Круговой метод тренировки для студентов

Круговой метод тренировки для студентов

При проведении круговой тренировки в спортивном зале или на спортивной площадке отводятся специальное места для выполнения физических упражнений – «станции». На каждой станции, если это необходимо, размещается инвентарь или оборудование для выполнения физических упражнений.

Для проведения круговой тренировки необходим стандартный инвентарь: скамейки гимнастические, скакалки, набивные мячи весом, футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, резиновые амортизаторы, гимнастические палки, маты, подвесные перекладины, гимнастические стенки. Занимаясь на открытом воздухе, можно и нужно использовать подручные снаряды камни различного веса, ядра для прыжков в длину и высоту, баскетбольные и горизонтальные лестницы и т.п. Станции располагаются чаще всего по кругу, что и послужило причиной для названия «круговая тренировка». Необходимо отметить, что способ передвижения с одной станции на другую как бы по кругу – только внешний признак круговой тренировки. Отличительными чертами круговой тренировки, характеризующие ее как относительно самостоятельную организованную – методическую форму, являются:

  • регламентация работы и отдыха на каждой станции;
  • индивидуализация тренировочной нагрузки;
  • систематическое и постепенное повышение тренировочных требований;
  • периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;
  • использование хорошо разученных упражнений.

При проведении круговой тренировки на первом занятии занимающихся распределяют на небольшие группы и разводят по станциям. Затем занимающихся знакомят с упражнениями, после чего предлагают выполнять их самостоятельно. Главное внимание при этом обращается не на количество повторений, а на правильность выполнения. При разучивании и апробировании комплексов круговой тренировки переходы со станции на станцию и упражнения на станциях выполняются по команде. При этом договариваются, что, например, по первому сигналу занимающиеся принимают исходное положение, по второму – приступают к выполнению упражнения, по третьему – заканчивают упражнение и переходят на следующую станцию и т.д.

Читайте также:  Как укоротить скакалку для художественной гимнастики

На втором занятии после подготовки станций каждый занимающийся получает карточку достижений установленного образца и заполняет ее.

После этого он занимает ту станцию, с которой начинал знакомство с комплексом на предыдущем занятии. Станция с этим номером становится первой для данного занимающегося и на все последующие занятия круговой тренировки. Главной задачей второго занятия является определение максимального количества повторений упражнений в заданное время или без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач, занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3,1/2 от максимума.

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода

1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60 % максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30-40 с). Метод этот способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-групповой, который базируется на 20-40 с выполнением простых по технике упражнений (от 50 % от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его – сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

3. Интенсивно-интервальный, используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75 % от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20 с). Цель его – сокращение времени работы при его стандартном объеме сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 с). Подобный режим развивает максимальную и «взрывную» силу, интервалы отдыха 30-40 с обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростно-силовой выносливости.

Высокая эффективность традиционно круговой тренировки не исключает и ряда недостатков. Некоторые из них заложены в самой ее идее, другие же носят организационный характер. В частности, традиционная круговая тренировка не всегда учитывает физиологические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивает лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования.

Источник

Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 02.11.2019 2019-11-02

Статья просмотрена: 4776 раз

Библиографическое описание:

Медведев, В. В. Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов / В. В. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63577/ (дата обращения: 01.10.2021).

В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на метод круговой тренировки и его место в проблеме воспитания физических качеств занимающихся. Данная методика основана на последовательном выполнении различных физических упражнений, отличающихся характером воздействия на организм. Показана необходимость оптимального подбора конкретных упражнений для учащихся.

Ключевые слова: круговая тренировка, станции, организационно-методическая форма, спортивные тренировки, интервал отдыха, метод непрерывного упражнения, метод интервального упражнения.

Метод круговой тренировки, как организационно-методическая форма занятий, впервые стала применяться вначале пятидесятых годов прошлого века. Ей предшествовала, поточная форма занятий. Сначала обращалось внимание только на подбор упражнений и многократное слитное их повторение. Постепенно стала появляться необходимость использования строго регулируемых интервалов отдыха, чему способствовали идеи интервальной тренировки. Впервые круговая тренировка как научно-обоснованный метод воспитания физических качеств, был предложен английскими учеными Морганом и Адамсоном в 1958 г. Суть метода заключалась в слитном, непрерывном выполнении различных по характеру воздействия на организм, физических упражнений.

