Круговая тренировка как организационно педагогическая форма занятия

Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий в ДОУ
опыты и эксперименты по физкультуре (подготовительная группа) на тему

С помощью метода круговой тренировки можно разнообразить занятия по физкультуре в ДОУ и решить определенные задачи по физическому развитию детей. Такие занятия для детей интересны, возникает азарт, также ребенок самостоятельно решает двигательные задачи и самостоятельно следует заданному двигательному алгоритму.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_po_fizkulture_v_dou_po_metodu.docx 22.17 КБ

Предварительный просмотр:

как организационно-методическая форма занятий в ДОУ

Что такое круговая тренировка?

Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполняются занимающимися как бы по кругу.

Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел БД. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий.

Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума.

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:

1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода — постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 — 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 — 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 — 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.

3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 — 20 с, а интервалы отдыха остаются полными

(до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.

Б.А. Наумов (1965) считает, что сущность метода круговой тренировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количестве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудности и интенсивности. Он предполагает применять два принципа изменения нагрузки в занятиях:

-многократное повторение мышечной работы, при которой происходит формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают изменения в сердечнососудистой, дыхательной и других системах, способствующие увеличению работоспособности в целом;

— постоянное повышение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период.

В качестве средств КТ могут быть использованы самые разные упражнения в зависимости от конкретных задач, которые следует решать, а так же от специфики избранного вида спорта.

Круговая тренировка может в очень большой мере способствовать воспитанию дошкольников. Применение этой формы значительно повышает дисциплину на занятие у дошкольников. Одновременно круговая тренировка с индивидуальным определением нагрузки характеризуется подлинно разумной тренировочной атмосферой. Ни один из воспитанников не перегружается, так как каждый упражняется на своей «станции» согласно своей индивидуальной нагрузки.

Не маловажно и то, что на занятии никто не заставляет их выполнить больше, чем они в состоянии сделать. Простота упражнений на каждой тренировочной станции позволяет любому ребенку испытывать, радость успеха при выполнении упражнения. Если инструктор физической культуры сумеет передать воспитанникам свое увлеченное отношение к круговой тренировке, то он тем самым поддержит их заинтересованность в целеустремленном продолжении занятий по однажды выбранном комплексу упражнений.

Круговая тренировка в большей мере способствует воспитанию самостоятельности и активности.

При планировании и проведении занятия по физической культуре или тренировочного занятия инструктор по физической культуре или тренер должен учитывать определенные педагогические принципы и соблюдать некоторые основные требования для обеспечения диалектического единства воспитания и образования. Это относится, в частности, к организации и проведению круговой тренировки на занятиях физической культуры или тренировочных занятиях. Занятия по системе круговой тренировки могут весьма эффективно способствовать развитию основных физических качеств, а также давать хорошие результаты в воспитании занимающихся. Основные положения, выраженные в форме безусловных, категорических требований, помогают избегать ошибок в организации, методическом оформлении и проведении занятий. Например, исходя из той непреложной истины, что занятия по системе круговой тренировки должны, прежде всего, служить укреплению здоровья упражняющихся.

Занятие по форме круговой тренировки проводится в подготовительных к школе группах и старших группах. Упражнения воспитанники выполняют самостоятельно, но под контролем инструктора по физкультуре, таким образом, каждый ребенок сам контролирует нагрузку и выполняет столько повторов – сколько может. Круговая тренировка адаптирована для дошкольников, всего дети выполняют 2-3 круга с частой сменой станций.

В подготовительных к школе группах задачи круговой тренировки были следующие:

  1. Укрепить здоровье воспитанников
  2. Вызвать положительные эмоции от выполнения физических упражнений
  3. Укрепить мышцы ног, живота, спины

Для занятия по форме круговой тренировки были разработаны следующие упражнения на каждый этап:

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч по кругу поточно без остановки.

Упражнение на мышцы спины. Лежа на животе одновременно поднять прямые ноги и руки вверх и удержать на весу.

Упражнения на мышцы живота. Лежа на спине, в руках мягкий модуль, руки вверх – перейти, в положения седа.

