Рабочая программа дополнительного образования по художественной гимнастике
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий упражнениями художественной гимнастики развиваются музыкально-пластические способности, а в процессе игрового общения детей с музыкой через движения – двигательные навыки и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 25 «Незабудка»
140250, Московская область, Воскресенский район,
п.г.т. Белоозёрский, улица Молодёжная, дом 37. Телефон/ факс (496) 44-85-7-24 e-mail NEZABUDKAMDOU25@yandex.ru
Рабочая программа по художественной гимнастике
для детей 5-7 лет
на основе программы «Гимнастика для детей 5-7 лет»
Л.Г. Верхозиной, Л.А. Заикиной
Разработал инструктор ФИЗО
Захаренко Ирина Викторовна
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.
Одной из форм физического воспитания дошкольников в детском саду является спортивно-оздоровительный кружок по художественной гимнастике.
Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий упражнениями художественной гимнастики развиваются музыкально-пластические способности, а в процессе игрового общения детей с музыкой через движения – двигательные навыки и умения.
Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формированию правильной осанки красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, возрастает благотворное влияние на сердечнососудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервную системы.
Занятия художественной гимнастикой в ДОУ имеют цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Данная программа вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч), стилем хореографии, элементами танца. В основу программы легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Гимнастика – одно из самых действенных и универсальных средств физического воспитания.
Дети наше будущее, а будущее надо беречь. Что может быть более прекрасным, если будущее будет эстетически воспитанным, гармонически развитым, физически здоровым.
1. Цели и задачи программы.
Художественная гимнастика эстетически яркий вид спорта, в Олимпийскую систему видов спорта этот вид спорта вошел в 1984 году. И получил признание всего мира. Занятия художественной гимнастики в ДОУ организуется по принципу групп начальной подготовки и имеет цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Гимнастика одно из действенных и универсальных средств физического воспитания. Обучение упражнениям художественной гимнастики это прежде всего педагогический процесс.
На занятиях художественной гимнастики решаются следующие задачи:
- Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма детей:
- формирование двигательных способностей детей;
- воспитание физических качеств (гибкость, ловкость, равновесие).
- Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма детей:
- укрепление физического и психического здоровья детей.
- Воспитательного воздействия:
- воспитание эстетических, нравственных, волевых качеств ребенка.
2. Основные средства и методические особенности программы.
Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.
В зависимости от характера физических упражнений средства можно разделить на следующие подгруппы:
- упражнения общей физической подготовки;
- упражнения специальной физической подготовки;
- упражнения хореографии;
- упражнения ритмики;
- упражнения акробатики;
- упражнения без предмета;
упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка) – броски, ловля, перекаты, вращения, махи. Упражнения с предметами — ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.
3. Методические особенности проведения занятий.
Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастики построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Принцип сознательности и активности — сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Преподаватель должен точно и доступно формировать музыкально — двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, рисунков, схем.
Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально — двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий. Процесс обучения упражнениям художественной гимнастики условно можно разделить на три этапа: I этап – начальное обучение новым упражнениям; II этап – углубленное разучивание; III этап – закрепление упражнений.
Обучение на I этапе направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения.
На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой.
III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.
4. Структура занятия художественной гимнастики.
Основной формой организации учебной работы в художественной гимнастике является занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся, определенная длительность, строгая регламентация заданий.
Каждое занятие вне зависимости от места его проведения должно иметь три части — подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная часть — занимающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.
Основная часть — решаются главные задачи, т.е. выполняются элементы и упражнения присущие художественной гимнастики.
Заключительная часть — выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху.
В каждом отдельном занятии художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.
Общее количество часов по программе – 36 часов
5. Характеристика действий с предметами и методика обучения им на занятиях по художественной гимнастике
Для эффективного использования действий с предметами как составной части двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо, прежде всего, знание содержания и структуры, доступных детям приемов, способов владения мячом, скакалкой, обручем и особенностей их формирования.
Упражнения с мячом .
Упражнения с мячом развивают точность движений во времени и пространстве, ловкость, силу мышц плечевого пояса и рук, способствуют совершенствованию чувства ритма. Упражнения дополняются танцевальными движениями , музыкой что способствует эстетическому развитию детей. Для упражнений с мячом использовать мяч среднего размера ( диаметр 8 — 12 см. ).
Прокат по рукам.
И. п. — о. с., руки вперед, мяч на ладонях.
1-2 — подъем рук вверх на 45 градусов прокат мяча к груди,
3-4 — опустить руки вниз на 90 градусов прокат мяча к ладоням. Руки прямые при прокате.
Броски мяча двумя руками вверх и ловля двумя.
И. п. — о. с., опустить руки вниз вперед, мяч на ладонях.
1-2 — бросок мяча вверх,
3-4 — ловля двумя руками. Руки прямые при выполнении движений.
Броски мяча над головой по дуге.
И. п. — полуприсед, руки в стороны, локти слегка согнуты, мяч на правой ладони, туловище слегка наклонено вправо.
1 — выпрямляя туловище и ноги, мах правой рукой влево — вверх с броском мяча над головой,
2 — левой рукой, слегка поднимаемой вверх, встречают мяч и приняв его кончиками пальцев, передают на ладонь, опускаясь в сторону- вниз, туловище слегка наклоняют влево, полуприсед.
Броски под руку.
И. п. — левая рука вперед, правая рука с мячом в сторону.