Согласно исследованиям, проведенным Гуревичем И. А. (1985) круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов и использования физических упражнений. Она позволяет воспитывать силу, быстроту, выносливость и гибкость, комплексные формы их проявления — силовую, скоростно-силовую выносливость. Позволяет решать воспитательные задачи. При решении задач общей физической подготовки в одном комплексе рекомендуется применять упражнения различной направленности. Все вышеперечисленные требования, по мнению Гуревича И. А. (1985), характеризуют круговую тренировку как организационно-методическую форму.

В физическом воспитании применение круговой тренировки дает возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиться высокой работоспособности организма. Круговая тренировка приучает занимающегося к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывает алгоритмы двигательных действий, близких по своей структуре к спортивной или производственной деятельности. Круговая тренировка предполагает строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных по нагрузке и времени, обеспечивающих развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.

Круговая тренировка получила широкое распространение и признание не только в спортивной тренировке, но и в физическом воспитании как у нас в стране, так и за рубежом. Основная цель круговой тренировки — это эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений.

Вначале в интервалах отдыха использовались упражнения из циклических видов спорта, но исследования показали, что это недостаточно эффективно, особенно в ациклических видах спорта. Необходима самая тщательная разработка специфики применения круговой регулировки в каждом виде спорта.

Занятие в круговой тренировке ведется по нескольким станциям (места для выполнения упражнений), как бы по кругу. Занимающиеся, распределенные по небольшим отделениям, должны последовательно пройти все станции, выполнить на каждой станции назначенное упражнение. Эти специально подобранные упражнения направлены на развитие физических качеств и их комплексных проявлений. Материалом для круговой тренировки служат относительно несложные по технике выполнения движения из гимнастики, тяжелой и легкой атлетики. Движения подбираются по специальной схеме, чтобы обеспечить последовательное воздействие на все основные мышечные группы, и в то же время, дать достаточную нагрузку на внутренние органы.

При проведении круговой тренировки на первом занятии студентов распределяют на небольшие группы и разводят по станциям. В каждой группе рекомендуется четное число занимающихся. Затем их знакомят с выполняемым упражнением, после чего предлагают выполнить упражнения самостоятельно. Упражнения выполняют не торопясь, по несколько повторений. Главное внимание следует уделять правильности выполнения. При разучивании и опробовании круговой тренировки переходы со станции на станцию выполняются по команде. На втором занятии, после подготовки, молодой человек занимает ту станцию, с которой он начал работу. Затем, определяется максимальное количество повторений упражнений (МП) в заданное время (время определения МП более простых упражнений устанавливается равным 30 сек.). Индивидуальное количество повторяемых упражнений на станциях круговой тренировки устанавливается в долях от МП в зависимости отрешаемых задач.

Упражнения на станциях вместе со способами их выполнения образуют комплексы круговой тренировки, позволяют решать задачи спортивной подготовки, физического воспитания, самовоспитания студенческой молодежи.

Для развития силовых способностей студентов эффективным является метод круговой тренировки, основанный на чередовании упражнений силовой и скоростно-силовой направленности с отягощениями малого и среднего веса в сочетании с гимнастическими упражнениями на расслабление и растягивание мышечно-связочного аппарата.

Для развития координации следует подбирать упражнения на умение сочетать разные движения и умение свободно владеть своим телом в различных положениях и ситуациях.

Различают следующие основные разновидности круговой тренировки:

− по методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);

− по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);

− по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу и специализированную выносливость).

На занятиях с использованием метода круговой тренировки особое внимание необходимо уделять технически правильному выполнению упражнений, сочетанию движений с дыханием и темпом упражнений. Выполнять упражнения на 4–6 станциях. Паузы между упражнениями выдерживать по 30–35 сек, между сериями 90–180 сек. Для оптимальной, индивидуальной нагрузки и предупреждения перегрузки организма, между сериями у занимающихся необходимо измерять пульс. Интервалы отдыха следует использовать для выполнения упражнений на расслабление, легкие упражнения на мышцы антагонисты, не задействованные во время выполнения упражнений на той или иной станции.

Одновременно необходимо систематическое и постепенное повышение тренировочных требований, периодически менять тренировочные упражнений на станциях, последовательное включение в работу различных групп мышц.

Вывод. Вопросами применения круговой тренировки занимаются тренеры-практики и ученые. Разработанные ими схемы, позволяют «отдохнувшим» во время интервала отдыха мышцам периодически проявлять максимальные усилия, а также развивать физическую подготовку и силовую выносливость занимающихся.

