости, координации, равновесия, вращательной подготовки, это также виртуозное владение предметом, творческое усложнение композиций, соответствие характеру, темпу и ритму выбранной музыки

Источник

История художественной гимнастики

Современная художественная гимнастика – это вид спорта, в котором содержатся элементы танца, пластики, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы акробатики, которые выполняются под музыку.

В своём становлении и развитии художественная гимнастика прошла долгий путь. Её танцевальные истоки уходят в глубокую древность, а, как известно, танец, как способ выражения эмоций и чувств, существует на протяжении всей истории человечества.

Гимнастика как система телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии, была создана и развивалась в Древней Греции. Однако в средние века гимнастика была полностью забыта. Ее возрождение как системы физического воспитания началось в XIVв. Довольно заметную роль в этом возрождении в конце XVIII- начале XIX в. сыграла Германия, где возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделялось развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян.

В России в XVIII веке преподавание физической культуры как учебной дисциплины ввела императрица Екатерина II, руководствуясь философией французских энциклопедистов-просветителей. Гимнастические упражнения, наряду с танцами, преподавались в обоих отделениях Смольного института – «для благородных девиц» и «для представительниц мещанского сословия».

Но всеобщее распространение гимнастика получила лишь на рубеже ХХ века: гимнастика появилась везде — от четырёхклассных городских училищ до частных и государственных гимназий.

На протяжении многих веков танец и гимнастика жили по своим правилам, развивались в своём темпе и ритме, чтобы встретиться на рубеже ХХ века и положить начало развитию одного из самых популярных, изысканных и зрелищных видов спорта – художественной гимнастике.

Основатели художественной гимнастики

В конце XIX – начале ХХ века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, танцевальной гимнастики Жоржа Демени, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.

Франсуа Дельсарт (1811-1871) – французский певец и драматический актёр создал систему выразительной гимнастики, которая охватывала все стороны актёрского мастерства оперных певцов: умение выразительно петь, владеть жестом, мимикой, позами.

Жорж Демени (1850-1917) – французский физиолог и педагог, доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – швейцарский композитор, профессор консерватории, создатель системы ритмической гимнастики. Далькроз создал свою систему, использую на уроках сольфеджио такой методический приём, как отхлопывание трудно дававшихся ученикам ритмических сочетаний. Эта система стала настолько популярна, что в 1910 году в городе Хеллерау профессор открыл Институт ритма. Аналогичные институты, курсы перед Первой мировой войной открылись во многих городах Европы и Америки. Не обошло это течение и Петербург — в 1912 году искусствовед Сергей Волконский открыл курсы ритмической гимнастики – почти полное подобие Института в Хеллерау.

Айседора Дункан (1977-1927) – известная американская танцовщица, открывшая новое танцевальное направление – выразительный танец в свободной пластике. Опираясь на древнегреческое искусство, изучая позы, запечатлённые на греческих вазах, Дункан отвергала строгие каноны классического балета, стремилась в танце к естественности, слитности воедино танца и музыки.

В первой четверти ХХ века в России существовало множество школ и курсов, практиковавших преподавание самых различных видов гимнастики и художественного движения. С 1925 года представители школ начали искать способы организовать обмен опытом и наладить совместную работу. Всё чаще предпринимались попытки объединения разнонаправленных школ, ритмика и пластика перестали противопоставляться друг другу. Это желание понять, осмыслить и систематизировать накопленный опыт привели к тому, что в 1934 году в Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта были приглашены руководители самых известных ритмопластических школ в стране. И в этом же году на его базе была открыта Высшая школа художественного движения. Именно этот момент и является официальным началом развития художественной гимнастики как вида спорта. Основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван «художественной гимнастикой».

В 1934 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения (ВШХД). Научить девушек раскрепощённо и изящно двигаться, свободно владеть своим телом – именно такую цель ставили перед собой создатели школы. Её первыми педагогами стали Роза Варшавская (выпускница Института ритма в Хеллерау), Анастасия Невинская (представительница Петроградского Института Ритма), Елена Горлова, Зинаида Вербова, Александра Семёнова-Найпак (бывшие руководители пластических студий), Паулина Конер (ученица нью-йоркской студии Михаила Фокина), а также ведущие мастера Мариинского театра. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики.

Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике состоялся в Ленинграде в 1938 году. Юлия Шишкарёва, Анна Ларионова, Татьяна Варакина, Ариадна Башнина, Лидия Кудряшова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева и другие стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её «генеральным штабом», во главе которого стоял первый заведующий кафедрой гимнастики и педагог Лев Орлов, обладавший тонким вкусом и прекрасно понимавший значение эстетической составляющей гимнастики.

Соревнования, правила, чемпионаты

Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде.

В них участвовали студентки института и преподаватели различных спортивных обществ. Двумя годами позже преподаватели и выпускники Института разработали первую разрядную классификацию и нормативы по художественной гимнастике. В 1941 году в Ленинграде прошел первый чемпионат города по художественной гимнастике, победителем которого стала Юлия Шишкарёва.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования – 1 Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллине. Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала Ариадна Башнина (тренер Е. Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда.