Упражнения на мышцы ног. Зашагивание на гимнастическую скамейку.

В старших группах задачи круговой тренировки были следующие:

  1. Укрепить здоровье воспитанников
  2. Вызвать положительные эмоции от выполнения физических упражнений
  3. Укрепить мышцы живота
  4. Совершенствовать двигательные навыки (отбивание мяча от пола, прыжки через скакалку)

Для занятия по форме круговой тренировки были разработаны следующие упражнения на каждый этап:

Упражнения на мышцы живота (верхний отдел мышц живота). Из положения, лежа на спине перейти в положение седа, в руках мягкий модуль.

Отбивание мяча одной рукой от пола.

Упражнения на мышцы живота (нижний отдел мышц живота). Из положения, лежа на спине поднимать прямые ноги вверх с зажатым модулем.

Источник

Характеристика круговой тренировки как организационно методическая форма развития физических качеств.
учебно-методическое пособие (11 класс) на тему

Теоретический материал : Характеристика круговой тренировки как организационно

методическая форма развития физических качеств.

Скачать:

Вложение Размер
k_prezintatsii_teoriya.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика круговой тренировки как организационно
методическая форма развития физических качеств.
1.1 Понятие содержание «круговой тренировки»

Круговая тренировка — многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом.

В соответствии с применяемым методом нагрузки используется

-элементарные, технически простые упражнения,

— составляют тренировочные комплексы

— с последовательной и постепенной заменой упражнений

— с полным обновлением комплекса в течении месяца.

При этом соблюдаются

Практика показала, что

однообразные нагрузки замедляют развитие таких физических качеств, как

Нагрузка должна быть

волнообразной: то возрастать, то снижаться ,

но при этом быть

— постоянно и постепенно возрастающей.

Чередование различных нагрузок создает благоприятные условия для роста результатов и восстановления работоспособности организма .

Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей.

Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Круговая тренировка представляет собой

организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями,

направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств

.
1.2 Варианты метода круговой тренировки на уроках физической культуры.

Выявляются несколько вариантов метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях:

  1. Метод непрерывного упражнении.

2. Метод интенсивного интервального упражнения.

3. Метод повторного упражнения.

4. Метод экстенсивного интервального упражнения

1. Метод непрерывного упражнения . Учащиеся проходят круг и без остановки на отдых продолжают проходить комплекс упражнений повторно. Количество кругов и нагрузки зависит от возраста и особенностей учащегося.

Применяется для развития

-общей и силовой выносливости.

2. По методу интенсивного интервального упражнения.

Он рассчитан на совершенствования

— специальной силы
— скоростной и силовой выносливости.

Продолжительность однократной работы – от 30с до 2мин.

Интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уровня 120-130уд/мин и составляет в среднем 2-3мин. С повышением тренированности они сокращаются до 1-1,5мин.

3. По методу повторного упражнения .

Его предлагают использовать для развития

— максимальной и скоростной выносливости

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95— 100%.

Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Упражнения выполняются сериями.

Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.).

4. Метод экстенсивного интервального упражнения . Применяются для

-совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости,

Раскроем один из наиболее часто применяемых методов в общеобразовательных учреждениях (экстенсивно-интервальный метод)

Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока.

Сущность его заключается в том,

что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время — по 30 секунд.

Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств — силовую выносливость, скоростную силу.
• Интенсивность работы 50—60% от максимальной мощности в ациклических упражнениях и 60—80% в циклических. ЧСС во время работы находится на уровне 160—180 уд/мин.
• Продолжительность однократной работы 45—90 с. Однако, это не исключает применения продолжительных нагрузок (2—3 мин ) Установлено, что они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и весьма эффективны для развития специальной выносливости.
• Интервалы отдыха могут быть от 45—90 с и до 1—3 мин. Сигналом к окончанию отдыха может служить уменьшение ЧСС до 120—130 уд/мин.
• Характер отдыха: активный — легкий бег трусцой, ходьба.

