Критерии оценки техники физического упражнения эффективность универсальность точность

Педагогические критерии эффективности техники физических упражнений.

Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми. Эффективность того или иного критерия обусловлена мерой его соответствия характеру двигательного действия, этапу обуче­ния и уровню физической подготовленности учеников.

1.критерий — результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2.критерий — параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандратная техника отражает типологические особенности обучающихся (см. «Типо­вая индивидуализация техники»). При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими. На­пример, при оценке техники циклических видов физических уп­ражнений (ходьба на лыжах, плавание и др.) следует ориентиро­ваться на величину расстояния, которое преодолевается за один шаг (гребок). Информативность подобного критерия подтвержде­на специальными исследованиями (М. А. Годик). При оценке эффективности техники исполнения приемов в играх, единоборст­вах и подобных видах физических упражнений приходится ори­ентироваться не на соответствие их принятым стандартам, а на результативность в конкретной ситуации. Однако высокая вариа­тивность этого показателя требует многократных наблюдений и не позволяет сравнивать эффективность техники при разном уров­не подготовленности.

Читайте также:  Тренировки с танцевальными движениями

3.критерий — разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо: 1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии; 2) знать, от уровня развития каких физических способностей зависит прежде всего результативность в данном действии; 3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей; 4) высчитать воз­можный результат при данном развитии способностей; 5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4). Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже — не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать физические способности, во втором — улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии. (В учебнике «Спор­тивная метрология» раскрывается методика соответствующих рас­четов и приводятся примеры специальных таблиц, с помощью которых определяется эффективность техники спортсменов.)

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 36 | Нарушение авторских прав

Источник

Критерии оценки техники физического упражнения эффективность универсальность точность

Рейтинг:

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп.

Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Пространственно-временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения – тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (силатяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.

Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений. Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер-компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений – кумулятивно-хронический эффект. Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).

В физическом воспитании главный смысл обеспечения долговременного кумулятивного эффекта упражнений заключается в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения – значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

– во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

– во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

– в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни – от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

Источник

4.Оценка техники физического упражнения

При оценке уровня сформированности любого двигательного умения и навыка предлагается учитывать незначительные, значительные и грубые ошибки.

Незначительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стан­дартной техники (образца), которое не нарушает основу общеприобретенной биодинамической структуры движений; незначительные ошибки в де­талях техники упражнений, которые не снижают качества показателя этого движения;

За незначительные ошибки оценка может быть снижена на 1 — 2 балла.

Значительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стан­дартной техники, которое не изменяет биодинамической структуры дви­жений, но снижает количественные показатели или увеличивает время для выполнения упражнений. Значительное отклонение в деталях техники фи­зических упражнений, которое снижает количественные показатели или увеличивает время на освоение этого двигательного действия;

За значительные ошибки оценка может быть снижена на 3-6 баллов.

Грубые ошибки характеризуются значитель­ными отклонениями от основ и деталей техники, которые препятствуют фор­мированию основного двигательного стереотипа (навыка) и отрицательно отражаются на результативности этого упражнения;

За грубые ошибки оценка может быть снижена на 7 — 9 баллов.

В соответствии с фазами формирования двигательного навыка выде­лены три основных уровня освоения движения: низкий (умение), средний (навык-репродукция), высокий (вариативный навык). Им предшествует со­стояние «предумение», когда уже сформировано определенное представ­ление о движении, но оно выполняется учащимися с грубыми ошибками, искажающими технику. В основу критериев оценки двигательных умений и навыков положены показатели, сложившиеся в методике физического воспитания.

Источник

Техника физических упражнений: определение, основы и детали техники, фазы, критерии оценки техники

Техника физических упражнений — способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с большей эффективностью.

Основа техники — совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательных задач движений.

Основное звено техники — это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Детали техники — это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основу техники).

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники: 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники; 3) разница между реальным результатом и возможным.

Эффекты упражнений, нагрузка и отдых как компоненты упражнений.

Эффект физических упражнений (ближайший и следовой) определяется его содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Ближайший эффект – процессы, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и изменения функционального состояния организма, возникающие к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовой эффект упражнения — отражение воздействия упражнения, остающегося после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики восстановительных процессов.

Кумулятивный эффект системы упражнений выражается в адаптации (приспособление), тренированности, повышении физической подготовленности.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений — кумулятивно-хронический эффект.

Нагрузка — это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Нагрузка бывает: 1) стандартной — одинаковой по своим внешним параметрам (скорости, темпу движений и др.); 2) переменной (вариативной) — изменяющейся в ходе выполнения упражнения.

Непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих способностей.

Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившегося в результате работы.

В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают типы интервалов отдыха: 1) субкомпенсационные (неполные); 2) компенсационные (полные); 3) суперкомпенсационные (экстремальные); 4) постсуперкомпенсационные.

При субкомпенсационном (неполном) типе интервала отдыха очередное выполнение упражнения приходится на период более или менее значительного недовосстановления работоспособности.

Компенсационный (полный) ординарный тип интервала отдыха обеспечивает восстановление работоспособности до исходного уровня. У занимающихся, появляется чувство готовности к работе. Подобные паузы отдыха, применяются при развитии мышечной силы, быстроты и ловкости. Они дают возможность поддерживать высокую скорость бега, точность передач и силу удара по мячу в футболе, заданный темп в гребле и т.д.

Суперкомпенсационный (экстремальный) тип интервала отдыха — это такой, при котором очередное выполнение упражнения совпадает с фазой повышения работоспособности. В этом случае у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению следующего задания. Выполнение работы в фазе повышенной работоспособности содействует развитию в основном тех же качеств, что и при полных интервалах отдыха. У разных лиц в зависимости от их физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин).

Постсуперкомпенсационный (длинный)тип интервала отдыха, при котором очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдущего выполнения задания почти утрачены. Эффект, достигнутый с помощью того или иного интервала непостоянен. Он изменяется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода.

По своему характеру отдых может быть: 1) пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности); 2) активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление (например, в беге — спокойная ходьба, в плавании — неторопливые движения в воде и т.п.).

Смешанный (комбинированный) отдых — это сочетания активного и пассивного отдыха.

Источник

Оцените статью