  1. Аганянц Е. К., Бердичевская Е. М., Трембач А. Б. Очерки по физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. — Краснодар, 2001. — 204 с.
  2. Гуревич И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. — Минск: Высшая школа, 1987.
  3. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. — Минск: Высшая школа, 1985. -280с.
  4. Фалеев А. В. Силовые тренировки. Избавиться от заблуждений. — М.: ИКЦ МарТ; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 320 с.
  5. Шварценеггер А., Доббинс Б. Энциклопедия современного бодибилдинга. Пер. с англ. Остапенко Л. А. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 200 с.

Источник

Комплексы упражнений методом круговой тренировки, направленные на развитие физических качеств студентов

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Описание прохождения круговой тренировки, направленной на развитие физических качеств у студентов

Круговая тренировка включает определенное количество станций (упражнений) от 8 до 10. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма. В зависимости от числа упражнений в комплексе студентов делят на шесть — восемь групп по три — пять человек. Заранее (перед занятием) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставлю указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25х30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте. Переход от станции к станции осуществляется по часовой стрелке. Также переход и выполнение упражнения осуществляется по сигналу учителя (преподавателя). Отдых осуществляется по прохождению 1 круга (включает 8-10 упражнений). Отдых составляет от 2-3 минут.

2.Описание техники безопасности на занятиях направленных на развитие физических качеств методом круговой тренировки

1. К занятию допускаются студенты прошедшие инструктаж по технике безопасности;

2. Подготовка спортивного инвентаря к занятию осуществляется с разрешения и под руководством учителя (преподавателя);

3. При обнаружении не исправности инвентаря сообщить преподавателю;

4. При плохом самочувствии сообщить преподавателю;

5. Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя (преподавателя);

6. Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя (преподавателя);

7. Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).

8. Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя (преподавателя);

9. Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.

10. Покидать место занятий спокойным шагом.

3.Рекомендации для прохождения круговой тренировки.

При прохождении круговой тренировки нужно обязательно подготовить организм. Выполнить упражнения в беге (специально-беговые). На месте провести комплекс общеразвивающих упражнений. Разминка необходима для прохождения круговой тренировки, чтобы избежать травм. Разминка проводится с учетом упражнений включённых в круговую тренировку.

4. Комплексы упражнений направленные на развитие физических качеств у студентов

Комплекс №1 –для развития общей физической подготовке

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

2. Лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленных суставах — поднимание и опускание бедер.

3. Лежа на спине, наклон туловища вперед.

4. Лежа на животе, прогнуться в спине, подняв руки вверх.

5. Из стойки, сгибая ногу в коленном суставе, перейти в присед, другая нога выпрямлена и вытянута вперед.

6. Присед в упоре — упор лежа — упор присев.

7. Передача набивного мяча двумя руками от груди.

8. Сидя на полу, ноги врозь, передача набивного мяча партнеру из-за головы.

9. Прыжки на двух ногах через гимнастическую скамейку, стоя лицом к ней.

10. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней.

Комплексы № 2 — для развития общей физической подготовке

1.Широкая стойка ноги врозь, круговые движения руками вперед и назад.

2.Стойка на одной ноге, высокий мах прямой ногой вперед-вверх.

3.Вис спиной к гимнастической стенке, поднимание прямых ног до положения прямого угла.

4.Приседание с партнером с опорой о гимнастическую стенку.

5.Партнеры стоят лицом друг к другу, один бросает мяч от груди, другой катит его по полу.

6.Партнеры сидят спиной друг к другу, быстро передают мяч.

7.Прыжки на носках, ноги вместе.

8.Скакалка сложена пополам в одной руке, прыжки в приседе.

9.Лежа на спине, энергично поднять ноги вверх и достать руками стопы.

10.Лежа на животе, прогнуться в спине, стараясь достать руками ноги.

Комплексы № 3- для развития общей физической подготовке

1. Лежа на спине, энергично поднять ноги вверх, достать руками стопы.

2. Сед на пятках, прогнувшись «упасть» вперед — «лодочка»,

3. Упор присев — кувырок вперед — упор присев.

4. Упор присев — кувырок назад — упор присев.

5. Лазанье по канату с помощью ног.

6. Лазанье по канату без помощи ног.

7. Партнеры в седе ноги врозь лицом друг к другу, взявшись за руки, помогают друг другу наклонять туловище вперед-назад.

8. Партнеры в седе спиной друг к другу, прямые руки подняты вверх, наклоны вперед с опорой о спину

9. Вис на брусьях, ноги согнуты в коленных суставах — подтягивание.

10.Упор на брусьях, передвижение вперед на руках с помощью маха ногами.

5.Направленность комплексов упражнений, способствующих развитию физических качеств у студентов

Данные комплексы направлены на развитие физических качеств у студентов в физкультурно – спортивной деятельности. Подготовить студентов к профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Источник

Оцените статью