1.3 Средства, используемые на круговой тренировке

Средствами для круговой тренировки могут быть самые разнообразные

— технически не сложные.

Они могут быть циклическими и ациклическими

Упражнения подбираются в зависимости от

-двигательных возможностей учащихся

— и с учетом двигательных качеств и двигательных навыков.

В круговой тренировке широко используются такие упражнения как:

-прыжки через скакалку,

-сгибание, разгибание рук

— сед из положения лежа.

— поднимание, опускание туловища, ног, как из положении виса, так и из положении лёжа, и др.

— упражнения могут выполняться на снарядах (брусья, перекладина, кольцах, лазанье по канату, бревно)

-используется инвентарь: набивные мячи, гантели, штанги, резиновые амортизаторы и др.

-медико-биологические средства(режим, личная гигиена, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря, гигиеническое обеспечение мест занятий.)

Средствами психологического воздействия на уроках физической культуры является музыка.

Комплексное использование выше перечисленных средств -необходимое условие эффективного решения задач в процессе урока по круговой тренировке.

2.1 Факторы определяющие воздействия физических упражнений на занимающихся

В формировании развивающейся личности принимают участие множество факторов. Одни из этих факторов имеют

Бесспорным является то, что социальное и биологическое воздействие оказывает огромное влияние на формирование развивающейся личности, развитие физкультурных способностей, достижение высоких результатов в спорте.

Подростковый и юношеский возрастные периоды характеризуются

глубокими биологическими изменениями всех систем организма:

— усиливается темп роста,

-повышается интенсивность обменных процессов,

— увеличивается потребление кислорода,

— значительно изменяется регуляция соматических и вегетативных функций .

Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют использования других форм и содержания педагогических воздействий, соответствующих его возрастным возможностям. Как показывают исследования, значительные изменения количества взаимосвязей между системами организма как у девочек, так и у мальчиков, наблюдаются в
период полового созревания

2.2 Особенности круговой тренировки на уроках физической культуры.

Одна из важнейших особенностей урока по методу круговой тренировки

— четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.

-составляют комплекс из 6 — 12 относительно несложных упражнений.

-упражнение должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса.

-простота движений ( позволяет повторять их многократно .)

-выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений

Влияет на развитие определенных двигательных качеств.

Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма

Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ).

2.3 Организация учащихся на уроке физической культуры по методу «круговой тренировки»

Школьный урок по методу «круговой тренировки» в любом разделе программы вызывает интерес у учащихся. Используются такие уроки, начиная с IV-V классов. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса, с учетом полового состава класса, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.

Направлен такой урок главным образом на

комплексное развитие физических качеств в единстве с закреплением и совершенствованием усвоенных двигательных качеств.

К «Круговой тренировке» прибегают как правило в основной части урока.

1. Ученики делятся на группы примерно одинаковой подготовленности. В каждой группе есть ответственный (командир группы)

2. Группы размещаются на нескольких 6-12 «станциях» Размечаются места (станции) для выполнения упражнения с необходимым оборудованием, у каждой «станции» ставят указатель с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте. «Станции» располагаются «по кругу», «прямоугольнику», «квадрату» используя все возможности спортивного зала или площадки

3. На всех «станциях» одновременно под общим руководством учителя выполняются заданные упражнения с индивидуальным нормированием и в тоже время относительно одинаковой дозировкой.

4. Упражнения распределяются так, чтобы обеспечить чередование нагрузки на основные группы мышц (ноги, руки, спины, брюшного пресса, общее воздействие)

5. По команде учителя или самостоятельно по мере окончания упражнения ученики переходят от «станции» на другую, пока не пройдут весь круг.

Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.

Исходя из обобщения опыта, можно рекомендовать в учебном году 16 -18 занятий по методу круговой тренировки. Ориентировочное распределение их в году может быть таким:
I четверть — на 4 -5 уроках,
II четверть — на 4 — 5 уроках,
III четверть — на 3 — 4 уроках,
IV четверть — на 3 — 4 уроках.

Источник

Читайте также:  Тыквенные семечки перед тренировкой
Оцените статью