ПЕРВЫЙ КУБОК ЕВРОПЫ, ОН ЖЕ ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА

В 1961 году на Гимнастраде в Штутгарде была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. К этому был подготовлен доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ (Международная федерация гимнастики) в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу – москвичку Людмилу Савинкову – первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид – соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Победила шестёрка гимнасток Советского Союза.

На протяжении своего существования в развитии художественной гимнастики несколько стран всегда занимали лидирующие позиции. В начале появления на мировой арене (с 1960 года) это был СССР, затем Болгария (НРБ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила в основном между гимнастками этих двух стран.

Современная художественная гимнастика

Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них – художественная гимнастика – подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом.

В 1980 году после завершения Игр XXII Олимпиады в Москве на Конгрессе Международного Олимпийского комитета было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала Президенту ФИЖ Юрию Титову (ныне Почётный президент ФИЖ).

В 1954 году художественная гимнастика была представлена в программе ХХIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). К сожалению, в олимпиаде не смогли принять участие ведущие спортсменки – гимнастки социалистических стран.

Первой Олимпийской чемпионкой стала гимнастка из Канады Лори Фанг. Первым олимпийским призёром в художественной гимнастике в Германии стала Регина Вебер, завоевавшая на Олимпиаде бронзовую медаль.

Настоящий же дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала советская гимнастка Марина Лобач из Минска.

В 1992 году в Барселоне (Испания) чемпионкой Игр XXV Олимпиады стала Александра Тимошенко из Киева. В 1996 году в Атланте на Играх XXVI Олимпиады художественная гимнастика была представлена уже двумя дисциплинами: соревнованиями по многоборью в индивидуальных и групповых упражнениях.

Начиная с XXVII Олимпийских Игр, состоявшихся в Сиднее в 2000-м году, российские спортсменки не отдавали олимпийское золото. Победителями Олимпийских игр в индивидуальном многоборье стали:

Юлия Барсукова — XXVII Олимпиада в Сиднее

Алина Кабаева — XXVIII Олимпиада в Афинах

Евгения Канаева -ХХIX Олимпиада в Пекине и ХХХ Олимпиада в Лондоне

Одна из самых ярких страниц в развитии художественной гимнастики связана с именем многократной чемпионки Европы и мира, Олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. Став уже в 15 лет абсолютной чемпионкой Европы среди взрослых (1998 год), она является единственной гимнасткой в мире, вписанной в Книгу рекордов Гиннесса. С её именем в значительной степени связаны революционные изменения в художественной гимнастике, произошедшие в 90-х годах ХХ века.

Благодаря выступлениям Алины весь мир увидел динамичную художественную гимнастику, с оригинальными авторскими, координационно сложными элементами, артистично выполненными под музыку и создающими выразительный художественный образ.

Вместе со своим тренером Ириной Александровной Винер-Усмановой Алина создавала программы повышенного уровня сложности. Вслед за ней практически все гимнастки начали усложнять свои программы и технический комитет ФИЖ был вынужден отразить это в своих требованиях. Так, в правилах соревнований 2001-2004 основной акцент был сделан на усложнение элементов всех структурных групп.

Успешное выступление российских спортсменок на всех мировых первенствах и Олимпийских играх свидетельствуют о том, что в России сложилась научно-обоснованная система подготовки высококвалифицированных гимнасток, которая обеспечивает удержание лидирующих позиций.

Огромный вклад в подготовку лидеров мировой художественной гимнастики внесли Заслуженные тренеры нашей страны – Ирина Винер-Усманова (главный тренер сборной России по художественной гимнастике), Вера Штельбаумс, Ольга Буянова, Вера Шаталина, Наталья Горбулина, Валентина Иваницкая, Наталья Тишина и многие другие.

Популярность современной художественной гимнастики в мире очень высока. Стадионы и залы полны зрителей, которых привлекает уникальный характер этого вида спорта, сочетающего в себе танцевальное, акробатическое и цирковое искусство.

Однако, несмотря на всю выразительность и зрелищность, художественная гимнастика остаётся прежде всего спортом. И не просто спортом, а спортом высших достижений. Рекорды в художественной гимнастике – это максимальное проявление гибкости, координации, равновесия, вращательной подготовки, это также виртуозное владение предметом, творческое усложнение композиций, соответствие характеру, темпу и ритму выбранной музыки.

  • Контактный телефон: +7 (495) 255-74-45
  • E-mail: info@rgcenter.ru
  • Карточка компании: АНО «Центр спортивного развития «ЦХГ1»

Все права защищены. Перепечатка и использование материалов rgcenter.ru возможно только с письменного разрешения и при наличии активной ссылки на источник.

АНО «Центр спортивного развития «ЦХГ1»
ИНН 7751147017
КПП 775101001
ОГРН: 1187700013456
Юридический адрес: 108811, город Москва, поселение Внуковское, улица Анны Ахматовой, д.20, кв.278

Источник

Оцените статью