1 — дугой книзу мах правой рукой влево- вперед с броском мяча под левую руку,
2 — поймать мяч на правую ладонь снизу и вернуть руку в и. п. махом книзу. Ноги слегка пружинят.
Отбивание мяча двумя руками..
И. п. — мяч лежит на ладонях, руки вперед, полуприсед.
1 — руки слегка поднять вверх, ладони повернуть с мячом вниз,
2 — руки плавно удаляются от мяча, бросок мяча к полу,
3 — при подлете мяча вверх поймать двумя руками с боков,
4 — счет 2, 5 — счет 3, и т. д.
Отбивание одной рукой.
Также как двумя руками, можно перед телом, сбоку, вертикально
И. п.- руки в стороны, мяч на правой ладони.
1-3 — бросив мяч к полу справа в боковой плоскости, три отбива правой рукой, 4 — поймать мяч на ладонь правой снизу.
Упражнение со скакалкой .
Упражнения способствуют развитию физических качеств – ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота.
Махи и круги в лицевой плоскости.
И. п. — руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке.
1 — мах скакалкой влево,
3 — махом влево передать скакалку в левую руку,
5-8 — повторить упражнение другой рукой.
Круги и махи в боковой плоскости.
И. п.- правая рука ( со скакалкой сложенной вдвое ) вперед, левая в сторону. 1 — слегка пружиня и сгибая локоть, мах скакалкой назад справа,
2 — повторить движение в обратном направлении,
3 — сгибая локоть средний круг скакалкой книзу — назад,
5-8 — повторить движение в обратном порядке. То же с другой руки.
Круги в горизонтальной плоскости.
И. п.- руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке.
1-3 — поднимая правую руку вверх и слегка сгибая локоть, три малых круга скакалкой над головой влево (круги кистью),
4 — выпрямляя руку, мах скакалкой влево,
5-8 — то же вправо.
Прыжки с одной ноги на другую.
И. п. — скакалка сзади, концы ее в обеих руках.
1 — вращая скакалку вперед, прыжок толчком левой на правую, согнув левую назад,
2 — шаг левой назад. Вращение скакалки замедленное, движение ног
на счет 1- 2 — выполняется за одно вращение скакалки.
И. п. — скакалка впереди, концы в обеих руках. Прыжки толчком правой на левую, вращая скакалку назад.
Прыжки ноги вместе скакалка впереди (сзади).
И. п.- скакалка сзади, концы в обеих руках. Прыжок выпрямившись с промежуточным прыжком, вращая скакалку вперед и назад.
Упражнения с обручем.
Прекрасное средство для развития координации, быстрота, увеличивают силу для, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
Использовать пластмассовые обручи, размером 80 см.
Повороты обруча вертикальные.
И. п.- стойка ноги врозь, обруч вертикально вперед, хват снаружи.
1-2 — передавая тяжесть на правую ногу, левая в сторону на носок, порот обруча книзу — направо с наклоном туловища влево,
3-4 — выпрямиться, повернуть обруч направо, и. п.
5-8 — то же, что на счет 1-4, в другую сторону.
Повороты в горизонтальной плоскости.
И. п.- руки вверх, хват снаружи с боков. Выполнять повороты направо и налево до скрещивания рук.
Броски обруча двумя руками.
И. п.- руки вперед — кверху, хват обруча снаружи (с боков).
1 — сгибая локти в сторону, коснуться обручем груди,
2 — шагом правой вперед энергичным толчком выпрямить руки вперед- кверху, раскрывая кисти в конце движения — бросок,
3-4 — приставляя левую ногу, поймать обруч двумя руками снизу.
Вращение обруча на полу.
И. п.- обруч вертикально справа в лицевой плоскости, хват тремя пальцами правой руки сверху. С поворотом кисти наружу (замах) начать вращательное движение обруча внутрь резким поворотом кисти внутрь. Останавливать вращение обруча нужно захватом его кистью снаружи.
И. п.- левая нога в сторону на носок, обруч вертикально на полу справа в лицевой плоскости.
1 — левая рука лежит сверху на обруче, правая в сторону на носок, толкнуть обруч правой рукой влево,
2 — остановить катящийся обруч левой рукой, принять и. п.
Прыжки толчком двух ног обруч впереди.
И. п.- обруч горизонтально вперед, хват двумя руками сверху за передний край. Раскачивая обруч в лицевой плоскости назад и вперед, прыжки в обруч и из обруча толчком двумя.
Прыжки толчком двух ног, вращая обруч вперед назад.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-35минут. В возрасте 6–7 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 6–7 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения. На разных этапах обучения соотношение приемов показа и пояснения изменяется. Например, на начальном этапе формирования передачи мяча, когда складываются общие представления о действиях с мячом, ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснениями. Поэтому в начале обучения передаче мяча целесообразно многократно демонстрировать ее на возможно более высоком уровне. Это создает у детей общее представление об изучаемом действии с мячом.
Для сознательного отношения ребенка к действиям с предметами, необходимо после разъяснения и показа дать ему возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Например, после объяснения, что высота отскока мяча зависит от прилагаемой силы, ребенку надо дать убедиться в этом: предложить отбивать мяч, меняя высоту отскока. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями детей в действиях с мячом формируется умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
Ребенок седьмого года жизни в состоянии понять сущность упражнений с предметами. Если упражнения с предметами подбираются и проводятся с учетом возможностей каждого ребенка, они способствуют не только более быстрому формированию навыков владения ими, по также и общему развитию всех детей, как менее подготовленных, так и более сильных.
Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается.
В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу), сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Источник